Чувашские профессиональные художники доклад

Обновлено: 05.07.2024

В 30-е гг. VIII века, теснимые арабами, разгромившими хазар, сувары покидают обжитые места и переселяются в Среднее Поволжье, где оседают южнее поселившихся здесь ранее болгар. В Среднем Поволжье суварские и болгарские племена оказались в среде финно-угорских племен, где в силу своей многочисленности и более высокой ступени общественного развития заняли главенствующее положение. В VIII веке они образуют Болгарский союз племен, на основе которого в X веке образовалась Волжская Болгария - первое государственное объединение в Среднем Поволжье, в которое входила нынешняя территория Чувашской АССР.

Сочинения древних историков и путешественников, побывавших в Волжской Болгарии, археологические раскопки городов Болгар, Биляр, Сувар, Ошель, Жукотин и других свидетельствуют о высокой культуре предков современных чувашей. Археологические находки в городе-крепости Сувар, центре Суварского княжества, говорят о том, что здесь было хорошо развито ремесленное производство - ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое.

У предков чувашей бытовали местного производства украшения из бронзы, серебра, золота - височные кольца, гривны, браслеты, бляшки, поясные пряжки.

Национальное своеобразие чувашской вышивки заключается в широком использовании геометрического орнамента, а также в особой декоративности, развитие которой было связано с назначением оберегать владельца от злых духов, а затем стало украшать его одежду. Основные цвета вышивки - все оттенки красного - от темно-бордового до розово-красного и черный. В качестве дополнения использовались различные оттенки зеленого, синего, желтого изделиями из драгоценных металлов и, вероятнее всего, именно тогда и произошла эта замена височных колец, гривн, различных подвесок монетами.

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota_filippova_sasha.doc 122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Алькеевский МР РТ

«ЧУВАШСКОЕ НАРОДНОЕ ИССКУСТВО.

Работу выполнила: ученица 9 класса

Руководитель: Смирнова М. А.

2. Особенности узоров костюмов чувашей.

3. Основные виды рукоделия чувашского народа.

4. Разновидности головных уборов (хушпу).

5. Исследовательская часть.

6. Используемая литература.

В 30-е гг. VIII века, теснимые арабами, разгромившими хазар, сувары покидают обжитые места и переселяются в Среднее Поволжье, где оседают южнее поселившихся здесь ранее болгар. В Среднем Поволжье суварские и болгарские племена оказались в среде финно-угорских племен, где в силу своей многочисленности и более высокой ступени общественного развития заняли главенствующее положение. В VIII веке они образуют Болгарский союз племен, на основе которого в X веке образовалась Волжская Болгария - первое государственное объединение в Среднем Поволжье, в которое входила нынешняя территория Чувашской АССР.

Сочинения древних историков и путешественников, побывавших в Волжской Болгарии, археологические раскопки городов Болгар, Биляр, Сувар, Ошель, Жукотин и других свидетельствуют о высокой культуре предков современных чувашей. Археологические находки в городе-крепости Сувар, центре Суварского княжества, говорят о том, что здесь было хорошо развито ремесленное производство - ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое.

У предков чувашей бытовали местного производства украшения из бронзы, серебра, золота - височные кольца, гривны, браслеты, бляшки, поясные пряжки.

Национальное своеобразие чувашской вышивки заключается в широком использовании геометрического орнамента, а также в особой декоративности, развитие которой было связано с назначением оберегать владельца от злых духов, а затем стало украшать его одежду. Основные цвета вышивки - все оттенки красного - от темно-бордового до розово-красного и черный. В качестве дополнения использовались различные оттенки зеленого, синего, желтого изделиями из драгоценных металлов и, вероятнее всего, именно тогда и произошла эта замена височных колец, гривн, различных подвесок монетами.

Особенности узоров - костюмов чувашей.

Вышивка и сегодня является одним из самых развитых видов народного творчества. В республике почти нет ни одного населенного пункта, где бы не трудились вышивальщицы.

Большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Путем сравнительного анализа отдельных частей одежды и украшений наши этнографы пришли к выводу, что чуваши лучше всех сохранили древний стиль одежды. До середины XIX века у чувашей применялись преимущественно ткани домашнего производства. Этому способствовала замкнутость натурального хозяйства. Пока употреблялись растительные краски собственного изготовления, окраска пряжи была достаточно сложным и трудоемким процессом и холст был белым. Но белая одежда быстро пачкается, и как только в быт у чувашей проникают анилиновые краски, а вместе с разложением натурального хозяйства слабеет непоколебимость старины, начинается окрашивание пряжи. Еще в конце XVIII века низовые чувашки начинают ткать пестрядь.

Костюмы чувашей и их орнаментация различались по трем этнографическим группам. Узоры низовых вышивались на домотканом белом холсте всегда крупные, полихромные. Основной орнамент часто исполнялся нашивкой широкими полосами маренового цвета и сопровождался мелким узором. Для орнаментации характерны черты монументальности. Мастерицы-вирьялки, кроме белого холста, применяли также цветную основу, любили мелкий, филигранно выполненный орнамент. Костюм их отличался формой ношения. Непременной принадлежностью их туалета были черные онучи. Костюм и узоры средненизовых более близки к низовым. Женские рубашки отличались богатой орнаментацией нагрудной части. Ее украшали узоры , розетки. Розетки состояли из наложенных друг на друга спицеобразных фигур. Узоры имели форму ромба. Среди них большой интерес представлял сложный орнамент , имеющий ассиметричную композицию, которая встречается только в вышивке рубашек замужней женщины. Орнаментация женского костюма подчинялась общей композиции. Подол, по сравнению с другими частями рубашки, вышивался более скромно, в его украшении соблюдался четкий ритм. Большую роль играло ритмичное чередование широких и узких полос, включающих в себя нашивки и геометрические узоры. Свой природный дар и умение чувашские мастерицы раскрывали в украшении набедренников. Носили их как в праздничные дни, так и в будни. Для исполнения узоров применяли шелковые и шерстяные нити. Вышивка была односторонняя, широко использовалась нашивка. Длинная бахрома, коричневого или синего цвета, обогащала набедренник при движении, играя на белом фоне рубашки, оживляя весь костюм женщины.Узоры старинного мужского халата, размещаемые вокруг грудного разреза, на плечах, на груди, на спине, на рукавах, на подоле, подчинялись, как и на женской рубашке, единому композиционному строю. Но их орнаментальные мотивы почти не повторяли узоров женских одеяний. Халат вышивался односторонним швом по счету ниток. Фигуры орнамента напоминают изображения коней, растений, человеческих рук, которые часто сопровождаются символами "пахотной земли". Одной из особенностей украшения халатов является также обилие в них знаков "огня", выполненных шелковыми нашивками. Все свое умение, все свое мастерство вышивальщицы девушки вкладывали в исполнение платка жениха. Девушка дарила платок жениху в день сватовства, выражая согласие выйти за него замуж, а также демонстрируя свое мастерство. Сложенный углом платок жених носил на шее во время свадьбы. С середины XIX века вышитая одежда постепенно заменяется пестрядью. В начале XX столетия этот процесс усиливается. Природные краски вытесняются анилиновыми. В деревнях появляются ткацкие станы. Костюм из пестряди (рубаха, платок, передник) получает распространение в основном среди низовых чувашей. Вначале такой костюм был рабочей одеждой, а позднее становится и праздничной. В костюме верховых чувашей пестрядь не нашла себе места. Тканный узор в них развивается в изготовлении женских и мужских нарядных поясов.

Основные виды рукоделия чувашского народа.

В народном искусстве чувашей, особенно у верховых, с древних времен широко распространено изготовление женских, девичьих и мужских поясов. Мастерицы ткут их на небольших специальных странах. В орнаментации современных поясов преобладают геометрические узоры, зависящие, в основном, от техники ткачества. В настоящее время такие пояса используются в качестве сувениров, а также как принадлежность народного костюма в коллективах художественной самодеятельности, в народных хорах.

Разновидности головных уборов (хушпу).

Украшение из серебра и бисера, созданные талантливыми мастерами, представляют собой одно из ярких и самобытных явлений в истории развития чувашского народного искусства. К ним относятся женские головные уборы хушпу, нагрудные украшения ама, шулкеме, девичий головной убор тухья, нагрудные украшения тевет, шейные украшения алка, май сыххи, наспинные пус хысе, ушные - сарка и другие.

Мастера в изготовлении каждого предмета стремились применять различные композиционные приемы. В форме украшений утилитарная функция всегда тесно переплетается с эстетической.

Для украшения головных уборов мастерицы выбирали монеты не только по их размерам, но и по звучанию. Монеты, пришиваемые к остову, прикреплялись плотно, а свисающие с краев - свободно, и между ними оставлялись промежутки, чтобы во время танцев или хороводов они издавали мелодичные звуки.

Среди изделий из серебра и бисера в одном ряду с тухья, хушпу, тевет находятся женские и девичьи нагрудные украшения шулкеме. В отдельных этнографических подгруппах их называли также подвеской к сурпану или ама. Девичий шулкеме, в отличие от женского, не имел треугольной детали, служащей для укрепления сурпана, и был одноярусным. Шулкеме верховых чувашей состоял в основном из двух одинаковых частей и имел квадратную форму, а у низовых и промежуточных - полуовальную или прямоугольную. Среди шитых серебром и бисером предметов особое место занимает женское и девичье украшение - тевет. Надевали его через левое плечо. Женщины носили тевет в основном на свадьбах, а девушки - во время весеннего обряда "девичья пашня", в хороводах и на осенних праздниках, посвященных овину, первому хлебу и льну. Одним из традиционных праздников был "девичье пиво" - в честь хмеля и нового пива, когда все девушки участницы обязательно должны надевать тевет.

Богатое наследие оставили нам предки. Новое применение находит сейчас творчество народных умельцев, перенявших от бабушек и дедушек их отточенные веками мастерство и вкус. Уйдя из жизни как повседневная одежда и предметы бытового обихода, художественное наследие возвращается в наши дома как декоративное украшение интерьера, как сценические костюмы , как оригинальные сувениры , которые , разлетаясь по стране и миру, становятся визитными карточками чувашской художественной культуры.

Увидев у пробабушки в сундуке шапочку с бусинками и монетами мне стала очень интересна о её происхождении. Пробабушка мне очень много рассказала о традициях чувашского народа, показывала вышивки, которые она вышивала сама и они мне показались, что они вышиты только недавно, т.к. нитки вышивальные очень яркие , при том они шерстяные. Про шапочку (хушпу) тоже узнала очень много, как они наряжались во время свадьбы свои нарядные платья, головные уборы, лапти и т.д.

После всего увиденного, я задумалась о создании головного убора (хушпу).Сначала я просмотрела виды хушпу и начала создавать эскизы головных уборов разных размеров и внесла свои изменения. При выполнении мне понадобились знание кройки и шитья, бисероплетение. При работе с бисером у меня проблем не было , так как я давно занимаюсь вышивание бисером. А затем я начала собирать монеты однокопеечные и пятикопеечные. В старых головных уборах монеты -из серебра. Были трудности пробивание монет отверстие, но здесь мне помог пап. Он пробивал гвоздем-дюбелем.

Головные уборы (хушпу) -их сейчас очень мало , чтоб иметь представление в дальнейшем и я хотела выполнить сама, я их уже пробовала в применении в выступлении на спектаклях.

2. Чувашские праздники весны и встречи Нового года (çăварни, мăнкун, сурхури).

Билет 24

1. Образование Чувашской автономной области и ее преобразование в ЧАССР – историческое и культурное значение.

В смутные годы революции и гражданской войны, когда еще не было никакой ясности и том, что ждет в будущем народы России, среди чувашей — по крайней мере среди уже достаточно многочисленной интеллигенции — развернулись процессы национальной консолидации вокруг идеи самоопределения.В 1917 г. в Казани создается комиссариат по чувашским делам. В 1918—1919 гг. в Казанской, Симбирской, Уфимской и Самарской губерниях возникают чувашские подотделы при отделах национальностей и просвещения губисполкомов, образуются соответствующие чувашские секции при уездных и губернских комитетах и т. д. Hо центральным учреждением, объединявшим политически, организационно, морально всех чувашей страны, стал в тот период Чувашский отдел при Hаркомнаце РСФСР, созданный 18 мая 1918 г. Его заведующим был назначен левый эсер Д. С. Эльмень, сыгравший исключительную роль в решении вопроса о создании Чувашской автономии. К концу 1919 г. указанный отдел подготовил "Краткий доклад о выделении чувашского народа в особую административную единицу", который был направлен во ВЦИК. Объясняя смысл проекта, Д. С. Эльмень писал: •"Выставляя такое требование, чувашские трудовые массы не стремятся обособиться, отмежеваться от других частей РСФСР, лишь преследуют задачу, чтобы живое тело чувашского народа не было раскромсано на отдельные части, как при Екатерине 11, а было объединено в одно целое. Чувашские трудовые массы верят, что получение автономного выделения даст им возможность централизовать всю работу среди них как по политическому, так и по поднятию культурного уровня и улучшению экономического быта". Состоявшийся в феврале 1920 г. I Всероссийский съезд чувашских коммунистов одобрил разработанный Чувашским отделом Hаркомнаца РФ документ — "Положение об организации Чувашской трудовой коммуны" (разработано по примеру Трудовой коммуны немцев Поволжья и Карельской трудовой коммуны). Несмотря на высокую степень территориальной раздробленности чувашского населения в Средневолжском регионе, в основу первого проекта Чувашской автономии его разработчиками был положен этнический принцип. В ее состав предполагалось включить все без исключения территории Казанской и Симбирской губерний с относительно компактным чувашским населением, в том числе и земли, не имевшие общих границ с Чувашской автономией. Однако в мае-июне 1920 г. решение вопроса о выделении чувашей в отдельную административную единицу в Москве затормозилось, у отдельных чиновников центральных органов возникли сомнения относительно целесообразности ее создания, якобы ". из-за отсутствия своей национальной культуры у чувашей и убыстренного процесса их обрусения". Кроме того, в Москве, в ходе решения вопроса об образовании Татарской республики возникла идея отходящие от нее чувашские уезды передать Hижегородской губернии. В решении вопроса о предоставлении чувашскому народу национальной автономии большую роль сыграла личная позиция В. И. Ленина. Известно, что он трижды ставил данный вопрос на заседаниях Совнаркома и политбюро. Причем В. И. Ленин изначально предлагал образовать республику, а не Tрудовую коммуну или область. Имеются сведения, что он рекомендовал определить столицей будущей Чувашской республики г. Симбирск и включить в нее и левобережные чувашские уезды. 24 июня 1920 г. состоялось заседание Совнаркома под председательством В. И. Ленина. Hа нем было принято решение об образовании Чувашской автономной области. Поскольку ЦК изначально был против образования исключительно одно-национальной (только чувашской) по составу автономии, проект был существенно скорректирован, в область были включены русские волости. Чувашская АО образовалась на территории, гораздо меньшей по сравнению с проектом, лишь на 11,6 тыс. кв. км. В состав ЧАО вошли в полном составе Чебоксарский, Цивильский и Ядринский уезды Казанской губернии, часть волостей Буинского и Курмышского уездов Симбирской и Козьмодемьянского уезда Казанской губерний. Вместе с тем это новое автономное образование по национальному составу населения получилось почти однородным, так как чуваши составляли в нем 85%. Чувашская автономная область, как административная единица, стала началом развития национальной государственности чувашского народа. В условиях автономной области чувашам была предоставлена широкая возможность перестроить работу всех государственных, общественных, хозяйственных и культурно-просветительных учреждений и организаций с учетом особенностей жизни и быта коренного населения. На этой основе широкие массы трудящихся вовлекались в дело государственного, хозяйственного и культурного строительства, а местные органы укреплялись кадрами управленцев.

Пятилетний период существования Чувашской Автономной области до преобразования ее в Чувашскую Автономную Социалистическую Советскую Республику был периодом создания всех необходимых предпосылок для преобразования области в республику. Восстановление народного хозяйства, развитие культуры, подготовка кадров, необходимых для управления республикой, дальнейшее расширение территории и увеличение численности населения области - вот предпосылки, которые позволили преобразовать область в республику, перейти от автономии административной к политической.

Преобразование ЧАО в ЧАССР стало важнейшей вехой в истории чувашского народа. Автономная республика в отличие от автономной области – административно-политической автономии и административно-территориальной единицы, являлась высшей формой советской автономии, государственно-политической автономией, несуверенным государством, имеющим все атрибуты государственности. АССР как советское национальное государственное образование приобретало все необходимые государственно-правовые институты: законодательный орган, правительство, Верховный суд и другие центральные органы управления, тогда как автономная область как негосударственное образование не имела таких государственных правовых институтов.

2. Земледельческие праздники и обряды чувашей (акатуй, çинçе, чÿк, чÿклеме).

Содержание

I Светочи Чувашии с 5-9

II Художник Овчинников Н.В. с 10-11

Заключение с 12

Работа содержит 1 файл

ГОУ ВПО Чувашский государственный педагогический.doc

ГОУ ВПО Чувашский государственный педагогический

университет им. И. Я. Яковлева художественно

графический факультет кафедра дизайна и МПО

на тему: Светочи Чувашии

г. Чебоксары 2011г.

I Светочи Чувашии с 5-9

II Художник Овчинников Н.В. с 10-11

Заключение с 12

культурного и духовного подъема в России. Если в экономическом и социально-

политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств,

то в достижениях культуры она не только шла вровень с ними, но и часто

В начале XIX века в живопись наряду с классицизмом с его

мифологическими и библейскими сюжетами пришло романтическое направление,

представители которого проявляли большой интерес к личности и внутреннему

миру человека. Это обстоятельство обусловило развитие портретного жанра.

Культура этого времени развивалась на фоне все возрастающего

национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко

выраженный национальный характер. Огромное влияние на живопись, литературу,

театр, музыку оказала Отечественная война 1812 года, которая ускорила рост

национального самосознания русского народа. Однако консервативные тенденции

в политике сдерживали развитие культуры. Правительство явно боролось с

проявлениями передовой общественной мысли.

Социально-экономические изменения в стране, вызвавшие проведения

радикальных либеральных преобразований, обусловили формирование новых

общественных отношений, произвели подлинный переворот не только в

социальной, но и духовной жизни всех россиян, охватив широкие массы народа.

отечественной науки и культуры. Творения российских ученых и мыслителей,

писателей, художников и музыкантов, ставших признанными корифеями мировой

классики, прочно вошли в сокровищницу человеческой цивилизации.

На рубеже XIX-XX веков в духовной жизни России появились тенденции,

связанные с мироощущением человека XX столетия. Они требовали нового

осмысления социальных и нравственных проблем. Все это приводило к поиску

новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный

историко-художественный период, который его современники называли

Чувашия обладает богатейшими традициями в живописи, используя которые

чувашские художники смогли занять свое достойное место и известность во

всей России. К началу XX века можно было говорить о рождении национальной

чувашской интеллигенции. Однако в области изобразительного искусства здесь

не было еще ни традиций, ни школы. Одним из первых стипендиатов в Казанской

художественной школе был 17-летний крестьянский юноша из Алатырского уезда

В. Воронов, учившийся там с 1898 года. К началу революционных

преобразований в стране эту школу окончило более десяти чувашских

художников, ставших вскоре первыми мастерами-профессионалами: А. и И.

Александровы, М. Андрианов, И. Ведянин, Ф. Лаврентьев, И. Максимов-

Кошкинский, Н. Сверчков, Г. и М. Спиридоновы и другие. Некоторые из них, а

также архитектор Е. Мартенс, театральный художник К. Васильев и другие

составили костяк организованной в 1920 году изосекции при Чувашском Отделе

народного образования. Началом деятельности Изосекции стало украшение

Чебоксар к празднованию 1 Мая в 1921 году. Оно состояло из 20 красочных

панно и плакатов, триумфальной арки, оформления массового театрализованного

царскими стрельцами. Действо завершилось открытием временного памятника

Разину. Можно сказать, что 1 Мая 1921 года стало днем рождения чувашского

изобразительного искусства. К началу 1930-х годов в Чувашии работало уже

около тридцати живописцев, скульпторов, графиков. Был основан Оргкомитет

художников Чувашии, и в 1935 году состоялся I съезд художников Чувашской

М. Спиридонов и Н. Сверчков—старейшие чувашские живописцы—после окончания

Казанской художественной школы занимались в Высшем художественном училище

при Академии художеств в Петербурге. Одним из лучших произведений М.

Москве в 1929 году на XI выставке АХР.

Тяга народа к искусству была огромной. На первой выставке работ

Чувашского филиала АХРР в 1927 году побывало более трех с половиной тысяч

зрителей, то есть почти половина тогдашнего населения Чебоксар.

Интересен творческий путь художника Ю. Зайцева. Сын деревенского

плотника, он 16-летним мальчиком нанялся в помощники к иконописцу А.Львову

и расписывал вместе с ним церкви. Он побывал в Петербурге, Ростове-на-Дону,

Баку, Екатеринославе, Свеаборге, познакомился со многими художниками, в том

числе с К. Юоном, А. Фоминым, И. Дудиным, многому у них научился.

Вернувшись в 1928 году в Чувашию, он занимался художественной фотографией,

иллюстрацией для периодической печати, создавал мозаики. Художник постоянно

стремился быть в гуще жизни и до преклонных лет упорно искал наиболее

выразительную форму для своих произведений, посвященных разительным

переменам в жизни чувашского народа. Им написаны вдохновенный портрет

окончания полевых работ. Картина подкупает искренностью и взволнованностью

автора. Она полна движения и словно излучает радость.

1930—1950-е годы были знаменательны более всего развитием тематической

картины и портрета. Художники, особенно плодотворно работавшие в эти годы

(Н. Сверчков, М. Спиридонов, Ю. Зайцев, А. Тагаев-Сурбан, В. Воронов, В.

Макаров, Р. Ермолаева, В. Гурин, Н. Овчинников, Н. Карачарсков и другие),

направляли основные усилия на создание картин, отражающих современную

чувашскую действительность. Закономерным этапом на этом пути было освоение

профессионального мастерства и традиций русской живописной школы.

Н. Карачарсков—художник более молодого поколения. Большую известность

Серебряной медалью Академии художеств СССР.

Примерно с середины 1960-х годов в чувашской живописи стало появляться все

больше произведений с изображением национального костюма, национальных

Порой им был свойствен известный этнографизм. Задача создания собственной

художественной школы живописи требовала более глубокой интерпретации

народной орнаментальной культуры, излюбленных народом цветосочетаний,

ритмов, характерных не только для декоративных искусств, но и для поэзии,

народной музыки и танца.

Живописец Р. Федоров внимательно изучал русское искусство — иконопись,

картины А. Архипова, Ф. Малявина, перспективные построения К. Петрова-

Водкина. Р. Федоров окончил графический факультет Харьковского

посвященная чувашскому поэту, была его дебютом. За ней последовали:

В творчестве Федорова традиции русского и чувашского искусства

сплавились органично и целостно в совершенно новой, свободной и современной

интерпретации. Здесь тактично сочетаются современная и историческая

тематика. Национальные типы входят в его искусство легко и естественно.

Художника интересуют прежде всего люди, человеческое в человеке, а не

национальная принадлежность. Федоров становится одним из значительных

мастеров национальной школы живописи. Из родников чувашской традиционной

культуры он берет ее глубинные и характерные особенности.

Интересен путь в искусстве художника А. Миттова. После Чебоксарского

художественного училища он закончил ленинградский Институт живописи,

скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина по мастерской станковой графики.

Его излюбленная техника—темпера на бумаге или картоне, с добавлением

бронзы. Графическая четкость композиций, оконтуренность объемов обычно

сочетаются у Миттова с тонкой живописностью фонов, с умелым использованием

цвета. В его творчестве заметно влияние русских художников, например,

Билибина. Вместе с тем большинство его работ чем-то неуловимо напоминает

произведения мастеров Востока, например монгольские гуаши XVII—XIX веков.

Оставаясь самобытным, Миттов опирался не только на народную чувашскую

орнаментику, но и на художественное наследие народов Азии. Отсюда,

вероятно, прихотливый ритм его листов, орнаментальность рисунка, общая

декоративность. Он сумел проникнуть в дух народного искусства и сохранить

свойственную ему цельность и непосредственность.

Искусство В. Агеева отличает философское раздумье о своих

предках, о друзьях, о людских отношениях. Если говорить о традициях и

источниках его творчества, то это — Дюрер, Бохс, Гойя. Они явно оказали

влияние на искания художника. Импульс, данный знакомством с этими великими

мастерами, был развит и поддержан любовью к смелой цветовой композиции,

перекликающейся с чувашскими народными вышивками, домоткаными пологами.

При сопоставлении работ Агеева с творчеством Федорова и Миттова

представляется, что в отличие от них он передает чувашскую легенду и

балладу, мысли о своей земле и своих предках языком классического

Национальный колорит или этнический тип—не главное для него. Агеев

приобщает национальное содержание к общечеловеческим художественным

ценностям. Чувашский фольклор как бы переводится на интернациональный

художественный язык, и автор этого перевода тем самым утверждает, что

философски осмысленная чувашская сказка или притча не менее важны в

общечеловеческой культуре, чем индийские легенды, русские сказки или

Рассмотрение творчества трех этих художников позволяет понять сложные

процессы, которые происходят в чувашском искусстве: ассимилирование

достижений мирового и русского наследия, народной художественной культуры и

становление на этой основе собственной национальной школы. Первый этап ее

формирования был связан с поисками национального содержания в объекте

изображения. Отличие следующего этапа, связанного с работами Миттова,

Федорова и Агеева — в том, что центр тяжести переносится с особенностей

объекта на художественную интерпретацию увиденного.

А. Симакова, в сложных по цвету портретах Н. Енилина —мы видим, что чисто

живописные поиски способствуют наиболее мощному воздействию содержания,

более глубокому и полному раскрытию темы. А. Спиридонова, Е. Вдовичева, Р.

Есть в Чебоксарах в Калининском районе города улица Юрия Зайцева, всего на этой улице 25 домов.

Все ли знают, кто такой Юрий Зайцев?

Зайцев Юрий (Гурий) Антонович (1890-1972) - художник и фотограф, заслуженный художник Чувашской Республики.
В некоторых источниках указывается фамилия Плотников, в других Йеркин. И только прочитав воспоминания художника, которые были опубликованы в книге Н.А.Ургалкиной, поняла: Плотников был по отцу, а Йеркин по деду.

Зайцевым стал, взяв фамилию жены. Почему менял фамилии – загадка.

Родился в состоятельной крестьянской семье. С детства любил что-то мастерить, лепить, а потом и рисовать, отец, видя увлечение сына, снисходительно относился к этому, но и в чем-то помогал: выделил уголок в доме.

И тут тот случай в жизни, который изменит жизнь Зайцева, когда отец отдал в подручные к подрядчику по расписыванию церкви, где впервые столкнулся с живописью.

Деревня Ирх-Сирмы-Кошки, где родился художник, находилась от Мариинского Посада в двадцати километрах. Уже тогда Мариинский Посад являлся купеческим городком, откуда вывозился хлеб, лес. В этом городе отец устроил Зайцева к местному художнику Комиссарову, у него же познакомился с художниками Мавриным, Львовым.

Потом в Мариинском Посаде в 1999 году откроется художественная галерея им. Ю.А.Зайцева. Здание, которое занимает художественная галерея, раньше принадлежало лесной школе.

Первый раз Зайцев Ю.А. не попал в армию по призыву в 1912 году, потому что имел белый билет.

До 28 лет Юрий Зайцев познавал живопись, расписывая церкви по деревням.

В 28 лет он решается уехать в Москву, где устраивается маляром-отделочником в студию художника Богданова, у которого берет уроки рисунка, живописи.
Затем уезжает в Петербург с целью поступить учиться в школу художеств, но это ему не удается.

Устраивается на работу по росписям собора Александро-Невского монастыря. Здесь он наблюдает, как художники не перерисовывают, а создают свои композиции. Но с началом первой мировой войной работы были приостановлены и Зайцев уезжает на юг, опасаясь призыва в армию.

В 1915 году нанимается в Баку к художнику Б.Телингатеру на отделку особняка нефтепромышленника Тагиева.

В 1916 году по совету знакомого прапорщика едет в Екатеринославль (Днепропетровск) с тем, чтобы его зачислили не в действующую армию, а в запас, так как имел белый билет.

После революции с женой переезжают в Курскую область: пишет лозунги, декорации для клуба, расписывает церкви.

Устраниться от армии не получается: участвует в гражданской войне в качестве заместителя заведующего клубом полка и только в 1922 году демобилизуется из Красной Армии.

После гражданской войны в 1922 году в Лубнах организовал артель по ремонту квартир, домов, изготовление вывесок, писание плакатов, портретов вождей революции.

Все это время продолжает учиться живописи, в этом ему помогает художник Фомин, Зайцеву к этому времени уже 38 лет.
Зайцев Ю.А. много рисует, так и не получив художественного образования…

Первая его выставка произошла в 1925 году, в Москве в рамках художников-реалистов.

С 1928 года Зайцев Ю.А. живет в Чувашии. На родине изучал чувашское народное искусство, отображая сюжеты в живописи.

В 1928 году была организована газетой "Канаш" к своему 10-летию выставка художника. Были представлены не только картины, но и фотографии Зайцева.

Делает монтаж фотографий с заставками фрагментов чувашского орнамента в виде геометрических элементов.

Две фотографии, связанные с художником-фотографом Ю.А.Зайцевым.

Первыйснимок. Раскулачивание Ю.А. Зайцева. Чебоксары. 1929-30-е годы. Ю.А. Зайцев стоит в первом ряду с ружьём и с собаками.

Этот же дом - идет подготовка к строительству Чебоксарской ГЭС - снос старой части города.

В 1933 году его вновь приглашают в Чувашию, где готовится празднование 15-летия республики.
Зайцев ездит по районам и очень много рисует. До 1936 года было написано около 200 работ.

В 1935 году несколько месяцев вместе с чувашскими писателями был в командировке в Алма-Ате, где создал 115 работ. Может быть, эта командировка спасла его от ареста, но все равно, пока его не было в Чувашии, его исключают из Союза художников, правда, в 1940 году - восстановливают. Картины, высланные в Москву на выставку, были то ли потеряны, то ли уничтожены.

В 1945 году Зайцев был арестован за антисоветскую агитацию и осужден на пять лет с поражением в правах на три года. Сидел с художниками в ресторане гостинице "Волга", пьяным сказал, что Сталин хуже, чем Ленин. Этого было достаточно для доноса, в результате чего получил 58 статью и сидел за это в Алатырской колонии.

На снимках, которые остались, видно, как приближены они к живописи и графике.

И только в 1965 году состоялась выставка произведений Юрия Антоновича Зайцева, посвященная его 75-летию. После этой выставки был награжден Почетной грамотой Верховного Совета ЧАССР и присвоение звания заслуженного художника Чувашской АССР.
Последняя его выставка состоялась в 1970 году, как бы подводя итоги его творческого пути, т. к. в 25 декабря 1972 года Ю.А.Зайцев скончался.
При жизни Юрия Антоновича Зайцева с его участием было более 32 выставок и 11-персональных выставок.

По книге Ургалкина Н.А. Ю.А. Зайцев. Жизнь и творчество.
Чувашское книжное издательство, Чебоксары,1976.

Читайте также: