Доклад экологическое просвещение в библиотеке

Обновлено: 04.07.2024

В работе описаны мероприятия, формы занятий по экологическому просвещению в МБОУ СОШ пгт Ерофей Павлович.

ВложениеРазмер
экологическое просвещение в работе школьной библиотеки 60.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

рабочего поселка (поселка городского типа)

РАБОТА ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

МБОУ СОШ пгт. ЕРОФЕЙ ПАВЛОВИЧ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ

МБОУ СОШ пгт. Ерофей Павлович

Тимофеева Светлана Николаевна

пгт. Ерофей Павлович, 2017 г.

Экокультура формируется на основе более глубокого понимания природы человеком, призванным ее сохранять, защищать и приумножать. Равнодушие, отстраненность, безответственность – причина экологической опасности.

Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одного из важнейших истоков современных проблем экологии – в бездумном и жестоком отношении человека к природе.

Эпоха научно-технического прогресса привела к истощению и загрязнению природной среды, прием с каждым десятилетием противоречие во взаимодействии общества и природы обостряются. Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой. А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.

Задачи школьных библиотек, обслуживающих детей:

1. Формировать интерес к окружающему миру. Руководить их чтением.

2. Прививать любовь к книгам – стремление беречь природу.

3. Углублять знания детей о многообразии организмов, их взаимодействии между собой и окружающими миром.

4. Формировать умения и навыки, необходимые для практической работы по охране окружающей среды.

5. Преодолевать потребительское отношение к природе. Формировать у детей экологическое сознание, соответствующие ценностные ориентации.

В нашей библиотеке составляется программа экологического воспитания школьников совместно с методическим объединением классных руководителей и учителей биологии, химии, географии.

  • Систематизировать знания учащихся во взаимосвязях в природе.
  • Расширять знания учащихся об экологии, охране природы.
  • Знакомить детей с имеющейся в библиотеке литературой, развивать творчество, самостоятельность, учить их работать с книгами, добывать в них нужную информацию.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Цель: воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности, формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся

*Выпуск экологических листовок

*Обращение к учащимся своей школы через выпуск экологической газеты о недопустимости загрязнения водоемов, образования несанкционированных свалок в окрестностях поселка и т.д.

*Уроки экологии и биологии в 5-11 классах

*Выступление юных экологов перед учащимися

*Тематические экскурсии по окрестностям поселка

В течение года по необходимости

Апрель (День Земли), в течение года

*Разработка рефератов, докладов для участия в эколого-биологических конференциях

*Участие в областных и всероссийских конкурсах эколого-биологического направления

*Экологические экспедиции: благоустройство и уход за территорией парка

*Экологическая предметная неделя

*Конкурсы рисунков, кроссвордов, творческих работ по охране природы

*Дни защиты от экологической опасности (круглые столы, диспуты, экологические ринги)

Библиотека является информационным центром помощи охраны окружающей среды и формированию окружающей культуры.

Учителя состоят на индивидуальном информационном обслуживании.

Библиотекарь готовит материал на конкретные темы на определенные группы педагогов – биологов, химиков, а также учащихся.

Библиографическим обслуживанием в библиотеке по вопросам охраны окружающей среды являются библиографические консультации, библиографические справки. В библиотеке ведется тетрадь учета выписанных справок. Составляются малые библиографические пособия в форме птиц, зверей, растений, где отражается литература по экологическому направлению.

Каждый год пополняется библиотечный фонд справочно- энциклопедическими изданиями, учебниками научно-популярной периодической литературой.

Книги И.Акимушкина, Е. Чарушина, В. Бианки, С. Михалкова, В. Солоухина отличают острую наблюдательность природных явлений, глубоко и чувственно проникновенно изложены и высоким личным патриотизмом они воспитывают любовью к природе, высоконравственные личностные качества, доброту, заботу, отзывчивость, ответственность и любовь к родному и готовность действовать в защиту окружающей среды.

Работу по экологическому воспитанию детей оживят беседы с читателями об их собственном поведении и восприятии экологической проблемы в целом. Необходимым и нужным материалом для работы в этом направлении станет и художественная литература. В русской литературе можно назвать много людей, обладавших особым даром постижения природы в сложных взаимосвязях с душевным миром людей. Среди них А.А. Фет, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин, М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский, И.А. Бунин.

Изучение читательского спроса осуществляется в основном в процессе работы с читателями при анализе библиотечной статистики, читательских и книжных формуляров. Ведение дневника библиотеки позволяет выявить сведения о составе читателей, об объеме выданной литературы, в том числе на экологическую тему.

Библиотекарь, разумеется, не может решать ту или иную задачу, не связав свою деятельность с учителями химии, биологии, географии и другими педагогами.

В библиотеке используются инновационные формы индивидуальной и массовой работы по экологическому просвещению детей. Это использование видеоматериалов, лекций, деловой театр, активные семинары, выставка-путешествие, выставка-хобби.

Для системной и целенаправленной работы по экологическому просвещению используется фонд книг, брошюр, периодических и аудиовизуальных изданий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическая проблема – глобальная проблема современности. Она настолько обострилась за последние десятилетия, что сегодня не осталось ни одной сферы жизни общества, которой бы эта проблема не коснулась.

В условиях нарастающего экологического кризиса первостепенное значение приобретает непрерывное экологическое образование, просвещение и воспитание всех групп населения.

Поэтому перед различными социальными и общественными учреждениями ставится задача активизировать пропаганду духовно-нравственных ценностей, способствующих формированию экологической культуры, бережному отношению населения к окружающей среде, повышению личной ответственности граждан за сохранение и преумножение достопримечательностей нашей уникальной природы.

Экологическое просвещение читателей всегда является одним из приоритетных направлений в деятельности библиотек. Здесь накоплен значительный опыт работы с материалами экологической тематики, продвижения их к читателю. При этом используются ее самые разнообразные формы: начиная от традиционных книжных выставок и заканчивая организацией крупных акций и марафонов.

Под понятием экологическое просвещение понимается - распространение экологических знаний и образования. Через просвещение проходит практически все население от мала до велика. Именно это направление работы является приоритетным в деятельности таких учреждений, как библиотеки, обладающие уникальными возможностями приобщения населения к информационным ресурсам, формирования у населения экологического сознания и воспитания экологической культуры как нового образа мышления, основанного на понимании социально-экономических и экологических процессов.

Цели и задачи экологического просвещения:

- привлечь внимание к экологическому просвещению;

- способствовать формированию экологической культуры;

- обмен опытом работы по экологическому воспитанию;

- накопление, систематизация, хранение и создание новых информационных ресурсов экологической направленности;

- обеспечение свободного доступа к экологической информации;

- Корпоративное взаимодействие с экологическими организациями и службами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

- формирование экологической культуры и экологического сознания детей, подростков и молодежи путем системной просветительской деятельности.

Библиотека – это универсальная структура в сфере культуры, способная не только помочь экологическому образованию, но и стать самостоятельным эколого-просветительским учреждением. Сегодня библиотеки обладают такими ресурсами, которыми не владеет больше никто. Практически им нет альтернативы в деле экологического просвещения. Еще одно преимущество библиотеки – это ее квалифицированные образованные кадры. Это отряд работников культуры, на которых можно рассчитывать в таком трудном деле, как экологическое просвещение.

Библиотекам в этом процессе отводится одна из ведущих ролей. Деятельность по экологическому просвещению будет всегда актуальной. Она может включать, в зависимости от статуса и специфики работы библиотеки, следующие направления:

Осуществление экологического просвещения населения, прежде всего молодежи, путем организаций массовых, групповых мероприятий;

Совершенствование информационной работы;

Активное содействие деятельности по охране окружающей среды органам государственной власти региона, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;

Установление новых контактов и совершенствование взаимодействия с другими учреждениями, ведущими профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды, научными и образовательными учреждениями, учреждениями культуры, СМИ, участниками общественного экологического движения;

Систематическое участие в конкретных практических акциях по охране природы;

Изготовление печатно-рекламной продукции;

Выявление потенциально значимых традиционных и электронных экологических ресурсов, включая локальные базы данных, ведущиеся в профильных учреждениях и организациях, а также аналогичные базы данных, доступ к которым осуществляется через Интернет;

Освещение работы в СМИ;

Создание информационных продуктов по экологии и охране окружающей среды:

тематические подборки материалов, выявленных из периодических изданий по экологии, охране окружающей среды;

экологические дайджесты – фрагменты текстов многих экологических документов, подобранные по определенным природоохранным темам и актуальным экологическим проблемам региона, для своих потенциальных пользователей;

фактографические базы данных по долгосрочным природоохранным программам, в которых участвует данный регион, вести картотеки организаций, учреждений, общественных организации природоохранного профиля.

Можно выделить следующие важные факторы или методы работы положительно влияющие на работу библиотеки по экологическому просвещению:

Воспитание любви к природе и красоте окружающего мира в библиотеке начинается с оформления ее интерьера;

Работа по экологическому просвещению, как правило, активизируется в период проведения Дней защиты от экологической опасности (расскажите о своем опыте работы).

Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разумного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании.

Роль библиотеки в экологическом просвещении.

Большой вклад в экологическое просвещение детей и подростков вносят библиотеки, работающие с детьми. Одним из направлений в работе по экологическому воспитанию детей является создание библиографических указателей: пособий, рекомендательных списков литературы, собственной медиапродукции на СД-RОМ для разных возрастных групп читателей. В библиотеках работают клубы по интересам экологической направленности.

Для успешного экологического просвещения, основными направлениями работы библиотеки должны стать:

развитие партнерских отношений с организациями, заинтересованными в развитии экологического просвещения;

работа по целевым проектам, комплексным программам;

непрерывное экологическое просвещение и формирование гражданской позиции населения при использовании массовых и индивидуальных форм работы;

научно-методическая деятельность для изучения потребностей населения в информации.

Для более эффективной и качественной работы библиотекам необходимо:

активизировать свою деятельность в области массового распространения экологических знаний и здорового образа жизни:

раскрыть интересней и ярче свои фонды;

постоянно изучать информационные потребности пользователей по проблемам экологии;

обеспечить доступ населения к достоверной информации по острым экологическим проблемам современности и обмене опытом практической природоохранной деятельности независимо от места его проживания;

изучать экологические проблемы своего района, города;

расширить творческие связи со специалистами государственных природоохранных и экологических учреждений;

развивать сотрудничество с организациями, людьми, заинтересованными в улучшении экологической ситуации, с привлечением добровольцев из числа учащейся молодежи, работать с местной властью и общественностью.

В заключение следует отметить, что экологическое просвещение читателей через книгу средствами библиотечной работы становится одним из основных направлений в деятельности библиотеки. Это не разовые мероприятия, а систематическая, постоянная работа по всем аспектам экологических проблем. Роль библиотек в деле экологического просвещения населения постоянно возрастает.

Сотрудники библиотек к экологическому просвещению подходят комплексно, опираясь не только на естественнонаучные дисциплины, но и на искусство, нравственность, эстетику. Гуманитарная часть экологического просвещения сегодня едва ли не самая важная в формировании экологического мировоззрения, так как развивает у современных людей эмоционально-чувственную сферу, способность к переживанию и постижению чувства гармонии с природой, наслаждение ее красотой, сострадание ко всему живому.

Экологическая проблема – глобальная проблема современности. Она настолько обострилась за последние десятилетия, что сегодня не осталось ни одной сферы жизни общества, которой бы эта проблема не коснулась.

В условиях нарастающего экологического кризиса первостепенное значение приобретает непрерывное экологическое образование, просвещение и воспитание всех групп населения.

Поэтому перед различными социальными и общественными учреждениями ставится задача активизировать пропаганду духовно-нравственных ценностей, способствующих формированию экологической культуры, бережному отношению населения к окружающей среде, повышению личной ответственности граждан за сохранение и преумножение достопримечательностей нашей уникальной природы.

Экологическое просвещение читателей всегда является одним из приоритетных направлений в деятельности библиотек. Здесь накоплен значительный опыт работы с материалами экологической тематики, продвижения их к читателю. При этом используются ее самые разнообразные формы: начиная от традиционных книжных выставок и заканчивая организацией крупных акций и марафонов.

Под понятием экологическое просвещение понимается - распространение экологических знаний и образования. Через просвещение проходит практически все население от мала до велика. Именно это направление работы является приоритетным в деятельности таких учреждений, как библиотеки, обладающие уникальными возможностями приобщения населения к информационным ресурсам, формирования у населения экологического сознания и воспитания экологической культуры как нового образа мышления, основанного на понимании социально-экономических и экологических процессов.

Цели и задачи экологического просвещения :

- привлечь внимание к экологическому просвещению;

- способствовать формированию экологической культуры;

- обмен опытом работы по экологическому воспитанию;

- накопление, систематизация, хранение и создание новых информационных ресурсов экологической направленности;

- обеспечение свободного доступа к экологической информации;

- Корпоративное взаимодействие с экологическими организациями и службами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

- формирование экологической культуры и экологического сознания детей, подростков и молодежи путем системной просветительской деятельности.

Библиотека – это универсальная структура в сфере культуры, способная не только помочь экологическому образованию, но и стать самостоятельным эколого-просветительским учреждением. Сегодня библиотеки обладают такими ресурсами, которыми не владеет больше никто. Практически им нет альтернативы в деле экологического просвещения. Еще одно преимущество библиотеки – это ее квалифицированные образованные кадры. Это отряд работников культуры, на которых можно рассчитывать в таком трудном деле, как экологическое просвещение.

Библиотекам в этом процессе отводится одна из ведущих ролей. Деятельность по экологическому просвещению будет всегда актуальной. Она может включать, в зависимости от статуса и специфики работы библиотеки, следующие направления:

1. Осуществление экологического просвещения населения, прежде всего молодежи, путем организаций массовых, групповых мероприятий;

2. Совершенствование информационной работы;

3. Активное содействие деятельности по охране окружающей среды органам государственной власти региона, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;

4. Установление новых контактов и совершенствование взаимодействия с другими учреждениями, ведущими профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды, научными и образовательными учреждениями, учреждениями культуры, СМИ, участниками общественного экологического движения;

5. Систематическое участие в конкретных практических акциях по охране природы;

6. Изготовление печатно-рекламной продукции;

7. Выявление потенциально значимых традиционных и электронных экологических ресурсов, включая локальные базы данных, ведущиеся в профильных учреждениях и организациях, а также аналогичные базы данных, доступ к которым осуществляется через Интернет;

8. Освещение работы в СМИ;

9. Создание информационных продуктов по экологии и охране окружающей среды:

тематические подборки материалов, выявленных из периодических изданий по экологии, охране окружающей среды;

экологические дайджесты – фрагменты текстов многих экологических документов, подобранные по определенным природоохранным темам и актуальным экологическим проблемам региона, для своих потенциальных пользователей;

фактографические базы данных по долгосрочным природоохранным программам, в которых участвует данный регион, вести картотеки организаций, учреждений, общественных организации природоохранного профиля.

Можно выделить следующие важные факторы или методы работы положительно влияющие на работу библиотеки по экологическому просвещению :

Воспитание любви к природе и красоте окружающего мира в библиотеке начинается с оформления ее интерьера;

Работа по экологическому просвещению, как правило, активизируется в период проведения Дней защиты от экологической опасности (расскажите о своем опыте работы).

Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разумного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании.

Роль библиотеки в экологическом просвещении.

Большой вклад в экологическое просвещение детей и подростков вносят библиотеки, работающие с детьми. Одним из направлений в работе по экологическому воспитанию детей является создание библиографических указателей : пособий, рекомендательных списков литературы, собственной медиапродукции на СД-RОМ для разных возрастных групп читателей. В библиотеках работают клубы по интересам экологической направленности.

Для успешного экологического просвещения, основными направлениями работы библиотеки должны стать :

развитие партнерских отношений с организациями, заинтересованными в развитии экологического просвещения;

работа по целевым проектам, комплексным программам;

непрерывное экологическое просвещение и формирование гражданской позиции населения при использовании массовых и индивидуальных форм работы;

научно-методическая деятельность для изучения потребностей населения в информации.

Для более эффективной и качественной работы библиотекам необходимо :

активизировать свою деятельность в области массового распространения экологических знаний и здорового образа жизни:

раскрыть интересней и ярче свои фонды;

постоянно изучать информационные потребности пользователей по проблемам экологии;

обеспечить доступ населения к достоверной информации по острым экологическим проблемам современности и обмене опытом практической природоохранной деятельности независимо от места его проживания;

изучать экологические проблемы своего района, города;

расширить творческие связи со специалистами государственных природоохранных и экологических учреждений;

развивать сотрудничество с организациями, людьми, заинтересованными в улучшении экологической ситуации, с привлечением добровольцев из числа учащейся молодежи, работать с местной властью и общественностью.

В заключение следует отметить, что экологическое просвещение читателей через книгу средствами библиотечной работы становится одним из основных направлений в деятельности библиотеки. Это не разовые мероприятия, а систематическая, постоянная работа по всем аспектам экологических проблем. Роль библиотек в деле экологического просвещения населения постоянно возрастает.

Сотрудники библиотек к экологическому просвещению подходят комплексно, опираясь не только на естественнонаучные дисциплины, но и на искусство, нравственность, эстетику. Гуманитарная часть экологического просвещения сегодня едва ли не самая важная в формировании экологического мировоззрения, так как развивает у современных людей эмоционально-чувственную сферу, способность к переживанию и постижению чувства гармонии с природой, наслаждение ее красотой, сострадание ко всему живому.

Духовно-нравственное просвещение и воспитание подрастающего поколения Духовно-нравственное просвещение и воспитание подрастающего поколения Главные задачи духовно-нравственного воспитания – сохранение семейных.

Фотоотчет Юбилей Корнея Чуковского — 135 лет, в библиотеке

Фотоотчет Юбилей Корнея Чуковского — 135 лет, в библиотеке Приобщаем родителей к совместной деятельности. Прививаем детям любовь к художественной литературе, умение через художественное слово различать.

Просвещение родителей –как форма установления связи с семьей. Просвещение родителей Просвещение родителей –как форма установления связи с семьей. Тема проекта: «Современные подходы к организации взаимодействия.

Просвещение родителей по вопросам обучения детей правилам дорожного движения Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению.

Валеологическое просвещение родителей Технологии валеологического просвещения родителей Главными воспитателями ребёнка являются родители. От того, как правильно организован режим.

Беpегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Беpегите всех звеpей внутpи пpиpоды,
Убивайте лишь звеpей внутpи себя.

Экологическое просвещение - это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе. В настоящее время библиотеки как никто имеют хорошую материальную базу, которая позволяет успешно реализовывать задачи по экологическому просвещению.

Экологическая деятельность библиотек уже имеет свою историю. Более 20 лет они ищут эффективные пути формирования экологической культуры населения. Для решения этой задачи в распоряжении библиотечного сообщества находятся:

разветвленная библиотечная сеть, в которой работают специалисты, способные собирать и систематизировать информацию, обеспечивать к ней доступ, создавать новые информационные ресурсы по заданной тематике;

бесплатный, демократичный доступ граждан к информации, возможность знакомиться с различными точками зрения на решение экологических проблем.

Библиотеки как наиболее доступные населению информационно-культурные центры, предоставляющие возмож­ность широкого и открытого пользования инфор­мацией, могут многое сделать для пропаган­ды экологических принципов и распространения экологических знаний.

Фундамент для массового вовлечения библиотекарей в экологическую проблематику, методического обеспечения этой деятельности был заложен Российской государственной юношеской библиотекой (РГЮБ), выступившей с инициативой разработки эффективных методов популяризации экологических знаний и формирования у населения экологической культуры.

В 2002 г. в целях систематизации на федераль­ном уровне библиотечной эколого-просветительской работы отдел экологической культуры РГЮБ был преобразован во Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической куль­туры (ВЦЭК).

Главные задачи Центра научно-методическое руководство эколого-просветительской работой би­блиотек; разработка программ и проектов в сфере экологического просвещения населения; создание в библиотеках центров экологической информации и культуры, экспериментальных площадок, лабо­раторий по направлениям экологического просве­щения; организация и проведение мероприятий по повышению квалификации библиотекарей.

При ВЦЭК работает Научный совет, в составе которого - известные ученые Российской академии наук, Российской академии образования, специали­сты ведущих библиотек России. Совет рассматри­вает направления деятельности библиотек России в области экологического просвещения и формиро­вания экологической культуры населения, принци­пы создания в библиотеках центров экологической культуры и информации, обобщает и распространя­ет инновационную практику в этой области.

С 1995 года стали проводиться Всероссийские смотры-конкурсы работы библиотек по экологическому просвещению населения, организованные Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, а также Министерством природных ресурсов РФ, Министерством образования и науки РФ. Как, показали итоги IV Смотра-конкурса (2005-2006 гг.), формы экологической работы библиотек с населением становятся все более раз­нообразными. При многих библиотеках постоянно действуют центры экологической культуры. На их основе работают школы, семинары по эколо­гическому просвещению для самих библиотечных работников. Центры экологической культуры при библиотеках активно развиваются и становятся важной составляющей частью всей экологической работы в регионах. В деятельности Центров уча­ствуют представители местных административ­ных и природоохранных органов.

В нашей области сложилась определённая система работы со школами, детскими садами, населением области. Широкий спектр разрозненных мероприятий давно ушёл в прошлое. Создана система экологического просвещения, появились свои традиции.

Цель кампании - воспитание экологической культуры и нравственного отношения к окружающему миру населения Псковской области.

Большую эколого-просветительскую работу ведут библиотеки гг. Пскова, Великие Луки, Бежаницкого, Великолукского, Гдовского, Локнянского, Невельского, Новоржевского, Новосокольнического, Печорского, Куньинского, Струго-Красненского и др. районов области.

В 2008 году на базе Невельской центральной районной библиотеки прошел областной обучающий семинар по экологическому просвещению населения для библиотечных специалистов. Опытом работы поделились библиотекари муниципальных и сельских библиотек Невельского, Гдовского, Печорского, Псковского районов, гг. Пскова и Великие Луки.

В библиотеках муниципальных образований (в том числе и на селе) приняты и действуют перспективные планы и программы экологического просвещения, что прибавило систематичности и целенаправленности в их работе.

Хочется отметить эколого-просветительские программы детской библиотеки "РаДуГа ЦБС г. Пскова "И нам дана на всех одна планета хрупкая Земля" и "Край родной мой в блеске радуг, в свете зорь". Для информационной поддержки программ в библиотеке РаДуГа создан кабинет экологической информации. В формировании его фонда участвуют: ООО "Чудской проект", Комитет по природным ресурсам, областной биолого-экологический Центр. Лучшие мероприятия программы - цикл "Знания во спасение", День информации "От экологии души к экологии Земли", звучащая выставка "Вечная симфония природе", "Размышления на перекрестке мнений: Экология родного города", В рамках программ библиотека выпускает печатные материалы: буклет "Вода" отмечен природоохранными организациями области за высокий профессионализм и высокую информативность.

В ходе реализаций программ сложилась целая система взаимодействия с другими организациями и учреждениями районов области, участвующими в процессе экологического образования и воспитания. Библиотеки тесно сотрудничают с органами по охране окружающей среды, школами, Центрами детского творчества, краеведческими музеями-заповедниками, привлекается творческая интеллигенция, члены различных обществ.

Так, Себежская центральная районная библиотека продолжает сотрудничество с национальным парком "Себежский", благодаря которому систематически проводится Международная природоохранная акция "Марш парков". Что, безусловно, повышает статус и социальную значимость библиотеки.

Особое внимание библиотеки области уделяют работе по экологическому просвещению молодого поколения.

Интерес молодежи к экологическим проблемам возрастает. Убедительным подтверждением этого является увеличение количества запросов. Книжные фонды библиотек, к сожалению, не богаты литературой по экологии. Не всегда хватает средств подписаться на все нужные периодические издания. В основном библиотеки получают журналы "Юный натуралист", "Экология", "Природа и человек", которые в небольшой степени восполняют недостаток книг.

Большое внимание в библиотеках уделяется формированию справочно-библиографического аппарата по экологии, создаются тематические картотеки.

Библиотекари самостоятельно разрабатывают интересные, насыщенные информацией сценарии по экологическому просвещению населения, учитывая при этом запросы современной читательской аудитории. Такие формы работы как: экологические суды, экологические экспедиции, экологические часы, эколого-краеведческие марафоны пользуются интересом читателей.

Сегодня в библиотеках области работает более 30 клубов любителей природы. Среди них:

"Лукоморье" - более 6 лет работает экологический клуб юных читателей в Чернецовской библиотеке Дедовичского района.

Работают клубы экологической направленности в библиотеках Островского района: "Цветовод" (ЦРБ), "Природа" (Заборовская библиотека).

Деятельность клубов направлена на пропаганду литературы об окружающей природе, а также привлечение к чтению литературы природоведческой тематики, привитие любви к Родине, к родной природе. В работе клубов используются различные формы работы: книжные выставки, обзоры, беседы, громкие чтения, викторины, конкурсы, информационно-познавательные часы, утренники, праздники, заочные путешествия, кроссворды и т.д. Тематика занятий разнообразна: от поделок из природного материала до исследовательских работ по экологии.

В подготовке и проведении подобных мероприятий используются интерактивные методики, которые позволяют осуществлять обратную связь и определять их эффективность.

Формы работы в библиотеках по экологическому просвещению самые разнообразные. Главное то, что и у библиотекарей, и у населения есть чувство сопричастности к распространению знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды.

Проанализировав работу по экологическому просвещению в муниципальных библиотеках области можно сделать вывод:

Во-первых, экологическое просвещение населения - одно из основных направлений библиотечной работы;

Во-вторых, происходит расширение диапазона сотрудничества социально значимых организаций и библиотек области;

В-третьих, осознание важности роли библиотекарей в развитии и становлении личности привлекло особое внимание общественности и органов власти к экологической деятельности библиотек.

Особое внимание надо обратить на имеющийся опыт информационно-библиографического обеспечения читателей. Главную роль здесь играет умение библиотекарей находить и в полном объеме представлять читателям информацию, несущую экологические знания.

С годами миссия библиотек значительно усложняется. Оставаясь центрами поддержки и развития чтения, формирования читательских интересов, они стали учреждениями культурного, научного, образовательного, просветительского и коммуникационного назначения. Сегодня именно библиотеки выступают в роли безальтернативных каналов распространения природоохранной информации, формирования экологического мировоззрения населения.

Библиотекам принадлежит особая роль в непрерывном экологическом образовании местного сообщества. Даже минимальный книжный фонд любой библиотеки дает возможность видеть экологическую проблему во всей ее многоаспектности, оказывать практическую помощь населению в осознании и решении местных экологических проблем.

Акинфиева О.В.,
заведующая отделом координации деятельности библиотек области
Псковской областной универсальной научной библиотеки

Читайте также: