Деловые и личностные качества руководителя доклад

Обновлено: 17.05.2024

В настоящее время, к функциям современного руководителя принято относить:

  1. Стратегическую. Она включает в себя постановку целей организации, планирование деятельности и разработку стратегии достижения целей. В нормальных условиях данная функция является важнейшей.
  2. Экспертно-инновационная (имеет тесную связь со стратегической). Необходима для определения вектора в процессах разработки и внедрения новых видов услуг и продукции. Способствует созданию необходимых условий для консультирования подчиненных и организационных преобразований.
  3. Административная. Выполняет ряд задач: контроль (оценивание результатов работы, проведение необходимых корректировок в деятельности); организацию (распределение задач, ресурсов, полномочий, проведения инструктажа); придание направления (координация деятельности исполнителей); работу с кадрами (подбор, распределение, развитие персонала); стимулирование (мотивация и убеждение работников, их наказание и поощрение).
  4. Коммуникационная. Заключается в налаживании внешних и внутренних связей, проведении переговоров, совещаний, приема посетителей, ответы на телефонные звонки и письма, распространение необходимой информации, представительство.
  5. Социальная. Заключается в создании в компании благоприятных морально-психологических условий для работы, поддержании существующих поведенческих норм и формирование новых норм; оказание помощи подчиненным в разрешении их сложностей. Реализация данной функции необходима в контексте возрастающего значения человеческого фактора в жизни предприятия.

В случае несоответствия управленческой функции функциям объекта, ее принято признавать несвойственной и передают иным исполнителям, либо упраздняют.

В случае выполнения функции другими работниками, для них она становится дублирующей, а ее выполнение связано с увеличением затрат, поскольку она признается бесполезной.

Затраты на процессы управления могут существенно возрастать в случае выполнения вредной функции, которая, в отличие от бесполезной функции, может снижать работоспособность исполнителя.

Резюмируя вышеописанное, можно сделать вывод о том, что современный руководитель может быть рассмотрен в трех статусах:

  1. Профессионал – автор планов, стратегий и решений.
  2. Организатор – автор создания необходимых условий для эффективной работы исполнителей, реализующих работу на практике.
  3. Начальник – раздает подчиненным необходимые задачи, которые являются обязательными к исполнению.

Согласно позиции известного американского исследователя в сфере менеджмента Г. Миниберга (1939 год), в области реализации своих повседневных обязанностей и коммуникации с персоналом, на сегодняшний день, руководителем выполняются следующие функции:

С учетом позитивных и негативных факторов, описывающих положение руководителя организации и обеспечивающих специфику его трудовой деятельности, связанной с выполнением обозначенных выше функций, руководитель должен обладать рядом специфических качеств, которые будут описаны ниже, а также владеть определенными средствами стимулирования деятельности персонала.

Профессиональные, личностные и деловые качества руководителя

Некоторые авторы выделяют свыше 200-т необходимых для руководителя качеств. Данную совокупность качеств можно разделить на три группы: профессиональные, личностные и деловые.

К области профессиональных качеств принято относить те характеристики, которые подходят под описание любого специалиста. Их наличие у человека является предпосылкой для эффективной реализации профессиональной деятельности. Среди этих качеств:

  1. Высокий уровень профессиональных компетенций, опыта, образования в соответствующей области.
  2. Эрудированность, широта взглядов, глубокие знания в своей и в смежных профессиональных областях.
  3. Тенденция непрерывного самосовершенствования, критического восприятия и переосмысления окружающей реальности.
  4. Поиск новых методов и форм работы, содействие окружающим в овладении необходимыми навыками, совместно с их обучением.
  5. Способность рационального использования времени, а также планирования собственной работы.

К категории личностных качеств руководителя относят те же характеристики, которые присущи всем работникам, которых уважают и с мнением которых считаются. В данную область относят: физическое и психологическое здоровье, высокие моральные стандарты, внутренняя и внешняя культура, честность, справедливость, отзывчивость, доброжелательность к окружающим, заботливость, уверенность в себе и оптимизм.

Наличие данных качеств является только предпосылкой для осуществления эффективного руководства, поскольку руководителем становится человек, обладающий не только профессиональными и личностными, но также и деловыми качествами.

Систему деловых качеств личности руководителя составляют:

  1. Способность организовывать собственную деятельность и рационально распоряжаться ограниченным и невосполнимым ресурсом – временем, поскольку для руководителя время обладает особой ценностью.
  2. Способность организовывать деятельность подчиненных, совместно с созданием для этого всех необходимых условий: постановка и распределение заданий, координация и контроль за их выполнением.
  3. Наличие высокого уровня притязаний и честолюбия, совместно со стремлением к лидерству, власти и независимости в любых условиях. Это предполагает также наличие смелости, решительности, напористости, воли и бескомпромиссности.
  4. Наличие высоких коммуникативных навыков, контактности, умения располагать окружающих к себе, а также убеждать в правоте своей точки зрения (согласно мнению экспертов, 80% знаний менеджера должны составлять представления о психологических особенностях человека).
  5. Наличие инициативности, оперативности в решении определенных проблем, способности концентрации на важных моментах.
  6. Способность самоконтроля, регуляции собственного поведения и отношений с окружающими.
  7. Понимание необходимости и реализация нововведений, преобразований, готовности к риску, а также увлечению за собой подчиненных.

На различных управленческих уровнях, требования к качествам руководителей являются различными.

Так, на низшем уровне, наиболее ценными качествами является коммуникабельность, решительность, определенная агрессивность, компетентность в профессиональной области, производственный опыт, способность оказания помощи подчиненным в совершенствовании их профессионального мастерства.

На среднем уровне, наибольшую ценность в качествах руководителя составляют: умение грамотного выстраивания коммуникации, способность организации работы подчиненных, а также обеспечение их необходимыми для работы условиями, умение постановки задач и реализации контроля за их выполнением.

На высшем уровне, важнейшими качествами руководителя принято считать способность к стратегическому мышлению, оценка ситуации, постановка новых целей, навыки планирования, реализация преобразований, организация творческих процессов у подчиненных.

Так как руководитель на любых уровнях занимается не только организацией и направлением деятельности подчиненных, но, в некоторых случаях воздействует на их поведение (иногда и внеслужебное), он должен обладать педагогическими и психологическими навыками.

В различных странах требования к руководителям имеют отличия. В таблице ниже представлены данные оценки качества руководителей, которые были получены в ходе опросов ведущих менеджеров (требования расположены в порядке убывания):

Ранг Россия Страны запада
1 Личные достоинства Лидерство
2 Личные связи Эффективность управления
3 Лояльность Видение перспективы
4 Предприимчивость Достижение согласия
5 Лидерство Предприимчивость

Отдельно следует отметить специфику выражения лидерских качеств у женщин. Как правило, они хуже мужчин могут адаптироваться на руководящей должности, что обусловлено следующими причинами:

  1. Прежде всего, женщины обладают меньшей психологической устойчивостью, независимостью и смелостью, а также самоконтролем, в отличие от мужчин.
  2. Чаще всего, большие рабочие нагрузки они сочетают с необходимостью выполнения домашних и родительских обязанностей. Исходя из этого, они зачастую предпочитают занимать средние руководящие посты, либо руководят небольшими подразделениями (организациями), в которых присутствует простая управленческая структура.

В политической сфере, женщины на руководящих постах имеют большие успехи (И. Ганди, М. Тэичер), а также могут потеснить мужчин даже в мусульманских странах. Причиной этого, видимо, являются особенности государственного и политического руководства, которые по многим параметрам имеют принципиальные отличия от хозяйственного.

Необходимость наличия и преобладания определенных качеств у руководителей на разных управленческих уровнях обусловлена особенностями функций менеджеров на различных звеньях.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

курсач деловые и личностные качества руководителя.doc

1 Теоретические основы формирования определенных стилей руководства………………………………………………… ……………………..5

1.2 Деловые и личностные качества руководителя……………………..8

2 Особенности проявления деловых и личностных качеств руководителя в различных условиях………………………… …………………………………12

2.1 Влияние стилей руководства на управлении организацией………13

2.2 Анализ деловых и личных качеств руководителя …………………17

Список использованных источников……………………………………..32

Степень научной разработанности проблемы. Проблема деловых и личностных качеств исследуется зарубежными и российскими учеными в контексте рассмотрения важнейших личностных предпосылок успешного предпринимательства и управления. Подробному анализу данной темы посвящены труды О.В. Ромашова, И.Г. Велкова, В.И. Верховина и т.д. Коме социологов, данной теме посвящено много внимания и среди психологов.

Объект исследования – управление организацией.

Предмет исследования – субъекты управления.

Цель исследования – определить деловые и личностные качества руководителя.

- охарактеризовать деловые и личностные качества руководителя;

- изучить влияние стилей руководства на управление организацией;

- провести анализ деловых и личных качеств руководителя.

Гипотеза – деловые и личностные качества руководителя соответствуют демократическому стилю управления.

Теоретической основой исследования стали учебные пособия по социологии управления, управления персоналом, менеджменту, статьи из периодических изданий.

Методологической основой исследования стал принцип научности и объективности.

Метод исследования - метод опроса по заранее составленной анкете.

Практическая значимость исследования – результаты исследования могут использоваться для студентов, изучающих не только социологию, психологию, но и менеджмент.

Структура работы – курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

1 Теоретические основы формирования

определенных стилей руководства

В социально-психологической литературе предложена, в частности, нормативная структура личности руководителя, определяемая функцией руководства и включающая пять групп качеств (идейно-политические, профессиональные, организаторские, педагогические и морально-этические).

Личностный потенциал современного руководителя выражает обобщенную способность его личности к профессиональной деятельности и творческой активности, т.е. совокупность реализованных и нереализованных возможностей к эффективному управлению [11; С. 61].

Структура личностного потенциала руководителя определяется в зависимости от форм его жизнедеятельности (трудовой, коммуникативный, познавательный и потребительский).

Руководитель - особый работник в организации и поэтому ему присуще некоторые особенности, которые отличают его от других членов коллектива. Можно выделить следующие особенности:

- руководители непосредственно не связаны с созданием материальных ценностей, хотя активно участвуют в организации производства;

- работа руководителя в основном умственная;

- нелимитированность работы руководителя;

- повышенные нервно-психические усилия руководителя связанные с управлением людьми и принятием ответственных решений;

- труд руководителей не подается количественному учету;

- необходимость принятия большого количества решений за короткий период.

Если рабочий в течение своей рабочей смены выполняет, в основном, несколько операций, то руководитель в течение своего рабочего дня выполняет множество всевозможных операций.

Работа руководителя в основном не имеет четкого завершения.

Все перечисленные выше особенности необходимо учитывать при организации труда руководителя и рассматривать их все вместе и взаимосвязано друг с другом [6; С. 121].

В соответствии с современными представлениями суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций, то есть видов деятельности, среди которых нужно выделить, прежде всего, стратегическую функцию, заключающуюся в постановке на основе анализа ситуации и прогнозирования целей организации, координации процесса разработки стратегии и составления планов. В обычных условиях она считается главной.

В рамках нового этапа НТР все большее значение приобретает экспортно-инновационная функция, тесно связанная с предыдущей. В процессе ее реализации руководитель направляет разработку и внедрение новых видов продукции и услуг, создает условия для соответствующей перестройки организации и системы управления его, постоянно знакомится с новинками и проводит необходимые консультации подчиненным.

Еще одной основной функцией руководителя является административная, в состав которой входит целый ряд подфункций. Во-первых, контрольная, заключающаяся в оценке промежуточных и конечных результатов деятельности организации, проведении ее необходимой корректировки. Во-вторых, организационная, связанная с созданием необходимых условий деятельности: распределением среди исполнителей полномочий, задач, ресурсов, инструктированием и пр. В-третьих, направляющая, с помощью которой происходит координация непосредственной работы людей. В-четвертых, кадровая, заключающаяся в организации подбора, ориентации, обучения, развития персонала. В-пятых, стимулирующая, которая предполагает действия, направленные на убеждение и воодушевление исполнителей, их поощрение за успешно выполненную работу, наказание за провинности.

В век информации все большую роль играет коммуникационная функция, сводящаяся к проведению совещаний, приему посетителей, ответам на письма и телефонные звонки, распространению информации, проведению переговоров, деловому представительству [16; С. 209].

Постоянно растущее значение человеческого фактора в жизни организации выводит на одно из первых по значению мест социальную функцию, выполняя которую руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат, атмосферу комфорта, поддерживает существующие традиции и стандарты поведения и формирует новые, помогает подчиненным в трудную минуту.

Приведенный выше список не исчерпывает функции руководителя, но демонстрирует их широту. Все эти функции базируются на общих деловых навыках: умение убеждать, общаться, учитывать черты характера других, обучать, демонстрировать свою компетентность и т. д. Вместе с этим есть и специфические навыки, которыми обязательно должен владеть руководитель.

К ним относятся навыки:

- поддержки и мотивации;

Таким образом, руководитель организации – это руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации.

Личность руководителя — это в первую очередь совокупность свойств и качеств, обеспечивающих эффективное выполнение его властных функций в организации, рассматриваемой в долговременной перспективе. К ним относятся управленческие способности (общеорганизационные и специальные). Перечень желательных или оптимальных свойств и качеств руководителя не может быть определен однозначно.

1.2 Деловые и личностные качества руководителя

Деловые качества характеризуются наличием у руководителя высокой научно-технической и экономической подготовки и знаний в области государственного законодательства, педагогики, организаторских способностей.

Известный специалист в области управленческого консультирования Б. Карлофф выделяет следующие деловые качества, необходимые современному руководителю:

- умение смоделировать ситуацию, способность к анализу;

- умение быстро реагировать в непредвиденных ситуациях;

- способность разработать стратегию изменений;

- наличие организаторских способ ностей;

- способность использовать в ходе изменений надежные, пере-довые методы управления.

К наиболее существенным личностным качествам руководителя можно отнести следующие: уважение к подчиненным; дружелюбие; чувство юмора; умение находить индивидуальный под-ход к людям; порядочность.

Руководитель, обладающий необходимыми качествами и способностями, умело применяющий их на практике, пользуется заслуженным авторитетом у подчиненных, коллег и вышестоящего звена. Авторитет проявляется в полном признании руководителя и полном доверии к нему.

Личные качества руководителя определяют в зависимости от преобладания тех или иных качеств поведения.

Достаточно распространенной в настоящий период является следующая классификация типов руководителей, учитывающая личностные особенности:

- руководитель антрепренер (новатор) – видит преимущества изменений в организации и берется за их реализацию;

Одно из основных личностных качеств руководителя - его мышление.

В процессе практической деятельности руководитель должен уметь мыслить:

- проблемно и перспективно, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления;

- системно, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;

- практически и обоснованно, отличая действительные факторы от субъективных мнений, реальное от желаемого или кажущегося;

- консервативно, нешаблонно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами руководства;

- оперативно, то есть быстро реагируя на изменения обстановки, самостоятельно принимая наиболее рациональные решения в условиях дефицита времени;

- последовательно и целеустремлённо, добиваясь поставленной цели, отделяя главное от второстепенного, не утопая в текучке;

- самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, максимально использовать положительный опыт других, совершенствовать профессиональные знания и навыки [19; С. 131].

Любой руководитель значительную часть своего рабочего времени тратит на общение. Поэтому важным профессиональным качеством для него является умение осуществлять деловое общение с людьми вне зависимости от собственных эмоциональных оценок.

Подбирая сотрудника для руководящей должности, важно знать, какими качествами он должен обладать. В статье мы расскажем о личных, профессиональных и деловых качествах руководителя. А также о том, какие правила выстраивания отношений с коллективом важно соблюдать.

Категории качеств хорошего руководителя

Все качества руководителя можно разделить на личные, деловые и профессиональные. Рассмотрим их более подробно.

Личные качества руководителя

Это определенный перечень характеристик и личностных особенностей, к которым относятся как моральные, так и психологические качества руководителя. Именно они дают определить стиль управления.

Наличие и соотношение этих качеств дает возможности для выстраивания эффективных коммуникаций с коллективом, непосредственно между подчиненными и даже между пересекающимися отделами.

Профессиональные качества руководителя

Наличие профессиональных качеств могут дать характеристику руководителя о том, на сколько хорошо он разбирается в определенной области. Также важно наличие авторитета в коллективе.

Деловые качества руководителя

Наличие определенных деловых качеств важно для того, чтобы руководитель мог системно управлять как небольшим отделом, так и целой организацией. Если он не имеет деловых качеств, то сможет обеспечивать только настроение коллектива.

Автоматизировать работу по управлению коллективом и постановке задач сотрудникам можно в CRM-система от Класс365. Ее функционал позволяет устанавливать степень важности для каждого поручения, комментировать задачи и менять ответственных лиц. Также в системе предусмотрен календарь для планирования встреч, консультаций и прочих событий. Попробовать полный функционал CRM-системы Класс365 можно прямо сейчас>>>

Личные качества идеального руководителя

Личные качества руководителя

Получить должность руководителя не значит просто занять определенную ступень на карьерной лестнице и выполнять конкретные задачи. Важно понимать, что руководитель должен обладать широким спектром личностных качеств. К ним относятся те, которые помогают выстраивать отношения с коллективом, вести переговоры, улавливать суть получаемой информации и т.д.

К таким качества относятся:

  • Стрессоустойчивость. Одно из важнейших качеств. Невозмутимый руководитель является лучшим примером для всего коллектива. Эмоциональная стабильность дает возможность выполнять задачи и искать решения при возможных нештатных ситуациях. В современном мире руководителю необходимо быть в какой-то мере хладнокровным, т.к. излишние эмоции могут принести немалый вред не только определенному отделу, но и организации в целом;
  • Целеустремленность. Каждый руководитель должен иметь определенные цели, к которым он идет. Это стимулирует его к развитию как личности и профессионала. Лидер без целей не сможет привести команду к достижению новых высот;
  • Решительность. Для эффективного управления коллективом необходимо четко озвучивать имеющиеся задачи и требовать их выполнения. Нельзя бояться принимать нестандартные решения и менять стратегию достижения целей. Это связано с тем, что в настоящее время происходят постоянные перемены. К сожалению, далеко не каждый способен принимать решения быстро и самостоятельно;
  • Коммуникабельность. Умение построить взаимоотношения внутри коллектива не менее важно. Современный руководитель должен знать каждого подчиненного и создать дружелюбную атмосферу внутри команды;
  • Требовательность. Если сотрудники позволяют себе не выполнять маленькие задачи, то это приведет к невыполнению крупных и более важных заданий. Управление всеми процессами важно на каждом этапе, начиная от постановки задачи и завершая получением результата. Руководитель должен это контролировать;
  • Тактичность. Проявление уважения к сотрудникам обеспечит такое же отношение и к лидеру. Именно благодаря чувству такта можно расположить к себе коллектив;
  • Объективность. Для успешного принятия решений как в обычной работе, так и в нестандартных ситуациях необходима максимально объективная оценка происходящего. Эмоции могут сильно искажать действительную картину;
  • Адекватная самооценка. Негативное и излишне позитивное мышление о собственной персоне может отрицательно сказываться на работе команды и их отношении. Самооценка руководителя как косвенно, так и напрямую влияет на каждый процесс, в котором он принимает участие;
  • Способность к самоанализу. Умение объективно оценивать собственные действия и использовать позитивный опыт других людей дают возможность увидеть то, какое влияние оказывается на коллектив и предприятие в целом;
  • Ответственность за свои действия. Мало кто может принять самостоятельно решение, но еще меньшее количество людей готовы нести ответственность за это. Хороший лидер всегда готов к ситуации, когда необходимо взять ответственность за совершенное им действие.

Профессиональные качества эффективного руководителя

Профессиональные качества руководителя

Недостаточно уметь выстраивать отношения с коллективом, настраивать команду на работу и вежливо общаться. Необходимо обладать знаниями о внутренних рабочих процессах и, как минимум, иметь примерную ориентацию в конкретной специализации. Идеальным будет, когда руководитель разбирается в той сфере, в которой работает, гораздо лучше своих подчиненных.

К профессиональным качествам относятся:

Все эти качества помогут руководителю увеличить прибыль компании. О том, что еще влияет на рост продаж, читайте тут>>>

Деловые качества современного руководителя

Деловые качества руководителя

Наличие деловой хватки определяет возможность системного управления как небольшим коллективом, так и целым предприятием. При ее отсутствии сотрудник может считаться неформальным лидером, который будет устанавливать настроение команды.

К деловым качествам относятся:

Умение быстро анализировать информацию. Быстрый анализ большого объема получаемых данных – неотъемлемая составляющая работы каждого руководителя, т.к. для него важно в кратчайшие сроки улавливать суть всего, что происходит в организации;

Способность к быстрому принятию верных решений. Навыки управления важны также и в ситуациях, когда необходимо принятие верных решений в условиях ограниченного времени на раздумья или полного его отсутствия;

Умение работать в режиме многозадачности. Возможность переключаться с одной задачи на другую, осуществлять несколько процессов параллельно, при этом сохранив качество работы, — важный навык для каждого управленца;

Способность разумно использовать ресурсы. Это касается всех моментов работы. Руководитель должен уметь грамотно распределять как человеческий ресурс (постановка задач каждому члену команды по их знаниям и навыкам), так и ТМЦ компании;

Умение выстраивать стратегию работы. Без этого навыка невозможно достижение поставленных целей, т.к. эффективность коллектива напрямую зависит от правильно выбранной стратегии;

Умение налаживать контакты с партнерами и вышестоящим руководством. Успешность всей организации зависит от умения руководителя вести переговоры как с подчиненными, так и с вышестоящим руководством и партнерами;

Способность четко ставить и распределять задачи. Это относится к навыку разумного использования ресурсов, ведь именно четко поставленные и правильно распределенные задачи будут выполнены наиболее эффективно. Руководитель должен понимать, что задачи для команды должны быть распределены по навыкам сотрудников и их профессиональному опыту.

Быстро распределять задачи между подчиненными и следить за их выполнением помогает CRM-система от Класс365. В ней можно устанавливать степень важности каждой задачи, есть возможность комментирования, смены ответственного, а также в системе предусмотрен календарь для планирования встреч, консультаций и прочих событий. Попробовать весь функционал CRM-системы Класс365 можно прямо сейчас>>>

Правила выстраиваниях отношений руководителя с коллективом

Чтобы создать дружелюбную атмосферу внутри коллектива, грамотный руководитель должен обладать знаниями об основах психологии и взаимодействия с людьми.

Коллеги! Оставляйте, пожалуйста, своё мнение и делитесь опытом по теме статьи в комментариях, внизу страницы. Этим вы поможете менее опытным коллегам, а сами получите обратную связь! Вспомните, как нелегко начинать на руководящей должности, ведь этому нигде не учат, и по-настоящему стоящей информации мало!

1. Лидерские качества руководителя

Какими качествами должен обладать руководитель

Если вы начинающий руководитель, вы наверняка задумывались, какие качества необходимо развивать, для успешного строительства карьеры. Какими качествами должен обладать руководитель, хорошо охарактеризовал Уинстон Черчилль.

Из воспоминаний Уинстона Черчилля:

Эта цитата показывает тот сгусток личностных качеств, которые дадут вашей карьере квантовый скачок, то есть переход на принципиально новый уровень развития вашей личности.

Несомненно, вы сталкивались с такими людьми, которые своей личностью, харизмой, психологически воздействуют на людей так, что все автоматически им подчиняются. Так сказать, руководители от бога. Люди, которые одним своим присутствием подчиняют окружающих, и те начинают вокруг них лебезить.

Если человек обладает лидерскими качествами – это значит он подчиняет окружающих своей воле, влияя на них энергетически, какими-то непонятными флюидами. Это видно в некоторых фильмах, где хороший актёр играет криминального авторитета.

Лидерские качества – это качества характера, которые непосредственно воздействуют на людей, воздействуют без применения должностных полномочий, чисто личность на личность.

Эффективный руководитель должен уметь подчинять себе людей, причём даже тогда, когда они сопротивляются, и важно уметь "строить" подчинённых без применения должностных полномочий, воздействовать психологически, личностью, а если в вас нет этого врождённого качества, то нужно учиться и развивать этот навык.

Почему у 90% людей нет этого врождённого качества?

А потому что в их головах прошиты неосознаваемые программы, которые заточены на беспрекословное подчинение. Что это за программы, и как от них избавиться читайте здесь >>>.

Итак, лидерские качества, которыми должен обладать руководитель:

  1. Стратегическое мышление;
  2. Умение мотивировать, зажигать своими идеями людей;
  3. Умение выстраивать отношения и создавать команду;
  4. Умение позиционировать себя, подавать себя как лидера;
  5. Честность по отношению к своим адептам;
  6. Инициативность;
  7. Энергичность;
  8. Амбициозность;
  9. Требовательность;
  10. Твёрдость характера.

2. Деловые качества руководителя

Деловые качества руководителя - это в первую очередь качества идущие на пользу делу, то есть компании, вот основные из них:

Как стать жёстким руководителем!

3. Профессиональные качества руководителя

Чаще всего на должность руководителя ставят кого-то из наиболее опытных специалистов. Так вот, в этом случае профессиональными качествами будут навыки, образование и опыт по этой специальности, то есть профессиональная компетентность.

Если же мы говорим о профессиональных управленцах, то в этом случае необходимыми качествами будут следующие:

  1. Профессиональная, управленческая компетентность;
  2. Требовательность к себе и подчинённым;
  3. Организаторские способности;
  4. Опыт работы в управлении людьми;
  5. Образование в области менеджмента;
  6. Способность к постоянному саморазвитию;
  7. Ответственность;
  8. Трудолюбие;
  9. Эрудиция;
  10. Тактичность с сотрудниками;
  11. Умение делегировать и контролировать задачи;
  12. Умение расставлять приоритеты.

Возможно, вам будет интересно:

4. Личные качества руководителя

Личные качества руководителя - это черты его характера, психологические способности, манера держаться в коллективе, вести диалог и прочие особенности его личности:

  1. Терпение в преодолении проблем;
  2. Сочувствие к людям, эмпатия;
  3. Открытость к диалогу;
  4. Надежность в партнёрстве;
  5. Позитивный настрой;
  6. Своевременная обратная связь;
  7. Гибкость в мышлении;
  8. Принятие разумного риска;
  9. Умение воодушевлять, учить и наставлять;
  10. Умение фокусироваться на задаче;
  11. Уверенность в себе;
  12. Высокая самооценка;
  13. Самодисциплина.


5. Отрицательные качества руководителя

  1. Недоверчивость, излишний контроль подчинённых;
  2. Низкая самооценка;
  3. Самоутверждение за счёт подчинённых;
  4. Нерешительность;
  5. Упрямство;
  6. Консерватизм, неприятие нового;
  7. Мелочность;
  8. Самодурство;
  9. Недальновидность;
  10. Необъективность к подчинённым;
  11. Высокомерие, зазнайство;
  12. Рассеянность, расфокусированность;
  13. Авторитарность;
  14. Грубость в общении;
  15. Предвзятое мнение к сотрудникам, разделение на любимчиков и остальных;
  16. Стеснительность, мнительность, боязливость;
  17. Нечестность по отношению к другим и к себе;
  18. Агрессивность;
  19. Неумение признать ошибку, в итоге ошибка приводит к потерям для компании;
  20. Неумение выслушать собеседника, возможно, ему указывают на ошибку, а он игнорирует, чем наносит вред компании;
  21. Замкнутость, необщительность.

6. Качества необходимые эффективному руководителю

6.1. Целеустремлённость

Основные качества руководителя

Чем лидер отличается от обычного человека? Тем что у него есть цель, и все его действия, все мысли, подчинены цели. Большинство людей не имеет цели, они ведомые, они просто заполняют время жизни бессмысленными действиями, они представляют собой ресурс для лидера.

Лидер целеустремлён, он постоянно держит в фокусе свою цель. Когда вы ясно представляете что хотите, вот тогда вы легко и конгруэнтно будете отдавать распоряжения подчинённым. Вы будете уверенно выглядеть, уверенно и чётко говорить, и люди автоматически будут вам подчиняться. Постоянно в голове держите цель, иначе со временем вы просто расслабитесь.

Например, вы составили план работы на неделю, и чётко действуете согласно с ним.

Или решили создать имидж жёсткого руководителя, например, вы хотите укрепить свою власть, или повысить авторитет.

А как найти более глобальные цели, цели на всю жизнь, можно почитать в этой статье.


6.2. Решительность

Решительность прямо вытекает из предыдущего пункта, целеустремлённости. В идеале, руководитель должен постоянно и чётко осознавать цель каждого своего действия.

Большинство людей ленятся и боятся принимать решения, так как, чтобы принять решение, и взять ответственность за результат на себя, тратится очень много психической энергии. Поэтому руководителю, у которого есть чёткий и хорошо проработанный план действий, очень легко управлять людьми. Они подчиняются ему автоматически.

Решительность – это одно из ключевых качеств успешного руководителя. Овладеть им очень легко. Достаточно просто планировать свою работу. Составить подробный план. Разбить объём работы на подзадачи, то есть маленькие цели, и распределить их между своими подчинённым.

Важно прокрутить все детали плана у себя в голове, продумать все негативные варианты развития событий, предусмотреть запасные варианты, обходные манёвры. Это многократно повысит уверенность в себе, и тогда все решения будут приниматься быстро и автоматически.

6.3. Уверенность в себе

Уверенный руководитель:

  • Чётко и спокойно действует в соответствии со своими целями;
  • Умеет отстоять свои интересы и интересы компании;
  • Спокойно и с чувством достоинства защищает свои права;
  • Немедленно и спокойно реагирует на ущемление своих интересов;
  • Открыто и сразу же высказывает своё мнение, несогласие или недовольство ситуацией;
  • Не унижает подчинённых, не самоутверждается за их счёт;
  • Взаимодействует с персоналом без агрессии.

Агрессия – плохое качество, это оборотная сторона неуверенности в себе. Агрессия – это сверхкомпенсация, когда руководитель чувствует себя ущемлённым.

Уверенность имеет обратную положительную связь, так называемый замкнутый круг, в положительном смысле. Чем увереннее действует руководитель, тем выше его авторитет и уважение, и тем проще ему управлять. А это, в свою очередь, порождает ещё большую уверенность.

Отрицательные качества руководителя

Неуверенный в себе руководитель:

  • Отдаёт распоряжения негромко;
  • При делегировании сбивается, нечётко ставит задачу;
  • В момент делегирования не смотрит подчинённому в глаза;
  • Не может настоять на своём, не может принуждать подчинённых;
  • Боится огорчить подчинённого, боится их наказывать;
  • Избегает конфликтных ситуаций с персоналом, в ущерб интересам компании
  • Спрашивает мнение подчинённых, когда этого не требуется;
  • Часто оправдывается перед подчинёнными;
  • Бессознательно воспринимает себя ниже подчинённых.

Другой вариант неуверенности, это агрессивное поведение:

  • Неадекватно реагирует на раздражающую ситуацию;
  • Говорит неестественно громко;
  • Оскорбляет подчинённых;
  • Перебивает собеседника;
  • Унижает подчинённых, самоутверждается за их счёт;
  • Обвиняет в своих ошибках других.

Такой начальник внешне производит впечатление очень самоуверенного человека, но на самом деле его агрессивность направлена на то, чтобы скрыть неуверенность в себе.

Причиной неуверенного поведения может быть негативный опыт, психологические комплексы и страхи.

Уверенность в себе, одно из главных качеств обязательных для современного руководителя.

  • Вовлекаться в петлю положительного опыта;
  • Избавиться от психологических комплексов:
  • Комплекс неполноценности
  • Комплекс стыда и стеснительности
  • Комплекс вины и обиды
  • Комплекс иррациональной, необоснованной тревожности
  • Обратится с данной проблемой к грамотному психотерапевту. Который избавит вас от неё на "раз, два, три".

6.4. Психологическая устойчивость

Современный руководитель – обязан быть психологически устойчивым. Руководящая работа связана со стрессом, и часто встречаются подчинённые, которые раздражают одним своим присутствием.

Сами понимаете, что психическая неустойчивость начальника не добавляет ему авторитета. Если его легко вывести из себя, то он как бы уже не может ассоциироваться с сильной личностью, и автоматически теряет часть власти и авторитета.

Сильные качества руководителя

Есть простые техники, как сделать так, чтобы человек не воздействовал на вас эмоционально:

Например, понизить значимость оппонента, представить его как конченого идиота, барана, который несёт полный бред. Убогого человечишка, которого можно только пожалеть, грешно обижаться на убогих. Ну а себя соответственно возвысить, вспомнить свои самые лучшие качества, свои достижения. И напряжение, и агрессия автоматически пропадает.

Ну а если такой человек ваш подчинённый, то возможно, имеет смысл, от него избавится. Психологический комфорт руководителя важен для эффективности его работы, поэтому я рекомендую иногда делать чистку кадров, и избавляться от плохих сотрудников.

6.5. Безэмоциональность

Хороший руководитель не должен эмоционально вовлекаться в проблемы подчинённых, это один из рычагов манипуляции, да и у вас просто может не хватить ресурсов психики. Поэтому важно быть безэмоциональным. Как это сделать? Например, если ваш подчинённый говорить что-то типа:

-Я устал, я плохо себя чувствую.

Совсем необязательно "входить в его положение". В частности, когда он в соответствии с должностной инструкцией должен делать эту работу. Начальника не должно особо волновать, устал он или болен, он получает за это зарплату. А если болен, должен быть больничный лист.

Важнейшие качества руководителя

6.6. Целостность личности

Нецелостный человек - это когда одна часть личности, то есть один участок нейросети мозга хочет добиться цели, а другой этому сопротивляется. Например, у вас было такое, что хотите бросить курить, а не можете. То есть одна часть сознательная понимает вред курения, а другая бессознательная получает удовольствие от этого.

Или одна часть хочет много денег, а другая боится быть богатым, боится привлекать внимание и бессознательно избегает их. Вот и получается, что нецелостный человек борется сам с собой, одна сознательная часть его личности борется с другой бессознательной.

На это тратится огромное количество психической энергии, и такие люди вялы и инфантильны, сами понимаете такой человек не сможет зажечь других людей и повести их за собой.

Обнаружить в себе нецелостность своей личности очень просто. То что бесит вас в других, вы не можете позволить себе, это и есть ваше подавляемое поведение - ваша тень. Например, меня бесили наглые и дерзкие люди, а всё потому, что меня так воспитали, что наглым и дерзким быть плохо.

7. Каким должен быть эффективный руководитель – модели поведения

Эта система с обратной связью. То есть качества личности и характер, фактически полностью определяет поведение, но с другой стороны, мы можем формировать характер, через поведение. Но эта обратная связь слабее.

И когда встаёт вопрос, каким должен быть руководитель, у большинства есть запрос на поведение. Попытка узнать те модели поведения, которые быстро решат все проблемы. Но это не решение проблем, это как будто бы, присыпка, пластырь, а не вылечив рану под пластырем, мы ситуацию только ухудшим.

То есть в первую очередь, прорабатывайте личностные качества. А если мы будем, пытаться вести себя так, как бы вне свойств характера, то это будет наносное, и будет легко распознано подчинёнными, и никакого влияния на них не окажет.

Такие начальники смешны. Пытаются казаться серьёзными, пытаются казаться значительными, пытаются казаться сильными. Но подчинённые видят, что их поведение неестественно, наиграно, не конгруэнтно.

Развитие эффективности руководителя происходит через проработку черт его характера. Потому что любая попытка освоить наносные техники, не выдержит столкновения с реальной жизнью. Поэтому при изучении психологических методов управления, нужно уделять больше внимания качествам характера. Не изменив характер, бесполезно учиться чему-то.

Руководитель должен научиться оказывать воздействие на подчинённых без применения полномочий, чисто своей личностью на личность подчинённого.

7.2. Руководитель должен уметь держать паузу

То есть, встретив некую ситуацию, хороший руководитель не реагирует рефлекторно, а успевает её пропустить через логический блок, и для этого требуется в лучшем случае 2 секунды. Которые, абсолютно ничего не решают в социальном контакте, в отличие от физического.

В коммуникации начальник подчинённый, доли секунды ничего не решают. Поэтому современному руководителю надо учиться выдерживать паузу, встречать какую-то ситуацию, и спокойненько подумать, что с ней делать. Соотнести её со своими целями, со своей выгодой.

Мозг работает в 10000 раз быстрее, чем речевой аппарат. И вы спокойно можете подумать 2-3 секунды. 2-3 секунды в разговоре ничего не решают. Пауза, которая не напрягает, продолжается примерно до четырёх секунд, больше пауза уже становится тяжёлой.

Но иногда начальник действует в управленческом противостоянии, как в физическом. Особенно в конфликтных ситуациях, тут же врубается боевой блок, который берёт логику на себя.

А в идеале, лучше привести свою эмоциональную сферу в порядок, тогда никаких противостояний и конфликтов попросту не возникнет. Каким образом это делается, описано в этой статье.

Кто такой руководитель? Тот, кто получает большую зарплату? Тот, кто является очень важным человеком? У кого есть власть и авторитет? У кого есть подчиненные? Существует множество мнений о том, кто же такой руководитель. Но это не полные, не истинные причины существования должности руководителя.

Руководитель - это человек в организации, который наделен полномочиями и отвечает за принятие и осуществление важных решений. Это тот, кто решает, что делать, как делать и несет за это ответственность. Это тот человек, который является стабильным для своих сотрудников и помощников. Если руководитель действует под влиянием настроения, постоянно меняет приоритеты и подходы к работе, то вместо согласованности действий получит хаос.

Главной задачей любого руководителя является “добиваться эффективной работы” и для этого ему нужно оказывать влияние на людей, чтобы они действовали определенным образом. Фактически, руководитель должен добиваться того, чтобы что-то было выполнено посредством других людей. Если он выполняет это все сам, то сам же руководитель создает организацию, в которой нет лидера. Что интересно, не для каждого человека приемлема сама идея “влиять” на других.

  • Руководитель должен быть способен выполнять любую работу , которая есть в компании, лучше чем сотрудники, которые этой работой занимаются.
  • Коммуникабельность . Этот человек должен быть способен поддерживать хорошие отношения с людьми и способность помочь им понять, в чем заключаются их обязанности. Он должен быть способен общаться с сотрудником, когда тот недоволен, расстроен, не хочет общаться и в любой другой ситуации.
  • Заинтересованность в росте организации , а не в собственной карьере. Настоящий лидер обязательно заинтересован в том, что он оставит после себя. Его самое сильное стремление — не к личной власти; ему не нужно, чтобы вся организация подгонялась под его вкусы. Уходя, он хочет оставить результат своей работы, а не унести все с собой.
  • Способность делать ставку на других . Успешно действующий руководитель охотно передает знания, дает советы, помогает росту других, не жалея на это время. Он всегда готов помочь профессиональному росту и развитию, продвижению других по служебной лестнице.
  • Способность к планированию . Только тот руководитель, который осуществляет хорошее продвижение и планирование, конечно же, добьется увеличения объема работы в своей компании.
  • Целеустремленность .Только тот руководитель, который желает достигать больших целей и получать большие победы в своей области, сможет получить масштабные результаты.
  • Ответственность . Для меня это точка зрения, когда руководитель действительно считает себя причиной происходящего в его области деятельности. Она включает желание влиять на происходящее и не допускать влияния извне. Хороший руководитель будет отстаивать свое влияния на подчиненных, будет требовать, чтобы никто без веских оснований не вмешивался в его область деятельности. В тоже время он осознает, что все хорошее и все плохое, что происходит в его области деятельности — результат его действий, как руководителя.

Нет идеальных руководителей, но ваша прямая обязанность - стремиться улучшать свои стандарты в области управления, повышать свою компетентность и выводить свою область деятельности на новый уровень.

"должен быть способен выполнять любую работу, которая есть в компании, лучше чем сотрудники" - интересно, эта чушь сюда добавлена для того, чтоб вызвать срач в коментах, или автор просто от балды писал?

Компания нашла свою методологию в наработках сайентологов.

Руководитель должен быть способен выполнять любую работу, которая есть в компании, лучше чем сотрудники, которые этой работой занимаются.

Нет, ну нахрена?

о, мой любимый жанр, "бизнес консультанты узнали про контент маркетинг". Александр, а вот расскажите нам, какие успешные бизнесы вы основали, помимо консалтинговой фирмы? Желательно с цифрами, сайтами, фактами

не в коем случае не защищаю Александра, но мне нравится обсуждать тему: должен ли "учитель" зарабатывать больше чем тот, кого он учит. Есть такая предпосылка: "человек который сам бизнес не создал, учить его создавать не может". В моей практике это две разных вещи, люди которые создали бизнес, не всегда умеют этому научить. И наоборот, те, кто сейчас создает великие компании не имели известных учителей.

Надеюсь вы готовы к разговору, потому что то, как вы ставите свой вопрос, будто не вопрос, а уже сразу утверждение. Я против любых суждений о любых людях, я за объективный разговор.

Вы описываете распространенную (и очень упрощенную) модель "у кого учиться боксу, и Мохаммеда Али или у его тренера?". В реальной жизни все сложнее и интереснее. В разные этапы жизни человеку нужны разные типы учителей.

1. Чтобы преподавать первоклассникам математику, совсем не требуется быть математиком и лауреатом нобелевской премии. Возможно даже это будет мешать. Достаточно базового педагогического образования и методички "математика в 1 классе".

2. В университетской жизни студенты сталкиваются с другими преподавателями (если это хороший университет, конечно): люди, которые какое-то количество лет посветили практике того предмета, который преподают, но сейчас уже, как правило, ушли из практики / из бизнеса, и занялись преподаванием/теорией. И для тех знаний, которые обычно дают в ВУЗах, этого обычно достаточно.

3. В бизнесе все настолько стремительно меняется, что тут не годится ни учитель первого типа (прочитавший методичку), ни учитель второго типа (когда-то в ранних двухтысячных открывший пару киосков). Нужен практикующий ментор, который (скорее всего) не будет говорить, как надо сделать, а будет задавать правильные вопросы и направлять. Кстати, абсолютно не утверждаю, что каждый успешный бизнесмен является хорошим ментором. А вот в чем уверен, так это в том, что многие "бизнес консультанты" либо вообще ничего в бизнесе не добились, либо, в лучшем случае, когда-то в начале нулевых что-то там попродавали немного — и это не дает им никакого права считать себя ментором и пытаться кого-то чему-то обучить.

В бизнесе все настолько стремительно меняется, что тут не годится ни учитель первого типа (прочитавший методичку), ни учитель второго типа (когда-то в ранних двухтысячных открывший пару киосков). Нужен практикующий ментор, который (скорее всего) не будет говорить, как надо сделать, а будет задавать правильные вопросы и направлять
Тогда к чему был Ваш вопрос-претензия про количество компаний и их доходы? Вам нужен ментор, а не успешный бизнесмен

Ну идите уговорите такого бизнесмена с вами нянчиться. Знаете, сколько стоит его время? Готовы несколько миллионов за часовую консультацию отвалить?

Ты сейчас возможно будешь шокирован, но именно такие люди менторят бесплатно

Читайте также: