Циолковский философия русского космизма доклад

Обновлено: 06.07.2024

1 Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами. – Калуга, 1914. С.1.

- раскрыть понятие “космическая философия”, ее проблемы, принципы

2. Космическая философия К.Э. Циолковского

Космическая философия К.Э.Циолковского ощутимо повлияла на современную цивилизацию посредством космонавтики, которая стала одним из основных направлений НТР. Немаловажно и то, что она относится к числу немногих в русском космизме образцов целостной философско-мировоззренческой системы.

В философско-мировоззренческой концепции Циолковского можно выделить три основных этапа.

На втором этапе (1915-1923 гг.) Циолковский основное внимание уделяет другим проблемам, отличным от Космоса:

2 Циолковский К. Э., Этика, или естественные основы нравственности, ААН, ф. 555, оп. 1, ед. хр. 372.

Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции.

3 Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной, М., 1992

единство материального и духовного начал Вселенной;

единство человека и Вселенной, т.е. его участие в космической эволюции, в противовес христианским представлениям о бессмертии души;

выводимость этических норм из метафизики космоса.

Отрывок из книги “Грезы о Земле и небе”:

“Мы проповедуем монизм во вселенной — не более. Весь процесс науки состоит в этом стремлении к монизму, к единству, к элементарному началу. Ее успех определяется степенью достижения единства. Монизм в науке обусловлен строением космоса. Разве Дарвин и Ламарк не стремились к монизму в биологии? Разве того же не желают геологи? Физика и химия влечет нас по тому же направлению. Астрономия и астрофизика доказали единство образования небесных тел, сходство земли и неба, однообразие их вещества и лучистой энергии. Даже исторические науки стремятся к монизму.

И биологии объединяются клеточки низших существ, образуя животных с единым управлением (мозг — душа), объединяются люди в общества, стремясь слиться в одно могущественное тело. Скоро должна объединиться так и вся земля. Это объединение на иных планетах должно достигнуть высшего результата.

Я прибавлю к известным уже видам единства и всеобщую чувствительность материи, потенциальную способность каждого атома, при сложной обстановке, жить. Мыслит мозг, но чувствуют атомы, его составляющие. Разрушен мозг, — исчезло и напряженное чувство атомов, заменившись ощущением небытия, близким к нулю.” 6

Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое, и на свойства пространства и времени, и на строение элементарных частиц вещества, и на структурную иерархию уровней космических систем, и на ритмы космической эволюции, и на

4 Науменко Л. К., Монизм как принцип диалектической логики, А.-А., 1968.

5 Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной, М., 1992

самоорганизация как возникновение сложных (в том числе, живых) структур из более простых;

7 Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной, М., 1992

Эра рождения , в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.

Эра становления . Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры – сотни миллиардов лет.

Эра расцвета человечества . Теперь трудно предсказать её длительность – очевидно, сотни миллиардов лет.

8 Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной, М., 1992

Современный космизм представляет собой программу становления человечества и космическая философия Циолковского может рассматриваться как перспективный вариант осуществления такой программы.

В заключение хотелось подчеркнуть общие родовые черты космического, актив­но-эволюционного направления философского и научного поиска, осуществленного в России за по­следнее столетие. Прежде всего это понимание восходящего характера эволюции, роста в ней ра­зума и признание необходимости нового, сознательно-активного ее этапа, получающего различные названия - от "регуляции природы" до ноосферы. У религиозных космистов высшая цель движения носит название Царствия Божьего, Царствия небесного. Утверждается и несовершенство, "промежуточность" нынешней, еще кризисной, требующей дальнейшего роста природы человека, но вместе - и высокое его достоинство, преобразовательная роль в мироздании. И в религиозной ветви русского космизма, в центральной его теме богочеловечества, торжествует идея творческого призвания человека. Возникает новый взгляд на человека как не только на исторического социаль­ного деятеля, биологический или экзистенциальный субъект, но и на существо эволюционирующее, творчески самопревосходящее, космическое.

Самой науке, точнее, грандиозному синтезу наук, объединенных во всеобщую космическую науку о жизни, дается новое направление развития. Ведь пока наука, основная созидательная сила совре­менного мира, работает с равным циничным успехом и на разрушение. За это во многом от­ветствен тот фундаментальный выбор, который господствует в современном мире с его фактиче­ским обожествлением нынешней природной данности человека, его естественных границ, выбор, не дерзающий их раздвигать, т.е. идеал человека, пробующего и утверждающего себя во все измерения и концы своей природы, в том числе темные и "демонические", признающиеся одинаково право­мочными, идеал, отказывающийся от императива эволюционного восхождения. Ноосферный, космический идеал должен быть раскрыт в такой конкретности, чтобы он мог увлечь действительно всех. Высшим благом нельзя признать просто исследование и бесконечное познание неизвестно для чего и лишь для созидания временного, материального комфорта живущим. Высшим благом может быть только жизнь, причем жизнь в ее духовном цвете, жизнь личностная, сохранение, продление, развитие ее.

Сила космистов в том, что обосновали и нравственную и объективную необходимость актив­ной эволюции, ноосферы. Ноосферное направление избрано самой эволюцией, глубинным законом раз­вития мира, выдвинувшим разум как свое орудие. Научными фактами, эмпирическими обобще­ниями Вернадский доказывает нам: работать против эволюции, против нового и объективно-неизбежного, сознательного, разумного ее этапа, преобразующего мир и природу самого человека, неразумно и бесполезно.

Течение русского космизма имеет значение общечеловеческое, оно дает глубокую теорию, поразительные предвосхищения, глядящие не только в современные, но и в значительно более далекие времена. В наши дни, озабоченные поисками принципиально нового типа мышления, которое могло бы открыть горизонты коллективной, планетарной надежде, наследие русских космистов приобретает особую притягательную силу.

5. Список литературы

1. Науменко Л. К., Монизм как принцип диалектической логики, А.-А., 1968;

2. К.Э. Циолковский, Грёзы о Земле и небе (сборник), Тула. Приокское из-во 1986 г. 448 стр;

3. Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами. – Калуга, 1914. С.1;

4. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной, М., 1992;

5. Циолковский К. Э., Этика, или естественные основы нравственности, ААН, ф. 555, оп. 1, ед. хр. 372

Космическая философия К.Э.Циолковского - является одним из столпов русского космизма. Она ощутимо повлияла на современную цивилизацию посредством космонавтики, которая стала одним из основных направлений НТР. Немаловажно и то, что она относится к числу немногих в русском космизме образцов целостной философско-мировоззренческой системы.

Взгляды Циолковского о сущности философии навеяны эпохой Просвещения. Он считал, что философия - "вершина научного знания, его венец, обобщение, наука наук" [12]. Все предшествующие философские системы казались Циолковскому "странными" и их терминология ненужной, говоря, что "трудно связать мою философию с другими". Однако, в космической философии обсуждались в основном традиционные философские проблемы, рассматриваемые с "космической точки зрения". Также традиционны были и представления Циолковского о структуре философского знания: философия "состоит из метафизики, гносеологии и этики. Первые два отдела служат подготовкою для этики или научных основ нравственности. Иногда эту подготовку не отделяют от этики. Так отчасти делаю и я". Тем не менее Циолковский дополнил философское знание ещё одним разделом - социологическим, т.е. построением схем "идеального строя жизни" [12].

На втором этапе (1915-1923 гг.) Циолковский основное внимание уделяет другим проблемам, отличным от Космоса: 1) изложению "научного" понимания библейских текстов; 2) проблемам общества будущего, разрешаемым в социально-утопическом духе ("Горе и гений", 1916г.; "Идеальный строй жизни", 1917г. и др.); 3) проблемам строения и жизни человеческого тела ("Человек. Свойства человека", 1917г.). Циолковский подчёркивает несовершенство социальных отношений, несправедливость в обществе и др. Проблемы космизма затрагиваются в работах: "Первопричина" 1918г., "Социология (фантазия). Приключения атома" 1918г. и некоторых других.

На третьем этапе (1923-1935 гг.) Циолковский разрабатывает так называемый "активно-эволюционный" принцип космизма. Его смысл состоит в следующем: "Судьба Вселенной зависит от космического разума, т.е. от человечества и других космических цивилизаций, их преобразовательной деятельности". Этот принцип обосновывается во многих статьях и брошюрах: "Живая Вселенная" (1923г.), "Монизм Вселенной" (1925-1931гг.), "Будущее Земли и человечества" (1928г.), "Космическая философия" (1935г.) и многих других. Интересно, что "активно-эволюционный" смысл принципа космизма сосуществует у Циолковского с более традиционным смыслом этого принципа: "Судьба существа зависит от судьбы Вселенной". Всё это создаёт сложности при понимании космической философии на завершающем этапе её становления.

Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции.

Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием Циолковским материи. Циолковский говорил, что "Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи". Все тела Вселенной "имеют одну и ту же сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность, начало, субстанция, атом в идеальном смысле)", что очень сходно с философией Платона. "Атом-дух" ("идеальный атом", "первобытный дух") по Циолковскому, "есть неделимая основа или сущность мира. Она везде одинакова. Животное есть вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же, как и Вселенная. Из них только она и состоит, материи, как её прежде понимали, нет. Есть только одно нематериальное, всегда чувствующее, вечное неистребляемое, неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или всегда существовавшее" [13]. Следовательно, "атом-дух" - это элемент метафизической субстанции, лежащей в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.

Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира, образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной должны быть одинаковы". Это означает:

· единство материального и духовного начал Вселенной;

· единство живой и неживой материи: "материя едина, так же ее отзывчивость и чувствительность";

· единство человека и Вселенной, т.е. его участие в космической эволюции, в противовес христианским представлениям о бессмертии души;

· выводимость этических норм из метафизики космоса.

Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое, и на свойства пространства и времени, и на строение элементарных частиц вещества, и на структурную иерархию уровней космических систем, и на ритмы космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и на отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной. Вселенная, по Циолковскому, бесконечна в пространстве и времени и включает в себя бесконечную иерархию космических структур - от атомов до "эфирных островов" разного уровня сложности. Мысль Циолковского о возможности сосуществования во Вселенной множества космосов намного опередила своё время и теперь она нашла своё развитие в квантовой космологии.

Принципы самоорганизации и эволюции также являются ключевыми для метафизики космической философии и вытекающей из неё научной картины мира. "Всё живо", т.е. способно к бесконечной самоорганизации и эволюции. Циолковский был не согласен с толкованием космической эволюции как неуклонной деградации и его несогласие нашло своё выражение в принципах самоорганизации и эволюции. Ритмические изменения Вселенной в метафизике космической философии очень близки бесконечным циклам эволюции. Эти принципы приобретают в контексте космической философии следующие значения:

· эволюция как периодические трансформации, в ходе которых возникают и разрушаются бесчисленные союзы "атомов-духов", образующих космические структуры разных уровней;

· самоорганизация как возникновение сложных (в том числе, живых) структур из более простых;

· эволюция и самоорганизация как "глобальный эволюционизм" (эти процессы могут быть спонтанными или направляться разумом).

Идея первопричины (причины) космоса как считал Циолковский "не может убедить и не имеет вида научной истины. Но я не могу лично обойтись без первопричины, всемогущей и благостной к своему созданию" [13]. По словам Циолковского всё, что для нашего ума безначально и бесконечно, то для первопричины конечно, даже нуль, т.е. для неё мир мог иметь начало. Всемогущая и нежно любящая своё творение первопричина находится вне Вселенной и может её уничтожить по своей воле. Причина "безмерно выше космоса" и несоизмерима со своим творением, т.к. создаёт вещество и энергию, что "космос сам не в силах делать". Проникновение в свойства причины приводит к неожиданным выводам этического значения, которые "не могут не иметь благотворного влияния на поступки человека и других сознательных" [13]. Её доброта, счастье, мудрость и могущество бесконечны и отсюда следует, по Циолковскому, ряд выводов:

"удовлетворение любознательности и вытекающее отсюда спокойствие";

"смирение перед причиной";

"чувство благодарности за не кончающееся возрастающее счастье";

"могущество причины не принесёт нам зла и в будущем".

Эра рождения, в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.

Эра становления. Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет.

Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать её длительность - очевидно, сотни миллиардов лет.

Эра терминальная займёт десятки миллиардов лет. Во время этой эры человечество . сочтёт за благо включить второй закон термодинамики в атоме, т.е. из корпускулярного вещества превратиться в лучевое. Что такое лучевая эра космоса - мы ничего не знаем и ничего предполагать не можем.

Современный космизм представляет собой программу становления человечества и космическая философия Циолковского может рассматриваться как перспективный вариант осуществления такой программы.

Космизм — философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как части мира, а также о микрокосмосе. Также это философское направление с большими традициями в культуре России, которое объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников, представителей других творческих профессий. Ведь связь человека и космоса была предметом изучения уже первых древнегреческих мудрецов. Само существование “русского космизма” как философского течения даже в современном мире вызывает острые дебаты.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Космизм Циолковского.docx

Космизм — философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как части мира, а также о микрокосмосе. Также это философское направление с большими традициями в культуре России, которое объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников, представителей других творческих профессий. Ведь связь человека и космоса была предметом изучения уже первых древнегреческих мудрецов. Само существование “русского космизма” как философского течения даже в современном мире вызывает острые дебаты.

Зарождение русского космизма обусловлено своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в космос.

В ряду сторонников этого мировоззрения стоят такие философы и ученые, как В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Н. Ф. Федоров, А. В. Сухово-Кобылин и др. В философском наследии мыслителей русского религиозного возрождения - В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева - также выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально – философский смысл русского космизма.

Еще несколько лет назад понятие русского космизма брали неизменно в кавычки как приблизительное образование, условность. Сейчас русский космизм окреп в своих правах, обрел законное место в отечественном культурном наследии. Однако объем и содержание этого понятия и стоящего за ним течения философии остаются весьма расплывчатыми.

Философия К. Э. Циолковского

Исследователи отмечают, что свою космическую философию Циолковский определял как знание, основанное на авторитете точных наук. И несмотря на то, что в русском космизме достаточно сильна этическая мировоззренческая направленность, его относят к естественнонаучной ветви философии науки. Сам Циолковский, оценивая свое творчество, замечает: "Мои выводы более утешительны, чем обещания самых жизнерадостных религий. Ни один позитивист не может быть трезвее меня, даже Спиноза в сравнении со мной мистик. Если и опьяняет мое вино, то все же оно натуральное. Чтобы понять меня, вы должны совершенно отрешиться от всего нечестного, вроде оккультизма, спиритизма, темных философий, от всех авторитетов, кроме авторитета точной науки, т.е. математики, геометрии, механики, физики, химии, биологии и их приложений".

По высоким оценкам исследователей, Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) – выдающийся космист конца XIX и начала XX в., поразительно органично сочетает теософско – мистическое и позитивистское направление "в столь дорогой ему естественной философии". Хотя Циолковскому представлялось, что его мысль не выходит за рамки позитивных наук, его учение является своеобразным сплавом естественнонаучного эволюционизма и буддийских идей и элементов теософии. Идеи космического преображения человечества, которыми заразил молодого К. Циолковского великий аскет и изумительный философ Н. Федоров, отозвались серьезными философскими проектами.

Однако итоги размышлений и теоретических разработок К. Циолковского проникают в научные и общественные круги с большим трудом. Его научно – фантастические повести "На Луне", "Вне земли", а также труд "Исследование мировых пространств космическими приборами" (1903), в котором он вывел классическую формулу ракеты, остаются долгое время никем не замеченными. Но именно в них Циолковский научно обосновал применение реактивного принципа для полетов в мировом пространстве и возможность достижения космических скоростей, создал теорию прямолинейного движения ракет. Лишь в 1924 г. на гребне пафоса космизма новой эпохи исследования появляется группа изучения космического движения во главе с Ф.А. Цандером, в которую входил и С.П. Королев.

В 1977 г. была опубликована любопытная беседа Циолковского и Чижевского под названием "Теория космических эр", согласно которой человечество было в состоянии эволюционировать к своей лучистой форме, затем возвращаться в корпускулятно – вещественную и воспроизводить уже на более высоком уровне цикл развития, а затем перейти в нирваническое, божественное состояние.

Можно говорить о весьма своеобразной атомарной антропологии Циолковского, трактующей человеческий организм как господство атомов, которые бессмертны и путешествуют от одного конгломерата или организма к другому. Распадаются не сами атомы, а их ассоциации, поэтому трагедия смерти есть всего лишь иллюзия человеческой эгоистической эмоциональности. Бессмертным мозговым атомам человечества дается возможность попасть в мозг "богов разных степеней", каковыми являются косможители. Тем самым Циолковский обосновывает идею атомарного бессмертия, но не в той ее форме, которая весьма близка чаяниям каждого верующего, что души родных и близких людей встретятся. Напротив, космос Циолковского атомарен и бездушен, это не космос христианского одушевленного помысла о встрече с умершими близкими, жалости, памяти, привязанности и любви. "Нет ни одного атома, который не принимал бы бесчисленное число раз участие в высшей животной жизни. Так, входя в атмосферу или почву планет, он порою поступает в состав мозга высших существ. Тогда он живет их жизни и чувствует радость сознательного и безоблачного бытия. С разрушением организма атом человека, его мозга или других частей тела (также со времени выхода атома из организма, что совершается много раз при его жизни) попадает сначала в неорганическую обстановку. Вычисления показывают, что в среднем надо сотни миллионов лет, чтобы он снова воплотился. Это время проходит для него как нуль. Его субъективно нет. Но население Земли в такой промежуток времени совершенно преобразуется. Земной шар будет покрыт только высшими формами жизни, и наш атом будет пользоваться только ими" .

В качестве бесспорно перспективных идей Циолковского называют его идею о том, что космос - не просто беспредельная физическая среда, вместилище материи и энергии, но будущее поприще творчества землян. Выход в космические просторы - необходимый момент эволюции человеческой цивилизации. Идея автотрофности – самопитания человечества, развитая Циолковским с привнесением в нее инженерного расчета, подхватывается затем и Вернадским. В работе К. Циолковского "Живые существа и космос" предлагаются различные " конструкции" таких существ, где варьируются не только размеры – от гигантов до карликов – но и различные комбинации органов. Однако совершенно очевидно, что 'инженерная мысль останавливается перед таинством трансформации живого, его функциональных и психофизиологических зависимостей.

С именем Циолковского связывают возникновение "космической этики". Она достаточно своеобразна. Императивы космической этики признают превосходство перспективных и совершенных форм жизни над несовершенными. Они связаны с представлением о повсеместном колонизировании космоса совершенными формами разума и искоренении примитивных и неперспективных организмов. Разум совершенных у Циолковского приравнивается к высшему разумному эгоизму, суть которого в том, что "истинное себялюбие состоит в заботе о будущности своих атомов и, значит, обо всем мировом целом, в котором они рассеются после исчезновения их обладателя. Однако судьба человеческого существа зависит от судьбы Вселенной. В ритмах космической эволюции смерть сливается с новым рождением, в этом усматривают близость идей Циолковского и древнейшей теории метампсихоза – переселения душ, концепции вечного возвращения.

Идея преобразовательной активности космоса, с которой тесно связана идея неизбежного выхода человечества в космос, - выдающееся достижение, которым обогатили русские космисты отечественную философию науки. Отсюда и вера в реальность полетов человечества за пределы земной атмосферы. По Циолковскому, судьба Вселенной зависит от преобразовательной деятельности человечества, т.е. от его совокупного космического разума. Наука, по мнению ученого, служит средством технического прогресса, преобразования Космоса и с необходимостью должна быть связана с нравственностью.

Гост

ГОСТ

Понятие космизма

Космизм – это философское направление, в котором космос рассматривается в качестве целостного структурного образования, то есть живого организма, находящегося в общем процессе развития.

Сами по себе представления о космосе в качестве единого живого организма корнями уходят еще в античную философию, а именно в платонизм. Попытки применения теории эволюции к космосу отмечались еще в XIX веке на Западе, но распространение в качестве самостоятельного философского направления получили в России.

Тема будущего человечества всегда вызывала интерес и у восточной и у европейской философии. Однако во второй половине ХХ века произошло резкое смещение акцентов: человек начинает не только мечтать о прекрасном будущем, но и искать способы его достижения. Люди начинают рассматривать вопрос о возможных вариантах будущего.

Идеи русского космизма захватили все сферы русской культуры XIX – начала ХХ века. Наиболее яркие его представители:

  • Брюсов и Тютчев в поэзии;
  • Скрябин в музыке;
  • Нестеров в живописи.

Философы-космисты в первую очередь размышляли над дальнейшими перспективами развития всего человечества. В связи с разным образом жизни и стилем мышления этих авторов, их работы имеют мало общих черт, однако в них можно найти и ряд схожих идей, которые дополняют и развивают друг друга, формируя целое направление в отечественной философии.

Основная идея

Русский космизм впервые обосновал мысль об объединении всех людей, не на политических или идеологических основаниях, а на нравственных и экологических. Иными словами, оформилась наиболее существенная черта этого философского направления – соединение несовместимых ранее проблем, например, установление всеобщего братства, освоение космического пространства и сохранение природы.

Направления русского космизма:

  • естественно-научное, представленное Циолковским, Вернадским, Чижевским;
  • религиозно-философское, основанное Фёдоровым;
  • художественно-поэтическое, представленное в трудах Морозова По данной теме мы уже выполнили доклад Majja подробнее , Сухово-Кобылина, Брюсова, Одоевского, Тютчева;
  • эзотерическое – выраженное в работах Рериха;
  • ноосферное – прослеживающееся в трудах Шипова, Акимова, Дмитриева.

Готовые работы на аналогичную тему

Родоначальник космизма

Русскую философию и русский космизм невозможно представить без идей Фёдорова, касающихся осуществления всеобщей регуляции. Она необходима, чтобы преодолеть разрыв природы и человека. Психофизиологическая регуляция при этом подразумевает возможность управления внутренней силой человека. Современный космизм продолжает развивать массу идей наследия Фёдорова, таких как:

  • проективность знания и синтетизм,
  • регуляция общественной жизни и природных процессов,
  • тесная связь нравственности и знания и пр.

Четыре принципа Циолковского

Константин Эдуардович Циолковский оказал значительное влияние на космизм в русской философии. Его считают оригинальным мыслителем, писателем-фантастом и провозвестником астронавтики и ракетодинамики. Циолковский считал, что человеческий мир может быть объяснен только с космической позиции. Будущее мира подразумевает освоение людьми космоса. Всю человеческую деятельность необходимо сосредоточить на совершенствовании взаимодействия человека и космоса. Освободить разумные организмы от зависимости в отношении их среды обитания – главная задача эволюции. Циолковский считал, что освоение космоса объединит всех людей на планете в единое государство. Циолковский проповедовал четыре основных принципа:

  • панпсихизм – чувствительность Вселенной;
  • монизм – материя едина и ее свойства одинаковы;
  • бесконечность – космический разум и Вселенная бесконечны;
  • самоорганизация – Вселенная сама выстраивает собственную структуру.

Ноосфера Вернадского

Ряд идей русского космизма сформулировал Владимир Иванович Вернадский. Вернадский – не только выдающийся естествоиспытатель, но и мыслитель, основатель учения о биосфере и ее трансформации в ноосферу. Вернадский считал, что используя науку, люди могут подчинить себе вселенную и взять на себя ответственность за ее судьбу. Под ноосферой Вернадский понимал в качестве сферы расширения разумной деятельности людей, направляемой на поддержание жизни на Земле в рамках биосферы, а позже, в околосолнечном пространстве и за его пределами. Вернадский считал, что вступление человечества в эпоху ноосферы было подготовлено самой эволюцией. Главным условием такого перехода является объединение созидательных условий с целью повышения общего уровня благосостояния людей.

Солнечная активность Чижевского

Работа Александра Леонидовича Чижевского дала мощный толчок развитию русского космизма и всей русской философии в целом. В данной работе говорилось о воздействии солнечной активности на историю человечества. Ученый считал, что революционные потрясения имели место во время наибольшей солнечной активности. Такое явление повторяется каждые 11 лет. Одиннадцатилетний цикл включает 4 периода:

  • минимальная возбудимость – 3 года;
  • нарастание возбудимости – 2 года;
  • максимальная возбудимость – 3 года;
  • снижение возбудимости – 3 года.

Теория Чижевского о воздействии солнечных бурь на поведение отдельных людей и социальные явления, на сегодняшний день имеют очень широкое распространение.

Философские и гуманистические взгляды Н.Ф. Федорова и К.Э. Циолковского в теории русского космизма

Русский космизм — комплексное учение о взаимодействии человека и мира, построенное на глобальном планетарном мышлении, характерном для целой плеяды представителей русской культуры (учёных, философов, писателей, поэтов, композиторов и художников XIX-XX вв.).

Венцом русского космизма является научное и философское творчество Константина Эдуардовича Циолковского (1857-1935). Подвижническая жизнь, теоретическое обоснование практической космонавтики, опередившие свой век философские идеи – все это превращает Циолковского в символ русской и мировой цивилизации: от него начат новый отсчет времени в его развитии – практическое освоение космоса.

Предтечей и вдохновителем Циолковского был Николай Федоров (1829-1903). Бесспорна заслуга Федорова и в формировании мировоззрения Циолковского. Скромный библиотекарь Румянцевского музея (ныне Библиотека им. Ленина), которого знала вся Москва, не просто сформулировал стройное космическое учение и указал конкретные пути воспитания космического мироощущения. Федоров поставил практическую задачу: когда наука достигнет соответствующего уровня развития, заняться физическим воскрешением умерших людей и найти средство транспортировки их в Космос.

В освоении Космоса Федоров первым увидел глубокий гуманистический смысл. По его мнению, отрешение от земных забот и беспрестанных конфликтов, переключение внимания и усилий на выход в межзвездное пространство избавит человечество от угрозы постоянных наземных войн. Но это не подтвердилось, поскольку реальное осуществление космических программ в середине 20 века шло в русле создания ракетного оружия и подготовки к ракетно-ядерной войне.

Единые в общих устремлениях Циолковский и Федоров разнились в понимании соотношения Разума и Космоса. Федоров считал человеческую цивилизацию уникальной во Вселенной, призванной не просто освоить безбрежные звездные дали, но и придать им разумное начало. Циолковский, напротив, исходил из того, что безграничный Космос населен бессчетным числом разумных сообществ и сам является живым и одушевленным.

Философский космизм – это прежде всего космический гуманизм. Согласно воззрениям космистов, только от человечества зависит – станет ли Ноосфера сферой Разума (правильного отражения материального мира) или сферой безумия (искаженного, извращенного, фальсифицированного отражения мира). Сохранит ли, сбережет ли человечество планету Земля для внуков-правнуков, или погибнет, тиражируя мировое безумие, античеловеческие идеи алчных своекорыстников.

Формулируя свое космическое мировоззрение, Циолковский подчеркнул, что судьба существа зависит от судьбы Вселенной, поэтому всякое разумное существо должно проникнуться историей Вселенной. Многие идеи не вмещаются в строго очерченные рамки современной науки.

И то, что практическая космонавтика родилась в России, и первый полет человека в космос был осуществлен русским – не случайность, а закономерность. Она обусловлена всем пафосом и настроем русской науки, черпавшей свою силу и энергию в глубоко коренящемся в народе и его культуре космическом миросозерцании и мироощущении [1].

Список использованной литературы

1. Демин В.Н. Русский космизм вчера, сегодня, завтра. Ч. 1.: Русский космос. Изд. 3-е – М.: ЛЕНАНД, 2014. – 200 с.

2. Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т.2.

3. Федоров Н.Ф. Сочинения. – М.: Мысль, 1982.

4. Философия общего дела Статьи, мысли и письма Николая Федоровича Федорова. Т.1. – Верный, 1906.

5. Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе. – Тула: Приокское книжное издательство, 1986.

6. Циолковский К.Э. Космос есть животное // Человек, 1991, № 6. С. 79

7. Чижевский А.Л. Теория космических эр. – Приложение к кн.: Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе. С. 426

Читайте также: