Доклад функциональная грамотность на уроках истории и обществознания

Обновлено: 03.05.2024

Время стремительно. Оно мчится вперед, ломает старые идеалы и возводит новые.

А вот русский поэт Федор Иванович Тютчев – славил время перемен, он говорил, что это время, когда человек может реализоваться, лично увидев, а, может, и изменив ход исторических событий.

Одним из этапов развития личности в XXI веке становится этап осознания полученных знаний для успешной деятельности в меняющемся мире (по В.А. Ермоленко) [1].

Процесс обучения – один из основных инструментов развития, как отдельного человека, так и общества в целом. А, значит, обучение должно быть интересным, эффективным, а главное – продуктивным.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что весь образовательный процесс сегодня должен быть направлен на самостоятельную работу обучающихся, он должен обеспечить возможность для самовыражения и саморазвития каждого, что позволяет совершенствоваться, формировать жизненные ценности и образовательные компетенции. Применение полученных знаний на практике, в жизни, сделает личность социально адаптированной, функционально грамотной, позволит осуществлять жизнедеятельность в конкретной культурной среде, что невозможно без компетентностного подхода.

Компетентностным подходом в обучении занимались отечественные и зарубежные исследователи А.В. Хуторской, Н.Ф. Ефремова, Н. Фомин, Г. В. Селевко, А. А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Д. МакКлелланд, Р. Бояцис, Дж. Равен, Л. и С. Спенсеры, Р. Уайт.

В своих работах они показали, что в отличие от знаний компетенции могут быть сформированы и выявлены только в ситуациях возникновения проблемы, которая требует анализа и поиска решения в реальных или специально созданных педагогических ситуациях, близких к бытовым, социальным или профессиональным процессам. Все, что связано с компетенциями, связано с опытом и деятельностью субъекта, вне ситуации и деятельности компетенции не проявляются [2, 3, 5, 6, 9, 10] .

- ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ (умение применять ключевые навыки в повседневной жизни: языковая, математическая, естественнонаучная, ИКТ, финансовая, культурная и гражданская грамотности).

- КОМПЕТЕНЦИИ (как ученики решают сложные задачи, 4-К: критическое мышление/решение проблем, креативность, коммуникативность, командная работа/сотрудничество).

- ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА (как ученики решают задачи в изменяющихся условиях: любознательность, инициативность, упорство/настойчивость, приспособляемость, лидерство, социокультурная осведомленность).

Моя задача как учителя – сформировать качества личности, при которых ученик:

1) ориентируется в мире и действует в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (социально адаптирован);

2) самостоятелен в ситуации выбора и принятия решений (способен к поиску решения в нестандартной ситуации);

3) умеет принимать решения и отвечать за их последствия (несет ответственность за себя и своих близких);

4) использует в деятельности необходимые компетенции владеет приемами обучения, готов к постоянной переподготовке;

5) коммуникативен (хорошо владеет устной и письменной речью как средством взаимодействия).

Применяя компетентностный подход на уроках истории и обществознания, я выстраиваю образовательную деятельность, так, чтобы мои обучающиеся могли успешно овладеть компетенциями, позволяющими эффективно применять усвоенные знания на практике в процессе социальной адаптации.

Компетентностно - ориентированные задания - это задания, в основе которых знания и умения, которые будут реализоваться (применяться) в практической деятельности. Они включают обучающихся в решение проблемной задачи. Потому что это:

1) деятельностные, интегрирующие в себе знания, умения и личностные качества;

3) построенные на актуальном для обучающихся материале;

4) структурно заданные (позволяют работать в строго определенном порядке, алгоритмизируют, структурируют, делают понятным и интересным урок) [4].

КОЗ состоят из следующих основных компонентов: стимула, задачной формулировки, источника информации, бланка для выполнения заданий, инструмента проверки. (См. Таблица 1).

Погружает в контекст задания и мотивирует его выполнение. Моделирует практическую, жизненную ситуацию, может выполнять функцию источника информации.

Точно указывает на деятельность, необходимую для выполнения задания. Четко соотносится с модельным ответом (шкалой), соответствует уровню развития, интересна обучающимся.

Содержит необходимую информацию для успешной работы при выполнении задания или ссылки на источники, по которым ее можно получить. Доступен, интересен.

Бланк для выполнения заданий

Задаёт структуру предъявления результата деятельности.

Таблица 1. Структура КОЗ.

На практике выделяют 3 основных типа КОЗ:

1. Предметные. В условии - предметная ситуация, для ее решения необходимы знания предметного содержания, которые изучаются в разных разделах дисциплины; анализ условия приводит к процессу осмысления информации в разных формах; выбор способа решения, модель ответа. Результат имеет познавательную значимость, он может быть использован при решении других заданий.

2. Межпредметные. В условии - ситуация с явным или неявным использованием знаний другой предметной области. Для решения требуется исследование условия с точки зрения определенных предметных областей и поиск недостающих данных. Результат может зависеть от данных, которые были найдены и отобраны обучающимися.

3. Практические. В условии - практическая ситуация, для ее разрешения нужно применить знания из разных предметных областей, а также приобретенные знания в повседневном опыте. Данные в таком задании не должны быть оторваны от реальности, они должны соответствовать действительности [8].

Со всеми тремя типами КОЗ я работаю на уроках истории и обществознания. Их применение позволяет:

1. Стимулировать образовательную деятельности обучающихся при выполнении заданий.

2. Подобрать задания, которые требуют использования дополнительных источников информации (работать со словарем, текстами исторических источников, хрестоматийным материалом, картами, таблицами, схемами и др.).

3. Обучить приемам составления плана, написанию конспектов, мини-сочинений, разработкой схем и таблиц.

4.Создать условия для высказывания собственных мыслей и суждений по изучаемой проблеме.

5. Организовать работу в парах и группах переменного состава.

6. Ввести методы самооценки и взаимопроверки.

7. Отследить динамику развития каждого обучающегося.

Первоочередной задачей становится выработка умения работы с информацией, так как группа информационных умений является надпредметной, она необходима для решения любой задачи, входящей в состав различных общекультурных и профессиональных компетентностей.

Чтобы отследить развитие и проводить диагностику компетентностей обучающихся, содержание компетентностно-ориентированного задания на моих уроках отвечает следующим требованиям:

1) формулировка КОЗ или результат решения представляют для ребят познавательную, общекультурную, социальную значимость, и их деятельность становится мотивированной;

2) цель решения КОЗ получение нового знания (метода, способа решения, приема), что делает возможным решение подобного задания в других ситуациях. Формируются личностные качества необходимые в жизни;

3) условие задания – проблемная ситуация, которую необходимо разрешить в рамках одной определенной учебной дисциплины (предметные КОЗ), разных учебных дисциплин (межпредметные КОЗ), с помощью практических знаний (практические КОЗ), на которые нет указания в задаче;

4) задание предполагает не известное полностью или состоит из известных способов решения;

5) при решении КОЗ можно подобрать различные способы его выполнения, даже переформулировать задание, конкретизировав его, обобщить полученные знания, ввести дополнительных условия, в зависимости от знаний и индивидуальных особенностей выполняющего его;

6) информация в задании может быть избыточной, недостающей или противоречивой, следует отобрать нужную или осуществить поиск дополнительной, после данные могут быть представлены в различной форме: в виде рисунка, таблицы, схемы, диаграммы, графика, текста и т.д.; 7) результат работы над КОЗ – демонстрация определенных знаний, умений, владений, личностных качеств;

8) полученный результат выполнения КОЗ должен быть значим для обучающихся, поэтому важно указать область его применения.

Исходя из опыта использования компетентностного подхода, могу сделать вывод, что КОЗ являются результативными, когда применяются в следующих видах деятельности:

Работа с картой. На уроках истории обучающиеся разрабатывают карту маршрут. (Приложение 1).

Работа с диаграммами, таблицами, схемами.

Работа с таблицами проводится при сравнительном анализе, при характеристике исторических и обществоведческих понятий, когда следует охарактеризовать формы, виды, функции. Это позволяет кратко, емко изложить материал так, чтобы он был понятен, доступен, легок в восприятии.

3) Работа с историческими документами, источниками, высказываниями, мнениями современников, историков прошлого и настоящего очень важна и интересна. Мы можем узнать о событиях прошедших лет. Они позволяют нам восстановить хронологию событий, узнать об исторических личностях познакомится с деятельностью людей прошлого.

5) Решение исторических задач. Математика и истории связаны? А как? Математика в истории может быть такое? Ребята могут показать свои умения в счете с учетом особенностей вычислений. (Хронология событий, лета времени).

6) Работа с терминами (историческими, обществоведческие). Лингвистический, терминологический конструктор. Знание терминологии очень важно при изучении учебных предметов. Термины, понятия - это база, на которой основаны вопросы изучаемых тем.

Таким образом, можно сделать вывод, что реализация компетентностного подхода через применение компетентностно - ориентированных заданий на уроках истории и обществознания формирует положительный жизненный опыт, развивает творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении. Также благодаря компетентностно - ориентированным заданиям реализуется принцип сотрудничества, сочетается коллективное и индивидуальное. У ребят появляется устойчивый интерес к предмету, они учатся общаться друг с другом, находить компромиссные решения, развиваются интеллектуально. Вся работа способствует практико-ориентированному процессу обучения. Ее результаты могут применяться вне школы, в повседневной жизни, в процессе социальных отношений, возможно, в профессиональной сфере, то есть, однозначно, обучающиеся становятся функционально грамотными

Список литературы

1. Ермоленко В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект. Электронное научное издание. Альманах пространство и время. Т. 8. Вып. 1,2015.

3.Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2005. № 11.

4.Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003.

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Формирование функциональной грамотности
на уроках истории и обществознания

Масленникова Екатерина Леонидовна,
учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 184
Калининского района Санкт-Петербурга

Вопрос формирования функциональной грамотности - это один из стратегических вопросов современного образования. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
В условиях модернизации образования роль истории, имеющей множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования обобщены в виде метапредметных результатов обучения и конкретизированы в предметных результатах обучения.
Можно выделить несколько основных видов функциональной грамотности, которые формируются на уроках истории и обществознания, такие как:
коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
информационная грамотность умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из интернета, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Читательская грамотность выделяется как один из элементов информационной грамотности. Читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения. На уроках истории и обществознания формирование читательской грамотности происходит через работу с текстом учебника. Работа с материалами учебника является важнейшим структурным элементом урока.
Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст. Он создает все возможности для формирования функциональной грамотности. В них есть все для формирования мотивации осознанного чтения.
Шмутц-титул позволяет анонсировать материал раздела или главы, что позволяет учителю сформулировать проблему для изучения целого блока или модуля в начале, а затем вернуться к этой же проблеме в конце изучения.
Задания, озвученные до изучения текста, требуют от ученика осмысления ранее изученного материала и воспроизведения его в речевой деятельности. Задание на осмысление прочитанного располагаются как в тексте параграфа, так и после него.
Еще один вид заданий, как в конце параграфа, так и в конце изучения раздела или всего курса, основан на самостоятельной деятельности учащихся. Он требует формулирования самостоятельных выводов, выполнения исследовательских работ в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов. Для этого учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, как в познавательном, так и в нравственном плане.
Особое место занимает изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю, способствует активному включению учащегося в самые разные пласты национальной и мировой культуры.
Учебник позволяет организовать чтение вариативных источников, что помогает учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает.
Методический аппарат учебника направлен на формирование исторической грамотности. Она включает в себя, в том числе, хронологическую, картографическую и понятийную грамотность. При помощи ленты времени, выделенных для запоминания дат, учащиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности в истории.
Определенное место в учебнике отведено биографиям знаменитых исторических личностей. Работа с памятками по анализу их деятельности предоставляет учащемуся возможности монологического грамотного изъяснения своих мыслей.
В учебнике созданы все возможности для работы с историческими терминами. Это тоже необходимо для развития функциональной грамотности. Исторические и обществоведческие диктанты с их последующей коррекцией со стороны учителя, формируют письменную грамотность учащихся.
Рабочие тетради по истории и обществознанию также создают большие возможности для развития письменной речи. Это сочинения по предложенным иллюстрациям, и решение кроссвордов, составление таблиц, что позволяет формировать навыки систематизации информации и творческие задания на поиск дополнительной информации.
Если добавить к этому методические разработки, созданные учителем и внедренные им в ходе уроков, то можно говорить о полном обеспечении инструментов для формирования функциональной грамотности.
Это и работа с ментальными картами, познавательные игры, викторины, уроки-дебаты. Они развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях. Эти технологии позволяют обеспечить выполнение коммуникативной функции уроков истории и обществознания: расширить круг общения, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, познакомить с правилами и формами сотрудничества, уважительного отношения к партнёрам, сформировать умение вести диалог и работать в команде.
В старших классах важную роль в развитии письменной исторической и обществоведческой грамотности играет написание эссе. Эти формы работ вынесены на выпускные экзамены, как по истории, так и по обществознанию.
Они сложны для выполнения, требуют длительной подготовки. Для того, чтобы научится грамотно излагать свои мысли в соответствие с критериями оценивания, приводить фактические и теоретические аргументы. Необходимо время. Поэтому учитель организует этот вид деятельности с первых уроков освоения истории и обществознания.

Автор: Федорова Татьяна Анатольевна

Населенный пункт: Иркутская область, г. Зима

В настоящий момент в системе общего образования происходят существенные изменения, меняется общественный запрос на качество современного образования. Система образования через оценку качества настраивается на новые результаты. Одним из направлений совершенствования образования в России является усиление внимания к формированию функциональной грамотности. Сегодня функциональная грамотность выступает показателем базового образования личности, ее формирование является одной из ведущих задач ФГОС, а уровень сформированности рассматривается как планируемый результат обучения. Составляющими функциональной грамотности являются универсальные учебные действия, основанные на прочных знаниях, которые будут востребованы в реальной жизни.

Функциональная грамотность представляет собой уровень образованности, позволяющий человеку свободно владеть всеми видами коммуникации, видеть проблемы и искать пути их решения, активно участвовать во всех видах общественной деятельности, решать стандартные задачи в различных сферах жизни, а также быть готовым учиться всю жизнь.

Показателем сформированности функциональной грамотности является поведение человека в той или иной жизненной ситуации. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа деятельности, когда человек сталкивается с чем-то новым и не может разобраться в инструкции, схеме, воспользоваться каким-либо устройством.

Функциональная грамотность является важным показателем качества образования и позволяет реализовать практико-ориентированный характер обучения.

В работе учителя понимание функциональной грамотности, связано с тем, как обучающийся освоил теоретический материал, и как он может применить его за пределами школы в любой бытовой ситуации.

Результат моей работы заложен в тех материалах, с которыми я пришла на урок и с которыми дети работают дома при подготовке к уроку.

Поэтому в первую очередь, проанализировала содержание учебного предмета, в рамках предмета определила какие темы, на каком уровне образования и в каком разделе буду формировать то или иное направление функциональной грамотности, какие элементы преемственности и межпредметных связей могу использовать на своих уроках.

Затем пересмотрела задания, которые планирую использовать в учебном процессе.

На уроках истории и обществознания формирование функциональной грамотности возможно при условиях, если ученики:

• работают с нетрадиционными заданиями; с информацией, представленной в различных знаковых системах (текста, таблицы, диаграммы, схемы, рисунка, чертежа);

• с учетом условий задачи самостоятельно задают точность данных;

• используют личный опыт, привлекают дополнительную информацию, отбирают избыточную информацию;

• представляют в письменной и устной форме обоснованность решений;

• используют здравый смысл, перебор возможных вариантов, метод проб и ошибок, размышляют;

• находят и удерживают все условия задания для решения и интерпретации.

Процесс развития функциональной грамотности на уроках истории и обществознания осуществляется на основе формирования навыков мышления в виде заданий, проблемных ситуаций и вопросов.

Для оценки функциональной грамотности акцент делаю на следующие особенности заданий:

• контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в обыденной жизни;

• задача должна быть вне предметной области, но решаться посредствам предметных знаний;

• в каждом из заданий описывается близкая и понятная обучающемуся жизненная ситуация;

• ситуация предполагает осознанный выбор модели поведения;

• наличие ситуационной значимости контекста;

• новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения;

• вопросы изложены простым, ясным языком;

• требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области;

• используются иллюстрации: рисунки, таблицы, схемы, диаграммы.

Конечно, трудно бывает разработать такие задания, поэтому я использую учебно-методические и аналитические материалы исследований PISA и Института стратегии развития образования Российской академии образования.

Для оценки функциональной грамотности использую как национальные стандарты (планируемые результаты, заданные ФГОС), так и международные (исследования PISA). Для себя составила карты контроля по развития основ функциональной грамотности. В своей деятельности выделяю следующие пути решения проблем формирования функциональной грамотности:

Во-вторых, не считать образец – главным и единственным методом обучения.

В-третьих, использование активных методов обучения (учебный диалог, обсуждение проблем, гипотез, разных мнений и т.д.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья содержит виденье автора на применение самостоятельных форм работы на уроках истории.Организация самостоятельной работы на уроках очень сложный и ответсвенный момент.Воспитание самостоятельной активности выступает как составная часть социализации учащихся,воспитания у них ключевых компонентов.Уже долгое время на своих уроках использую технологические карты урока.В них отражены все этапы урока,подробно расписаны задания,которые ученик может выполнить самостоятельно.В конце каждой карты обычно имеется несколько вопросов,которые часто втречаются в ЕНТ.

Формирование функциональной грамотности на уроках истории через организацию состоятельной деятельности учащихся.

На мой взгляд, именно овладение навыками самостоятельной работы на уроке дает учащемуся возможность приобретать необходимые ключевые компетенции, выявлять и задействовать различные личностные характеристики, помогающие повысить качество приобретаемых знаний и умений. Только те знания и умения переходят в разряд компетентностей учащегося, важность которых понята, апробирована на практике и доведена до автоматизма. В связи с этим я считаю, что организация самостоятельной работы учащихся на уроке, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть социализации учащихся, воспитания у них ключевых компетентностей. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две, тесно связанные между, собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей

Самостоятельная работа на моих уроках истории и обществознания представляет собой особый вид учебной деятельности - она осуществляется под моим руководством, но без моего непосредственного вмешательства; потому что именно такая работа наиболее отвечает потребностям сегодняшних учащихся сделать что-то самим. Самостоятельная работа в моём понимании - это, прежде всего, умение, необходимая мотивация и сильная воля. Это наличие творческих начал, присущих каждому ребёнку, это радость открытий.

1.Обеспечить освоение учащимися понятий о предпосылках и причинах присоединения Казахстана к России. Ознакомиться с ходом присоединения Казахстана к России.

2. Продолжить работу над развитием навыков самостоятельной работы, оценки исторических событий, анализа содержания учебного материала, обобщать, делать выводы.

3.Вызвать интерес учащихся к историческому прошлому нашего народа

Тип урока: комбинированный

I.Организационно- психологический момент

II. Проверка домашнего задания.

1710- курултай казахов в Каракумах.

1723-1727-годы - Великого бедствия

1726- Булантинское сражение

1730- Анракайская битва.

-Рассказать о причинах джунгарской агрессии

- проанализировать, почему в организации отпора врагу решающую роль сыграли батыры, а не султаны.

III. Изучение нового материала.

Актуализация:- Обострение внешнеполитической ситуации вынудило хана Абулхаира обратиться за помощью к России. Какие обстоятельства подтолкнули его к этому решению?

План изучения новой темы:

2.Положение в Младшем и среднем жузах в 30-40 годах XVIIIв.

1.Хан Абулхаир.

По данному вопросу учителю необходимо в первую очередь обратить внимание на мотивы, которыми руководствовался Абулхаир в принятии Российского подданства.

О ходе присоединения Младшего жуза к России рассказывает учитель, и одновременно делаются записи основных положений темы на доске и учащимися в тетрадях в центральной части таблицы.

Перед объяснением материала дается задание: по ходу рассказа учителя выделить проблемы, которые возникали в ходе присоединения части казахских земель к России.

Обострение внешнеполитической ситуации;

Россия — реальная сила; стремление Абулхаира оградить казахские земли от набегов калмыков и башкир; личные мотивы Абулхаира; экономические проблемы; военная помощь России в борьбе с джунгарами.

30-е годы ХVIII в. — неоднократные обращения казахов к сибирской администрации;

май 1730 г. — переговоры Боши Тулеева с представителями императрицы;

7 июля 1730 г. — начало посольской миссии Младшего жуза в Россию;

февраль 1731 г. — подписан указ императрицей Анной Иоанновной о принятии Младшего жуза в состав Российской империи;

30 апреля 1731 г.— начало посольской миссии

А. Тевкелева в Казахское ханство;

10 октября 1731 г.— принятие ханом Абулхаиром и его сторонниками российского подданства;

1734 г. — создание специальной Киргиз-кайсацкой (Оренбургской) комиссии;

август 1738 г. — съезд казахских султанов и родоправителей в Оренбурге;

1740 г. — второе восстание башкир, меры по усилению позиций России в Казахской степи.

Проблемы процесса присоединения Младшего жуза к России

Выступление значительной части биев и старшин Младшего жуза против принятия российского подданства; вхождение незначительной части Младшего жуза в состав империи; начало проведения политики колонизации казахских земель; углубление противоречий между ханской партией и ее противниками.

2.Положение в Младшем и среднем жузах в 30-40 годах XVIIIв.

Изучение данного материала отводится учащимся на самостоятельное изучение. Чтобы сэкономить время, задание даем по рядам. Работая в парах, учащиеся читают материал учебника на стр.21-23 и выполняют задания карты урока.

- 1 ряд - Новое нашествие джунгар на земли Казахского ханства.

-2.ряд - Меры царского правительства по защите интересов России и территорий Казахского ханства.

-3 ряд - Противоречивость политики Абулхаир хана в отношении России.

По окончании работы, на доске и в картах урока заполняется таблица

Новое нашествие джунгар на земли Казахского ханства

Меры царского правительства по защите интересов России и территорий Казахского ханства

Противоречивость политики Абулхаир хана в отношении России.

Нашествие Галдан Цэрэна в 1741-1742 гг. Средний и Старший жузы по своим последствиям оказалось не менее тяжелым годы Великого бедствия

1746 год-смерть Гадана Цэрэна

-требования Российского правительства от Джунгарии прекращения агрессии по отношению к Казахстану(письмо Неплюева к Галдану Цэрэну)

-строительство военно-оборонительных укреплений в районе Верхнего Прииртышья

-После смерти Галдана Цэрэна угроза со стороны Джунгарии отпала и Абулхаир ослабил взаимодействие с Россией

( набеги на приграничные районы ,закрытие караванных путей)

Вывод по изученному материалу учащиеся делают совместно с учителем.

-Принятие Абулхаиром и его сторонниками российского подданства явилось заметным событием в международной жизни Центральной Азии. Российское подданство в заметной мере защитило казахов от непрекращающихся опустошительных вторжений джунгар.

Оценивание работы учащихся

Домашнее задание §3.Провести исследование по документам и материалам на странице 25 учебника.

Читайте также: