Доклад формирование у учащихся потребности в новых знаниях

Обновлено: 06.07.2024

Процесс формирования познавательных интересов – процесс сложный и длительный; он требует целостного подхода к личности, учёта учебных возможностей, причин отставания, отношения к учению, к учителю, наличия или отсутствия познавательных интересов в структуре личности. Формировать познавательный интерес слабоуспевающих это ещё труднее. Учитывая общее и своеобразное в личности подростков необходимо варьировать стимул познавательного интереса, актуализируя какую-либо группу или отдельные стимулы с учётом причин отставания школьников.

Целью данной работы является попытка рассмотреть подходы исследователей и, учитывая свой собственный опыт, по вопросу о путях формирования у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения. Особое внимание концентрировано на вопросе формирования познавательных интересов у слабоуспевающих.

  • Выявление причин отставания в учёбе.
  • Определение критериев неуспеваемости на уроках истории.
  • Пути преодоления неуспеваемости.
  • Стимуляция познавательных интересов у слабоуспевающих.

Вопросу о путях преодоления неуспеваемости посвящено очень много работ. Эту проблему исследовали как в отечественной литературе, так и за рубежом (Дж.Брунер, У.Глассер). Среди наших исследователей можно назвать: Захарова А.Б., Бондаренко С.М., Калмыкова З.И., Маркова А.К. и др. Все они единодушно отмечают огромную роль учителя в формировании у детей познавательных интересов как средство преодоления неуспеваемости.

Причины неудач в учебе

Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы, вызываемая причинами, в том числе и социальными. Причины школьных неудач могут быть самыми различными и сложными. К их числу относятся такие факты, как отсутствие интереса к учёбе, плохое поведение в школе, лень и т.п., которые называются факторами, относительно зависимым от учащихся; плохая воспитательная атмосфера в семье, длительная болезнь, различные недостатки в учебно–воспитательной работе школы, т. е. факторы сравнительно не зависимые от учащихся.

Ч. Куписевич, обобщив выводы исследователей, дал характеристику этим группам причин:

1. Социальн-экономические – материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное – недостатки семейной жизни.

2. Причины биопсихического характера – это наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рождённых здоровыми младенцев примерно одинаковые возможности развития, которое зависит от социальной, семейной среды и от воспитания.

3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, работа учителя – решающий фактор в развитии школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психогениям, дидактогениям – психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства. Дидактогении – грубый брак в работе учителя.

Исследования показывают и более конкретные причины неудач в учёбе: – жёсткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, неудовлетворяющее потребности детей;
– единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении;
– неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами;
– пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрёжку.

Вывод: дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведёт к неудачам в учёбе. Но дидактические причины школьных неудач выступают обычно наряду с другими причинами и взаимно обуславливают друг друга. Кроме того, некоторые исследователи склонны по-разному оценивать влияние одного и того же набора причин в зависимости, например, от возраста учеников. По мнению этих авторов, для школьного возраста решающим является воздействие педагогических факторов.

Дидактические средства борьбы с неудачами в учебе

Для устранения дидактических причин неуспеваемости есть такие средства:

1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация.

2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализа результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю. К. Бабинский предложил педагогический консилиум – совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учёбе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе группы выравнивания. Их преимущества заключаются в том, что занятия в них проводятся по результатам серьёзной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учёбе связаны прежде всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьёй школьника.

Конечно, неуспеваемость – это комплексная проблема, имеющая дидактический, методический, психологический, медицинский и социально – педагогический аспекты. Комплексным должно быть и её решение.

Отгадывают кроссенс. – РУКА Слайд 3

Работа с ладошками-заготовкамиСлайд 5

- Мы не придаём большого значения нашим рукам, но, как оказывается, именно с их помощью мы можем передать тепло, попросить о помощи, оказать помощь. Открытые к собеседнику ладони демонстрируют готовность к общению. С помощью рук мы требуем, обещаем, подытоживаем, отпускаем, угрожаем, умоляем, отрицаем, укоряем, спрашиваем.

Объявление темы мастер-класса.

Основная часть.

Каждый учитель знает, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности к ним. Поэтому перед нами стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Итак, что же такое МОТИВАЦИЯ Слайд

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Следует различать понятия мотив и цель.

Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.

Мотив - побуждение к достижению цели.

Каково же значение мотивации? Слайд

Давайте рассмотрим причины снижения учебной мотивации у учеников. Слайд

Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения Слайд

Применяю на своих уроках такие приёмы Слайд 22

  • эмоциональный настрой учащихся (чтение стихотворения, слушание музыкальных произведений)
  • применение информационных компьютерных технологий
  • проблемный вопрос, вопрос-противоречие
  • использовании исторического материала в целях мотивации учебного процесса
  • написание сказки, фантастической истории или рассказа
  • Опора на жизненный опыт - Занимательная ситуация
  • ЗСУ (задание самому себе) -Игры и конкурсы
  • Игра “Веришь, не веришь ”Верите ли вы, что… Слайд

Итак, у нас свами три соревнующиеся команды: команда 1, 2 и 3 ряда. Каждая команда имеет один листочек с заданиями, который как эстафета будет передаваться от первой парты до последней. Суть задания: каждая парта должна отметить на карте один географический объект из списка. Как только задание выполнено, оно сразу же передаётся следующей парте. Победит та команда, которая первая верно справится с заданием.

1. В Кельне есть Бранденбургские ворота.

2. Берлин находится в Азии.

3. Самая большая река в Германии Рейн.

А теперь вернёмся к нашей ладошке. Итак, давайте найдём большой пальчик, который обозначает бодрость и здоровье. На нём опишите своё настроение на конец мастер-класса. Указательный пальчик – укажите, чем полезен был вам наш мастер-класс.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

г. белогорскА республикИ крым

Доклад на тему:

Формирование у обучающихся потребности

в овладении новыми знаниями

(из опыта работы)

Учитель русского языка и литературы

В настоящее время в развитии образования наблюдается тенденция, направленная на раскрытие личностного потенциала ребенка, его самореализацию. Главная цель современной школы: формирование личности, способной к конкуренции. Выпускник школы должен иметь внутреннюю мотивацию и стремление к знаниям. Это необходимые условия для успешного продолжения обучения на дальнейших ступенях образования .Основными условиями эффективной деятельности познания и активного усвоения, учащимися содержания образования является учебная мотивация. В ходе анализа научной литературы по педагогике и психологии (Занюк С., Кикнадзе Д., Леонтьев А., Маркова А. и др.) было отмечено, что мотивация учения – это комплекс мотивов учения, которые выражают отношение личности к познавательной деятельности и влияют на продуктивность функционирования ее когнитивных процессов. Во многих научных работах описаны уровни, виды, особенности мотивов и мотивации обучения личности. Умелое сочетание разных методов и средств, которые использует учитель, способствует развитию учебной мотивации учащихся.

Учитель должен уметь правильно сопоставлять между собой функции, которые выполняет та или иная группа методов, содержание изучаемой темы, способности учащихся в освоении материала с тем, чтобы отобрать те способы и средства обучения, которые могут способствовать формированию учебной мотивации и достигнуть поставленных целей . В научных рассуждениях мотивация является одной из базовых проблем, к исследованию которой приступили как зарубежной, так и в отечественной педагогике. Со стороны педагогики особенно актуальным 5 является начальный этап школьного образования, в котором заложены все его основы. Начальная ступень обучения должна обеспечивать помощь учащимся в развитии их возможностей, осуществлении способностей и интересов детей, выработке нравственных взглядов, а также формировать условия, способствующие развитию творческого независимого мышления для обучения учеников с разными возможностями, научить приемам коллективной деятельности, стимулировать самовыражение и уверенность учащихся в себе.

На теоретическом уровне проблема состоит в том, что, с одной стороны, вопросам учебной мотивации, проблеме ее формирования и развития было посвящено значительное количество исследований, в которых установлены педагогические условия формирования учебной мотивации, а с другой стороны, недостаточно раскрыт методический аспект реализации выделенных и описанных педагогических условий с учетом современной ситуации, характеризующейся снижением мотивации учения даже у младших школьников. Проблема на практическом уровне заключается в необходимости учитывать индивидуальные и возрастные особенности обучающихся при создании условий для формирования у них мотивации учебной деятельности.

Решение указанных проблем требует уточнения педагогических условий формирования учебной мотивации младших школьников и их конкретизации на методическом уровне с учетом конкретных условий обучения. В соответствии с выделенным противоречием и проблемой была определена цель исследования – теоретически обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование мотивации учебной деятельности у младших школьников, разработать модель педагогических условий формирования учебной мотивации младших школьников и проверить ее эффективность на практике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педсовете из опыта работы. На мой взгляд, главная цель образования состоит не только в том, чтобы дать знания, умения, навыки, а научить детей лучше понимать процесс жизни, уметь ориентироваться в ней и быть способными найти своё индивидуальное место. Главную же свою учительскую и человеческую задачу вижу в том, чтобы помочь ученику стать свободной, интеллектуальной, творческой и ответственной личностью, умеющей найти своё место в современном мире. А это можно сделать, воспитывая душу ребёнка через родной язык, культуру, литературу, музыку, живопись, поэзию, творчество. Чем больше ребёнок развивается через творчество, чем больше он впитывает и начинает ощущать всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Формирование у учащихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытии творческого потенциала.

Много в пространстве невидимых

форм и неслышимых звуков,

Много чудесных в нём есть сочетаний

и слова и света,

Но передаст их лишь тот, кто умеет

и видеть и слышать.

Алексей Толстой.

Развитие любого государства немыслимо без развития творческого, нравственного и интеллектуального потенциала его граждан, роста их активности и инициативности. Будущее общества за людьми образованными, владеющими опытом и практическими методами позитивных преобразований. Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Н.Толстой. Учащиеся с повышенной мотивацией к предметам всегда являются двигателем прогресса.

Душа человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и в школе.

О необходимости духовного воспитания, физического развития и совершенствования личности с яркой очевидностью говорят наши дни. В наше непростое время человечество строит свои законы на насилии и несправедливости, когда попираются права людей, унижается их человеческое достоинство. Именно в такой атмосфере живут и воспитываются наши дети. И на сегодняшний день нет основания полагать, что новое поколение создаст лучший мир, если мы, учителя, не будем искать новые формы обучения и воспитания, духовные по своей сути.

На мой взгляд, главная цель образования состоит не только в том, чтобы дать знания, умения, навыки, а научить детей лучше понимать процесс жизни, уметь ориентироваться в ней и быть способными найти своё индивидуальное место. Главную же свою учительскую и человеческую задачу вижу в том, чтобы помочь ученику стать свободной, интеллектуальной, творческой и ответственной личностью, умеющей найти своё место в современном мире. А это можно сделать, воспитывая душу ребёнка через родной язык, культуру, литературу, музыку, живопись, поэзию, творчество. Чем больше ребёнок развивается через творчество, чем больше он впитывает и начинает ощущать всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Надо помнить, что большинство детей талантливы, творческими способностями наделён каждый. Творчеству во всём, как любой деятельности, можно учиться. Главное – это развитие личности ребёнка через саморазвитие и самосовершенствование.

И мы педагоги задаемся вопросами: почему один ребёнок учится с радостью, творит, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы обучение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Как сделать учебный процесс более эффективным?

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе, раскрывая свои потенциалы. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к обучению. (с раннего возраста формировать)

Мы знаем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к обучению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

Тысячекратно цитируется, применительно к школе, древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Основными психологическими условиями развития творческого потенциала школьника на мой взгляд являются:

а) трансформация когнитивного содержания стоящей перед ним проблемы в эмоциональное;

б) безоценочное принятие и поддержка эмоциональных проявлений учащихся, создание в контактах с ними атмосферы психологической безопасности;

в) использование проблемности, диалогичности, индивидуализации во взаимодействии с детьми.

Целенаправленная работа по развитию творческого потенциала учащихся с соблюдением перечисленных условий приводит к повышению у них уровня развития творческого мышления, интеллектуального развития, самооценки, творческих проявлений в различных областях жизнедеятельности, возрастает самоуважение и чувство собственного достоинства.

Ребенок начинает самовыражаться, начиная с первого класса, иногда и с детского сада.

В разные возрастные периоды развитие творческого потенциала школьников приводит к специфическим психологическим образованиям:

В младшем школьном возрасте - усиление ответственности детей за своё поведение и свобода общения;

В подростковом школьном возрасте – развитие коммуникативных умений и навыков, умения ставить и решать проблемы;

В старшем школьном возрасте – повышение личностной зрелости и самостоятельности учащихся.

Поддержка эмоциональных состояний и реакций человека выступает в качестве универсального механизма развития его творческого потенциала.

Готовясь к выступлению, я изучила достаточное количество литературы, где разные авторы определяют способность к творчеству по-разному. При всех различиях определений в них есть нечто общее: способность к творчеству определяется как способность создавать нечто новое, оригинальное.

Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи.

На мой взгляд, основные атрибуты творчества – умение воспринимать и воплощать воспринятое. Не сразу приходит успех, но к нему надо стремиться, проявляя трудолюбие.

А успех – это переход от одной неудачи к другой с нарастающим энтузиазмом. Уинстон Черчилль

Учитывайте индивидуальные различия детей, давайте глубокую оценку уникальным чертам характера каждой личности, её сильным и слабым сторонам.

По отношению к каждому ученику определите и используйте те мотивы, которые наиболее полно соответствуют его желаниям и стремлениям.

Делайте всё возможное, чтобы стимулировать в ваших учащихся ответственность, самостоятельность и зрелость.

Обеспечивайте детей стимулирующей работой, которая вызовет чувство персонального роста. Это самые сильные побуждающие мотивы.

Обеспечьте детей такими проектами и задачами, которые вызывают чувство полноты и завершённости.

Обеспечьте наличие таких форм и методов распределения заданий, которые дали бы учащимся возможность понять, что чувство удовлетворения, которое они испытывали в прошлом, повторится и послужит трамплином для нового взлёта.

Сосредотачивайте потенциал и навыки не на ролях, а на целях. Чрезмерная озабоченность распределением ролей подрывает творчество.

Создайте атмосферу свободного потока знаний, которая способствует работе над проектом по наиболее творческому пути.

Устанавливайте высокие, но разумные стандарты требований, зная, что даже самые возвышенные идеи на деле должны согласовываться с реальными возможностями учащихся. Устанавливая изначально высокие цели, вы увеличиваете шансы некоторых из учащихся прийти к открытию.

Внушите такое отношение к делу, которое предполагает наличие высокого качества на каждой стадии проекта.

Активно поощряйте детей, обладающих особым творческим талантом и способностями.

Вначале определите проблему широко, допуская максимум творческого мышления. Общие определения предотвращают потерю потенциально новаторских решений. Поощряйте свободные подходы к решению проблемы. В течение некоторого времени проявляйте терпимость по отношению к путанице, сложностям и даже беспорядку.

Выделяйте время для развития и созревания идей.

Оберегайте учащихся от чрезмерного привлечения к срочным работам.

Убедитесь, что ученики, подающие большие надежды, не увязают в конкретных задачах в течение всего дня. Творческие люди нуждаются во времени на обдумывание.

Давайте детям полный простор в игре воображения и поощряйте откровенность. Полный простор в мышлении, ощущениях и представлениях поощряет творчество, доброжелательное отношение к исследованию и эксперименту, способствует появлению творческого мастерства.

Приучайте себя и других реагировать на предлагаемую идею не отрицательно, а положительно.

Развивайте терпимость к неудачам.

Обеспечьте безопасную атмосферу по отношению к неудачам. Вознаграждайте успех и игнорируйте неудачи, насколько это возможно.

Поступайте таким образом, чтобы дети поняли, что в случае неприятия их идей, их деятельность не была бесполезной.

Учитесь на ошибках.

Поддерживайте все творческие начинания.

Помогайте детям развивать уверенность в себе, делая всё, что в ваших силах, чтобы уменьшить их страх, сдержанность и настороженность.

Будьте дружески настроенным человеком, имеющим высокие личные стандарты и целостность натуры. Искренне прислушивайтесь к своим ученикам, грустите и радуйтесь вместе с ними.

Поощряйте и развивайте инициативу.

Постоянно убеждайтесь, что ученики знают, каким образом их личный вклад способствует достижению их общих целей.

Не допускайте обезличивания при оценке достижений. Делайте ударение на степени важности достижений конкретного ученика, а не группы или класса.

Приветствуйте и поощряйте различие в идеях и мнениях.

Улучшайте свои собственные творческие способности, что поможет вам лучше оценивать творческие способности других.

Читайте также: