Доклад экологическое воспитание на уроках географии

Обновлено: 07.07.2024

Проблема взаимоотношений человека и природы в последнее десятилетие стала одной из самых актуальных. Причина тому — резкое ухудшение качества природной среды: ее деградация, а в некоторых странах и разрушение. Эта экологическая проблема и пути ее решения находят отражение в школьном экологическом образовании. Особенно актуально встает вопрос об успешности процесса формирования экологически ответственной личности выпускника общеобразовательной школы.

Экологическое воспитание во внеурочное время

Ведение экологического кружка

Работа кружка строится по трем основным направлениям:

  1. Пропаганда экологических знаний,
  2. Борьба за чистоту окружающей среды.
  3. Исследовательская деятельность.

В первое направление входят классные часы, театрализованные представления, конкурсы рисунков, плакатов, газет, экофильмов и выступления перед учителями и родителями. Пропаганда экологических знаний — это одно из самых важных и доступных для ребят направлений. Именно так они изучают сами и знакомят других с проблемами состояния окружающей среды, как нашего города так и мира в целом.

Ко Дню Земли — 22 апреля, наша школа превращается в экологический коллаж, потому что идут конкурсы на лучший рисунок, плакат, газету, Ни один класс не остается в стороне, стараются все и младшие и старшие. А кружковцы готовят грамоты, призы и определяют лучшие работы. По итогам проводятся линейки, на которых приглашаются специалисты из разных организаций, связанных с экологией.

Вторым направлением является борьба за чистоту окружающей среды, в этом направлении ребята уже практически стараются помочь нашему городу быть красивым и чистым. Кружок был участником разных экологических акций проводимых в городе таких как:

Здесь в течение 3 дней идут конкурсы на лучших экологов и туристов.

За три дня можно научиться самому многому: ориентироваться, читать топографическую карту, преодолевать препятствия, разводить костер, составлять мониторинг разных природных и антропогенно — нарушенных участков, здесь дети находят общих друзей, именно здесь становится ясно, что охраны природы нашей родины — дело общее. Старшие ребята занимающиеся в кружке участвовали в конкурсе детских социальных инициатив, они выдвинули идею создания в школе своей экологической организации. Третьим направлением является исследовательская деятельность. Написание разных рефератов — это только первая ступень, это поиск знаний по той или иной экологической проблеме. А самым серьезным является написание школьных научных проектов, именно исследовательской деятельности школьников уделяет особое внимание руководитель кружка.

Ведение работы

Ведение профильных курсов

Диапазон опыта

Сотрудничество с экологическими организациями

Результативность данного педагогического опыта

  • в процессе проведения данного педагогического опыта повысился уровень воспитанности учащихся, сами ученики стали активными начинателями многих дел по сохранению природы и чистоты родного города;
  • простейшие научные исследования, которые ребята научились проводить в стенах школы на занятиях экологического кружка, явились для многих началом серьезных работ в стенах вузов и помогли познакомиться с миром многих профессий, а в дальнейшем и выборе жизненного пути — за это время 10 выпускников школ выбрали профессии направления;
  • повысился уровень сдачи ЕНТ со среднего 11,8 до 14.9;
  • повысилась посещаемость профильных курсов данного направления с 12 человек в 2007 году до 24 в 2010 г.;
  • возрос рейтинг экологического кружка: состав участников составляет 25 человек;
  • данный опыт имеет много преимуществ по сравнению с другими, прежде всего тем, что охватывает очень большой диапазон дел, в которых могут участвовать молодые люди: это и туризм, и молодежные акции, серьезные научные эксперименты, театрализованные представления, дебаты и многое другое, что под силу сегодняшнему молодому поколению с активной жизненной позицией

Каждому педагогу необходимо соответствовать требованием нашей эпохи. Поэтому, работая творчески в области экологического образования и воспитания, хочу осуществить свою главную цель: воспитанию личностного отношения к природе и труду человека, привитие норм и правил поведения в природе, эстетического восприятия природы, а в целом воспитание экологически грамотного человека, гражданина своей родины. Уверена в том, что экологические знания не заканчиваются на школьной скамье, мои дети понесут эти знания дальше, кем бы они не стали, главное чтобы жили в ладу, в гармонии с самим собою, с природой, с миром.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое воспитание на уроках географии последние годы приобрело очень важное значение. раскравая на разных уроках географии в 6-9 классах вопросы: где, как и почему увеличивается антропогенное воздействие на окружающую среду, мы даём обучающимся знания фактического материала.

Экологическое воспитание на уроках географии последние годы приобрело очень важное значение.

Раскрывая на разных уроках географии в 6-9 классах вопросы: где, как и почему увеличивается антропогенное воздействие на окружающую среду, мы даем обучающимся знания фактического материала. Проводя практические работы по анализу различных источников: карт, статистических материалов, дополнительной литературы, делая прогноз для нашей страны, на планете в целом возможных границ отрицательного воздействия человека на все оболочки планеты, природные комплексы в целом и на отдельные природные компоненты в отдельности.

Рост численности населения на планете и интенсификация человеческой деятельности в связи с научно-технической революцией неминуемо приводят к резкому росту антропогенного влияния на природу. В результате на Земле происходят перераспределение водных ресурсов, изменение местного климата, преобразование некоторых черт рельефа. Из недр планеты ежегодно извлекается свыше 120 млрд. т полезных ископаемых, выплавляется 8000 млрд. т различных металлов, производится более 60 млн. т синтетических материалов, вносится в почву свыше 500 млн. т минеральных удобрений и около 3 млн. т различных ядохимикатов.

Рост масштабов антропогенного воздействия на природную среду не проходит для неё бесследно: ежегодно уничтожаются десятки миллионов гектаров леса, пахотных земель, исчезли тысячи видов животных и растений.

или элемент среды

На душу населения

Извлечение из недр руд полезных ископаемых

Отходы из переработки сырья

Перемещение почвы при с/х и других работах

Забор воды из разных источников,

в том числе из рек

трлн м³/год или км³/год

Измененная поверхность суши из них:

другие окультуренные земли (луга и пастбища)

Земли под застройкой:

полностью урбанизованные (под домами, асфальтом)

до появления человека

в настоящее время

земель за историю человечества

Скорость сжигания ископаемого топлива превышает его образование в геологическом прошлом

Антропогенное поступление СО2 в атмосферу превышает природную

Темпы уничтожения лесов

Уничтожено тропических лесов

с 1600 г. по настоящее время уничтожено:

под угрозой исчезновения:

Темпы исчезновения видов по сравнению с эпохой вымирания динозавров

Источники загрязнения атмосферы подразделяется на естественные (природные) и искусственные (антропогенные). Естественные (извержения вулканов, пыльные бури, лесные и степные пожары) мало влияют на общий уровень загрязнения. Наиболее опасными источниками загрязнения атмосферы являются антропогенные. Мировое хозяйство ежегодно выбрасывает в атмосферу более 15 млрд т СО2 , 200 млн т СО, более 500 млн т углеводородов, 120 млн т золы, более 160 млн т оксидов серы и 110 млн т оксидов азота и др. Общий объём выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составляет по некоторым данным, более 19 млрд т.

Вещества, загрязняющие атмосферу, могут быть твёрдыми, жидкими и газообразными и оказывать вредное воздействие непосредственно после химических превращений в атмосфере либо совместно с другими веществами.

Из всей массы загрязняющих веществ, которые поступают в атмосферу от антропогенных источников, 90% составляют газообразные вещества (оксиды серы, азота, углерода, тяжелых и радиоактивных металлов и др.), 10% - твердые и жидкие вещества.

Основные антропогенные источники загрязнения атмосферы предоставлены в таблице.

Основные источники загрязнения атмосферного воздуха

(И.Б. Хомченко, 2001 г.)

Зола, сажа (Pb, Mo, Ve, Li, V, Ni, Cu, Zn, Sn, Hg, N2O5), радионуклиды

NO2, СO2, СО, NO, SO3, бенз(а)пирен, альдегид, органические кислоты

СО, NO2, CxHy, бенз(а)пирен

Пыль, сажа (Zn, Sn, Sb, Mo, Co, Ni, Cu, Bi, W, Hg, Cd)

H2S, CS2, CO, NH3, кислоты, растворители, летучие сульфиды

Пыль, оксиды железа

SO2, СО, NH3, NOx фтористые соединения, цианистые соединения, органические вещества, бенз(а)пирен

Промышленность строительных материалов

Пыль (Zn, Mo, Cа, Bi, Bа)

СО, органические соединения

Тепловые электростанции и теплоцентрали, сжигающие органическое ископаемое топливо, относят к наиболее мощным источникам выбросов вредных веществ в атмосферу. Согласно данным Минприроды РФ, в 2014 г. общий объём выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ТЭС составил 4474 тыс. т (твердых веществ – 1349 тыс. т, диоксида серы – 1913, 5 тыс. т оксидов азота – 1045 тыс. т, оксида углерода – 124 тыс. т), или 89% общего выброса по энергетической промышленности.

Автомобильный транспорт выделяет 6о% газообразных загрязнителей воздуха. В состав выхлопных газов карбюраторных и дизельных двигателей входит до 200 химических соединений, из которых наиболее токсичны Pb, COx, NOx, CxHy, бенз(а)пирен. В выхлопных газах содержится большое количество углеводородов, их доля резко возрастает, если двигатель работает на малых оборотах или в момент увеличения скорости при старте.

Черная металлургия. Процессы выплавки чугуна и переработки его на сталь также сопровождаются выбросом в атмосферу пыли и различных газов. Выброс пыли в расчете на 1т чугуна составляет 4,5кг, СО2 – 2,7кг и Mn – 0,5-1кг. Вместе с доменным газом в атмосферу в небольших количествах выбрасываются также соединения As, P, Sb, Pb, пары Hg и редких металлов, HCN и смолистые вещества.

Цветная металлургия. Служит источником загрязнения атмосферы пылью и газами. Выбросы предприятий цветной металлургии содержат токсичные пылевидные вещества As, Pb и др., поэтому они особо опасны. При получении металлов электролизом образуется большое количество газообразных и фтористых соединений. Выброс вредных веществ по отрасли составил 3693,3 тыс. т или 20,4% от объема выбросов промышленности России.

Химическая промышленность. Состав промышленных выбросов весьма разнообразен; большинство химических соединений является весьма токсичным для организма человека СО,2, SO2, NH3, пыль неорганических веществ N2S, соединения галогенов, органические вещества, цианистые соединения.

В 2014 г. объём выбросов в атмосферу в целом по отрасли составил 488, 4 тыс. т. Для химических и нефтехимических производств характерны значительные объемы выбросов металлической ртути, составившие 54% от общего объёма этих выбросов промышленности России в 2014 г.

Источники загрязнения вод. Загрязняющие вещества, поступая в природные воды, вызывают изменение физических свойств воды (нарушение первоначальной прозрачности и окраски, появление неприятных запахов и привкусов и т.п.); изменение химического состава воды, в частности появление в ней вредных веществ; появление плавающих веществ на поверхности воды и отложений на дне; сокращение в воде количества растворенного кислорода вследствие расхода его на окисление поступающих в водоём органических веществ загрязнения; появление новых бактерий, в том числе и болезнетворных.

Суммарный объем загрязненных сточных вод сбрасываемых в поверхностные водные объекты России, распределяется между жилищно-коммунальным хозяйством (51%), промышленностью (35%) и сельским хозяйством (13%). Объем сброса загрязненных сточных вод в 2005 году составил по промышленности – 8,6 млрд м 3 , в сельском хозяйстве – 3,2 млрд м 3 , по объектам ЖКХ – 12,5 млрд м 3 .

О масштабах загрязнения поверхностных вод некоторыми отраслями промышленности говорят следующие цифры.

Электроэнергетика – крупнейший потребитель пресной и морской воды, доля отрасли в общем объеме забора пресной воды промышленностью – 66%, морской воды – 98%, по использованию воды – около 70%. Водохранилища, возникшие в результате сооружения платин гидроэлектростанций, помимо положительного эффекта (регулирование речного стока, снижения опасности наводнений и развития эрозии почв, снабжение водой и др) оказывают и отрицательное воздействие на природную среду (затопление земель и населенных пунктов, засоление или заболачивание почв, затопление и разложение неземной растительности, развитие новых водных видов флоры и фауны и т.д.).

В нефтеперерабатывающей промышленности сброс загрязнённых сточных вод в водоёмы составляет 31, 1 млн м 3 , большая их часть (около 80%) сбрасывается недостаточно очищенными. Серьёзный ущерб окружающей среде наносится разливом нефти вследствие порывов трубопроводов. По данным Минтопнэрго РФ, общее количество аварий на нефтепроводах в 2005 году составило 25477.

Доля нефтеперерабатывающей промышленности в общепромышленном сбросе загрязнённых сточных вод составляет около 4%, сом выброс достигает 317, 4 млн м 3 .

Из общего объёма загрязнённых сточных вод угольной промышленности (740,2 млн м 3 ) около 80% сбрасываются недостаточно очищенными, остальные без очистки. Предприятия черной металлургии сбрасывают 757, 7 млн м 3 загрязнённых сточных вод, цветной металлургии – 529 млн м 3 (36% из них сбрасывается без очистки).

Источники загрязнения почв. По своему положению и свойствам почва фактически является конечном местом сосредоточения всех природных и антропогенных загрязнений, при этом последний вносит основной вклад:

теплоэнергетика (угольная пыль, зола, дым, аэрозоли тяжелых металлов – ртути, мышьяка, свинца, ванадия, газы SO2, SO3, NO2, бенз(а)пирен, фтористые и мышьяковые соединения, радионуклиды);

черная металлургия (рудная и железистая пыль, оксиды железа, марганца , мышьяка, зола, сажа, SO2, SO3, NO2, NH3, HCL);

цветная металлургия (пыль, пары и оксиды свинца, цинка, кадмия, меди, мышьяка, ртути, фтора, SO2 и т.д.);

промышленность строительных материалов (цементная пыль, фтор и др.);

химическая промышленность (, SO3, HF, H2S, HCL, HNO3, NH3, фтористые соединения, углеводороды, растворители, эфиры, фенолы и др.);

транспорт (углеводороды, свинец, угольная пыль, зола, СО, SO2, H2S, бенз(а)пирен, непредельные углеводороды);

сельское хозяйство (удобрения, пестициды, ядохимикаты и т.д.);

нефтеперерабатывающая и нефтедобывающая промышленность (нефть, нефтепродукты, бенз(а)пирен, серосодержащие соединения и др.);

атомные электростанции (радионуклиды, йод, -131, стронций – 90, цезий – 137, плутоний -239, калий – 42 и др.);

Накопление загрязненных веществ в почве происходит в результате; непосредственного внесения в почву или на неё (удобрения, пестициды); поступления атмосферных загрязнений и почву (аэрозоли тяжелых металлов, радионуклиды, летучая зола, газы и др. ); поступления загрязнителей в почву с поверхностными стоками; выпадения загрязнителей в почву с атмосферными осадками.

Применение минеральных удобрений приводит к аномально высоким содержаниям в почве азота в нитратных и аммиачных соединениях, ионов хлора, фосфора, (зафосфачивание почв). При поливе сточными водами в почву попадают патогенные микроорганизмы, личинки гельминтов, канцерогенные вещества.

Важным источником загрязнения почв могут быть излучения. Этот тип загрязнения появился одновременно с широким использованием радиоактивных веществ. Радиоактивные элементы, отличающиеся умеренной или короткой жизнью (период, полураспада), обычно распадаются раньше, чем попадают в почву, однако они могут стать опасными в дождливый период, когда ускоряется их выпадение их выпадение на почву.

Эффект бумеранга проявляется в двух формах:

Острых воздействий, например усыхания лесов от кислотных дождей.

Перманентных, хронических процессов типа постепенного изменения климата, ослабления принципа Ле Шателье – Брауна, и т.п.

Очевидно, что эффект бумеранга проявляется тем сильнее, чем выше уровень нарушений человеком природных систем.

Выделяются следующие аспекты последствий загрязнения окружающей среды:

Медико-социальный. Имеется в виду воздействие деградирующей среды на здоровье человека.

Экономический. Негативное влияние загрязнения среды на общественное производство и его конечные результаты.

Экологический. Нарушение процессов протекания естественных природных процессов.

Духовно-эстетический. Негативное влияние деградирующей среды на духовное состояние и эстетическое восприятие людей.

Кислотные дожди. В последние 15-20 лет сложная и трудноразрешимая экологическая проблема кислотных дождей (рН

Согласно расчётам доля диоксида серы в образовании кислых осадкой составляет 70 % .Появлению кислых осадков способствует также СО2: из-за его постоянного присутствия в атмосфере нормальным является рН осадков 5,6.

Истощение озонового слоя. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения содержания озона в верхних слоях атмосферы. По разным оценкам, в средних и высоких широтах Северного полушария такое уменьшение составило 2-3%.

Вредными выпасами промышленности поражено 30% лесов Австрии, 50% лесов Германии, леса Чехии, Словакия, Польши. Леса Скандинавских стран сильно пострадали от кислотных дождей, виновниками в образовании которых являются другие европейские страны. Деградируют Канадские леса от загрязнений, переносимых из США в частности, до 70-80% деревьев, произрастающих в кленовых лесах.

В России ежегодно вырубают 1,8 млн. га и, кроме того, миллион гектаров лесных угодий гибнет или повреждается вредными промышленными выбросами. Так, на Кольском полуострове леса гибнут со скоростью 1 км. в год.

Ученые предупреждают, что уничтожение лесов ведет к снижению порога устойчивости биосферы, увеличению силы наводнений, селей, водной эрозии, пыльных бурь, засух и суховеев, ускорению процессов опустынивания. Ежедневно на планете вымирают один –два вида диких растений, при этом следует помнить, что только один вид растений обеспечивает существование в среднем 11 видов животных, а в тропический лесах – даже 20 видов. Следовательно, с обезлесиванием ландшафтов сокращается генетическое разнообразие экологических систем, постепенно уничтожается живое вещество биосферы.

Взаимосвязь экономического и экологического вреда. Помимо вредного влияния на здоровье людей , загрязнения биосферы носит огромный ущерб экономике. Подразделение вреда от загрязнения природной среды на экономический и экологический логично вытекает из самой системы взаимодействия общества и природы, где функционирую две подсистемы – экономическая и экологическая.

Рассмотрим более подробно возможные формы и виды ущерба, образовавшиеся в результате изменений в природной среде под влиянием хозяйственной деятельности человека. Согласно Т.А.Деминой (2006 г.), все виды ущерба можно подразделить на исчислимые (стоимостные и натуральные) и условно-исчислимые, т.е. практически не поддающиеся количественной оценке.

В свою очередь исчислимый ущерб подразделяется на экономический и социально-экономический.

Экономический ущерб включает: потери в результате недополучения промышленной сельскохозяйственной лесохозяйственной продукции; потери вследствие снижения продуктивности биогеоценозов; затраты, обусловленные сокращением срока службы зданий и сооружений; потери сырья, топлива и материалов, вызванные выбросами, сбросами; затраты на ликвидацию последствий от загрязнения; затраты на восстановление или поддержания в экосистемах; потери производства, вызванные снижением эффективности труда, которое, в свою очередь, обусловлено ростом заболеваемости.

К социально-экономическому ущербу относятся: затраты в области здравоохранения и социального обеспечения из-за роста заболеваемости; затраты на сохранение рекреационных ресурсов; потери в следствии миграции, вызванной ухудшением качества среды.

Проблемы взаимоотношений человека и природы в последнее десятилетие стала одной из самых актуальных. Причина тому – резкое ухудшение качества природной среды: её деградация, а в некоторых странах и разрушение. Эта экологическая проблема и пути её решения находят отражение в школьном экологическом образовании. Особенно актуально встаёт вопрос об успешности процесса формирования экологически ответственной личности выпускника образовательной школы.

Третьим направлением является исследовательская деятельность. Написание разных рефератов – это только первая ступень, это поиск знаний по той или иной экологической проблеме. А самым серьёзным является написание школьных научных проектов, именно им в исследовательской деятельности школьников необходимо уделять особое внимание.

В курсе физической географии (6 класс) экологические уроки можно проводить при изучении каждого раздела. Учитывая возраст детей, предлагается самый различный материал: экологические сказки, былины, легенды, песни, элементы серьёзных экологических рефератов.

В курсе географии материков и океанов (7 класс) учитель выбирает уроки экологического направления. Ставится задача- углубить следующие экологические знания обучающихся; сохранение разнообразия природы планеты, бережное отношение к природной среде, применение законов природы в целях эффективного использования ресурсов земли. Природные богатства и вопросы охраны природы рассматриваются в процессе изучения каждого природного компонента, каждой природной зоны или страны.

Экологическое воспитание во внеурочное время:

Использую разные методы воспитания, привлекает детей разнообразие форм. Работа строится по трём направлениям:

Пропаганда экологических знаний.

Борьба за чистоту окружающей среды.

Первым направлением входят, классные часы, тетрализованные представления, конкурсы рисунков, плакатов, газет. Выступление перед учителями и родителями.

Результаты педагогического опыта.

В процессе проведения педагогического опыта повысился уровень воспитанности обучающихся, сами ученики стали активными начинателями многих дел по сохранению природы и чистоты родного села.

Простейшие научные исследования, которые ребята научились проводить в стенах школы, явились для многих началом серьёзных работ в стенах вузов и помогли познакомиться с миром профессий.

Поэтому, работая творчески в области экологического образования и воспитания, хочу осуществить свою главную цель: воспитанию личностного отношения к природе и труду человека, привитие норм и правил поведения в природе, эстетического восприятия природы, а в целом воспитание экологически грамотного человека, гражданина своей родины. Уверена в том, что экологические знания не заканчиваются на школьной скамье, мои дети понесут эти знания дальше, кем бы они не стали, главное чтобы жили в ладу, в гармонии с самим собою, с природой, с миром.

Автор: Юшкова Татьяна Андреевна

Организация: МБУСОШ с. Антоновка, Завитинского района

Населенный пункт: Амурская область, с. Антоновка

Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природу обусловило реальную угрозу существованию окружающей среды. Экологическая ситуация в современном мире оказывается тревожной не только потому, что все осознанней человечество воспринимает возможность катастрофических нарушений экологического равновесия, но и потому, что выход из сложившейся ситуации требует существенных социальных и экономических преобразований.

Для решения экологической проблемы использование только достижений научно-технического прогресса явно недостаточно. Огромный интерес общественности к этим проблемам, ее требования гласности в оценке окружающей среды убеждают, что охрана природы в настоящее время является делом не только специалистов разных областей знаний, но и каждого человека.

В силу экологическое образование должно осуществляться с раннего детства. В системе обучения оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого сделать каждого человека - экологически грамотным.

Целью данной работы является формирование экологического сознания и мышления, а также ответственного отношения к природе на основе содержания всего школьного курса географии.

На основе поставленной цели выдвигаются следующие задачи:

- выделить особую роль школьной географии в выработке системы экологических знаний, умений и навыков

- научить активному творческому применению их во взаимоотношениях с природой, в социуме, по отношению к собственному здоровью

- выработка деловых качеств и трудовых навыков, необходимых для природоохранительной деятельности

- воспитание высокой экологической культуры поведения в быту и в трудовой деятельности.

В средней общеобразовательной школе экологическое образование носит междисциплинарный характер и рассматривается под углом зрения специфики содержания многих предметов: географии, биологии, химии и других предметов. Однако школьная география по сравнению с другими школьными дисциплинами отличается большой экологизацией. В школьном образовании курс географии - единственный предмет, рассматривающий экологические проблемы на трех уровнях: глобальном, региональном и локальном на основе краеведческого подхода. Не менее важно и то, что он также включает материал оценочного характера. Такой подход является важной составной частью целостного процесса воспитания экологического сознания.

Содержание школьного курса географии располагает объективными возможностями формирования и развития у школьников нравственных норм и правил поведения в природе, ценностных ориентаций. Существенной особенностью этих знаний и умений является наличие в их составе оценочного и правого компонентов. Раскрытие их в курсе географии осуществляется в процессе изучения учебного материала о роли природы в жизни и хозяйственной деятельности человека, режиме экономии бережливости (комплексная переработка сырья, использование вторичных отходов производства и т.д.).

Развитию ценностных ориентаций способствует выполнению учащимися практических работ оценочного характера (например, оценка ресурсообеспеченности и т. д.).

Для экологического образования важное значение имеют работы на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду, предусмотренные программой. На их основе у школьников вырабатывается привычка правильно, критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества. Знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе во время экскурсий, туристических и краеведческих походов свидетельствуют о степени сформированности их нравственного облика.

В экологическом образовании не меньшую роль, чем нравственное, играет эстетическое воспитание, в которое существенный вклад вносит и география. На уроках географии учащиеся обогащаются новыми эстетическими впечатлениями, чему способствуют разнообразные средства обучения, которые формируют образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте, прекрасному в природе.

Экологическое образование в курсе физической географии.

Одной из особенностей курса географии 5-6 классов является то, что в нем начинается формирование представления о географии как науке, о Земле и обществе. В процессе его изучения закладываются основы ценностных ориентаций учащихся, понимание их взаимосвязей между отдельными компонентами природы, человеком и окружающей средой, необходимости соблюдения в повседневной жизни правил поведения в природе.

Общие глобальные вопросы взаимодействия природы и человека конкретизируются примерами хозяйственной деятельности населения своей местности, бережного отношения к природе, закрепляются в ходе выполнения элементарной практической работы по изучению и охране окружающей среде. В процессе работы на местности учитель обращает внимание учащихся на научную, практическую и эстетическую ценность объектов природы, что способствует формированию у них отношения к природе как к объекту разнообразных потребностей человека: эстетических, познавательных, практических.

Внимание учащихся нацеливается на прекрасное в природе, осознание неправильного поведения человека в окружающей среде. При определении влияния деятельности человека на исследуемый объект (форма рельефа, пойма, водоем) необходимо подчеркнуть мысль о ранимости, уязвимости природной среды.

-Приходилось ли вам слышать о науке экологии, и знаете ли вы, какие задачи она решает?

Объяснение взаимодействие природы и общества проводится на конкретных примерах. Можно предложить учащимся следующий вопрос:

-Каковы последствия вырубки лесов?

-Какова роль леса в природе? Затем следующий вопрос?

-Что же происходит после вырубки леса? Учащиеся рассуждают по заданным вопросам. Далее учитель подводит ребят к важному вопросу:

-Как же человек должен использовать лес, чтобы в природе не происходило подобных изменений?

Заканчивая беседу о влиянии деятельности человека на природу, необходимо показать учащимся влияние измененной человеком природы на его жизнь и здоровье. Вмешательство человека в природу требует не только хороших знаний законов природы, но и большей любви к ней. Знания можно получить и в школе, и из многих книг, фильмов. А вот полюбить природу можно, только общаясь с ней. Все то прекрасное, что дает нам природа, остается в нашем сердце на всю жизнь.

Заканчивая беседу, учитель предлагает учащимся задание на летние каникулы: сфотографировать особенно понравившиеся уголки природы, где ребята побывают во время отдыха. Осенью организуется выставка выполненных работ.

Экологическое образование в курсе географии материков и океанов.

Содержание курса географии материков и океанов дает возможность конкретизировать общие вопросы взаимодействия природы и общества, усвоенные учащимися в предыдущем курсе. Богатая и разнообразная природа материков и океанов претерпела существенные изменения под влиянием деятельности человека. Используя различные примеры, учитель раскрывает на доступном для учащихся уровне причины взаимодействия природы и общества, меры охраны природы, принимаемые в различных странах. В содержании курса развивается идея целостности, неделимости природы, и на этой основе рассматривается необходимость международного сотрудничества в деле охраны природы.

Велика роль географии материков и океанов в развитии у ребят ценностных ориентаций, эстетического восприятия природы, воображения, умения создавать образ территории, что имеет большое значение в общей системе экологического образования

На первом же уроке можно предложить учащимся опережающее задание: самостоятельно подобрать из различных источников материал (небольшие заметки, отрывки, иллюстрации и т. д.), содержащий данные о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу материков и океанов, о мерах по ее охране. Подобные задания активизируют учебный процесс, развивают познавательную деятельность школьников и подготавливают их к дальнейшей работе по составлению проектов в старших классах.

Перед тем как начать беседу с детьми о мерах, предупреждающих изменения климата, становятся следующие вопросы: как изменяется состав воздуха в результате хозяйственной деятельности человека? Какое влияние оказывает загрязненный воздух на различные компоненты природы? К чему приведет исчезновение растительности на Земле

-Какими путями происходит загрязнение Мирового океана, и какие последствия оно вызывает?

  • и дополнив ответы ребят, учитель обращает их внимание на то, что источники океана разнообразны и рассматривает с учащимися эти источники. В заключение изучения этой темы необходимо отметить, что охрана вод Мирового океана, как и охрана атмосферы и других компонентов, носит международный характер. Все страны в ответе за загрязнение океана, и всем необходимо принимать меры по его охране.

Экологическое образование в курсе географии России.

При изучении этого курса получают свое дальнейшее развитие основные направления экологического образования: рациональное использование природных ресурсов, влияние деятельности человека на природу, взаимосвязь между здоровьем человека и состоянием окружающей среды

Экологическое содержание в 9 классе может быть успешно раскрыто разными способами, прежде всего путем прямого расширения экологической информации, введения дополнительных сведений при изучении ряда тем.

Например, изучение топливно-энергетического комплекса необходимо дополнить материалом об экологических последствиях аварии на Чернобыльской АЭС, о размещении районов, пораженных радиоактивными осадками. Рассказать детям об экологически чистых способах получения энергии, используя уже имеющиеся у ребят знания.

Другим способом является постановка вопросов экологического направления к отдельным разделам, темам, картам, схемам и фотографиям учебника.

Например, при изучении климата России экологическую направленность обучения усилят такие вопросы:

-Из каких географических регионов поступает воздух на территорию России?

-Почему борьба за чистоту атмосферного воздуха стала одной из важнейших проблем человечества?

-Назвать причины загрязнения воздуха.

На уроках географии необходимо выполнение проблемных заданий, которые предполагают не только нахождение новых знаний о природе и обществе, но и поиск новых путей решения этих заданий, что ведёт к развитию творческого мышления школьников, помогает им овладевать методами научного познания, формирует интерес и потребность в творческой деятельности.

Особое место среди многих экологических проблем занимают региональные экологические проблемы. Изучение региональных проблем открывает широкие возможности для углубленного познания и расширения экологических знаний.

Выбор региональных экологических проблем, имеющих дискуссионный характер, очень велик, можно предложить следующие темы:

Задачей таких игр является расширение и углубление знаний учащихся по вопросам охраны природы России и своего края, привлечение их внимания к природоохранительной тематике.

Деловые игры основаны на трудовом усилии и интеллектуальном напряжении. Использование таких игр позволяет развивать творческие способности, самостоятельность суждений, вызывает живой интерес к современным экологическим проблемам, создает возможность участвовать в поиске перспективных путей решения.

Необходимой частью экологического образования является эколого-краеведческое изучение учащимися своего края.

Изучение этой темы пройдет интереснее, если на уроке будет использован материал предварительно проведенной практической работы. Класс делится на группы, каждой из которой учитель дает задания для выполнения следующих работ:

-сбор сведений о растительном и животном мире своей местности;

-оценка его состояния;

-анализ мер по охране растительного и животного мира своей местности;

-составление плана мероприятий по охране растительного и животного мира своей местности;

Вся работа осуществляется под руководством учителя.

Рациональный отбор методов обучения в курсе обучения географии, оценка характера познавательной деятельности учащихся и эффективность процесса обучения определяют уровень усвоения знаний, которые способствуют развитию творческого мышления учащихся, их саморазвитию. Разнообразие форм и методов работы, их умелое варьирование на уроках и во внеурочное время позволяет поддержать интерес к предмету, переключать внимание учащихся.

Экологическое воспитание учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности

Проблема экологического воспитания и образования существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Правильно экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Формирование основ экологической культуры у школьников требует включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

В последнее время все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации. Можно бесконечно внедрять новые технологии, можно закупать новое оборудование и строить новые объекты, но всё это не даст должного эффекта, если каждый человек не будет чувствовать свою ответственность за состояние окружающей среды. И начинать объяснять, что нельзя жить одним днём, что необходимо думать о том, какой будет наша планета завтра, надо уже в школе.

Ведущую роль в воспитании подростков играет школа, которая организует процесс формирования экологической культуры, включающий в себя учебную и внеурочную работу. Одной из задач общеобразовательной школы является подготовка учащихся быть адекватными в окружающей географической среде.

Стремительное изменение природной среды в эпоху научно-технической революции связано с активным воздействием общества на природу. В результате улучшается жизнь человека, лучше обеспечиваются его конкретные потребности. Однако расширяется и число нежелательных изменений в окружающей среде. Причины здесь неоднозначны. Одна из них – экологическая неграмотность населения. А кто, как не школа, должна воспитывать у детей ответственное отношение как использованию природных ресурсов, чувство заботы о состоянии окружающей среды.

Обязанность граждан беречь природу и охранять её богатство впервые приняла характер требования. Чтобы это требование превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за окружающую природу. Это чувство формируется в системе всех форм и методов воспитания личности.

Сегодня экологическая культура становится важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости выпускника общеобразовательной школы. Именно общеобразовательная школа призвана развивать у молодежи ответственное отношение к природе. Эта важная социальная задача может успешно решаться не усилиями отдельных педагогов – энтузиастов, а только систематической работой всего педагогического коллектива на метапредметной основе, органически включаясь во все элементы учебно-воспитательного процесса в школе. Формирование у детей ответственного отношения к природе сложный и длительный социально-педагогический процесс. Достижение намеченных целей возможно не только в условиях сложившейся классно-урочной формы обучения, но и в системе внеурочных и внеклассных занятий.

Отношение человека к окружающей среде проходит несколько взаимосвязанных этапов развития: на первом – формируется готовность защищать среду; на втором – формируется идеал отношения к окружающей среде; на решающем – развивается способность ученика защищать окружающую среду. В этом процессе активно формируется опыт ценностных ориентаций и принятия решений по отношению к природной среде.

Поэтому на уроках географии и во внеклассной работе я большое внимание уделяю общению с природой, пробуждению радости от восприятия её красоты, чуткой отзывчивости и доброты, постижению скрытых причин вечного движения и обновления реального мира. Это научно-познавательное и эмоционально-эстетическое восприятие природного окружения и есть - экологическое воспитание обучающихся.

При изучении природы океанов, рассматриваем вопрос о деятельности человека в океане, выделяем сразу несколько проблем, связанных с морским грузовым и пассажирским транспортом, зонами реакции, центрами добычи природных ресурсов, определяем роль международного сотрудничества в деле охраны природы Мирового океана. Изучая природу в природных зонах тундры, тайги, смешанных лесов и их специфику. Здесь решается проблема хищнической вырубки лесов в сибирской тайге, в Амазонской низменности, сведения широколиственных лесов в Европе.

На уроках географии по темам природопользование и геоэкология (9,10, 11 классах) старшеклассники способны самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений, а также представлять их в виде проектов, претензий, публикаций.

Основным направлением работы по формированию культуры природопользования является моделирование последствий вмешательства человека в природу. Изучаются наиболее яркие примеры изменения человеком окружающей среды, особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно - хозяйственных зон и районов. Рассматриваются природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях. Прогнозируются меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. На уроках рассматриваются проблемы влияния отраслей хозяйства на окружающую природную среду, это-энергетика, сельское хозяйство, топливная, металлургическая, химическая промышленность и т.д.

Основной задачей является не только формирование системы географических знаний для выявления экологических проблем на местности и по карте, но и вооружение учеников способами применения полученного багажа знаний в повседневной жизни для сохранения и улучшения качества окружающей среды.

При завершении данного этапа школьники должны:

- знать и понимать влияние хозяйственной деятельности на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране природных ресурсов, полезных ископаемых. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды, правила поведения человека в окружающей среде, меры защиты от стихийных природных и техногенных явлений;

- уметь обобщать картографические, статистические, информационные материалы, анализировать карты административно – территориального и политико–административного деления стран;

- определять влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Давать оценку экологической ситуации в разных регионах мира;

- использовать современные методы географических исследований и источники географической информации, довести их до уровня практического применения; всемирно использовать знания материала курса наук естественного цикла; применить географические знания для выявления экологических проблем на местности и по карте, поиска путей сохранения и улучшения качества окружающей среды;

- пропагандировать экологические знания и умения в школе, среди общественности, вносить свой посильный вклад в общественно полезную деятельность по охране природы своей местности (Донецкой области).

В средней школе главное место в экономическом образовании занимает экономическая и социальная география. Важная роль географии, по сравнению с другими предметами, заключается в использовании комплексного географического подхода при изучении жизни общества и его взаимодействия с окружающей природой. В результате у учащихся формируется целостное представление о человеке и окружающем мире, что может облегчить их социальную адаптацию и самореализацию. Ясно, что какую бы профессию в дальнейшем не избрал нынешний школьник, он, так или иначе, должен владеть основами экономического мышления.

Каким образом можно ликвидировать дефицит экологических знаний, развивать экономическое мышление у школьников? Прежде всего, необходимо их убедить в важности познания экономических основ независимо от выбора дороги в жизни. Сделать это следует ненавязчиво, а значит, и интересным. На уроках географии использую следующие педагогические технологии.

1. Критического мышления. Это система деятельности, которые базируется на достижении проблем и ситуаций на основе самостоятельного выбора, оценки и определения значения полезной информации для личных проблем и целей. Критическое мышление способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализация ребенка воспитанию доброжелательного отношения к людям. Эта технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск её решения.

5. Технологии практических навыков. Использование знаний и навыков учащихся по географии на практике: во время практических работ, экскурсий, творческих проектов, написания исследовательских проектов, навыки работы со справочной, научной, статистической литературой, таблицами. Во время выполнения практических заданий сравнивают уч-ся статистические данные загрязнения территорий вредными веществами (атмосферы, гидросферы, литосферы).

6. Технологии интегрированного обучения: Это технология междисциплинарной взаимосвязи, позволяющая обеспечить практическую направленность, предполагает перенос функций общения (познавательной, регулятивной, ценностно - ориентационной), которыми ученик овладевает в рамках базового уровня одного предмета, на новое предметное содержание. На уроках географии по экологическому воспитанию используются данные из биологии, экологии.

7. Коммуникативные технологии. Это способность анализировать информацию с помощью логического мышления и личностно - ориентированного подхода, с целью применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам.

Все они способствуют формированию экономического мышления, т.к. предполагают ученика активным участника процесса обучения, предполагают возможность альтернативного выбора.

География среди всех школьных предметов играет роль мостика между естественными и общественными науками, она универсальна, охватывает всю систему: природная среда-общество-человек. Поэтому именно этот предмет способствует развитию у учащихся гуманитарно-культурологического восприятия природы.

Проблемы экологии, охраны природы всё больше волнуют человечество. И это понятно.

ЗЕМЛЯ – наша единственная обитель. Мы плотью и кровью принадлежим её природе, находимся внутри её и зависим от неё.

Достаточно вспомнить, что без пищи человек может прожить 5 недель, без воды 5 дней, а без воздуха – 5 минут. И вот теперь перед всеми нами нависла угроза глобального экологического кризиса…

Мы должны в полном объёме иметь информацию о состоянии всего нашего общего дома, биосферы, чтобы не повторять ошибок. Общими усилиями человечество должно заблаговременно предотвратить возможную катастрофу!

Изменяя окружающую среду, человек сам оказывается под влиянием изменой им природы.

ЭКОЛОГИЯ – это новый образ мышления, которому надо учиться. Каждый должен усвоить основные экологические знания, понятия.

Перед школой стоит одна из главных задач – экологическое воспитание школьников. Одно из важных мест в экологическом воспитании учащихся отводится географии, биологии, экологии. Именно они должны дать школьникам всю необходимую сумму знаний об охране природы, рациональном её природопользовании.

Экологическая направленность формирует у учащихся экологические знания, вырабатывает активную жизненную позицию в деле сохранения природы. За последние годы резко возросло внимание к экологическим проблемам. Произошел своего рода взрыв экологического сознания.

Исходя из основных положений концепции географического образования и программы по географии, наиболее актуальной проблемой является вооружение школьников необходимыми знаниями по экологии. Как донести до учащихся экологические знания? Каждый учитель должен сам продумать формы и методы работы. Важная роль в экологическом воспитании принадлежит учителю. Именно учитель должен воспитывать у школьника умение видеть экологические проблемы, активно участвовать в охране природы.

Один из путей экологического воспитания учащихся – воспитание любви к родной природе. Немаловажная роль здесь отводится и географии. На протяжении многих лет работы я стремлюсь пробудить у учащихся чувство любви и понимания природы, неравнодушного отношения к её сохранению. Природоохранная тематика занимает важное место на уроках и во внеурочное время.

В своей работе я использую различные формы и методы по экологическому воспитанию учащихся: игры, творческие задания, экскурсии, кроссворды и ребусы, задачи, тестовые задания для проверки знаний, умений и навыков учащихся, схемы, рефераты и доклады учащихся, экологические проблемные ситуации и дополнительную информацию. Провожу уроки-игры, уроки-дискуссии, творческие уроки, уроки-викторины, уроки-семинары, уроки КВН и др.

Изучение географического материала имеет общей целью формирование личности школьников. Направленность на формирование личности ученика предъявляет особые требования к организации учебного процесса, к отбору методов и приемов обучения. Они должны способствовать формированию определенных ценностных отношений, учить нормам поведения.

Окружающий человека мир, среда его обитания подлежит оценке с точки зрения ее значения для жизни населения. География рассматривает те стороны окружающей среды, которые являются важными для становления личности. Это географическое положение, территория, природные условия, культурно-историческое прошлое населения, хозяйственная сфера, современная экологическая ситуация.

Читайте также: