Доклад функциональная грамотность школьников актуальные проблемы и пути их решения

Обновлено: 08.07.2024

Шокимова С.А

старший преподаватель кафедры иновационных технологии и методики преподавания

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Практика доказала неэффективность существующей долгие годы предметной или дисциплинарной модели содержания образования, ориентированной на знания. Именно поэтому ключевым ориентиром для совершенствования качества образования должен стать Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы, утверждённый Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года.

Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования ряда государств Европы и Азии, в частности Республики Казахстан.

Это обусловлено характеристиками личности, среди которых: восприимчивость к проблеме (их опознавание, обнаружение), беглость (быстрота генерирования различных идей), гибкость (легкость переключения способов решения проблемы), оригинальность (усовершенствование объекта, новые решения, идеи), нонконформизм (нетрадиционные стратегии решения проблемы), антиципация (прогнозирование, предвидение способов решения проблемы) [1].

Следовательно, под жизненно важными задачами и проблемами можно понимать задачи межпредметного содержания. В теории обучения естественнонаучных дисциплин к такого рода задачам относятся упражнения, в которых используют знания и умения учащихся по двум или нескольким предметам [3].

У учащегося должно быть сформировано обобщенное умение решать задачи, выявлено что учащиеся, владеющие обобщенными методами решения задач, при соответствующем обучении смогут грамотно решать любые практически значимые задачи с использованием естественнонаучных знаний, Навыки формирования решения задач начинается в процессе решения задач по конкретной теме, затем идет обобщение его и пополнение обобщенной структуры конкретным содержанием.

Решение задач любого вида (по учебному предмету или жизненно важных задач и проблем) - это сложный процесс, включающий мыслительную деятель­ность учащихся, актуализацию и применение знаний либо по образцу, либо в сходных ситуациях, либо предполагает перенос. Процесс переноса, который заключается в том, как учащийся воспроизводит и использует ранее усвоенные знания, приемы (перестраивает их или нет, выбирает нужные знания, приемы из других и т.д.), какие при этом процессы умственной деятельности он осуществляет на заданном материале (его анализ, обобщение и др.).

Таким образом, проблема развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения естественно научных дисциплин, на мой взгляд, должна быть реализована в аспекте формирования умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых ситуациях (перенос). По мнению учителей математики, существуют проблемы, которые мешают доброкачественному развитию математической грамотности:

• низкий уровень вычислительных навыков;

• отсутствие практической направленности в математике (дефицит практико-ориентированного подхода в обучении);

• репродуктивный метод в преподавании (натаскивание на решение по аналогии);

• неумение организовать свой домашний учебный труд, ответственность за выполнение д/з;

• формальное изучение геометрии, как предмета формирующего пространственное мышление;

• невосприятие учащимися необходимости заучивания основ теоретических понятий (формул, правил, теорем и т.д).

Сегодня, необходимо ориентировать образовательные программы на результат, который делает квалификации сравнимыми и прозрачными, поэтому на смену традиционным методам проверки знаний и умений должны прийти другие, позволяющие оценивать компетентность, то есть способность практически применять знания при решении профессиональных задач. В этом отношении представляется исключительно важным опыт международного исследования достижений школьников PISA (Programme for International Student Assesment), в котором оценивается именно уровень компетентности.

По мнению учителей предметников, наши подростки знают школьную программу по биологии, но не понимают, что такое ГМО. Они неплохо производят вычисления, но легко поддаются на манипуляции со статистикой.

По уровню естественнонаучной грамотности мы оказались не на высоте, равно как и по математике и грамотности чтения. При этом по уровню читательской компетентности Казахстан на 63 месте, из 65 стран принимавших участие в международном исследовании.

В основе тестов PISA лежат задания для решения, которых мало просто знать факты и правила. Нужно еще уметь их использовать, например, чтобы сформулировать свою точку зрения в споре о генетически измененных продуктах или понять газетную статью о глобальном потеплении. Если обратиться к исследованиям по оценке востребованности на рынке труда разных способностей человека. Начиная с 60-х годов одна кривая упорно идет вниз, забираясь глубоко в отрицательную часть координатной плоскости. Это так называемые рутинные когнитивные операции, грубо говоря — простое запоминание и воспроизведение правил и фактов, вычисления по заданным формулам. Примерно этому учила и учит наша школа. В свое время это было, наверное, оправданно. Только с 60-х годов вверх пошла другая кривая — нерутинные когнитивные операции, то есть умение решать проблемы, не имея готовых шаблонов.

Следующая проблема — школьники не умеют привлекать данные, которые не содержатся непосредственно в условиях задания. Исключение составляют разве что некоторые константы математики и физики. А уж когда для решения физической задачи нужно задействовать знания по биологии или истории, тут совсем беда. В казахстанском образовании между разными дисциплинами построена прочная бетонная стена. А ведь мир за окном — единый. Наших школьников мало учат работать с текстами разных жанров. На уроках учителя предлагают работать в основном с параграфами в учебниках и хрестоматиями, а в ответ требуют контрольных работ, сочинений или в лучшем случае эссе. А между тем существуют сотни самых разных видов текста, с которыми человеку придется столкнуться в диапазоне решения жизненных задач: пресс-релиз, авторская колонка в газете, инструкция по использованию прибора, научная статья в популярном или академическом журнале, коммерческое предложение, отчет о маркетинговом исследовании. Каждый из них совершенно не похож на другой и требует собственного подхода. Но, увы, работать с ними наших школьников не учат.

Учителям, работающим в старшем звене кажется, что чтение закончилось в начальной школе. Они работают с текстом очень поверхностно: составь план, найди главную мысль, перескажи содержание. Нашим школьникам очень трудно понять, зачем автор написал тот или иной текст, нет навыков и умении в тексте найти проблему, определить вопрос. И уж совсем немногие могут увидеть, что факты в нем подобраны тенденциозно. Вообще казахстанский школьник или даже студент гораздо хуже своего европейского сверстника умеет работать с информацией. Например, швейцарец, учащийся в каком-нибудь университете, может не знать, что такое Екклезиаст. Но когда перед ним ставится определенная задача, он отправляется в библиотеку и вскоре вполне квалифицированно обсуждает произведения Вячеслава Иванова или Александра Сумарокова. Его не заставляли заучивать особенности творчества этих писателей, но его обучили навыкам работы с источниками.

Раскол между школой и реальной жизнью по мнению педагогов начинается в младших классах. Ребенку интересно, почему вымерли динозавры, как из гусеницы получается бабочка и каким образом английские пираты оказались в Карибском море. На естественные науки в младших классах отводится совсем немного времени.

После перечисления недостатков казахстанской школы сразу возникает рефлекс: найти виновного! Самое простое — свалить все на зарубежных недоброжелателей, у которых, как известно, двойные стандарты, ненависть к Казахстану и прочие комплексы. Ну а советская школа, разумеется, была и остается лучшей в мире.

PISA не единственное международное исследование. Есть и другие, в которых оценивается именно уровень усвоения школьной программы. И здесь у нас очень хорошие показатели. Задачи, которые поставило государство, наши учителя честно выполняют, весь вопрос в том, какие это задачи. Очень многие педагоги искренне готовы признать и значимость PISA, и необходимость учить не только знаниям, но и умениям их применять в реальных ситуациях. Только как воплотить это желание в жизнь?

С точки зрения учителей истории можно вести уроки истории так, чтобы на них не столько заучивался фактический материал, сколько проходило обучение работе с документами, анализу источников, поиску информации, то есть формированию практических навыков. Разумеется, для этого надо подготовить довольно большое количество разнообразных заданий, тщательно проработать сценарий урока. По мнению учителей практиков на полную подготовку к такого рода уроку уходит несколько дней. Проблема, которую озвучили предметники в том, что отдельные уроки — неэффективны, в таком ключе надо перерабатывать целый курс, а это уже громадная работа. Есть и еще одна проблема не поймут родители. Они привыкли к тому, что за месяц их ребенок должен изучить множество исторических событий. Претензии можно предъявить и к академическим ученым. Ведь во многом под их давлением программа насыщается настолько, что время остается лишь на чистое освоение фактов без возможности их обсудить или как-то соотнести с жизненными ситуациями. Каждый специалист — физик, биолог, историк — хочет, чтобы все основные проблемы его науки оказались в школьной программе. Главная проблема заключается в чудовищной неповоротливости казахстанского образования. Массовая школа реагирует на необходимость перемен. Многие учителя не отрицают, что казахстанскую школу можно и нужно переориентировать. Необходима серьезная реформа, преобразования по масштабам это то же самое, что перестройка в СССР. Нужно менять мышление у сотен тысяч людей, произвести революцию в голове, которая касается не только методистов или образовательных чиновников. Она касается всего общества. Нужны внутрисистемные реформы: переориентация школы на другие задачи, которые будут эффективны только при условии вовлечения общества в школьные дела. А общество почему-то пребывает в глубоком равнодушии. Содержание образования — не та тема, о которой принято дискутировать. Наши граждане с жаром готовы обсуждать глобальные проблемы, будь то выборы в США или крах Византийской империи. А вот конкретное наполнение школьной программы (то есть чему именно учат наших детей) не выходит за каменные стены школы.

Необходима учебная программа, которая позволит подготовить всех учащихся к успешному обучению, акцентирует на применение навыков критического мышления, креативности, общения и взаимодействия. Необходимо: переформатировать некоторые задания и задачи в учебниках, создать ситуацию в учебнике порождающую необходимость решения той или иной задачи\задания, обеспечить поиск новых средств решения, не предоставляя их в готовом виде. Чего не надо делать: добавлять в учебники новые разделы, тренировать учеников по тесту PISA. Школы работают по учебникам, который дает предметные знания, умения и навыки, нам необходим учебник, способствующий воспитанию компетентного ученика.

На формирование функциональной грамотности в каждом образовательном учреждении оказывает влияние множество факторов, в числе которых выделяются:

  • содержание образования (основная образовательная программа, учебные программы);
  • формы и методы обучения;
  • система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
  • программы внеурочного, дополнительного образования;
  • модель управления школой (уровень автономии в регулировании учебного плана);
  • наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
  • активная роль родителей в обучении и воспитании.

Такое обилие факторов приводит и к многообразию проблем при решении задачи выстраивания системы работы школы по формированию функциональной грамотности.

На уровне образовательной организации самыми ощутимыми затруднениями выступают следующие (таблица 1):

Таблица 1. Проблемные поля в системе формирования и развития функциональной грамотности в школе

Создания условий по формированию и развитию ФГ

Изменений в содержании

Изменения в технологиях

инструменты оценки сформированности ФГ

технологическая карта урока (модуль, контекстно), внеурочного занятия

технологии и формы (урочной, внеурочной деятельности)

технологии и формы
воспитательной работы

метапредметные мероприятия: проекты, конкурсы, олимпиады

При анализе результатов диагностической работы по функциональной грамотности, в которой приняли участие ученики 6-х классов в феврале 2021 г., в соответствии с проверяемыми компетенциями был выявлен ряд дефицитов учащихся (таблица 2):

Таблица 2.Дефициты учащихся по результатам диагностической работы в 6-х классах.

Проверяемые компетенции
(кодификатор)

Выявленные дефициты
(результаты-умения)

ЧГ

Находить и извлекать информацию

извлечение множественных единиц информации

Интегрировать и интерпретировать информацию

причинно-следственные связи, выводы, мотивы героев

Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

точка зрения, оценка достоверности!

ЕНГ

Научное объяснение явлений

предложить прогноз, гипотезу

Применение методов естественнонаучного исследования

способы обеспечения надежности и достоверности данных

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

выводы, оценка научных аргументов из различных источников (составные тексты)

МГ

Формулировать ситуацию математически

создание математической модели

Применять математические факты, процедуры

анализ информации в различных формах

Интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты

анализ методов решения, обобщение, проверка истинности

ФнГ

Выявление финансовой информации

умение искать, неумение анализировать

Анализ информации в финансовом контексте

планирование финансовых дел, выбор при сравнении вариантов

Описание финансовых проблем

оценка вариантов решений, проверка достоверности

Применение финансовых знаний и пониманий

применение знаний без понимания

С учетом выявленных проблемных полей в школе организована работа, через следующие виды деятельности:

Конечно, это только начало реализации школьного проекта по формированию функциональной грамотности, планируемыми результатами которого должны стать определенные уровни ее сформированности (представлены на рис. 1).


Рисунок 1. Уровни сформированности функциональной грамотности школьника

Давайте попробуем представить мир без образования. Каким он будет? И как жить в этом мире? Ответ вполне очевиден: без знаний не будет развития. Не будет докторов, инженеров, учёных, учителей, а будет пустота, хаос. Разве мы этого хотим? Однозначно: нет.

Современному российскому обществу нужны школы, которые отвечают запросам государства. Их миссия заключается в обучении и воспитании мыслящих людей, способных активно участвовать в развитии и преобразовании России. Гарантией развития России является внедрение современных методов и технологий в образовательное пространство. Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к социально значимым достижениям. Одним из показателей успешности вхождения в мировое образовательное пространство является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. Важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни.

Начиная разговор о проблеме формирования функциональной грамотности по предметам, следует обратить внимание на понятие Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде [2. - с 342].

Как же фундаментальные знания в этой области смогут стать важнейшей основой школьного образования в гуманитарной науке?

Вряд ли нужно кого-то убеждать в том, насколько важны сегодня умения чтения и работы с информацией: без них нельзя не только успешно осваивать школьные и вузовские программы, получить приличную работу и продвигаться по карьерной лестнице, но и быть просто грамотным пользователем сети Интернет, адекватно общаться с окружающими.

Выделяется несколько видов функциональной грамотности: читательская, математическая, естественнонаучная.

Проблема формирования функциональной грамотности актуальна для школьников всех возрастов.

Проанализировав педагогическую литературу по данной теме, прихожу к выводу, что процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается всю жизнь.

Как одно из направлений функциональной грамотности я позиционирую читательскую грамотность.

Обратимся к понятию читательская грамотность:

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни [2. - с 346].

В современной педагогике можно встретить огромное количество новых форм формирования читательской грамотности, которыми учитель пополняет свою профессиональную копилку.

Но прежде, как мне кажется, педагог просто обязан определить уровень своей функциональной грамотности, ответив на вопросы:

1. Обращаете ли вы внимание на то, как вы читаете?

3. Умеете ли вы вычитывать все три уровня текстовой информации?

4. Знаете ли вы, что все тексты нельзя читать абсолютно одинаково, что существуют различные приёмы чтения в зависимости от того, какой текст вы читаете и с какой целью?

6. Владеете ли вы приёмами разных видов чтения?

7. Умеете ли вы менять стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения и вида текста?

8. Умеете ли вы до начала чтения и по ходу чтения прогнозировать дальнейшее содержание текста и проверять себя?

10.Умеете ли вы устно и письменно передавать содержание текста сжато? А выборочно?

11. Умеете ли вы находить в тексте ключевые слова и, наоборот, на основе группы ключевых слов определять тему и основное содержание текста?

12. Умеете ли вы представлять текстовую информацию в ином виде (например, составить на основе прочитанного текста план, таблицу, схему, тезисы, конспект, простейший график или диаграмму)? А наоборот: составить связный текст на основе таблицы, схемы, плана, тезисов?

Когда вы ответите положительно на все вопросы, можно серьёзно задуматься над тем, что и как сделать, чтобы и ваши ученики стали успешными, чему и как научить на литературе, чтобы этот предмет был интересен и важен детям.

Мы должны больше внимания уделять развитию устной и письменной речи учащихся, языку как средству коммуникации, поощрять литературное, журналистское, эпистолярное творчество детей.

Сегодня у нас есть шанс существенно повысить мотивацию и эффективность учебной деятельности за счёт применения информационных инструментов. При этом мы должны максимально использовать возможности современных медийных технологий. Красивая русская речь в рамках учебного процесса должна звучать и с экранов телевизоров и в наушниках детских плееров с доступом к Интернет-вещанию.

Порой из-за завышенных требований ребёнок теряет веру в себя, перестаёт продвигаться в учебе, начинает искать обходные пути. Необходимо обеспечить реалистичность требований на базовом уровне, понятность их обществу, ребёнку, учителю, дать возможность каждому выполнить программу на возможном и нужном ему уровне: от базового до самого высокого.

А где, как ни на уроках литературы, можно включить детей в понимание и развитие окружающего мира, где мы начинаем воспитывать и учить ребенка преобразовывать общество, в котором он живёт в соответствии с вырабатываемыми им идеалами.

В этом и состоит задача учителя: помочь ученику выйти из школы с высоким уровнем читательской грамотности.

Как я уже говорила, в педагогике много форм, которые учитель может использовать в своей работе. Я бы хотела поделиться некоторыми приёмами из собственного опыта.

Образец раздаточного материала 1 Определение временных отношений

1. Прочитайте задания и напишите к ним ответы

1) установите компоненты главы;

2) определите существенные свойства каждого компонента, установив между ними временные связи

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везёт, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;

Мы рады голову сломать.

И, презирая лень и негу,

Но в полдень нет уж той отваги;

Порастрясло нас; нам страшней

И косогоры и овраги;

Кричим: Полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

Моё внимание привлекло занятие, на котором делали необычные вещи – рисовали музыку и исполняли рисунок.

Получилась Музыкальная кардиограмма образа.

Задание звучит так: Задание 1

Теперь возьмём лист бумаги и карандаш и зарисуем движениями выше линия, ниже – ниже и т.д. как меняется характер героя по мере развития сюжета произведения. Двигаться будем слева направо по листу.

Давайте посмотрим, что получилось. Попробуем сравнить, у всех ли вышел один и тот же рисунок.

Смотрите, мелодия одна — но рисунки получились разные.

То, что мы делали, немного напоминает кардиограмму — кривую, которая в графическом виде показывает работу сердца.

Можно также предложить второй этап работы:

А теперь давайте посмотрим на рисунок и проверим, можно ли по нему выстроить линию жизни главного героя в романе. Помогает ли она вам? Давайте поработаем по любому рисунку.

Схема 1 Музыкальная кардиограмма образа

Вот так в современном мире электронные ресурсы помогают заинтересовать детей, мотивировать их, вовлечь простым и необычным путём в мир книги, заставить творчески мыслить.

Список литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общее образование во всем мире ориентировано на развитие личности учащегося, достижение им образовательных результатов, необходимых для его социализации, профессионального и личностного самоопределения, готовности к продолжению образования.

Поэтому возникает потребность в изменении педагогической практики, ориентации ее не на воспроизведение знаний, а на самостоятельный поиск, использование современных технологий и инструментов, в том числе информационных, цифровых, формирующих опыт эффективного мышления и продуктивной деятельности.

По мнению авторов, необходим глубокий анализ данной проблемы, позволяющий рассмотреть вопрос с точки зрения понимания педагогами функциональной грамотности, владения ими инструментарием решения данной задачи, практикой подготовки современного учителя к иному пониманию качества образования.

Наталья Ивановна Шевченко, канд. пед. наук,

Дмитрий Александрович Махотин, канд. пед. наук.

В эпоху глобализации информационного пространства, массового использования гаджетов система образования вынуждена ускорить свое преобразование, приспособление к новым социальным требованиям. Многие страны, включая Россию, столкнулись с проблемой функциональной неграмотности в условиях развития глобального информационного общества.

Противоречивость проявляется в том, что практика образования инерционна и по преимуществу осуществляется в традиционной парадигме, с опорой на объяснительно-иллюстративный метод преподнесения учителем, преподавателем новой информации. Этот метод требует от обучающихся воспроизведения услышанного (прочитанного), активизирует конкретно-образное мышление в ущерб логическому, абстрактному. Проведенное исследование показывает, что образовательный процесс, спроектированный на таком методе, не создает условий для развития функциональной грамотности у школьников, студентов сдерживает их общее развитие. В ходе исследования стало очевидным, что это проблема не только педагогической науки, но и качества подготовки педагогов, образования детей в начальной школе и далее, поэтому устранять эти дефициты у школьников и студентов следует на уровне подготовки учителей, преподавателей педагогических университетов.

С позиции культурных констант функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (прежде всего — общего) с многообразной человеческой деятельностью. Эта особенность функциональной грамотности проявляется в ее назначении решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний, необходимых всем в быстроменяющемся обществе (С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина, 2007). В этом контексте она превращается из условия в фактор, влияющий на участие людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, в образовании на протяжении всей жизни. Исходя из этого функциональная грамотность в ее глобальном измерении — индикатор общественного благополучия, определенных социокультурных достижений общества (Г.А. Рудик, А.А. Жайтапова, С.Г. Стог, 2014). Низкий уровень функциональной грамотности следует расценивать как риск формирования социального кризиса в стране.

Проблематика формирования функциональной грамотности у учащихся в последние годы была предметом исследований многих российских и зарубежных ученых. Так, В.В. Гаврилюк, Г.Г. Сорокин, Ш.Ф. Фарахутдинов (2009) рассматривают функциональную грамотность как часть культуры информационного общества, в тоже время Контримович А.А., Паюнена М.В. (2011) полагают, что знание иностранных языков влияет на овладение функциональной грамотностью. Исследователи рассматривают вопрос функциональной грамотности с позиции ее значимости для достижения результатов образования в разных областях, повышения качества чтения и письма, личностного развития и подготовки кадров (О.Е. Лебедев, 2003) и др. Однако комплексно для обучающихся школьников и студентов этот вопрос недостаточно исследован.

Анализ литературы позволил определить, что в структуру функциональной грамотности входят (О.Е. Лебедев, 2003):

— познавательная база, представляющая собой органическое единство предметных, межпредметных, интегративных знаний, умений и навыков, которые обеспечивают понимание и выполнение определенных правил, норм и инструкций;

— образовательное пространство, представляющее осваиваемую обучающимися совокупность источников информации о сущности функциональных проблем и способов их решения;

— методы решения функциональных проблем, которые активно востребуются обучаемыми в процессе деятельности.

При этом системообразующим компонентом в структуре функциональной грамотности, отмечает О.Е. Лебедев, является осознание обучаемым значимости решаемой проблемы для себя.

Опыт современной практики, научных исследований показывает, что в структуре функциональной грамотности главным представляется осознание обучаемым значимости решаемой проблемы для себя лично. В настоящее время вновь актуализируется идея о том, что процесс обучения протекает внутри собственной, личной деятельности учащегося и только на основе формирования конкретных видов деятельности, у него возникают и развиваются определенные психические способности, умения и действия (Л.С. Выготский, 2005).

Сравнительный анализ результатов международных исследований качества общего образования TIMSS и PISA позволяет выявить основные проблемы, характерные для российской общеобразовательной школы. TIMS оценивает качество математического и естественнонаучного образования на уровнях общего начального, основного и среднего образования (4, 8 и 11 классы). Исследования PISA оценивают функциональную грамотность 15-летних школьников в области математики, чтения и естествознания. Анализ результатов исследований TIMSS показал, что в области математического и естественнонаучного образования (1995, 1999, 2003, 2007 и 2011 гг.) уровень подготовки школьников 4 и 8 классов по естественно-математическим предметам превышает средние международные показатели. Российские учащиеся незначительно уступают в общеобразовательной подготовке своим сверстникам в других развитых странах мира. В этом исследовании лидируют учащиеся Японии, Южной Кореи, Сингапура.

Показатели TIMSS свидетельствуют о достаточно высоких образовательных результатах учащихся, в то время как исследование PISA (Programme for International Student Assesment) свидетельствует об обратном.

Улучшение по сравнению с предыдущим замером (2011 год) касается в первую очередь учеников 4-х классов (восьмиклассники практически не изменили свои результаты, а кое-где даже ухудшили). Оценка четвероклассников по математике поднялась на 21 балл, а по естествознанию — на 15 баллов (используется 1 000-балльная шкала). Существенные различия объясняются разной методологией исследования. Так, в TIMSS проверяется освоение базовых знаний и умений, преимущественно на уровне воспроизведения и применения по образцу, что свойственно российским школьникам. В заданиях PISA проверяется способность применять освоенные предметные знания и учебные действия в новой ситуации, выявление новой информации в предлагаемом содержании, ее осмысление и анализ.

Однако всему этому следует обучить учителя, к профессионализму которого резко возросли требования. Они обозначены в профессиональном стандарте педагога и имеют компетентностную сущность. Для актуальной подготовки педагогов разрабатываются новые стандарты, при этом большинство преподавателей университетов имеют недостаточные представления о способах формирования новых трудовых действий (компетенций) педагогов, в том числе относительно функциональной грамотности.

Главная идея проведенного исследования состоит в экспонировании способности преподавателей, педагогов к развитию функциональной грамотности как основного показателя их профессиональной компетенции, педагогической деятельности в целом.

Исходя из этого, целью нашего исследования рассматривается: выявление и теоретическое обоснование комплекса педагогических условий развития функциональной грамотности у школьников и студентов.

Гипотеза состоит в следующем: преподаватели, педагоги достаточно ориентированы на достижение предметных и метапредметных умений и действий школьников и студентов, не рассматривая их как единые составляющие качественно нового образовательного результата — функциональной грамотности обучающегося, совместно не проектируя образовательных процесс на достижение данной качественной характеристики, не выстраивая соответствующего комплекса условий для этого.

В анкетировании приняли участие 68 учителей и преподавателей из 8 регионов и 15 университетов Российской Федерации.

На вопрос, когда школьник достигает уровня функциональной грамотности, 48% респондентов ответили, что в школе он не достигает этого уровня. 24% ответили, что на уровне окончания основной школы, 12 % соответственно — на уровне окончания старшей школы. Достижение уровня функциональной грамотности на уровне окончания начальной школы отметили 6%.

Ответы на данный вопрос указывают на понимание способов формирования и развития функциональной грамотности в образовательном процессе школы.

Анализируя ответы респондентов, следует отметить тенденцию в них на перемены в образовательном процессе, что безусловно отражает благоприятные перспективы в подготовке студентов-педагогов и изменении ситуации в школе.

Анализируя состав опрашиваемых, отметим его зрелость профессиональную и перспективность, позитивный настрой на изменения в систем образования, которые приобрели перманентный характер в последнюю четверть века.

Школьникам 11-ого класса и студентам 3-ого курса было предложено оценить учебное содержание, методы обучения и образовательную среду с позиции обеспечения условий развития функциональной грамотности по шкале от 1 до 3 (рис. 6-8).

Проведенные исследования охватили школьную и университетскую среду, отвечающую за развитие школьников и подготовку педагогов для работы с ними. Это позволило выявить комплекс условий, необходимых для развития функциональной грамотности у обучающейся молодежи, найти общее и отличное в работе со старшеклассниками и студентами, учителями и преподавателями.

Анализ анкетных данных свидетельствует о противоречивости представлений преподавателей педагогических вузов о сущности и способах формирования функциональной грамотности у студентов и школьников.

Респонденты в большинстве своем отмечают недостаточность условий для формирования функциональной грамотности на всех уровнях общего образования включая учителей, старшеклассников, преподавателей, студентов. Результаты показали, что учителя и преподаватели понимают, что наиболее эффективными будут педагогические и социально-ориентированные практики для формирования функциональной грамотности школьников и студентов. К сожалению, педагоги не придали важности работу над развитием индивидуальности обучающихся, хотя именно она обеспечивает успешность социализации в современном обществе.

Результаты анализа анкетирования школьников 11-ого класса и студентов 3-ого курса подтвердили идею о том, что функциональная грамотность формируется только в личностно значимой деятельности человека, которая может иметь как целенаправленный, так и стихийный характер, но всегда имеет личностные мотивы. На что указывают низкие оценки методов обучения (по 1 баллу) и образовательной среды (особенно студентов). В отношении учебного содержания оценки разделились у школьников и студентов. Для первых оно оказалось более значимым и актуальным в процессе развития функциональной грамотности, для вторых – менее важным. Можно предположить, что в этом случае студенты осознают потребность в практико-ориентированных, компетентностных текстах учебной литературы, которых недостаточно. Выпускники школы еще это не осознают.

Вместе с тем, результаты исследования указывают на необходимость перемен в общем и высшем педагогическом образовании. Очевидно, что для развития функциональной грамотности актуальны современные подходы и соответствующие им интерактивные методы, слабо используемые в современном образовательном процессе, как в школе, так и в университете при подготовке педагогов. Оперативность, прочность и осознанность предметных знаний обеспечивают формирование функциональной грамотности обучающегося как целостной интегральной характеристики личности, ее способности иметь гражданскую позицию в определенной сфере деятельности и науки. В настоящее время функциональная грамотность представляет собой трамплин для успешной самореализации в обществе.

Отличительные признаки функциональной грамотности:

направленность на решение социальных и бытовых проблем;

ситуативная характеристика личности, обнаруживающая себя в конкретных социальных обстоятельствах;

связь с решением стандартных, стереотипных задач;

наличие определенного элементарного (базового) уровня навыков чтения и письма;

используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения;

имеет смысл, главным образом, в контексте проблемы поиска способов ускоренной ликвидации неграмотности.

В системе подготовки и повышения квалификации педагогов, преподавателей целесообразно соблюдать следующие условия:

комплексный подход к подготовке преподавателей, педагогов с учетом того, что они будут решать задачу развития функциональной грамотности у обучающихся;

владение предметным содержанием и современными методами и технологиями обучения;

применение педагогических технологий и техник в соответствии с целью;

организация самостоятельных исследований обучающихся;

учет индивидуальных потребностей, интересов и склонностей обучающегося;

реализация сотрудничества и преемственности в достижении единой цели – развития функциональной грамотности обучающихся;

организация работы команд педагогов с руководством своей организации, профессиональными ассоциациями и союзами;

оптимизация использования цифровых ресурсов в образовании, применение информационных систем для диагностики развития каждого учащегося;

проектирование, планирование и управление образовательной средой в сотрудничестве с другими учителями, преподавателями и партнерами;

рефлексия собственного опыта и его коррекции по необходимости.

Таким образом, функциональная грамотность – метапредметное, интегральное образование, которое формируется при изучении школьных дисциплин с опорой на личностные качества и имеет разнообразные формы проявления.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости комплексного подхода к изучению проблемы развития функциональной грамотности учителей и школьников, преподавателей и студентов педагогических вузов и соблюдении комплекса условий, выявленных нами.

Читайте также: