Дифференцированный подход в обучении математики доклад

Обновлено: 04.07.2024

Перед публикацией материала внимательно проверьте все данные, указанные в вашем профиле. Информация из профиля будет использована при оформлении документов. В случае неполного или неправильного заполнения профиля свидетельства, сертификаты и другие дополнительные документы будут сформированы некорректно.
Проверить личные данные можно здесь

Оценить 156 0

Благоразумный наставник прежде всего

должен узнать свойства ума и характера

поручаемого ему ученика.

Марк Фабий Квинтилиан

Мое педагогическое кредо - сделать учение посильным, воспитать интерес к изучению математики, развивать и поддерживать его.

Обучения математике требует современное состояние нашего общества, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как компетентность, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение. Сегодня базовый курс математики призван служить одной из основ развития личностных качеств каждого отдельного ученика и подготовки его к жизни. И как учитель, я осознаю своё высокое назначение.

Возможности учащихся в освоении знаний индивидуальны. Кто-то опережает, кто-то еле успевает, а кто-то совсем отстает. Только постепенный переход от известного к новому, только постепенное усложнение материала способствует эффективному усвоению математического материала и здесь необходима помощь учителя.

В моей педагогической практике я имела возможность работать с разными категориями обучающихся. А именно: с обучающимися, которые имели низкий уровень мотивации; средний уровень мотивации; и высокий уровень мотивации в обучении. Труднее всего формировать и поддерживать интерес к предмету, изучаемому материалу, активность учащихся на протяжении всего урока, именно у этих детей. Ведь известно, что математика интересна только тогда, когда понятна, слишком уж это сложная наука для

Поэтому, в 2001 году я поставила перед собой цель: изучить различные технологии обучения и выбрать наиболее оптимальные технологии, учитывая разноуровневый контингент обучающихся. Познакомившись с большим количеством технологий, я убедилась, что только технология дифференцированного подхода позволит мне грамотно и компетентно построить учебный процесс, так как эта технология является проникающей технологией.

Дифференцированное обучение – это:

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Основная цель моей деятельности - способствовать развитию образо­ванной личности, умеющей приобретать знания, на основе организации дифференцированной и индивидуальной работы на уроках математики.

Достижение данной цели реализуется посредством решения следующих задач:

- формирование прочных вычислительных навыков;

формирование и развитие коммуникативной, языковой компетенций; умений находить, систематизировать необходимую информацию.

развитие интереса к изучению математики.

Дифференциация обучения позволяет организовать учеб ный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования , которое может быть различным для разныхуча щихся, но с обязательным для всех выделением инвариант­ ной части (базового минимума) . При этом каждая группа учеников, имеющая сход­ ные индивидуальные особенности, идет своим путем. Процесс обучения в условиях дифференциации становится макси­ мально приближенным к познавательным потребностям уче­ ников, их индивидуальным особенностям.

Таким образом , цель дифференциации процесса обучения — обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения по­ знавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

В понимании дифференци­ ации можно выделить три основных аспекта:

1. Учет индивидуальных особенностей учащихся.

2. Группирование учеников на основании этих особенностей.

3. Вариативность учебного процесса в группах .

Первый аспект — учет индивидуальных особенностей уче­ ников характерен и для дифференциации, и для индивидуализ ации.

Учебный процесс строится с учетом особенно­стей не групп, а каждого отдельно взятого ученика. Считается что дифференциация — одно из средств реализации личностно-ориентированного обучения.

Дифференцированное обучение способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности, предполагает актуализацию функций личностного выбора.

Дифференциация может осуществляться на различных уровнях.Так, например, Рональд Де Гроот выделил три уровня.

1-й микроуровень , когда различный подход осуществ­ ляется

дифференциация

к отдельным группам детей внутри класса .

Этот уро­ вень дифференциации иногда называется

внутренней или внутриклассной.

2 -й мезоуровень — уровень школы, когда дифференциация

осуществляетсявнутри школы между от­ дельными

дифференциация

классами, профилями, направлениями.

3-й мак­ роуровеньдифференциация между школами,

создание различных типов школ.

Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке. В этом случае понимание дифференциации обучения очень сходно с понятием индивидуализации обучения.

При внешней дифференциации учащиеся специально объединяются в учебные группы. Таким образом, при внутренней дифференциации, т.е. на уроке, личностно-ориентированное обучение достигается главным образом за счет педагогических технологий, например, обучения в сотрудничестве и метода проектов, за счет разнообразия приемов, которые предусматривают эти технологии.

Дифференцированный подход в обучении – это принцип посильности усвоения – каждый обучающийся продвигается своими темпами. Дифференцированный подход проявляется в дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы по математике.

Главной задачей своей деятельности на уроке я считаю создание таких условий, при которых знания моих учеников оказалось бы необходимым для решения учебной задачи, для поиска нужной информации, которая, в свою очередь, дала бы импульс мыслям, привела бы в движение воображение, вооружила аргументами, потребовала новых знаний.

На уроках использую:

индивидуальную форму работы с обучающимися, (самостоятельные работы, работа по карточкам (индивидуальные, для коррекции знаний));

фронтальную форму работы с обучающимися (опрос, беседа, математические диктанты с сигнальными линейками (для обратной связи), работа в тетради с печатной основой);

индивидуализированную форму работы с обучающимися, где учащийся сам выбирает задание в соответствии с уровнем обученности.

На уроках применяю такие виды работ, как:

работа в парах: ученик-ученик (сильный со слабым; ребята одного уровня) работают с учебником, проговаривают правила, выполняют задания, учитель-ученик.

Работа в группах по 4 – 6 учащихся. Каждый ученик выполняет самостоятельную работу и отчитывается по всем основным теоретическим вопросам.

Значительную роль я отвожу работе с обучающимися на индивидуальных и дополнительных занятиях.

Задания должны отличаться простотой, краткостью и точностью.

Начинаю работу с более простых заданий, постепенно продвигаясь к более сложным, требующим необходимых обобщений. Дифференцированные задания готовлю к уроку заранее, записываю на доске, карточках. Их можно разделить на два вида:

обязательные задания.

Они способствуют умению правильно применять изученное правило, их должно быть огромное количество, они должны быть посильны для каждого ученика.

дополнительные задания.

Они рассчитаны для тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Эти задания повышенной трудности на применение материала, требующие сравнения, анализа, определённых выводов. Качество и количество заданий может быть разным, но доступным для усвоения правила на данном этапе.

Чтобы не снижать активность учащихся, увеличиваю объём работы для тех учащихся, которые имеют более высокий уровень подготовки, этим содействуя развитию познавательных способностей.

На уроках пытаюсь создать ситуацию сотрудничества, позволяющую каждому проявить инициативу, самостоятельность. Отношения с обучающимися строю на основе взаимного уважения и понимания.

Решая, проблему дифференцированного подхода к учащимся в своей работе, применяю:

все задания разделяю на базовые (обязательные) и дополнительные,

Элементы технологии И.С. Якиманской (Личностно ориентированный подход).

Элементы технологииП.Я. Гальперина,надо предоставить в распоряжение детей такие краткие схематические записи - конспекты материала и способов работы с ним, которые позволяют, ничего предварительно не заучивая, непосредственно после разъяснений учителя, приступить к самостоятельной работе с новыми заданиями.

М.Б. Воловича (поэтапное усвоение материала)

Обеспечиваю проблемно-поисковый подход.

Я считаю, что при таком подходе мне удается согласовать педагогические интересы с интересами ребёнка, поддерживать в нём стремление к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке.

В целом работа в системе приводит к положительному результату. Поэтому стараюсь использовать элементы наиболее отработанные, от которых дети получают удовольствие. Я работаю на результат.

Применение уровневой дифференциации при обучении математике, как одного из путей учета индивидуальных особенностей учащихся, необходимо и возможно. Возможность применения уровневой дифференциации, а также её эффективность подтверждается опытом многих учителей. Уровневая дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления.

ВложениеРазмер
differentsirovannoe_obuchenie_na_urokah_matematiki.doc 164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обычно класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья. Учитель не может при традиционной организации обучения равняться на всех одновременно. И он вынужден вести обучение применительно к среднему уровню - к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости - иначе говоря, он строит обучение, ориентируясь на некоторого мифического “среднего” ученика. Это неизбежно приводит к тому, что “сильные” ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения, а “слабые” ученики обречены на хроническое отставание, они также теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения.

Те, кто относятся к “средним”, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, воображения, мышления. Одному необходима основательная опора на наглядные образы и представления, другой менее нуждается в этом. Один медлителен, другого отличает относительная быстрота умственной ориентировки. Один запоминает быстро, но не прочно, другой - медленно, но продуктивно; один приучен организованно работать, другой работает по настроению, нервно и неровно; один занимается охотно, другой - по принуждению.

Учитель же должен создать на уроке оптимальные условия для умственного развития каждого, чтобы преодолеть постоянно возникающие противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний и умений. Все это приводит к необходимости использования уровневой дифференциации на уроках математики. В условиях дифференцированного обучения комфортно чувствуют себя сильные и слабые ученики.

Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференциация обучения – это учёт индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах.

Цель дифференцированного обучения:

- Обеспечение каждому учащемуся возможностей максимального развития его способностей, склонностей, раскрытия собственной индивидуальности.

- Целенаправленное воздействие на формирование индивидуального, творческого, профессионального потенциала ученика.

Внешняя дифференциация – это дифференциация по содержанию.

Она предполагает обучение разных групп учащихся по программам, отличающимся глубиной и широтой изложения материала. Дифференциация этого вида, как правило, осуществляется через курсы по выбору и профильное обучение. При этом одни учащиеся выберут общекультурный уровень изучения и усвоения учебного материала, другие - прикладной, третьи - творческий, в соответствии со своими интересами, способностями, склонностями и с учетом возможностей в будущей профессиональной деятельности.

Внутренняя дифференциация – различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (класс), подобранной по случайным признакам, без выделения стабильных групп. Может осуществляться в форме учёта индивидуальных особенностей учащихся, системы уровневой дифференциации.

Цель уровневой дифференциации состоит в обеспечении достижения всеми школьниками базового уровня подготовки при одновременном создании условий для развития учащихся, проявляющих интерес и способности к математике.

Практическое осуществление уровней дифференциации не должно означать, что одним ученикам предлагается больший объем материала, а другим меньший. Каждый должен пройти через полноценный учебный процесс, который не может быть ограничен требованиями минимума. Иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, и учащиеся, потенциально способные на большее, могут быть потеряны. Иными словами, уровень обучения в целом должен превышать уровень обязательных требований. Каждый ученик должен в полном объеме услышать изучаемый материал, увидеть образцы деятельности. И одни школьники воспримут эти образцы полностью, присвоят их, сделают их своим знанием и опытом, другие – не потеряются в объеме информации, а усвоят из нее то, что предусматривается минимальным стандартом.

Для определения стратегии дифференциации обучения можно условно разделить всех учащихся на три группы по отношению к курсу математики.

I группу составляют школьники, для которых математика является лишь элементом общего развития и в дальнейшей профессиональной деятельности будет использоваться лишь в незначительном объеме (учащиеся с минимальным уровнем знаний и умений). Для этой категории учащихся важно овладение общей математической культурой, а вовсе не ремесленными навыками решения каких-то стандартных задач.

Во II группу могут входить учащиеся, для которых математика будет важным инструментом в их профессиональной деятельности (учащиеся с хорошим уровнем умений и знаний). Для этой категории существенны не только знания о математических фактах, навыки логического мышления, пространственные представления, но и прочие навыки решения задач.

В III группу следует отнести тех учащихся, которые выберут математику (или близкие к ней области знаний) в качестве основы своей будущей профессии. Учащиеся этой группы проявляют повышенный интерес к изучению математики и должны творчески овладеть ее основами.

Дифференцированные формы деятельности могут быть успешно организованы на любом этапе урока.

Объяснение при дифференцированном подходе может осуществляться различными путями. Наиболее эффективным, но и наиболее трудоемким является троекратное объяснение. Это позволяет держать в поле зрения средних и слабых учеников, работать с ними на протяжении всего урока.

После первого объяснения нового материала группа сильных учащихся переходит к самостоятельному выполнению дополнительных заданий. После второго объяснения самостоятельные задания получают средние учащиеся, работа с которыми направлена на усвоение и закрепление полученных знаний, умений и навыков. Третье объяснение нового материала – это работа только со слабыми учащимися (совместное создание схемы, алгоритма и т.д.)

Дифференцированные формы деятельности могут быть успешно организованы даже после объяснения нового материала. Хотя зачастую мы отдаем предпочтение, на этом этапе, коллективной форме работы с вызовом учащихся к доске. Такая коллективная работа дает возможность каждому ученику одновременно слышать, объяснять и видеть решение. В этом ее достоинство. Однако в дальнейшем деление на группы необходимо. Объединяются для работы те учащиеся, которые считают, что уже поняли новый материал и могут работать самостоятельно. Эти учащиеся списывать не будут, ведь самостоятельная работа выполняется по желанию. Они к учителю не обращаются, так как могут советоваться друг с другом, сверять свое решение с ответами и даже с фрагментами решений, заранее выписанными на доске. Такое поведение вполне уместно на данном этапе обучения. Пока часть ребят работает самостоятельно, учитель может и должен работать с теми учениками, которые еще не усвоили новую тему достаточно хорошо. Эти ученики работают коллективно: выходят поочередно к доске, решают задачи и объясняют их. Далее проверяется самостоятельная работа сильных учащихся, а те, с которыми работал учитель, выполняют небольшую самостоятельную работу обучающего характера.

Успешнее дифференциация осуществляется на этапах формирования умений и навыков, закрепления и систематизации изученного. В системе специальных заданий, используемых при дифференцированном подходе, обязательным является создание условий, которые обеспечивали бы наиболее целесообразный и эффективный характер деятельности каждого учащегося. Так для группы сильных и средних учащихся должны подбираться задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, высокого уровня обобщения и систематизации изучаемого; для группы слабых - задания, повышающие активность в процессе восприятия, осмысления нового материала и применения его в стандартной ситуации.

Выделяются такие типы заданий:

1. Задания с наличием образца выполнения (вначале полный подробный образец, потом образец с сокращенной системой операций, затем выполнение без образца, учащийся сам воспроизводит образец, с которым работал, и выполняет задание).

3. Задания, в которых выполняются только отдельные части . В этом случае учащемуся предлагаются задания, где уже даны ответы на отдельные вопросы с учетом трудностей, которые могут возникнуть, а также задания с дозированной помощью учителя. Выглядит это так. Ученику дается задание на решение тригонометрических уравнений. Если ученик затрудняется с решением, он обращается к карточке, на которой приведены необходимые для решения задания теоретические сведения. Если после изучения этой карточки затруднения остаются, ученик обращается ко второй карточке, на которой показан план решения задания. Если и после этого ученик продолжает затрудняться, то обращается к карточке, на которой приведено решение аналогичного задания.

4.Задания с теоретическими справками направлены на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия соответствующей теорией, воспитание привычки контролировать выбор действия определенным правилом, теоремой.

В системе контроля следует выделять два этапа – проверку достижения уровня обязательной подготовки и проверку на повышенном уровне.

В зависимости от способов организации контроля, указанные этапы могут быть разведены во времени, а могут и объединяться в одной контрольной работе.

В первом случае необходимо проведение предварительного тестирования на уровне обязательной подготовки, и в случае положительного результата последующее выполнение работы, отвечающей повышенным уровням усвоения материала.

Во втором случае учащимся предлагается единая проверочная работа, состоящая их двух, дополняющих друг друга частей: одна из них содержит задания, соответствующие обязательным результатам обучения, другая – задачи повышенного уровня сложности.

Контроль должен обеспечивать как можно большую полноту проверки на обязательном уровне. Информация об этом даёт возможность судить о готовности или неготовности ученика к продвижению по курсу, о выполнении или невыполнении им программных требований.

Каждому учителю приходиться искать и находить ответы на вопросы такого характера: Как максимально, с большей отдачей, использовать каждую минуту урока? Какую методику избрать из многообразия методик, чтобы достичь наилучшего результата?

Для себя я определила следующее, что только дифференцированный подход в обучении школьников является самым оптимальным и разумным.

Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Учет индивидуальных особенностей – один из ведущих принципов дидактики.

Важным звеном процесса обучения математике является контроль знаний и умений школьников. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы. Именно поэтому в школьной практике уделяется серьёзное внимание способам организации контроля, его содержанию. Многие педагоги ведут большую работу по совершенствованию форм и методов контроля. Эта работа связана со стремлением более полно реализовать цели и задачи школьного математического образования, она отражает те или иные изменения, которые происходят в системе обучения математике.

В настоящее время принципиальные изменения в школе связаны в первую очередь с введением дифференцированного обучения. Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становится уровневая дифференциация. Её основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащихся: выделяется уровень обязательной подготовки, который задаёт достаточную нижнюю границу усвоения материала. Этот уровень, безусловно, доступен и посилен всем школьникам. На его основе формируются повышенные уровни овладения курсом. Учащиеся получают право и возможность, обучаясь в одном классе и по одной программе, выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям.

Эти уровни, и прежде всего уровень обязательной подготовки, должны быть открытыми, т.е. известными ученикам и понятными им. Только в этом случае можно рассчитывать на познавательную активность школьников, на заинтересованность их в результате своего труда. Ведь если цели известны и посильны, а их достижение поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться к их осуществлению.

Поэтому открытость уровней подготовки является механизмом формирования положительных мотивов учения, сознательного отношения к учебной работе, позволяет опереться на самооценку ученика в выборе индивидуального пути его развития.

И наконец, необходимо признать, что каждый ученик имеет право сам, добровольно выбирать для себя уровень усвоения и отчётности в результатах своего учебного труда. Именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и к окружающим, вырабатывает ответственность и способность к принятию решений.

Реализация уровневого подхода при обучении требует разработки целого комплекса мер, специальной технологии обучения. Прежде всего должна быть перестроена система контроля. Контроль и оценка должны отражать принятый уровневый подход.

Как дифференциация прослеживается на различных этапах урока.

2) При закреплении материала задания подбираю таким образом, чтобы сначала усвоение шло на более легких примерах, затем учащимся варианта Б даю усложненные задания, предварительно обсудив их. Ученики решают эти задания самостоятельно, а с учащимися варианта А продолжаем закреплять материал на основных заданиях. Правильность решения заданий варианта Б проверяю по ходу урока, подходя к учащимся на месте. Работу таким образом проводить трудно, но стараюсь не упускать из виду учащихся, которые материал усваивают быстро и пополняю запас их знаний более сложными заданиями. Так работаю во всех классах.

Использую следующие методы и средства при дифференциации по уровням усвоения и закрепления материала:

Создание проблемно-поисковых ситуаций;


3) Дифференцированно провожу и контроль усвоения материала. Работа включает в себя зачёты как основную форму проверки усвоения учебной темы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Доклад на тему:

Учитель математики

Абдулгапурова З.

Благоразумный наставник - прежде всего

должен узнать свойства ума и характера

поручаемого ему ученика.

Марк Фабий Квинтилиан

Мое педагогическое кредо - сделать учение посильным, воспитать интерес к изучению математики, развивать и поддерживать его.

Обучения математике требует современное состояние нашего общества, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как компетентность, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение. Сегодня базовый курс математики призван служить одной из основ развития личностных качеств каждого отдельного ученика и подготовки его к жизни. И как учитель, я осознаю своё высокое назначение.

Возможности учащихся в освоении знаний индивидуальны. Кто-то опережает, кто-то еле успевает, а кто-то совсем отстает. Только постепенный переход от известного к новому, только постепенное усложнение материала способствует эффективному усвоению математического материала и здесь необходима помощь учителя.

В моей педагогической практике я имела возможность работать с разными категориями обучающихся. А именно: с обучающимися, которые имели низкий уровень мотивации; средний уровень мотивации; и высокий уровень мотивации в обучении. Труднее всего формировать и поддерживать интерес к предмету, изучаемому материалу, активность учащихся на протяжении всего урока, именно у этих детей. Ведь известно, что математика интересна только тогда, когда понятна, слишком уж это сложная наука для

Поэтому, в 2001 году я поставила перед собой цель: изучить различные технологии обучения и выбрать наиболее оптимальные технологии, учитывая разноуровневый контингент обучающихся. Познакомившись с большим количеством технологий, я убедилась, что только технология дифференцированного подхода позволит мне грамотно и компетентно построить учебный процесс, так как эта технология является проникающей технологией.

Дифференцированное обучение – это:

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Основная цель моей деятельности - способствовать развитию образо­ванной личности, умеющей приобретать знания, на основе организации дифференцированной и индивидуальной работы на уроках математики.

Достижение данной цели реализуется посредством решения следующих задач:

- формирование прочных вычислительных навыков;

формирование и развитие коммуникативной, языковой компетенций; умений находить, систематизировать необходимую информацию.

развитие интереса к изучению математики.

Дифференциация обучения позволяет организовать учеб ный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования , которое может быть различным для разных уча щихся, но с обязательным для всех выделением инвариант­ ной части (базового минимума) . При этом каждая группа учеников, имеющая сход­ ные индивидуальные особенности, идет своим путем. Процесс обучения в условиях дифференциации становится макси­ мально приближенным к познавательным потребностям уче­ ников, их индивидуальным особенностям.

Таким образом , цель дифференциации процесса обученияобеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения по­ знавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

В понимании дифференци­ ации можно выделить три основных аспекта:

1. Учет индивидуальных особенностей учащихся.

2. Группирование учеников на основании этих особенностей.

3. Вариативность учебного процесса в группах .

Первый аспект — учет индивидуальных особенностей уче­ ников характерен и для дифференциации, и для индивидуализ ации.

Учебный процесс строится с учетом особенно­стей не групп, а каждого отдельно взятого ученика. Считается что дифференциация — одно из средств реализации личностно-ориентированного обучения.

Дифференцированное обучение способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности, предполагает актуализацию функций личностного выбора.

Дифференциация может осуществляться на различных уровнях . Так, например, Рональд Де Гроот выделил три уровня.

Внутренняя

дифференциация

-й микроуровень , когда различный подход осуществ­ ляется

к отдельным группам детей внутри класса .

Этот уро­ вень дифференциации иногда называется

внутренней или внутриклассной.

2-й мезоуровень — уровень школы, когда дифференциация

внешняя

дифференциация

существляется внутри школы между от­ дельными

классами, профилями, направлениями.

3-й мак­ роуровеньдифференциация между школами,

создание различных типов школ.

Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке. В этом случае понимание дифференциации обучения очень сходно с понятием индивидуализации обучения.

При внешней дифференциации учащиеся специально объединяются в учебные группы. Таким образом, при внутренней дифференциации, т.е. на уроке, личностно-ориентированное обучение достигается главным образом за счет педагогических технологий, например, обучения в сотрудничестве и метода проектов, за счет разнообразия приемов, которые предусматривают эти технологии.

Дифференцированный подход в обучении – это принцип посильности усвоения – каждый обучающийся продвигается своими темпами. Дифференцированный подход проявляется в дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы по математике.

Главной задачей своей деятельности на уроке я считаю создание таких условий, при которых знания моих учеников оказалось бы необходимым для решения учебной задачи, для поиска нужной информации, которая, в свою очередь, дала бы импульс мыслям, привела бы в движение воображение, вооружила аргументами, потребовала новых знаний.

На уроках использую:

индивидуальную форму работы с обучающимися, (самостоятельные работы, работа по карточкам (индивидуальные, для коррекции знаний));

фронтальную форму работы с обучающимися (опрос, беседа, математические диктанты с сигнальными линейками (для обратной связи), работа в тетради с печатной основой);

индивидуализированную форму работы с обучающимися, где учащийся сам выбирает задание в соответствии с уровнем обученности.

На уроках применяю такие виды работ, как:

работа в парах: ученик-ученик (сильный со слабым; ребята одного уровня) работают с учебником, проговаривают правила, выполняют задания, учитель-ученик.

Работа в группах по 4 – 6 учащихся. Каждый ученик выполняет самостоятельную работу и отчитывается по всем основным теоретическим вопросам.

Значительную роль я отвожу работе с обучающимися на индивидуальных и дополнительных занятиях.

Задания должны отличаться простотой, краткостью и точностью.

Начинаю работу с более простых заданий, постепенно продвигаясь к более сложным, требующим необходимых обобщений. Дифференцированные задания готовлю к уроку заранее, записываю на доске, карточках. Их можно разделить на два вида:

обязательные задания.

Они способствуют умению правильно применять изученное правило, их должно быть огромное количество, они должны быть посильны для каждого ученика.

дополнительные задания.

Они рассчитаны для тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Эти задания повышенной трудности на применение материала, требующие сравнения, анализа, определённых выводов. Качество и количество заданий может быть разным, но доступным для усвоения правила на данном этапе.

Чтобы не снижать активность учащихся, увеличиваю объём работы для тех учащихся, которые имеют более высокий уровень подготовки, этим содействуя развитию познавательных способностей.

На уроках пытаюсь создать ситуацию сотрудничества, позволяющую каждому проявить инициативу, самостоятельность. Отношения с обучающимися строю на основе взаимного уважения и понимания.

Решая, проблему дифференцированного подхода к учащимся в своей работе, применяю:

все задания разделяю на базовые (обязательные) и дополнительные,

Элементы технологии И.С. Якиманской (Личностно ориентированный подход).

Э лементы технологии П.Я. Гальперина , надо предоставить в распоряжение детей такие краткие схематические записи - конспекты материала и способов работы с ним, которые позволяют, ничего предварительно не заучивая, непосредственно после разъяснений учителя, приступить к самостоятельной работе с новыми заданиями.

М.Б. Воловича (поэтапное усвоение материала)

Обеспечиваю проблемно-поисковый подход.

Я считаю, что при таком подходе мне удается согласовать педагогические интересы с интересами ребёнка, поддерживать в нём стремление к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке.

В целом работа в системе приводит к положительному результату. Поэтому стараюсь использовать элементы наиболее отработанные, от которых дети получают удовольствие. Я работаю на результат.

В настоящее время важная задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы " научить ученика самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую и исследовательскую деятельность".Следовательно, актуальным является внедрение в процесс обучения современных образовательных технологий, которые формируют у учащихся умение учиться. Технология дифференцированного обучения является одной из них. Нужно так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках и в домашней подготовке к ним, с учетом его математических способностей и интеллектуального развития, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях школьников, а в конечном итоге дать полноценную базовую математическую подготовку учащимся обычного класса. Базовый курс математики призван служить одной из основ развития личностных качеств каждого отдельного ученика и подготовки его к жизни, предстоящей трудовой деятельности.

Содержимое публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МАСЛЯНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ П.П. ЛАНОВЕНЧИКА

ТЕМА ДОКЛАДА:

Учитель математики: Емельянова Марина Сергеевна.

Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я вспомню,

Вовлеки меня в процесс, и я пойму,

Отойди, и я буду действовать.

(Древняя китайская пословица).

В настоящее время важная задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы " научить ученика самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую и исследовательскую деятельность".Следовательно, актуальным является внедрение в процесс обучения современных образовательных технологий, которые формируют у учащихся умение учиться. Технология дифференцированного обучения является одной из них.

Нужно так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках и в домашней подготовке к ним, с учетом его математических способностей и интеллектуального развития, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях школьников, а в конечном итоге дать полноценную базовую математическую подготовку учащимся обычного класса. Базовый курс математики призван служить одной из основ развития личностных качеств каждого отдельного ученика и подготовки его к жизни, предстоящей трудовой деятельности.

Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Даже ориентировка на "среднего" ученика в обучении математике приводит к снижению успеваемости в классе, к издержкам воспитательного характера у ряда школьников (потеря интереса к математике, порождение безответственности, нежелание учиться и др.). Нынешнее отношение учащихся к математике характеризуется снижением ее популярности среди школьников. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще только формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному учебному предмету. Именно в тот период нужно стремиться раскрыть притягательные свойства математики.

Ведущая роль в решении этой задачи принадлежит учителю, его умению применять эффективные технологии в рамках своего предмета. Такой технологией, по моему мнению, является технология дифференцированного обучения. Ясно, что проблема дифференцированного обучения математике в средней школе не может быть решена только за счет совершенствования содержания образования, так как реализация на практике разных уровней требует от учителя принципиально нового подхода к организации учебной деятельности учащихся на уроке, в домашней и внеклассной работе.

Признание математики в качестве обязательного компонента общего среднего образования в большей мере обуславливает необходимость осуществления дифференцированного подхода к учащимся - как к определенным их группам (сильным, средним, слабым), так и к отдельным ученикам. Дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников, причем его понимание недолжно сводиться лишь к эпизодическому добавлении в процессе обучения слабо успевающим учащимся тренировочных задач, а более подготовленным – задач повышенной трудности. Более полное понимание дифференциации обучения предполагает использование ее на различных этапах изучения математического материала: подготовки учащихся к изучению нового, введения нового, применения к решению задач, этапа контроля за усвоением и др. Дифференцировано может быть содержание изучаемого материала (выделение обязательного и дополнительного); дифференцировать можно методы (приемы) обучения, варьируя ими с целью оказания различной степени индивидуальной или групповой помощи ученикам при организации самостоятельной работы по изучению нового, при решении задач и др.; дифференцировать можно средства и формы обучения.

В концепции школьного математического образования дифференциация рассматривается как составная часть и необходимое условие гуманизации и демократизации образования, его перевода на новую культурообразующую базу.

Глава 1. Методы дифференцированного подхода на уроках математики.

Учащиесяпервойгруппыимеютпробелывзнанияхпрограммногоматериала,самостоятельномогутсделатьзаданияводин–двашага,выполнение более сложных заданий начинают со слепых проб, не умеютвести целенаправленный поиск пути выполнения упражнения. В этой группемогут быть учащиеся, имеющие пробелы в знаниях и отставание в развитиивследствие частых пропусков уроков по болезни, в силу систематическойплохойподготовкикурокам.

Третью группу составляют учащиеся,которыемогутсводить сложноезаданиекцепочкепростыхдействий,самостоятельноосвоитьновыйматериал,находитьнесколькоспособовдлявыполнениязадания.

Знаниеуровнясформированностиушкольниковуменийинавыковпомогает учителю в подготовке к уроку, позволяет заранее спланировать всевидыдифференцированныхвоздействий,подобратьсоответствующиезаданияипродуматьформыпомощидлякаждойгруппыучащихся,ориентируясьназону ближайшегоразвития.

Работа этих групп может проходить в рамках обычных уроков. Их можнотакжевременновыделитьдляотдельныхзанятий.Дифференцированныйподходкучащимсяосуществляю навсехэтапахурока.

Опрос:Приписьменномопросеможноиспользоватькарточкиразличной степени сложности, тесты трех уровней. Можно использовать дляопросанетрадиционныеформы:кроссворды,ребусы,чайнвордыразличной

Объяснение нового материала: При объяснении нового материаластавимпроблемныевопросы,стараемся,чтобынанихотвечалисильныедети, детям 1 и 2 групп предлагаем ответить на вопросы известные из раннееизученного,причемслабыхпросимповторитьзасильными.Детейиз1группыиногдапросимподготовитьсамостоятельнонекоторыевопросынового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом ониготовят наглядные пособия (рисунки,таблицы,схемыит. д.).

Закрепление нового материала: При закреплении нового материаладифференцируемвопросыназакрепление.Длядетей3группысразужепредлагаем выполнить практическое задание. Для детей 2 группы предлагаемработусучебником.Сослабымидетьмиповторяемосновныемоменты,останавливаясьподробнонакаждом.Призакрепленииновогоматериалапроводим самостоятельные работы. Количество заданий, а также время дляих выполнения для разных групп даем различное. Сильным детям сообщаемцель задания, а средним и слабым – задания описываем более подробно. Современем задания во всех группах усложняем, что способствует развитиюмыслительной деятельности. Если материал сложный, то формируем пары,куда входит один из учеников 1или 2 групп и 3, и проводим работу в парахсменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своемупартнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговариваетслабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет. При закрепленииматериала,сцельювыработкинавыковрешенияпрактическихзадачдляучащихся,подбираемзаданияспостепенноувеличивающейсястепеньютрудности.Осуществляемдифференциациюиприпроведениипрактических

4.Домашнеезадание:Первойгруппенадомпредлагаютсязадания,точно соответствующие обязательным результатам. Второй группе такие жезаданияиплюсболеесложныезадачииупражненияизучебника.Длятретьей группы задания из учебника дополняются задачами из различныхпособий.Приопределенииобъемаработыследуетисходитьизсреднейнормывремени,затрачиваемогонаприготовлениезадания,днянедели,загруженность школьниковдругимипредметами.

Во время проведения самостоятельных работ, использую задания тесты сограничением времени на их выполнение. Для начала учащихся подразделяюна3 группы поуровням успеваемости:

группа.Высокийуровень(уровеньС).Учащиесяданнойгруппыспособны применять знания в незнакомой ситуации, используя в качествеориентиракакое-либо правило,обобщенную идею.

группа. Средний уровень (уровень В). Учащиеся применяют знания взнакомойситуациипообразцу,опорнойтаблице,схеме.Происходитвыполнениедействийсчеткообозначеннымиправилами.Применениезнанийнаосновеобобщаемого алгоритма.

Также задания можно подразделить по критериям оценивания,например:

Преимуществатакихзаданиииданногооцениванияпоуровнямдаетнемаловажнуюмотивациюучащимсядлятого,чтобысамиучащиесястремились улучшить свои знания и умения, а также навыки решения задач ипримеровболеесложныхуровней.

Глава 2. Дифференцированные задания.

Ниже приведены диффренцированные задания для учащихся 6 классов поматематике. Способ сравнения чисел одинаковый, но увеличение количествазнаковв числахиприменениеотрицательныхи положительныхчисел,атакжедесятичныхдробейусложняетзадания.

Решениезадачнапроцентыспомощьюсоставленияпропорциипоусловиям задач. Масса 9 кирпичей 30 кг. Сколько таких кирпичей будутвесить270 кг?

уровень:На стоянке 106 машин. Из них 38 машин стоят вдоль одногозабора, 26- вдоль другого забора, 3/8 от стоящих у заборов - в центре. Аостальные машины стоят под навесами по 6 под каждым навесом. Скольковсего навесов?

уровень: К празднику дети нарисовали 70 рисунков. На первом этажеповесили24рисунка,анатретьемэтажеповесили2/3оттогоколичества

Скорость течения реки 4,1 км/ч. Собственная скорость лодки 20,3 км/ ч.Найти тот путь, который прошла лодка за 2ч по течению реки и 3ч противтечениявместе.

Скорость течения реки 5,1 км/ч. Собственная скорость лодки 28,5 км/ ч.Найти тот путь, который прошла лодка за 4ч против течения реки и 2ч потечениювместе.

Расход ткани на костюм увеличен с 3,2 метра до 3,6 метра. На сколькопроцентов?4.Диаметрокружностиуменьшилина2см.Насколькосантиметровуменьшиласьдлинаокружности?

18%первогочисласоставляют72,а14%второгочисласоставляют 70. Какоеизчиселбольшеинасколькопроцентов?

Дифференцированныезаданиядлягрупппоуровнюсложности.

Читайте также: