Доклад блокчейн в образовании

Обновлено: 06.05.2024

Понятие и особенности цифровой экономики. Блокчейн, как одна из прорывных технологий цифровой экономики, позволяющая обеспечить цифровое общество всеми необходимыми условиями и технологическими механизмами. Современные технологии и блокчейн в образовании.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 28.05.2018
Размер файла 30,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

БЛОКЧЕЙН В ОБРАЗОВАНИИ

Кузнецова В.П.

Бондаренко И.А.

блокчейн образование цифровой экономика

Д.Тапскотт и А. Тапскотт выделяют семь принципов построения экономики блокчейн, подчеркивая при этом, что сегодняшний этап цифровой экономики базируется на инженерии компьютерных систем, математике, криптографии и поведенческой экономике:

1. Сетевая целостность. Целостность закодирована в каждом шаге процесса и распределена между всеми участниками, а не принадлежит одному.

2. Распределение нагрузки. Энергозатраты распределены по всей пиринговой сети. Ни один из участников не может выключить систему.

3. Ценность как стимул. Система выравнивает стимулы всех заинтересованных сторон.

4. Безопасность. Меры безопасности встроены в сеть. Они предоставляют конфиденциальность и подлинность.

5. Приватность. Люди должны контролировать свои данные.

6. Защищенность прав. Права собственников прозрачны и закреплены.

7. Вовлеченность. Экономика работает лучше, когда она работает для каждого Таpscott D., Таpscott A. Blockchain revolution: how the technology behind bitcoin is changing moneу. - N.Y., 2016.

Главной особенностью блокчейна является то, что данные, внесённые один раз, не могут быть никем изменены, они многократно дублируются и хранятся в распределенной сети, созданной и поддерживаемой всеми участниками. Эти данные всегда доступны, их нельзя подделать, базы данных делают эту сеть чрезвычайно устойчивой к хакерским атакам.

В программе "Цифровая экономика Российской Федерации" подчеркивается необходимость максимально оперативного создания условий для внедрения различных цифровых технологий. Это, прежде всего, формирование информационной инфраструктуры, информационной безопасности как основных инфраструктурных элементов цифровой экономики, нормативно-правовое регулирование, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов, подготовка кадров, образование. Программа "Цифровая экономика Российской Федерации" Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы".

Блокчейн постепенно внедряется не только во все сферы бизнеса, но и в образование, поскольку взаимодействие бизнеса и науки вносит колоссальный вклад в производство инновационных продуктов. Развитие цифровой экономики неразрывно связано с развитием экономики знаний. В основе экономики знаний лежит нематериальное производство, а драйверами роста являются знания и люди, обладающие этими знаниями. У современной цифровой экономики много преимуществ: отказ от бумажных носителей в пользу цифровых, что сократит количество справок и других форм отчетности; сокращение посредников и создание продуктов индивидуально для каждого потребителя; услуги и образовательные продукты в цифровом мире могут быстро выходить на мировой рынок, ими можно будет пользоваться всем желающим; образовательный продукт может быстро реагировать на потребности потребителя; стоимость онлайн услуг ниже и др. Золотых О. Цифровизация экономики // БИТ. Бизнес & информационные технологии. 2017. - № 8 (71). И проблема России состоит в том, что мы сильно привязаны к бумажным документам. И поэтому сбор информации на бумажных носителях создает дополнительную нагрузку для преподавателей, за счет этого снижается качество обучения; нет возможности вносить какие-либо изменения в документы; формы отчетности об успеваемости в различных образовательных учреждениях могут не совпадать, что снижает эффективность работы персонала; отсутствие полной базы данных о выпускниках, владеющих специфическими навыками, затрудняют работодателям поиск нужных специалистов; отсутствие открытой базы данных о трудоустройстве выпускников и переходе их на другую работу не позволяют образовательным организациям оценивать эффективность их работы по своим программам и другие проблемы.

Для того чтобы решить все эти проблемы и повысить эффективность работы образовательных организаций необходимо внедрять в сферу образования современные технологии, в том числе и блокчейн-технологии. Для этого требуется время.

Современные технологии имеют много преимуществ - отказ от бумажных носителей в пользу цифровых (что сократит количество справок и других форм отчетности); сокращение посредников и создание продуктов индивидуально для каждого потребителя; услуги и образовательные продукты в цифровом мире могут быстро выходить на мировой рынок, ими можно будет пользоваться всем желающим; образовательный продукт может быстро реагировать на потребности пользователя; стоимость онлайн услуг ниже и др.[4].

Блокчейн в образовательных учреждениях уже широко используется в зарубежных странах и открывает огромные возможности для его эффективного использования. В Японии, Сингапуре, США, Гонконге, Эстонии, Великобритании информационные технологии активно внедряются во всех отраслях, а сингапурская система образования активно использует онлайн-обучение и считается одной из лучших. Шерстобитов С. Цифровизация экономики // БИТ. Бизнес & информационные технологии. 2017. - № 8 (71). В Японии сегодня широко используют платформы блокчейна в образовательной сфере. Однако первым использовать блокчейн для хранения своих дипломов и сертификатов стал Университет Никосии (2017 г.). 2017 год стал отправной точкой криптолизации образования. Университет Никосии стал первым университетом, который принимает в качестве оплаты криптовалюту Bitcoin. Этот университет в ближайшее время планирует запустить образовательную блокчейн-систему, которая позволит преподавателям обмениваться между собой информацией об успеваемости студентов, об их достижениях. На технологии блокчейн будет переведена вся система образования (начальное, среднее, высшее).

Введение новых технологий потребует радикальных изменений в образовательных учреждениях. Эти изменения, в первую очередь, коснутся трансформации менеджмента, методов управления, финансового менеджмента, конкретных людей. Поэтому уже сегодня надо готовить профессорско-преподавательский состав, сотрудников к серьезным переменам. Горелов Д., Цифровизация экономики // БИТ. Бизнес & информационные технологии. 2017. - № 8 (71).

Блокчейн в образовательных учреждениях открывает огромные возможности для его эффективного использования. Сегодня уже разрабатывается блокчейн-инфраструктура, ориентированная на академические исследования и публикации, что позволит построить инфраструктуру, которая будет автоматически фиксировать данные о новых публикациях в блокчейне и хранить постоянно обновляемую картину связей между публикациями (ссылки, цитаты), а это решит проблемы стратификации научных публикаций по импакт-фактору конкретного издания, индексу цитирования. Блокчейн-инфраструктура решит проблему фиксирования информации о лицензировании и патентовании того или иного объекта интеллектуальной собственности.

Внедрение блокчейн-технологии - очень дорогостоящая программа перехода на цифровую экономику, требующая огромных финансовых вложений, и не всякое образовательное учреждение возьмет на себя смелость внедрять её. Но особенностью блокчейн-технологии является то, что она может быть адаптирована для совершения любых операций, связанных с регистрацией, учетом или передачей любых активов, и в перспективе с помощью работающих блокчейн-платформ можно будет регистрировать юридические лица, права на недвижимое и движимое имущество, интеллектуальную собственность и т.д. Возможности открываются огромные Герасимова Е. Блокчейн добрался до высшей школы // Независимая газета. - М., 2017. - 5 октября. .

Внедрение блокчейн-технологий в образовательных организациях позволит:

· перевести весь документооборот образовательной организации на блокчейн, что увеличит скорость обработки материала, обеспечит прозрачность и невозможность утраты, порчи или подделки документа, поскольку созданный однажды блок уже не может быть изменен, его невозможно удалить из сети;

· обеспечить прозрачность финансовых потоков образовательного учреждения, распределение финансов по различным структурным подразделениям;

· иметь единый ресурс, где можно было бы найти интересующий курс в любой точке мир;

· хранить каждому участнику копию всей базы данных, используя единый протокол;

· упростить процесс перезачета оценок при переходе в другое учебное заведение;

· вносить аттестаты, награды студентов в блокчейн;

· потенциальному работодателю получить доступ к данным студента и получить подтверждение того, где студент обучался и какими компетенциями он владеет;

· обеспечить поиск специалистов работодателем, обладающих специфическими навыками;

· иметь базу данных о трудоустройстве выпускников и переходе их на другую работу, что поможет образовательным организациям оценивать эффективность их работы по своим программам;

· снизить нагрузку на преподавателя по ведению истории успеваемости студентов;

· подтверждать и сохранять право авторства профессорско-преподавательскому составу;

· решить проблемы стратификации научных публикаций по импакт-фактору конкретного издания, индексу цитирования, проблему фиксирования информации о лицензировании и патентовании того или иного объекта интеллектуальной собственности;

· перейти к эпохе цифровых контрактов и безбумажных сделок, что значительно снизит стоимость обслуживания;

Сегодня мир очень быстро меняется. Важнейшим условием быстрого развития образовательного учреждения является внедрение новых инструментов и технологий. Переход к блокчейну как инструменту развития цифровой экономики уже становится необходимостью.

Результатом внедрения блокчейн-технологий станет автоматизация процессов производства и оказания услуг, что приведет к эпохе цифровых контрактов и безбумажных сделок, значительной экономии ресурсов. Это означает, что экономическую стабильность смогут сохранить те образовательные учреждения, которые перешли на современную развитую цифровую инфраструктуру, что позволит образовательным учреждениям быть конкурентоспособным.

Подобные документы

Теоретические основы современных технологий в образовании. Понятие, классификация, характеристика, особенности. Современные технологии обучения: предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии обучения. Коллективная мыследеятельность.

курсовая работа [101,4 K], добавлен 31.05.2008

Теоретические аспекты использования игровых технологий в профессиональном образовании, в том числе при изучении экономики. Место игр в системе современных инновационных средств образования. Деловая игра как способ эффективного экономического обучения.

курсовая работа [60,5 K], добавлен 12.09.2010

Современные инновационные технологии в образовании, их классификация и разновидности, условия и возможности практического применения. Понятие и средства проблемного, программированного, личностно-ориентированного, здоровьесберегающего, игрового обучения.

контрольная работа [33,5 K], добавлен 21.12.2014

Информационные технологии в образовании. Образовательные услуги сети Internet. Применение в образовании компьютерных технологий на базе пакета MS OFFIS. Сравнительный анализ подходов в преподавании офисных программ. Разработка программных средств.

курсовая работа [233,9 K], добавлен 16.12.2008

Анализ возможностей многофункционального интерактивного оборудования в образовании. Применение и характеристика электронных интерактивных досок прямой и обратной проекции. Тенденции развития и программное обеспечение интерактивных технологий образования.

лекция [9,6 M], добавлен 02.02.2011

Направления деятельности Центра по исследованию в медицинском образовании Майкла Гордона (США). Симуляционные технологии в здравоохранении как объект обучения представителей медицинских организаций. Рекомендации по улучшению образовательных программ.

презентация [8,6 M], добавлен 04.04.2011

Причины внедрения информационных технологий во все сферы человеческой жизни. Использования информационно-коммуникационных технологий в образовании. Проблема адаптации медиаобразовательного пространства, природа открытого образовательного пространства.


В конце 2017 года Еврокомиссия представила доклад о перспективах применения блокчейна в образовании. Эксперты предлагают использовать технологию для борьбы с поддельными дипломами, проведения платежей, предоставления персонального финансирования и кредитов на обучение. Добавьте к этому провайдеров онлайн-курсов в симбиозе с ведущими вузами мира и получите облик индустрии образования будущего.

Нас лечат врачи с поддельными дипломами

По данным Комиссии по аккредитации высшего образования (CHEA), каждый год только в США продается 100 000 поддельных дипломов. Среди фальшивых специалистов инженеры, финансисты и даже врачи. В других странах положение дел не лучше.

Иллюстрацией тому, как блокчейн способен решить проблему в ближайшее время, служит пилотный проект Массачусетского технологического института. В 2017-м более сотни студентов MIT получили цифровые версии дипломов на базе блокчейн-приложения Blockcerts. Речь идет не о полноценных копиях документов, а только о временных метках. Их достаточно, чтобы проверить подлинность диплома и верифицировать его владельца.

В том же году Sony анонсировала создание на основе блокчейна IBM системы хранения и передачи данных об образовании. Здесь уже речь идет не просто об идентификационных метках, а о сборе в цифровом виде всей информации об изученных предметах, оценках, аттестатах и дипломах. Студенты и выпускники смогут самостоятельно предоставлять к ней доступ доверенным лицам посредством смарт-контрактов.

Как внедрение блокчейн-технологии сделает образование дешевле?

Еще один пункт экономии – снижение административных издержек образовательных заведений, которые неизбежно отражаются на цене обучения. При внедрении цифровых школьных аттестатов на блокчейне, содержащих всю информацию об абитуриентах, их оценках, достижениях, результатах экзаменов, можно полностью автоматизировать анализ этих данных и мгновенно определять лучших кандидатов без использования человеческого ресурса. Наемных работников удастся устранить из процесса обработки платежной документации, регулярной проверки успеваемости и т.д.

Блокчейн для стипендий и образовательных кредитов

Услуги вузов дорожают в среднем почти на 4% в год. Такие темпы роста цен уже сделали обучение недоступным для большинства абитуриентов даже из семей, относящихся к среднему классу. Тем, кто не может оплатить образование остается рассчитывать на стипендии и кредиты. Процедуры получения финансовой помощи и займов сложны, забюрократизированы, сопровождаются массой ошибок.

Схожим образом выглядит будущее системы кредитования абитуриентов. Собрать примерно $45 000 долларов на учебу в Гарварде станет легче за счет упрощения процесса оформления нескольких займов у разных кредиторов.

Образование без границ

В полной мере потенциал блокчейна раскрывается в контексте организации дистанционного образования. Принстонский университет и ряд других престижных вузов уже предлагают свои массовые открытые онлайн-курсы. Они позволяют всем желающим учиться у лучших преподавателей, находясь в любой точке планеты.

Для реализации такого формата обучения достаточно интернета, но блокчейн дает провайдерам МООК и их клиентам более широкие возможности:

  • Прием платежей от слушателей с минимальными транзакционными издержками.
  • Оформление доступа к курсам посредством смарт-контрактов, надежно защищающих интересы обеих сторон.
  • Мгновенная проверка и подтверждение аккредитации учебных заведений.
  • Замена простых электронных документов, которые выдаются слушателям по итогам прохождения образовательной онлайн-программы, защищенными сертификатами. В будущей перспективе их статус удастся повысить до уровня полноценного диплома вуза при условии создания системы сертификации провайдеров МООК.

Новый доклад Совместного исследовательского центра Европейской комиссии (JRC) раскрывает еще один способ, как технология блокчейн может потенциально изменить систему образования.


Эксперты проанализировали тематические исследования, проведенные в ряде европейских университетов, и составили перечень конкретных способов внедрения блокчейна в сферу образования. Ученые считают, что эта технология способна повлиять на текущую систему образования, которая на сегодня находится в зачаточном состоянии.

Как устроена блочная технология

Революционный распределенный характер бухгалтерской книги блокчейн может применяться для управления данными путем использования сетевых узлов. При этом вся информация не хранится в одном месте, а распределяется между миллионами компьютеров одновременно. В принципе, у каждого члена сообщества имеется копия все этой информации, и все они участвуют в проверке обновления сети. Технология позволяет создать сеть с самоконтролем с беспрецедентным уровнем прозрачности, которую невозможно нарушить.



Технология блокчейн и криптовалюты. Быстрый старт

Получите книгу и узнайте все основы технологии блокчейн и криптовалюты за один вечер

Представьте себе будущее, в котором нет ошибочных транзакций, и существует высокая степень подотчетности. Эта утопия является подобием Святого Грааля блочной технологии.

Что может блокчейн в сфере образования

Блочную технологию можно легко использовать для чего-то другого, кроме гипермодного в наши дни криптовалютного рынка. Ниже представлены четыре способа изменить систему образования:

Чтобы более глубоко изучить возможности применения и развития блочной технологии в образовании, в докладе рекомендуется более подробно исследовать все конкретные перспективы. Предлагается разработать проект общедоступной системы записей в странах ЕС, сформировать экспертную комиссию и согласовать стандарты, по которым эта технология будит использоваться.

Редакция: Команда BlockChainWiki



Технология блокчейн и криптовалюты. Быстрый старт

Получите книгу и узнайте все основы технологии блокчейн и криптовалюты за один вечер

Технология блокчейн имеет потенциал для тысячи применений. Устоявшиеся правила ведения бухгалтерии и отчетности могут измениться в лучшую сторону, если информация перенесется с бумаги в цепочку блоков. Одна из сфер, где бумажный документооборот слишком высок, это образование.

Перспективы блокчейна в высшем образовании

Диплом об образовании

Работа вуза способна измениться следующим образом:

  • Для хранения информации больше не нужна бумага. Сертификаты, грамоты, лицензии и другие документы могут храниться в цепочке блоков. Технология подразумевает надежную защиту от взлома и изменений в записях. Из этого выходит масса плюсов: исключение доли коррупции в образовании, расформирование архивов, сокращение трат бюджетных и внебюджетных денежных средств на расходные материалы. От привычного хранения данных нужно отказаться и для сохранения деревьев.
  • Министерства информации и другие смежные по обязанностям государственные органы теперь не нужны. Блокчейн способен обеспечить постоянный доступ к проверенной информации об аттестации или сертификатах подлинности, что делает образовательный процесс востребованным, так как купить диплом становится сложнее. Больше не нужно задействовать суд, чтобы доказать авторское право на учебную или научную работу.
  • Процесс записи информации в цепочку блоков не нуждается в специалистах, что снижает финансовую нагрузку образовательных учреждений на содержание кадров. Для работы в сети отдельного вуза нужна только разработанная платформа, а права доступа распределяет руководство.
  • Сфера криптовалют применима к обучению. Если законодательство страны готово к таким изменениям, то стипендии и гранты за высокие результаты станут перечисляться онлайн, что исключит посредников, работающих с вузами сейчас. Кроме того, университеты и специалисты смогут продвигать новые технологии на организованных ICO, собирая токены для реализации.

В Европейском Союзе уже предлагается разработать единый проект, содержащий в себе установленные стандарты использования блокчейна в образовании. Для реализации нужно подробнее изучить перспективы, чтобы детально проработать идею переноса данных в цепочку блоков.

Программы в российских вузах

Блокчейн в обучении – это будущее, которое невозможно без участия специалистов. Поэтому российские вузы предлагают изучение новой технологии, набирающей популярность во всем мире.

СПРАВКА! Сейчас направлений университетского обучения еще нет, а все, что предлагается организациями высшего образования – это курсы. Но и среди них есть масса интересных программ, позволяющих изучить тему цепи блоков подробнее.

Высшая школа экономики предлагает узнать, как создаются новые проекты на технологии цепочки блоков и какие преимущества есть у компаний после введения блокчейна. Учеба на таких курсах не делает новых бакалавров, а лишь помогает повысить квалификацию уже дипломированных специалистов.

Развитие этого направления позволит применять Блокчейн в сфере образования, что поспособствует открытию новых направлений на тот же бакалавриат. Но сейчас этого нет, так как основа для этого еще не создана. Однако область виртуального хранения информации изучается, а значит и первый подобный диплом не за горами.

Блокчейн-образование в Казахстане

Памятник в Казахстане

Блокчейн в вузах мира

Заведения сферы образования, начинающие работу с технологией цепочки блоков, появились еще в 2014 году. Дэвид Ермак, ведущий профессор в экономическом университете Нью-Йорка, ввел курсы по изучению этой тематики до того, как большое количество людей обратило на нее внимание.

В 2017 году профессору пришлось искать новый корпус, так как число студентов, желавших изучать новые технологии распределения данных, перевалило за 2 сотни. Сейчас для целей обучения используется самый большой лекционный зал в городе.

Схожие курсы уже открылись в Стэнфорде и Манчестере. Преподаватели заинтересованы в проверке знаний студентов, запуская онлайн курсы, позволяющие изучать новую технологию на расстоянии. Такое решение позволит получить специалистов, готовых внедрять перспективные идеи в работу вузов.

Сейчас не так много платформ и программ, использующих блокчейн. Если сегодня открываются новые курсы, где готовят специалистов, то уже завтра мир получит новые идеи и предложения, которые изменят существующий уклад во многих организациях, включая образовательные учреждения.

Читайте также: