Доклад аспиранта был познавательным речевые нормы

Обновлено: 05.07.2024

16. Научный стиль, речевые нормы научной сферы деятельности.

Сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль, – это наука. Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь. Этот функциональный стиль обладает большим разнообразием речевых жанров. среди них основными являются: научная монография и научная статья, диссертационные работы, научно-учебная проза (учебники, учебные и методические пособия и т. п.), научно-технические произведения (разного рода инструкции, правила техники безопасности и пр.), аннотации, рефераты, научные доклады, лекции, научные дискуссии, а также научно-популярная литература.

Основные черты научного стиля определяются филологами:

1) логической последовательностью;

2) упорядоченной системой связей между частями высказывания;

3) стремлением авторов к точности, однозначности, сжатости выражения при сохранении насыщенности содержания.

Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, с увеличением числа различного рода научных контактов, таких как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи.

Употребление в одном, становящемся терминологическим значении характерно и для существительных, и для прилагательных, например тело, сила, движение, кислый, тяжелый и т. п.

Лексический состав научного стиля характеризуется относительной однородностью и замкнутостью, что выражается, в частности, в меньшем использовании синонимов. Объем текста в научном стиле увеличивается не столько за счет употребления различных слов, сколько за счет многократного повторения одних и тех же слов.

Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка. Можно выделить ряд общих языковых особенностей:

1) предварительное обдумывание высказывания;

2) монологический характер, строгий отбор языковых средств;

3) тяготение к нормированной речи.

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера наук и жанровых различий.

Научный стиль имеет разновидности (подстили):

4) научно-публицистический и учебно-научный.

Научному стилю присуща сухость, он лишен эмоциональной окраски и образности.

При синтаксических построениях чаще используются существительные, чуть реже – глаголы, названия действий. Прилагательные используют терминологическую функцию, указывают на различные признаки. Синтаксис в научном стиле часто сложный, осложняется дополнительно однородными членами и дополнительными членами предложений.

Средний объем предложений в научном стиле 28,5 слов в предложении (для сравнения – в художественном или повествовательном тексте – 17,2 слова).

Можно сделать вывод, что доминантой научного стиля является понятийная точность (поэтому используется системно организованная в каждой части отрасли научного знания терминология), подчеркнутая логичность речи, приводящая в текстах-рассуждениях к широкому употреблению специальных текстовых скреп типа: из этого следует, это приводит к . следовательно, таким образом и т. д. Точность научного стиля меньше связана с точным соответствием конкретной действительности, является более абстрактной, обобщенной, чем точность делового стиля.

Помощь студентам

Сферы учебной и научной деятельности отличаются тем, что в них преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Ведущее место в научном стиле занимает монологическая речь, в то время как в учебной сфере преобладает диалогическая форма общения.

Речевыми жанрами, воплощающими научный стиль языка, являются научные статьи, монографии, диссертационные работы, трактаты, доклады на конференциях, симпозиумах, конгрессах. К жанрам учебной сферы относятся так называемые вторичные тексты, создаваемые в результате компрессии первоисточника: план, тезис, аннотация, реферат, рецензия, конспект.

План – это самый простой вид компрессии. Планы бывают вопросные, назывные и тезисные. В вопросном плане используются вопросительные слова. Назывной план определяет подтемы текста и использует для определения назывные предложения. Тезисный план отражает ключевые предложения текста.

Тезисы – кратко сформулированные основные положения статьи, доклада. Они могут быть первичными (краткое изложение содержания публичного выступления) и вторичными (на основе работы другого автора). В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. Тезисы раскрывают решение проблемы, вопросов, а план их только называет. Как правило, предложения с тезисами строятся с употреблением отглагольных сказуемых, безличных предложений.

Аннотация – краткая характеристика содержания статьи, книги. Она даёт общее представление об источнике, но не раскрывает сущность затронутых проблем. Аннотации бывают информационные (даётся описание без оценки), рекомендательные (даётся характеристика и рекомендации для практического применения), групповые (характеристика нескольких произведений). В практике вуза аннотация используется при написании дипломного проекта.

Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в именительном падеже. Аннотация состоит из двух частей: в первой даётся библиографическое описание, формулируется тема, во второй перечисляются основные проблемы и положения. В конце может указываться адресат. Схема аннотации: кто, о чём, из каких частей, как, для кого. Используются стандартные речевые клише: В книге исследуется (что?); показано (что?); рассматривается; анализируется; В работе нашли отражение…Книга рассчитана (на кого?); предназначена (для кого?). Текст аннотации помещается на обратной стороне титульного листа источника.

Особенность реферата заключается в его объективности, он не должен отражать субъективных взглядов. В отличие от аннотации, реферат может содержать иллюстративный материал. Объём реферата от 5 до 15 печатных листов. Перед началом работы, выбрав тему, необходимо наметить план и подобрать литературу.

Различают рефераты продуктивные, содержащие творческое, или критическое, осмысление научной работы (это реферат-обзор, реферат-доклад) и репродуктивные, воспроизводящие содержание первичного текста (это реферат-конспект, реферат-резюме). Реферат-конспект содержит фактический материал в обобщённом виде, иллюстрации, сведения о методах исследования, о полученных результатах, о возможности применения. Реферат-резюме приводит только основные положения, связанные с темой текста. Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, даёт сопоставление разных точек зрения. Реферат-доклад содержит анализ информации первоисточника и объективную оценку состояния проблемы.

В композиционном плане реферат должен иметь три главных компонента:

1) вводную часть (библиографическое описание),

2) собственно текст, включающий вступление, основную часть и заключение,

3) выводы и справочный аппарат.

В реферате используются свои речевые клише: в статье, помещённой…; статья носит название..; книга посвящена теме, проблеме…; выбор темы закономерен; автор затрагивает, касается, останавливается, ставит вопрос, опровергает, приводит факты…; к недостаткам работы можно отнести…

Реферат должен иметь титульный лист, план-оглавление, введение, основную часть, заключение, библиографию. На титульном листе должно быть название вуза, кафедры, тема реферата, данные о студенте и руководителе, указание на место и год написания.

Рецензия – письменный разбор текста, который предполагает комментирование основных положений работы: толкование авторской мысли, выражение своего отношения к проблеме, аргументацию и оценку, выводы о ценности работы. В структуру рецензии входят: введение (проблемы и задачи), характеристика и краткое содержание, оценочная часть (достоинства и недостатки), выводы. Алгоритм написания рецензий и отзывов включает: 1) предмет анализа; 2) актуальность темы; 3) формулировку основного тезиса; 4) краткое содержание работы; 5) общую оценку; 6) достоинства, недочёты; 7) выводы.

Курсовая работа – это одна из важнейших научных работ в вузе для студента, результат его первого научного исследования. Первыми ступенями на пути к ней являются практические работы студента, отчёты, выполнение расчётно-графических заданий. Цель курсовой работы – выявить навыки самостоятельной научной работы студента. Курсовая работа защищается на кафедре и является как бы репетицией защиты будущей дипломной работы.

Требования к курсовой работе: актуальность тематики, изучение и анализ научной литературы по теме исследования, характеристика, описание анализа опытов, обобщение результатов исследований, обоснование выводов и практических рекомендаций, культура оформления курсовой работы. Объём её может составлять 35-40 печатных страниц. Из этого объёма около 10% занимает вводная часть, от 5 до 10% – заключение.

Подготовка к исследованию, проведение опытов, оформление – таковы три этапа написания курсовой работы. Структура курсовой работы: титульный лист, оглавление, введение, главы, заключение, литература, список приложений. Правила оформления курсовой работы: 1) цитаты указываются со ссылкой на источник и пишутся в кавычках; 2) таблицы нумеруются арабскими цифрами; 3) каждая новая глава начинается с новой страницы; 4) текст состоит из вводной и основной частей, заключения.

Дипломная работа – это самый главный труд, итог всех лет обучения, экзамен на зрелость и заявка на будущие профессиональные успехи. Структура дипломной работы следующая: титульный лист, задание, аннотация, введение, основная часть, заключение, библиография, приложения. Объём аннотации, текста будущего выступления на защите перед комиссией, около одной печатной страницы. Дипломная работа должна быть написана правильным литературным языком, по нему судят об уровне профессиональной и общекультурной подготовки студента.

При оформлении работы важна рубрикация текста, т.е. его членение на логически самостоятельные составные части. Рубрикация текста выражается в нумерации, которая может быть различной: с использованием прописных и строчных букв, римских и арабских цифр. Номера глав обозначаются римскими цифрами, номера параграфов – арабскими. Цитирование может быть точным, косвенным или в виде ссылки. Точное цитирование предусматривает обязательное указание источников с их страницами. Косвенное цитирование как соотношение между прямой и косвенной речью. Ссылка представляет собой упоминание автора и источника. Библиография – это список использованной литературы, который помещается после заключения на отдельном листе. Все источники располагаются в алфавитном порядке, каждый источник занимает отдельную строку под своим порядковым номером и должен быть описан согласно установленным ГОСТам.

В негуманитарных вузах выпускной квалификационной работой является дипломный проект, который, кроме текстовой части, включает в себя множество чертежей, плакатов и другие демонстрационные материалы. Требования к дипломному проекту те же, что и к дипломной работе.

Выполнять научный доклад приходится далеко не всем учащимся. В большинстве случаев эта миссия приходится на участников научных конференций, исследователей, авторов научно-исследовательских работ и аспирантов. Сегодня мы расскажем об особенностях формирования научного доклада для выпускника аспирантуры.

Что это такое?

Этапы научно-исследовательской деятельности аспиранта

Помощь аспирантам в научной деятельности

По окончании аспирантуры выпускник получает диплом об окончании этой ступени образования – диплом аспиранта, но для его получения также необходима аттестация, которая будет проходить в более скромных масштабах. Для ее успешного преодоления необходимо сформировать научный доклад аспиранта.

Научный доклад аспиранта представляет собой емкое и краткое описание проделанного исследования с акцентом на практическую часть: ход мероприятий и полученные результаты, варианты решения изучаемой проблемы.

Написание этого проекта обходится выпускниками аспирантуры легче и дешевле, чем выполнение ВКР или диссертации с многочисленными ВАК-статьями, суровыми требованиями и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Что должен содержать научный доклад аспиранта?

Доклад – работа небольшого объема, очерчивающая суть исследования. Научный доклад аспиранта представляет собой краткое, емкое, понятное описание проделанной им исследовательской работы. Притом изложение теоретических аспектов по выбранной теме здесь будет минимальным. Особый акцент необходимо сделать на практической части, предоставив описание эксперимента, полученные итоги, результаты апробации.

Что должен содержать научный доклад аспиранта?

Составные части научного доклада

Структура работы должна быть четкой и грамотной, учитывать общие требования:

  • Соразмерное разбиение текста на главы и подпункты;
  • Логичность, последовательность и читабельность материалов, написание проекта строго в рамках академического письма;
  • Автор должен представить самостоятельное исследование проблемы, а не обзор мнений экспертов, описание ранее проделанных экспериментов и пр.;
  • Оформление аттестационной работы должно соответствовать общепринятым нормам и требованиям ВУЗа.

Научный доклад подлежит обязательной проверке на плагиат, притом уровень оригинальности текста должен соответствовать норме – не менее 85%, но в некоторых учебных заведениях допускается изменение этого критерия в более лояльную сторону (нередко он снижается до 75%). Средний объем проекта достигает 7-10 страниц с учетом оформления (но не должен превышать 16 листов!), притом на основную часть приходится 80-90% задействованных материалов.

В структуре научного доклада аспиранта необходимо выделить следующие разделы:

Помимо этого, к научному докладу необходимо приложить сопутствующие документы в виде заключения от кафедры о допуске выпускника к защите, отзыв научного руководителя, рецензии к проекту (внутренние и внешние), результаты прохождения проверки на плагиат (скрины, рецензия в виде сертификата о прохождении проверки), в отдельном файле – графические и табличные материалы.

Проверка работы

Проверка работы на уникальность

Также дополнительно к печатным данным обязательна подготовка презентации, раздаточных материалов и пр.

Итоговая аттестация аспиранта на базе научного доклада

Аттестация аспиранта будет проходить в привычном виде – защита научного доклада, которая предполагает выступление исследователя (рассказ о проделанной работе и достигнутых результатах), ответ на вопросы аттестационной комиссии, отстаивание собственной гипотезу и позиции и пр.

В целом, защита научного доклада проходит легче, чем защита монографии или диссертации, ВКР. Но при подготовке материалов могут возникнуть определённые трудности:

  • Сложно уложить масштабы исследования, сформировать краткое описание действий в столь небольшом объеме. Попробуйте сами глобальное исследование в 150-200 листов уместить на 16 страницах;
  • В некоторых случаях приходится опускать второстепенные или некоторые промежуточные результаты, лишь упоминая о них в докладе. Главное – не забыть о них непосредственно на защите, ведь именно подобные моменты способны вызывать шквал дополнительных вопросов и разъяснений;
  • Наличие ВАК-статей по теме исследования – обязательно, но их количество и объем не будет играть столь существенной роли, как на защите диссертации;
  • Важно учитывать результаты внутреннего и внешнего рецензирования. Если отзывы сторонних экспертов буду негативными, то проект не будет допущен к защите. Поэтому выпускнику аспирантуры придется в срочном порядке дорабатывать материал. Изначально важно выделить суть, кратко описать и обрисовать ее в докладе;
  • Обязательно проверьте материал на ошибки: грамматические, орфографические, стилистические, математические, оформительные и пр.
  • Защитная речь должна быть умещена в 10-15 минут с учетом выступления научного руководителя и рецензентов. Притом важно грамотно разбить текст с учётом продолжительности выступления: введение – до 2 минут, основные результаты и предложения – до 10 минут, заключение – до 2 минут.

Аттестовывать выпускника аспирантуры будут квалифицированные в рамках темы исследования педагоги ВУЗа, которые также могут являться членами диссертационного совета.

Независимо от объема научного доклада автор должен полностью раскрыть суть выбранной темы, показать навыки самостоятельной работы, уровень компактности и профессионализма.

Важно отметить, что к защите научного доклада могут быть допущены далеко не все выпускники аспирантуры. Для получения допуска к финальному рубежу каждому исследователю необходимо преодолеть ряд преград: предоставить на кафедру ВАК-статьи по теме исследования, полностью подготовить научный доклад и приложить результаты проверки на плагиат, пройти нормоконтроль, успешно преодолеть государственную аттестацию (ГОСы в письменной или устной форме), получить разрешение на защиту и приложить его к докладу.

Рекомендации экспертов Дисхелп по формированию научного доклада

Приступать к написанию и оформлению научного доклада аспиранта целесообразно по окончании проведения все экспериментальных действий и систематизации имеющихся данных. Фактически, научный доклад – это сжатая форма ВКР или диссертации, аттестационной работы. Поэтому сначала автору придется колоссально потрудиться над исследованием, пометить ход мероприятий и полученные итоги, а затем кратко и емко описать их в столь небольшом труде.

Обратите внимание на замечания научного руководителя, мнение рецензентов (особая роль отводится внешней рецензии). Если доля негативных отзывов, рекомендаций и изъянов велика, то выпускника не допустят до защиты. Учитывайте мнение экспертов, вносите корректировки, совершенствуйте проект и в срочном порядке переоформляйте, повторно рецензируйте.

Проверка на плагиат – обязательное требование к любому научно-исследовательскому проекту независимо от его вида и объема. Уточните, на какой именно платформе или программе, с учетом каких модулей, шага шингла будет осуществляться проверка. Чтобы успешно преодолеть данный этап минимизируйте долю цитирований и заимствований, тщательно обрабатывайте источники информации.

Незыблемо следуйте требованиям по оформлению проекта, тщательно проверяя не только текст, но и все остальные элементы доклада. Нормоконтроль никто не отменял.

Команда Дисхелп успешно трудится на рынке образовательных услуг с 2003 года. За столь большой промежуток времени наши специалисты выполнили свыше нескольких тысяч научных докладов для аспирантов престижных, ведущих ВУЗов страны. В нашем арсенале высокое качество услуг по написанию и редактированию работ, подготовка ВАК-статей, повышение оригинальности текста, следование стандартам и рекомендациям заказчика, соблюдение дедлайнов. Убедитесь в этом лично, оформив заявку здесь и сейчас.

Одним из обязательных этапов итоговой аттестации и условием ее успешного завершения является научный доклад аспиранта. Он выполняется на основе результатов диссертационной работы и должен продемонстрировать степень готовности автора к ее защите.

Требования

Аспирант на защите научного доклада

Порядок и форму представления, а также критерии оценки научного доклада аспиранта образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно, руководствуясь положениями № 273-ФЗ от 29.12.2012 и постановлениями Правительства. Доклад по своей теме соответствует направлению исследовательской работы и сфере профессиональной деятельности аспиранта. В нем необходимо достаточно полно раскрыть вопросы, касающиеся:

  • актуальности и теоретических основ исследуемой темы;
  • обоснованности проблемы и степени ее разработанности;
  • объекта изучения и используемых методик;
  • источниковой базы;
  • экспериментальной части;
  • научной новизны и значимости результатов, их апробации и возможности внедрения в практику;
  • заключительных выводов по итогам исследования, перспектив по его продолжению.

Общие требования к оформлению научного доклада аспиранта определяются ГОСТом Р 7.0.11-2011:

  • объем текста составляет не более 1 печатного листа (24–26 страниц А4; шрифт – Times New Roman размером 14 pt с межстрочным интервалом – 1,5);
  • печать на бумаге А4 со стандартными полями – 20 х 25 х 20 х 10 мм;
  • нумерация страниц – без пропусков и указания на титульном листе;
  • заголовки отделяются от текста с обеих сторон тремя интервалами;
  • библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТом Р 7.0.5-2008.

Структура

Научный доклад представляется в печатном и электронном виде. Он состоит из нескольких частей, расположенных в следующей последовательности:

  • титульный лист с информацией об организации и направлении подготовки, а также данными аспиранта;
  • оглавление, в котором указаны все структурные элементы работы;
  • основной текст – самая большая по объему часть
  • список использованных источников, в том числе электронных.

В документ вкладываются приложения:

  • заключение кафедры о допуске к защите;
  • отзыв научного руководителя на научный доклад аспиранта;
  • две внутренние рецензии и одна – внешняя;
  • результат проверки на оригинальность текста;
  • рисунки, схемы или большие таблицы.

Основная часть состоит из введения, нескольких глав и заключения. Введение раскрывает: цели и задачи исследования; методологические основы; положения, которые выносятся на защиту; степень достоверности результатов.

Общее описание разделено на главы, пронумерованные арабскими цифрами (или если это указано в методических рекомендациях вуза, научной организации – римскими). В разделах последовательно освещаются: предпосылки и этапы работы; последовательное решение поставленной задачи; результаты экспериментальной части. В заключении представлены выводы и рекомендации.

Порядок подготовки и презентации

Содержание доклада и его защита должны подтвердить умение аспиранта: самостоятельно определять задачу, требующую решения; ориентироваться в сильных и слабых сторонах методик изучения проблемы; генерировать новые идеи в научной работе; проводить комплексные исследования; пользоваться экспериментальными методами в решении поставленной задачи; критически относиться к полученным результатам; находить необычные подходы к проблеме; аргументированно излагать свою позицию.

График подготовки должен быть согласован с научным руководителем. В нем выделяется несколько контрольных моментов: предварительная презентация (предзащита) на заседании кафедры; исправление замечаний и просмотр итогового варианта научным руководителем; обязательная проверка работы на уникальность; публичная защита.

Для объективной оценки выполненной работы проводится внешнее рецензирование, для чего привлекаются квалифицированные специалисты из сторонних организаций или авторитетные ученые, доктора наук. В письменной рецензии на научный доклад аспиранта отмечаются: степень соответствия содержания теме диссертации; полнота и глубина охвата проблемы и анализа источников; достоверность результатов; уровень грамотности и научность стиля; оригинальность проекта; практическая значимость исследования.

Критерии оценки

Научный доклад представляется на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии. Результаты защиты оцениваются по соответствующим критериям.

Примеры

Для представления доклада установлен следующий порядок:

  • 10–15 минутная презентация работы;
  • ответы выпускника на вопросы;
  • выступление научного руководителя и рецензентов;
  • свободная дискуссия с обсуждением исследования;
  • объявление результатов.

Образец научного доклада аспиранта для выступления перед диссертационным советом.

Для успешной презентации важно правильно распределить отведенный отрезок времени: на вступление с обоснованием актуальности и задач исследования – не более 2-3 мин; на иллюстрацию методик работы – 1-2 мин; представление результатов – до 10 мин; заключение – 1-2 мин.

Решающее значение для заключения комиссии может иметь рецензия. Это официальный документ, в котором дается квалифицированный анализ и аргументированная оценка представленной работы. Объем текста составляет 2-3 страницы.

Содержание и структура рецензии на научный доклад аспиранта:

  • указание на актуальность темы;
  • общая характеристика исследования;
  • анализа результатов, оценка их теоретической и практической значимости;
  • положительные и отрицательные моменты;
  • обоснованная критика недостатков;
  • заключение и рекомендаций по публикации.

Оформление

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

На правах рукописи

ФИО аспиранта

___________________________________________________________________

наименование темы научно-квалификационной работы (заглавными буквами)

___________________________________________________________________

(код и наименование направления)

___________________________________________________________________

Научный доклад

об основных результатах научно-квалификационной работы (диссертации)

Бурцева Маргарита Николаевна

Одной из главных задач современной русистики является борьба за чистоту русского языка. Человек, свободно владеющий русским языком, должен знать нормы, в том числе нормы ударения, должен говорить правильно, не допуская ошибок. Однако в настоящее время большинство людей, ориентируясь на собственную интуицию, допускает ошибки в постановке грамматического ударения, тем самым, показывая свою необразованность. А ведь язык - необходимое условие существования и развития общества, это элемент его духовной культуры. Возможно, такая самонадеянность может привести к снижению уровня культуры языка, уничтожению достояния, переданного нам нашими предками.

ВложениеРазмер
doklad_orfoepicheskie_oshibki._smolina_nadya.docx 76.06 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

«Орфоэпические ошибки в нашей речи и способы их исправления”

Автор работы: Смолина Надежда,

ученица 7 класса

Бурцева Маргарита Николаевна,

учитель русского языка

2.1.Орфоэпия. Нормы произношения слов……………………………. 6

2.2.Виды орфоэпических ошибок в речи………………………………..9

2.3.Пути исправления орфоэпических ошибок…………………………16

Исследование уровня орфоэпических ошибок в речи местного населения
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы
Приложение


Проблема орфоэпических ошибок всегда была актуальной для лингвистики. Имеющиеся в современных лингвистических исследованиях сведения о подобных ошибках (работы Баландиной Л.А., Симоновой Е.П., Соловьёвой Н.Н. и др.), к сожалению, мало связаны с изучением уровня употребления орфоэпических ошибок в нашей речи. Как правило, исследования направлены на выявление норм произношения и ошибок в их употреблении. По этой причине изучение данного явления приобретает особый интерес.

Выбор уровня орфоэпических ошибок в речи для исследования был сделан не случайно, поскольку в настоящее время для любого человека владение нормами литературного произношения, умение правильно и грамотно оформить звучащую речь является насущной необходимостью. Определив уровень ошибок в речи вовремя, можно предотвратить их дальнейшее появление, определить грамотность своей речи и искоренить ошибки. Этим обусловлена актуальность темы исследовательской работы.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. определить понятие орфоэпии;

2. выявить основные орфоэпические нормы произношения;

3. рассмотреть наиболее встречающиеся орфоэпические ошибки в речи;

4. изучить ошибки при расстановке ударений в словах, употребляемых местными жителями.

5. определить уровень допуска в речи подобных ошибок.

Гипотеза: если учащиеся школы и мои односельчане допускают много орфоэпических ошибок в речи, то, возможно, употребление их находится на среднем уровне.

Материалом исследования послужили речевые отклонения от литературных норм, которые приводятся в научной и учебной литературе по культуре речи (Аванесова Р.И., Горбачевича К.С., Сороколетова Ф.А., Власенкова А.И. и др.), а также отклонения, выведенные на основе личных наблюдений. Всего было взято 30 отклонений, наиболее часто употребляемых в речи.

Предметом исследования определены орфоэпические ошибки и особенности речевого поведения обучающихся, жителей села, проявляющиеся в процессе общения.

Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используются различные методы, позволяющие определить уровень распространения орфоэпических ошибок в нашей речи. Основным методом в работе был метод наблюдения над фактами, а также эксперимент, описание, метод обработки результатов исследования, обобщение, классификация.

Научная новизна работы заключается в том, что была предпринята попытка выявить ошибки в речи учащихся школы и односельчан и установить уровень их употребления.

Наша работа состоит из введения, основной части, заключения, имеет список использованной литературы, одно приложение, а также 2 таблицы и 1 диаграмму.

Данные, полученные в ходе работы, возможно использовать как дидактический материал на уроках русского языка и при подготовке к ГИА.

По мнению С.В. Леорды, « речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность . Т.П. Тарасенко определяет понятие речевого портрета как «совокупность языковых и речевых характеристик человека.

1.2. Языковая личность и речевой портрет

В современной науке я зыковая личность – это личность, которая обладает знанием языковой системы, законов речевого поведения.

Таким образом, опираясь на мнение многих исследователей, можно сделать вывод: речевой портрет является фундаментом для становления языковой личности.

Глава 2.Орфоэпические нормы и ошибки

2.1.Орфоэпия. Нормы произношения слов

Культура речи – понятие широкое. Оно включает в себя вопросы орфоэпических, грамматических и лексических норм, культуры речи.

В основе современного литературного произношения лежит московское произношение, потому что литературный язык сложился на основе московского говора (в XV-XVII вв).

Орфоэпия для устной речи имеет такое же значение, как орфография для письменной. Неправильное произношение отвлекает слушателя от содержания речи и тем самым затрудняет общение, а иногда приводит к совершенно неправильному пониманию услышанного. Поэтому так важно овладеть орфоэпическими нормами.

Существуют общие произносительные нормы. Все эти нормы создают произносительную систему языка. Например, в русском языке согласные перед звуком Е произносятся мягко ( лето, дело, тётя, цвет, сердце и т.д.).

В современном русском языке вытеснено произношение твёрдых согласных перед е и в большинстве иностранных слов ( картотека, фильмотека, тема, театр, академия и др.). Однако в таких словах, как антенна, партер и других, подобным им, сохранено твёрдое произношение согласных ( антэнна, партэр ).

Следует иметь ввиду, что в именах собственных и географических названиях согласные перед звуком е часто произносятся твёрдо ( Вольтер, Дельвиг, Тельман, Шопен, Дели и т.д.).

В произношении окончаний прилагательных, местоимений и причастий в родительном падеже единственного числа мужского и среднего рода принято произношение в, а не г [например : краснава (красного) , белава (белого) и т.д.].

Таким образом, под орфоэпией я понимаю совокупность правил произношения и ударения. Поскольку неправильное произношение затрудняет понимание, необходимо следовать нормам орфоэпии. Эти нормы обслуживают литературный язык, и от них зависит уровень культуры каждого человека.

2.2.Виды орфоэпических ошибок в речи

Неразборчивость произношения отражает недостаточный уровень культуры, личностную незрелость.

Наблюдая за употреблением иностранных слов в речи, в том числе и в средствах массовой информации, можно обнаружить, что в заимствованных словах чаще делаются ошибки, чем в русских. Соловьёва Н.Н. выделяет следующую классификацию ошибок в заимствованных словах [11, с.26].

I. Нарушение орфоэпических норм

В этот раздел входят ошибки в произношении заимствований, а также неправильная постановка ударения в иностранных словах. Таких примеров очень много. Наблюдалось, как говорят скомпроментировать вместо скомпрометировать, прецендент вместо прецедент, интуинтивный вместо интуитивный . Есть примеры неправильного ударения:

'эксперт вместо эксп'ерт,

кв'артал вместо кварт'ал,

кат'алог вместо катал'ог,

кил'ометры вместо килом'етры .

Много фонетических ошибок в результате замены твердых согласных мягкими: [т’э]сты вместо [тэ]сты, [т’э]мпы вместо [тэ]мпы . Очень часто в речи наших политиков встречается слово диви[дэ]нды вместо диви[д’э]нды .

II. Нарушение орфографических норм.

Например, слово биллиард вместо правильного бильярд .

III. Нарушение лексических норм, то есть употребление слова в несвойственном ему значении. Например, путают слова эмиграция и иммиграция, биография и автобиография .

IV. Нарушение грамматических норм.

Например: две шампуни – неправильный род,

Очень часто вместо туфель говорят туфлей и т.д.

V. Нарушение норм сочетаемости слов.

Например: Будучи неоднократной участницей международного туризма.

Снижает культуру устной речи не только неправильное произношение, но и неправильное ударение в словах.

Сопоставим ударения в словах: компас, добыча, документ, медикамент . В этих словах ударение соответственно падает на первый, второй, третий, четвертый слоги. Разноместность его делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельно взятого слова

Кроме того, ударение в русском языке бывает подвижным и неподвижным. Если в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, то такое ударение является неподвижным ( берегу, бережёшь, бережёт, бережём, бережёте, берегут — ударение закреплено за окончанием). Ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слова, называется подвижным ( прав, правы, права; могу, можешь, могут).

Очень часты ошибки в ударении в таких словах, как : средства, понял, сравнить, жестоко, обострить, ходатайствовать, звонят и другие.

Нередки ошибки в ударении в иностранных словах : магазин, километр, документ, статуя, процент и другие.

2.3.Пути исправления орфоэпических ошибок

Обогащение речи выразительными средствами может быть успешным, если человек постоянно повышает свой культурный уровень, читает художественную и публицистическую литературу, внимательно прислушивается к людям, хорошо владеющим литературной речью.

Большую помощь в овладении культурой речи оказывают различные пособия, прежде всего надо указать на толковые словари русского языка. Постоянное обращение к толковым словарям поможет расширить активный словарный запас, будет способствовать предупреждению и устранению ошибок в словоупотреблении, в произношении слов. Словари называют толковыми потому, что они толкуют, т.е. объясняют значения слов.

Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова - четырёхтомный словарь, включающий в себя боле 85 000 слов, - вышедший в 1934-1941 годах. В словаре представлена лексика русского языка тридцатых годов прошлого века. Не включены в словарь узкоспециальные термины, диалектизмы (за редкими исключениями), индивидуальные поэтические слова (например, из произведений Маяковского). Это нормативный словарь. Задача словаря – служить пособием для справок о правильном употреблении слов, образовании форм слов, о правильном произношении. Большое внимание словарь уделяет разграничению значений слов и их толкованию.

Имеется также многотомный Словарь современного русского литературного языка. В основу его положена общеупотребительная лексика, представленная в лучших произведениях художественной, публицистической и научной литературы от Пушкина до наших дней. В словарь не входят узкодиалектные слова и специальные термины, а также явно устаревшие слова (за исключением тех, которые широко представлены в лучших произведениях XIX века).

Итак, из всего этого следует, что не только учащимся можно избавиться от ошибок в речи, но и взрослым, путём чтения художественной литературы и обращения к различным словарям.

Глава 3. Исследование уровня орфоэпических ошибок в речи местного населения

В данной главе я попытаюсь подтвердить выдвигаемую мною гипотезу. Так как ошибки в ударении встречаются очень часто, в том числе и в моем селе, мы решили провести следующий эксперимент. Было выбрано 33 человека, которых мы разделили на 3 группы:

1 группа (10-17 лет) – учащиеся средних и старших классов, т.е. люди, не имеющие высшего образования (14 человек);

3 группа (55-70 лет) – пенсионеры (8 человек).

В результате наблюдения над орфоэпическими ошибками, нам удалось выявить 30 самых распространённых слов, в которых встречаются ошибки. Эти данные можно увидеть в таблице 1

Читайте также: