Данте алигьери божественная комедия доклад по философии

Обновлено: 04.07.2024

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Содержание

1. Италия ХIII–ХIV вв.

2. Жизнь и деятельность Данте

6. Список использованной литературы

В конце ХIII–начале ХIV в. в Италии выступает великий поэт Данте Алигьери.

1. Италия ХIII–ХIV вв.

В этих новых общественных условиях формировался Данте Алигьери как человек и поэт.

2. Жизнь и деятельность Данте

Данте Алигьери (1265–1321) происходил из обедневшей дворянской семьи. Он получил прекрасное по тому времени образование в богословском духе, однако был хорошо знаком и с античной литературой, особенно с творчеством Вергилия, который стал его любимым писателем.

Поэма задумана в средневековом жанре видения, т.е. рассказа о путешествии по загробному миру. Она построена на целой системе символов - образов, которым придан второй, иносказательный смысл (ими всегда широко пользовались богословы). Данте повествует о том, как он однажды заблудился в тёмном лесу, под которым, по-видимому, подразумеваются заблуждения и греховные нравы. Три зверя – лев, пантера и волчица – преграждают ему дорогу; это символические образы трёх грехов – властолюбия, честолюбия и алчности. На помощь ему приходит незнакомец, который оказывается духом его любимого писателя Вергилия. В поэме он символизирует светскую (не церковную) науку.

Вся первая песнь поэмы – сплошная аллегория. В религиозно-моральном плане она истолковывается следующим образом: дремучий лес – земное существование человека, полное греховных заблуждений; три зверя – три главных порока, губящих человека (лев – гордость, волчица – алчность, пантера – сладострастие); Вергилий, избавляющий от них поэта, – земная мудрость (философия, наука), Беатриче – небесная мудрость (разум – преддверие веры).

В первом кругу (лимбе) тоскуют, хотя и не мучаются, души тех, кто не совершил греха, но умер не крещённым и потому, согласно учению церкви, не может попасть в рай. Здесь Данте встречает античных героев и поэтов. Во втором кругу терпят кару за греховную жизнь. Души грешников здесь кружатся в вечном вихре, подобном вихрю их земной страсти. Восьмой круг состоит из десяти рвов, где караются различные виды ненавистного Данте обмана – ложные прорицания, лесть, фальшивомонетничество и другие. В последнем, девятом кругу мучаются изменники – они мёрзнут в ледяном болоте. В центре земли, низшей точке ада, заключён Люцифер – ангел, восставший против бога. В своих трёх пастях он дробит трёх величавших изменников: Иуду, согласно евангельской легенде предавшего Христа, и убийц Юлия Цезаря – Брута и Кассия. Измена Христу и императору – самый страшный грех в представлении Данте, в то время поборника императорской власти. Кара грешника у Данте всегда представляет символ греха; например, тираны купаются в реках крови, льстецы ходят в свинцовых одеждах, снаружи позолоченных.

Чистилище находится на высокой горе. В каждом из его семи кругов несут временную кару мертвецы, совершившие какой-либо из более лёгких грехов. Рай расположен на девяти сферах неба. Праведники в раю помещаются на той или иной планете в зависимости от своих заслуг.

Всё это фантастическое, религиозно-богословское построение с его символикой в то же время своеобразно отражает реальную жизнь.

Отражение политической жизни.

Образ родного города Флоренции, судьбы, люди, нравы, события ее общественной жизни постоянно оживают перед Данте в картинах загробного мира.

Остро выражены во всей поэме симпатии и антипатии автора. Для французского императора-завоевателя Генрика IV приготовлен трон в раю, в аду ждут заклятого политического врага Данте – папу Бонифация. Данте выступает с острой критикой официальной католической церкви.

- Сребро и злато – ныне бог для вас;

И даже те, кто молится кумиру, чтят одного, - вы чтите сто зараз.

Нападки Данте на алчность церковников впоследствии станут одним из основных мотивов антиклерикальной литературы нового времени.

Интерес к земной жизни. Фарината. Уголино.

Особенно выразителен в этом смысле один из самых страшных эпизодов поэмы – эпизод с Уголино, которого поэт встречает в девятом круге ада, где наказывается величайшее, с его точки зрения, преступление – предательство. Уголино яростно грызёт шею своего врага, архиепископа Руджери, который, несправедливо обвинив его в измене, запер Уголино с сыновьями в башне и уморил голодом. (32–33-я песни)

Не случайно К. Маркс, описывая положение безработных в Англии, в капиталистическом аду, упомянул о трагедии Уголино и его сыновей.

Новые идеи. Тема любви. Франческа да Римини.

С одной стороны, Данте проводит через всю свою поэму мысль о том, что земная жизнь есть подготовка к будущей, вечной жизни. С другой стороны, он обнаруживает живой интерес к земной жизни и пересматривает с этой точки зрения целый ряд церковных догматов и предрассудков. Так например, внешне солидаризируясь с учением церкви о греховности плотской любви и помещая сладострастных во втором круге ада, Данте внутренне протестует против жестокого наказания, постигшего Франческу да Римини, обманом выданную замуж за Джанчотто Малатеста, уродливого и хромого, вместо его брата Паоло, которого она любила. Застигнув Франческу в объятиях Паоло, Джанчотто заколол обоих. Лаконичный, поразительный по силе рассказ Франчески о ее грешной любви, которая привела ее вместе с возлюбленным в ад, выслушивается поэтом с горячим сочуствием к их страданиям, и он лишается чувств (песнь 5).

Стремление к знанию. Улисс.

Данте критически пересматривает и другие аскетические идеалы церкви. Временами соглашаясь с церковным учением о суетности и греховности стремления к славе и почестям, он в то же время устами Вергилия восхваляет стремление к славе. Поэт превозносит и другое свойство человека, столь же сурово осуждаемое церковью, - пытливость ума, жажду знания, стремление выйти за пределы узкого круга обычных понятий и представлений.

Улисс доплыл со своими спутниками до огромной горы на западе, где, по средневековым представлениям, должно было находиться чистилище. За это дерзание, не дозволенное церковной моралью, он погиб в море. И, однако же, изображая Улисса, Данте отдал дань восхищения новому типу человека, смелому путешественнику наступавшей эпохи Возрождения. Высоким подъемом проникнут призыв Улисса к спутникам:

Вы созданы не для животной доли,

Но к доблести и знанью рождены.

С гениальной прозорливостью Данте предвосхищает в этом рассказе Улисса открытия мореплавателей конца 15в. В образе Улисса проглядываются черты Колумба, который появится через полтора столетия.

Так проявляются в поэме Данте ростки новой идеологии. Одновременно сквозь фантастику религиозного жанра и богословскую символику в ней пробиваются зачатки реализма. Данте рисует живые человеческие характеры. Жадный корыстолюбец папа, нежная и любящая Франческа, гордый политический деятель Фарината, смелый путешественник Улисс – все это живые, хорошо запоминающиеся образы. Они отражают нравы эпохи, изменения, происходившие в общественной жизни страны. Наиболее абстрактным, лишенным индивидуальности остается у Данте образ Беатриче.

Кто снасти вьет, кто паруса латает,

Кто трудится, чтоб сделать новый струг,

Так силой не огня, но божьих рук

Кипела подо мной смола густая.

Ад, по описанию Данте, находится в огромной глубокой воронке, дно которой достигает центра земли. На стенках воронки расположены девять ярусов, девять кругов ада, в каждом из которых томятся грешники определенного рода.

В самом первом верхнем круге отбывают наказание некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане, вина которых заключается в том, что они по разным причинам не смогли последовать учению Иисуса.

В этом круге Данте встретил многих выдающихся деятелей античности, которые умерли ЗАДОЛГО ДО появления Иисуса Христа на Земле и, естественно, поэтому ну никак не могли стать христианами.

Во втором круге Ада содержатся сладострастники.

Третий круг - прибежище чревоугодников.

Четвертый круг - место для скупцов и расточителей.

В пятом круге Ада расположено зловонное Стигийское болото, в котором казнятся гневливые.

Шестой круг - место пыток для еретиков, для тех, кто отрицал существование Бога.

В седьмом круге карается насилие во всех его проявлениях.

Восьмой круг - место казни обманщиков.

Девятый – самый нижний круг Ада. Здесь мучаются те, кто совершил самый страшный грех – обманул доверившегося ему.

В принципе, представления о загробной жизни были раньше и есть сейчас у различных народов и религий. Многое совпадает, но и кое-что отличается.

Лично мне не понравилось у Данте то, что внешне солидаризируясь с учением церкви о греховности плотской любви, он помещает сладострастных во втором круге ада. И не важно, что Данте внутренне против жестокого наказания, что лишается чувств по окончании рассказа Франчески. Я категорично не согласна с автором.

Любовь – это полная гармония между людьми в их мыслях. Сексуальная энергия самая мощная после энергии мысли. Самое высшее счастье в мире – это любить и быть любимым. Настоящую любовь нельзя заменить ни деньгами, ни славой, ни работой - ничем. Я считаю, что самый большой грех после негативных мыслей, как раз жизнь без любви. Бог нас всех создал для любви. И если вы никого в жизни не смогли полюбить – значит, вы сильно согрешили. Так что, по моему мнению, Данте нужно было поместить на второй круг Ада не сладострастных, а живущих без любви. Тех, кто и в браке грешит, ложась в постель с не любимым человеком. Тех, кто вступил в брак по расчету и т.д.

6. Список использованной литературы

История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. Для филол. спец. вузов / М.П.Алексеев, В.М.Жирмунский, С.С.Мокульский, А.А.Смирнов; - 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высш.шк.,1987.– 415с.

Русская литература ХХ века в зеркале критики: Хрестоматия: уч.пособие для вузов. – М.: Academia; С- Пб.: Из-во СпбГУ, 2003 – 656с.

История всемирной литературы. В 9 томах. /отв. Редактор И.А. Бернштейн: Том 3-4. - М.: Наука, 1991г – 830с.

Пурищев Б.И. Зар. лит-ра средних веков.

Данте. Боккачо. Бомарше. Беранже. Золя – С-Пт.: ЛИО Редактор, 1994 – 336с.

Данте Алигьери. Божественная комедия. – М.: Наука, 1967 – 628с.

Шайтанов И.О. Зарубежная литература: Средние века; Уч.для уч. 10-11 классов – М.: Просвещение,1996 – 415с.

Данте отправляется в ад – огромную воронку, конец которой упирается в самый центр земли. Он состоит из девяти кругов, каждый из которых соответствует определенным человеческим грехам. Здесь отбывают наказание чревоугодники, сластолюбцы, расточители и скупцы, лжецы и предатели, насильники, убийцы. На глубине адского царства Данте встречает его повелителя – Люцифера.

Затем путешественники попадают в чистилище. Здесь находятся души тех, кто перед смертью успех раскаяться в своих грехах, кто умер на поле брани или стал жертвой насилия. Чистилище также поделено на круги – всего их семь. Пройдя каждый из них, Данте, наконец, попадает в рай. В этом чудесном месте он встречает свою возлюбленную Беатриче, умершую в юном возрасте. Вместе с ней герой возносится в небесные сферы, где встречает души праведников, святых угодников и самого Всевышнего. Совершенно потрясенный увиденным, герой возвращается на Землю.

Чистилище находится на горе и насчитывает семь кругов. Это не случайно – в кругах люди очищаются от семи основных грехов. Чем выше круг, тем чище душа находится в нем. На вершине горы находится Рай, где наслаждаются жизнью праведники в окружении ангелов. Еще выше – эмпирей, где герой встречает Бога в окружении божественных сущностей. Высшие силы, как и силы зла, находятся в крайней точке, только теперь в высшей. Симметричное построение произведения подчеркивает это смысловой контраст.

Духовный смысл путешествия Данте – показать человека на пути познания добра и зла, поиск смысла жизни, духовных ориентиров для того, чтобы жить правильно. Все путешествие осуществляется в душе поэта и открывает ему истины мироздания. В финале герой достигает знания, что мир спасет любовь. Божественная любовь, которая должна поселиться в душе каждого земного человека и направлять ее в земной жизни. Аллегорическим символом этой всепрощающей любви, чистоты и радости в произведении является Беатриче.

Развернутой аллегорией есть и собственно путешествие - это поиск правильного духовного пути для человека, окруженного грехами, соблазнами и страстями. Выбор дороги - это поиск смысла жизни. Главное действие разворачивается в душе лирического героя. Все путешествие осуществляется в сознании поэта. Познав то, что есть крушение, пройдя кругами ада, в душе поэта происходят изменения, он поднимается к осознанию важнейших истин о мире и о себе.

Именно в части, которая изображает рай, раскрывается главная тайна жизни, которая заключается в любви. Не только в любви к единой и прекрасной женщине, а в любви всепоглощающей и всепрощенной, любви в широком смысле этого слова. Любовь как движущая сила, сила, которой двигают небесные светила. Данте наталкивает нас на мысль, что Бог есть любовь.

Художественное своеобразие "Божественной комедии" Данте. Политический и психологический смысл поэмы Данте. Мысли Данте для поколений поэтов. "Божественная комедия", а также раскрытие философских и мировоззренческих идей в этом бессмертном произведении.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.01.2010
Размер файла 37,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Владимирский государственный университет

Кафедра философии и религиоведения

Выполнил: студент гр. ПГС-108

3.1 Политический и психологический смысл поэмы Данте

3.2 Мысли Данте для поколений поэтов

5. Список литературы

"Божественная Комедия" возникла в тревожные ранние годы XIV века избурливших напряженной политической борьбой глубин национальной жизни Италии. Для будущих - близких и далеких поколений она осталась величайшим памятником поэтической культуры итальянского народа, воздвигнутым на рубеже двух исторических эпох. Энгельс писал: "Конец феодального средневековья, начало современной капиталистической эры отмечены колоссальной фигурой. Это - итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэтнового времени" (К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т. 22, изд. 2-е, с. 382.)."Суровый Дант" - так назвал творца "Божественной Комедии" Пушкин -совершил свой великий поэтический труд в горькие годы изгнания и странствий, на которые осудила его восторжествовавшая в 1301 году вбуржуазно-демократической Флоренции партия "черных" - сторонников папы и представителей интересов дворянско-буржуазной верхушки богатой республики. Во Флоренции - этом крупнейшем центре итальянской экономической и культурнойжизни средневековья - Данте Алигьери родился, вырос и возмужал в атмосфере, раскаленной жаждой богатства и власти, раздираемой политическими страстями и волнуемой жестокими междоусобиями.

Данте стоит на пороге Возрождения, на пороге эпохи, ". котораянуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти ихарактеру, по многосторонности и учености". Творец "БожественнойКомедии" был одним из таких титанов, поэтическое наследие которого осталось в веках величественным вкладом итальянского народа в сокровищницу мировой культуры.

Так как написание данного произведения совпадает у Данте с некоторыми жизненными событиями, то я решил поместить в свою работу биографию поэта.

Данте Алигьери родился во Флоренции в 1265 году. Мать его рано умерла, а отец, человек среднего достатка, был занят приумножением своего состояния и заботами о новой семье, в которой у него родились сын и две дочери.

Школа дала Данте не слишком широкое образование, но все же познакомила с геометрией и астрономией, историей и античностью. Вергилий, Овидий, Эзоп были первыми учителями Данте в литературе. Но главным его наставником стал родной город, с богатыми домами, узкими улочками ремесленников, с праздниками, освещенными факелами, и непокорной рекой Арно, которая время от времени выходила из берегов и сносила мосты. Жители Флоренции были разделены на две партии: гвельфы были сторонниками папской власти, гибеллины поддерживали германских императоров. Война горожан и феодалов взрывала покой Флоренции, города, населенного искусством и знаменитого своими художественными промыслами. Юного Данте равно привлекали поэзия и политическая борьба.

Чей дух пленен, чье сердце полно светом, Всем тем, пред кем сонет предстанет мой, Кто мне раскроет смысл его глухой, Во имя Госпожи Любви -привет им!

Данте показал картины пороков, живущих в людях для того, чтобы противопоставить их другим картинам, которые должны создавать люди для того, чтобы была гармония для осознания, его поэме своего рода просветительская база для всех кто живет на земле.

Художественное своеобразие показа жизни в трех параллелях представлено приемами представления для читателя символических действующих лиц и деталей, мотивов разных видов восприятия.

Данте и Вергилий видят огни, которые движутся по дну долины. В каждом из огней сжигаются грешники, которые хитросплетениями ума побудили людей к ложным путям. В одном из них заключен Одиссей. Данте любил полет, он был дерзок. Но бесконечная жажда познания ведет человека к гибели. И в этом одно из трагических противоречий высокого назначения человека и его натуры.[4,7]

Адская буря гонит грешников с тем неистовством, с каким они отдавались своим страстям. Но грехи плоти предстают в песне в двойном освещении: похоть и любовь. Семирамида, Дидона, Клеопатра, представленные Вергилием, наказаны за разврат и потому не вызывают сочувствия римского поэта. Данте же с самого начала песни, с описания адской бури, полон ужаса и сострадания. Поэтические сравнения, которые предваряют рассказ Франчески (бурное море, где ветер бьется с волнами, поющие свою жалобу журавли, голуби с трепетом их крыльев и т.д.), создают лирическую атмосферу и подчеркивают уча-тие поэта, его близость к тем героям и событиям, о которых идет речь.

Главным мотивом всей песни оказывается трагический поединок: любовь ведет к гибели, но чувства человека неодолимы, страсть - неизбежная потребность нежного сердца.

Песнь делится на три части. Сначала перед нами возникает средь мрачных уступов поэтическая картина движущихся огней. Развернутое сравнение их со светлячками, которых отдыхающий крестьянин с крыши своего дома видит в ночной долине, создает возвышенное настроение. Таинственный трепет огней возбуждает интерес Данте. Он едва не падает в пропасть, поглощенный этим зрелищем.

В сущности поэт так же не привык сдерживать свою страсть к познанию, как грешники, сгорающие в адском огне. И это ему, как и им, грозит гибелью. Почему этим грешникам дано такое наказание? Жажда познания заслонила сдержанность и осторожность. По Библии, страсть к познанию -- грех. Неда-ром Адама и Еву Бог изгнал из рая не сразу после грехопадения, а лишь тогда, когда Адам пытался дать название всем вещам, т.е. присвоить себе привилегию Бога.[3, 23]

Бездны, в которые ведет ум, более греховны для Данте, чем прямой обман, воровство. И поэтому Улисс и все, кто повинен в грехе использования ума для обмана, находятся в нижнем круге ада. Но Данте, как поэт, идущий к Возрождению и готовящий его, любуется смелым полетом и поэтизирует безоглядное стремление человека к познанию.

Такими представляют жизнь и смерть в средние века, Данте проходит со своими героями, принимая наравне с эпохой того времени, с теми, кто жил тогда все тяготы и страдания.[1,32]

Мысли Данте для поколений поэтов

Связь с этими мотивами мы видим в поэзии многих поэтов более позднего времени у А.С. Пушкина, у А. блока, у А. Ахматовой.

И сердце вновь горит и любит оттого,

Что не любить оно не может.

Пожар сердца для Данте страшен и прекрасен, для Пушкина - неотвратим и естествен. Франческа и Паоло оказываются, по Данте, невиновными. Самое страшное наказание (Каина) ждет их убийцу. Любовь сильнее адской кары, которая не может заставить Франческу и Паоло отречься от своих чувств, разъединить их. Ад может мучить, заставить любящих страдать, но не истребит их чувства. И в этой мысли Данте слышится победа гуманизма нового времени над средневековьем. [3,43]

Зорю бьют. Из рук моих

Ветхий Данте выпадает.

На устах начатый стих

Недочитанный затих - Дух далече улетает.

И дале мы пошли - и страх объял меня,

Бесенок, под себя поджав свое копыто,

Крутил ростовщика у адского огня.

Горячий капал жир в копченое корыто,

И лопал на огне печеный ростовщик.

Ma dimmi, al tempo de dolci sospiri,

A che e come concecette

Amore Che conscesre i dubbiosi dasiri?

Данте прошел этот путь, чтобы доказать, что путь ведущий к Возрождению Италии проходит через познания и поэтому он воспевает и поэтизирует стремление человека к познанию.

В соответствии с поставленными задачами была изучена специальная литература, учебники и статьи в которых рассматривается творчество Данте и события, происходящие в Европе в средние века. Выявлены предпосылки жизни и творчества А. Данте для создания эпического произведения такого масштаба, которое явилось новым этапом в литературе Европы.

Смерть представлена как путь для очищения от грехов, очищение совершается страданиями и любовью.

Для того чтобы усилить картины страданий и преодолений Данте использует символические образы, помогающие понять происходящее.

При помощи таких приемов поэт дает возможность понять суть жизни и смерти в средние века.

Одной из вершин мировой литературы считается описание девяти кругов Ада. Над адскими воротами -- мрачная надпись:"Ничто не вечно, я же -- на века. Оставь надежду, всяк сюда сходящий".

Эти строки напоминают о том, что человеческая жизнь, лишенная всех надежд, превращается в настоящий ад. Данте неоднократно подчеркивает, что чем глубже грех проникает в человеческую душу, тем страшнее наказание, ожидающее ее. Поэтому в первом круге Ада находятся некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане, во втором - нарушители супружеской верности, в третьем - чревоугодники, в четвертом - скряги и растратчики, в пятом - гневливцы, в шестом - еретики, в седьмом - насильники, в восьмом -обманщики, сводники, соблазнители, льстецы, святотатцы, колдуны, взяточники, лицемеры, лукавые советники, приспешники разврата, делатели фальшивых металлов, людей, денег и слов, в девятом - все предатели во главе с Иудой, Брутом и Кассием.

Данте считает, что человек, который в своих поступках не руководствуется верой, надеждой и любовью, бросает себя в ад еще при земной жизни. После Ада дорога Данте лежит через Чистилище. Там он поднимается на гору и находит то, что утратило человечество, то есть совесть и свободу воли. Третья часть "Божественной комедии" открывает читателю новый мир, исполненный красоты и добра. На берегах Святосияющей реки пламенеют огненные цветы -- души праведников. Выше находится престол Бога. Он словно охватывает всю Вселенную. Дальше душу ведет "любовь, что движет солнце и светила". Данте приходит к пониманию того, что миром движет любовь. Именно она определяет гармонию мироздания.

Файлы: 1 файл

божественная комедия данте синтез философского и художественного творчества.docx

Философия эпохи Возрождения

Чем знаменательна философия эпохи Возрождения?

Во-вторых, началась эпоха Великих географических открытий, таких как, открытие Америки Христофором Колумбом в 1492г., экспедиция Васко да Гамы в Индию в 1497-1513гг., первое кругосветное плавание под руководством Фернана Магеллана в 1519-1522гг. и др.

В-третьих, это формирование абсолютистской монархии, изобретение европейского книгопечатания, установление новой астрономической системы, открытие гелиоцентрической системы в космологии и т.д.

Все это и многое другое кардинально изменило взгляды людей на мир и на положение человека в нем. Можно даже сказать, что новое мировоззрение противопоставляло себя Средневековью, формирую новый жизненный уклад.

Выдающиеся люди этой эпохи ставили перед собой грандиозные задачи объяснить жизнь природы, общества и человека. Они, обращаясь к идеям античной философии, в центр своего изучения ставили человека. А развивая естественные и гуманитарные науки, заложили основы опытного естествознания Нового времени.

Биография

Поэт, философ и гражданин Данте Алигьери выступает в Италии в конце ХIII–начале ХIV в. Своим творчеством он открыл новую страницу культурной истории Европы, которая пишется и поныне. Его называют последней личностью средневековья и первым титаном Возрождения. Он был основателем литературного итальянского языка и автором великого памятника эпохи Возрождения.

Данте Алигьери родился во Флоренции в мае 1265 года в старинной, но обедневшей дворянской семье. Ни о родителях, ни о его детских годах сведений почти не сохранилось. Его образование было достаточно поверхностным, но он приобретал знания в течении жизни, и, благодаря своей любознательности и упорству, стал одним из самых образованных людей эпохи.

В девятилетнем возрасте Данте полюбил свою ровесницу Беатриче, ей суждено было стать первой и единственной музой великого флорентийского мыслителя. В семнадцать лет при случайной встрече юноша понял, что в образ Биатриче он влюблен больше, чем в реального человека. Он испытывал к ней трепетные и возвышенные чувства, но никогда не принимал попыток сблизиться.

Чтобы облегчить боль утраты 34-летний Данте женится на флорентийской красавице и посвящает себя общественной деятельности.

В его родной Флоренции в ходе политической борьбы партия влиятельных горожан гвельфы разделилась на так называемых белых, сторонников короля, и черных, ярых приверженцев папы.

«Земную жизнь пройдя до середины,

Содержание поэмы

«Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнес

Тот дикий лес, дремучий и грозящий,

Чей давний ужас в памяти несу!

Так горек он, что смерть едва ль не слаще.

Но, благо в нем обретши навсегда,

Считается, что идея поэмы появилась у ее создателя, после увиденного им в 1300 году сна, где он, вместе со своим проводником, классиком и литературным учителем, Вергилием, отправляется изучать загробный мир. Также половина жизни, по средневековым представлениям – 35 лет. Так как Данте родился во второй половине мая 1265 года, то полжизни он прошел к началу XIV столетия. Известно, что произведение писалось в течение последних четырнадцати лет жизни, то есть после 1300 года.

Структура поэмы

Поэма задумана как рассказ о путешествии по загробному миру, построенный на целой системе загадочных символов и образов, которым придан иносказательный смысл.

Автор говорит о том, как однажды заблудился в темном лесу, под которым читатель может разгадать, что имеется в виду аллегорический греховный лес человеческих заблуждений и греховных нравов, куда попадает поэт, сбившись с верного пути.

Над лесом грехов и заблуждений возвышается гора добродетели, над которой восходит солнце истины. Выход Данте к подножию этой горы открывает путь спасения, как для заблудшего путника, так и для греховного человечества.

Поднявшись на холм добродетели и спасения поэту препятствуют три зверя, олицетворяющих главные человеческие пороки: барс (в других переводах - рысь, пантера) - ложь, предательство, сладострастие.

Лев - гордость, властолюбие, насилие.

Волчица - алчность, корыстолюбие, эгоизм.

Аллегорические образы имеют у Данте и историко- политический смысл: лес - Италия, погрязшая в пороках и смутах; гора - идеальная монархия; пестрый барс - флорентийская республика, разделившаяся на Белых и Черных; лев - правители-тираны, представители французской династии, волчица - алчная Римская Церковь, погрязшая в мздоимстве и лицемерии.Вергилий, избавляющий поэта от земных пороков – символ просвещенного разума, ведущего к высшему познанию и земной мудрости (философия, наука), Беатриче – религиозная, небесная мудрость (разум – преддверие веры), богословие, олицетворенное в образе возлюбленного поэта. Его любовь очищается теперь от всего земного, греховного.

Первый круг Ада носит название Лимб (от лат. - край). здесь пребывают души добродетельных нехристиан и младенцев, умерших некрещеными, потому что, согласно учению церкви, в рай может попасть только крещеный. Здесь Данте и Вергилий встречают античных героев и поэтов, например, Гомера, воспевшего Троянскую войну, Горация (65-8 до н.э.) - известного сатирика нравов.

По мере приближения к центру Ада круги становятся все уже, а муки грешников - все страшнее. На втором кругу мучаются души людей, предававшихся пороку сладострастия. Здесь герой встречает Семирамиду - легендарную царицу Ассирии и Вавилона, вдову царя Нина. Древние авторы писали о ее необузданном сладострастии; Клеопатру - египетскую царицу, возлюбленную Цезаря и Антония, покончила с собой после гибели Антония; Елену - жену спартанского царя Менелая, похищенную Парисом, сыном троянского царя Приама, ее похищение вызвало десятилетнюю Троянскую войну ("Илиада") и многих других.

Плутос - античный бог богатства. У Данте он охраняет четвертый круг Ада. Здесь томятся скупые и расточительные.

Поток второй реки Ада - Стикса, впадает в зловонное болото. Здесь начинается пятый круг, где терзают друг друга гневливые грешники, предававшихся необузданному гневу и лени.

Читайте также: