Доклад древняя греция аристотель

Обновлено: 04.05.2024

В данной работе была поставлена цель - изучить биографию Аристотеля, его учения, выяснить какие учения Аристотеля опровергнуты, какие нашли подтверждение в трудах современников.

ВложениеРазмер
zhukova_aristotel.doc 71.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЕЛИЧАЙШИЙ УЧЕНЫЙ ДРЕВНОСТИ. АРИСТОТЕЛЬ.

ШМИДТ НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА,

II.Основная часть. Величайший ученый древности. Аристотель.

1. Краткий исторический экскурс эпохи Аристотеля……………………………. 4

2. Общая характеристика античной науки………………………………………….4

5. Физические сочинения Аристотеля………………………………………………9

Знаменитые слова Аристотеля:

Истоки философской мысли следует искать в глубокой древности. В Китае еще в 6 веке до н.э. были известны 2 мыслителя, влияние которых чувствуется и в наше время: Конфуций и Лао-цзы. В Индии в это время жил Сиддхарха Гаутама (Будда), основатель одного из самых влиятельных религиозных учений.

Первым же европейским философом принято считать Фалеса из Милета, жившего 7-6 веках до н.э. Фалес и другие милетцы, не веря мифам, обращались к поискам первоначала мироздания.

Центральная фигур древнегреческой науки – Пифагор, основатель мистико-научного и религиозно-философского братства. Пифагорцы подразумевали под философствованием поиски в сфере мудрости, открытие тайн природы, установление ее законов.

Вершиной древнегреческой философии стали имена Сократа, Платона и Аристотеля.

Такую известнейшую, разносторонне развитую личность, как Аристотель, люди называют светилам науки. Знания, взгляды и выводы Аристотеля о мире, о явлениях природы, основанных только на наблюдениях, ученые современности доказали, используя эксперимент и математические вычисления, и вывели законы природы.

В данной работе поставлена цель - изучить биографию Аристотеля, его учения, выяснить какие учения Аристотеля опровергнуты, какие нашли подтверждение в трудах современников.

II. ВЕЛИЧАЙШИЙ УЧЕНЫЙ ДРЕВНОСТИ.

1. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС ЭПОХИ АРИСТОТЕЛЯ.

Пелопонесская война 431 – 404 гг. до н. э. привела к упадку Афин и афинской демократии. Происходили глубокие изменения в идеологии. Материалистическая система ионийцев и атомистов вытиснилась идеалистической философией Сократа и его ученика Платона. Появились учителя диалектики – софисты, на которых был большой спрос в обострившейся политической борьбе в нутрии господствующего класса. Вместе с ним развивалось искусство диалога, умение логически мыслить, повышался интерес к строгим математическим доказательствам. Общество ощущало потребность в систематизированном научном знании и на долю ученика Платона, знаменитого мыслителя древности, Аристотеля выпала задача составить систематический свод знаний своего времени.

Македония далеко уступала Афинам в экономическом и культурном развитии. Афиняне презрительно называли македонцев варварами. Однако при Аминте и, особенно Филиппе, Македония превратилась в грозную в военном отношении державу, а политические распри были искусно использованы Филиппом.

В 338 г. до н. э. в битве при Хероне греческие войска были разбиты македонскими, а состоявшийся в 337 г до н. э.. Коринфский конгресс запретил гегемонию Македонии над Афинами и Грецией. Сам Филипп стал готовиться к походу на Персию, но в 316 г. до н. э. был убит, и этот поход начался под предводительством Александра Македонского. Александр в результате многолетних победоносных походов в Азию и Африку создал огромную империю, подчинив Персию, Египет, среднеазиатские государства, дойдя со своими войсками до Индии.

Наступила новая эпоха в развитии древнего мира.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИЧНОЙ НАУКИ.

Низкий уровень техники, презрительное отношение к труду, незаинтересованность в повышении его производительности со стороны господствующего класса, представителям которого и была доступна наука, не привели и не могли привести к возникновению экспериментального исследования природы. Но с другой стороны условия жизни древнегреческих городов – государств создали уже возможность и необходимость научного обобщения накопленного человечеством естественно - научного материала. В этих условиях и возникла единая нерасчлененная античная наука.

Древнегреческие философы - мудрецы, не прибегая к систематическому исследованию и эксперименту, на основе еще бедного научного материала, пытались единым взглядом охватить и объяснить всю окружающую действительность. При этом они не ставили перед собой задачу разработать такую науку, которая направлялась бы на службу производству. Они рассматривали науку, лишь как средство для духовного развития и морального совершенствования.

Философия в древней Греции была определенной ступенью в познании человеком природы, которое заключалось в непосредственном созерцании окружающей материальной действительности, как единого целого.

Человек стремился одним взглядом сразу охватить посредством единых понятий самые общие черты, общий характер всех вещей и явлений окружающего мира и создать себе первую самую общую картину мира. Он еще не проникал за кулисы явлений, еще не изучал, а точно рассматривал и притом издали, сверху. Такое познание приводило к наивному, часто чисто фантастическому учению о явлениях природы.

Но такое познание одновременно способствовало созданию правильного воззрения на мир.

3. БИОГРАФИЯ АРИСТОТЕЛЯ

Величайший и самый разносторонний из ученых древности Аристотель родился в 384 г. до н. э. в Македонии, городе Стагира на Халкидонском полуострове, недалеко от современных Салоник. Отец его, Никомах, был придворным врачом македонского царя Аминты III ( правившего в 393-369 гг. до н. э.). Никомах происходил из семьи потомственных лекарей. Он был первым наставником Аристотеля и передал ему свои познания в естествознании и медицине. Вероятно, именно отец оставил Аристотелю в наследство интерес к живой природе – он позднее посвятил ей ряд своих больших книг. Детство Аристотель провел при дворе, общаясь со своим сверстником – сыном Аминты Филиппом, будущим македонским царем. В 369году до н.э. пятнадцатилетний Аристотель лишился родителей, и заботы о нем принял на себя его опекун, Проксен. Аристотель наследовал от отца значительные средства, это дало ему возможность продолжать образование под руководством своего опекуна.

Значительное состояние, которое Аристотелю оставил отец, и содействие могущественного ученика, Александра Македонского, дали ему возможность собрать библиотеку, которую в последствии купил Птоламей Филадельф для александрийского музея. Подлинные же рукописи Аристотеля, не попали в александрийскую библиотеку, а были позднее перевезены Суллой в Рим.

Затем он пробыл некоторое время при дворе своего бывшего слушателя атариейского владетеля Гермия ,и женился на его приемной дочери Пифии, после того как Атарией был захвачен персами, а владетель изменнически убит.

В 355 г. Аристотель вернулся в Афины и здесь, в Ликейоне, основал свою знаменитую философскую школу, которая получила название перипатетической, вероятно, по тенистым аллеям, где Аристотель любил читать свои лекции. Тридцать лет излагал он здесь свое учение перед многочисленной толпой ревностных слушателей, полемизируя с представителями других философских школ и был руководителем своей школы, ученики и последователи которой стали называться перипатетиками.

Одно из преданий о смерти Аристотеля гласит, что он бросился с утёса, отчаявшись выяснить причину приливов и отливов. Такой вымысел заслуживает внимания потому, что свидетельствует о страстной любознательности ученного.

4. УЧЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ.

Основе учения Аристотеля лежит представление о четырех стихиях. Аристотель учил, что существуют четыре первичных стихий: тепло и холод, сухость и влажность, эти стихии являются качествами. Парное их соединение и сочетание дает четыре основных элемента: сочетание сухого и жаркого дает огонь, жаркое и влажное – воздух, холодное и влажное – воду, холодное и сухое – землю. Из этих элементов образуется всё многообразие материального мира. Элементам по природе присущи свойства тяжести и легкости; земля по своей природе тяжелая, а огонь наоборот абсолютно легок. Поэтому в центре вселенной помещается земля, над нею вода, затем воздух и, наконец, огонь. Кроме этих четырех элементов Аристотель признает еще существование пятого элемента – эфира, который является небесным началом. Земля по Аристотелю имеет сферическую форму, и она не может двигаться, так как, состоит из более тяжелого начала. Окружность по Аристотелю равно 400 тыс. стадиям, или около 9970 географических миль, то есть почти вдвое больше действительного значения.

Что касается свободно падающих тел, Аристотель считает, что они падают с постепенно возрастающей скоростью, но о законе ускорения ему не было известно. Он предполагает, что скорости различных тел при падении соответствуют их тяжести: тело, которое вдвое тяжелее другого, падает вдвое быстрее. Ошибочность этих положении позже доказал Галилей.

Аристотеля удивляет, например, почему движение брошенного тела продолжается после того, как оно отделилось от бросившей его руки. В итоге он приходит к выводу, что брошенное тело оставляет после себя пустое пространство, в которое и устремляется воздух, сообщая телу новый толчок.

Теплоту Аристотель рассматривает как основное качество, присущее, огню как стихии, но вместе с ним и всем телам. Так как огонь по своей природе постоянно стремится кверху, то этим объясняется испарение воды, плавание тел. Насколько вредно отражается отсутствие точных измерений в физике, как мало разумного можно сказать относительно физических явлений, когда различные причины не изучены с точки зрения своего действия путем наблюдения, показывает следующее место, место относящееся к действию теплоты. Кипящая вода согревает сильнее пламени, но пламя сжигает горючее и плавит вещества, вода же нет. Далее, кипящая вода жарче слабого огня, но теплая вода охлаждает скорее и сильнее слабого огня, так как огонь не теряет жара, вода же постепенно охлаждается

Для Аристотеля материя не есть нечто определенное. Материя по Аристотелю – это лишь возможность, без которой не может существовать никакая вещь, она сама по себе не обладает никакими качествами и лишена всякой определенности. Для того, чтобы возникла конкретная вещь, необходимо соединение материй с неким другим активным началом, формой, которая придает материи определенность - качества этой вещи, превращает возможность в действительность. В каждом определении, по Аристотелю, можно видеть указание на материю или форму: «Лев – есть животное, имеющее определенное свойство; статуя есть мрамор, изваянный в определенную форму; и животное и мрамор - материя, оформленная во льва, в статую. Материя есть отношение, она меняется с формой, и другой форме соответствует другая материя. Процесс соединения материи с формой, по Аристотелю, оформление материи, превращения возможности в действительность есть движения.

5. ФИЗИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ.

Широтой, стройностью и логичностью своей системы Аристотель подчинил греческой философией мир, подобно тому, как Александр Македонский подчинил его греческому господству. Если еще учесть, что учение Аристотеля было признано и обработано церковью, то станет ясно, почему естествознание в течение почти 20 столетий изучалось по Аристотелю.

Память о нем на его родине осталась жива. Его именем уже в нашу эпоху назван университет в Салониках – крупнейшем центре культуры Северной Греции, неподалеку от родины Аристотеля – Стагиры.

Эрудиция Аристотеля, действительно, охватила такой обширный круг наук и проблем, который в наше время под силу разве что целому университету.

Древнегреческий философ Аристотель

Аристотель – древнегреческий философ (384 — 322 г. до н.э.), которого принято относить к классикам философской древнегреческой мысли наряду с Платоном и Сократом. Все об Аристотеле, что известно нашей истории, возводит его в ранг величайших мыслителей своего времени. Нельзя сказать, что именно Аристотель в полной мере стал родоначальником таких научных дисциплин, как геометрия, математика, физика, метафизика, медицина, логика, биология и так далее, но именно этот философ создал необходимый научный и социально-философский базис, на котором стоит значительное большинство нынешних научных и философских дисциплин. Помимо того, Аристотель славится тем, что был учителем знаменитого полководца Александра Македонского.

Аристотель родился на полуострове Халкидики в Северной Греции в семье придворного врача у царя Македонии Аминта III. Мальчик получил хорошее образование и, будучи юношей решил продолжить учебу в Афинах, где стал слушателем академии Платона. Спустя два года он уже читал лекции по риторике. Способный ученик стал близок Платону и вошел в его окружение философов-платоников. Аристотель относился к своему наставнику с глубоким почтением, но позволял себе критику его учения.

Amicus Plato , sed magis arnica Veritas

Платон мне друг, но истина дороже

В 347 до н.э., после смерти Платона, философ вместе с Ксенократом покинули Афины и отправились к Гермию — еще одному ученику Платона, который являлся правителем города Атарнея в Малой Азии. Аристотель создает там свою первую философскую школу и женится на приемной дочери Гермия. Но через три года, после ее смерти вернулся в Македонию. Аристотель получил приглашение от Филиппа II воспитывать и обучать его сына Александра. Обучение длилось восемь лет, пока не был убит Филипп II и Александру пришлось взять власть в свои руки. Философ вернулся в Афины и основал там свою философскую школу.

Философская школа Аристотеля

  • философия
  • риторика
  • история
  • астрономия
  • география
  • политика
  • социология
  • онтология
  • логика
  • физика.

Аристотель отказался от традиционных методов обучения — чтения лекций, предпочитая им дискуссии во время прогулок. От этого метода обучения произошло еще одно название школы — перипатетическая (по гречески: περιπατέω – прохаживаюсь).

После представителей классической античной философии в лице Сократа, Платона и Аристотеля (особенно, Аристотеля) в философии начался новый этап или новая эра. Аристотель внес величайший вклад в развитие философии, открыв последней множество неизведанных троп, путей, которые полностью переворачивали парадигмы и гипотезы вплоть до позднего средневековья.

Философское учение Аристотеля

Аристотель дает следующую классификацию наук:

Четыре причины:

  1. Материя – эта причина олицетворяет субстрат, то есть, исходный продукт, из которого впоследствии создается что либо. Материя не возникает и не исчезает, она вечна, неизменна, неделима. Примером первичной материи может служить воздух, огонь, вода, эфир, земля.
  2. Форма – цель, причина рождения каких-либо вещей из субстрата (какого либо материала)
  3. Действующая или производящая причина – причина, запечатляющая определенный момент времени, в который рождается вещь.
  4. Цель или конечная причина – целью каждой вещи должно быть благо.

Категории Аристотелем и его последователями, так же и в средние века применялись для соотношения, отношения, для показания разницы между вещами, явлениями или какими бы то ни было теориями. Некоторые современные мыслители, научные деятели, философы сравнивают учение о категориях форм Аристотеля с теорией идей Платона, проводя меж ними параллель и с некоторых ракурсов отождествляя их.

Аристотель классифицировал систему категорий, назвав основной сущность или субстанцию. Остальные выведенные из субстанции категории являлись признаками последней.

Далее идет характеристика иерархии категорий и перечисление их в системе онтологичности знания. Рассмотрение с точки зрения бытия.

Итак, частей изначально было выделено девять:

  1. Количество
  2. Качество
  3. Отношение
  4. Место
  5. Обладание
  6. Положение
  7. Время
  8. Действие
  9. Страдание.

Позже, для простоты Аристотель оставил только три из них.

Первые понятия пространства и времени берут свое начало именно с философских взглядов Аристотеля:

  • Субстанциональная – пространство и время первоначала мира.
  • Реляционная — Согласно этой теории пространство и время не самостоятельные, а созданные из материи сущности.

Греческий философ Аристотель так же первый начал определять философию как систему научных знаний.

Бог как перводвигатель

По заключению Аристотеля движение мира – единый процесс. Но ничто не происходит само по себе. И первопричиной всего земного процесса движения служит Бог. Основной перводвигатель – Бог. Субстрат создающий все остальное и являющийся причиной и принципом всего, что есть на земле, другими словами. Но это вовсе не тот Бог, о котором нам говорит религия (христианство либо ислам, хотя человек недостаточно ознакомленный с данной теорией Аристотеля может понять все в ином свете). Этот принцип, скорее всего напоминающий четкий алгоритм движения всего и соотношения категориальных процессов, завершающихся и начинающихся вновь. Закономерность расписанная по дням и часам. Аналогом такой закономерности, может служить течение фатализма (вера в судьбу в неизбежность того, что должно произойти) с оттенками детерминизма. Бог являет в себе чистую форму и первую сущность. Божество – сверхчувствительная сущность, всеобъемлющая. В теории познания по Аристотелю Божество занимает первые места.

Идея души

Душа, по Аристотелю есть некая тесно связанная с физическим организмом субстанция, являющая и исполняющая регулятивный функционал. Тело и душа, по мнению философа, существуют нераздельно друг от друга. Душа, в свое время, также является источником (вероятно, аккумулирующим в телесной оболочке энергию). Душа похожа на форму, закономерно упорядоченную, гармоничную. Бытует мнение о том, что душу Аристотель соотносит и в некоторой степени отождествляет с сознанием и его деятельностью. Будучи центром всего закономерного человеческого организма, душа носит не только регулятивный характер, но и носит в себе аналитический функционал. Душа, это и центр, и вершина, и причина, и средство, и природный разум, данный человеку.

Теория познания и логика

Аристотель считал, что познание имеет своей целью бытие. В первичности познания чувственность и ощущения имеют значимый характер. Бытие, уподобляется воде замороженной в стакане. Если разбить стакан, вода будет держать форму. Так и бытие способно брать за основу предметы, копируя их в человеческом сознании, таким образом познавая, обращая внимание на все мелочи и нюансы. Чем ближе к реальному предмету либо явлению форма (бытие, копия) тем совершеннее знание и качественней познавательный характер.

Так же Аристотель знаменит как основоположник логики. И он же разрабатывая концепцию теории познания, углубляясь в нее создал так называемую классическую логику. Тут Аристотель вылепил формат мышления. Понятие, суждение, умозаключение – классическая схема созданной Аристотелем основы логического мышления.

Законы логики Аристотеля:

  • Закон тождества
  • Закон противоречия
  • Закон исключенного третьего

На трех законах логики, выведенных Аристотелем, в наше время строятся множество философских, научных и даже теологических концепций и теорий.

Этические взгляды Аристотеля и учение о добродетелях

Биография Аристотеля

Аристотель родился в 384 г. до н. э в городе Стагире, который находился в греческой колонии Фракии, на северо-западном побережье Эгейского моря. Отец Аристотеля — Никомах — был родом с острова Андрос, являлся потомственным асклепиадом и возводил свой род к гомеровскому герою Махаону, сыну Асклепия. Он был придворным врачом и другом Аминты III, отца Филиппа II и деда Александра Македонского. Мать Аристотеля — Фестида — была знатного рода и происходила из Халкиды Эвбейской, именно туда Аристотель отправится во время своего изгнания из Афин. Это позволило будущему философу получить хорошее образование. Рано оставшись без родителей, юноша воспитывался в Атарнее у Проксена, своего родственника.

В возрасте 18 лет он отправился в Афины и поступил в Академию Платона, где оставался около 20 лет, вплоть до смерти Платона. За это время Аристотель изучил философию Платона, а также ее сократические и досократические источники и многие другие дисциплины. По-видимому, Аристотель преподавал в Академии риторику и другие предметы. В этот период в защиту платоновского учения им были написаны несколько диалогов популярного характера. Возможно, к этому же времени относятся работы по логике, Физика и некоторые разделы трактата О душе.

После смерти Платона в 347 г. до н.э. его преемником в Академии стал Спевсипп. Многие члены Академии, и среди них Аристотель, были недовольны этим решением. Вместе со своими друзьями Ксенократом, Эрастом и Кориском он оставил Академию, войдя в небольшой кружок платоников, собранный Гермием, правителем Асса, небольшого города в Малой Азии. Вначале здесь, а позднее в Митилене на о. Лесбос Аристотель посвятил себя преподавательской и исследовательской деятельности.

Критикуя Спевсиппа, Аристотель занялся выработкой такой интерпретации учения Платона, которая, как ему казалось, ближе к философии учителя, а также лучше согласуется с действительностью. К этому времени их отношения с Гермием сделались более тесными, и под его влиянием Аристотель, следуя принципиальной ориентации платонизма на практику, увязал свою философию с политикой.

После внезапной смерти Александра в 323 до н.э. по Афинам и другим городам Греции прокатилась волна антимакедонских выступлений. Положение Аристотеля было поставлено под угрозу из-за его дружбы с Филиппом и Александром, а также недвусмысленно выражавшихся им политических убеждений, которые приходили в противоречие с патриотическим энтузиазмом городов-государств. Под угрозой преследований Аристотель покинул город, чтобы, как он говорил, не дать афинянам совершить преступление против философии во второй раз (первым было убийство Сократа). Он переехал в Халкиду на острове Эвбея, где находилось доставшееся ему от матери имение, где, после непродолжительной болезни, умер в 322 до н.э.

Философские труды Аристотеля

Дошедшие до нас сочинения Аристотеля делятся по содержанию на 7 групп:

Философия Аристотеля — кратко

Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой.

Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим перводвигатель — бог. Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства.

Краткие выводы, сделанные Аристотелем:

  • все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;
  • изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;
  • реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;
  • потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;
  • высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Классификация философии, данная Аристотелем

Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:

  • сущность (субстанция);
  • количество;
  • качество;
  • отношение;
  • место;
  • время;
  • положение;
  • состояние;
  • действие;
  • страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и наличие единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия божия. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. И в самом деле: ведь ряд причин не может быть бесконечным или безначальным. Есть причина, сама себя обусловливающая, ни отчего не зависящая: причина всех причин. Ведь ряд причин никогда бы не закончился, если не допустить абсолютного начала всякого движения. Этим началом является божество как общемировая сверхчувственная субстанция.

Проблема души и человека в философии Аристотеля

Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души:

  • растительная душа;
  • животная душа;
  • разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

  • по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;
  • отличается от животных наличием мышления и разума;
  • имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

Именно последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта — в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики.

Классификация Аристотеля форм государства

Аристотель выделяет шесть типов государства:

  • монархия;
  • тирания;
  • аристократия;
  • крайняя олигархия;
  • охлократия (власть толпы, крайняя демократия);
  • полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Весь философский опыт Эллады как бы сосредоточился в гении Аристотеля.

Назовем теперь предшествующие Аристотелю школы и учения. К первому периоду античной философии – ее зарождению – относятся первые философские антимифологические учения, которые еще полны мифологических образов и имен. Создателями этих учений были философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), зачинатель школы элеатов Ксенофан, Пифагор и ранние пифагорейцев – устроители Пифагорейского союза, философ-одиночка Гераклит и его современник, и философский антипод Парменид – главный представитель уже упомянутой школы элеатов. Все эти философы жили в VI в.

Годы жизни Аристотеля относятся к периоду македонского завоевания, который характеризуется высочайшим внешним рассветом Греции, в отличие от ее высочайшего внутреннего расцвета, совпавшего с эпохой Перикла.

Изучив многочисленные рукописи Платона и его учеников, прослушав беседы самого Платона по всем областям знания, Аристотель вначале примкнул к идеям, господствовавшим в Академии. Но уже к 25-27 годам Аристотель был самостоятельным и оригинальным ученым, критически относящимся к учению Платона.

Платон скончался в 347 г. в возрасте 80 лет и Аристотель окончательно убеждается в бесплодности направления, избранного учениками основателя Академии, в частности Спевсиппом. Вместе с Ксенократом он покидает Афины. К этому их побудило нежелание оставаться в Академии под началом у племянника Платона Спевсиппа, который стал схолархом не благодаря своему духовному превосходству, а лишь потому, что к нему как наследнику Платона перешло имущество Академии.

Покинув великий город, Аристотель находит себе убежище в малоазийском городе Ассосе в Троаде. Прибрежный Ассос был только что основан Гермием – тираном малоазийского города Атарнея. Мыслитель провел в Ассосе три года (348/7-345). Здесь он нашел себя, – его собственное мировоззрение определилось. К тому же племянница (приемная дочь) Гермия Пифиада становится женой Аристотеля и матерью его дочери, Пифиады-младшей. После казни Гермия Аристотель вынужден был покинуть Атарней и последующие три года Аристотель живет в городе Митилена на соседнем с Ассосом острове Лесбос, куда его пригласил Теофраст – друг и помощник, уроженец тех мест.

Аристотель возвращается на родину – в Стагир, разрушенный Филиппом II в войне против Афин. Там он провел три года (339-336). Пребывание Аристотеля в Стагире оказалось небесполезным для родины философа. Придя к власти, Александр, из уважения к своему учителю, восстанавливает город, за что жители стали устраивать ежегодные праздники в честь Аристотеля. Сам же он с победой македонян в сражении при Херонее в 338 г. получает возможность вернуться в Афины.

Уже спустя несколько лет после открытия Ликея популярность лекций Аристотеля по вопросам истории и теории государства, философии и естествознания совершенно затмила деятельность Ксенократа и киников. Аристотель и его школа приобрели широкую известность.

Неожиданная смерть тридцатитрехлетнего Александра в Вавилоне (который он предполагал сделать столицей своей сверхдержавы) 13 июня 323 г. вызвала в Афинах антимакедонское восстание, в ходе которого представители промакедонской партии были подвергнуты репрессиям. Не избежал общей участи и Аристотель. Верховный жрец Элевсинских таинств предъявляет ему обвинение в кощунстве. Поводом для этого послужило давнишнее стихотворение Аристотеля на смерть Гермия. Оно квалифицируется как пеан – гимн в честь бога, что не подобало смертному, а потому считалось кощунством. Не дожидаясь суда, Аристотель передает управление Ликеем Теофрасту и покидает город, дабы избавить афинян от вторичного преступления против философии (под первым преступлением мыслитель подразумевал казнь Сократа в 399 г.).

Аристотель отправляется в Халкиду (на остров Эвбея), на виллу своей матери Фестиды. Там Аристотель продолжал свои научные изыскания. Он занимался изучением морских приливов и отливов, вел переписку с друзьями и составлял планы ближайшей научной работы. Но великому ученому не удалось осуществить новую программу работы. Через два месяца он умирает от мучившей его всю жизнь болезни желудка, оставив после себя огромное литературное наследство. Возможно, Аристотель поспешил с бегством: его друг Антипатр вскоре подавил восстание в Афинах и власть промакедонской партии была восстановлена.

Диоген Лаэртский приводит завещание Аристотеля. В нем исполнителем своей воли Аристотель назначает Антипатра. Философ просит, чтобы рядом с ним похоронили останки его первой жены – Пифиады (она умерла молодой), что было также и ее предсмертным желанием. Аристотель оставляет содержание своей наложнице Герпиллиаде, матери его сына Никомаха, и делает распоряжения относительно обоих детей. Некоторых своих рабов Аристотель отпускает на волю. Сын Аристотеля Никомах, принявший было участие в издании оставшегося от отца письменного наследия, умирает молодым. Дочь же, Пифиада-младшая, была трижды замужем и имела трех сыновей, младший из которых (от третьего мужа – физика Метродора) был тезкой своего великого деда. Теофраст, надолго переживший своего друга и учителя и занявший после его смерти пост главы Ликея, позаботился о воспитании внуков Аристотеля.

Диалоги и другие произведения, созданные Аристотелем в период его пребывания в Академии или чуть позднее; это произведения, судя по сохранившимся отрывкам тщательно им отредактированные;

Осуществленные под руководством Аристотеля коллективные труды его школы, в частности описания 158 государственных систем из числа существовавших тогда в Элладе и за ее пределами;

Трактаты, представляющие собой то ли Аристотелевы конспекты лекций, то ли записи слушателей; они не отредактированы и не систематизированы, состоят из частей, созданных Аристотелем в разное время и на разных этапах его философского развития, а потому противоречивы. Однако, несмотря на несовершенство формы, это основные труды Аристотеля – в них выражено его зрелое мировоззрение.

Сочинения Аристотеля перешли от его преемника Теофраста к ученикам последнего, Нелею, и пролежали до I в. н. э. в подземном хранилище, пока не были рассортированы в библиотеке Апелликона Теосского в Афинах. Только после этого сочинения философа попали в Рим, где и были изданы главой тогдашней аристотелевской школы – перипатетиком Андроником Родосским. Таким образом, согласно преданию, получается, что основные труды Аристотеля оставались неизвестными античному миру с середины III до середины I века до н.э. И в самом деле, Эпикур знал лишь диалоги Аристотеля.

Все сохранившиеся произведения Аристотеля по своему содержанию можно разделить на восемь основных подгрупп:

Обратимся к следующей таблице:

Первый афинский период (367-347)

Годы странствий (347-335)

Второй афинский период (335-322)

Как видим, вне поля зрения Иегера остались логические работы Аристотеля.

Из обзора истории философской борьбы в Греции VI-IV вв. до н. э. Аристотель вынес заключение, что философия всегда терпела поражение, когда она удалялась от жизни в область пустых абстракций, фантазии, религии, софистики и логической спекуляции. Там же, где она обращалась к реальным чувственно воспринимаемым телам природы, она в большинстве случаев достигала значительных научных результатов.

Обобщая опыт предшествующего развития науки, Аристотель пытался построить единую систему наук, включающую в себя все известные в то время отрасли знания.

Более детальная аристотелевская классификация наук представлена в следующей схеме.

Несмотря на непоследовательность классификации наук, данной Аристотелем, синтез знания, осуществленный им, поистине грандиозен. В греческой науке впервые встречается столь всеобъемлющая и плодотворная попытка создать единую систему наук.

то, что состоит из бытия и субстрата;

Критериями сущности, по мнению философа, являются:

познаваемое в понятии;

Подытоживая учение Аристотеля о четырех причинах, скажем, что таковыми являются:

возникновение рождающихся вещей;

то основное в составе вещи, из чего вещь рождается;

источник движения каждой из природных вещей;

тот основной материал, из которого она состоит, или возникает какая-либо из вещей, то есть материя;

Аристотель считал, что физика должна быть чисто умозрительной дисциплиной. Метод физики Аристотеля – аналитический. Философ расчленяет стихийно сложившиеся представления и понятия о природе, движении, времени и т.д. Анализ Аристотеля глубокомыслен. Он находит в этих понятиях разные смыслы и противоречия. Он выявляет их рациональный смысл, формулирует проблемы, находит в них противоречия, иногда даже находит их решение. Но решения эти никогда не подкрепляются экспериментом. Физика Аристотеля совершенно оторвана от деятельности. У него нет и намека на экспериментальный метод.

Физика Аристотеля не всегда была на вершине физики его времени. Стагирит не принял ни догадки пифагорейца Филолая о том, что Земля – не центр мира, ни атомизм Левкиппа – Демокрита, он остался на позициях геоцентризма (на два тысячелетия утвердив его) и архаического представления о веществе как совокупности четырех стихий, состоящих в свою очередь из комбинации сухого, холодного, влажного и горячего (вода – влажное и холодное, земля – сухое и холодное, воздух – влажное и горячее, огонь – сухое и горячее). Физика Аристотеля подчинена его метафизике, телеологии и теологии. Но все же в активе физики Аристотеля были и немаловажные моменты – учение о вечности и несотворенности материи, движения и мира.

В вопросе о происхождении жизни Аристотель придерживался теории самопроизвольного зарождения. Не только насекомые, но и такие животные, как рыбы, моллюски, черви и т. п., могут, по его мнению, возникать из морского ила и гниющего вещества. Остальные же животные возникают из семени животных одного с ними вида. Благодаря авторитету Аристотеля мысль о самопроизвольном зарождении простейших животных привилась и настолько укоренилась в науке, что биологам даже в прошлом веке приходилось доказывать на опытах, что жизнь всегда происходит из яйца.

В биологии Аристотель является отцом зоологии, а не ботаники (отцом которой был Теофраст). В биологических (точнее – зоологических) работах Аристотеля упомянуто и описано более пятисот видов животных – цифра для того времени громадная. Аристотелю принадлежит первая в истории науки классификация и систематизация животных.

Гносеология, логика, наукоучение

Специальных работ по гносеологии у Аристотеля нет. Но о познании он говорит везде: и в метафизических, и в физических, и в психологических, и в логических своих сочинениях, и даже в трудах, посвященных этике и политике.

Читайте также: