Доклад был встречен слушателями шумными аплодисментами

Обновлено: 17.05.2024

Во избежание ошибок при употреблении причастий и причастных оборотов необходимо учитывать следующие синтаксические нормы:

1. Причастие — это именная форма глагола, она не имеет наклонения, поэтому при причастии не может употребляться частица бы.

Грамматически некорректным будет предложение: Власти решили не рисковать и не использовать такую меру, как отстранение губернатора от должности, вызвавшей бы непредсказуемую реакцию. Правка: Власти решили не рисковать и не использовать такую меру, как отстранение губернатора от должности, поскольку это вызвало бы непредсказуемую реакцию.

2. Недопустимо включение в состав причастного оборота союзов и союзных слов: Так как кот, удивлённый случившимся, он перестал красть. Правка: Кот, удивлённый случившимся, перестал красть.

3. Нормой предусматривается расположение причастного оборота непосредственно перед определяемым словом (приехавшие в лагерь студенты) или после него (студенты, приехавшие в лагерь).

Чаще всего в речи допускается два типа ошибок и недочётов, связанных с нарушением порядка расположения причастного оборота и определяемого слова:

причастный оборот, расположенный после определяемого слова, отделяется от главного слова другими словами: Студенты спешат к реке, приехавшие в лагерь.

определяемое слово включается в середину причастного оборота: У него было раскрасневшееся лицо от мороза

Правка: Студенты, приехавшие в лагерь, спешат к реке.

Правка: У него было раскрасневшееся от мороза лицо.

7. Построение предложений с деепричастными оборотами

Деепричастие - особая глагольная форма, которая обозначает действие, добавочное по отношению к сказуемому, отвечает на вопросы что делая? что сделав? и совмещает в себе признаки глагола и наречия. В предложении деепричастия являются обстоятельствами: Визжа, ползёт тяжёлая лебедка. (Г. Иванов). Добавочное действие, обозначаемое деепричастием (деепричастным оборотом), совершается, как правило, подлежащим данного предложения: Снова увидев незнакомца, девушка удивилась. ( Девушка увидела и удивилась.)

Существует несколько типов ошибок, связанных с употреблением деепричастного оборота:

Несуществующая форма деепричастия

Я долго блуждал по улице, ища твой дом.

Глагол-сказуемое и деепричастие обозначают действия разных предметов и лиц

Прочитав текст, разные мысли посетили меня.

Предложение включает страдательную конструкцию

Доехав до поворота, машина была остановлена.

Деепричастный оборот употреблен в безличном предложении, в котором нет инфинитива

Подходя к дому, было весело.

Деепричастный оборот может быть употреблен в безличном предложении при инфинитиве

Мне пришлось уехать далеко от родных мест, не имея возможности встречаться друзьями.

8. Нанизывание падежей – это расположение цепочкой, обычно с последовательным подчинением, нескольких одинаковых падежных форм. Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А. М. Пешковского). Чаще всего наблюдается подобное скопление форм родительного падежа. Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы (пример К. И. Чуковского). Стилистически неудачно соседство даже двух форм родительного падежа, если одну образует родительный субъекта, а другую — родительный объекта. Метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала (пример М. Шагинян). Возможно также нанизывание форм:

а) творительного падежа. Доклад был встречен слушателями шумными аплодисментами. Вопрос будет рассмотрен назначенной дирекцией комиссией. Дрессировщик был поднят слоном хоботом. Вы недовольны чем-то мною.

б) дательного падежа. Приступили к подготовке к экзаменам. Стремились к выполнению к назначенному сроку.

в) предложного падежа. Рассказал о дискуссии о методах работы. Обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи.

Popova tractor.jpg

прием патологической речи, происходящий из канцелярского языка. Получает развитие в первые годы Советской власти. Употребляется в канцелярской и в эмоциональной речи.

Содержание

определение

Расположение цепочкой, обычно с последовательным подчинением, нескольких одинаковых падежных форм. Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А. М. Пешковского). Чаще всего наблюдается подобное скопление форм родительного падежа. Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы (пример К. И. Чуковского). Стилистически неудачно соседство даже двух форм родительного падежа, если одну образует родительный субъекта, а другую — родительный объекта. Метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала (пример М. Шагинян). Возможно также нанизывание форм:

  • творительного падежа. Доклад был встречен слушателями шумными аплодисментами. Вопрос будет рассмотрен назначенной дирекцией комиссией. Дрессировщик был поднят слоном хоботом. Вы недовольны чем-то мною.
  • дательного падежа. Приступили к подготовке к экзаменам. Стремились к выполнению к назначенному сроку.
  • предложного падежа. Рассказал о дискуссии о методах работы. Обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи.

примеры

  • В результате смены парадигмы общественного развития[3] .
  • Именно великим значением торжества Христа над смертью объясняется то огромное влияние, которое оказало христианство на формирование современной цивилизации, включая искусство как способ реализации творческого потенциала человеческой личности[4] .
  • Несомненно, это ставит перед нами вопрос о необходимости корректировки вектора приложения усилий по достижению этих целей[5] .
  • Признание принципа свободы религиозного выбора [6]
  • Совет по вопросам содействия укреплению межнационального согласия и мира (Башкирия).

в лозунгах

  • Важнейшая, ответственнейшая задача партийной пропаганды – организация всенародного изучения решений XVIII съезда ВКП(б) ( 1939 , Марксизм )

в эмоциональной речи

Александр Введенский использует нанизывание падежей в своей эмоциональной речи:

Революция разрывает не только оковы монархических цепей гнёта народа, но и рвёт беспощадно внутренние цепи, сети, в которых мучительно билась гордая и свободная человеческая мысль. [7]

в речи мастеров

аналогии

Нанизывание падежей в авангарде:

Расположение цепочкой, обычно с последовательным подчинением, нескольких одинаковых падежных форм. Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А. М. Пешковского). Чаще всего наблюдается подобное скопление форм родительного падежа. Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы (пример К. И. Чуковского). Стилистически неудачно соседство даже двух форм родительного падежа, если одну образует родительный субъекта, а другую - родительный объекта. Метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала (пример М. Шагинян). Возможно также нанизывание форм:

а) творительного падежа. Доклад был встречен слушателями шумными аплодисментами. Вопрос будет рассмотрен назначенной дирекцией комиссией. Дрессировщик был поднят слоном хоботом. Вы недовольны чем-то мною.

б) дательного падежа. Приступили к подготовке к экзаменам. Стремились к выполнению к назначенному сроку.

в) предложного падежа. Рассказал о дискуссии о методах работы. Обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи.

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение.

Розенталь Д. Э., Теленкова М. А..

Ссылки на страницу

Правильное построение предложений

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Определите место данных слов в предложении.

1. В читальном зале установили (А) дубовые (Б) столы. – [новые]

2. Перед выступлением надо обдумать (А) каждое (Б) слово. – [своё]

3. (А) Ваше (Б) высказывание станет афоризмом. – [это]

4. (А) есть немало произведений о детстве автора (Б). - [в мировой литературе]

Задание 2 . Согласуйте подлежащее и сказуемое.

Большинство учеников хорошо сдал. выпускные экзамены.

На концерте выступил. 21 певица.

Бездна забот свалил…сь на бригадира.

Много птиц си­дел. на ветвях.

Сережа с Петей долго ждал. возвращения матери.

Задание 3. Укажите, какого управления требуют приве­денные ниже слова.

беспокоиться => тревожиться => за кого-нибудь о ком-нибудь касаться относиться кого-нибудь к кому-нибудь
упрекать порицать в чем-нибудь за что-нибудь одеть надеть что кого/ что во что
удивляюсь удивлён чему-нибудь чем-нибудь препятствовать тормозить что-нибудь чему-нибудь
превосходство преимущество над чем-нибудь перед чем-нибудь отзыв рецензия о чём/на что на что (не о чём!)
уверенность вера во что-нибудь в чем-нибудь идентичный одинаковый с кем/ чем чему
оплатить заплатить что-нибудь зa что-нибудь управляющий руководитель чем чего

Задание 4. Исправьте речевые недочёты в предложениях.

Эта страна, благодаря своей уникальности и разнообразия, при­влекает туристов.

Данные факты говорят за невозможность эффективного использования всех ресурсов. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.

Детвора с утра резвились во дворе.

Волк попросил лису, чтобы она дала мне немного рыбки.

Река Днепр этой весной вышел из берегов.

Благодаря стараний родителей сын получил прекрасное образование.

Артист был удостоен высокой наградой.

Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?

В турнире принимали участие пред­ставители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия, Франция и другие.

Ваш сын - такая умница!

Фирма реализовала двадцать две льготных туристических путевок.

Тема природы в лирике этого поэта близка для меня.

Задание 5. Выберите правильные варианты, обращайте внимание на согласование подлежащего и сказуемого.

(/) Большинство студентов нашей группы успешно (а) защи­тило, (б) защитили) курсовой проект. (2) Еще один ряд предложе­ний (а) возник, б) возникли) у главного инженера. (3) Меньшинство сотрудников все-таки (а) проголосовало, (б) проголосовали) против. (4) (а) Засеяно, б) засеяны) сто двадцать гектаров. (5) Не­сколько сотрудников (а) отказалось, б) отказались) от сверх­урочной работы. (6) Три заявления о приеме на работу (а) ле­жали, (б) лежало) на столе. (7) Тридцать два человека (а) работа­ло, (б) работали) на новом участке. (8) Сто сорок один депутат (а) участвовал, (б) участвовали) в работе сессии. (9) На строи­тельство нового объекта (а) получен, (б) получено) миллион дол­ларов. (10) Тысяча человек (а) отправилась, б) отправились) на переподготовку. (//) (а) Про­шло, (б) прошли) полтора часа. (12) (а) Новый, (б) новая) эколог города выступила с заявлением.

Нанизывание падежей является одним из наиболее часто встречаемых речевых недостатков. Нанизывание падежей - это использование словосочетания из нескольких слов, имеющих форму одинаковых падежей. Очень часто можно встретить нанизывание родительных падежей : машина сестры племянника жены.

Подобные конструкции - это явление, относящееся к официально-деловому стилю и являющееся нормативным, но только в этой части русской речи: измерение колебаний уровня гемоглобина человека . Даже в официально-деловом стиле нужно пытаться упростить подобные конструкции, так как они сильно перегружают текст.

Это не всегда выдается возможным, так как может изменить значение выражения, что недопустимо в строгом официально-деловом и научном стиле. В обычной же речи предпочтительней использовать союзно-предложную связь для упрощения подобных конструкций:

Во избежание падения при экстренном торможении просьба держаться за поручи - Чтобы не упасть при экстренном торможении, держитесь за поручни.

Опущение важных зависимых членов предложения.

Опущение зависимых членов предложения , важных для смысла предложения и текста в целом - грубая синтаксическая ошибка, которая, тем не менее, допускается очень часто. Так, можно встретить синтаксические ошибки в следующих предложениях:

Беседа по воспитанию - беседа по теме воспитания (корр.)

В этом свете… - В свете сказанного (корр.)

Желает лучшего - Оставляет желать лучшего (корр.)

Рейд по качеству - Рейд по проверке качества

Спросить с мастера, спросить за невыполнение - Спросить с мастера за невыполнение плана (корр.)

Он хотел выучиться, чтобы стать учителем - в живой речи появляется вариант: Он хотел выучиться на учителя.

Такие упрощения и сокращения допустимы в разговорной речи, но на письме и при официально-деловом общении все же лучше использовать полный вариант конструкций.

Расположение цепочкой, обычно с последовательным подчинением, нескольких одинаковых падежных форм. Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А. М. Пешковского). Чаще всего наблюдается подобное скопление форм родительного падежа. Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы (пример К. И. Чуковского). Стилистически неудачно соседство даже двух форм родительного падежа, если одну образует родительный субъекта, а другую - родительный объекта. Метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала (пример М. Шагинян). Возможно также нанизывание форм:

а) творительного падежа. Доклад был встречен слушателями шумными аплодисментами. Вопрос будет рассмотрен назначенной дирекцией комиссией. Дрессировщик был поднят слоном хоботом. Вы недовольны чем-то мною.

б) дательного падежа. Приступили к подготовке к экзаменам. Стремились к выполнению к назначенному сроку.

в) предложного падежа. Рассказал о дискуссии о методах работы. Обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи.

    - прием подготовки табачных листьев для сушки. Заключается в прокалывании средней жилки листа на 1-1,5 см от черешка особыми иголками. С иголок листья перемещаются на шпагат.

Справочник по правописанию и стилистике

Справочник по правописанию и стилистике

Справочник по правописанию и стилистике

Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Орфографический словарь русского языка

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ефремовой

Русский орфографический словарь

Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"нанизывание падежей" в книгах

Нанизывание

Нанизывание Господи погоди. А.Смир Подобно тому как вода в озере собирается капля за каплей, и тому как день за днем миллиметр за миллиметром растет растение все в мире развивается по принципу постепенности. Новорожденный ребенок не может сразу же начать разговаривать

§ 163. Синонимическое использование прилагательных и косвенных падежей существительных

§ 163. Синонимическое использование прилагательных и косвенных падежей существительных В одинаковой функции определения могут выступать прилагательные и однокоренные с ними существительные в косвенных падежах без предлогов или с предлогами, например: отцов дом – дом

§ 165. Синонимическое использование прилагательных и косвенных падежей существительных

§ 165. Синонимическое использование прилагательных и косвенных падежей существительных В одинаковой функции определения могут выступать прилагательные и однокоренные с ними существительные в косвенных падежах без предлогов или с предлогами, например: отцов дом - дом

§ 204. Нанизывание одинаковых форм

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

Об изменчивости падежей

Об изменчивости падежей М.Ю. Лермонтов. Вид Тифлиса. Масло. 1837 Мы продолжаем публикацию цикла эссе "Заметы о Лермонтове" из книги Анатолия Парпары, готовящейся к изданию. Теперь чуть ли не каждый школьник, цитируя строку Михаила Лермонтова «из пламя и света рождённое

Расположение цепочкой, обычно с последовательным подчинением, нескольких одинаковых падежных форм. Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А. М. Пешковского). Чаще всего наблюдается подобное скопление форм родительного падежа. Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы (пример К. И. Чуковского). Стилистически неудачно соседство даже двух форм родительного падежа, если одну образует родительный субъекта, а другую — родительный объекта. Метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала (пример М. Шагинян). Возможно также нанизывание форм:

а) творительного падежа. Доклад был встречен слушателями шумными аплодисментами. Вопрос будет рассмотрен назначенной дирекцией комиссией. Дрессировщик был поднят слоном хоботом. Вы недовольны чем-то мною.

б) дательного падежа. Приступили к подготовке к экзаменам. Стремились к выполнению к назначенному сроку.

в) предложного падежа. Рассказал о дискуссии о методах работы. Обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи.

ВОПРОС 1.Нормативно-стилистическая характеристика словосочетаний (синонимия предложных и беспредложных конструкций, нанизывание падежей, трудные случаи управления).

По структуре словосочетания делятся на простые (двучленные) и сложные (многочленные).
В простых словосочетаниях имеет место распространение одного слова другим с различными смысловыми значениями и оттенками, например: высокий дом, книга студента, слушать лекцию, бегло читать и др. Такие словосочетания состоят из двух знаменательных слов, из которых одно является главным, а другое – зависимым. Сложные словосочетания представляют собою распространение слова целым словосочетанием, причем формы и связи составляющих их слов не всегда зависят от главного слова: напр., в словосочетании мой старший брат одно слово (мой) определяет целое словосочетание (старший брат). Существуют также трехчленные или многочленные словосочетания, в которых зависимые слова все подчинены главному слову, т.е. распространяют его в разных направлениях, напр.: любоваться по вечерам закатом (любоваться по вечерам - любоваться закатом), оклейка комнаты обоями (оклейка комнаты - оклейка обоями) и т.п.
Беспредложные конструкции вначале появились в профессионально-технической речи и только потом получили распространение в повседневной. При выборе вариантных беспредложных и предложных конструкций типа вытянуться линией - вытянуться в линию, собираться группами -- собираться в группы учитывается различие в смысловых оттенках: предложные сочетания в линию, в группы указывают на б о л ь ш у ю с т е п е н ь к о н ц е н т р а ц и и д е й с т в и я. Обычно предложные конструкции имеют б о л е е к о н к р е т н ы й х а р а к т е р, связь между словами уточняется. Напр.: лицо у девушки -- лицо девушки: в первом - более четкое выражение принадлежности и связь со сказуемым в контексте предложения (ср.: лицо у девушки побледнело).

В сочетаниях типа вернуться поездом - вернуться на поезде, ехать трамваем - ехать на трамвае предложные конструкции отличаются большей степенью сочетаемости с названиями транспортных средств; напр., обычное приехал на машине – неупотребительное приехал машиной.

В других случаях выявляется д о п о л н и т е л ь н о е с м ы с л о в о е р а з л и ч и е. Так, сочетания идти по полю, идти по лесу обозначают движение в отдельных местах названного пространства, а синонимические сочетания идти полем, идти лесом указывают на непрерывность линейного движения.

Сочетания типа работать вечерами - работать по вечерам различаются внутри каждой пары тем, что беспредложные конструкции указывают только на совершение действия в одни и те же отрезки времени, а предложные конструкции обозначают также регулярное повторение действия.

Предложная конструкция позволяет у с т р а н и т ь д в у з н а ч н о с т ь в конструкциях типа письмо матери (чье письмо? или письмо к кому?): в значении “письмо, адресованное матери” следует употреблять сочетание письмо к матери. При кажущейся синонимичности конструкций равноправны друг другу - равноправны друг с другом правильной является только вторая. Наоборот, правильна беспредложная конструкция оперировать чем, а не предложная оперировать с чем.

В других случаях различие между беспредложными и предложными конструкциями имеет с т и л и с т и ч е с к и й х а р а к т е р. В парах словосочетаний считать бездельником - считать за бездельника; что касается меня - что касается до меня; петь всю дорогу -- петь во всю дорогу вторые являются устаревшими. Разговорный оттенок присущ сочетанию представлять из себя при сравнении с сочетанием представлять собой.

Нанизывание падежей - расположение цепочкой, обычно с последовательным подчинением, нескольких одинаковых падежных форм: Дом племянника жены кучера брата доктора (Пешковский). Чаще всего наблюдается подобное скопление форм родительного падежа. Стилистически неудачно соседство даже двух форм родительного падежа, если одну образует родительный субъект, а другую — родительный объект. Возможно также нанизывание форм творительного падежа, напр., Доклад был встречен слушателями шумными аплодисментами, дательного падежа, напр., Приступили к подготовке к экзаменам, и предложного падежа, напр., Обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи.

Существуют трудные случаи управления, рассмотрим основные.


ВОПРОС 3. Стилистические функции и синонимия различных типов простого предложения.

1) синонимия односоставного и двусоставного предложений ( часы пробили 8. – пробило 8.) 1-составные предложения- особая примета рус текстов. Односоставные предложения способствуют динамике действия.

- определенно-личные. Главный член – сказуемое 1 или 2 л ед или мн ч изъяв или повел наклонений. Употребляется почти во всех стилях. Закон речевой экономии. Оф-дел – встречается в заявлениях( я прошу). В объявлениях - не влезай – убьет! Добавление субъектов в неопр-личн предложения – речевая избыточность. Если субъект поставить после глаг - ожесточает ( сиди ты!)

- неопред-личн – 3 л мн ч . для экономии усилий( необязательно указывать на источник инфо). В газете неопр-личн предложения позволяют создавать фантомных членов социума, на чье мнение упирается журналист.

В оф-дел стиле таких предложений очень мало. Возможны в объявлениях ( у нас не курят).

-обобщенно-личные – 2 л ед ч или 3 л мн ч.

2 л ед ч употребляется в газетно-публицистическом стиле ( позволяет создать обобщение).

3 л мн ч – научный стиль.- для обобщения- рецепты, инструкции.

- безличные предложения – широко распространяется в РР, в оф-дел, научном стилях.

Инфинитивные предложения могут выражать приказ( молчать!), упрек( нет ,чтобы позвонить),похвалу( так держать!)

-назывные предложения . главный член предложения- подлежащее. Характерны для книжно-письменного языка. Вносят динамику в описания.

Читайте также: