Доклад департамента лесного хозяйства

Обновлено: 06.07.2024

Нижегородская область является одним из крупных лесных регионов европейской части Российской Федерации.

По данным государственного лесного реестра леса занимают более 3,9 млн. га или 53% территории области. Общий запас древесины составляет более 573 млн. куб. м. Ежегодный допустимый объем заготовки более 7 млн. куб. м.

Лесное хозяйство региона включает в себя совокупность лесничеств, государственных бюджетных учреждений и государственных предприятий. Всего численность работников лесного хозяйство региона превышает 1,5 тыс. человек.

Охрана лесов от пожаров

Приоритетным направлением нашей работы остается охрана лесов от пожаров.

До начала пожароопасного сезона 2016 года департаментом был проведен весь комплекс организационно-технических мероприятий по осуществлению мер пожарной безопасности в лесах.

Проверка готовности Нижегородской области к пожароопасному сезону, проведенная комиссией Рослесхоза и МЧС России, признала Нижегородскую область готовой к пожароопасному сезону.

Противопожарные мероприятия ежегодно выполняются в полном объёме. При этом порядка 70% выполняется арендаторами лесных участков.

В текущем году основные работы уже выполнены в полном объеме, за исключением строительства лесных дорог, прочистки просек и противопожарных разрывов, которые выполнены на 87% и 82% соответственно. Завершение данных работ планируется до окончания пожароопасного сезона.

Мониторинг пожарной опасности в лесах уже традиционно осуществляется нами по следующим направлениям: наземное патрулирование, авиационное патрулирование, видеомониторинг, обнаружение пожаров с пожарно-наблюдательных вышек и космический мониторинг ИСДМ-Рослесхоз.

Согласно статистическим данным ежегодно с использованием средств мониторинга обнаруживается более 80% лесных пожаров, в том числе 30% пожаров обнаруживается при проведении наземного патрулирования; 7% - системой видеонаблюдения; 16% - с ПНВ и 30% - при авиапатрулировании.

Однако, несмотря на обновление парка лесопожарной техники, общий ее износ составляет около 80%. Данную проблему осложняет прекращение Федеральной программы субсидирования закупок лесопожарной техники и оборудования.

Сложившаяся система охраны лесов от пожаров позволяет на протяжении более 5 лет не допустить крупных лесных пожаров.

Не смотря на достигнутые результаты в области охраны лесов от пожаров, хотелось бы сказать и о существующих проблемах по данному направлению, носящих в основном нормативно-правовой характер.

Минприроды России в настоящее время разрабатывается приказ, утверждающий распределение земель лесного фонда по способам мониторинга пожарной опасности в лесах и зонам осуществления авиационных работ по охране лесов. Согласно данного приказа в Нижегородской области зона авиационного мониторинга заметно уменьшится и будет представлена разрозненными участками, зачастую располагаемых в негоримых, малолесных районах, что не позволит эффективно осуществлять мониторинг пожарной опасности.

Кроме того, существуют проблемы связанные с невозможностью доведения государственных заданий на выполнение всего комплекса работ по охране лесов от пожаров государственным бюджетным учреждениям. В этой связи, для эффективного ведения лесного хозяйства, необходимо интегрирование существующих государственных предприятий в единое звено бюджетных учреждений с доведением до них государственных заданий на весь комплекс лесохозяйственных работ.

Использование лесов

Лесное хозяйство Нижегородской области на протяжении ряда последних лет обеспечивает устойчивое предложение лесных ресурсов для лесной промышленности.

В 2012 году объём ежегодной заготовки древесины достиг 4 млн. м3, и продолжает оставаться на этом уровне все последующие годы.

Достижение такого уровня заготовки обусловлено интенсивным использованием лесов на арендуемых лесных участках. Доля арендаторов в общем объёме заготовки древесины в 2015 году составляет более 85% (3,6 млн. м3).

Лесной доход

Использование лесов на сегодня позволяет департаменту выполнить показатели по поступлению дохода в бюджеты всех уровней. За 7,5 месяцев доход в федеральный бюджет составил 200 млн руб. в областной — 150 млн руб.

Аренда лесных участков является эффективным инструментом использования лесов. Однако, на сегодня передачу в аренду сдерживает наличие законодательных требований по их обязательному кадастровому учёту.

В ближайшее время ожидается увеличение объёмов использования лесов в рамках краткосрочного использования лесов по договорам купли-продажи лесных насаждений, заключаемых с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Указанные договора будут заключены по результатам аукционов, к которым допускаются организации, являющиеся субъектами малого и среднего бизнеса. В настоящее время фонд заготовки древесины для проведения аукционов сформирован и составляет около 80 тыс. куб.м. В самое ближайшее время аукционы будут проведены.

Несмотря на ожидаемые перспективы краткосрочного использования лесов, аренда лесных участков остаётся главной формой хозяйствования.

Однако, по нашему мнению, ещё существует возможность сохранить права аренды для части 10-летних договоров аренды. О наличии такой возможности нами инициировано обращение в Государственную Думу РФ.

Лесоустройство

Лесоустройство является важнейшим инструментом оценки экономического потенциала лесов.

За период с 2013 по 2015 гг. лесоустроительные работы за счет средств федерального бюджета выполнены на общей площади 306 тыс. га, что составляет около 9% общей площади лесного фонда области.

В 2016 году объёмы лесоустроительных работ составляют 199,4 тыс. га, из них 91,1 тыс. га за счет средств федерального бюджета, и на площади 108,3 тыс. га за счёт средств из областного бюджета.

Возможность использования средств областного бюджета появилась в текущем году благодаря принятию Правительством области Закона, позволяющего проводить лесоустроительные работы за счёт средств бюджета субъекта.

Однако, необходимо отметить, что выделение средств в первую очередь федерального бюджета крайне недостаточно. На сегодня площадь лесов на территории которых требуется лесоустройство составляет 776 тыс. га.

Государственный кадастровый учет

По состоянию на 01.07.2016 г. государственный кадастровый учет лесных участков произведён на общей площади 1,3 млн. га или 35,5% от общей площади земель лесного фонда, что также крайне недостаточно.

Для вовлечения в оборот лесных участков, планируемых для предоставления в аренду в целях заготовки древесины, в 2016 году департаментом размещены государственные заказы на выполнение кадастровых работ в отношении 15 лесных участков на общей площади свыше 123 тысяч гектаров.

Наличие кадастрового учета лесных участков позволяет обеспечить защиту прав собственности Российской Федерации в отношении земель лесного фонда.

Лесовосстановление

На протяжении последних лет Нижегородская область традиционно выполняет плановые показатели по лесовостановлению. В 2016 году работы по лесовостановлению выполнены на 60%, при этом посадка леса выполнена на 98% от годового плана.

С 2010 года лесовосстановление на горельниках проведено на площади 12,6 тыс. га, из них на 2,5 тыс. га арендаторами лесных участков.

Более 90% объемов лесовосстановления выполняется арендаторами лесных участков. На не арендованной территории работы по лесовостановлению проводятся государственными бюджетными учреждениями Нижегородской области в рамках выполнения государственного задания.

В связи передачей в субъекты РФ полномочий по лесному семеноводству Департаментом проведена работа, по оценке состояния объектов единого генетико-селекционного комплекса Нижегородской области. По итогам инвентаризации утвержден реестр объектов ЕГСК, с которых ежегодно допустимый сбор семян с улучшенными наследственными свойствами составляет более 1 тонны.

Созданная в области лесосеменная база и питомническое хозяйство полностью обеспечивает потребность в семенном и посадочном материале для проведения лесовосстановительных работ на территории области.

Однако, несмотря на достигнутые результаты, в области воспроизводства лесов имеется ряд проблем и не решенных вопросов.

В среднем ежегодные объемы искусственного лесовостановления за последние 10 лет составляют более 4 тыс. га, однако перевод в покрытые лесом земли производиться на площади менее 2,5 тыс. га.

Это во многом связано с тем, что существующая нормативная база не обязывает арендаторов лесных участков отвечать за состояние лесных культур до момента их перевода в земли, покрытые лесной растительностью. Зачастую лесные культуры после последнего агротехнического ухода зарастают нежелательной древесной растительностью и переходят в состав мякголиственных насаждений.

Полагаем целесообразным внести изменения в Лесной кодекс и возложить на арендаторов лесных участков ответственность за сохранение лесных культур до ввода их в покрытую лесом площадь.

Еще одной важной проблемой считаю вопрос выделения финансирования на восстановление горельников 2010 года.

Для проведения мероприятий по лесовостановлению на оставшихся 1070 га площадей горельников, расчищенных за счет средств субвенций федерального бюджета, требуется дополнительное финансирование в сумме — 21,9 млн руб.

В целях сохранения лесных культур, созданных в предыдущие годы необходимо дополнительно провести 363 га дополнений лесных культур, 2785 га агротехнический уходов, выполнить более 250 га уходов за молодняками.

Всего для проведения указанных мероприятий в 2016 году необходимо дополнительное финансирование в сумме 33,6 млн руб. Департамент уже обращался в Рослесхоз с просьбой выделить дополнительные средства, однако вопрос до сих пор не решен.

Государственный лесной контроль

По состоянию на 01.07.2016 г. общая численность государственных лесных инспекторов, осуществляющих охрану лесов, составляет 452 чел. Таким образом, на одного государственного лесного инспектора приходится около 8 тыс.га. территории земель лесного фонда при нормативе 5 тыс. га. Для решения вопроса увеличения штатной численности лесных инспекторов департамент, Правительство области неоднократно обращались в Рослесхоз и Минприроды РФ, однако ссылаясь на отсутствие средств федерального бюджета получили отказ.

Лесными инспекторами за первое полугодие 2016 г. проведено 9 плановых и 208 внеплановых проверок, около 5 тыс. рейдов и патрулирований, организовано свыше 400 совместных дежурств на стационарных и передвижных постах.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий в первом полугодии 2016 года выявлено на 14% меньше нарушений лесного законодательства, чем в прошлом году (801 случай), что в значительной мере является результатом активной профилактической работы, осуществляемой департаментом и повышением культуры производства лесопользователей.

Основным административным правонарушением, выявляемым государственными лесными инспекторами в течение последних 3 лет являются — нарушение правил использования лесов (более 40% от общего количества правонарушений). Нарушение правил пожарной безопасности на втором месте (14%), 10% составляют нарушения санитарной безопасности в лесах.

В 2016 году, по сравнению с 2015 годом на территории области на 22% снизилось количество случаев (70 случаев) незаконной рубки. Однако объем незаконно заготовленной древесины увеличился — на 57%. (3,3 тыс. куб.м.) Средний объем одной незаконной рубки в Нижегородской области составил 47,5 куб.м.

К сожалению существует перечень проблемных вопросов возникающих при осуществлении надзора.

Так на сегодня сложно привлечь нарушителей к административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ) из-за нерешенного вопроса доставки нарушителя в мировой суд.

Отказ мировых судей в рассмотрении дел по данной статье приводит к увеличению количества не уплаченных вовремя административных штрафов за нарушение лесного законодательства, что впоследствии может повлечь рост экологических правонарушений на территории Нижегородской области.

Считаем целесообразным внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации, позволяющих мировым судьям рассматривать протоколы без доставления нарушителей.

Еще одна проблема — реализация незаконно заготовленной древесины.

Большая часть незаконно заготовленной древесины ежегодно не признается следственными органами вещественными доказательствами, на ответственное хранение никому не передается, а оставляется на месте незаконной заготовки, где впоследствии расхищается либо теряет свои потребительские свойства в результате длительного хранения.

Таким образом, государство ежегодно теряет значительный объем древесины рыночной стоимостью в несколько миллионов рублей.

Считаем целесообразным внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации, в частности по передаче полномочий по реализации незаконно заготовленной древесины уполномоченным органам исполнительной власти субъекта, с утверждением порядка реализации федеральными нормативными актами.

Защита леса

Несколько слов о санитарном состоянии лесов области.

Необходимо отметить, что площадь очагов вредных организмов в 2016 году снизилась на 41% по сравнению с 2015 годом, что говорит о спаде лесопатологической напряженности.

Общий объем выполненных санитарно-оздоровительных мероприятий за полугодие 2016 года составил — 3, 8 тыс. га.

За последние два года Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области была проведена серьезная работа по локализации и ликвидации очагов вредных организмов - шелкопряда-монашенка.

Общий объем лесных участков, подверженных обработке составил более 10 тыс. га.

Проведенные в этом году совместно с Центром защиты леса Нижегородской области, специальные лесопатологические обследования показали, что очаг шелкопряда-монашенки затух под влиянием внешних факторов (низкие температуры), вследствие чего, проведение мероприятий по локализации и ликвидации очагов указанного вредителя в текущем году нецелесообразно.

Департаментом проведена существенная работа по оптимизации проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, что заметно сократило срок с момента обнаружения погибших и поврежденных насаждений до назначения и проведения мероприятий СОМ. Разработан и утвержден Порядок проведения лесопатологических обследований, рассмотрения и утверждения материалов по назначению СОМ с участием всех заинтересованных лиц и структур, что заметно сократило сроки назначения СОМ.

За последнее время нормативная правовая база в сфере защиты лесов претерпевает существенные изменения. С 1 октября 2016 года вступят в силу поправки в Лесной Кодекс Российской Федерации, касающиеся защиты лесов.

Департаментом уже сейчас организована работа, направленная на координацию мероприятий в части обеспечения санитарной безопасности лесов с учетом норм данного Федерального закона.

В тоже время хочу обратить Ваше внимание на ряд существующих и не менее важных проблем в области защиты лесов, которые до настоящего времени не решены.

На сегодня особо остро стоит вопрос согласования проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на территории ООПТ регионального значения, что требует внесения изменений в действующие нормативные акты.

Также считаю необходимым Минэкологии Нижегородской области провести работу по внесению изменений в паспорта ООПТ в части приведения охранного режима территории ООПТ в соответствие с актуальными лесоустроительными документами и действующим федеральным законодательством в области защиты лесов.

В настоящее время также остается нерешенным вопрос ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов в границах земель лесного фонда.

Департамент располагает мнением Минприроды Российской Федерации о том, что обязанности по ликвидации свалок твердых бытовых отходов на территории земель лесного фонда не могут относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и выполняться за счет средств субвенций федерального бюджета.

Наиболее острой остается проблема дальнейшего финансирования переданных полномочий в области лесного хозяйства за счет средств федерального бюджета на предстоящий год.

По имеющейся информации проект Методики, в случае его принятия, предполагает резкое сокращение объемов средств, предназначаемых для исполнения переданных полномочий в области лесных отношений

Так объем субвенций выделяемых Нижегородской области, сократится на 55% по сравнению с 2016 годом и составит 195 852,3 тыс. рублей. Это потребует сокращения численности работников департамента и подведомственных государственных бюджетных учреждений более чем на 50%, что будет способствовать развитию чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами, снижением интенсивности воспроизводства лесов, развитию очагов болезней и вредителей леса.

Правительством Нижегородской области подготовлены и направлены замечания и предложения к проекту Методики в адрес Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева. Надеемся, что они будут учтены.

Читайте также: