Доклад борьба женщин за права

Обновлено: 17.06.2024

Наличие гражданских прав женщин является неотъемлемой частью современного нам мира, однако, об их появлении и законном закреплении в Российском государстве можно открыто говорить только с первой половины ХХ века в отличие от США.

Процесс изменения социальных ролей мужчин и женщин соединил целый ряд противоречий. Противоречие заключается в пересечении нескольких линий развития человека.

Противоречие заключается в пересечении нескольких линий развития человека:

- биологические особенности полов, обусловившие функциональные, психологические различия;

- исторически сложившееся социальное неравенство;

- социально – экономическое развитие, обеспечившее социальную реализацию женщин;

- феминизм, сексизм как крайние проявления борьбы женщин за равенство и свое социальное место;

- общемировая ситуация социально – экономических изменений, создающих новые возможности для мужчин и женщин и одновременно требующих больших ресурсов, потенциала, возможностей от отдельного индивида;

- постоянно возрастающая нестабильность семейных отношений (количество разводов);

- декларированное равноправие мужчин и женщин;

- реально существующая несхожесть и взаимодополняемость мужчин и женщин.

Решение данных проблем зависит от современного мира. Сможет ли мир избавиться от полоролевых стереотипов и обеспечить успешное социальное взаимодействие мужчин и женщин в обществе.

Спектр гендерных проблем, обсуждаемых и дискутируемых сейчас в прессе очень широк, и для разрешения всех этих вопросов следует хорошо разбираться в истоках и предпосылках женского движения – к сожалению, многие дискурсанты плохо владеют подобными базовыми знаниями.

Целью исследования является изучение процессов изменения социальных ролей женщины в ХХ в. и современном обществе, и возможности успешной реализации ее профессиональной деятельности и семье. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

- Изучить, проанализировать и систематизировать информационные источники по проблеме;

- Показать положение женщин в XX - XXI вв. в динамике и развитии феминистского движения;

- Провести социологический опрос о социальном положении женщин.

Объектом исследования выступает молодежь в возрасте 16 – 21 года и женщины, занимающиеся профессиональной деятельностью.

Предметом исследования является степень активности современных девушек в процессе становления в нашей культуре женской ментальности, их отношение к приоритетам семьи.

Методы исследования :

теоретические – изучение литературы, интернет-ресурсов, соответствующих теме;

практические – изучение общественного мнения, анализ статистических данных.

Основная часть

Теоретическая часть

Таким образом, в советской историографии не было условий для детальной разработки этого вопроса. В то же время он очень актуален и важен для современности.

Таким образом, следует отметить, что процесс формирования гражданских прав у женщин в российской истории, имеет прочную законодательную базу, формирующееся с течением времени и учетом накопленного опыта по данному вопросу.

Да и в повседневной жизни рядовая российская женщина стакивается с дискриминацией. Для успешной карьеры в государственном учреждении или частной фирме женщине необходимо быть более высококвалифицированным специалистом, чем коллеги-мужчины – ведь при прочих равных предпочтение всегда отдается сильному полу. По статистике работающие женщины более образованны, чем мужчины, но заработная плата у них почти на треть ниже.

Так что сегодня представительницы слабого пола чаще всего либо безработные, либо работают на самых малооплачиваемых должностях. Общественное мнение годов предлагает женщине единственную альтернативу: стать женой преуспевающего бизнесмена 10 .

Таким образом, считается, что природа женщины определяет ее предназначение в обществе: быть матерью, хозяйкой, хранительницей домашнего очага. О профессионализме женщины, ее креативных способностях и деловых качествах, как известно, стараются не рассуждать.


Конец XIX века - это завершение насыщенного событиями столетия. Общество переживало социальные трагедии и морально-этические перевороты, неотвратимость грядущих изменений была очевидна. В этих непростых условиях человек должен был выстоять, сохранить чувство собственного достоинства.

8 марта 1857 года в Нью-Йорке собрались на манифестацию работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали 10-часовой рабочий день, сухие рабочие помещения, равную с мужчинами зарплату. Женщины работали по 16 часов в сутки, в отличие от мужчин, которые уже добились 10-часового рабочего дня. На предприятиях США в то время возникали многочисленные профсоюзные организации. После 8 марта 1857 года образовался еще один - впервые его членами стали женщины. 8 марта женщины потребовали также представления им избирательного права.

В начале XX столетия возмущенные неблагодарностью мужчин чикагские домохозяйки вышли на улицы города и, громыхая пустыми кастрюлями, ведрами и тазами, стали требовать уважения к себе, равных политических прав, возможности работать на предприятиях, служить в армии и полиции. В результате многие из мужчин города остались в тот день голодными. Неизвестно, то ли мужья нашли какой-то путь к оскорбленным женским сердцам, то ли домохозяйки, выпустив пар, смирились со своей нелегкой женской долей, но история до поры до времени забылась.

В 1908 году 8 марта американки снова требовали запрета детского труда, улучшения условий на фабриках и предоставления женщинам права голоса. На следующий год социалистическая партия Америки провозгласила последнее воскресенье февраля Национальным женским днем.

Спустя несколько лет, на 2-й международной конференции социал-революционерок, состоявшейся в 1910 году в Копенгагене, Клара Цеткин предложила проводить подобные акции ежегодно по всему миру, рассчитывая пробудить в женщинах тягу к свободе, равенству и братству. Женщины многих стран присоединились к борьбе против нищеты, за равноправие, за право на труд, уважение своего достоинства, за мир. В 1911 году этот праздник впервые отмечался 19 марта в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии. Тогда более миллиона мужчин и женщин приняли участие в манифестациях. Кроме права избирать и занимать руководящие посты, женщины добивались равных производственных прав с мужчинами.

В Англии, например, прошло несколько акций протеста против мужского произвола и даже забастовка лондонских проституток, требовавших повышения тарифов и улучшения условий труда. Но по-настоящему "международным" этот день так и не стал. Видимо домохозяек "закоренелых" буржуазных стран не особенно прельщала перспектива сменить свои, хоть и надоевшие, кухни на тюрьмы, ссылки и каторги, сопутствовавшие революционной борьбе. Постепенно движение утихло. Вспомнили о Чикагском происшествии и идее Клары Цеткин после Октябрьского переворота в России, когда взамен идеологически чуждых праздников создавали свои, советские. Праздник 8 марта был введен в качестве официального праздника в первые годы советской власти. В 1965 году 8 марта стало нерабочим днем.

Феминизм (от лат. femina — женщина) – это совокупность движений и идеологий, цель которых — ликвидировать неравенство по половому признаку между мужчинами и женщинами во всех сферах жизни. Термин был введен французским философом и социологом Шарлем Фурье в 1940-х годах.

Суть феминизма состоит в борьбе за предоставление женщинам тех же прав и свобод, которыми наделены мужчины. Феминистское движение привело к важнейшим общественным и политическим изменениям, и многое стало возможно главным образом благодаря ему. Это касается таких аспектов как:

  • избирательное право,
  • возможность занимать государственные и руководящие должности,
  • право на равные условия труда и его достойную оплату,
  • право на обладание собственностью,
  • равные права в браке,
  • право на декретный отпуск с сохранением рабочего места,
  • право на соблюдение личных границ и физическую неприкосновенность (отсутствие сексуальной объективации, домогательств и любых проявлений насилия).

История возникновения феминизма ведет свой отчет с распада феодального общества. В это время женщин начали нанимать на работу, а также сами они могли выступать собственницами рабочих рук. Начало распространения этой идеологии можно проследить и в литературе:

  • в XIV-XV веках появляются первые писательницы, такие как Кристина Пизанская и Изотта Ногарола;
  • позже, в XVII и XVIII веках, в свет вышли книги, которые защищали идею о необходимости равноправия женщин, их авторами были английские писательницы Афра Бен и Мари Эстел, в это же время выходили и труды о неравном положении женщин, написанные мужчинами;
  • в XVIII веке величайшие мыслители — Вольтер, Монтескье, Гельвеций — писали о необходимости уравнивания прав полов.

Именно XVIII век можно считать временем появления феминизма. В это время женщины начали активно участвовать в жизни общества.

Первая волна феминизма

Первая волна пришлась на XIX и первую половину XX веков. Она была осуществлена во многом усилиями движения суфражисток. Их главной целью являлась борьба за предоставление женщинам избирательных прав. Также они выступали за предотвращение любой другой дискриминации женщин в политической и экономической жизни общества.

В 1893 году право голосовать было предоставлено жительницам Новой Зеландии, которая в то время входила в состав Британской империи. Впоследствии, в первой половине XIX века, избирательные права получили женщины в Европе и США.

Феминизм второй волны

Вторая волна феминизма приходится на 60-90-е годы XX века. Ее представительницы боролись уже не за закрепление прав на законодательном уровне. Их целью было предотвращение фактического неравенства мужчин и женщин.

Третья волна феминизма

Третья волна феминизма началась в 90-х годах XX века. Активистки этого движения продолжают деятельность своих предшественниц, выступая за изменения в изображении женщин в медиа, обозначении их в языке и отказ от некоторых стереотипов. Феминистки и феминисты третьей волны уделяют внимание многим аспектам, которые не попадали в поле зрения движения ранее — таким, как расовые вопросы.

Считается, что третья волна продолжается до сих пор. Феминистки не намерены останавливаться на достигнутом и выступают за дальнейшие изменения в положении женщин в обществе и в отношении общества к ним.

Основные принципы феминизма

  1. Общество не должно давить на женщину и определять ее внешний вид (сексуальная объективация) и социальную роль (пропаганда материнства и роли домохозяйки). Нарушение личных границ, а именно: сексуальные домогательства и насилие должны грубо порицаться и наказываться по закону.
  2. Женщины должны иметь право участвовать в политической жизни страны: голосовать за кандидатов и выдвигать свою кандидатуру на голосование.
  3. Борьба с репродуктивным насилием: женщине должно быть предоставлено право на контрацепцию, аборт, безопасные роды. Женщины должны обладать такими же правами в браке, как и мужчины
  4. Доступ к высшему образованию и квалифицированному труду должен быть таким же, как и мужчин. Особенное внимание следует уделить борьбе с неравной оплатой труда: по статистике, при равных условиях, мужчины получают за свою работу на 30% больше, чем женщины.
  5. Борьба со стереотипами и предрассудками, считающими, что все женщины обязательно должны стремиться обзавестись семьей, родить детей и отказаться от карьеры в пользу домашнего быта.

Разновидности феминизма

Существует несколько разновидностей феминизма. Давайте познакомимся с ними.

Либеральный феминизм

По канонам либерального движения мужчины и женщины равны как личности и поэтому должны обладать равными правами во всем. Считается, что проблема угнетения женщин сложилась исторически из-за совокупности воспитательных и правовых ограничений, которые должны быть устранены.

Либеральный феминизм провозглашает индивидуальную свободу личности и ее первостепенное значение. Он транслирует стремление женщины добиться равноправия и свободы выбора во всех областях жизнедеятельности, избавившись от необходимости подчиняться воле мужчины. За это либеральный феминизм критикуется представителями некоторых других феминистских течений, которые считают, что индивидуалистический подход не учитывает проблемы женщин разных рас, культур и классов и игнорирует многие другие формы ущемления прав женщин.

Марксистский феминизм

Последователи марксистского феминизма видят причину неравенства и ущемления женщин в расцвете капитализма и частной собственности, которые положили начало классовому неравенству, политическому и бытовому противостоянию полов.

Согласно этой теории, зависимая позиция женщины не была заложена биологически, а возникла в результате социальных отношений. Стремление мужчины взять женщину под контроль укрепилось, и было возведено в Абсолют посредством института семьи. Капиталистическое общество, в свою очередь, поощряет доминирующее положение мужчины рабочего класса с целью укрепления позиций правящего класса.

Также марксистки поднимали вопрос о неоплачиваемом домашнем труде женщин, поддерживаемом патриархальным укладом общества, как доказательстве эксплуатации женского труда. Положить конец угнетению прав женщин, по их мнению, могло только упразднение капиталистической экономики.

Радикальный феминизм

Сторонницы радикального феминизма считают, что угнетенное положение женщин вызвано не правовыми системами (как либералки) и не классовой борьбой (как марксистки), а в патриархальных гендерных отношениях, под которыми понималось доминирование мужчин на экономическом, культурном и политическом уровнях.

Радикальные феминистки считают, что общество – это тотальный патриархат, где мужчины угнетают женщин. По их мнению, женщины должны отказаться от бесплатного бытового и сексуального обслуживания мужчин и обособиться от патриархального института.

Конечной целью радикального течения является ликвидация привилегий мужчин и половых различий: гендерные различия в конечном итоге не должны играть никакой роли в социальных отношениях.

Мифы о феминизме

Люди, не знакомые с этим направлением, видят его участниц как некрасивых дам, обреченных на одинокое существование без крепкого мужского плеча. Среди множества предположений, окутывающих феминизм, не все являются вымыслом.

  1. Агрессивность. Высказанное вслух личное мнение породило миф о недоброжелательности феминисток. Многие мужчины хотят, чтобы женщина была покорной и молчаливой, поэтому наличие собственной точки зрения не приветствуется.
  2. Разрыв с традицией. Соответствует реальности, но лишь наполовину. Леди не отказывается от выполнения репродуктивных обязанностей. Она лишь расширяет круг возможностей для самореализации.
  3. Мужененавистничество. Миф: в рамках любого социального течения есть мужененавистницы или женоненавистники. Среди некоторых ответвлений феминизма существуют ярые противницы мужчин, мотивирующие свою ненависть большим числом изнасилований и бытовым сексизмом. Однако феминистки не ненавидят мужчин. Они борются против ущемления своих прав.
  4. Непринятие женской красоты. Считается, что все феминистки — уродливые создания, лишенные намека на женственность. Частично это убеждение возникло из-за отказа многих участниц наносить макияж и удалять волосы на определенных участках тела. Однако убеждения и красота в этом случае никак не взаимосвязаны.
  5. Отсутствие личной жизни либо переход в ряды лесбиянок. Миф: быть феминисткой не означает быть лесбиянкой. Участницы этого движения больший акцент делают на познании себя как женщины и своей роли в современном обществе, нежели на изменение сексуальной ориентации.

Почему феминизм важен в наше время

Многие считают, что в 21 веке феминизм не нужен. Но в мире существуют проблемы, связанные с гендерным неравенством. Во многих странах от пола по-прежнему зависит качество жизни. Вот несколько основных глобальных проблем, существующих как у женщин в России, так и у женщин по всему миру.

Насильственные обычаи

Женщины из разных уголков планеты и сегодня подвергаются унизительным и смертельно опасным процедурам. Калечащие операции на женских половых органах кажутся далёкой полумифической традицией, но их осуществляют прямо на территории России в наши дни. Женщин часто калечат ещё в детстве: без медицинских показаний частично или полностью удаляют внешнюю часть гениталий. В том числе в антисанитарных условиях, с тяжелейшими последствиями для здоровья и с целью ограничить сексуальность. С этими практиками пытаются бороться: например, в России в этом году начались проверки, в других странах, как в Гамбии, процедуру запрещают законодательно.

Гендерный разрыв в работе

Репродуктивное насилие

Решение рожать или нет должно принадлежать самой женщине, но сторонники пролайф-движений отказываются давать им такую возможность. Противники абортов считают, что у прерывания беременности не может быть оправдания, и стремятся защитить в первую очередь будущего ребёнка, а не права, жизнь и здоровье самой женщины. Но сторонники пролайферской точки зрения и государственные представители антиабортной политики часто упускают из виду то, как отличается официальная риторика государства от реальной ситуации с поддержкой материнства. Простая мысль о том, что между желанной беременностью и беременностью от изнасилования лежит пропасть, также нередко игнорируются пролайферами.

Изнасилования

В нашем обществе много насилия, и важно находить в себе силы говорить о нём. Это страшная и повседневная проблема, но, хотя она не нова, язык для её обсуждения возникает только сейчас. Женщин с детства учат мерам, которые якобы должны помочь защититься от насилия: рассказывают, как опасно заговаривать с незнакомцами, ездить автостопом, выходить гулять поздним вечером, путешествовать в одиночестве, идти в неблагополучные районы без сопровождения, пить алкоголь. Это сложнейший квест по избежанию изнасилования, который невозможно пройти до конца, так как в нём упущено главное: контроль над ситуацией всегда на стороне насильника, и даже при соблюдении всех условий безопасности риски быть изнасилованной одинаково высоки вне зависимости от длины юбки и времени суток.

Сексуальная эксплуатация

Торговля женщинами и детьми занимает основной объём многомиллионной ежегодной торговли людьми. Как отмечает международная коалиция по борьбе с торговлей женщинами, 87 % пострадавших — жертвы сексуальной эксплуатации. Для решения проблемы предлагаются меры, в разной степени оправдавшие или дискредитировавшие себя — от криминализации клиентов до легитимизации проституции, — но факт остаётся фактом: торговля женщинами повсеместна, хотя зачастую невидима обществом, и недопустима. Текущая ситуация угрожает не только свободе женщин, но и их физическому и психологическому здоровью — по сути, она функционирует по тем же законам, что и рабочее рабство.

Дискриминация меньшинств

Ограниченный доступ к образованию

Домашнее насилие

Домашнее насилие — ещё одна масштабная проблема, которая пока так и не решена во всём мире. Оно включает в себя не только физическое или сексуальное насилие, но также и психологическое и экономическое давление. Точную статистику по домашнему насилию в мировом масштабе собрать достаточно трудно: то, что считается психологическим насилием, и то, как оно расценивается в обществе, отличается в разных странах и разных культурах.

Дискриминационные законы

Неравное положение мужчин и женщин обеспечивается не только привычным укладом, но и законодательно. И хотя законы должны быть способом защиты и обеспечения равных прав, зачастую они являются инструментом ущемления. По данным Всемирного банка, в 155 странах есть по крайней мере один закон, ограничивающий экономические возможности женщин, а в 18 странах мужчина имеет право по закону запретить женщине работать. По законам некоторых стран, например Индии, изнасилование женщин в браке даже не считается преступлением.


Над международным днём борьбы женщин за свои социальные права и равноправие давно и густо висит шлейф радикального феминизма, понимаемого как борьба за легализацию ЛГБТ и право на бесплатные аборты.

Проблема борьбы за равную с мужчинами оплату труда и равное право на труд давно отошла в сторону, превратив тему места женщины в современном индустриальном обществе в тему гендерного противоборства.

Именно в теме женской эмансипации больше всего проявляется факт произрастания социалистического и либерального движений из одного идейного корня — Нового Времени, понимаемого как эпоха Модерна.

Когда день 8 марта лишь появился на свет как дата проведения митингов и демонстраций женской части пролетариата, либерализм был ещё правым течением и в детскую болезнь левизны не уклонялся. Идеи феминизма в то время имели исключительно социальную подоплёку, где положение женщины в семье рассматривалось как продолжение её эксплуатации, корни которой лежат в производстве.

Подобная фальшь ведёт к процветанию проституции как социального феномена, а то, что такой брак освящался церковью и государством, приводило социалистов к убеждению о необходимости упразднить такое государство, такую церковь и такой брак как институты порабощения и эксплуатации, где самой эксплуатируемой является женщина.

Естественно, что, освободившись от брака, а вместе с ним и от источников существования, порвав связь с семьёй родителей и мужем, женщина нуждалась в средствах. Так идея освобождения труда соединилась с идеей освобождения от семейной традиции.

Дети, церковь, кухня. Тут Гитлер не изобрёл ничего нового, просто повторив старый тезис радикальных правых консерваторов.

Клара Цеткин и Роза Люксембург. 1910

Стремление превратить женщину исключительно в средство воспроизводства рода стало крайностью, требовавшей разоблачения и искоренения. Восставая против всего уклада жизни, основанной на частной собственности и эксплуатации человека человеком, социалисты упёрлись в ценностный тупик.

Так социалистическое общество постепенно вынуло из требования женской эмансипации его опасное ядро, предотвратив возведение распущенности и разврата уже в его новой форме в новый социальный стандарт.

Петроград. 19 марта 1917 года

Однако сдвинувшиеся влево бывшие правые либералы (радикально левые либералы — абсурд, ставший реальностью в наше время) подхватили тезис эмансипации и приспособили его для своих либеральных нужд.

Освобождение женщины превратилось в проповедь освобождения не от социальной роли, а от пола. Гендерный феминизм как радикальное требование подавления в себе своей собственной женской сущности, вновь обрушил женщину в рабство — теперь уже в рабство диктатуры агрессивных лесбиянок. И новое зло оказалось хуже старого.

Проблема освобождения — вечная проблема человечества, ставящая перед ним глубочайшие вопросы бытия. От чего освобождаться и до каких пределов? И не получается ли так, что то, что сочтено рабством, связано тесными узами с тем, что является базовой ценностью человека? Ведь потребность в любви — главное качество человека, а любовь и есть самоотвержение себя ради того, кого человек любит, вплоть до отвержения своей жизни.

Тема жертвы делает любовь понятием сакральным. Отказаться от любви человек не готов. Потребность в любви — его первейшая жизненная потребность, причём потребность любить выше потребности в том, чтобы любили его.

Отказ от любви как от рабства приводит человека в царство полной свободы. Человек обнаруживает, что полная свобода, к которой он так стремился — это ад одиночества. Космическая свобода — это космическое одиночество. Даже радикальные феминистки живут парами и апофеоза свободы боятся хуже смерти, ибо такая полная свобода и есть смерть.

Ведь феминистки нужны лишь в качестве средства против традиционной семьи как места размножения человечества. Когда с семьёй будет покончено, покончат и с феминистками. Ведь они тоже создают нагрузку на почву и выдыхают углекислый газ, потребляя кислород и прочие ценные ресурсы.

По сути, мы имеем дело с двумя совершенно разными трактовками одного праздника. Смыслы стали оружием в современном мире, созданном по заповеди вечной жизни, а не вечной смерти.

Феминизм через призму приоритета темы ЛГБТ, подменив собой проблему защиты социальных прав женщины, становится проявлением танатоса — инстинкта стремления к смерти. Не случайно в центре проблемы феминизма стоит право на аборты — убийство уже зачатой жизни.

В сочетании с требованием прекратить деторождение и жить ради запойного потребления, это вполне смертоносный коктейль, выпить который человечеству предлагает глобальная элита. Болезнь феминизма более смертельна, чем любой коронавирус, так как влечёт стопроцентную смертность. Соблазн свободы, не уравновешенный страхом за жизнь, способен преподнести нам один из самых страшных уроков. Едва ли человечество хочет именно этого.

Читайте также: