Дистанционное обучение для детей с овз доклад

Обновлено: 09.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Организация надомного обучения детей-инвалидов с использованием

дистанционных образовательных технологий.

Современные информационные технологии проникли во все сферы деятельности человека. Примерно лет двадцать назад Интернет и сотовые телефоны казались чем-то непонятным и непостижимым для человека. На сегодняшний день уже сложно себе представить человека, который живет и не пользуется этими достижениями человеческого разума.

диктант, тест, игра, опрос, видео - урок, онлайн путешествие и т. д. )

Я считаю, что получение качественного образования невозможно без современных дистанционных образовательных технологий. Особенно актуально использование дистанционного обучения для детей, которые в силу особенностей своего развития или здоровья не могут посещать школу и нуждаются в обучении на дому.

В Концепции модернизации российского образования указан принцип равного доступа детей-инвалидов к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Поэтому, организация надомного обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий на сегодняшний день является актуальной темой педагогического состава любой школы России.

Дистанционное обучение - представляет собой взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфическими средствами Интернет – технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность

Дистанционные обучающие системы доступны в любое удобное время и в любом месте, независимо от места жительства. Достаточно лишь иметь выход в Интернет. Такое обучение позволяет учиться в своем собственном темпе, исходя из индивидуальных потребностей в образовании и личностных особенностей. Для детей с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, возможность реализовать себя и свои потребности, расти и развиваться в соответствии со своими желаниями, не смотря ни на что.

Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки - вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории.

Оборудование и программное обеспечение ДО.

В семьи для обучения детей выданы комплекты оборудования. В комплект оборудования входят: компьютер, который снабжён Web - камерой. К программам, установленным в компьютере по учебным предметам, прилагаются методические пособия. Все участники ДО обеспеченны Интернет - доступом.

Клавиатура имеет увеличенный размер, что даёт возможность ребёнку хорошо почувствовать каждую клавишу. Каждая клавиша находится в специальной ячейке. Клавиши имеют специальную цветную маркировку, где цифры обозначены красным цветом, буквы – синим, специальные знаки – зелёным цветом, вспомогательные клавиши имеют оранжевый цвет. На каждой такой яркой клавише очертания букв, цифр и знаков так же увеличены в размерах. Это даёт ребёнку возможность всё хорошо видеть.

Т.к. каждая клавиша находится в специальной ячейке, то ребёнку с небольшими двигательными расстройствами кисти несложно будет нажать нужную клавишу.

На уроках дистанционного обучения возможно использование различных форм:

- объяснение нового материала (лекция)

-онлайн путешествие и т.д.

В нашей школе вот уже на протяжении нескольких лет реализуется данный проект. Ребёнку-инвалиду предложено получать образование в дистанционной форме, через сеть Интернет. У меня небольшая практика обучения детей-инвалидов. Как учитель географии, я ставлю перед собой цель: овладеть в полной мере технологиями дистанционного обучения детей-инвалидов.

Для достижения поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:

2. изучать литературу по данному вопросу;

3. применять полученные знания на практике (в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья).

В своей работе по обучению ребёнка-инвалида географии я сочетаю элементы надомного и дистанционного обучения. Такой способ обучения позволил мне (особенно на начальном этапе обучения, в 5 классе) предотвратить возможные трудности ребенка по освоению им нового предмета, умению работать с картами атласа, диаграммами и иллюстрациями учебника.

Для осуществления обучения ребенка-инвалида, мною была составлена рабочая программа, в которой указаны уроки с посещением ребенка на дому, и уроки в системе online.

В работе я использую гибкую систему оценивания, включающую самооценку школьника, планирование его учебной деятельности. На уроках применяю разные виды учебной деятельности, способствующие повышению интереса к предмету и развитию познавательных и творческих способностей школьника.

При подготовке к урокам я планирую свою педагогическую деятельность: отбираю материал для изучения новой темы, подбираю задания для проверки усвоения нового материала, первичного закрепления, задания для практических и самостоятельных работ.

На своих уроках я в обязательном порядке использую наглядный материал (видеосюжеты, презентации, мультимедиа-задания, ребусы, загадки и др.). Стараюсь приобщить ребенка к искусству, используя на занятиях репродукции художников-пейзажистов, отрывки из литературных произведений. Домашние задания рекомендую выполнять с использованием электронного приложения к учебнику и необходимых сайтов сети Интернет. Стараюсь проводить уроки в игровой форме, используя занимательный материал к уроку.

Не смотря на то, что у меня небольшая практика обучения детей-инвалидов, у меня есть желание сделать свой урок интересным, а это, на мой взгляд, 90% успеха педагога. Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий. Самым оптимальным вариантом обучения для ребенка-инвалида, по моему мнению, является сочетание дистанционной формы обучения с посещением ребенка на дому учителем.

Конечно же мы не оставляем без внимания обучение детей с ограниченными возможностями здоровья созданию презентаций и проектов.

ВложениеРазмер
Инвалидность – это не ограниченные возможности здоровья, а скорее просто особые образовательные потребности. Актуальность про 160.55 КБ

Предварительный просмотр:

Инвалидность – это не ограниченные возможности здоровья,

а скорее просто особые образовательные потребности.

Если ребёнок обучается дома, то для этого ученика существуют ограниченные ресурсы учебного плана индивидуального обучения (не более 8 часов в начальной школе,10 часов в основной школе, 12 часов в 10-11-х классах) обусловливают сокращение учебной программы, что затрудняет реализацию государственного образовательного стандарта и приводит к образовательному неравенству при выборе профессионального образования, отодвигает от высшего образования и профессиональной деятельности часть способных детей. Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми.

Выходом в сложившейся ситуации и является дистанционное обучение – обучение, позволяющее каждому ребенку с ограниченными физическими возможностями найти оптимальный для себя способ получения образования и успешной адаптации в жизни. В настоящее время дистанционное образование нередко называют одной из самых современных форм получения знаний. Данная форма получения образования приобретает все большую популярность.

В нашей школе обучается 195 детей из 19 регионов Бурятии. Работает 80 учителей. В 1 классе наполняемость 1 человек, а уже начиная со 2 класса по 2 человека.

Включение в систему образования детей с ограниченными возможностями здоровья наша школа позволяет не только усовершенствовать и повысить качество образования, но и дает детям-инвалидам возможность виртуального общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети.

При организации дистанционного обучения реализуется индивидуальная образовательная траектория каждого ученика. Объем учебных занятий, их содержание и темп прохождения дозируется строго индивидуально. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи. Учитель в зависимости от образовательных потребностей учащегося может применять гибкую, индивидуальную методику обучения. Если ребёнок выезжает на лечение, учитель обязательно составляет для этого ученика маршрутный лист и проводит уроки в удобное для ученика время. Каждый ребенок может выбрать свой темп изучения материала, а также свою последовательность прохождения курса, согласованную с учителем.

В нашу школу поступают учащиеся на основании документов об инвалидности и заключения РПМПК, могут быть и дети без инвалидности, но со справкой ВК. Например: Сахарный диабет, аллергия и другие заболевания не связанные с инвалидностью.

Пандемия вирусной инфекции (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула педагогическое сообщество, поставив перед нами задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения стали недоступны.

Специалисты дефектологического профиля, работающие с детьми с ОВЗ (а это достаточно большая и неоднородная группа, остро понимают, что любой простой в их работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих категорий наших подопечных – детей с ментальными и речевыми нарушениями, снижением слуха, аутизмом, сведет наши усилия на нет. В данной ситуации выбор переходить или не переходить на дистанционное обучение не стоит. Мы обязаны поддержать детей и их родителей и продолжить коррекционную работу в том формате, который предлагает нам условие карантина.

У дистанционного обучения достаточно минусов. Главный из которых – не все педагоги владеют дистанционным инструментарием, алгоритмом работы онлайн. Именно поэтому в поддержке и научно-методическом сопровождении нуждаются не только дети и родители, впервые столкнувшиеся с такой формой обучения, но и педагоги, большинству из которых также не хватает опыта организации обучения в дистанционном формате.

Кроме организационных трудностей, в дистанционной работе с детьми с ОВЗ имеются свои особенности.

Учитывая, что пандемия быстро не отступит, что карантинные меры возможно повторятся, надо быть готовым к переходу на онлайн работу в будущем. Более того, дистанционная работа будет актуальна и вне карантина при длительном отсутствии ребенка на занятиях (продолжительная болезнь, если ребенок находится на домашнем обучении в значительной удаленности от образовательного учреждения (особенно в сельской местности). Эффективно проведение консультаций для родителей (экономия времени родителей, нет необходимости отпрашиваться с работы).

Дистанционная работа возможна в различных формах

Онлайн занятия (первичные или поддерживающие для тех детей, которые уже занимались очно)

Готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т. п.)

Онлайн консультирование родителей и педагогов

Получение онлайн консультации у других педагогов, в том числе,очень актуальная супервизия для молодых специалистов

Онлайн вебинары и мастер-классы. Например, школа осознанного родительства – лекции педагогов-экспертов по вопросам воспитания и обучения детей с особенностями развития

Трансляции мероприятий, родительских собраний (решает вопросы информирования родителей)

Онлайн встречи с семьями, которые могут продемонстрировать успешный опыт реабилитации детей со сложностями развития

Наиболее благоприятной категорией детей с ОВЗ для дистанционного обучения являются дети с нарушением речевого развития. У таких детей чаще всего в достаточной мере сформированы познавательные процессы и учебное поведение. Даже дошкольники способны активно заниматься от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста и особенностей поведения). Для детей с речевыми нарушениями существует множество интерактивных игр, способных мотивировать ребенка и разнообразить работу логопеда в части работы над словарным запасом, грамматическим строем, связной речью. Что касается постановки звуков, то дистанционная работа будет иметь определенные трудности.

Особенности дистанционной работы над произношением можно представить в следующей таблице, которую разработала известный логопед О. С. Жукова

Виды исправлений звукопроизношения

(В. А. Ковшиков) Возможность дистанционного применения

(+ возможно, +/- с ограничениями, - невозможно)

Метод чистой имитации Учитель дает образец подражания, ученик подражает +

Метод показа правильных артикуляций и воспроизведение их по подражанию Показ артикуляций на себе +

Показ артикуляционных профилей +

Слуховой образ (демонстрация правильного звучания) +

Температурный ( по описанию: холодный воздух-теплый) +/-

(только при помощи родителя)

Метод опоры на сохранные звуки Например, Ш от Т -

Метод артикуляторных упражнений Формирование движений, необходимых для произнесения отдельных звуков +

Противопоставление кинестетических особенностей смешиваемых звуков (например, Т и С) +/-

Метод мнестического воздействия Использование зондов и зондозаменителей -

Использование подручных зондозаменителей (ватных палочек, спичек и т. п.) +/-

при помощи родителя

Метод фонематического анализа (синтеза, предъявлений) Например, с использованием специально разработанных приложений, презентаций +

Метод связи звука и буквы На этапе подготовки ребенка к школе, в структуре занятий по обучению грамоте +/ -

При подготовке онлайн занятия важно соблюсти следующие этапы:

1. Планирование занятия в соответствии с ИПРР (индивидуальной программой развития ребенка)

2. Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия

3. Подбор и подготовка игр и заданий

4. Информирование родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал, игрушках, распечатках заданий

5. Обговаривание с родителем времени и условий проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т. п.)

6. Проведение занятия

7. Домашнее задание

8. Обратная связь (обязательный этап рефлексии с родителем)

В завершение хочу привести полезные ссылки, которые будут полезны для эффективной организации дистанционного обучения :

4. Как организовать кружок в онлайне | Rukami

Создание рабочих листов в сервисом Wizer

6. Создание викторин и тестов

7. Создание он-лайн тестов

Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.

Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда

Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми,.

Опыты с воздухом в период дистанционного обучения для старших дошкольников. Видео

Опыты с воздухом в период дистанционного обучения для старших дошкольников. Видео Задачи: закрепить и расширить знания детей о свойствах воздуха. Развивать логическое мышление, любознательность. Вызвать желание у родителей.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Положение об организации дистанционного обучения в ДОУ ПОЛОЖЕНИЕ об организации дистанционного обучения I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение об организации образовательной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной общеобразовательной школы

Шустова Е. А.

педагог дополнительного образования, хореограф

Одним из актуальных направлений деятельности нашего общеобразовательного учреждения - является совершенствование школьной инфраструктуры, направленной на достижение качественного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ведь дети с ограниченными возможностями здоровья – это особая категория детей, которой помимо усвоения общих образовательных задач, присущих каждому ребенку, необходимо удовлетворить и специальные образовательные потребности в соответствии с имеющимися у них нарушениями развития.

В нашем образовательном учреждении сформирована нормативная база для реализации дистанционного обучения, разработано программно- методическое обеспечение дистанционного обучения детей с ОВЗ, организовано психолого-педагогическое сопровождение дистанционного обучения, подготовлены педагогические кадры.

Рассмотрим более подробно содержание работы по реализации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, к которому мы приступили с 5.10. 2020 г.

Дистанционное обучение - это обучение, при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающегося и преподавателя на основе информационных (компьютерных) технологий независимо от места проживания участника учебного процесса.

Основными принципами организации дистанционного обучения детей- инвалидов являются:

обеспечение их конституционных прав на получение общедоступного качественного общего и дополнительного образования;

обеспечение условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации;

создание условий для обеспечения охраны здоровья детей с ОВЗ;

адаптивность модели дистанционного образования к

уровням и особенностям развития и подготовки детей с ОВЗ.

Цель работы: обучение детей с ОВЗ с использованием дистанционных образовательных технологий по образовательным программам начального, основного общего, среднего (полного) и дополнительного образования.

Расширить доступ к учебным материалам и методическим ресурсам детей с ОВЗ.

Способствовать повышению комфортности обучения.

Расширить возможности для развития умственных и творческих способностей обучающихся с ОВЗ.

Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно разделить на три большие категории:

- неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители),

- средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа),

-видеоконференции - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.

На уроках дистанционного обучения используем не только электронные учебные ресурсы, но и традиционные книги, учебники, тетради и т.д.

Педагоги, реализующие дистанционное обучение прошли предварительную техническую и методическую подготовку, а также курсы повышения квалификации. Педагоги выбирают разные формы: урок в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио, изучение Интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением анимации. Самостоятельная работа по сценарию: поисковая, исследовательская, творческая, индивидуальная проектная работа, тренировочные упражнения, тренинг с использованием специальных обучающих систем. Контрольная работа: тестирование, ответы на контрольные вопросы, консультация.

Учителя создают уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета. Используют для обучения детей с ОВЗ различные сервисы, которые позволяют выполнять совместную работу учителя и ученика, находясь, на расстоянии друг от друга. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи, а так же контролировать “посещаемость”, активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке.

Таким образом, на учителей накладывается огромная работа по подготовке и проведению дистанционных уроков, которые имеют, как общее, так и различия с традиционным уроком. Для реализации дистанционного обучения детей с ОВЗ на дому разработаны рабочие программы по предмету, расписание занятий, которое утверждается образовательным учреждением, вносятся необходимые коррективы. В школе осуществляется психолого-педагогического сопровождения дистанционного обучения детей с ОВЗ. Направления работы педагога- психолога нацелены на повышение психологической компетентности педагогов, родителей (законных представителей) в вопросах обучения детей с ОВЗ.

Сформировать представления об особенностях

психофизиологического развития детей с ОВЗ, обучающихся дистанционно.

Определить условия психолого-педагогического сопровождения дистанционного образования, исходя из реальных возможностей ОУ.

Кроме того, осуществляется взаимодействие с обучающимися, их родителями (законными представителями), что обеспечивает им морально- психологическую поддержку.

Родители детей-инвалидов – особая категория взрослых. Им в первую очередь, необходимы конструктивная помощь, дельный совет и морально- психологическая поддержка. В связи с этим организуются встречи, консультации для родителей (законных представителей), имеющих детей с особыми потребностями. ОУ обеспечивает их консультативной поддержкой; необходимой полезной практической информацией.

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов является важнейшей составляющей дистанционного обучения. Индивидуальный подход в обучении таких детей, это основа их обучения. Педагог-психолог использует такие методики психодиагностики, которые позволяют выявлять индивидуальные особенности ребенка, отслеживать динамику его развития, вырабатывать рекомендации для педагогов и родителей, связанных с обучением, воспитанием и реабилитацией ребенка.

При организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями учитывается специфика психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации. Кроме того, учитываются трудности каждого отдельно взятого ребенка, обусловленные недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью. А так же недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Педагоги учитывают возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, оказывают помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории. Способствуют его культурному развитию, социализации, развитию творческих способностей и навыков самостоятельной деятельности.

Необходимым условием успешного дистанционного обучения детей с ОВЗ является корректировка учебной программы, с учётом умственных и физических особенностей обучающихся, подготовка индивидуального курса обучения. Осуществляется совместная работа учителей, педагога-психолога, администрации, родителей (законных представителей), по организации дистанционного образования таким образом, чтобы наиболее эффективно, безопасно для ребенка построить процесс обучения, воспитания и развития.

Реализация направлений деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов позволило добиться определённых результатов. Ребята принимают участие в различных мероприятиях.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий, технологий дистанционного обучения является эффективным решением проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация дистанционного обучения детей-инвалидов позволяет обеспечить доступ детей данной категории к образовательным и иным информационным ресурсам, оказать поддержку семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, способствует созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, получению ими качественного образования, расширению возможностей их последующей профессиональной занятости, как следствие, - их успешной социализации и интеграции в общество.

Не смотря на имеющиеся очевидные преимущества дистанционного обучения, есть и слабые стороны такого обучения с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Во-первых, это не качественная связь, которая возникает из-за низкой скорости Интернета.

Во-вторых, в ходе урока, если возникают какие-либо проблемы у обучающегося, например, ребёнок не знает, как открыть, или принять файл, не может устранить проблемы, возникшие со звуком или видеоизображением, то структура урока нарушается, учитель не может качественно провести занятие, так как приходится терять время на устранение неполадок, объяснений.

В-третьих, зная психофизиологические особенности детей и, учитывая специфику при обучении, у учителей возникают трудности при проведении дистанционного урока, так как у детей могут возникать: нежелание участвовать в работе, может проявляться быстрая утомляемость, плаксивость, лабильность настроения.

Учитель, реализующий дистанционное обучение должен обладать такими качествами, как коммуникативная культура, эрудированность, психологическая компетентность, толерантность и эмпатия!

Успех реализации дистанционного образования детей – инвалидов напрямую зависит от качества взаимодействия всех его участников: родителей (законных представителей) обучающихся, педагогических работников, администрации образовательного учреждения, всех заинтересованных лиц.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Из послания Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному собранию РФ (2011 год)

В каждой школе существует специфическая группа учащихся:
- дети, которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут ежедневно посещать
школу;
- дети-инвалиды с ограниченными возможностями передвижения.
Эти дети требуют
индивидуального подхода к себе в процессе обучения. Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов и выступает система дистанционного обучения.

Дистанционное обучение (ДО) взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий.

На мой взгляд, это одно из эффективных средств организации образования детей - инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому.

Успешное использование информационных технологий в образовательном процессе, позволило освоить новое для меня направление - дистанционное обучение.

Стаж работы как педагога 25 лет, а как дистанционного учителя уже 3 года, С 1 сентября 2013 года провожу занятия в дистанционном режиме через программы для он-лайн взаимодействия (чаты, Skype и др.) с использованием различных ресурсов с ребёнком 3 г класса ( имя, фамилия не указываю), который в силу родовой травмы остался инвалидом и имеет ряд противопоказаний для обучения в массовой школе.

Дистанционное обучение позволяет использовать разнообразные формы подачи учебных материалов:

1.дидактический материал (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы)

2.наглядный материал (рисунки, картинки, фильмы, презентации)

6.мониторинги ( проверочные тесты, контрольные задания, карточки)

Всё это необходимо для построения урока, особенно дистанционного. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-десяти лет является игровая, я убедилась, что использование ЦОРов в дистанционном обучении – это необходимость.

То есть в качестве ЦОРа мы можем рассматривать любой фрагмент текста, запись формулы, электронную таблицу, рисунок, фотографию, анимацию, аудио- или видеофрагмент, презентацию или базу данных, тест, интерактивную модель и т.д.

Хочу остановиться на тех ЦОРах, которые использую в дистанционном обучении:

1.Презентации, которые дают уроку привлекательность своим разнообразием.

Презентация - это представление чего-либо нового, она представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую систему. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.

На уроке остается больше времени на практические задания, будь это проверка или усвоение новых знаний , ребенок учится навыкам контроля и самоконтроля.

Благодаря компьютерному тренажеру ученик может в удобном ему режиме за более короткое время и меньшие затраты достичь цели обучения..

3.Flash-анимация на уроках – это небольшой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент изучаемого материала.

Flash — анимация используется в качестве наглядного материала на уроке, повышая мотивацию ученика, давая ему возможность провести самостоятельные действия с материалом на экране.

4.Тест (от английского слова test - проверка, задание) - это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности.

5.Электронное учебное пособие.

В законченном виде это учебное пособие можно будет использовать как на уроках, так и для самостоятельной подготовки учащихся дома.

В свободном доступе в сети интернет.

Где же можно взять все эти материалы?

Еще в 2010 году на заседании Организационного комитета по проведению в Российской Федерации года Учителя В.В.Путин говорил, что“следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов - словом, всего того, что формирует профессиональную среду. ”. Поэтому, сейчас нет недостатка в ЦОРах и не использовать их, было бы большой ошибкой.

Я предлагаю вашему вниманию ЦОРЫ, которые использую на дистанционных уроках.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Уроки Кирилла и Мефодия представляют собой наборы тематически организованных интерактивных слайдов .На слайдах размещаются текстовые и/или информационные объекты: рисунки, анимации, интерактивные элементы и др.Преимущество слайдовой структуры представления учебного материала заключается в возможности отобрать из серии слайдов нужные для урока, без необходимости показывать все интерактивы, входящие в серию.

Это школьные видеоуроки, находящиеся в свободном доступе

в сети Интернет.

Сейчас на сайте около 4000 видеоуроков и 2000 конспектов к ним. Видеоуроки находятся в свободном доступе.

Здесь вы найдете видеоуроки, тесты, презентации, поурочные планы и прочие полезные материалы для учителей начальных классов и не только.

Этот сайт посвящен изучению и преподаванию в начальных классах. Здесь вы найдете много полезного материала для работы учителя .Это видеоуроки, готовые тесты, презентации, сценарии уроков, планирование по по начальным классам и много другого полезного материала. Так же вы можете опубликовать свои разработки уроков по начальным классам и получить свидетельство о публикации. Здесь вы можете зарегистрироваться в рассылке новых видеоуроков по начальным классам и регулярно получать ссылки для их скачивания на свой емайл.

Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Коллекция) было создано в период 2005-2007 гг. в рамках проекта "Информатизация системы образования" (ИСО).

В настоящее время в Коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции.

Это готовые тесты, презентации, сценарии уроков, планирование по начальным классам и много другого полезного материала. Так же вы можете опубликовать свои разработки уроков по начальным классам и получить свидетельство о публикации.

Вы можете находиться в ограниченном (требует регистрации в обучающей среде)и неограниченном(учебные материалы находятся в свободном доступе) доступе к ЦОРам. Все материалы в зоне доступа .

6. Нельзя ни отметить и электронные приложения к учебникам.

Основная нагрузка при разработке уроков ложится , как и всегда , на учителя. Он должен учесть все особенности ученика и с помощью тщательно продуманных методов и приемов обучения вовлечь ребёнка в образовательную среду. И как говорил М.Горький , надо учиться у всех, не подражая никому. Поэтому, сейчас, исходя из своего педагогического опыта, я хотела бы представить свой алгоритм конструирования дистанционного урока.

С чего я начинаю?

1.Определить тему. ( см.планирование)

2.Определить тип дистанционного урока ( изучение новой темы, повторение, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверка и т.д.)

3.Цель урока ( относительно ученика, учителя, совместной деятельности).

4.Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного урока( он-лайн, оф-лайн ит.д.)

5.Выбор способов доставки учебного материала и информационных обучающих материалов ( скайп, почта и т.д.)

6. Выбор формы предъявления учебных элементов ученику (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.).

7.Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.

9.Разработка контрольных заданий или тестов .

10.Подготовка подробного сценария дистанционного урока ( технологическая карта).

12. Опытная эксплуатация урока .Тестирование урока,.в том числе на различных разрешениях экрана и в различных браузерах.

13. Модернизация урока по результатам опытной эксплуатации.

14. Проведение урока.

15. Анализ урока. Удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны учеников так и дистанционного учителя.

При подготовки к уроку я четко стараюсь следовать его структуре . Так как урок делится на четкие временные отрезки ( этапы), я пытаюсь спланировать урок так, чтобы в каждом этапе стояла четкая цель для ученика. Эта цель должна мобилизировать учащегося, стимулировать процесс учения, т.е. ученик , проще говоря, должен чётко знать и понимать, что от него требует учитель.

( Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся ).

Технологическая карта должна зафиксировать не только вид деятельности учителя и ученика на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Проанализировав достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-практиками коллегами , я пришла к выводу, что определенной формы карты пока не существует.

Карты отличаются по количеству и структуре разделов в зависимости от хода урока.

Ирина Михайловна Логвинова, канд. пед. наук, замдиректора Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования

Галина Леонидовна Копотева, канд. пед. наук, зав. лабораторией Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования.

Действительно, готовиться к урокам необходимо. Это понимает каждый учитель. Показатель эффективности такой работы – хорошо проведённый урок, реальные результаты обучающихся.

Как будет выглядеть на бумаге процесс его подготовки: план-конспект, технологическая карта, развернутый или краткий план – это уже вторично.

Технологическая карта должна стать помощником, а не лишней, ненужной нагрузкой для учителя. Она должна быть компактной. И написание технологических карт не должно занимать все время , не оставляя времени на качественную подготовку к уроку ..

Технологическая карта должна создаваться не для проверяющих, а для продуктивной работы учителя.

Читайте также: