Доклад благоустройство школьного двора

Обновлено: 07.07.2024

Гармоничное и полноценное развитие школьника – основная задача коллектива учебного заведения. Пути решения этой задачи многообразны. Один из них открывается перед учащимся с первого шага на пришкольный двор, яркий, запоминающийся образ которого создает позитивное настроение и мощный стимул к получению знаний.

Благоустройство территории школы – это комплекс мероприятий по созданию и организации зон и сооружений вокруг основного здания, имеющих определенные функции.

Цели и задачи озеленения

Цель мероприятий по благоустройству территории школы – обеспечение безопасного и комфортного пребывания учащихся в периоды между уроками.

Задачи благоустройства школьного участка:

  • расширение функциональных возможностей используемого участка;
  • обеспечение безопасности учащихся и работников учебного учреждения;
  • усиление стимула для проведения учебных и спортивных занятий на открытом воздухе;
  • улучшение экологической атмосферы района за счет озеленительных мероприятий на участке.

Проект по благоустройству территории школы

Архитектурно-планировочная схема благоустройства – комплекс взаимосвязанных зданий и сооружений, выполняющих определенные функции. План благоустройства территории школы разрабатывается на стадии проектирования.

Современные учебные заведения возводятся с соблюдением нормативной документации, в которой установлены все требования, предъявляемые к работе по благоустройству территории школы:

План мероприятий по благоустройству территории школы

Функциональное зонирование – главный аспект при разработке проекта благоустройства. Но как быть школам, чья зеленая зона давно уже освоена, но требует обновления? Эта задача может быть решена без привлечения услуг специалистов по благоустройству и озеленению.

На педагогическом совете или общешкольном собрании принимается решение о планируемом озеленении территории школы. В ходе обсуждения создается инициативная группа из представителей педагогического коллектива и родителей, которая определяет список предварительных мероприятий.

  • Подготовить ситуационный план участка. План представляет собой схему расположения всех функциональных зон и объектов, имеющихся на школьном участке на текущий момент. Особо стоит выделить те зоны, которых не коснутся дальнейшие мероприятия по благоустройству территории школы.
  • Произвести ревизию зеленых насаждений, оценить их состояние. Составить дендроплан посадок. Нанести на него существующие посадки с указанием, какие их них будут оставлены, что переместить или удалить.
  • Составить список необходимой литературы по теме озеленения территории школы. Изучению темы ландшафтного проектирования можно посвятить внеклассные уроки среди учеников разных возрастных групп.
  • Классным руководителям донести информацию до родителей учеников о возможном их участии в благоустройстве и озеленении.
  • Объявить конкурс на лучший проект по благоустройству территории школы среди учащихся старших и средних классов.
  • Помимо сформированного коллектива из родителей учащихся, которые будут принимать участие в реализации плана благоустройства, желательно заручиться поддержкой спонсоров и деловых партнеров школы.

Реализация плана благоустройства территории школы

Для воплощения такой серьезной задачи, как озеленение территории школы, требуется ознакомиться с основными нормативами проектирования объектов благоустройства для школьных учреждений.

Площадь школьного двора зависит от количества учебных классов. По действующим нормативам на каждого учащегося приходится от 16 до 50 кв. м, в отдельных климатических районах допускается уменьшение этой нормы на 20–40 %, но не более.

Процент озеленения территории школы должен быть в пределах 40–50 % от общей площади участка. В площадь озеленения включаются те зоны, которые не имеют искусственных покрытий. Общая площадь озеленения может быть уменьшена на 10 % для районов, граничащих с лесными массивами и парковыми зонами.

Деревья на участке следует высаживать на расстоянии не менее 15 м, кустарники – не менее 5 м. Непосредственно перед основным школьным зданием высокие деревья должны быть высажены на расстоянии не менее 10 м от стен, чтобы избежать чрезмерного затенения окон.

Здание школы на участке является его планировочным центром. Для проведения мероприятий по благоустройству территории школы требуется произвести ее четкое разграничение на функциональные зоны.

Функциональные зоны, на которые можно разбить школьный двор:

  • многофункциональная зона (учебно-опытная, спортивные площадки, площадки для мероприятий);
  • рекреационная зона (дополнительные спортивные площадки, места для отдыха и прогулок);
  • хозяйственная зона;
  • буферная зона (зона отделения территории школы от окружающей инфраструктуры).

Работа по благоустройству территории школы

По итогам объявленного конкурса среди школьников выявляются лидеры, чьи идеи стоит использовать в работе. Конкурс на лучший проект по благоустройству территории школы можно провести на более масштабном уровне: районном или городском по согласованию с руководящими органами. Дети попробуют свои силы в дизайне, применят полученные на уроках знания в работе с программами по графическому дизайну.

В результате утверждается окончательная программа по благоустройству территории школы с календарным планом работ и утвержденной сметой расходов. Программу следует согласовать с вышестоящими органами управления образованием.

Лучшее время для начала работ по воплощению плана благоустройства территории школы – периоды ее наименьшей загруженности. Это могут быть периоды осенних или весенних каникул. Работы по озеленению желательно также проводить в межсезонье – благоприятное время для приживаемости растений.

Благоустройство и озеленение территории школы: особенности

Прежде, чем начинать работы по озеленению, необходимо проинспектировать все деревья на школьном участке и вырубить те из них, которые необходимо вырубить или подрезать. Это необходимо для обеспечения безопасности школьников. И вырубка, и подрезка осуществляется на основании специального разрешения – порубочного билета. Он выдается по заявлению, подписанному директором школы. В заявлении следует указать цель – санитарная рубка зеленых насаждений.

Порубочные билеты выдают уполномоченные организации исполнительных органов государственной власти, например, Департамент природопользования и охраны окружающей среды или комитет по благоустройству. С недавних пор оформить порубочный билет можно через МФЦ.

Кроме заявления для его оформления также потребуется:

  • подробный подеревный дендроплан с указанием точного размещения деревьев и кустарников на школьном участке;
  • ассортиментная ведомость – перечень всех расположенных на участке зеленых насаждений;
  • перечетная ведомость – список деревьев и кустарников, подлежащих вырубке и подрезке.

После того, как санитарные работы по вырубке и подрезке проведены, приступают к работам по озеленению.

Основная задача озеленения – создание природного и эстетического микроклимата, защита от ветра, пыли и солнечных лучей. Важной функцией озеленения является образовательная, дети познают окружающую их природу непосредственно в месте обучения. Дополнительно работа по благоустройству территории школы способствует этическому и трудовому воспитанию школьников.

Озеленение территории следует проводить по принятому ландшафтному проекту (дендроплану). Определение состава растительного ассортимента для озеленения и благоустройства территорий школ зависит от ряда условий:

  • климатических характеристик региона;
  • географического расположения по сторонам света;
  • особенностей грунта и гидрологической обстановки;
  • совместимости с растениями, уже имеющимися на участке;
  • материальных ресурсов и пр.

Вновь создаваемые объекты ландшафтного дизайна должны иметь гармоничное распределение и соответствовать своему назначению в каждой из функциональных зон.

Перед зданием школы , как правило, расположены площадки для отдыха младших классов и площадка для торжественных мероприятий. Они должны хорошо просматриваться по всему периметру, поэтому огораживать эту территорию посадкой высокорослых растений или деревьев с густой кроной не рекомендуется. Для этих мест применяются газоны, невысокие древесно-кустарниковые композиции. Для посадки подойдут кизильник, самшит, спирея.

Дорожки между площадками можно обустраивать в виде аллей, обрамленных деревьями с пирамидальными или колонновидными кронами, например, лиственницей, елью, березой.

На спортивных площадках дети проводят достаточно много времени, поэтому рядом с ними следует организовать зоны затенения для отдыха во время активных мероприятий. Эта задача решается посадкой нескольких высокорослых деревьев на расстоянии не ближе 10 м от площадки. Сама площадка может быть огорожена посадками живой изгороди из растений без колючек, такими как жимолость, актинидия, лимонник китайский.

Зону отдыха стоит оформить мягкими газонными посадками в сочетании с кустарниковыми группами. В этой зоне можно устроить цветники и газоны с декоративным мульчированием природными материалами.

Учебно-опытные участки следует огораживать от остальных зон с целью ограничения к ним доступа. Эту функцию может выполнить изгородь из вьющихся кустарников на опорах или бордюрные среднерослые кустарниковые посадки.

Хозяйственная зона отделяется от остальных зон бордюром из высокорослых кустарников или живой изгородью на шпалерах или опорах.

В буферной зоне следует обустраивать участки плотных кустарниковых посадок, которые выполняют роль шумопоглощающего и ветрозащитного барьера, например, из бархата амурского, конского каштана или рябинника.

Нельзя высаживать на пришкольном участке растения-аллергены, а также деревья и кустарники с несъедобными плодами. Стоит избегать растений с большим содержанием эфирных масел, чтобы предотвратить возникновение аллергических реакций у детей.

Неотъемлемым этапом в озеленении и благоустройстве территорий школ являются следующие своевременные мероприятия:

  • уход за деревьями, кустарниками, газонами, уборка листвы;
  • подкормка, рыхление, обрезка, прореживание кустарников;
  • высадка сезонных растений.

Важно

Периодическое обновление объектов озеленения территории школы благоприятно сказывается на поддержании эмоционального и экологического климата. Эти мероприятия можно совмещать с практическими уроками по труду или естествознанию как дополнительный дисциплинирующий и образовательный элемент школьного воспитания.

Грамотно организованные ландшафтные группы, удобное размещение малых архитектурных форм на пришкольном участке улучшают его микроклимат, санитарно-гигиенические и эстетические условия. Удачно вписанный в инфраструктуру района школьный участок с обновленным озеленением украсит город и повысит ценность территории в плане общего озеленения района.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

t1592233574aa.jpg

Как часто вы задумываетесь о том, что вас окружает? Нравится ли вам то, что вас окружает во дворе, в саду или на вашей лужайке? Конечно же, вы не всегда об этом задумываетесь, но только представьте, что ваш большой или маленький участок может преобразиться в настоящий королевский сад! Где каждый лучик солнца играет на роскошных садовых дорожках, где каждый поворот открывает вам новую таинственную картину! Наверняка вам этого бы хотелось, но вы не сможете сделать это самостоятельно, вот тут то и место ландшафтному дизайну!

Ландшафтный дизайн может подарить вам то, чего вы хотите. В нем переплетаются десятки различных стилей, от классицизма до модерна. Чего мы и постарались добиться на школьном участке.

Школьный двор – это визитная карточка школы, требующая постоянной и целенаправленной работы по его благоустройству.

Зелёная зона вокруг школы – место отдыха и игр ребят. Ухоженный школьный двор с декоративными клумбами привлекателен как для учащихся, так и для родителей и жителей села.

Описание объекта

Проблема состояния и благоустроенности школьного двора имеет более глубокое экологическое значение, чем, кажется на первый взгляд. По существующим санитарным нормам каждое учебное, дошкольное или оздоровительное учреждение должно иметь выраженную буферную зелёную зону, ограждающую эти особые по своему назначению объекты от загазованной окружающей среды.

Гипотеза: привлечь внимание учителей, учащихся и их родителей к благоустройству и озеленению пришкольной территории, экологическим проблемам и повысить социальную активность населения.

Цель: привитие учащимся интереса к экологическому состоянию окружающей среды, бережного отношения к природе, развитие эстетического восприятия окружающего мира, воспитание гражданской позиции.

1.Формировать бережное отношение к природным и культурным объектам, организовать досуг школьников.

2.Улучшить экологическое состояние прилегающей к школе территории. Приобщить воспитанников к технологиям садово-паркового искусства и цветоводства.

3.Воспитывать и развивать познавательные интересы у школьников к предмету окружающий мир, экология, развивать у учащихся эстетическое восприятие природы.

Объект исследования : школьный двор.

Результат исследования

Разработать проект по реконструкции школьного двора:

-очистить от бытового и природного мусора;

-привести в порядок бордюры и дорожки;

- привести в порядок спортивные сооружения на стадионе;

- привести в порядок детскую площадку;

- отремонтировать и покрасить лавочки;

- пополнить плодово-ягодный отдел новыми саженцами, удалить сухие ветви плодовых деревьев;

- оформить цветочные клумбы.

Сроки исполнения: с апреля 2019 года по октябрь 2019 года.

За каждым классом у нас закреплён определённый участок территории, где во внеурочное время мы благоустраиваем нашу территорию.

3. Работы по благоустройству школьного двора

3.1.Уборка и содержание пришкольной территории.

На школьном совете учащиеся нашей школы решили, что пришкольная территория должна быть опрятной и чистой. Для этого проводятся субботники, в период апрель-май, сентябрь-октябрь, где очищается пришкольная территория от природного и бытового мусора, ремонтируются и красятся лавочки и бордюры. Весь необходимый инвентарь для этих работ есть в школе.

t1592233574ab.jpg

t1592233574ac.jpg

t1592233574ad.jpg

t1592233574ae.jpg

3.2.Содержание зелёных насаждений

Школьный двор представляет собой участок открытого грунта, разделённый на восемь секторов:

Коллекционный — сбор семян для посадки;

Цветочно-декоративный — клумбы с однолетними и многолетними растениями;

Плодово-ягодный — сады (вишнёвый, яблоневый) и кустарники;

Дендрологический — древесные и кустарниковые растения.

Экологический — выращиваются редкие растения дикой флоры;

Начальная школа — малые клумбы на газоне.

Решили оставить практически без изменений дендрологический отдел, пополнив плодово-ягодный отдел новыми саженцами и посадив пока лишь несколько туй на свободной территории, перенесли малинник в другое место, освободив территорию для посадки красивоцветущих многолетних кустарников: жасмина, таволги иволистной, полыни древовидной, а также георгинов.

t1592233574af.jpg

t1592233574ag.jpg

t1592233574ah.jpg

t1592233574ai.jpg

Закладка вишнёвого сада (2014г.), в честь присоединения Крыма к России.

t1592233574aj.jpg

t1592233574ak.jpg
t1592233574al.jpg

Вишнёвый сад сегодня

t1592233574am.jpg

Слева от школы расположен яблоневый сад

t1592233574an.jpg

Красная рябина на территории школьного сада

t1592233574ao.jpg
t1592233574ap.jpg

Сбор черноплодной рябины

3.3. Цветочное оформление

Цветники - наиболее дорогостоящий и трудоемкий вид из всех форм озеленения. Их размещают на самых видных местах, вдоль дорожек, причем так, чтобы ассортимент цветочных культур обеспечил непрерывное цветение в течение длительного времени. Искусство цветочного оформления состоит в том, чтобы при наименьших затратах получить наибольший декоративный эффект.

Также на совете школы было решено, что особое внимание нужно уделить оформлению цветников.

Каждую весну мы высаживаем на своих клумбах разные цветы. Проводим конкурс на лучшую клумбу. Для этого мы закрепили за каждым классом определённый участок. Готовим самостоятельно посадочный материал (рассада, черенки).

Каждый из учеников нашей школы внёс частичку своего труда, чтобы школа порадовала нас своим видом. Свою лепту в создании цветников внесли и родители.

t1592233574aq.jpg

Участие родителей на первичном этапе разбивки клумб и цветников

t1592233574ar.jpg
t1592233574as.jpg

Выращивание рассады для клумб

t1592233574at.jpg

t1592233574au.jpg

t1592233574av.jpg

Разбивка цветника на газоне (начало и конечный результат).

Были разработаны схемы клумб и впоследствии всё задуманное воплотилось.

t1592233574ax.jpg

t1592233574ay.jpg

t1592233574az.jpg

Клумба других классов (в начале и конце лета).

У нас в школе существует традиция : учащиеся 11 класса принимают участие в оформлении центральной клумбы. С каждым годом вкусы и видение пространства школьной территории меняются, поэтому клумбы каждый год разной формы и окраски.

t1592233574ba.jpg

Заключительный этап в подготовке клумбы выпускников.

t1592233574bb.jpg

t1592233574bc.jpg

3.4.Обустройство спортивных площадок

Юное тело своё закалять,

Больших добиваться высот,

Отвагу и волю в себе воспитать,

В этом поможет спорт!

На школьном дворе весело все время детворе! Справа от школы находится детская спортивная площадка (небольшая полоса препятствий, рукоход, качели, канатоход, гимнастическая стенка).

t1592233574bd.jpg

Игровая площадка справа от школы

t1592233574be.jpg

t1592233574bf.jpg

t1592233574bg.jpg

t1592233574bh.jpg

Каждый год на спортивной площадке проводятся работы по восстановлению лакокрасочного покрытия.

Обустройство детской площадки.

Для младших школьников была создана детская площадка, которую всегда поддерживают в отличном состоянии: мелкий ремонт,покраска.

t1592233574bi.jpg

Очень любим мы гулять,

В игры разные играть,

Бегать, прыгать, веселиться,

Нам на месте не сидится!

t1592233574bj.jpg

t1592233574bk.jpg

3.5.Санитарно-экологическое состояние участка

В любое время года на школьном дворе ведутся природоохранные работы: осенью развешиваются кормушки, зимой ребята подкармливают птиц; весной обновляется видовой состав растительности, проводится природоохранная пропаганда среди учащихся и взрослого населения. В летний период на его территории школьники проходят трудовую практику.

Экологическая обстановка влияет на наше здоровье и организм в целом. Выхлопные газы, горение лесов, свалки мусора, неочищенная вода, размножение грызунов-вредителей - все это в значительной степени нарушает экологический баланс и приводит к возникновению различных заболеваний. Нужны меры по преодолению сложившейся ситуации.

Экологическое направление является одним из приоритетных направлений в развитии школы, через реализацию которого формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, пробудить у них стремление к прекрасному, научить искусству мышления, любви к природе, быть добрыми и полезными.

Таким образом, привлечение учащихся к активным экологическим исследованиям, помогает воспитывать в них экологическую культуру, бережное отношение к природе, любовь к малой Родине.

Каждый год удаляются ветви декоративных и плодовых деревьев, проводятся субботники.

t1592233574bl.jpg

t1592233574bm.jpg

t1592233574bn.jpg

t1592233574bo.jpg

3.6.Эстетическое оформление и разнообразие зон школьного двора

Большое эмоциональное воздействие на детей оказывает включение в декоративное оформление малых скульптурных форм. Такие декоративные элементы использованы у нас при оформлении газонов, клумб, розария изготовлены руками детей и мастерами педагогами нашей школы.

В центральной части школьного двора расположен луг, засеянный газонной травой.

t1592233574bp.jpg

t1592233574bq.jpg

t1592233574br.jpg

t1592233574bs.jpg

Прямо на крыльце школы была создана вертикальное озеленение. Учащиеся посадили декоративную фасоль.

t1592233574bt.jpg

t1592233574bu.jpg

Разнообразие форм цветников

3.7.Композиционное оформление

Совместными действиями педагогов и учеников можно создать настоящий райский уголок вблизи своей родной школы. Целостность композиции и единство решений приведут к желаемому результату.

t1592233574bv.jpg
t1592233574bw.jpg


t1592233574bx.jpg

4. Реалистичность проекта
Самооценка проекта пришкольного участка и условий практической его реализации Предлагаемый дизайн-проект преобразования пришкольной территории в комфортную и красивую экосистему вполне реалистичен, так как: не требует изменений площади и рельефа; структурные компоненты нового ландшафта могут быть преемственно привязаны к местам старого участка; регулярный стиль проекта подчеркнет биологические особенности всех видов живых организмов в привязке друг к другу.

5. Социальная значимость

Личным примером показать как улучшить экологическую обстановку в поселке, используя средства массовой информации донести до населения информацию о том, что зеленые насаждения являются неотъемлемой частью комплекса мероприятий по защите и преобразованию окружающей среды.

Они не только создают благоприятные микроклиматические и санитарно гигиенические условия, но и повышают художественную выразительность архитектурных ансамблей.

Организация социально – значимой общественной деятельности школьников.

Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.

Обобщение знаний о декоративном оформлении и благоустройстве школьной территории;

Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений;

Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;

Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения;

Создание места отдыха и общения для школьников в свободное от уроков время;

Улучшение эстетического вида школьного двора, создание благоприятной экологической обстановки;

Повышение конкурентоспособности школы путем создания имиджа красивого уютного дома, красота которого создается инициативой и трудом детей и педагогов.

6.Рациональность и экономичность проекта

Первые шаги по реализации проекта нами уже сделаны. Мы собрали макулатуру, на собранные деньги приобрели черенки роз. Высадили в клумбах.

Личное участие родителей и жителей села помогли сэкономить школьные средства при покупке посадочного материала, подготовке земли к посадке. Школой были выделены средства на покупку краски для обновления спортивных снарядов.

7.Практический результат

Данный проект являлся важным звеном патриотического и экологического воспитания школьников к своей малой Родине.

Цели, поставленные в работе, были, достигнуты, задачи - выполнены. Данную работу можно использовать для благоустройства пришкольной территории школ, детских садов и других учреждений.

Наш школьный двор так хорош и прекрасен
В нём яркие клумбы, дорожки вокруг
Наш школьный двор цветами украшен
Он создан трудами маленьких рук.
В нём каждый цветочек к солнцу стремится
Искрящийся смех раздаётся здесь вдруг,
Ведь в жизни мы сможем успеха добиться,
Когда всё красивым будет вокруг

Каждый населённый пункт нашего района имеет свою историю. И вспомнить прошлое тем более полезное, так оно неразрывно связано с настоящим. Наша станица основана казаками в 1907 году. Знание этих событий необходимо для воспитания молодёжи в народных традициях предков, воспитание гордости за то место, где ты родился. В 2011году была заложена часовня Александра Невского в память разрушенной церкви в 1961 году Александра Невского. Наша школа является социокультурным центром станицы, где учат любить свою малую Родину. В одном из направлений Национальной образовательной стратегии – инициативы "Наша новая школа” говорится о том, что облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Реальная отдача получится лишь тогда, когда учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. В школе ребенку должно быть комфортно – и психологически, и физически. Несомненно, основная часть детства и юности каждого человека проходит в школе. Об этом времени созданы десятки песен, ведь школьные годы – начало нашей осознанной жизни.

І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность и важность проекта . За последние несколько лет в нашей стране развернулась деятельность по созданию и реализации всевозможных социальных проектов. Занимаются этим не только органы власти, а также общественные организации и частные лица. Одним из таких является проект благоустройства школьной территории, создаваемый самими учениками, их учителями и родителями. Творческий подход к идее – наиболее важный аспект в данных проектах. Работа по такому проекту касается не только самого школьного здания, но и прилегающей к нему территорий (спортивной площадки, школьного двора, дорожек, школьных клумб, пришкольного участка). Чтобы выглядела школа красиво, необходимо, чтобы станица тоже была чистой. Трудовые акции по уборке территории проводятся каждый год. В станице очень много мусора, поэтому территория требует благоустройства. Одной из главных задач проекта является уборка территории и улучшение внешнего вида парка, кладбищу Героев и прилегающих улиц станицы. Ежегодно разрабатывается план мероприятий по очистке территории от мусора, по уборке школьного сада от сучьев и сухой травы, по уборке территорий у ветеранов войны, к сожалению, их в станице осталось двое: Дрокин Ф.Б., Матвейкин Н.В. Воспитать красивую личность можно только тогда, когда вокруг неё всё прекрасно. Школьники занимаются озеленением территории школы, посадкой цветников и кустарников. Они чувствуют и понимают, что создавая эту красоту, будут радоваться не только они, но и все окружающие. Известный педагог В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: "Если ребенок вложил частицу своей души и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком. Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно делать все, чтобы само помещение школы, её территория были притягательными, в чем-то волшебными. В школе и вокруг нее на воспитание ученика должен работать каждый квадратный метр.

Наша школа размещается на территории станицы Александроневской Выселковского района. В настоящее время в станице проживает около 800 жителей. Здание школы, построено в 1913 году. Общая площадь школьной территории – 1,5 га. Поэтому проблема благоустройства территории является актуальной с первых дней её существования. Одним, из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Эту работу мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности. Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я. На благоустройство территории школы, ремонт и создание уюта внутри школы ежегодно уделяется большое внимание. Уровень общей культуры сельского населения низок, практически отсутствует экологическая культура. Красота должна окружать человека повсюду: на улицах станицы, во взаимоотношениях с окружающим миром. Воспитанием красивых мыслей и поступков занимается, прежде всего, школа, но это должно сопровождать ребёнка и тогда, когда он выходит из стен школы. Чтобы воспитать красивую личность надо сделать красоту неотъемлемой частью жизни станицы. Таким образом, выявилось противоречие между запросами педагогического коллектива, учеников и родителей нашей школы и теми условиями, которые созданы в станице.

ІІ. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Особенностью расположения нашей школы является то, что она находится всегда в поле зрения станичников. Коллектив школы несет большую ответственность по воспитанию у учащихся, бережного отношения к своему селу, развитию эстетического вкуса и умению ценить прекрасное. Поэтому в МБОУООШ №19 сложилась система нравственного и трудового воспитания учащихся, важной частью которой является привитие учащимся любви к природе и труду. Воспитательная система позволяет успешно решать задачи обучения школьников различным трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания, производства овощей . Территория нашей школы обширна и разнопланова. Кроме здания школы, на территории располагается пришкольный участок и школьный сад. ІІІ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Ø создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы;

Ø наиболее рациональное использование школьной территории в учебном процессе и хозяйственной деятельности школы;

Ø улучшение экологической обстановки в школе и на прилегающей к ней территории за счет зеленых насаждений и цветов;

Ø воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе;

Ø развитие исследовательской деятельности школьников;

Ø развитие творческих способностей учащихся;

Ø формирование навыков здорового образа жизни.

Ø Привлечь внимание учащихся к решению актуальных проблем школы.

Ø Формировать у учащихся чувство ответственности за школу, умение реализовать конкретные шаги по улучшению и благоустройству школы и ее территории.

Ø Формировать у каждого участника педагогического процесса внутренней потребности в защите и приумножении природных богатств, создании и поддержании прекрасного вокруг себя, развитие эстетического и эмоционального отношения к природе;

Ø Привлечение педагогов, учащихся школы и родительской общественности к вопросам улучшения эстетического оформления школы.

Ø Обучение школьников практическим способам и методам благоустройства территории, внедрения современных достижений в области ландшафтного дизайна;

Ø Формировать у участников образовательного процесса активной жизненной позиции, быть неравнодушными к судьбе своей малой родины.

3.1. Ключевые компетентности, которые формирует проект. В ходе разработки и реализации проекта формируются следующие компетентности обучающихся. Предметные - получение знаний о ландшафтном дизайне, об экологии растений, о свойствах почвы, об основах растениеводства.

Надпредметные: формирование навыков применять различные методы исследования (наблюдения, сравнения, определения), работать с разными источниками информации, изображать информацию в разных моделях.

Общие: Умение актуализировать проблему и предлагать разные способы её решения. Умение прогнозировать дальнейшую деятельность по реализации проекта.

1. Разграничение зон школьной территории с целью создания наиболее благоприятной экологической обстановки, улучшения санитарно-гигиенического режима на территории школы.

2. Создание условий для отдыха и игры учащимся начальной школы.

3. Наиболее широкое использование пришкольной территории в учебном процессе и внеучебной работе.

ІV. СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

Летом 2009 года выполнено частичное благоустройство дворовой территории школы, асфальтированы подъезды к центральному входу.

1-зона проведения торжественных мероприятий (площадка с необходимым оборудованием)

2-я зона – игровая (игровая площадка для школьников начальных классов); спортивная игровая площадка для игры в футбол.

3-я зона – Маленькая Атамань (кубанский дворик);

4-я зона – хозяйственная (двор школы у газовой котельной);

5-я зона – зеленая (по фасаду школы и во дворе школы)

6-я зона – учебно-опытническая (пришкольный участок).

7-я зона- профилактики детского дорожно-транспортного- травматизма(оборудованная транспортная площадка)

4.1. Этапы проекта. Первый этап – февраль-март:

*учащиеся разрабатывают проекты благоустройства школьной территории, озеленения и рационального использования пришкольного участка. Второй этап – апрель – май:

*подготовка посадочного материала – семян овощей и цветов;

*весенняя обработка почвы;

*работы по благоустройству школьной территории и прилегающей к ней площади, ремонт изгороди; обрезка кустарников;

*весенние посадки (реализация проектов); Третий этап – июнь – август:

*уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка;

*систематическая уборка урожая и его реализация. Четвертый этап – сентябрь-октябрь:

*уборка урожая и его реализация; сбор семян;

*осенняя обработка почвы;

*подведение итогов опытнической работы, подготовка отчетов;

*Праздник осени, выставка даров природы, цветов, поделок из природного материала; награждение победителей.

4.2. Планы реализации проекта. Работа по благоустройству школьной территории состоит в выравнивании почвы, создании дорожек, вырубке старых деревьев и посадке новых, формировании газонов и клумб, установке урн и др. Эти задачи нам предстоит осуществить своими силами, а также школьниками и работниками школы. В большинстве случаев, не маловажной целью проекта благоустройства школьного двора является установка удобных лавочек или скамеек, а также создание мини газонов или клумб. Спортивная площадка – это важная часть школьной территории, где ученики проводят много времени. Поэтому компактное размещение на ней всех объектов (беговых дорожек, площадок для игры в волейбол или баскетбол, ) является очень важным и необходимым элементом в благоустройстве. Имеющиеся на территории школы игровые площадки, школьные сады, являются местом отдыха и развлечения. Современный проект по благоустройству школьного двора заключается в асфальтировании участка для проведения мероприятий и формировании газонов вокруг него. Профессионально выполненная работа по реализации данных проектов приводит к тому, что школа становится современным и привлекательным учебным заведением. Места для отдыха должны быть оборудованы декоративными лавочками. Примерные проекты благоустройства школьного двора

Конечно, без помощи взрослых нам не обойтись. Поэтому к данной работе мы будем привлекать родителей и работников школы . 4.3. Ландшафтный дизайн и озеленение. Благоустройство и озеленение подразумевают под собой не просто высадку деревьев, кустарников или цветов, но продуманный дизайнерский проект, выполненный с учётом многих факторов. Мы все любим и ценим природу, ее красоту и свежий воздух. Многие любят проводить как можно больше времени на природе. Дизайн ландшафта — это искусство, и, так же как и любой вид искусства в нем есть свои правила и нюансы. Для создания не только красивого внешнего вида нашего участка, школа занимается озеленением. Ландшафтное озеленение — это комплекс различных работ, позволяющих улучшить экологическое состояние растений, благодаря чему они будут еще долго радовать вас своими яркими цветами, и создать атмосферу благоприятную для человека. Правильная посадка деревьев способствуют увеличению кислорода на участке, задерживанию пыли и значительному уменьшению шума. Мы понимаем, что ландшафтный дизайн должен полностью отвечать всем потребностям в комфорте и красоте, ведь отдых на природе должен приносить спокойствие и эстетическое удовольствие каждый день. Озеленение и благоустройство территории начинается с проектирования и подбора соответствующего посадочного материала и газона. Цветы – это идеальный и универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Они придали нашему школьному двору неповторимое очарование.

Предполагаемые расходы на благоустройство школьной территории. На благоустройство остальных дорожек – 10 тыс.руб

Лавочки – 30 тыс.руб. Забор – 120 тыс.руб .

1-зона проведения торжественных мероприятий (площадка с необходимым оборудованием) - 30тыс. руб.

2-я зона – игровая (игровая площадка для школьников начальных классов); спортивная игровая площадка для игры в футбол. - 3млн.руб.

3-я зона – Маленькая Атамань (кубанский дворик) - 10 тыс.руб.

4-я зона – хозяйственная (двор школы у газовой котельной) - 5тыс.руб.

5-я зона – зеленая (по фасаду школы и во дворе школы) - 25тыс. руб.

6-я зона – учебно-опытническая (пришкольный участок) - 2тыс.руб.

7-я зона- профилактики детского дорожно-транспортного- травматизма(оборудованная транспортная площадка) – 500руб.

Этап 2. Пути решения .

Оформление и поддержание в должном состоянии клумбы у окон кабинета директора- Лапин-Лаус В.Ю.

Моделирование дизайна и уход за посадками во внутреннем дворе школы 7 класс.

Посадка и уход за клумбами у главного входа 5 класс-Костюченко А.А.

Обрезка кустов и уход за газоном на спортплощадке 7 класс – Дробышева С.И.

Посадка цветов, обрезка и побелка деревьев перед входом в школу 6 класс – Манелова Ю.В.

Этап 3. Наши результаты ·

Об итогах реализации проектов отчитаться в первую неделю сентября.

Мы выявили актуальность нашей проблемы, цели и задачи проекта, которые нам предстоит решать в дальнейшем. Актуальность этой проблемы для нашей школы диктуется временем, в воспитании у детей этического вкуса, формировании чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы к лучшему. "Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы”. Мы сделаем всё , чтобы вид нашей школы имел эстетический вид, а ведь именно это прививает у детей вкус, восприятие красоты. Ценность этой работы заключается в следующем:

1. Приобретение опыта по благоустройству школьной и прилегающей территории силами учащихся и с наименьшими финансовыми затратами.

2. Ведение последовательной и целенаправленной работы по экологическому образованию и благотворительной деятельности.

3. Изыскание моментов сотрудничества школьников с руководством при решении проблемы общественных вопросов.

4. Развитие взаимопомощи, поддержки, взаимовыручки, дружеских отношений среди подростков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект дает ответы на решение экологического воспитания обучающихся и является кладезем полезных материалов для учителей.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Проектная работа по теме:

Благоустройство

школьного двора и территории,

прилегающей к школе.

ученица 7В класса

Авиастроительного района г.Казани

Кудашова Татьяна Николаевна

Мухаметзянова Алина Ринатовна

Введение cтр

1. Актуальность проблемы. 2-3

2. Цели и задачи.

3. Ожидаемые результаты реализации проекта

4. Сроки и этапы реализации проекта

5. Материалы и инструменты

II. Основная часть.

1. Программа проектных мероприятий 3-5

III. Заключение.

1. Ожидаемые результаты реализации проекта 6

2. Риски реализации проекта и пути их преодоления 6

3. Заключение 7

Человек с древних времен тесно и неразрывно связан с природой. К сожалению, в современный информационный век, век науки и техники, человек постепенно утрачивает эту связь. Особенно это ощущается в крупных городах, а иногда и в сельской местности. Приоритетность экологического воспитания сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди все больше внимания стали обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.

Школьные годы – это годы бесконечных открытий, удивления, восхищения и, конечно, же труда, труда интеллектуального, духовного, годы формирования жизневосприятия, видения предметов и явлений. И нет, и не может быть ничего благороднее, сложнее и ответственнее, чем обеспечение будущего нашей Родины – воспитание человека, способного изменить мир к лучшему, сделать его чище, добрее, справедливее, научиться быть по- настоящему счастливым и успешным. Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту.

Поэтому нужно выбирать такие формы деятельности коллектива учащихся, их родителей и педагогов, которые явились бы развитием творческой деятельности, оказанием практической помощи в оформлении пришкольного двора и воспитанием у школьников бережного отношения к среде обитания.

Школьный двор – часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Эта среда должна быть функциональна и комфортна, так как является составляющей частью процесса обучения. Кроме этого она должна быть и местом проведения свободного времени.

Территория школы – популярное место отдыха для жителей соседних домов, особенно в весенне–летний период. Поэтому ландшафтное озеленение, благоустройство зоны отдыха и территории, находящейся перед зданием школы, является необходимым.

1.Актуальность проблемы

Обследовав школьную территорию, мы заметили, что наш школьный двор выглядит скучно.

Анкетирование учащихся, работников школы показало, что необходимо преобразить ее. Желание учащихся, родителей, сотрудников школы учиться, работать, отдыхать не только со вкусом оформленных стенах школы, но и радоваться видом ухоженных цветущих клумб, спортивных и игровых площадок, расположенных на школьном дворе, привело к созданию проекта по его благоустройству что необходимо преобразить ее. Так родился наш проект по озеленению и благоустройству пришкольной территории. Мы решили порадовать результатом своего труда не только себя, но и окружающих, а также попробовать свои силы в оформительской практике.

Объект исследования

Объектом исследования является школьный двор гимназии и прилегающая к нему территория.

Предмет исследования

Культурные растения (цветы, деревья)

Почва (вид почвы и ее возможности)

Технология изготовления и подбор материалов для создания малых архитектурных форм

Цели и задачи проекта:

Цель: Разработать и реализовать проект в рамках внеурочной деятельности учащихся по решению экологических проблем и экологического воспитания общеобразовательных школ.

- изучение литературы, связанной с ландшафтным дизайном;

- ознакомление с особенностями территории для разработки плана озеленения и благоустройства;

- распределение участков по классам и назначение ответственных за выполнение работы;

- прививание элементарного опыта практической природоохранной деятельности;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, бережного отношения к результатам своего творчества.

3.Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Организация социально – значимой общественной деятельности школьников.

2. Комплексный подход к воспитанию экологической, эстетической культуры, трудовому воспитанию.

3. Обобщение знаний о дизайнерском оформлении и благоустройстве школьного двора и прилегающей территории;

4. Создание условий для возможной организации процесса совместного отдыха детей и взрослых, способствующего их духовному сближению, рождению общих интересов и увлечений;

5. Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;

6. Улучшение эстетического вида школьного двора и территории находящейся за ее пределами, создание благоприятной экологической обстановки.

Теоретическая часть работы

В основу подготовки моей работы вошло изучение источников информации сети Internet и специальной литературы по ландшафтному дизайну, посещение скверов, парков, площадей с целью изучения оформления и озеленения объектов г. Казани.

Практическая часть работы

Практическая значимость моей работы заключается в привлечении учащихся, родителей и учителей к внеурочной деятельности по озеленению пришкольных участков, дала возможность применения полученных знаний на уроках биологии, ИЗО, технологии, географии, привлечение общественности к значимости проекта; улучшение окружающего ландшафта школьного двора; эстетическое соответствие школы и созданного культурного ландшафта.

Все эти этапы работы привели к тому, что перед фасадом школы и на школьном дворе появились ландшафтные работы: дизайнерски оформленные клумбы, цветники, объекты малой формы, которые способствовали развитию эстетического вкуса и созерцанию чувства прекрасного в окружающем мире.

4.Сроки и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: 2 года

Этапы реализации проекта

I этап – организационный.

Сентябрь, 2014 – октябрь, 2014

Выбор темы проекта, постановка целей и задач, подбор материала, составление плана работы, определение участников и партнёров проекта.

II этап – практический (реализация проекта)

Ноябрь, 2014 - август, 2016

Направления деятельности: Учебно-исследовательская работа учащихся, сбор и анализ информации об экологической обстановке в нашей местности, просветительская деятельность, практическая деятельность в решении экологических проблем.

III этап – обобщающий.

Сентябрь, 2016 – декабрь, 2016

Подведение итогов, оценка результативности проекта, сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Внеклассное мероприятие по теме проекта.

5. Материалы и инструменты

Для реализации проекта нам понадобятся материалы и инструменты:

- семена и саженцы;

Всё перечисленное оборудование имеется в школьной мастерской.

II. Основная часть.

План реализации проекта.

Составление плана работы

Изучение вариантов оформление цветочных клумб

Изучение видов цветочных культур

Высадка рассады, посев семян.

Уход за цветами: поливка, прополка, разрыхление.

Анализ выполненной работы

Программа проектных мероприятий

Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий

Собрание проектной группы, выбор темы проекта, постановка целей и задач, подбор материала, составление плана работы

Социологический опрос обучающихся, работников школы

Инициативная группа, педагоги-организаторы.

Проведение оценки экологического состояния школьной территории

Учитель биологии, лаборант, инициативная группа

Конкурс на лучший мини-проект по благоустройству школьной территории.

Ноябрь, 2014-февраль, 2015

учитель биологии, лаборант.

Оценка экологического состояния почвы пришкольного участка

Учитель биологии, химии, лаборант.

Выкорчевывание старых деревьев и кустарников

Разбивка новых клумб на территории школы и находящейся за ее пределами

Территория перед школой

Учитель биологии, Инициативная группа

Расширение цветочно-декоративного содержания клумб.

Территория перед школой

Учитель биологии, Инициативная группа

зоны отдыха на территории школы

Подготовка семян и выращивание рассады

Учитель биологии, Инициативная группа

Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе.

Учитель биологии, Инициативная группа

Уход за посаженными цветочными культурами.

Май- август 2016

Учитель биологии, Инициативная группа

Представление отчета о реализации проекта

В современном озеленении клумбы делают невысокими, вровень с газоном и лишь в особых случаях насыпными, но не выше чем на 5—8 см. Размер клумбы зависит от величины цветника. При оформлении необходимо учитывать продолжительность цветения высаженных растений. Художественная декоративная ценность цветника зависит от подбора растений в комбинации окрасок лиственных и цветочных растений, соразмерности отдельных частей цветника, четкости и ясности рисунка, содержания рисунка, наличия хорошего фона газона, обеспеченности уходом. Удачный подбор растений по окраске листьев или цветов имеет существенное значение: В этом случае значительную помощь оказывают правила гармонических сочетания колеров (окрасок) между собой. Основными или главными окрасками считаются желтая, красная и синяя. Производными колерами будут зеленый, который получается от смешения желтого с синим, оранжевый — от желтого с красным, фиолетовый от синего с красным. Более яркие окраски желтая, оранжевая и красная называются активными и менее яркие — фиолетовая, зеленая и синяя пассивными. Приятное впечатление производит такое сочетание, когда главная окраска располагается рядом с такой производной, в которой отсутствует этот главный колер. Растения одной и той же культуры сочетаются между собой по окраске, особенно при наличии сортов. Части цветника должны быть гармоничными, приятными для глаза. Решить это помогают правила пропорции. В основном для оформления цветочных клумб используются однолетние растения. И выбирают в основном летники, продолжительно и обильно цветущие, отличающиеся декоративностью листьев. Широко их применение на клумбах, рабатках и партерах летнего цветения. Для создания своих клумб будем использовать следующие цветы: бархатцы, петунья. Бархатцы (тагетес)- семейство Астровые. В культуре известно около 30 видов, из которых широко культивируются 3. В диком виде бархатцы распространены в Центральной Америке, и особенно в Мексике. Там это растение считается магическим, и его соцветия используются в религиозных церемониях. Петунья — семейство Паслёновые. Завезена из Южной Америки в 1831 году. Известно около 25 видов петунии. К настоящему времени селекционерами созданы гетерозисные гибриды, которые отличаются очень ранним и обильным цветением, ветвистостью, устойчивостью к неблагоприятным погодным условиям.

Расчет расхода материалов

Для анкетирования нам потребовалась 1 пачка бумаги. Для посадки растений на пришкольной территории и проведение работ - садовые инструменты и посадочный материал, который будет соответствовать данному типу почвы и затененности участка. Денежные средства взяты от сборов макулатуры. Расчет расхода материалов и их стоимости для озеленения пришкольного участка представлены в табличной форме.

Определение расхода материалов и их стоимости

Бумага (для анкетирования)

Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории.

- Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, по проведению основных мероприятий проекта

- Проведена очистка территории от бытового мусора;

- Собраны семена для посадки однолетних цветов.

1. На территории весной участка будут установлены малые архитектурные формы: садовые скульптуры изготовленные руками учащихся;
2. Будет проведено озеленение территории: создание клумб;
3. Для сохранности благоустроенного участка планируется разъяснительная работа среди учащихся.

III. Заключение.

III. Заключение.

Исходя из данного проекта, каждая школа может:

составить проект реконструкции озеленения пришкольной территории с учетом соответствия санитарно-гигиеническим нормам;

провести анализ положения школы;

изучить степень запыленности воздуха в различных участках территории;

изучить видовой состав растительности и ее состояние;

определить уровень шумовой нагрузки на пришкольную территорию.

В ходе работы мы посещали выставки разнообразных цветов, ходили на цветочные ярмарки, консультировались с учителем биологии о растениях, которые растут как в тени, так и на солнце. Прослушав лекции о цветах, мы выбрали для своего участка петуньи и бархотки.

Мы надеемся, что наш проект выйдет именно таким, каким видим его мы ведь в школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно сделать так, чтобы помещение школы и пришкольная территория были притягательными, в чем-то волшебными. На нашем примере может быть, многие жители захотят превратить свои участки в маленькие волшебные страны и проявят свои творческие способности.

Проделанная работа привела к следующим выводам:

1.Экологическое образование и воспитание школьников – приоритетное направление в общеобразовательных учреждениях с целью формирования экологической культуры.

2. Теоретические основы формирования экологической культуры школьников достаточно разработаны и описаны в научной и методической литературе.

3. Для систематизации работы по формированию экологической культуры необходима программа экологического образования и воспитания школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности обучающихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

Вопрос эстетического оформления пришкольной территории и территории прилегающей к ней остается актуальным. Осуществляя данный проект мы приобретаем практические и теоретические навыки по созданию красоты, получаем новые знания в области экологии, активно развиваем креативное мышление. При творческой и созидательной работе на пришкольной территории прививается любовь к природе, к родному краю, к Родине, развивается чувство прекрасного. И чем труднее путь созидания красоты, тем прекраснее творения.

Читайте также: