Доклад цель данного вида работы

Обновлено: 30.06.2024

Одна из важных составляющих частей реферата – введение. Благодаря введению, читатель понимает, о чём будет работа, какие она затронет проблемы и что сможет рассказать. Однако у студентов возникают вопросы, когда приходится формулировать цели и задачи, ведь нужно в несколько предложений выделить самое главное. Во введении расположены также:

предмет и объект исследования;

Не всегда научный руководитель требует написания последних двух пунктов, однако задачи обязаны находиться как в курсовых и дипломных работах, так и в реферате.

Данная статья поможет разобраться, как отличать цель и задачи реферата и как их правильно сформулировать.

Как написать цель реферата

Цель – это основная идея, ради которой пишется реферат и которая определяет направление работы. Она должна содержать тот результат, который студент планирует получить в итоге.

Совет: цель должна быть короткой, конкретной и емкой. Тогда будет меньше шансов ошибиться в формулировке, допустить ошибку или отойти от темы.

Образцы грамотного оформления:

Способы вычисления интегралов.

Проанализировать способы вычисления интегралов и выявить наиболее общий метод.

Культура научной речи.

Исследовать культуру научной речи русского языка.

Иерархия потребностей на основе пирамиды Маслоу.

Изучить представления Маслоу, изложенные в его пирамиде потребностей, и обобщить иерархию.

Типы государственного строя.

Выяснить типы государственного строя и проанализировать их особенности.

Принцип выдачи сдачи банкоматом.

Проанализировать принцип работы банкомата и выявить, какие используются алгоритмы.

Как написать задачи реферата

Задача – это маленькая сформулированная проблема по заданной теме. Если цель должна быть достигнута по окончанию написания реферата, то задачи выполняются по ходу. Удобно формировать по одной задаче на один пункт плана.

Задачи следует составлять так, чтобы они не повторяли друг друга. Также нежелательно использование одного и того же глагола в формулировке: в ином случае можно перечислить идеи через запятую. Образец неправильно сформулированных задач:

изучить деятельность древнего человека;

изучить деятельность человека разумного.

Примеры того, как в реферате правильно писать задачи:

Способы вычисления интегралов.

рассмотреть существующие способы вычисления интегралов;

проанализировать каждый метод;

выявить наиболее общий способ.

Культура научной речи.

определить особенности научной речи;

исследовать исторический процесс формирования научной речи.

Иерархия потребностей на основе пирамиды Маслоу.

исследовать пирамиду потребностей Маслоу;

рассмотреть краткий биографический путь Маслоу;

определить актуальность пирамиды.

Типы государственного строя.

изучить, какие существуют типы государственного строя;

определить особенности каждого типа;

выявить их положительные и отрицательные стороны.

Принцип выдачи сдачи банкоматом.

рассмотреть методы оптимизации алгоритма;

выяснить принципы работы банкомата.

Как формулировать цели и задачи

От того, как сформулировать цель реферата, зависит ожидания проверяющего. Если научный руководитель прочел введение и оно не соответствует полученным студентом выводам, оценка может быть занижена. Поэтому не стоит вводить в абстракт сложные формулировки, путаные предложения.

Важно: менять цели и задачи реферата во время выполнения работы является нормой. Более того: это позволяет введению лучше соответствовать основной части доклада.

Если встал вопрос, как написать цель и задачи в реферате, можно использовать опорные слова (обязательно в форме инфинитива):

Во время составления рекомендуется использовать определения из названия темы, объекта и предмета исследования.

Образец неправильно составленных задач и цели реферата:

Определить способы ведения учебного процесса.

Научиться методам обучения.

Выделить новые способы обучения.

Реферат — это переработка материала, общедоступных источников с созданием личного вывода автора. Потому реферат, в отличие от курсовой или дипломной работы, не требует создания чего-то нового и актуального. Потому вторая задача не раскрывает темы реферата.

Первая задача не соответствует названию темы.

Сколько должно быть целей и задач в реферате

Задача отличается от цели тем, что первая конкретизирует тему, рассматривает ее под определенным углом, тогда как цель непосредственно связана с темой.

Потому не рекомендуется в реферате ставить больше одной целиа. Но если тема охватывает значительный объем информации, а не узкоспециализированный вопрос, то лучше поставить несколько целей и оформлять их в виде списка.

Проанализировать строение человека.

Исследовать особенности органов человека.

Задач в реферате может быть несколько, однако при формулировке нужно следить, чтобы поставленная задача соответствовала названию темы. При появлении трудностей лучше обратиться к научному руководителю за помощью.

Чем отличается реферат от доклада

Учиться в университете нелегко. Студентам постоянно приходится выполнять письменные работы: самостоятельные, курсовые, дипломные. В том числе учащиеся готовят рефераты и доклады.

Чем отличается доклад от реферата? Попробуем разобраться в статье.

Ещё больше полезной информации ищите в нашем Telegram-канале. И не забывайте пользоваться акциями и скидками от компании — с ними учиться гораздо выгоднее.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Реферат и доклад: в чём разница

Зачем отличать доклад от реферата? Как минимум, чтобы выполнить задание научного руководителя и не задавать лишних вопросов. Ведь разные формы работы требуют разных действий и подготовки.

Так что займёмся поиском основных отличий доклада от реферата. И начнём с чётких определений.

Определение реферата и доклада

Реферат — это небольшое самостоятельное исследование на определённую тему, в котором студенты рассматривают одну, реже несколько проблем.

По сути, реферат очень похож на курсовой проект. Только последний имеет больший объём, и к курсовым предъявляют более строгие требования по оформлению.

Основные различия доклада и реферата

А теперь давайте подробнее рассмотрим, какая разница между докладом и рефератом по таким параметрам, как:

  • цели работы;
  • основная структура;
  • нужное количество источников;
  • общий объём;
  • форма подачи;
  • особенности оформления.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Цель реферата и доклада

Реферат и доклад хоть и похожи по форме, всё же имеют разные цели. Так, реферат должен показать, как вы усвоили учебный материал, умеете ли работать с литературными источниками, выделять главные мысли и оформлять выводы в письменном тексте. Подчеркнём, в реферате важно демонстрировать не свои мысли, а авторские.

У доклада немного другая задача. С его помощью проводят анализ уже выполненного автором исследования, тезисно рассказывают аудитории основные идеи, рассматривая проблемы с разных сторон, и побуждают к дискуссии. Именно в докладе можно делиться собственными размышлениями и полемизировать с другими.


Готовя доклад, думайте о возможных вопросах от аудитории

Доклад и реферат: структура работы

Реферат и доклад различаются не только своими целями, но и структурой. У реферата она имеет чёткую форму и состоит из таких последовательных частей:

    : демонстрируют вводные данные об учебном заведении, теме и авторе. : перечисляют основные части работы. : определяют цели, задачи и методы их решения.
  1. Основная часть: исследуют информационные материалы и данные по обозначенной теме. : делают выводы, исходя из рассмотренной информации. : дают перечень библиографических источников. , если есть. В них размещают дополнительные графические материалы.

У доклада структура более свободная. Она опирается на три основные части:

  1. Введение, где необходимо рассмотреть актуальность вопроса.
  2. Основная часть, в которой автор приводит главные аргументы, а также делится своими размышлениями на тему.
  3. Заключение, где выступающий обязан сделать выводы и подвести итоги.

Большая свобода доклада предполагает большую ответственность. Ведь собственные мысли нужно хорошо аргументировать и быть готовым ответить на любой каверзный вопрос от аудитории.

Количество источников в докладе и реферате

Чтобы написать хороший реферат, необходимо найти приличное количество библиографических источников. Их должно быть не менее десяти. Все проверенные и одобренные научным руководителем.

А в докладе источниками могут послужить конспекты лекций, научные статьи, учебные монографии. Иногда преподаватели просят подготовить доклады по определённым авторам, и тогда его книги становятся предметом исследования.

Однако это не значит, что можно халатно относиться к источникам. И в реферате, и в докладе нужно обязательно делать сноски на использованную литературу и грамотно размещать авторские цитаты.

Объём доклада и реферата

Что больше: доклад или реферат? Количество источников напрямую влияет на данный показатель. Поэтому стандартный объём реферата в университете — 15-25 страниц. В это количество входят все структурные элементы работы: от титульного листа до списка литературы. Исключение — всевозможные приложения, хотя они в реферате встречаются редко.

А вот с докладом дело обстоит иначе. Его максимальный объём, как правило, не превышает 10 страниц. Так что количественное преимущество за рефератом.

Если необходимо выступить с рефератом, то автор делает краткий пересказ текста. А вот доклады зачитываются полностью.

Реферат и доклад: форма подачи

Чем отличается доклад от реферата? Чаще всего формой подачи. Реферат — это письменная работа, которую студенты сдают на проверку и редко защищают перед аудиторией.

Доклад — напротив может не иметь письменной формы, но всегда зачитывается перед аудиторией. Часто преподаватели даже не просят сдавать письменный вариант работы.

Оформление доклада и реферата

Так как реферат — это маленький курсовой проект и официальный документ, его необходимо оформлять по правилам ГОСТ:

  • шрифт написания — Times New Roman;
  • размер шрифта — 14 кегель;
  • межстрочный интервал — одинарный;
  • размеры полей: правое — 1 см; левое — 3 см; верхнее и нижнее — 2 см.

Совсем другое дело, если преподаватель просит не просто подготовить доклад, но и сдать окончательный документ после выступления. Тогда ориентируйтесь на требования, которые указаны выше, и не забудьте подготовить титульный лист, оформляя итоговую версию работы.

Надеемся, теперь вы чётко видите разницу между докладом и рефератом и не запутаетесь, приступая к выполнению и написанию этих работ. А если понадобится помощь — обращайтесь в студенческий сервис. Наши эксперты помогут подобрать научные материалы, грамотно изложить тезисы и сделать итоговые выводы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика.

Стендовый доклад

Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях.

Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду.

Требования к стендовому докладу

Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.

Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.

Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.

Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.

Структура стендового доклада:

Цели и задачи работы.

Описание сделанного в процессе исследования

Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.

Основные результаты и выводы.

Благодарность организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.

Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.

Литературный обзор

Литературный обзор – это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нем указываются направления исследований, которые ведут различные ученые.

При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего ознакомления – прочитать оглавление и бегло рассмотреть содержание источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно:

составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее существенные мысли и идеи;

выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с точными ссылками на источник, указав его выходные данные.

После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность суждения. В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу. Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.

Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение) представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед публикацией, защитой и т.д. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или журнале

Научная статья

Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения. Исходя из этого, в структуре научной статьи целесообразно выделить:

описание проблемы и ее актуальности для теории и практики;

краткие данные о методике исследования;

анализ собственных научных результатов и их обобщение;

выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;

ссылки на цитируемую литературу.

Научный отчет

Научный отчет – документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета – исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.

Структура научного отчета:

Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.

Значимость проведенной работы, ее исследовательская ценность, практическая значимость.

Характеристика применявшихся методов исследования.

Описание результатов исследования.

Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.

Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат. referre – докладывать, сообщать) представляет собой:

доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.

В практике приходится встречаться со значительными расхождениями в требованиях педагогов к работе учащихся над рефератами, их оформлению и процедуре защиты. Прежде всего учителям нужно помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.

Ключевые моменты при руководстве работой учеников над рефератами

Презентация, слайд 3.

1. Готовность учащегося к работе над рефератом.

Реферат позволяет проверить не только то, насколько учащиеся понимают материал, но и их умение самостоятельно добывать и интерпретировать знание. Поэтому к такой деятельности целесообразно привлекать учеников, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением. Безусловно, успешность школьника над рефератом будет обеспечена только в этом случае, если он самостоятельно примет решение заняться таким видом деятельности.

2. Функции учителя при руководстве реферативной работой учащегося.

Руководство реферативной работой предполагает оказание учителем помощи в выборе учеником темы реферата, его консультировании в процессе изучения избранной проблемы и оформлении текста. При этом надо заметить, что такая форма в неурочной деятельности учащихся не должна носить массовый характер – не каждый ученик даже при поддержки педагога способен определиться в выборе темы и постановке проблемы, самостоятельно работать с несколькими источниками информации. Несомненно учитель должен полноценно руководить работой школьников над рефератами, однако ему следует ограничивать свою активность консультативными функциями. Он может давать рекомендации по содержанию введения и заключения, подбору иллюстративного материала и источников информации по проблеме, оформлению текста и процедуре защиты. Выявить актуальность проблемы, определить структуру работы, сформулировать выводы должен сам ученик.

3. Сроки выполнения рефератов.

Как правило, работа над рефератом занимает у школьника не менее одного месяца. Необходимо учесть, что после того, как учитель ознакомиться с черновым вариантом реферата, ученику может понадобиться время для доработки содержания и редактирования текста. За неделю до защиты реферат сдается на рецензию учителю- предметники, руководившему работой.

4. Структура реферата. Презентация, слайд 4.

Первоначально учащийся готовит развернутый план реферата, в котором определяется его структура и основное содержание по разделам:

основная часть, самостоятельно структурируемая учеником по главам, разделам, параграфам, пунктам и т.д.;

приложения (в случае необходимости).

Введение предусматривает, что в его содержании формулируется проблема, описывается ее актуальность, определяются цели и задачи реферата. Объем введения не должен превышать 1-2 страниц.

Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала. Кроме того, весь текст должен содержать правильно оформленные цитаты и ссылки.

В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы, обозначаются перспективы решения заявленной проблемы. Объем заключения не должен превышать 1-3 страниц.

5. Процедура защиты реферата.

На процедуре защиты работы учитель зачитывает перед членами комиссии рецензию на реферат. Далее слово для доклада предоставляется ученику. Экземпляр реферата при этом может находиться у докладчика.

Доклад должен быть рассчитан на 5-7 минут. Он готовится в виде отдельного текста. Доклад не должен представлять собой пересказ текста реферата, тем более его чтение. В своем выступлении ученик обозначает актуальность выбранной темы, цель реферата, его задачи, сообщает полученные выводы. Допустимо остановиться на наиболее интересных моментах работы. Желательно, чтобы учащийся сообщил, насколько значима тема реферата лично для него. После доклада члены комиссии задают учащемуся вопросы.

Далее можно открыть свободную дискуссию членов комиссии, в процессе которой они высказывают свои соображения по теме и содержанию реферата. После того как на все вопросы даны ответы и дискуссия закончилась, комиссия совещается по поводу оценки реферата. В это время ученик не присутствует в помещении, где проводится защита. После достижения комиссией согласия относительно оценки работы, учащемуся объявляются результаты защиты. Члены комиссии высказывают свои мнения относительно содержания реферата и рекомендации по продолжению такого рода работы.

6. Оценка реферата.

Оценивая реферат, педагогу необходимо учитывать следующие компоненты работы:

содержательную часть (неординарность темы, глубину постановки проблемы, структуру работы, актуальность и т.п.);

оформление (соответствие стандарту оформления, эстетику иллюстративного материала и т.п.);

представление на процедуре защиты (как ученик держится, насколько свободно ориентируется в тексте реферата, как отвечает на вопросы и т.п.).

Оформление работы

Презентация, слайд 5.

Титульный лист (формат А4) является первой страницей рукописи и оформляется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

Ниже указывается вид работы и учебный предмет, например, экзаменационный реферат по биологии.

Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя и отчество учащегося, класс в котором он учится. После этих данных указывается фамилия, имя, отчество и должность консультанта (при его наличии).

Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводится все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. Если в основной части содержаться цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и культуры, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. Например:

После заключения принято помещать список использованной литературы и других источников (не менее 3-5). При оформлении списка источников сначала перечисляется литература, а затем другие источники. В информации о книге последовательно указываются ее автор или авторы, название, город, в котором издана книга, издательство, год и количество страниц в тексте.

Общие правила оформления текста исследовательской работы

Презентация, слайд 6.

Объем ученической исследовательской работы обычно колеблется от 5 до 25 страниц печатного текста, доклада – от 1 до 5 страниц в зависимости от класса и степени готовности учащегося к такого рода деятельности.

К тексту, выполненному на компьютере, предъявляются следующие требования:

размер шрифта 12 – 14, Times New Roman, обычный;

интервал между строк – 1,5 – 2;

размер полей: левого – 2 см, правого – 1 см, верхнего, нижнего – 2 см.

При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы. Сноски и примечания печатаются на той же страницы, к которой они относятся через один интервал более мелким шрифтом, чем текст.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру; на титульном листе номер страницы не ставится.

Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) надо начинать с новой страницы.

Расстояние между названием раздела, заголовками главы или параграфа и последующим текстом должны быть равны 3 интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят

Как жанр научного стиля доклады классифицируют по разным критериям. Каждый вид научного доклада имеет свои правила написания и оформления, поэтому перед написанием работы этого типа нужно ознакомиться с классификациями и определить подходящий вид.

Виды докладов в зависимости от автора

Виды докладов

Какие существуют виды докладов?

Исходя из этого требования, все доклады делят на два вида:

Требования к содержанию, структуре и оформлению научного доклада более жесткие, чем к учебному.

Оформление учебного доклада, как правило, не регламентируется, если этого не пожелает преподаватель.

Классификация по цели доклада

Классификация докладов по цели

Отличия докладов в зависимости от цели

Каждый автор перед написанием доклада определяет цель своего выступления (иногда она определяется уже самой темой), по этому критерию доклады делят на три вида:

  • Отчетный доклад пишется с целью освещения хода работы за определенный срок, обобщения состояния дел с выделением плюсов и минусов, анализа возникнувших проблем и путей их решения. Такие доклады имеют место на конференциях, симпозиумах, семинарах в учебных заведениях или на предприятиях.
  • Тематический доклад посвящается раскрытию определенной темы или проблемы, при этом делается полный ее анализ и подаются выводы, определяется перспектива исследования. Значительную роль в таком виде доклада играют рассуждения автора, его взгляды, позиция, тем не менее, они должны органично переплетаться с уже доказанными истинами, прописанными в достоверных источниках.
  • Информационный доклад раскрывает состояние дел на текущий момент или же в определенный промежуток времени, информация должна быть полной, всесторонней, без субъективизма (позиция автора в этом докладе совсем не нужна).

На протяжении обучения студенту приходится писать каждый из видов докладов данной классификации (например, отчетный доклад пишется для защиты итогового отчета по теме, защиты курсовой или дипломной, информационный и тематический – для выступлений на семинарах, конференциях), а вот частотность зависит от специфики факультета.

Классификация по способу изложения

Классификация докладов по способу изложения

Отличия по способу изложения

В зависимости от того, в какой форме будет доноситься информация, все доклады делят на два вида:

Виды докладов по объему

Письменные доклады могут быть разного объема, их разделяют на 2 группы:

  • письменный краткий (подает краткое содержание научного труда или исследования, основные сведения по определенной теме без детализации, его объем зависит от объема первоисточника);
  • письменный подробный (кроме детального содержания труда или анализа проблемы, в такие доклады добавляют сведения, которые стали базой итоговых выводов).

Обратите внимание! Объем устного доклада определяется не страницами, а временными ми рамками, которые традиционно составляют 5-7 минут (для защиты серьезных работ 10-15 минут).

Советы по написанию различных видов доклада

Советы по написанию докладов

Советы для начинающих

Теперь, когда все классификации собраны в одном месте, виды доклада легко различить и выбрать подходящий для дальнейшей работы.

О том как подготовить блестящее выступление вы можете узнать, посмотрев видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Читайте также: