Цифровые угрозы детской безопасности доклад

Обновлено: 04.07.2024

Цифровая безопасность детей также, как и физическая, начинается со взрослых, которые должны служить примером во всем, в том числе, и в цифровом поведении.

Эксперты Центра цифровой экспертизы Роскачества рекомендуют начать с ограничения круга лиц, которые имеют доступ к вашим личным данным. Сам факт публикации вами имени вашего ребенка, его пола, родного города и дня рождения дает хакерам возможности для взлома (при создании паролей неопытные пользователи обычно используют эти данные, поэтому их так легко взломать). И уж тем более, стоит дважды подумать, прежде чем публиковать личные фотографии, по которым можно определить местоположение. Это фото перед домом или школой ребенка.

Все, что публикуют люди, становится частью их так называемой цифровой ДНК – набору информации, который дает возможность составить полный и детальный портрет человека по страницам в соцсетях и других источниках в интернете. Информация, которую вы опубликовали однажды, навсегда останется в сети, как бы вы ни пытались потом ее уничтожить. Посты, опубликованные в детстве, будут следовать за вашим ребенком, даже когда он вырастет и соберется поступать в вуз или устраиваться на работу.

Чтобы путешествие по кибермиру было безопасным для ваших детей, Роскачество опубликовало список рекомендаций, составленных совместно с Group-IB – ведущими экспертами по кибербезопасности.

Правила, которые должен знать каждый ребенок, который проводит время в интернете:

1. НЕ СООБЩАЙ никому в сети, где ты живёшь, не хвались дорогими покупками и не рассказывай, что вся семья уезжает в отпуск - эта информация может заинтересовать потенциального вора. Возьми за правило публиковать как можно меньше личной информации и фотографий. Помни - все, что попало в интернет, осталось там навсегда и доступно всем. Фото из отпуска лучше опубликовать уже по приезде.

2. НЕ СООБЩАЙ никому в сети свой домашний адрес, свой номер телефона или номера телефона родителей. Тем более, не указывай номер в профиле – эта информация также относится к категории персональной информации.

4. НЕ ОТПРАВЛЯЙ SMS на незнакомые номера, а также не переводи деньги в ответ на просьбу из SMS или мессенджеров.

5. НЕ ПЕРЕХОДИ по незнакомым и подозрительным ссылкам, а в настройках электронной почты поставь защиту от спама. Не открывай подозрительные ссылки и письма, даже если кажется, что они пришли от коллег и друзей!

6. НЕ ИСПОЛЬЗУЙ один и тот же пароль на разных сайтах и сервисах. Используй сложные пароли и регулярно меняй их.

9. Всегда ВЫХОДИ из своего аккаунта соцсети, если входил в неё с чужого компьютера или гаджета. Не сохраняй свой пароль в чужом браузере.

10. ПОМНИ, что фишинговые сайты-клоны как две капли воды похожи на оригинальные ресурсы. Ссылки на поддельные сайты могут распространятся в фальшивых e-mail рассылках от имени компаний или через контекстную рекламу в поисковых сетях. Тебе могут обещать подарки, бонусы, если перейдешь по ссылке и введешь данные своей банковской карты. Не делай этого!

Роскачество советует родителям ознакомить детей с этими правилами и поговорить с ними на тему безопасности в интернет-среде. Вполне может оказаться, что дети гораздо более осведомлены об этом, чем вы, тогда эти правила пригодятся уже вам.

В наше время Интернет стал ожившей мечтой человечества из области фантастики. Теперь же всемирная паутина - это некий "параллельный" мир, ставший для нас обыденным.

Роль самого интернета при этом никоим образом не только не умаляется, но и становится постепенно практически главенствующей в сфере коммуникаций.

Основная нагрузка ложится на информативную роль Интернета, благодаря которому люди остаются в курсе последних событий в мире, извлекают пользу из множества сайтов, будь то электронная библиотека или огромный новостной портал. Вторая ведущая роль всемирной паутины заключается, конечно же, в предоставлении разных услуг. Интернет давно превратился в огромную бизнес-площадку. В школе для детей и учителей открылись большие возможности для создания докладов, рефератов и творческих работ.

Наиболее часто используемые сайты и социальные сети

В последнее время, однако, всё чаще на первое место выходит коммуникативная роль интернета, чему сначала способствовала электронная почта, затем чаты, а теперь - множество социальных сетей, наиболее известной из которых на постсоветском пространстве остаются социальные сети, уступая лишь популярности поисковых служб. Именно благодаря этому сервису можно поддерживать связь с близкими, родными, друзьями, познавать новое, обмениваться информацией, - это лишь малая часть преимуществ. Невозможно представить сейчас, что было бы, если бы перестала существовать служба "Вконтакте" и ей подобные. Современные люди живут, - не побоимся этого слова, - в интернете, общаются, работают, добиваются известности, знакомятся [1].

Виды Интернет – угроз

Контентные риски связаны с потреблением информации, которая публикуется в интернете и включает в себя незаконный и непредназначенный для детей (неподобающий) контент.

В зависимости от культуры, законодательства, менталитета и узаконенного возраста согласия в стране определяется группа материалов, считающихся неподобающими. Неподобающий контент включает в себя материалы, содержащие: насилие, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анарексии и булимии, суицида, азартных игр и наркотических веществ.

В зависимости от законодательства страны разные материалы могут считаться нелегальными. В большинстве стран запрещены: материалы сексуального характера с участием детей и подростков, порнографический контент, описания насилия, в том числе сексуального, экстремизм и разжигание расовой ненависти.

Риски, связанные с электронной безопасностью, относятся к различной кибердеятельности, которая включает в себя: разглашение персональной информации, выход в сеть с домашнего компьютера с низким уровнем защиты (риск подвергнуться вирусной атаке), онлайн-мошенничество и спам.

Вредоносные программы - это программы, негативно воздействующие на работу компьютера. К ним относятся вирусы, программы-шпионы, нежелательное рекламное ПО и различные формы вредоносных кодов.

Спам - это нежелательные электронные письма, содержащие рекламные материалы. Спам дорого обходится для получателя, так как пользователь тратит на получение большего количества писем свое время и оплаченный интернет-трафик. Также нежелательная почта может содержать, в виде самозапускающихся вложений, вредоносные программы.

Кибермошенничество - это один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя, с целью получить материальную прибыль. Есть несколько видов кибермошенничества: нигерийские письма, фишинг , вишинг и фарминг.

Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя контакты педофилов с детьми и киберпреследования.

Незаконный контакт - это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка.

Мой опыт по созданию безопасной среды

Неправомерное использование данных технологий может представлять собой потенциальную опасность для детей и молодежи как наиболее уязвимой перед лицом интернет-угроз категории. Безопасная среда представляет собой безопасную, изолированную от основной операционной системы среду для запуска программ, в безвредности которых вы не уверены. При работе в Безопасной среде реальные объекты операционной системы не подвергаются изменениям пользователей глобальной сети.

В Интернете содержатся материалы, неуместные для детей. Большую часть таких материалов можно заблокировать с помощью ряда фильтров. Важно понимать, что такая технология не является единственным способом защиты детей от неуместных материалов в Интернете.

Самым безопасным способом путешествия по просторам Интернета для детей является создание безопасного пространства или области, в которой разрешен просмотр сайтов, одобренных доверенным взрослым человеком. Для разрешения детям доступа к определенным безопасным сайтам можно использовать параметры обозревателя. В этом случае, если ребенку необходимо посетить новый сайт, сначала необходимо добавить его адрес в список разрешенных сайтов. В операционной системе Windows XP можно легко создавать безопасные пространства.

Для ребенка необходимо создать персональную учетную запись пользователя в операционной системе. При этом для ребенка определяются права доступа и параметры обозревателя Интернета.

Ограничение входящих контактов

С помощью технологии фильтров и блокировки можно ограничить список собеседников, с которым дети общаются через Интернет.

Журнал просмотренных веб-страниц.

С помощью функции журнала просмотренных веб-страниц в обозревателе Интернета можно просмотреть веб-сайты, посещенные другими пользователями за последнее время (хотя журнал просмотренных веб-страниц легко удалить) .

Защита ребенка от нежелательного контента

Контентные риски – это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.

Как помочь ребенку избежать столкновения с нежелательным контентом:

  • Нужно приучать ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода;
  • Объяснять детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
  • Стараться спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами;
  • Включать программы родительского контроля и безопасного поиска, которые помогут оградить ребенка от нежелательного контента;
  • Постоянно объяснять ребенку правила безопасности в Сети;

Будьте в курсе того, что ваш ребенок делает в Интернете. Чаще беседуйте с ребенком о том, что он делает в Сети .

Помощь ребенку при столкновении с Интернет-угрозой

Наши дети — даже младшие школьники — часто знают об Интернете не меньше, чем их родители. Но знают ли они о правилах безопасности в Сети?

Наиболее типичной Интернет-угрозой для детей и подростков в настоящее время является киберунижение.

Опыт работы с детьми, имеющими Интернет и игровую зависимость

Азартные игры возникли, скорее всего, на заре человечества. В самых различных формах они существовали во многих обществах и культурах. Присущее человеку желание испытать сильные ощущения, эмоциональный всплеск, а также ставка на “теорию вероятности" делает азартные игры актуальными и успешными всегда и везде. Их связь с макро - и микросоциальными процессами, особенности социально-психологической, экономической и медицинской ситуации в России привлекают особое внимание к проблеме в нашей стране. Длительный кризис, приведший к резкой экономической поляризации населения, в том числе молодого, подчеркнутость нажитых часто криминальным путем “богатств”, привели к утере установки на познавательные, интеллектуальные, этические, эстетические и прочие высшие мотивации и к возникновению культа силы, власти и денег, причем последнее в сознании многих “может и должно достигаться легким способом”.

В условиях беспрецедентно агрессивного внедрения в повседневный быт игровых технологий, включая казино (что еще 10-12 лет назад было экзотикой для России) и салоны игровых автоматов, особенно популярных в среде подростков, произошел резкий скачок числа лиц с неконтролируемым влечением к азартным играм. Обнаружено, что число людей, обращающихся к врачу с такими жалобами, значительно меньше их реального количества, что связано с недостаточной информированностью населения о существовании этого расстройства, фактическим отсутствием медицинских учреждений и специалистов, занимающихся изучением и лечением игровой зависимости - игромании, или, как ее еще называют, - лудомании (с латинского "ludus" - игра), или патологического гемблинга.

Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что во всех цивилизованных государствах уже давно разработана система борьбы и профилактики лудомании. Социальные институты, психологическая помощь, психотренинги, специальные сайты, рассказывающие общественности о возможных последствиях чрезмерного увлечения азартными играми, форумы в Интернете, в которых заболевшие лудоманией игроки могут поделиться своими проблемами и незамедлительно получить профессиональную психологическую помощь. К тому же тема профилактики страсти к азарту возведена во многих странах до уровня государственного регулирования. Например, практика социальной защиты “наркоманов игры” активно используется в Швейцарии и Германии. В этих странах в практику уже внедрена обязательная социальная концепция, направленная на борьбу с игровой зависимостью. Разработкой этой концепции занимался специальный институт - Высшая школа социальных проблем в Люцерне. И эта социальная программа получила поддержку в качестве законодательных актов.

Алкоголизм, наркомания, пищевая зависимость, компьютерная зависимость, зависимость от азартных игр - это все понятия, стоящие в одном ряду. Механизмы формирования всех зависимостей идентичны. Как правило, в их основе чаще всего лежат и идентичные психологические механизмы, то есть, проблема произрастает из неудовлетворенности каких-то потребностей индивидуума, невозможности самореализации, невозможности достижения определенных целей.

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют "компьютерными фанатами" или "геймерами" (от английского "game" - игра).

Основной деятельностью этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, а главное - на удовлетворение потребности в игре на компьютере.

Разумеется, в полной мере эта характеристика подходит лишь для людей на самом деле фанатически увлекающихся компьютерными играми, когда увлеченность близка к патологии. Но так или иначе бесспорен тот факт, что феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что количество людей, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, этот вопрос требует изучения со стороны психологической науки.

Компьютеромания - это уже непреложный факт существования зависимости от компьютера, компьютерных игр. Страдает не только психическое здоровье, потому что развивается зависимость, пристрастие, уход от действительности, перегрузка, выражаясь языком компьютерщиков, перегрузка в виртуальную реальность, а это, особенно в детском периоде, влечет за собой нарушение адаптации или дезадаптацию - это снижение школьной успеваемости, это невозможность получения минимума знаний с проводкой в будущее, в перспективе это невозможность социализации, невозможность стать полноправным членом общества с полной отдачей своих сил, умений, знаний, которых, кстати, может и не быть. Но помимо психической зависимости, точнее помимо психических проблем, которые неизбежно возникают у индивида, эти проблемы, аккумулируясь, возникают и у общества, это проблемы социальные, экономические, это криминальные проблемы. Собственно это все повторение сведений, которые обычно сопровождают алкоголизм, наркоманию. Механизмы одни и те же, и те и другие разрушают личность и психически, и физически. Что касается детей - просиживание долгими часами около компьютера разрушает не только психическую, но и физическую сферы, влияет на зрение, на нервную систему, вызывает дисбаланс нервных процессов, нарушение костно-мышечной системы. Когда взрослый организм подвергается воздействиям, он менее уязвим, чем растущий развивающийся детский организм.

Компьютерные игры в наибольшей мере позволяют человеку "войти" в виртуальность, отрешиться (минимум на время игры) от реальности и попасть в виртуальный мир. Вследствие этого ролевые компьютерные игры оказывают существенное влияние на личность: решая проблемы "спасения человечества" в виртуальном мире, человек приобретает проблемы в реальной жизни.

Существует два основных психологических механизма образования зависимости подростков от игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости. Оба механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, а следовательно есть основания предположить, что они не будут работать, если человек полностью удовлетворен своей жизнью, не имеет психологических проблем и считает свою жизнь счастливой.

До сих пор в медицине и психологии отсутствует системный подход в понимании феномена негативной зависимости, поэтому узкопрофессиональное видение приводит к формированию восприятия гемблинга (игромании) как болезни, психоза, неспецифической формы личностной защиты и т.д. Вместе с тем очевидно, что речь идет о системном явлении, адекватное понимание которого позволит разработать эффективную профилактическую модель.

Родители, педагоги, психологи, медики, работники милиции и другие лица, работающие с молодежью, хотят видеть, как молодые люди становятся здоровыми и ответственными взрослыми. Однако слишком многие из этих молодых людей оказываются жертвами вредных привычек и установок, обусловленных отрицательным влиянием среды и отсутствием навыков, необходимых для успешного перехода от детства к взрослой жизни.

Эффектом от включения в субкультуру игровой зависимости является переживание себя "могущим", но это одновременно выступает условием формирования психологической зависимости. Сама по себе игровая субкультура является "ловушкой" для подростка и непонятна для взрослого. Взрослость не приходит просто с возрастом, а является результатом разрешения определенных проблемных ситуаций .


Нежелательный контент. Интернет-хищники. Опасные вирусы и вредоносное ПО. Это лишь малая часть причин, по которым родители во всем мире озабочены безопасностью детей в интернете. Безопасность в киберпространстве ставится во главе угла, когда речь заходит о знакомстве детей с цифровыми устройствами: смартфонами, планшетами и компьютерами. Всем известно, что интернет полон пугающей информацией, и некоторые родители, чтобы оградить детей от подобного контента, запрещают им пользоваться интернетом, до тех пор, пока они не достигнут определенного возраста. Однако существует целый ряд различных программ, установив которые, можно обеспечить безопасность несовершеннолетних в сети. Данная статья рассматривает различные рекомендаций и инструменты, позволяющие решить проблему детской безопасности в интернете.

Содержание

Закон об информационной безопасности

Сейчас, когда информационные технологии общедоступны, со стороны правительства принимаются серьёзные меры по обеспечению безопасности всех граждан, обращающихся к ресурсам всемирной паутины – включая несовершеннолетних. Законодательство в сфере интернет-безопасности в разных странах мира может незначительно отличаться, но проблемы, с которыми оно борется, имеют сходное происхождение. С 2000 года в США действует закон о защите конфиденциальности детей в Интернете (COPPA), призванный защитить лица младше 13 лет от раскрытия личной информации в сети. Закон направлен на регулирование работы вебсайтов – особенно таких социальных сетей, как Facebook и Instagram. После внедрения закона, регистрация на данных платформах возможна только пользователями старше 13 лет. Одной из основных причин возникновения такого правового акта стала уязвимость детей дошкольного и младшего школьного возраста в сети интернет – ведь именно дети этих возрастных категорий становятся легкой добычей для интернет-хищников (лиц, которые посредством сети совершают сексуальные домогательства по отношению к несовершеннолетним), а также подвергаются унижению и онлайн-груммингу (процесс общения в сети, во время которого в доверие к ребёнку втирается незнакомый человек для использования его в своих целях). В настоящее время в Великобритании разрабатывается закон, предписывающий компаниям, включая социальные сети, нести прямую ответственность за безопасность всех пользователей их платформ.

Опасности и угрозы в интернете для детей

Опасности и угрозы в интернете для детей

Наряду с тем, что интернет предоставляет детям быстрый и удобный доступ к полезной информации, а также к развлекательным материалам, все же пользование интернетом сопряжено с огромными рисками. Ниже представлены некоторые из опасностей, которые подстерегают ребёнка онлайн.

Нежелательный контент

Сидя в интернете, ребёнок может с легкостью натолкнуться на нежелательный контент – особенно если на устройстве не установлены специальные, ограничивающие данные материалы, программы. Нежелательный контент, такой как, например, сцены насилия, порнографии и другие материалы, вызывающие страх, ужас, панику и т.д. у ребёнка, может нанести вред здоровью и развитию.Если ребёнок продолжительное время подвергается воздействию таких материалов, его психическое здоровье серьёзно страдает.

Интернет-Хищники

Интернет-Хищники

Одной из самых больших опасностей в сети является встреча ребёнка с интернет-хищником. В качестве своих жертв эти преступники намеренно выбирают наиболее уязвимые слои населения – в том числе детей. Особая опасность состоит в том, что преступники способны без особого труда скрыть свою подлинную личность – это затрудняет их поиски в реальной жизни. Спрятавшись за фальшивой личиной, интернет-хищники, с помощью онлайн платформ – особенно часто это происходит в социальных сетях – склоняют детей к незаконным действиям, в том числе и сексуального характера.

Киберпреступность

Киберпреступность

За годы существования интернета проблема киберпреступности становится только острее. Лишь за январь 2019 года в результате деятельности киберпреступников по всему миру произошло 1,7 миллионов случаев утечки информации. Находясь в сети, ребёнок может стать жертвой преступника, даже не догадываясь об этом. Все это может привести к краже личной информации пользователя, включая имя, адрес, дату рождения, текущее местоположение и т. д. Но самое страшное, если для выхода в интернет ребёнок использует одно из устройств родителей, например, ноутбук – в этом случае может произойти похищение личных данных, которые в дальнейшем могут быть легко скомпрометированы.

Кибербуллинг (киберзапугивание)

Кибербуллинг

Кибербуллинг — остро-социальная проблема. Исследования показывают, что в настоящее время более половины подростков становятся жертвами травли в интернете; еще столько же выступает в качестве преследователей. Социальные сети образуют благоприятную среду для киберхулиганов, чье онлайн поведение несет в себе опасность. Риск подвергнуться травле в интернете сейчас очень высок, поэтому родителям нужно следить за тем, что происходит с их ребёнком в социальных сетях, а также объяснять, что он может поделиться с родителями любой проблемой, какой бы она ни была, особенно если ребёнок становится жертвой кибербуллинга.

Инструменты защиты в интернете

Инструменты защиты в интернете

Для обеспечения безопасности детей в интернете существует множество разнообразных инструментов: антивирусное программное обеспечение, VPNs (виртуальные частные сети) и приложения для реализации родительского контроля. Благодаря этим инструментам родители получают возможность контролировать деятельность их детей в сети, что обеспечивает разумное использование интернета ребёнком.

Антивирусное программное обеспечение

Родительский контроль от ESET

Пренебрегая антивирусными программами, вы подвергаете устройство вашего ребёнка риску. Данные программы предназначены для предотвращения совершаемыми киберпреступниками попыток взлома цифровых устройств – ноутбуков, планшетов, смартфонов и т. д. Рынок предлагает широкий ряд антивирусного программного обеспечения, которое включает в себя инструменты для защиты детей от угроз в сети. Ниже представлены некоторые из основных поставщиков антивирусных программ:

  • Dr.Web Security Space 11
  • Kaspersky Internet Security
  • ESET NOD32 Smart Security
  • McAfee
  • TrendMicro
  • Symantec (Norton)

Большинство платформ антивирусного программного обеспечения предоставляют собой эффективные инструменты, блокирующие доступ ребёнка к сайтам, содержащим вредоносное ПО. Используя антивирусESETNOD32 SmartSecurity родители сами выбирают те категории сайтов, к которым несовершеннолетний будет иметь доступ. Переход на все остальные ресурсы, не попадающие под данные категории, будет заблокирован.

VPNs (виртуальные частные сети)

  • ExpressVPN;
  • Hotspot Shield;
  • Windscribe;
  • TunnelBear;
  • Hide.me.

Многие из тех антивирусных программ, перечисленных ранее, уже включают в себя VPN технологию, что позволяет пользоваться всеми преимуществами комплексной защиты, оберегая как свой компьютер от вредоносных программ, так и ребенка от угроз киберпреступников.

Приложения для реализации родительского контроля

Приложения родительского контроля – это незаменимый инструмент, позволяющий родителям отслеживать активность ребёнка в Интернете. Используя данные сервисы, можно узнать, какие веб-сайты посещал ребёнок, какой контент он просматривал и какие приложения использовал.

Приложения, реализующие родительский контроль, становятся действительным залогом безопасности для всех, кто стремится обеспечить благополучие своих детей в эпоху Интернета.

Ниже представлены лучшие приложения родительского контроля:

  • Где мои дети;
  • Norton Family Parental Control;
  • Screen Time;
  • KidControl;
  • mSpy;
  • KidLogger;
  • K9 Web Protection.

С их помощью можно ограничить время нахождения ребёнка в интернете, что увеличит количество времени для общения с друзьями и семьей, прогулок на свежем воздухе и занятий спортом. Кроме того, данные программы предоставляют родителям возможность блокировки определенных веб-сайтов, еще до того, как ребёнок обратится к ним – в том числе сайтов с играми и сайтов, содержащих порнографические материалы.

Советы для родителей по детской интернет-безопасности

детская интернет безопасность

В данном разделе представлены советы, которые можно легко применить для обеспечения безопасности ребёнка в Интернете.

Расскажите ребёнку об опасностях, с которыми он может столкнуться в сети

Это исключительно важный момент. Родители не только должны досконально изучить вопрос безопасности детей в интернете, но и обучить самих детей правильному поведению в сети, чтобы исключить возможность возникновения опасных ситуаций. Обязательно обсудите с ребёнком все проблемы, затронутые в этой статье, расскажите о существовании онлайн-хищников, киберпреступности, вредоносных программ, кибербуллинга. Мало того, что нужно научить ребёнка правильно переходить улицу и не разговаривать с незнакомцами, также требуется объяснить, что при неправильном использовании интернет может быть очень опасен.

Покажите ребёнку, что готовы всегда его выслушать

мама и ребенок

Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал – родители открыты для разговора, когда речь идет о безопасности в интернете. Если у ребёнка появляются проблемы, связанные со всемирной паутиной, он должен осознавать, что в любой момент может поделиться ими с родителями.

Если ребёнок становится жертвой травли в интернете, родителям следует дать понять, что они всегда готовы помочь ему советом и поддержкой.

Используйте инструменты для реализации родительского контроля

Kids360


Благодаря трекеру приложений, родители всегда будут в курсе сколько времени ребёнок проводит в смартфоне. Важный момент: у приложения есть круглосуточная служба поддержки, доступная с любого носителя по электронной почте.

Цена: приложение бесплатное, имеет платный контент стоимость от 169 до 1490 руб., в зависимости от содержания.

Приложение доступно пока только пользователям, работающим на Android.

Ограничьте время использования устройств

ограничение времени

Создается ощущение, что люди сутки напролёт готовы пользоваться услугами сети Интернет. Несмотря на то, что всемирная паутина – это отличный инструмент для детей, особенно с точки зрения доступа к образовательным ресурсам и развлечениям, при чрезмерном использовании интернет может затормозить развитие ребёнка. Чтобы избежать злоупотребления нахождения ребёнка в сети, важно ограничить время пользования цифровых устройств. Данная мера заставит ребёнка проводить больше времени в реальном мире с семьей и друзьями.

Используйте надежные пароли

Объясните ребёнку, что надёжные пароли способны повысить информационную безопасность в сети.

Поясните, что при регистрации на веб-сайте требуется придумать запоминающийся, но в то же время сложный пароль – это поможет снизить риск взлома учетной записи в Интернете.

Пользуйтесь лучшими инструментами для обеспечения интернет-безопасности

Как уже говорилось ранее, существует множество инструментов, обеспечивающих безопасное использование интернета несовершеннолетними. Применяя такие инструменты, как VPN (виртуальные частные сети) и антивирусное программное обеспечение, родители могут быть уверены, что их дети защищены от угроз и вредоносных программ, которыми мошенники пользуются для кражи личных данных в преступных целях.

Научите ребёнка, что общение в сети с незнакомцем, так же опасно, как и в реальности

Мошенничество в Интернете

Покажите ребёнку отличительные признаки вредоносных программ, чтобы при встрече с ними в интернете он смог избежать проблем.

Контролируйте ребёнка в сети и обучайте его информационной грамотности

Дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, не должны оставаться наедине со всемирной паутиной. Находитесь рядом с ребёнком в момент использования сети. Таким образом вы сможете узнать какие сайты он посещает, и в то же время объяснить, как нужно правильно вести себя онлайн.

Дети и социальные сети

дети и социальные сети

Социальная сеть, без сомнения, является одной из самых революционных технологий XXI века. Миллионы пользователей по всему миру выбирают социальные сети, такие как Facebook и ВКонтакте. Эти ресурсы показали себя эффективным инструментом для общения, создания онлайн-сообществ и продвижения бизнеса. Тем не менее, когда речь заходит о детях в социальных сетях, особенно если они только начинают знакомится с ними, данные технологии таят в себе ловушки, о которых следует знать заранее.

Проблемы в социальных сетях

Как уже говорилось ранее, кибербуллинг получил широкое распространение в эру развития социальных сетей. Так как число случаев кибербуллинга в сети продолжает расти, нужно быть готовым, что любой ребёнок в Интернете может столкнуться с угрозой психологического насилия.

Помимо этого, нахождение ребёнка в социальных сетях в разы увеличивает риск атаки интернет-хищника. Преступные личности в целях маскировки очень часто используют фальшивые профили, напоминающие профиль ребёнка. Именно поэтому в момент знакомства с социальными сетями ребёнок должен быть предупрежден об опасности встречи с интернет-хищниками.

Ограничения по возрастным категориям

ученицы младших классов за планшетом

Родители должны сами решить в каком возрасте их ребёнок начнет пользоваться социальными сетями. У большинства социальных сетей для лиц младше 13 лет доступ к платформам и регистрация на них запрещены. Однако, некоторые родители, предпочитают дождаться пока их ребёнок достигнет определенного уровня зрелости, прежде чем ему разрешат ему пользоваться социальными сетями (Facebook, Twitter, ВКонтакте и т.д.).

Контролируйте деятельность ребёнка онлайн

Интернет и дети подросткового возраста

Интернет и дети подросткового возраста

Когда дети достигают определённого возраста – в частности речь идёт о подростках – их интересы довольно часто вступают в противоречие с установленными родителями правилами безопасности. Подростки стремятся быть более независимыми от родителей. Тем не менее, неограниченный доступ к сети интернет может стать настоящей проблемой.

Такой нежелательный контент, как видео со сценами насилия, жестокие компьютерные игры, материалы с рейтингом 18+, порнографические изображения – притягивает подростков как магнит.

Поэтому, даже предоставляя несовершеннолетним свободу действия в интернете, родители все равно могут и дальше использовать приложения, ограждающие их ребёнка от материалов нежелательного содержания. В этом случае по-прежнему уместно использование различных инструментов, о которых говорилось ранее – в частности приложений и сервисов, реализующих родительский контроль. Данная мера позволит родителям обеспечить детям ту приватность в сети интернет, к которой они стремятся, и одновременно с этим избавит их от страха, что ребёнок натолкнется на нежелательный контент.

Безопасность детей в интернете: основные положения

мама учит маленькую девочку безопасности в сети

Всемирная паутина – это удивительный источник информации. Жизнь современного человека немыслима без интернета. Так как его платформы подвергаются постоянному развитию, никуда не деться от того, что большая часть детей будут взрослеть, используя интернет для обучения и развлечения. Именно поэтому с раннего возраста нужно обучить ребёнка правилам интернет-безопасности.

Разрешив ребёнку пользоваться интернетом, родители подвергают его множественным рискам.

Тем не менее, существует множество инструментов (VPN, родительский контроль, антивирусное программное обеспечение) и приложений, которые можно установить на устройство – например, приложение, ограничивающее по времени нахождение в сети – чтобы обезопасить ребёнка при работе в сети. Помните, чтоб безопасность ребёнка в интернете на 90% зависит от его родителей.

Интернет – мир широких возможностей. Если изначально Интернет развивался вне какого-либо контроля, то теперь он представляет собой огромное количество информации, причем далеко не всегда безопасной. В связи с этим и с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с Интернет, становится все моложе, возникает проблема обеспечения безопасности детей.

Наиболее доступным местом пользования интернета является дом.

• 65-70 % детей в свободное время смотрят телевизор,

• около 50% - играют в компьютерные игры,

• 23-21% - смотрят видео, фильмы на дисках, онлайн.

Чем старше возраст детей, тем больше дети играют в игры с элементами насилия, ценят развлекательный характер передач и меньше – нравственные характеристики своих любимых героев. Уровень просмотра развлекательных передач увеличивается, также растет увлеченность компьютерными играми с насилием и наоборот уменьшается доля детей, которые любят своих русских мультипликационных персонажей за нравственные качества.

По данным исследований лаборатории Касперского было установлено, что:

• Мобильное устройство родители чаще всего дают ребенку впервые в 3 года.

• У 54% детей в возрасте 4-6 лет уже есть свой смартфон или планшет, а к 11-14 годам этот показатель достигает отметки в 97%.

• Взрослые сами активно приучают детей к гаджетам - 92% родителей детей в возрасте

4-6 лет используют девайсы для обучения / развития ребенка.

• Почти половина родителей часто используют мобильные устройства в поездке, чтобы занять ребенка.

Сегодня возникло устойчивое понимание того, что проблема детской безопасности в мире цифровых технологий - это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях: от семейного до межинституционального (семья и образовательная организация).

Из анализа этих проблем вытекает главная, на наш взгляд, задача, стоящая перед педагогическим коллективом нашего Учреждения: создание такого образовательного пространства, которое позволит обеспечить социальное развитие личности воспитанников и их подготовку к обучению в школе и эффективному участию в общественной жизни в условиях информационного общества.

Описание материала: Данный материал предназначен для детей дошкольного возраста (6-7 лет). Проект будет полезен воспитателям и родителям.

• Дети подготовительных групп;

ЦЕЛИ ПРОЕКТА

1. Познакомить воспитанников с последствиями зависимости от цифровых технологий.

2. Обучить воспитанников основам безопасной работы в Интернете.

3. Привлечь к участию в проекте родителей и педагогов, путем выполнения заданий с детьми.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

1. повышение уровня знаний воспитанников о цифровых технологиях;

2. развитие познавательной активности путем различных заданий и игр;

3. знакомство с вредом и пользой цифровых технологий;

4. активизация словаря: монитор, мышка, клавиатура, системный блок, вирус, антивирус, смартфон, планшет, Сеть, Интернет;

5. повышение уровня осведомленности воспитанников об основных опасностях при пользовании сети Интернет;

6. развивать навыки самоконтроля при общении в Сети;

7. воспитывать чувство ответственности за личную безопасность и благополучие семьи.

8. повышение уровня компетенции педагогов и родителей по вопросам информационной безопасности дошкольников.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

1 ЭТАП. Организационный.

Организационный этап включает мероприятия:

1. Изучение и подбор методических материалов и литературы по теме.

2. Подготовка нормативно-правовой базы для реализации проекта.

3. Подбор и разработка дидактических средств и материалов для воспитанников.

4. Создание методической базы (памятки, буклеты) для педагогов и родителей.

5. Работа по мотивации педагогического коллектива и родителей к участию в проекте.

6. Разработка занятий для воспитанников по теме.

2 ЭТАП. Практический.

Практический этап реализации плана проекта включает мероприятия:

1. Проведения занятий с воспитанниками по вопросам безопасности в мире цифровых технологий.

2. Повышения уровня компетенции педагогов и родителей по вопросам информационной безопасности дошкольников.

3. Организация конструктивного взаимодействия родителей с детьми по данной теме.

3 ЭТАП. Заключительный (обобщающий).

Заключительный (обобщающий этап) включает:

1. Выявление соответствия полученных результатов поставленным целям, задачам, предполагаемым итогам.

2. Презентация и опубликование материалов и результатов деятельности.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ

Сентябрь-октябрь -

1. Изучение и подбор методических материалов и литературы по теме.

2. Подготовка нормативно-правовой базы для реализации проекта.

3. Подбор и разработка дидактических средств и материалов для воспитанников.

4. Создание методической базы (памятки, буклеты) для педагогов и родителей.

5. Работа по привлечению педагогического коллектива и родителей к участию в проекте.

6. Разработка занятий для воспитанников по теме.

1. Диагностика детей по данной теме. Анкетирование.

3. Размещение информации на стенде.

1. Занятие №1 Путешествие в мир компьютеров.

1. Занятие №2 Вред и польза современных информационных устройств.

1. Занятие №3 безопасный интернет.

2. Представление проекта на педсовете. Подведение итогов проекта.

ЗАНЯТИЕ №1. ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР КОМПЬЮТЕРА.

Цель: Познакомить детей с компонентами компьютера, а также познакомить с правилами пользования компьютером, ноутбуком, планшетом, смартфоном.

1) Сказка про компьютерный теремок.

2) Беседа с детьми про составные части компьютера.

3) Правила пользования информационными устройствами.

4) Гимнастика для глаз.

7) Заключение. Что мы узнали? О чем говорили? Д/з: Придумать и нарисовать правила.

П: - Здравствуйте, ребята. Давайте друг друга поприветствуем. Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в мир компьютера.

1. Сказка про компьютерный теремок.

Жил на столе Мониторчик. Ему одному было очень скучно, он хотел с кем-нибудь подружиться. Бежала как-то по столу Мышка. Смотрит стоит красивый Мониторчик, дайка думает, загляну.

На компьютерном столе я живу.

Стоит загрузить программу вмиг откроюсь я.

На меня направив взор

Ты поймёшь я - Монитор!

А Я - Мышка - малышка

Чтоб курсором управлять

Нужно ею управлять

Возьми в руки ты малышку,

Они подружились и стали жить вместе.

Мимо проходила Клавиатура. Увидела красивый Теремок -Компьютерок, постучала.

- Ты кто? - спрашивает Мышка - малышка.

- Набрать хочешь ты слова

Буквы, цифры знать должна

Прежде, чем нажать подумай

Не шути с клавиатурой.

Давайте жить вместе.

Под столом жил большой Системный Блок. Ему очень захотелось подружиться с Клавиатурой, Мышкой и Мониторчиком.

- Кто - там на верху живёт?

-Это я мышка - малышка!

-Это я клавиатура!

-Это я мониторчик!

- Я самый главный среди вас!

Я ваш мозг системный блок.

Подключайтесь вы ко мне,

Вместе будет веселей.

Они подружились. И стали все вместе работать. И тут кто – то снова бежит и стучится.

- Ты кто спрашивают друзья?

-А я маленький червячок и хотел бы жить вместе с вами.

Вдруг из щели между строк вылезает червячок, безобидный хоть на вид, он в себе беду таит.

Может файлы он стирать, может деньги воровать, предлагает нам обновки. Вирус – мастер маскировки!

А друзья отвечают:

- Не хотим попасть в беду,

Всем, кто ходит в интернет,

Пригодится наш совет.

Антивирус прогнал червячка и стали они жить вместе дружно.

2. Беседа с детьми про составные компьютера и про ноутбук. Показ картинок.

П: - У вас на столах лежат карточки и на них изображены предметы. Посмотрите внимательно, они вам уже знакомы из сказки, давайте их назовем.

3. Правила пользования компьютером.

П: - Ребята, давайте теперь с вами поговорим о правилах пользования компьютером.

1. Нельзя долго работать, играть за компьютером, планшетом, телефоном, ноутбуком (15-20 мин в день).

2. Нельзя держать или сидеть близко к монитору компьютера, планшета, ноутбука или смартфона (Расстояние от глаз до монитора должно быть минимум 50-70 см.).

3. Нельзя пользоваться компьютером, планшетом, смартфоном, ноутбуком в темноте.

4. Нельзя кушать вместе с компьютером, планшетом, смартфоном, ноутбуком.

5. Нельзя засыпать и спасть рядом с компьютером, смартфоном, планшетом и ноутбуком.

Просмотр картинок по теме.

4. Гимнастика для глаз.

Дождик, дождик, пуще лей.

Капель, капель не жалей.

Только нас не замочи.

(Делают круговые движения глазами.)

Зря в окошко не стучи.

Серая спинка, тоненький хвостик,

Пальчиком тронешь - щелкает носик.

Стрелку гоняет везде, шалунишка!

Как называют проказницу? (МЫШКА)

Этот ящик непростой!

Всем покажет нам с тобой:

Дом, машину, ель, топор

Кто же это? (МОНИТОР)

Много клавиш есть на ней

Набирай слова скорей!

Вот где пальцам- физкультура

Это кто? (КЛАВИАТУРА)

Возле монитора- главный блок:

В нем бежит электроток

К самым важным микросхемам.

Этот блок зовут….(СИСТЕМНЫМ)

Чтоб компьютер песни пел

И стихи читать умел,

Мы подключим не картонки,

А музыкальные (КОЛОНКИ)

Компьютер как большая книга или папка? (НОУТБУК)

7. Что мы узнали? О чес сегодня говорили?

8. Домашнее задание. Нарисовать одно правило пользования компьютером.

ЗАНЯТИЕ №2. ВРЕД И ПОЛЬЗА СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСТРОЙСТВ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.

Цель: Познакомить детей с пользой и вредом современных информационных устройств для их здоровья.

3) Плюсы и минусы гаджетов для развития детей.

4) Гимнастика для глаз.

6) Заключение. Что мы узнали? О чем говорили.

П. : - Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, о чем мы с вами говори на прошлом занятии. Правильно о компьютере и о правилах им пользоваться. Все выполнили домашнее задание? Давайте покажем друг другу.

Однажды в лесу маленький волчонок выбрался на большую поляну. Его привлек туда запах костра, ведь папа часто рассказывал, что когда в лес приходят люди, они жгут костер, а когда уходят, то после них может остаться немного вкусной еды. Малыш был голоден, да к тому же очень любопытен, а потому стал смело исследовать поляну на наличие еды. Еды не было. Даже оберток от конфет не было, люди все за собой унесли. Видно хорошие туристы попались, папа тоже про таких рассказывал.

Волчонок уже хотел было уйти восвояси, но тут он услышал странный шум. Он пошел на него и вскоре увидел в высокой траве странный предмет: плоский, темного цвета по краям, а посередине светящийся. Любопытный малыш подошел ближе. Светящееся пятно, оказывается, было не просто светящимся. Там бегали белочки и собирали орехи, которые громко падали с деревьев.

Волчонку захотелось помочь белочкам и он подтолкнул один орех, но вместо этого, сменилась картинка. Теперь он увидел яркие машины, которые гнались друг за другом, словно играли в догонялки, как волчонок с братьями. Теперь уже малыш специально прикоснулся к находке, и увидел красочный мультфильм про волка и лису. В конце он даже заплакал, так обидно ему стало, что лиса обманула волка.

Так, волчонок просидел со странным предметом до утра, периодически касаясь к нему лапой и не сводя глаз со светящегося экрана. Он не видел, как вокруг него угрожающе ухала сова, как неосторожный зайчонок пробежал прямо перед его носом, и даже не учуял охотника, прошедшего от него совсем недалеко. Все его внимание было устремлено к странному предмету. Казалось, он даже не моргал и не дышал. словно время для него остановилось.

А между тем папа-волк и мама-волчица сбились с ног в поисках пропавшего малыша. Наконец, запыхавшись они одновременно выбежали на поляну с разных сторон.

Папа-волк даже ругаться уже не мог: он просто был счастлив, что наконец-то нашел своего отпрыска. Они отвели его домой, а малыш не забыл и странный предмет с собой прихватить.

Дома волчонка покормили и спать уложили. А ему и спать хочется, а не спится. Только закроет глаза, видит как машины несутся. Откроет, а ему кажется, что каратисты прямо перед ним бой устроили. Его стало то трясти, то морозить, то наоборот, становиться жарко. Теперь уже он не хотел ни есть, ни пить, ни спать. Только как зомби так и тянулся к странному предмету.

Волк и волчица поняли в чем дело. Они переглянулись взглядами и в мгновение ока папа-волк схватил странный предмет зубами и выбежал из логова. Малыш громко завыл и хотел бежать за ним, но волчица нежно, но крепко обняла его и приласкала. Плача, волчонок, все-таки уснул.

Папа-волк с остервенением несся по лесу и остановился только тогда, когда у него на пути выросла огромная глубокая пропасть. Он выбросил странный предмет в пропасть, и тот долго падал, ударяясь о камни и цепляясь за коряги, пока не послышался глухой стук со дна.

Волк вернулся домой и с тех пор внимательно следил, чтобы люди после себя не оставляли в лесу странных светящихся, разговаривающих и показывающих предметов. А волчонок вскоре снова стал обычным игривым, немного шаловливым малышом с хорошим аппетитом.

В семье волков проблему решили быстро и безвозвратно. Но мы с вами живем в мире, тесно переплетенным с техникой и интернетом. Поделитесь в комментариях, как у вас устроен режим компьютерных игр и мультиков. И конечно же, буду признательна узнать ваше мнение об этой сказке.

Плюсы и минусы гаджетов для развития детей.

П. : Ребята, давайте поговорим с вами от плюсах и минусах современных гаджетов. В чем вред телефона, планшета и компьютера? Как вы думаете? А в чем польза? Чему мы можем научиться и что может развивать? Что помогает делать нам телефон-смартфон?

Гимнастика для глаз.

Ветер дует нам в лицо.

(Часто моргают веками.)

(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише…

(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше!

(Встают и глаза поднимают вверх.)

Чем отвлечься т гаджетов?

- Ребята, Как вы думаете, чем можно отвлечься от гаджетов? (ответы детей)

Что мы сегодня узнали и о чем говорили?

Д/з: придумать чем можно отвлечь маму и папу от компьютера, телефона после работы?

ЗАНЯТИЕ №3. БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ.

Цель: Познакомить детей с интернетом. С правилами поведения в интернете.

2) Правила поведения в интернете (с картинками, памятка для детей.

4) Гимнастика для глаз.

6) Заключение. Что мы узнали? О чем говорили.

7) Д/з нарисовать безопасный интернет.

П. : Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним с вами наше прошлое занятие. Что мы с вами узнали?

Правила поведения в интернете (с картинками, памятка для детей.

1 правило. Интернет может быть опасным!

2 правило. Нельзя размещать в сети личную информацию.

«Если кто-то НЕЗНАКОМЫЙ

Вас попросит рассказать

Информацию о школе,

О друзьях и телефоне,

Иль к страничке доступ дать –

Мы на это НЕТ ответим,

3 правило. Не открывай письма с электронной почты, полученные от незнакомых людей. Они могут содержать вирус.

4 правило. В интернете твой собеседник может выдавать себя за другого человека.

«Злые люди в Интернете

Расставляют свои сети.

С незнакомыми людьми

5 правило. Соблюдай правила хорошего тона даже в виртуальном мире.

«С грубиянами в сети

Разговор не заводи.

Ну и сам не оплошай –

6 правило. ВСЕГДА спрашивай родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.

Гимнастика для глаз.

Лучик, лучик озорной. Поиграй-ка ты со мной. (моргают глазами)

Ну-ка, лучик, повернись. На глаза мне покажись. (делают круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду. (отводят взгляд влево)

Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду. (отводят взгляд вправо)

Заключение. Что мы узнали? О чем говорили.

Д/з нарисовать безопасный интернет.

1. Умеет ли Ваш ребенок пользоваться гаджетами?

2. Как часто в течение дня ребенок сам проявляет к ним интерес?

в) не проявляет, не вспоминает.

3. Сколько времени в течение дня Ваш ребенок проводит за гаджетами?

в) более 2 часов

4. Как ребенок проводит время за гаджетами?

б) смотрит мультфильмы

в) развивающие приложения

5. Поощряете ли Вы увлеченность современных детей гаджетами?

6. У Вас есть беспокойство по поводу пользования гаджетами Вашего ребенка?___

8. Какие меры по информационной безопасности Вашего ребенка предпринимаете?___

9. Какие изменения в характере и поведении произошли у Вашего ребенка после начала использования гаджетов?

10. Где Ваш ребенок пользуется гаджетами чаще всего?

в) в магазине, др. общественном месте

Благодарим за участие!

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

В помощь аттестующимся. Отчет об использовании различных видов цифровых образовательных ресурсов Отчет об использовании различных видов цифровых образовательных ресурсов, повышающих качество воспитательно - образовательного процесса.

Читайте также: