Диагностика физического состояния младших школьников доклад

Обновлено: 01.06.2024

Автор: Кравченко Наталья Александровна

Организация: МБОУ СОШ №4 ОЦ

Населенный пункт: г. Новосибирск

Введение

Физическое воспитание дошкольника - это система мероприятий, направленных на развитие систем и функций организма ребёнка, его гармонического развития. Она базируется на единстве цели, задач, средств, форм и методов работы и направлена на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях является частью общегосударственной системы физического воспитания. Строится она с учетом возрастных, психологических особенностей детей при обязательном контакте с семьями.

Целью физического воспитания решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

В группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое совершенствование функций организма, повышение его активности и общей работоспособности.

Решение образовательных задач предусматривает формирование у детей двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, овладение детьми элементарными знаниями о своём организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

С воспитательными задачами связано разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое) формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Все эти задачи можно решать в комплексе только тогда, когда педагоги будут иметь данные о состоянии здоровья ребенка и степени сформированности его двигательных навыков, т.е. когда будет проведена грамотная диагностика физической подготовленности ребенка. На основе диагностики намечается план работы с детьми, индивидуальная работа, согласовываются перспективы в работе медицинского и педагогического коллектива, обслуживающего персонала.

Особенно актуальны задачи диагностики и коррекции физического и двигательного развития детей в условиях работы детского сада компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонения в физическом и психическом развитии воспитанников.

Глава I

Назначение диагностической работы в дошкольном учреждении

Знать состояние здоровья ребёнка необходимо для того, чтобы соответствующим образом построить режим дня и подобрать закаливающие средства, обеспечить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательной и учебной деятельности.

Можно выделить три основных направления этой работы:

  • оценка и укрепление здоровья детей;
  • оценка и коррекция физического развития;
  • определение уровня и совершенствования физической подготовленности и двигательной активности.
  • активность представляет собой удовлетворённую потребность организма в движении. Она является важнейшим условием нормального развития ребёнка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма. Потребность в движении нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими изменениями организма. Она весьма сильно варьирует в зависимости oт особенности физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, oт условий жизни. От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам, наконец, настроение и долголетие человека. Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостыо ребёнка.

Следует заметить, что двигательная активность каждого ребёнка индивидуальна. Если внимательно понаблюдать и проанализировать двигательное поведение ребёнка, то можно отнести его к одной из трёх групп по двигательной активности.

Первую группу составляют дети со средней, нормальной двигательной активностыо, обеспечивающей своевременное и целесообразное развитие ребёнка в целом. Такие дети характеризуются, как правило, нормальной массой тела, они редко болеют, хорошо усваивают материал в детском саду и потом хорошо успевают в школе.

Ко второй группе мы отнесли детей малоподвижных, т.е. с низкой двигательной активностью. Многие из них отличаются повышенной массой тела и различными отклонениями в состоянии здоровья. Избыточный вес детей является дополнительной нагрузкой и влияет на функциональное состояние органов и систем организма ребёнка. Тучные дети отстают от сверстников по физическому, половому развитию, плохо владеют движениями. У них более спокойное поведение на занятиях и уроках, однако, это не следует расценивать положительно. Сопротивление утомлению, вызванное умственной работой, осуществляется у детей за счет движений, у тучных детей в условиях умственного утомления, свидетельствует о несовершенстве процессов саморегуляции. Повышенный вес отрицательно сказываемся и на развитии психики. Как правило, ребёнок малоподвижный, тучный плохо владеем необходимыми движениями. Таких детей сверстники обычно игнорируют, особенно в играх, и они осознают себя в какой-го степени неполноценными. У них развиваются такие нежелательные черты, как замкнутость, нерешительность и даже зависть к детям, хорошо владеющим движениями. Индивидуальный подход к таким детям заключается в уменьшении рациона питания и увеличении двигательной активности.

Дети с разной двигательной активностью по-разному осваивают учебный материал. Дети со средней двигательной активностью, как правило, хорошо усваивают материал. Дети же с низкой и высокой активностью обнаруживают более низкие результаты. Известно, наилучшим средством восстановления умственной работоспособности являются движения, выполняемые на воздухе. Дети второй группы за счёт малой подвижности не восстанавливают свою умственную работоспособность. Дети третьей группы физически переутомляются, а это, в свою очередь, приводит к умственной утомляемости. Потому дети второй и третьей групп выполняют задания в замедленном темпе, процесс заполнения у них затруднён, внимание рассеянное, они допускают большее количество ошибок.

Для того чтобы построить работу по физической культуре более продуктивно с учётом всех индивидуальных особенностей, каждого ребёнка, необходима диагностика физических качеств детей и психомоторного развития дошкольников.

Оценка физического развития в дошкольном учреждении проводится специалистами по общепринятым методикам. Измеряется рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких. Проводится также осмотр детей врачами - узкими специалистами. Диагностика проводится в начале и конце учебного года. Результаты фиксируются в диагностических картах. На основании диагностической карты разрабатывается комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе, определяются пути коррекции. В конце учебного гола сравниваются исходные и итоговые показатели, высчитывается прирост, оцениваются результаты работы.

Глава 2

Диагностика физической подготовленности дошкольников

  • определить технику овладения основными двигательными умениями;
  • выработать индивидуальную нагрузку, комплекс физических упражнений;
  • развивать интерес к занятиям физической культурой;
  • определять необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия;
  • учитывать недостатки и работе по физическому воспитанию.

Физическая подготовленность определяется уровнем сформированности психофизических качеств (сила, скоростно-силовые качества, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, удержание равновесия, координационные способности) и степенью сформированности двигательных навыков. По мнению Г. Лесковой и Н. Ноткиной, именно высокие показатели двигательных качеств являются основными при оценке физической подготовленности детей (Приложение 1).

При проведении диагностики в первую очередь необходимо акцентировать внимание на сензитивные периоды развития психофизических качеств (Н. Ноткина):

в 3 - 4 года - быстрота, выносливость, мышечная сила;

в 4 - 5 лет - быстрота, выносливость, гибкость;

в 5 - 6 лет - скоростно-силовые качества и выносливость;

в 7 лет - ловкость и выносливость

Между физическими качествами и двигательными умениями существует тесная связь.

Так, успешность овладения двигательными навыками обусловлена достаточным уровнем развития физических качеств. В свою очередь, слабое развитие физических качеств оказывает от­рицательное воздействие на физическую подготовленность детей.

Как же организовать обследование физической подготовленности дошкольников?

В соответствии с общепринятыми требованиями обследование физической подготовки детей проводится два раза в год на физкультурных занятиях. Первое обследование - в начале учебного года (в сентябре), второе - в конце учебного года (в мае).

Участие в обследовании принимает старший воспитатель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, воспитатели ДОУ.

В зале диагностируются такие физические способности, как скоростно-силовые качества - бросок набивного мяча двумя руками из-за головы (4-7 лег); прыжок в длину с места (4-7 лет); координационные способности; удержание равновесия.

На физкультурной площадке обследуются такие качества, как быстрота - бег на 30 м (4-7 лет); выносливость - бег па 90 м (5 лет), 1 20 м (6 лет), 150 м (7 лет); скоростно-силовые качества - метание мешочка с песком весом 150-200 г (4-7 лет); ловкость - челночный бег на 30 м (4-7 лет); гибкость - наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке (4-7 лет).

Для обследования в зале размечают площадку для прыжков с места, бросания набивного мяча, а на спортивной площадке - для метания мешочка с песком. Медсестра заранее выявляет тех детей, которые не будут выполнять те или иные задания (но состоянию здоровья). Инструктор готовит протокол обследования, в котором фиксируются количественные показатели уровня сформированности физических качеств и качественные показатели степени сформированности двигательных навыков (Приложение 2).

Как мы уже сказали ранее, обследование физической подготовленности осуществляется на учетно-контрольных занятиях. Во вводную часть и разминку включают физические упражнения, которые наилучшим образом подготовят ребенка к выполнению тестовых заданий. В основной части проводятся два или три теста (это зависит от возраста ребенка и особенностей самого теста), а в заключительном - малоподвижная игра или игровое упражнение - релаксация.

За основу нами взяты тестовые задания для детей дошкольного возраста из учебного пособия Я. Степаненковой (Приложение 3).

Далее проводится обследование психомоторного развития детей (Приложение 4).

Цель обследования: Выявить состояние двигательной сферы каждого ребенка: особенности переключаемости его с одного вида деятельности на другой, сохранение темпа выполнения движений, объема двигательной памяти, статической и динамической координации движений.

Количественные показатели сравниваются со средними показателями уровня физической подготовленности детей 4-7 лет по общероссийской системе мониторинга физического развития детей.

Для оценки уровня сформированности двигательных навыков используются качественные показатели бега, прыжков в длину с места, метания вдаль, определенные Г. Лесковой и Н Ноткиной.

Высокий уровень - ребенок правильно выполняет все элементы техники (красный цвет).

Средний уровень - ребенок справляется с большей частью элементов техники (зеленый цвет).

Низкий уровень - ребенок допускает значительные ошибки (синий цвет).

Определение качественных показателей выполнения основных видов движения (Приложение 5).

Глава 3

Основные направления коррекционной работы

Главная задача - не допустить снижения уровня здоровья детей.

Знакомство с ребенком наминается с изучения выписки в детский сад, которую оформляет в детской поликлинике участковый педиатр. Выписку приносят родители за три дня до по­ступления ребенка в группу. В данной выписке отражается анамнез, результаты лабораторных исследований, осмотр узкими специалистами, профилактические прививки, реакции на них, перенесенные заболевания. Особое внимание уделяется комплексной оценке нервно-психического и физического развития, указывается группа здоровья ребенка, и, исходя из этого, даются соответствующие рекомендации по оздоровлению детей.

С первого дня поступления ребенка в ДОУ начинается период адаптации, который сопровождается разнообразными изменениями в функциональном состоянии ребенка со стороны нервной и иммунной системы. Срыв адаптации чаще проявляется в виде острых респираторных заболеваний

В связи с этим в детском саду мы проводим систему профилактических мероприятий - это уменьшение эмоционально-стрессового воздействия за счет организации жизни ребенка в период адаптации, прогнозирование и своевременная диагностика начальных форм дезадаптации, их предупреждение и ранняя коррекция. На каждого вновь поступившего ребенка заводится лист прохождения адаптации, который ведут воспитатели группы. В период адаптации ребенка 1 раз в 10 дней осматривает врач, закрепленный за нашим детским садом.

На установочном педсовете в начале учебного года медсестра детского сада представляет анализ состояния здоровья детей по группам (сколько детей по группам здоровья, кто относится к основной, подготовительной и специальной группам по физкультуре, сколько часто болеющих детей, сколько детей-инвалидов, кто стоит на диспансерном учете и т. д.)

После этого по всем группам проводится диагностика физической подготовленности дошкольников.

Важное значение для укрепления здоровья детей имеет система физкультурно-оздоровительных мероприятий; воздушный и гигиенический режим, психологический климат, индивидуализация всех режимных моментов.

Коррекционная работа проводится дифференцированно с подгруппами детей, имеющих однородные отклонения, а также индивидуально.

Заключение

Таким образом, своевременная и углубленная диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств у ребенка, а также определить степень его соответствия возрастным нормам. Результаты тестирования детей помогают изучить особенности их моторного развития и определить необходимые средства и методы физического воспитания. Диагностика даёт возможность определить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические методы и приёмы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.

Комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий в детском саду создается в зависимости от состояния здоровья детей в группах, созданных условий.

Диагностика дает возможность объективно оценить индивидуальную подвижность ребенка, создать условия для наилучшего развития его функциональных возможностей.

Сочетание дифференцированного подхода в обучении основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей позволяет заложить хороший фундамент общей физической подготовленности и достичь гармоничного физического развития на важном этапе — этапе подготовки детей к обучению в школе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выявление и развитие физических способностей

у младших школьников

Автор: Ребрушкина Татьяна Николаевна,

учитель физической культуры,

Правильно организованный процесс физического воспитания немыслим без систематического контроля за состоянием занимающихся.

Тестирование двигательных возможностей школьников является одной из важнейших областей деятельности физкультурных педагогов и научных работников.

В физическом воспитании двигательным тестам уделяется всевозрастающее внимание. Они становятся все более значащим средством получения необходимой информации о возможных достижениях. Эту информацию физкультурная практика использует как основу для управления достижениями учащихся.

Характерной чертой тестов является то, что она основывается на математическом аппарате.

Тестом в физическом воспитании называется измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей человека на данный момент.

Тестом в физкультурной практике может быть названо только то измерение или испытание, которое отвечает следующим требованиям:

- должна быть определена цель применения теста;

- следует определить надежность и информативность теста;

- для тестов необходима система оценок;

Тестирование двигательных возможностей человека помогает решению ряда сложных педагогических задач: выявлять уровни развития кондиционных и координационных способностей, оценивать качество технической и тактической подготовленности. На основе результатов тестирования можно: сравнивать подготовленность, как отдельных учащихся, так и целых групп; проводить отбор, для участия в соревнованиях; осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением школьников; выявлять преимущество и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; наконец, обосновать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности школьников. Научить самих школьников определять уровень своей физической подготовленности и планировать необходимые для себя комплексы физических упражнений;

- стимулировать учащихся к дальнейшему повышению своего физического состояния (формы);

- знать не столько исходный уровень развития двигательных способностей, сколько его изменение за определенное время;

- стимулировать учащихся, добившихся высоких результатов, но не столько за высокий уровень, сколько за запланированное повышение личных результатов.

Целью нашей работы является:

Составление банка тестов для более полной информации об уровне развития физических качеств у младших школьников.

Задачи нашей работы:

Охарактеризовать тест как информационную категорию для выявления уровня развития физических качеств у младших школьников.

Подобрать тесты по изучению уровня развития физических качеств у младших школьников.

1. Тест как информационная категория для выявления уровня развития физических качеств

Эффективность процесса физического воспитания в начальной школе в значительной степени определяется состояниями физического развития, физической подготовленности и здоровья учащихся. Качество учебно-воспитательного процесса, ведущее место в котором отводится урокам физической культуры, напрямую будет зависеть от уровня физической подготовленности детей. Определить состояние физической подготовленности детей возможно в процессе мониторинговых исследований.

ВложениеРазмер
monitoring.docx 90.92 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг показателей физической подготовленности девочек младших классов с 2011 по 2013 года

Исследование физической подготовленности девочек начальных классов проводилось в МБОУ СОШ № 13 города Нижневартовска в течение 3 лет с сентября 2010 г. по май 2013 г. Оценивалась динамика изменений и прироста результатов физической подготовленности. Результаты исследования были обработаны методами математической статистики.

В тестировании участвовали девочки двух классов в количестве 20 человек. В исследовании принимали участие только девочки, которые изначально и систематически посещали уроки физической культуры на протяжении трех лет. В перечисленных тестах оценивалась динамика изменений показателей физической подготовленности детей. Это позволило в конце каждого года обучения подвести итоги успеваемости детей и внести соответствующие коррективы, преследуя цель гармоничного развития физических качеств. Все результаты тестов были обработаны методами математической статистики и были определены средние значение и среднеквадратичное отклонение по каждой группе тестов.

Показатели мониторинга физической подготовленности девочек младших классов с 1 по 3 класс

положения лежа (кол–во за 30с)

Результаты мониторинга девочек с 1 по 3 класс указывают на положительную динамику в развитии скоростно–силовых способностей и эффективность воздействия средств и методов физического воспитания в учебном процессе. Показатели результатов в тестах: сгибание и разгибание в упоре лежа, поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 с, прыжок с места в длину имеют последовательный прирост в каждом классе.

Показатели гибкости, при выполнении наклона из положения сидя, у девочек так же имеют тенденцию к увеличению. Данная динамика у девочек указывает на эффективное использования средств развития гибкости в процессе физического воспитания.

Изучая результаты, полученные в беговых тестах, в частности в беге на 30 метров, установлено, что скоростные способности девочек с 1 по 3 класс развиваются медленно. Причинами этого становятся условия малого спортивного зала, в котором детям начальной школы приходится заниматься, снижения объёма уроков проводимых на улице из-за климатических условий, так как дети проживают в регионе Крайнего Севера.

Координационные способности девочек в 1 классе развиты слабо. В процессе наблюдения за детьми отмечено, отсутствие точности воспроизведения двигательного действия в пространстве, нарушена координация действий, не развиты способности в работе с предметами (различными мячами, обручами, гимнастическими палками и пр.). Во 2 и 3 классах наблюдается положительная динамика в значительном улучшении показателей координационных способностей девочек.

По результатам мониторинга следует заключить, что у девочек младших классов наилучшим образом воспитываются скоростно-силовые, координационные способности. Тенденцию к снижению сохраняют показатели скоростных способностей.

Мониторинг показателей физической подготовленности мальчиков младших классов с 2011 по 2013 года

Мониторинговое исследование за физической подготовленностью мальчиков начальных классов так же проводилось на базе МБОУ СОШ № 13 города Нижневартовска, в те же сроки. Для тестирования мальчиков начальных классов применялась батарея тестов, как и у девочек, за исключением теста на сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Вместо данного теста мальчикам предлагался тест: подтягивание на высокой перекладине из положения виса, предусмотренный учебной программой по физическому воспитанию для начальной школы. Результаты исследования подверглись обработке методами математической статистики, были определены среднее значение группы и среднеквадратичное отклонение по каждому из тестов.

В исследовании приняли участие мальчики двух классов в количестве 22 человек. На протяжении трех лет оценивалась динамика показателей физической подготовленности.

В результате мониторинговых исследований у мальчиков начальных классов выявлены низкие показатели в силовых способностях мышц верхнего плечевого пояса. Следует отметить, что большинство мальчиков данного возраста испытывают большие затруднения в выполнении данного нормативы и только единицы с легкостью его выполняют. Однако, необходимо продолжать развитие данных групп мышц в процессе физического воспитания.

Показатели мониторинга физической подготовленности мальчиков младших классов с 1 по 3 класс

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического состояния человека, особенно детей начиная с самого раннего возраста, и соответствовать этим требованиям могут только здоровые дети. В связи с этим, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный и младший школьный возраст являются решающими в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период идёт интенсивное развитие органов и систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом.

Таким образом, ведущей идеей дошкольных образовательных учреждений является формирование здорового ребёнка и на этой базе развитие его духовного потенциала и широкого спектра творческих способностей.

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста приобрело особую значимость в связи с перестройкой образования в нашей стране. Это даёт ключевые позиции обновления детского сада – охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка. Укрепление преемственных связей между дошкольным и начальным образованием имеет важное значение для развития всей системы образования в целом. Концепция непрерывного образования рекомендует рассматривать преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на данной ступени образования.

Период детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля за физическим развитием, физической подготовленностью и работоспособностью ребёнка. В процессе физического воспитания следует создать такие условия, в которых физические возможности ребёнка-дошкольника и младшего школьника раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход к детям, обеспечение соответствующего уровня физического развития – состояния здоровья, уровней физической подготовленности и двигательной активности. Именно в процессе физического развития ребёнка необходимо соблюдать преемственность целей, задач, содержания, методов и форм работы, в том числе и в определении физической подготовленности детей.

Существует множество методик диагностики для определения физической подготовленности детей. Работая в прогимназии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, мы столкнулись с тем, что нет единой системы определения физической подготовленности, по которым можно проследить уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка с 3 до 10 лет. В диагностических методиках не учитывается принцип преемственности в определении физической подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. А. Рунова в своей книге “Двигательная активность ребёнка в детском саду. 5-7 лет” предлагает для определения физического развития ребёнка-дошкольника 15 диагностических тестов. Г.Н. Сердюковская (1995 г.) - 5 тестов. В.Н. Шебеко (1996 г.) и другие - по 9 тестов. В начальной же школе из всех этих тестов берутся во внимание только 6. Всё остальное проходит через изучение техники выполнения элементов. Нет преемственности и в последовательности нормативов одних и тех же тестов у дошкольников и младших школьников. В тестах нет единой системы определения норм и результатов.

Резкие контрасты условий детского сада и школы приводят к ослаблению здоровья, психологическим травмам детей, что ведёт к более длительному адаптационному периоду, так как организм и психика ребёнка ещё не приспособлены к условиям школы.

В условиях прогимназии, в едином образовательном пространстве с детьми дошкольного и младшего школьного возраста работает один специалист. Поэтому проблема проведения диагностических тестов, определение качественной оценки физической подготовленности, развития и достижений детей, отсутствие единой программы , по которой можно определить динамику физического развития каждого ребёнка перед нами встала особенно остро.

Работая над этой проблемой, мы поставили перед собой цель: опираясь на “Комплексную программу физического воспитания 1-11 классов” (Авторский коллектив В.А. Лях, Л.Б. Кофман), на диагностические тесты физического воспитания дошкольного возраста М.А.Руновой, Г.Н.Сердюковской, разработать единую систему физической подготовленности детей для нашего учреждения, где будет прослеживаться развитие ребёнка с 3 до 10 лет.

На основании оценки физической подготовленности изучаются особенности моторного развития ребёнка, разрабатываются необходимые средства и методы их физического воспитания, раскрываются неравномерности в развитии двигательных функций. Всё это даёт возможность установить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические приёмы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях данного учреждения.

  • степень овладения ребёнком базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;
  • умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал движений в разных условиях;
  • развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей;
  • общая двигательная активность ребёнка в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении.

Начиная со второй младшей группы и до третьего класса, нами разработана единая диагностика, что позволяет выявить динамику физической подготовленности по идентичным показателям (приложение 1). При этом не нарушается структура основных образовательных программ детского сада и школы.

Физическая подготовленность проверяется по 6 основным тестам: скоростным, скоростно-силовым, выносливости, координации, гибкости, силы. После обследования анализируются показатели каждого ребёнка и сопоставляются с нормативными данными.

Тесты по физической подготовленности позволяют определить физические качества (быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость); сформированность двигательных умений и навыков. Предлагается перечень тестов общих для дошкольников и школьников.

1. Тест на определение скоростных качеств:

Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.

Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.

2. Тест на определение координационных способностей:

Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.

Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.

Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.

3. Тест на определение выносливости:

Выносливость - способность противостоять утомлению и какой-либо деятельности. Выносливость - определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Цель: Определить выносливость в непрерывном беге за 6 минут у детей школьного возраста и в беге до утомления у детей дошкольного возраста.

Методика: Бег можно выполнять как в спортивном зале, так и на стадионе. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию учителя занимаются подсчётов кругов и определением общей длины дистанции. Для более точного подсчёта беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).

Заранее разметить дистанцию- линию старта и половину дистанции. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок.

4. Тест на определение скоростно-силовых качеств:

Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.

Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.

Методика: Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.

5. Тест на определение гибкости:

Гибкость - морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

Цель: Определить гибкость, стоя на гимнастической скамейке у детей дошкольного возраста и из положения стоя на полу у детей школьного возраста.

Методика: Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке: Ребёнок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметки). Наклониться вниз, стараясь не сгибать колени. По линейке установленной перпендикулярно скамье, записать тот уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев. Если ребёнок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент “достань игрушку”.

Наклон вперёд из положения сидя на полу: На полу мелом наносится линия А-Б, а от её середины - перпендикулярная линия, которую размечают через 1см. Ребёнок садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками-20-30см., ступни вертикальны. Выполняется три разминочных наклона, и затем четвёртый, зачётный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.

6. Тест на определение силовых способностей:

Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий.

Цель: Определить силу в подтягивание на перекладине из виса хватом сверху у мальчиков, из виса лёжа на подвесной перекладине (до 80см.) у девочек школьного возраста; метание мешочков у детей (150-200гр.) дошкольного возраста.

Методика: По команде “Начинай!” производят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При выгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идёт в зачёт. Девочки подтягиваются, не отрывая ног от пола.

Метание мешочка правой (левой) рукой способом “из-за спины через плечо”. Встать за контрольную линию, бросить мешок с песком как можно дальше. Засчитывается самый лучший бросок.

  • прыжковая яма для выявления скоростно-силовых качеств;
  • перекладина и мешочки с песком 150-200гр. для выявления силовых качеств;
  • гимнастическая скамейка и линейка для выявления гибкости;
  • беговая дорожка и секундомер для выявления выносливости, скорости.

Всё оборудование имеется в нашем учреждении и в любом другом учебном учреждении города и республики, что позволяет использовать нашу систему для определения физической подготовленности в любом учреждение дошкольного и младшего школьного возраста.

При тестировании детей следует соблюдать определённые правила. Исследования проводить в первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом помещении или на площадке. Одежда детей облегчённая. В день тестирования режим дня детей не должен быть перегружен физически и эмоционально. Перед тестированием следует провести стандартную разминку всех систем организма в соответствии со спецификой тестов. Необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать у ребёнка отрицательных эмоций, соблюдать индивидуальный подход, учитывать возрастные особенности.

Форма проведения тестирования физических качеств детей должна предусматривать их стремление показать наилучший результат: дети могут сделать 2-3 попытки. Время между попытками одного и того же теста должно быть достаточным для ликвидации возникшего после первой попытки утомления.

Порядок теста остаётся постоянным, и не меняется ни при каких обстоятельствах. Как правило, тестирование проводят одни и те же педагоги: учитель физкультуры, воспитатель, заместитель заведующей по УВР, старшая медицинская сестра.

Тестирование должно проводиться в стандартных одинаковых условиях, что снизит возможность ошибки в результатах и позволит получить более объективную информацию за исследуемый период.

  1. индивидуальные возможности ребёнка;
  2. особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитие ребёнка.

Наилучшие результаты, полученные в процессе тестирования, заносятся в протокол тестирования (приложение 2). В протокол записываются результаты на начало и конец года всей группы, по которым видна физическая подготовленность всех детей. Также результаты записываются в индивидуальную карту физической подготовленности ребёнка (приложение 3). По индивидуальной карте прослеживается физическое развитие ребёнка с 3 до 10 лет и корректно сообщается родителям каждого ребёнка , подводится итог в конце каждого года.

Следует отметить большой интерес у детей при выполнении тестовых испытаний. Как показали наблюдения (М.А. Рунова), большая часть детей дошкольного возраста (60%) постоянно стремится сопоставить свои результаты с показателями сверстников, Некоторые дети (30%) даже задумываются над тем, как улучшить свои показатели, стараются неоднократно повторять одно и то же задание, обращаются к педагогу за помощью и стремятся добиться хороших результатов. И лишь немногие дети (10%) остаются пассивными и инертными.

  • по разработанным тестам прослеживается уровень физической подготовленности ребёнка с 3 до 10 лет.
  • в процессе работы по данной системе, увеличилось количество детей с высоким уровнем физической подготовленности. Так как уменьшилось количество тестов, поэтому основное внимание мы уделяем технике выполнения упражнений. При правильной технике всегда улучшается результат (приложение 4).
  • тесты позволяют выявить уровень развития движений и физических качеств у детей с 3 до 10 лет, а так же определить степень его соответствия возрастным нормам.
  • мы можем определить способности и возможности каждого ребёнка и индивидуально обсудить это родителями.
  • тесты позволяют выявить причины отставания или опережения в усвоение программы каждого ребёнка.

Исходя из всего сказанного, мы пришли к выводу, что назрела необходимость в выработке единого подхода и единых нормативов для определения физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в нашем регионе.

В первой главе нашей исследовательской работы нами были раскрыты теоретические основы развития физических качеств, определены средства и методы их развития, изучены особенности развития физических качеств детей младшего школьного возраста с учетом анатомо-физиологических особенностей развития детского организма и сенситивных периодов развития физических качеств; роль подвижных игр, влияющих на развитие физических качеств детей младшего школьного возраста.

Необходимым условием физической подготовленности детей младшего школьного возраста является игра. Игра, как нам уже известно, является ведущей двигательной деятельностью младшего школьника. С помощью игры развиваются разнообразные физические качества, и, прежде всего, скорость и ловкость.
Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные привычки. Подвижные игры - это тот вид физических упражнений, который характеризуется привлекательностью, глубиной и главное разносторонностью воздействия. Подвижные игры с давних пор известны не только как средство повышения физической подготовленности, но и как прекрасный отдых после напряженной трудовой деятельности. Ученые доказали, что успеваемость школьников в значительной степени зависит от состояния их здоровья. А здоровье, в свою очередь, находится в зависимости от соблюдения каждым школьником оптимального двигательного режима, развития физических качеств.

Вторая глава посвящена экспериментальной деятельности.
Самые существенные изменения в развитии физических качеств происходят в

младшем школьном возрасте, преимущественно в период с 8 до 11 лет.

Поэтому мы взяли для эксперимента гибкость, ловкость, силу и выносливость детей младшего школьного возраста.

Исследовательская работа включала в себя три этапа:

Цель: выявление актуального уровня развития физических качеств детей младшего школьного возраста.

• подобрать тесты для выявления уровня развития физических качеств:

2. Формирующий, который включал работу, направленную на повышение уровня развития физических качеств детей младшего школьного возраста.

3. Контрольный эксперимент.

Цель: выявление динамики уровня развития физических качеств.

• проанализировать и обобщить полученные результаты.

При составлении тестирования нами учитывались данные таких авторов как:

В. И. Лях (программный материал), Л. Б. Кофман (Настольная книга учителя физической культуры). Для определения уровня развития физических качеств: гибкости, силы и ловкости мы использовали тесты:

1. Наклон туловища вперёд (измерение уровня развития гибкости).

2. Челночный бег 3x10 (измерение уровня развития ловкости)

3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (измерение уровня развития силы)

4. Прыжки через скакалку (измерение уровня развития выносливости).

При выполнении контрольных тестов нами были определены количественные характеристики выполнения каждого теста, соответствующие тому или иному

уровню,т.е. критерии развития физических качеств младших школьников. На основании этих количественных характеристик они были отнесены к тому или иному уровню (таблица 1).

Таблица 1. - Уровни развития физических качеств

Итак, на основании результатов проведённого нами констатирующего эксперимента был выявлен исходный уровень развития физических качеств
(Приложение 1).

При проведение теста на гибкость учащиеся экспериментального класса показали следующие результаты (диаграмма рис.1):

Высокий уровень показали: – 4 чел. 23%;

Средний уровень показали – 9чел. 50%;

Низкий уровень показали – 5 чел. 27%

При проведение теста на ловкость учащиеся экспериментального класса показали следующие результаты (диаграмма Рис.2):

Высокий уровень показали: – 4 чел 23%;

Средний уровень показали – 11чел 61%;

Низкий уровень показали –3 чел 16%.

При проведение теста на силу учащиеся экспериментального класса показали следующие результаты (диаграмма 3):

Высокий уровень показали: – 1 чел 5%;

Средний уровень показали – 9 чел 51%;

Низкий уровень показали – 8 чел 44%.

показали следующие результаты (диаграмма 4):
Высокий уровень показали: – 8 чел 44%;

Средний уровень показали – 6 чел 33%;

Низкий уровень показали – 4 чел 23%

Констатирующем эксперименте

Анализируя результаты проведенных тестов в начале эксперимента, мы определили, что учащиеся показали средний уровень развития всех качеств. После проведения констатирующего эксперимента мы приступили к формирующему эксперименту.

Читайте также: