Деятельность классного руководителя в условиях современной школы доклад

Обновлено: 05.07.2024

Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте взрослого. Ведь иногда так хочется пофантазировать, представить себя на месте учителя или даже строгого директора. В мечтах ребенок чувствует себя взрослым. С его точки зрения он умеет все: и правильно учить и интересно рассказывать, помочь кому – то в трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за плохо выученные уроки, советовать, заботиться и заступаться за слабого.

Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.

Воспитание – это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя её цели, насыщая её ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющими условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, а так же в свою практику включает и новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. В последнее время получили широкое распространение следующие формы воспитательной работы:

Каким должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а так же умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.

Сколько бы мы не читали, не учились, главное не забывать о мнении детей.

Дети являются главным звеном воспитательного процесса. Без их участия ни один классный руководитель не сможет продемонстрировать своё мастерство, показать навыки работы, поделиться опытом. Как роль классного руководителя оценивают сами дети?

Нами было проведено анкетирование учащихся 5-6, 9-11 классов школы № 9 города Иркутска, с целью определения мнения о роли классного руководителя.

  1. Нужен ли вам классный руководитель?
  2. Зачем?
  3. Каким на ваш взгляд должен быть классный руководитель?

В результате анкетирования были получены следующие результаты.

На первый вопрос положительно ответило 100% учащихся.

Из высказываний учащихся полученных на третий вопрос видно, что они придают большое значение личностным качествам классного руководителя. У каждого ребенка есть свое мнение на этот счет. Одни считают, что это надежный, искренний, честный, порядочный. Другие – модный, аккуратный, терпеливый, скромный, не слишком молодой и не слишком старый.

Но вместе с тем важны и профессиональные качества: образованность, общий кругозор, эрудиция.

Классный руководитель должен создавать условия! Он должен помогать реализации ребенком своих психосоциальных потребностей, которые есть основа мотивационной сферы человека. Чтобы ребенок стал хорошим надо, чтобы он хотел, стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть хорошим!

Воспитывать может любая деятельность: умственная, физическая, организаторская. Необходимо только, чтобы она была педагогически инструментирована, а именно развивала ребенка, его дарования и вместе с тем помогала ребенку чувствовать удовольствие, наслаждение, радость от того, что он делает и благодарности окружающих.

Что же такое современное воспитание?

Это деятельность классного руководителя, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых, психосоциальных потребностей школьника.

Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Деятельность современного классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов. Через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

Одной из важнейших задач современного классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально-ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления. Классный руководитель создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся.

Классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами и родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями – предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделям, тематических вечерах и других мероприятиях.

Совместно с педагогом – психологом классный руководитель изучает индивидуальность учащихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциуме. Классный руководитель координирует связь педагога – психолога с родителями. При поддержке психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии.

Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников.

Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.

В организации внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях классный руководитель активно взаимодействует с педагогом – организатором. При поддержке педагога – организатора классный руководитель привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность.

Классный руководитель так же должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

В своей работе классный руководитель постоянно заботиться о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

Одним из самых сложных компонентов деятельности классного руководителя является обеспечение обратной связи. Это и в методическом и психологическом смысле довольно сложная процедура.

Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Роль классного руководителя в современной школе

Ефремова Ирина Рюриковна

учитель начальных классов

МОБУ СОШ с. Суккулово МР Ермекеевский район РБ

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого учителя. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

Классный руководитель - ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своём классе. В деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно - воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе.

Цель воспитания – наиболее полное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

На наших глазах коренным образом меняется школа: меняются содержание образования, цели, средства, методы, вводятся новые образовательные стандарты. Теперь учителю предстоит самому решать, что он хочет достичь в воспитании детей данного конкретного класса.

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед

семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,

обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Возрастные особенности младшего школьника (6-12 лет): состояние радости, жажда деятельности, стремление к самостоятельности, желание учиться, обостренное чувство чести, совести, справедливости, проницательность, открытость, становление воли.

Задачи и действия классного руководителя:

Постоянно всем ходом учебно - воспитательного процесса поддерживать состояние радости для создания положительного эмоционального поля, способного противостоять негативному влиянию.

Организовывать и направлять деятельность (ни минуты без дела).

Развитие деятельности наблюдения, привитие навыков самоконтроля, формирование навыков культуры труда.

Научить учиться. Формирование и развитие познавательных интересов и готовности к самообразовательной деятельности.

Создание атмосферы сотворчества, уважения к человеку.

Учить оценивать свои чувства, действия, поступки. Формировать нравственные понятия (добро, зло, ложь, зависть, грех, дружба, любовь).

Основные направления классного руководителя это:

1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)

2. Постановка воспитательных задач ("перспектив") общих для класса или отдельных групп, учеников класса.

3. Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.

4. Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.

5. Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.

6. Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение опросники и другие методы, позволяющие судить о результатах и ставить новые задачи

Классный руководитель любого учебного заведения прогнозирует, анализирует, организует повседневную жизнь, и деятельность учащихся своего класса для этого он использует различные формы работы. Выбор формы определяется, исходя из следующих условий:

1) педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе;

2) традиционного опыта воспитания;

3) уровнем развития личностей обучающихся;

4) сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение детей.

Разнообразие форм работы классного руководителя достаточно велико: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы. Для подготовки и проведения классного часа имеется алгоритм (технология), позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс.

1) определение темы, целей и задач;

2) выбор формы проведения и названия;

3) предварительная подготовка: (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т.д. по теме; составить план проведения; дать домашнее задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу; определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей);

4) проведение самого мероприятия;

5) педагогический анализ совершается на двух уровнях:(обсуждение вместе с учащимися успешности (неуспешности) предметного результата проектирования более продуктивной деятельности в будущем; собственно педагогический анализ – анализ воспитательного результата, осуществляемый взрослыми участниками

Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является “центром” организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это – координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социолога.

Школьные годы оставляют глубокий след в сознании человека. Они вспоминаются потом не только интересными уроками лучших учителей. В памяти часто всплывают увлекательные школьные экскурсии и походы, школьные вечера, праздники, субботники. Не забываются и задушевные беседы классного руководителя, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие учащиеся и после окончания школы поддерживают связь с любимыми классными руководителями, интересуются их жизнью и работой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад к семинару классных руководителей. Классный руководитель в современной школе.


Своё выступление я хочу начать с притчи о воспитании

Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
- Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
- Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

Мы по роду своей деятельности каждый день встречаемся с бесценным даром — детской душой, и от нас во многом зависит, как будет развиваться эта детская душа.

У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми а организатором этой деятельности является классный руководитель.

Я работаю в школе — 13 лет, а мой стаж работы в должности классного руководителя - 12 лет, за это время у меня 1 выпуск.

О настоящем учителе говорят: "Учитель на все времена". Даже не обсуждаю, что учитель-это не профессия, это призвание

На сегодняшний день Министерством образования и науки РФ утверждён Федеральный государственный стандарт второго поколения начального общего образования, и с сентября 2011 – 2012 учебного года все школы России начали работать по нему. Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися начальной школы основной образовательной программы. Они отличны от тех, которые были представлены в стандарте, принятом в 2004 году. Теперь это не только предметные результаты (ЗУНы) и общеучебные умения и действия. Помимо предметных, теперь учитель должен обеспечить и новые результаты: личностные.Как мы с вами понимаем- эта задача в основном для классного руководителя

Пришло время каждому разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. Переосмысление возможно только на основе анализа учителем своей педагогической деятельности и сравнения её результатов с результатами, установленными новым стандартом.

Стремительно меняется время и общество… Остается ли неизменной роль педагога? Кто он, современный классный руководитель? Какие трудности и радости ему приходится испытывать?

Я считаю, что современный учитель должен разбираться в нынешней технике, электронике, уметь пользоваться интерактивной доской. Это очень важно. Учитель должен быть одновременно и чутким, и строгим. Он готовит тебя ко всему, что нужно в жизни, и играет огромную роль.

Современный учитель должен быть современен во всем и идти в ногу со временем. Ведь ученики взрослеют быстро, и учителю нужно оставаться для них интересным. Он должен понимать детей. Дистанцию между учителем и учеником необходимо соблюдать, но в то же время, нужно быть близким ученику, порою, даже намного ближе, чем родители. Трудности современного учителя в том, что в настоящее время много лишней информации, которая нам не нужна.

современный учитель – человек, который всегда учится. Это самое главное. Если мы не будем учиться, мы просто не будем учителями. Поэтому нам остается находить время для чтения книг и изучение компьютерной грамотности. То есть мы, в основном, догоняем своих учеников. Во-вторых, современный учитель – это человек, который, прежде всего, ответственно относится к самому себе, детям и своей профессии. Если мы хотим чему-то научить, значит, должны быть в меру требовательными, в меру снисходительными и стараться сделать так, чтобы дети все понимали.
Самая большая трудность сегодняшних учителей – это классное руководство. На него уходит уйма времени. Необходимость постоянной отчетности выбивает учителя из колеи. Когда думаешь о том, что нужно сделать еще три отчета, материал совсем не идет в голову. Классный руководитель должен заниматься только классом, а учитель непосредственно предметом. Когда у нас это поймут, положение улучшится: знания станут качественнее, у учителя будет хорошее настроение, он станет с радостью идти на урок и отдавать себя детям. Ну а радость – это когда проходит 10-15 лет, а дяденьки и тетеньки, которых ты уже не узнаешь, помнят тебя и здороваются.

Подводя итоги, можно сделать некоторые гипотетические выводы. Учитель, как и 80 лет назад, должен быть широкообразованным, добрым, чутким, интеллигентным, красивым, хорошим психологом. Причем, в век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, Интернет, и уже подавляющему большинству учеников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. То есть в идеальном сознании образ учителя - это образ какого-то универсального человека. Уже в наше время, тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования. Идеальный образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники - это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Таким образом, общество, как бы постоянно запаздывает. Какой же выход? Может быть, необходимо начинать менять сложившийся стереотип в обществе уже сегодня? Каким образом? Во-первых, должны произойти качественные изменения в образовании педагога. Акценты в образовании будущего учителя должны сместиться в сторону психолого-педагогических дисциплин, возможно, необходимо внедрение таких дисциплин, которые бы способствовали развитию в будущем учителе именно его творческой основы.

За последние 10 лет мир сильно изменился. Что произойдет ещё через 10 лет?

Учитель перестал быть источником знаний – на все вопросы ответит Гугл.

Как классный руководитель я всегда старалась быть авторитетом для своего класса , заинтересовывать их к познанию .обучению, самовоспитанию -и как я могла бы убедительно требовать от детей того чего не умею сама . поэтому я стараюсь во всем быть на шаг впереди своих учеников .знать и уметь разбираться в современной технологии лучше чем дети Ведь невозможно дать другому того, чем не владеешь сам. Поэтому современный учитель должен быть прежде всего образованным и воспитанным. Кругозор учителя не должен ограничиваться только школьной программой. Индивидуальность учителя- главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он призван мотивировать учеников, пробуждать у них то - же отношение к делу. . Современный учитель не должен тратить свое драгоценное время на поиск возможности отксерокопировать необходимый ему для урока материал. Он должен иметь персональный компьютер под рукой, причем с выходом в интернет. Для работы классного руководителя сейчас в социальных сетях просто огромное количество материала готовых ,проверенных –классные часы , разработки ,конкурсы и мероприятия , презентации ко всем без исключения школьным темам. Учителя классные руководители всей России щедро делятся своим материалом и это во многом упрощает нашу с вами работу . вот несколько сайтов где вы можете найти для работы классного руководителя интересный материал.

сейчас я предлагаю вам посмотреть краткую характеристику и особенности современного классного руководителя в виде презентации

Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте взрослого.

Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Всесторонняя образованность, интеллект, внутренняя культура, интеллигентность должны стать главными в жизни каждого человека. Данный приоритет избран неслучайно: именно высоко эрудированные, физически здоровые, воспитанные люди могут работать в различных сферах жизнедеятельности, способны сформировать позитивные взгляды и убеждения, выработать определенные гражданские позиции, определиться в мнимых и подлинных ценностях. Перемены, происходящие в обществе, все глубже затрагивают не только сознание и психологию людей, но и положение человека в нем. Поэтому появилась необходимость решать не отдельные вопросы, а всю совокупность проблем, относящихся к воспитанию, именно поэтому за последние годы функции классного руководителя были принципиально переосмыслены.

Итак, как же меняются задачи и функции классных руководителей в современной школе? Какие профессиональные качества выходят сегодня на первый план? За последние годы они были принципиально переосмыслены. Раньше классное руководство было своего рода приставкой к основной нагрузке учителя. Сейчас изменились подходы к классному руководству вообще: оно стало системообразующим элементом взаимодействия как внутри школы, так и школы с семьей, а семьи со школой". Ссылаясь на программу воспитания, классный руководитель выполняет три большие функции: это функции координатора, коммуникатора и организатора".

Работа с классным коллективом: установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе, все это достигается.

Индивидуальная работа с обучающимися:

поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить;

Работа с учителями-предметниками в классе:

регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания,

на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями-предметниками и обучающимися.

Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:

регулярное информирование родителей о школьных успехах

и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;

помощь родителям обучающихся или их законным представителям

в регулировании отношений между участниками образовательного процесса: обучающимися, их родителями или законными представителями, администрацией школы и учителями-предметниками;

Программирование воспитательного процесса – это совместная деятельность субъектов воспитания – обучающихся , педагогов, родителей. Совместная деятельность! Не секрет, что в современном обществе в настоящее время, несмотря на наличие позитивных тенденций в социально-экономическом развитии страны, общество, и особенно молодое поколение, переживает глубокий духовно - нравственный кризис. Масштабы которого таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления (наркомания, распространение суицида, масштабы потребления алкоголя и табака, количество абортов среди несовершеннолетних, число социальных сирот, уровень насилия в обществе, общество вплотную приближается к грани необратимой духовно - нравственной и физической деградации. Дифференциация доходов семей, дезорганизация их жизни, разрушение сложившихся нравственно - этических норм и традиций семейного уклада — это те явления, которые сегодня характерны для современной семьи. Правовая, моральная, экономическая незащищенность привела к повышению конфликтности в отношениях между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи , ее роли в социализации детей. Поэтому очень важным считается тесное взаимодействие образовательной организации и семьи. Ведущую роль в организации сотрудничества выполняют классные руководители . Именно от их работы зависит то , насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию , обучению и участвуют в ее реализации . При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании и обучении обучающихся, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для формирования общих и профессиональных компетенций выпускников . В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Необходимо грамотно осуществлять педагогическое сопровождение обучающегося, которое заключается не только в знаниях педагога о сущности происходящего, но и доступном педагогическом просвещении родителей.

— С позиции организатора классный руководитель занимается сплочением классного коллектива, организацией внеклассной, внеурочной деятельности, профилактикой конфликтных ситуаций и т.п. Функция координатора высвечивает новую грань компетенций классного руководителя: он координирует работу всего педагогического коллектива и имеет право задавать траекторию его движения. Также на уровне координатора классный руководитель по факту и по смыслу выступает еще и интегратором всех возможных образовательных ресурсов в интересах ребенка.

Как коммуникатор классный руководитель фокусируется на гармоничной коммуникации всех ключевых участниках образовательного процесса: это ведь не только педагогический коллектив или коллектив учеников, но и семья.

Воспитание – это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя её цели, насыщая её ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющими условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, а так же в свою практику включает и новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. В последнее время получили широкое распространение следующие формы воспитательной работы:

Открытий микрофон – ученикам предлагается обсудить события общественной жизни.

Философский стол – обсуждение жизненных ситуаций воспитанниками философской позиции.

Дискуссионные качели по предложенной теме – беседы с чередованием суждений ведут две группы учеников.

Разговор при свечах – беседа на темы интимно-личностного общения или этического содержания жизненных ценностей.

Каким должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а так же умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.

Сколько бы мы не читали, не учились, главное не забывать о мнении детей.

Дети являются главным звеном воспитательного процесса. Без их участия ни один классный руководитель не сможет продемонстрировать своё мастерство, показать навыки работы, поделиться опытом. Как роль классного руководителя оценивают сами дети?

Нами было проведено анкетирование учащихся 5-6, 9-11 классов школы № 9 города Иркутска, с целью определения мнения о роли классного руководителя.

Учащимся были предложены три вопроса.

Нужен ли вам классный руководитель?

Каким на ваш взгляд должен быть классный руководитель?

В результате анкетирования были получены следующие результаты.

На первый вопрос положительно ответило 100% учащихся.

Из высказываний учащихся полученных на третий вопрос видно, что они придают большое значение личностным качествам классного руководителя. У каждого ребенка есть свое мнение на этот счет. Одни считают, что это надежный, искренний, честный, порядочный. Другие – модный, аккуратный, терпеливый, скромный, не слишком молодой и не слишком старый.

Но вместе с тем важны и профессиональные качества: образованность, общий кругозор, эрудиция.

Классный руководитель должен создавать условия! Он должен помогать реализации ребенком своих психосоциальных потребностей, которые есть основа мотивационной сферы человека. Чтобы ребенок стал хорошим надо, чтобы он хотел, стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть хорошим!

Воспитывать может любая деятельность: умственная, физическая, организаторская. Необходимо только, чтобы она была педагогически инструментирована, а именно развивала ребенка, его дарования и вместе с тем помогала ребенку чувствовать удовольствие, наслаждение, радость от того, что он делает и благодарности окружающих.

Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.


Полный текст материала Статья "Роль классного руководителя в современной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.


Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.

Воспитание – это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя её цели, насыщая её ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющими условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.

В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а так же умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.

Классный руководитель должен создавать условия! Он должен помогать реализации ребенком своих психосоциальных потребностей, которые есть основа мотивационной сферы человека. Чтобы ребенок стал хорошим надо, чтобы он хотел, стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть хорошим!

Воспитывать может любая деятельность: умственная, физическая, организаторская. Необходимо только, чтобы она была педагогически инструментирована, а именно развивала ребенка, его дарования и вместе с тем помогала ребенку чувствовать удовольствие, наслаждение, радость от того, что он делает и благодарности окружающих.

Что такое современное воспитание

Это деятельность классного руководителя, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых, психосоциальных потребностей школьника.

Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Деятельность современного классного руководителя в первую очередь направлена на работу с учениками своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов. Через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями – предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделям, тематических вечерах и других мероприятиях.

Совместно с педагогом – психологом классный руководитель изучает индивидуальность учащихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциуме. Классный руководитель координирует связь педагога – психолога с родителями. При поддержке психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии.

Классный руководитель так же должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

Одним из самых сложных компонентов деятельности классного руководителя является обеспечение обратной связи. Это и в методическом и психологическом смысле довольно сложная процедура.


-75%

Читайте также: