Доклад деятельностный подход в обучении и воспитании детей

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Пепелова Елена Васильевна

Населенный пункт: Вологодская область, г. Вологда

1. Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное накопление ребенком культурного опыта, деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что должно стать основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации всех этапах жизни.

Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром. Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: умение ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе.

Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ. На протяжении уже нескольких лет наше учреждение внедряет в практику деятельностный подход.

Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели.

Деятельностный подход - это:

  • Деятельностный подход - это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. (Л.Г.Петерсон)

Деятельностный подход ставит следующие задачи перед нашими педагогами:

  • Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
  • Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
  • Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир.

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы, создает, вырабатывает их вместе с детьми, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Принципы деятельностного подхода:

Воспитанник - не объект воспитательно - образовательного процесса, не просто исполнитель, он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

  • принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены:

Учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития.

  • принцип учета сензитивных периодов развития:
  • принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых:

Особое значение имеет положение, сформулированное Л.С. Выготским:

  • принцип обогащения, усиления, углубления детского развития:

основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.

  • принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности:

Деятельность должна быть социально - значимой и общественно - полезной.

  • принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
  • принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
  • принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, анализ субъекта собственных переживаний.

Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода

  • Введение в образовательную деятельность (организация детей);
  • Создание проблемной ситуации:

- целевая установка,

- мотивирование к деятельности;

  • Проектирование решений проблемной ситуации;
  • Выполнение действий;
  • Подведение итогов, анализ результатов деятельности.
  1. Введение в образовательную деятельность (организация детей);

предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы.

2.Создание проблемной ситуации:

- целевая установка,

- мотивирование к деятельности;

Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана педагогом, он дает детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию (затруднение), которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме.

3.Проектирование решений проблемной ситуации;

Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути ее решения

4.Выполнение действий;

5.Подведение итогов, анализ результатов деятельности включает:

- рефлексию эмоционального состояния детей;

- рефлексию групповой деятельности;

- рефлексию собственной деятельности ребенка.

Методы и формы, используемые при деятельностном подходе у нас ДОУ:

диалога, проекта, игровые мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные педагогической поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей.

Формы самореализации наших дошкольников:

Выставки (тематические и авторские);

Персональные выставки детских работ;

Игровые проекты (обязательным условием самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности);

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот доклад пригодится для выступления на заседании методического совета.

Основные принципы деятельностного подхода, методы, виды, и приёмы современных педагогических технологий.

Подготовила

Барботько С.А.,

учитель русского языка и литературы

Деятельностный подход, разработанный в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова признает, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Принципы деятельностного подхода

Реализация деятельностного подхода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует успешному формированию его способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности - предполагает формирование учащимися системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук. У ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.

Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к адекватному принятию решений в ситуациях выбора, развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

В чём же сущность деятельностного подхода?

Деятельностный подход означает, что в центре обучении находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность.

Деятельностный подход применим практически ко всем учебным предметам и предполагает своей целью включение учащихся в учебную деятельность, обучение ее приемам.

Значит, обучать деятельности - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Итак, любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться (усваивать информацию) главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Критерии результативности урока при системно - деятельностном подходе:

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Деятельностный подход лежит в основе многих педагогических технологий:

Интерактивных методов обучения

Проблемно - диалогового обучения

Витагенного подхода в преподавании

Интегрированного обучения на основе межпредметных связей;

Именно эти технологии позволяют придать процессу усвоения знаний деятельностный характер, перейти от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности - проектных, творческих, исследовательских, в процессе которых и усваивается информация. Преодолеть зубрёжку. Перенести упор на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. Усилить практическую направленность школьного образования.

Решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе жизненного опыта учащихся (заложенное противоречие между знанием и незнанием) способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и выход на постановку целей. Так при изучении темы "Сказуемое” перед учащимися ставится поисковая задача: найти, чем различаются сказуемые следующих предложений: Листья желтели - Листья стали желтеть - Листья стали желтыми.

Закончить работу позволяют следующие проблемные вопросы:

На какие группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому признаку?

Какие сказуемые можно назвать простыми, а какие - составными и почему?

Чем различаются сказуемые второй группы?

Какое из них можно назвать глагольным, а какое - именным? Почему?

Рассмотрите слова. Что общего во всех этих словах?

Распределите слова на группы (количество групп каждый определяет самостоятельно)

Это, этот, тут, теперь, такой, столько, там, туда, такова, оттуда, та, тогда, так, того.

Подобное задание позволяет ученикам проявить как самостоятельность мышления, высказать свои точки зрения об указательных местоимениях, так и показывает возможные затруднения при изучении данной темы.
Самой популярной педагогической технологией в современном преподавании становится метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на повышение эффективности урока. На таких занятиях учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.

Деятельностный подход диктует новый подход и к организации домашней работы учащихся. Домашние задания не ограничиваются выполнением упражнений в учебнике, часто тоже носят творческий или исследовательский характер (подготовь вопросы по теме, составь задание сам, сочини грамматическую сказку или зарифмуй правило, нарисуй рисунок, составь опорный конспект по теме или кроссворд, создай свой мини-проект и т.д.).

Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.

Век XXI - век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!

В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника.

Деятельностный подход в своей преимущественной ориентации на становлении субъектности воспитанника как бы сравнивает в функциональном плане обе сферы образования – обучение и воспитание: при реализации деятельностного подхода они в равной мере способствуют становлению субъектности ребенка.

Вместе с тем, деятельностный подход, реализуемый в контексте жизнедеятельности конкретного ученика, учитывающий его жизненные планы, ценностные ориентации и его другие параметры субъективного мира, по своей сути является личностно – деятельностным подходом. Поэтому вполне естественно в целях постижения его сущности выделением два основных компонента – личностный и деятельностный.

Основные понятия деятельностного подхода

Деятельность человека – это особая важная форма активности, в результате реализации которой осуществляются преобразования материала, включенного в деятельность (внешние предметы, внутренняя реальность человека), преобразования самой деятельности и преобразования того, кто действует, то есть субъекта деятельности. Наиболее глубокий исследователь проблем психической деятельности в их единстве с проблемами педагогики В.В. Давыдов заметил: “Не все проявления жизненной активности могут быть отнесены к деятельности. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности”. Добавим: внешней или внутренней для человека. Естественно нельзя классифицировать в качестве деятельности такую форму активности, как мечты или фантазии. Многообразие типов деятельности (и это в первую очередь относится к внутренней деятельности и соответствующей категории) отражают такие понятия, как “духовная деятельность”, “взаимодеятельность”, “общение”, “целеполагание как деятельность”, “смыслообразующая деятельность”, “жизнетворчество как деятельность”. Деятельность воспитателя управляющего и организующего деятельность воспитанников, отражается категорией “метадеятельность”, или “надпредметная деятельность”. Необходимость ведения подобной категории обусловлена тем фактом, что педагог как бы поднимается над всеми доступными ему и его воспитанникам видам и формам деятельность, усваивает их на профессиональном уровне с целью эффективного использования в интересах воспитания питомцев как субъектов в деятельности и жизнедеятельности в целом. Таким образом, воспитание предстает как деятельность по организации других видов деятельности, в которых не в меньшей степени воспитывается и сам педагог. Некоторые авторы категорию метадеятельность относят к описанию личной жизнедеятельности воспитанника. Здесь имеется в виду тот факт, что воспитанник сам организует свою деятельность и находит свой смысл в ней, преобразуя тем самым свою ценностно – смысловую сферу. Воспитание в таком понимании предстает как метадеятельность по преобразованию воспитанником своей ценностно-смысловой сферы посредством самоорганизации деятельности.

Принципы как составная часть деятельностного подхода
Специфическими принципами деятельностного подхода являются следующие:

  • принцип субъектности воспитания;
  • принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
  • принцип учета возрастных периодов развития;
  • принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
  • принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
  • принцип обязательной рефлексии всякой деятельности;
  • принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
  • принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности.

Деятельностный подход в обучении – это реализация вывода психологической науки: знания усваиваются субъектом и проявляются только через его деятельность; процесс обучения должен строиться на постепенном усложнении содержания, способов, характера деятельности учащихся.

Технология деятельностного метода – инструмент, позволяющий решить задачу по смене задач образования – с формирующей на развивающую, т.е. построение образовательного пространства, в котором эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Сегодня надо осваивать не просто одну из образовательных технологий в рамках старого метода, как бывало раньше, а требуется сменить сам метод – перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его детьми. Это означает изменение мировоззрения педагога, привычных способов его работы.

Деятельностный метод в системе развивающего обучения позволяет достигнуть цели – готовности к саморазвитию. Образовательная технология деятельностного подхода позволяет:

  • достигать поставленных целей по конкретному учебному предмету;
  • обеспечивать внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, демократизации, преемственности, личностно-ориентированного подхода;
  • ориентировать на развитие творческой деятельности.

Подготовка и проведение уроков деятельностной направленности является на сегодняшний день для педагогов одной из наиболее актуальных проблем.
Дидактическая система разработана Ассоциацией “Школа 2000…”:

Сравним традиционный (объяснительный) и деятельностный способы обучения.

Механизмы организации учебного процесса
в традиционном и деятельностном способах обучения

Как видим, при объяснительно-иллюстративном способе обучения деятельность задаётся учителем извне, а потому чаще всего не воспринимается школьниками и становится для них безразличной, а иногда и нежелательной. Все компоненты деятельности оказываются в руках учителя, личность школьника здесь не представлена, более того, она может восприниматься и как нечто, тормозящее действия учителя. Педагог организует свою деятельность, транслирует готовое содержание, контролирует и оценивает его усвоение. В обязанности ученика входит лишь выполнение предложенных учителем репродуктивных действий.

В основе деятельностного способа обучения — личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной для школьников, приносящей удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идёт процесс развития интеллекта ученика, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации. При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки школьников, развития их творческого потенциала. Психологически грамотно организованный процесс обучения обеспечивает возможность формирования иного типа личности: человека знающего, коммуникабельного, рефлектирующего, способного к саморазвитию.

Решение основных задач, связанных с процессуальными внутренними изменениями в учебном процессе, предполагает следующее:

  • активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
  • организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности;
  • обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.

Поэтому на каждом уроке необходимо стремиться к тому, чтобы учеником была осознана цель предстоящей деятельности (цель является основным компонентом деятельности, который определяется как предполагаемый результат);
осмыслены и внутренне приняты мотивы познавательной деятельности, связанные с самим процессом познания и его результатом (внутренние мотивы учебных действий, конкретизируя потребность в учебной деятельности, ориентируют детей на способы получения знаний, а не на результаты); предоставлена возможность выбора средств в процессе осуществления познавательной деятельности (учащиеся часто в ходе правильно организованного учебного занятия просят у учителя разрешения на обсуждение возникшей проблемы в микрогруппе, обращаются к словарям, справочной литературе, учебнику, если все остальные возможности исчерпаны, просят перенести рассмотрение вопроса на следующий урок, чтобы появилась возможность её обсуждения дома с родителями и т.д.); обеспечена возможность самостоятельного выполнения учебного действия, даже если оно ошибочно (реализация мотивов и целей учебной деятельности осуществляется в процессе выполнения учеником системы учебных действий: школьники первоначально не умеют самостоятельно ставить учебные задачи и выполнять действия по их решению, до определённой поры им помогает в этом учитель, но постепенно соответствующие умения приобретают сами ученики; богатство освоенных действий и гибкость в их применении в значительной мере определяют степень сложности для ученика учебной деятельности); создана ситуация, в которой ученик имеет возможность увидеть достигнутый индивидуальный результат, удержать его, порадоваться достигнутому, произвести его самооценку.

В этом случае личностное овладение знанием из зубрёжки и надоедливых повторений превращается в процесс интенсивного умственного развития, благодаря которому возможности мышления ребёнка существенно расширяются. Это основной путь школьника к самосознанию (познанию человеком самого себя) и развитию своего интеллекта.

2. Актуальность проекта

Акцент в развитии педагогических технологий во всех развитых странах мира делается на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы, ставить задачи, находить способы их рационального решения, анализировать полученные знания и применять их на практике. Решение этих задач возможно при организации учебного процесса на основе деятельностного подхода в обучении.

3. Аппарат исследования

Аппарат исследования проблемы реализации деятельностного подхода в обучении обучающихся класса обусловлен содержанием проекта. Это: анализ литературы по проблеме проекта; изучение и обобщение педагогического опыта в области реализации технологии деятельностного подхода; моделирование; анкетирование; наблюдение.

Целью исследования является – создание модели нового перспективного адаптивного класса как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям на основе реализации технологии деятельностного подхода

Объект исследования – образовательный процесс.

Предмет исследования – педагогические условия использования технологии деятельностного подхода в образовательном процессе.

Ход исследования определился следующей гипотезой: существенная зависимость между содержанием, характером образовательного процесса, ориентированного на самоопределение личности школьника и уровнем управления этим процессом позволяет предположить, что эффективные результаты возможны, если:

  • разработаны педагогические основы управления образовательным процессом, включающие теоретический аспект;
  • моделирование образовательного процесса на деятельностном подходе, - и организационно-педагогический аспект;
  • содержание, формы и методы построения образовательного процесса с использованием технологии деятельностного подхода;

В соответствии с целью и гипотезой в работе ставятся следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать проблему готовности ребенка к обучению.

2. Уточнить и конкретизировать понятия “технология деятельностного подхода”, “качество образования”.

3.Осуществить моделирование развития класса.

4. Разработать педагогические основы управления образовательным процессом, построенным на основе деятельностного подхода.

5.Повысить квалификацию учителя с целью включения в инновационную деятельность по внедрению технологии деятельностного подхода в обучении.

6. Разработать методические рекомендации по педагогическим основам управления образовательным процессом, построенном на реализации деятельностного подхода.

4. Ожидаемый результат
I ступень:

5. Реализация деятельностного подхода в практике образования

Цели образовательной и воспитательной систем класса будут достигнуты при помощи использования деятельностных технологий.

Основные задачи класса.
Задачи определяются по трем направлениям учебно-воспитательного процесса.

Гост

ГОСТ

Системно-деятельностный подход как основа современного образовательного процесса

ФГОС – это нормативные правовые акты, в которых закреплены правила реализации педагогического процесса и исполнения образовательной программы всеми образовательными институтами и учреждениями страны.

Законодательство РФ предусматривает особый порядок реализации образовательной деятельности, регламентируемый федеральными образовательными стандартами – ФГОС.

Федеральные стандарты определяют порядок организации образовательного процесса, использования методов и приемов обучения и воспитания, ориентируясь на достижение целевого назначения образования и формирования общенаучных компетентностей у учащихся.

В этой связи, образовательный процесс, рассматривается как способ развития у учащихся навыков самостоятельного действия т.е. творческой активности, умения искать информацию и практически ее использовать, мотивацию к саморазвитию и самосовершенствованию.

В основе образовательных стандартов нового поколения заложен системно-деятельностный подход. Он ориентирован на создание условий личностного развития обучающегося. Обучение не должно быть направлено только на усвоение научных теоретических знаний. Оно должно включать мероприятия по развитию учащихся т.е. формировать у них навыки самообучения и стремление к непрерывному саморазвитию.

Системно-деятельностный подход заложен в образовательную программу общего образования. Содержание системно-деятельностного обучения, его методы и приемы заложены в ФГОС нового поколения.

В основе системно-деятельностного подхода заложена идея о том, что знания, полученные в ходе обучения, информация о ценностях и нормах должны быть преобразованы в мотивы поведения и ориентиры жизнедеятельности каждого учащегося.

Готовые работы на аналогичную тему

Освоение ценностей происходит посредством деятельности ребенка, причем не имеет значение ее направленность. Деятельность формирует основы развития, способствует усвоению культуры и формированию ценностных ориентаций. В процессе деятельности ребенок осваивает моральные устои социального существования и взаимодействия. Без деятельности их осознанное восприятие и усвоение невозможно, поскольку только практические навыки дают реальный эффект.

Основные компоненты системно-деятельностного подхода

К основным компонентам системно-деятельностного подхода относятся следующие:

  1. Последовательное представление образовательной программы. Обучение происходит поэтапно. Учащиеся осваивают учебный материал, как последовательность конкретных задач, проблем, которые требуют разрешения. Успешное решение задачи определяет переход на следующий этап обучения: новую ступень, стадию, курс. На основании исследований, применяемых в ходе решения задач, происходит развитие навыков обобщения, анализа. Выводы, по каждому решенному вопросу, позволяют делать определенные умозаключения, активизируют мышление.
  2. Покомпонентное формирование навыков совершения какого-то практического действия или выполнения мыслительной операции.
  3. Информационно-культурный компонент. Применение системно-деятельностного подхода направлено на культурное развитие учащихся и формирование у них навыков коммуникативного информационного взаимодействия.

Особенности реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС

Системно-деятельностный подход основан на реализации такого обучения, которое не дает готовые знания. Знания необходимо добывать самостоятельно, развиваясь и совершенствуя свои навыки в течение всей жизни. В процессе обучения используются методы исследования, экспериментальная работа, проектная деятельность, в ходе которой учащиеся самостоятельно отыскивают информацию, делают разнообразные выводы. Такое обучение имеет свои особенности реализации:

  1. Процесс образования и воспитания не отделимы друг от друга. Воспитание не касается только одного вида или направления деятельности. Оно заложено во всю образовательную деятельность: учебную работу, трудовую, творческую, исследовательскую, досуговую, физическую активность, коммуникативное взаимодействие.
  2. Монополии на воспитание, развитие и социализацию ребенка не имеет ни семья, ни учебные организации. Этот процесс является системным, с комплексным применением различных средств, методов и направлений работы, тесного взаимодействия между семьей и школой.
  3. Развитие у учащегося навыков к самообучению, самопознанию, саморазвитию. Необходимо добиться осознания учащимся необходимости обучаться и познавать, исследовать устройство окружающего мира и его процессов.
  4. Развитие у учащихся потребности и навыков творческого подхода к образовательной деятельности. учащиеся должны уметь преобразовывать информацию, использовать креативное мышление в своей работе.
  5. Использование системно-деятельностного подхода нацелено на достижение личного образовательного результата. Для этого, обучение строится специальным образом: проектная деятельность, деловые игры, моделирование.

Преимущества использования системно-деятельностного подхода

Использование системно-деятельностного подхода в основе современного обучения имеет определенные преимущества. Они состоят в следующем:

Читайте также: