Доклад антиваксерский контент в соцсетях угрозы влияния фейков и позиция соцсетей

Обновлено: 02.07.2024

Соцсети имеют множество достоинств, таких как мгновенное общение (в отличие от той же электронной почты), возможность связаться с людьми из любой точки планеты, где есть интернет и пользуются хотя бы одним из сервисов, проявление своей позиции по тому или иному вопросу с помощью лайков и комментариев и так далее.

Но многие даже не думают, что за красивым фасадом доступного общения скрываются несколько негативных факторов. Вот несколько самых ярких из них. Отметим, что всё перечисленное ниже относится к злоупотреблению соцсетями и подменой этим инструментом реального общения.

1. Отсутствие эмоциональной связи

2. Удобное средство для травли

Травля была всегда и везде, и от этого никуда не деться. Там, где собирается несколько человек, неизбежно появится лидер или группа людей, которые будут подминать под себя более слабых. И если в реальности с этим можно бороться различными методами (к примеру, привлекая других людей на свою сторону для морального давления на обидчика или в крайнем случае используя закон), то в интернете с этим практически ничего не поделаешь.

Социальные сети используются не только для общения, но и для причинения вреда людям. И дело не столько в психологическом давлении, сколько в призывах к радикальным действиям по отношению к себе. А так как интернет обезличивает и даёт мнимое ощущение безнаказанности и силы, то в эту игру включается всё большее количество людей, которые в реальной жизни вряд ли бы стали так делать.

3. Ухудшение навыков личного общения

Частое использование соцсетей вкупе с замкнутым образом жизни может повредить способности человека вести беседу лицом к лицу. В некоторых случаях людям становится просто неловко и даже необычно участвовать в беседе в реальной жизни, особенно если речь идёт о дискуссии, где необходимо отвечать быстро, вдумчиво и аргументированно.

5. Соцсети делают тебя ленивым

Несомненно, соцсети облегчили общение для людей, которые живут далеко друг от друга. И если раньше приходилось созваниваться по обычному телефону, не видя собеседника, то теперь можно включить видеоконференцию, собрать друзей и вместе накатить пару бокалов пива в онлайн-тусовке. Только проблема в том, что это привнесло меньшую подвижность и в без того малоподвижный образ жизни современного человека.

6. Создают искажённое представление о людях

Это, пожалуй, самая главная проблема соцсетей. Людям свойственно приукрашивать свою жизнь — это нормально. Но в соцсетях это нередко переходит все границы, и уже невозможно понять, где заканчивается реальность и начинается вымысел.

7. Изменяют мышление и восприятие информации

Многие любители посидеть в соцсетях круглые сутки отмечают, что, когда лишаются телефона, они чувствуют, будто вокруг ничего не происходит. И действительно, социальные сети ежесекундно наполняются тоннами контента, от суперполезного до полнейшего мусора, и большинство потребляет его, не замечая различий. Информация поступает ежесекундно, и мозг адаптируется к этому.

А когда такой человек попадает обратно в реальность, ему кажется, что вокруг всё слишком медленно, скучно и бледно. Ему просто нечем заняться.

Ксения Резникова

И если одни фейки условно безвредны, то большая их часть представляет угрозу здоровью людей или является инструментом для манипулирования сознанием.

Например, весной 2020 года в Британии пытались поджечь 20 сотовых вышек из-за появления слуха о том, что 5G распространяет коронавирус. А ещё раньше поджог, который совершили поверившие в этот фейк, уничтожил оборудование для передачи связи, которой пользовались аварийно-спасательные службы и несколько мобильных операторов, лишив кого-то тем самым, возможно, надежды на спасение.

Также в СМИ активно гулял фейк на тему того, что домашние животные могут заразиться COVID-19, вакцинация населения опасна, а защититься от заразы можно с помощью обильного горячего питья, пребывания на солнце и даже водки ¯\_(ツ)_/¯

Примеры таких фейков:

Согласно исследованию Pew Research Center, жители США считают дезинформацию более опасной для общества, чем расизм и терроризм. Поэтому опасность фейков даже до пандемии было сложно переоценить.

Стрелявший был уверен в том, что в пиццерии держат в заложниках детей для нужд тайного ордена педофилов. Об этом он прочитал в интернете, тщательно изучая материалы, связанные с теорией заговора вокруг Хиллари Клинтон. Позже Эдгар Уэлч признался, что нет никаких доказательств существования тайных туннелей в Comet Ping Pong, но от существования теории заговора не открестился.

Приведём ещё один пример того, как обычная бактерия может стать причиной возникновения фейковых новостей.

Несколько лет назад в рунете появилась и периодически повторялась информация о распространении среди населения бананов, которые накачали кровью ВИЧ-инфицированных людей.

Несмотря на множество официальных комментариев сотрудников Минздрава, представителей ритейла и других экспертов, страшилка ещё долго гуляла в интернет-пространстве.

Это классический пример вирусного фейка: страх — как и другие негативные эмоции — купирует здравый смысл и логику, не оставляя читателям шанса на то, чтобы усомниться в написанном.

На волне пробирающих до дрожи картинок в интернете большинство забывают очевидные вещи. В частности о том, как передаётся инфекция и что ВИЧ неустойчив во внешней среде, погибая за несколько минут.

Фейк вызывает сильные негативные эмоции, попадая в точку боли человека, — запускается механизм распространения

Главный принцип генерирования фальшивых новостей — максимально негативная или абсурдная информация, которая регулярно тиражируется в онлайн-пространстве.

Фейк вызывает максимально сильные, негативные эмоции — гнев, беспокойство, страх, тревогу, ненависть, которые возникают у человека из-за попадания в его точку боли. Например, проблемы в бизнесе, низкие зарплаты, отсутствие социальных гарантий, рост цен на продукты.

Затем следует эмоциональное включение, при котором рацио напрочь отключается, и желание вступить в дискуссию или поделиться информацией.

Точка боли ⟶ Негативная эмоция ⟶ Включение ⟶ Желание поделиться или вступить в спор

Этап 1. Зарождение фейка

Наряду с другими ВОЗ развенчивает миф о том, что от коронавирусной инфекции спасут солнечные ванны или температура выше 25˚

Этап 2. Распространение фейка

Уже в таком виде псевдорекомендации распространяются в социальных сетях, преимущественно в родительских, в студенческих группах и в сообществах на тему здоровья. Потом размещаются на форумах и сайтах так называемого третьего эшелона, особенностью которых является отсутствие собственных материалов и размещение контента, содержание которого не коррелируется с новостными лентами информационных агентств и федеральных СМИ. И получают небывалый охват в сотни тысяч перепостов.

С дезинформацией борется и Facebook. Так, в официальном отчёте соцсети за июль 2021 года сказано, что модераторы удалили 65 аккаунтов в Facebook и 243 аккаунта в Instagram из России, которые распространяли фейки о западных вакцинах от COVID-19 в Индии, Латинской Америке и США. К примеру, что препарат AstraZeneca превращает людей в обезьян. Более того, для распространения ложной информации привлекали популярных блогеров.

Большинство экспертов считает, что противостоять атаке фейков, в первую очередь, поможет не удаление дезинформации и ложных интернет-источников, а обучение онлайн-пользователей. Люди должны распознавать ложь и не реагировать на провокации.

Этап 3. Трансформация фейка

История шлифуется, обрастает новыми деталями, персонажами, действующими лицами, которые ментально ближе жителям России, чем житель Китая. В результате появляется более расширенный вариант с молодым российским врачом Юрой Климовым.

Этап 4. Максимальное тиражирование фейка

Дело сделано: ложная информация зажила своей жизнью.

Как распознать фейк: базовые правила

По итогам исследования контент-маркетинговой платформы PRNEWS.IO, новостному контенту из различных источников доверяют 57,1% опрошенных. Проверяют его, ищут дополнительные факты и первоисточники новостей 42,9%.

Всё больше интернет-пользователей задумываются над достоверностью информации, обращая внимание на её составляющие и подачу материала.

Так, к основным признакам фейковых новостей респонденты исследования отнесли:

Давайте разберём эти признаки более подробно. Их же можно назвать ключевыми правилами потребления информации.

Отсутствие первоисточника информации

Это основной маркер того, читаем ли мы правдивую информацию или фейк.

Если указан спикер, его должность и даже название компании или организации, которую он представляет, не лишним будет поискать информацию из открытых источников, которая подтвердит и её существование, и доброе имя.


Доклад председателя Комиссии по борьбе с деструктивным опасным контентом общественного совета при Роскомнадзоре Андрея Борисовича Цыганова (главный редактор РИА Катюша, председатель экспертного совета Общественного уполномоченного по защите семьи, многодетный отец) на заседании 25.10.2021.

За прошедшие 2 месяца состоялось 2 заседания Комиссии, а также 2 общественных обсуждения этой проблемы. Первым и главным вопросом стало понятие деструктивного контента (далее ДК) и его классификация. На сегодняшний день в российском законодательстве такого понятия нет - есть лишь определения разного рода запрещенной информации, которые охватывают небольшую часть токсичного информационного пространства, в котором воспитываются наши дети. В результате положения Конституции, Стратегии нац.безопасности и других документов стратегического уровня остаются декларацией, а правоприменители, в частности, Роскомнадзор, не имеют надлежащего мандата для того чтобы принципиально изменить ситуацию.

Основными средствами продвижения и втягивания детей и взрослых в опасную информационную среду и субкультуры являются мессенджеры, социальные сети и компьютерные игры, подавляющее большинство которых являются собственностью транснациональных корпораций и разведструктур типа АНБ и т.п. иностранных разведок, которые осуществляют направленное деструктивное воздействие на нашу молодежь,

Действующие протоколы интернета не дают Роскомнадзору возможности блокировки отдельных страниц соцсетей, поэтому российский законодатель идет по пути воздействия на распространителей ДК и переговоров с площадками. В то же время ст. 4 436-ФЗ относит к полномочиям Роскомнадзора разработку и реализацию единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию; В связи с этим предлагаем РКН, как уполномоченному органу, рассмотреть следующие предложения Комиссии

Нормативное закрепление этих понятий позволит противодействовать негативному влиянию, в том числе, не запрещённой на сегодняшний день информации, а также избежать необходимости дожидаться запрета конкретных групп и сообществ в интернете.

2. Кроме того, предлагаем законодателям изучить предлагаемый перечень видов деструктивного контента и выйти с законодательными инициативами о введении уголовной, административной и иной ответственности за пропаганду отдельных наиболее опасных видов ДК и вовлечение в деструктивные субкультуры. Соответствующая практика в России уже есть, например, в 2020 году в КОАП была введена административная ответственность за пропаганду наркотиков и психотропных веществ в интернете, была установлена ответственность за распространение фейков, рассматривается законопроект об уголовной ответственности за пропаганду наркотиков и т.п.

Теги события:

роскомнадзор доклад дети деструктивный контент информационная война угрозы опасность национальная безопасность

Отличить правду от лжи бывает сложно. Особенно в соцсетях, где редко удается установить автора контента. В статье расскажу, как устроены фейки, какими бывают и что делать, чтобы не участвовать в их распространении.

Что такое фейковый контент в соцсетях

Когда я писал эту статью, столкнулся с 3 разными типами фейков:


Фейковые посты на этом фоне — невинная шалость. Байка про бизнесмена из Китая, который возил туристов в Челябинск, а обещал в Чернобыль, очевидного вреда не приносит, кроме того, что подкрепляет какие-то внутренние убеждения аудитории.

Главный признак фейка — он всегда пытается как-то воздействовать на нас, чтобы мы вступили в дискуссию, поделились им с друзьями или смачно влепили лайк. Цели у создателей разные, но механизм один — повлиять на читателя.

  1. администраторы сообществ, пабликов и аккаунтов, которые хотят хайпануть и получить аудиторию;
  2. тролли, которые специально публикуют контент, чтобы эмоционально раскачивать людей и смотреть за их реакцией;
  3. новостные СМИ, которые хотят поднять трафик на сайте.

Механизм распространения фейка строится на поиске точек боли у аудитории и последующем вбросе дезинформации с помощью фейковых аккаунтов в соцсетях. Иногда фейк устроен сложно: его создали делают целую серию публикаций, отводят внимание от проблемы, выпуская лживые опровержения, но, честно говоря, в ежедневной практике я такого не встречал. Чаще всего фейковый контент просто публикуют, чтобы получить лайки, комментарии и репосты.

Виды фейкового контента в соцсетях

Соцсети устроены так, что любой пользователь может распространять информацию. В отличие от телевидения, радио, газет и крупных новостных сайтов, где по внутренним нормативам положено проверять факты на достоверность перед публикацией. В соцсетях таких ограничений нет — мы можем запостить что угодно на миллионную аудиторию. Поэтому фейки распространяются быстро, а найти первоисточник затруднительно.

Вот несколько популярных видов фейковых постов.

Подмена текста и фото

Сомнительный источник

Сомнения возникают, когда смотришь источник истории. Во всех постах ссылаются на журнал Le magazine des voyages de pêche № 56, который вышел в День дурака — 1 апреля 2006 года. Очень похоже на шутку, но проверить эту историю сложно — в статьях-разоблачениях ссылаются на то, что фотографии взяты у Майкла Шолла и Томаса Печака из журналов Africa Geographic magazine и The Big Issue. Ссылок никто, естественно, не дает. Но можно сказать точно — история мутная.

Визуальный обман

Признаки фейка в соцсетях

Все фейки, особенно новостные, работаю примерно по одной схеме: тревожный заголовок, отсутствие первоисточника, черно-белая картина мира в описании, невероятная фотография.

Гиперболизированные заголовки, кликбейт или теория заговора в тексте

Недостоверный источник

То, что информацию сообщает брат, который работает инженером — это создает доверие. Но потом не будет никаких имен, фамилий и других проверяемых фактов.

Дата публикации

Сильное эмоциональное вовлечение

Виктория Взятышева

Почему в последние годы так много говорят о фейках

В то время стал популярным другой концепт — постправда. Оно даже стало словом года по версии Оксфордского словаря в 2016 году. Этот термин подчеркивает, что правда теряет свое значение по сравнению с нашими взглядами и убеждениями. То есть мы строим свои суждения, в большей степени основываясь на личных взглядах и эмоциях, чем на объективных фактах.

Что такое фейк-ньюс и какими они бывают

Что же все-таки считать фейком с академической точки зрения? Есть разные определения, но они базово сводятся примерно к следующему: это ложная информация, у которой есть намерение ввести читателя в заблуждение. То есть кто-то написал с целью вас обмануть, не просто случайно сделал ошибку, а намеренно сконструировал ложную информацию. Второе — то, что это внешне похоже на контент новостных медиа, но при этом отличается и по целям, и по производственному процессу.

Помимо сфабрикованного контента в чистом виде есть и другие виды неправдивого контента в интернете. Во-первых, сатира — это, например, юмористические шоу, пародирующие новостные программы, в которых люди тоже придумывают фейковые истории, но у них нет цели вас обмануть.

Бывает, что информация просто вводит в заблуждение, когда выборочно подсвечиваются какие-то аспекты темы, чтобы создать либо негативное, либо положительное впечатление. Ну и просто манипуляция, когда подменяются факты.

Несмотря на миллионные охваты и скорость распространения, всё равно нельзя сказать, что фейки — это повальное явление. К счастью, это не так. Считается, что аудитория фейков достаточно сконцентрированная, то есть количество пользователей, которые по какой-то причине потребляют больше фейков, чем остальные, не так велико.


Почему люди делятся фейками

— Это непростой вопрос, на который есть разные ответы. С одной стороны, люди делятся информацией, которой и правда доверяют, но нужно понимать, что в шеринговом поведении задействовано много разных факторов. Потребность поделиться контентом может быть связана с разными мотивациями: это и необходимость проявить какую-то активность онлайн, и чувство FOMO.

Одно из исследований пришло к выводу, что люди старшего поколения делятся фейками в семь раз чаще, чем люди младших возрастных групп. Возможно, это связано с уровнем медиаграмотности. Кроме того, часто фейками делятся люди с более консервативными, правыми взглядами, и на самом деле значительная часть фейков как раз на эти взгляды и ориентирована.

Что плохого в фейках

Всё закончилось тем, что, во-первых, директор сети получал большое количество угроз, а во-вторых, в один день молодой мужчина пришел в пиццерию и открыл там стрельбу. Слава богу, никто не пострадал. Но он сказал, что был взволнован новостями и решил разобраться сам. Это вполне реальные последствия и конспирологии, и фейков, и вообще дезинформации в соцсетях.

Какие еще есть последствия? Фейки снижают доверие к нормальным медиа, да и вообще к разным социальным институтам. А когда мы не доверяем никакой информации, очень сложно ориентироваться в окружающем мире. Особенно в период сложных событий, как, например, сейчас, в пандемию.

Помимо этого, фейки искажают общественное мнение. Понятно, что если мнение основано на некорректных фактах, то оно будет специфическим. Фейки создают чувство цинизма и отчужденности, в обществе возникает культура недоверия. Наконец, они приводят к поляризации мнений, что мешает адекватной дискуссии.

Почему же мы верим фейкам

— Многие ученые приходят к выводам, что мы более охотно верим той информации, которая соответствует нашим взглядам и убеждениям. Такое искажение называется склонностью к подтверждению своей точки зрения.

Но иногда [на доверие фейкам] влияет не только наша позиция, но и в целом те мнения, которые распространены в обществе. Наша лаборатория проводила международный эксперимент, исследующий то, как люди воспринимают фейки в России, Украине и Казахстане.

Какие факторы повышают доверие

Догматизм. Группа исследователей, которые проводят много экспериментов с фейками, выяснили, что на доверие дезинформации влияют такие факторы, как, например, склонность верить каким-то нерушимым истинам или то, что они назвали склонностью наделять глубоким смыслом бредовые убеждения. То есть когда вы приписываете глубокий смысл какой-то рандомно сгенерированной фразе.

Низкий уровень информационной грамотности и понимания медиапроцессов. Кто-то [из исследователей] находит подтверждение, что медиаграмотность влияет на доверие фейкам, кто-то нет, но всё равно есть свидетельства того, что, когда люди понимают медиакультуру, знают, как распространяется информация, они лучше определяют правдивость новостей.

Как распознать фейки

— Однозначного ответа на этот вопрос нет, потому что учесть всё, что каким-то образом влияет на наше доверие, достаточно сложно. Но есть некоторые признаки, которые могут вызвать подозрение, что перед вами фейк.


Любой из этих пунктов не означает, что новость — фейк, но он должен заставить вас задуматься и, возможно, усомниться. Если источники только анонимные, это может быть подозрительно. Нормальные медиа тоже, бывает, ссылаются на анонимные источники, но часто подчеркивают, что не могут раскрыть личность по каким-то причинам. В фейках, скорее, это будет наоборот, обходиться стороной.

Надо смотреть другие источники. Если есть возможность проверить информацию в другом месте — на сайтах общественных организаций, в других СМИ, в соцсетях героев той или иной истории, — всегда нужно это делать.

Фейки в основном ориентированы на эмоции, в них часто разжигаются какие-то проблемы. Если вы понимаете, что новость пытается вас спровоцировать что-то ненавидеть, это тоже может быть признаком фейка.

Откуда берутся слухи про чипирование, как фейки о бесплатных лекарствах рекламируют БАДы и можно ли зарабатывать на фактчекинге в России? Рассказывает сооснователь Fakecheck.

Читайте также: