Чтобы учение было в радость доклад

Обновлено: 03.05.2024

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность школьников? Эта проблема волнует учёных, методистов, психологов, но в первую очередь каждого учителя, так как уровень мотивации влияет на качество знаний, а, следовательно, на результативность учебной деятельности.
В современных условиях отмечается снижение мотивации у младших школьников. По данным психологических исследований, 90 % детей приходят в школу с высоким уровнем мотивации к учебной деятельности, но уже к концу 1 класса мотивация у 60% снижается, а к 3 -4 классу только очень немногие из них с радостью спешат в школу, с интересом и увлечённо работают на уроках. У большинства учащихся начинает проявляться избирательное отношение к предметам, появляются любимые и нелюбимые уроки. Дети начинают тяготиться своими обязанностями, их старательность уменьшается, отметка утрачивает свою значимость. Возникает резкая дифференциация в характере и уровне мотивации младших школьников. Одни учащиеся настойчиво и увлечённо работают над решением любой учебной задачи, не считаясь с усталостью и временем, другие не проявляют никакого интереса, как в учебной, так и внеучебной деятельности.

Возникает проблема организации учебной деятельности у учащихся с разным уровнем мотивации учения.

Проблемой мотивации учения занимались многие ведущие психологи и педагоги. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.д.

Мотивационная сфера учения представляет собой у каждого конкретного ребёнка постоянно изменяющуюся, а иногда и противоречивую структуру, состоящую из разных побуждений, где место ведущего, доминирующего мотива занимает то одно, то другое побуждение – в зависимости от условий обучения, обстоятельств общения с окружающими и так далее.

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа. Учебно-познавательные мотивы, связанные с внутренним содержанием и процессом учения, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности. Для этого необходимо включать детей в совместные формы работы.

При помощи специально организованного взаимодействия детей – сотрудничества, учитель может стимулировать формирование у них мотивации и последовательно переводить её на более высокий уровень.

Для создания мотивации взаимодействия надо показывать школьникам, что делать что-то вместе – это весело и интересно. Дети должны пережить радость сотрудничества. Например, работая индивидуально, на уроке технологии в 1 классе ученики изготовили оригами фигурки разных животных. В конце урока детям можно предложить составить композицию, которая украсит класс и станет первым общим делом. Дети приходят в восторг, когда видят превращение их фигурок в героев какого-либо сюжета. Они на деле понимают, вместе можно гораздо больше сделать, чем в одиночку, лучше реализовать задуманное, а сотрудничество создаёт для этого благоприятную атмосферу. Повышается интерес к знаниям и продуктивность процесса познания.

​С целью обучения учащихся правилам эффективного взаимодействия необходимо с первого класса говорить о пользе обсуждения своих замыслов и планов, стараться понять точку зрения другого, решать вопросы с партнёром мирно. Учиться приходить к единому мнению в спорных вопросах, говорить партнеру о своих мыслях и чувствах в корректных формах. Правила эффективного взаимодействия формируются постепенно. Для начала можно предложить детям памятку:

  • Выскажи своё мнение.
  • Выслушай мнение партнёра.
  • Придите к единому мнению.
  • Действуйте!

Дети могут сами предложить правила сотрудничества и составить законы группы:

  • Общайся, не мешая другим.
  • Не перебивай, слушай партнёра до конца.
  • Отстаивай свою точку зрения мирно.
  • Задай вопрос, если сомневаешься в чём-то.
  • Ясно выражай свои мысли и чувства.
  • Поблагодари каждого за работу.

Приобретение школьниками опыта совместной деятельности проходит поэтапно.

На любом этапе урока можно организовать работу в паре на классификацию по разным основаниям. Чем больше оснований для классификации, тем лучше. За определённое время детям предлагается разделить на 2 группы предметы, явления или признаки предметов.

В жизни первоклассников большое значение имеет игра. Поэтому игры, организуемые в паре, повышают мотивацию учения даже у самых равнодушных учеников, а вместе с тем позволяют усвоить учебный материал.

На занятиях технологии можно использовать парную работу на протяжении всего урока. По инструкции учителя дети распределяют обязанности по изготовлению изделия и выполняют одну работу на двоих.

Когда дети научаться работать в паре постоянного состава, можно переходить к организации учебной деятельности в парах сменного состава. Для каждого класса этот переход будет индивидуален. Это может быть конец первого класса или начало второго.

Сначала работа в парах сменного состава используется на этапе проверки и оценки знаний. В любом классе дети имеют разный темп работы.

После выполнения задания дети с быстрым темпом вынуждены ждать остальных, либо приступать к другому заданию. А когда все дети закончат им приходиться отрываться от своей новой работы и включаться в проверку.

При этом уровень мотивации учения у них резко понижается и они без желания, формально проверяют свою работу, в результате часто допускают ошибки. А некоторые так увлекутся своим заданием, что совсем к проверке не приступают. Этих негативных ситуаций можно избежать за счёт проверки заданий в парах сменного состава.

Как только первые два ученика выполнили задание, они садятся за свободный стол и осуществляют проверку друг у друга. После проверки они получают другое задание. Остальные пары образуются постепенно из детей, которые одновременно выполнили задание.

Сотрудничество в паре сменного состава постепенно проводится и на других этапах урока по разным предметам. При этом меняется только цель взаимодействия, принцип организации остаётся прежним.

Парная работа на протяжении всей начальной школы занимает огромное место в обучении и является пропедевтикой для групповой работы.
Важно, что перед группой стоит двойственная задача: с одной стороны – достижение познавательной или творческой цели, с другой – реализация определённой культуры общения.

Сначала лучше организовывать обучение в сотрудничестве на основе малых групп.

(В группе 4 человека и на карточке 4 предложения. Каждый работает с одним предложением)

При такой работе поощряется максимальная помощь друг другу.

Проверку можно провести на основе теста, эталона, взаимопроверка групп. Оценивание идёт не каждого участника, а группы в целом.

Групповая работа с ассистентом удачно используется на уроках математики в 3 – 4 классах. При организации групповой работы контроль над формированием знаний и умений, выполнением домашних и классных заданий ведут ассистенты (оценщики – консультанты). Они проверяют задания, не только указывают на ошибки, но и объясняют материал. При такой организации групповой работы активно развиваются не только коммуникативные навыки, но и усвоение материала поднимается на более высокий уровень. Кроме того, уровень мотивации тоже повышается, потому что в роли ассистента хотят быть многие, а могут только те, кто правильно сами выполняют задания учителя и умеют чётко и последовательно объяснять материал. Поэтому перед такими уроками проводятся консультации для ассистентов.

Причём число таких фрагментов должно совпадать с числом участников группы. Оптимальный вариант – 5-6 человек. Тогда каждый участник назначается экспертом за свой фрагмент учебного материала. Его задача не просто изучить свой материал, но и добиться того, чтобы все члены группы усвоили его. После такой работы проходит встреча экспертов из разных групп. Они располагаются за одним столом, чтобы поделиться информацией друг с другом. Затем участники – эксперты возвращаются в свои группы, и начинается индивидуальная проверка знаний. Каждой группе предлагается продемонстрировать свои знания в разных формах. Одной можно предложить карточки, другой – вопросник, третьей - совместный доклад. Как обычно при обучении в сотрудничестве, группа получает одну отметку на всех.

При групповой работе в сотрудничестве все ученики класса работают на уроке. Сама организация урока настолько захватывающая, что никто из них не может отсидеться, заняться не общим, посторонним делом.

Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, правило распределения ролей и работы, а также принцип рефлексии приводят к тому, что ученики стремятся выбрать себе форму внутригруппового участия с учётом максимальной пользы для общего дела, это способствует повышению адекватной самооценки и самоопределению школьника, помогает его личностному росту.

Наблюдается положительная динамика в качестве знаний и уровне обучаемости. Обучение в сотрудничестве на основе парной и групповой работы помогает каждому ученику лучше усвоить учебный материал, глубоко вникнуть в его содержание, так как даёт возможность каждому ученику систематически проговаривать учебный материал, выражать свои мысли вслух. Это способствует осознанному обобщению знаний.

Организация сотрудничества в учебной деятельности через парную и групповую работу позволила не только повысить мотивацию учения, но и привела к качественным изменениям в развитии личности каждого ребёнка.

Чтоб ученье было в радость.

Психологи утверждают, чтобы учение приносило радость детям им должна оказываться помощь, которая должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

организация режима дня;

приучение детей к самостоятельности,

создание ситуации успеха.

- Работа в парах. Предлагаю вам объединиться в пары и поделиться опытом как вы организуете режим дня (1 пара, приучаете детей к самостоятельности (2 пара) и создаете ситуацию успеха (3 пара).

(Подведение итога по парной работе).

1. Организация режима дня. Результаты исследования показали, что организация режима дня позволяет ребенку:

защищает нервную систему от переутомления, т. е. укрепляет здоровье.

Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял утреннюю гимнастику; занимался спортом; бывал на свежем воздухе не менее 3,5 часа.

Точный распорядок занятий - это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т. д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т. д.

Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время.

Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее

овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.

Важный вопрос в организации режима дня - это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время-.

Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе (до 3,5 часа в день, ведь у детей большая потребность в движении. В группе - 1,5-2 часа. Дома - 1,5-2 часа.

Необходимо правильно организовать сон. Дневной сон - 1 час. (Если ребенок не спит, перевозбудился, пусть полежит, послушает сказку.)

Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший, спокойный сон - это основа здоровья.

Если ребенок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише. Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребенка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твердость.

Вы должны помнить, что теперь у вас ученик, и не мешать ему. Часто родители не замечают, что мешают детям: громко разговаривают, включают телевизор. Иногда родители делают за детей уроки. В этом случае страдает нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию.

Вы не должны забывать, что в силу возрастных особенностей школьники плохо переключаются с одного вида работы на другой. Например, сядет ребенок рисовать, родители посылают в магазин. Нужно дать время на переключение. Иначе внутреннее нежелание может сопровождаться грубостью. Запомните: всякое необоснованное переключение с одного вида работы на другой может выработать дурную привычку: не доводить дело до конца.

2. Приучение детей к самостоятельности

Учите детей выделять учебную задачу, то есть ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению. Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении, и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.

3. Создание ситуации успеха.

Ситуация успеха – это создание условий для достижения значительных результатов в деятельности личности или коллектива. Значимость этих результатов для ребёнка подтверждается путём одобрения, признания окружающих, поощрения, Таким образом, мы можем содействовать развитию социально успешного человека. Постоянной заботой взрослого окружения ребёнка должно стать желание создавать условия для радости познания окружающего мира и самого себя.

Проводится анкетирование родителей с целью выявления желания и умения создавать ситуацию успеха для своего ребёнка.

Анкета для родителей:

1. Когда ребёнок сообщает вам о хорошей отметке, вы: а) молчите; б) хвалите; в) говорите, что так и должно быть.

2. Вы хвалите ребёнка за хорошее поведение: а) всегда; б) никогда; в) иногда.

3. На просьбу помочь в выполнении общественного поручения вы: а) сошлётесь на занятость; б) поможете; в) предложите действовать самостоятельно.

4. Если ребёнок самостоятельно выполнил непосильную ранее работу, вы: а) примете это как должное; б) укажете на недостатки; в) похвалите.

5. Как вы поступите на месте мамы, которой ребёнок рассказал, что учитель физкультуры его похвалил за то, что он подтянулся 1 раз: а) добродушно посмеётесь; б) похвалите; в) пристыдите.

6. Если ребёнок взялся за то, о чём его не просили, и что-то сломал или разбил, вы: а) похвалите; б) накажете; в) успокоите.

7. Если ребёнок боится выступления на сцене, вы посоветуете: а) отказаться; б) принять вашу помощь; в) решить самому, что делать.

Тренинг родителей по созданию ситуаций успеха.

Родители делятся на две группы. Каждая группа обсуждает заданный эпизод и высказывает своё суждение.

Эпизод 1. Даниил – способный, любознательный и активный ребёнок. Однажды он вызвался играть несмышлёныша на общешкольном празднике, где присутствовали родители. Роль удалась. Все в школе его хвалили. Но на другой день он заявил учительнице, что больше не будет играть такие роли, потому что мама ему сказала, что ей было неприятно смотреть на него, что, видно, никто в классе не согласился на эту дурацкую роль, а он вечно влезет, куда не надо.

Обмен мнениями по созданию ситуации успеха в учебной деятельности

Чтоб ученье было в радость, устраивайте ребенку соревнования с самим собой. Не требуйте от ребенка невозможного! Трудно то, что не понятно. Поэтому объясняйте ребенку каждое непонятное слово. Учите его пользоваться словарями, энциклопедиями, которые советуют его возрасту. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребенка, больше всех его любите, вам легко "почувствовать" его, посмотреть на мир его глазами.

2 Цель: научиться стимулировать мотивацию ребёнка к повышению успеваемости.

3 Любое воспитательное воздействие имеет успех, если оно учитывает потребности ребёнка.

4 Ребёнка заставляет учиться страх перед наказанием.

5 Принуждение к хорошей успеваемости только усиливает отвращение к школе, учёбе или отдельным предметам.

6 Многие, но только не сам ученик, ломают себе голову над тем, как повысить его успеваемость.

7 Темперамент – динамические особенности поведения.

8 САНГВИНИК ФЛЕГМАТИК ХОЛЕРИК МЕЛАНХОЛИК

10 Делает всё неторопливо, не выносит спешки. В среде детей он отличается спокойствием. Делает всё обстоятельно, монументально, упорно покоряя цель. Речь у него нетороплива и невыразительна, без жестов, мимики и выплеска эмоций. 2 ТИП – сильный, уравновешенный, инертный – ФЛЕГМАТИК

11 Энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Постоянно конфликтует со своими сверстниками. 3 ТИП – сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения – ХОЛЕРИК Речь отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако она очень выразительна и эмоциональна. Не умеет ждать и подавлять свои желания.

12 Очень ранимы. Запасы слёз у них неистощимы. Они всего боятся, застенчивы, робки, нерешительны. Движения их неуверенны, бедны и часто суетливы. Речь тихая, но выразительная. Обидчивость их без конца и края. 4 ТИП – слабый – МЕЛАНХОЛИК

13 САНГВИНИК ФЛЕГМАТИК ХОЛЕРИК МЕЛАНХОЛИК

14 КАК ЛУЧШЕ ВОСПИТЫВАТЬ САНГВИНИКА Стремитесь выработать у ребёнка-сангвиника устойчивые интересы. Учите терпению, упорству, тому, что любое дело надо доводить до конца. Как можно больше поощряйте за нравственность его поступков. Искореняйте небрежность и поверхностность при выполнении заданий. Учитывайте, что жизнерадостность, общительность, оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником, как легкомыслия, так и непостоянства данного ребёнка.

15 КАК ЛУЧШЕ ВОСПИТЫВАТЬ ФЛЕГМАТИКА Попытайтесь выработать любознательность. Учите, как правильно переключать внимание при выполнении различных поручений и как рационально распределить время. Не раздражайтесь медленными темпами, а ускоряйте их, применяя игровую деятельность. Учите полнее выражать эмоции и чувства. Старайтесь прививать навыки общения и развивать коммуникабельность. Играйте с ним в игры, где необходима быстрота движений, точность, ловкость. Следите за тем, чтобы он меньше был инертным, вялым, всё время тормошите его.

16 КАК ЛУЧШЕ ВОСПИТЫВАТЬ ХОЛЕРИКА Направляйте бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела. Учите обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил. Необходимо подбирать такие игры, где укрепились бы процессы торможения и не было бы перевозбуждения со стороны нервной системы. Игры должны быть спокойные. Не забывайте, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность. Холерика необходимо учить вежливости и требовать, чтобы таким стал.

17 КАК ЛУЧШЕ ВОСПИТЫВАТЬ МЕЛАНХОЛИКА Старайтесь поддержать его, одобрить. Нацеливайте его лишь на посильные задания и помогайте время их исполнить. Учите, как надо преодолевать застенчивость и робость. Поддерживайте его самостоятельность. Воспитывайте в нём инициативность, общительность, смелость. Учите бесстрашию и помогайте избавиться от страхов. Ни в коем случае, даже из благих побуждений, не запугивайте его. Старайтесь вызвать больше положительных эмоций.

19 Родители – лучшие учителя ребёнку.

Данная разработка родительского собрания поможет учителям научить родителей стимулировать мотивацию ребёнка к повышению успеваемости.

Оценить 652 0

Цель: научить родителей стимулировать мотивацию ребёнка к повышению успеваемости.

Форма:информационная беседа.

Ход собрания

♦ Вступительное слово учителя:

Каждому из нас хочется, чтобы наши дети были самостоятельны и успешны в их основной деятельности — учебе.

Почему вообще занимается ученик? Почему ежедневно он прилагает для этого весьма существен­ные усилия? Если понаблюдать за поведением не­которых родителей, можно прийти к выводу,что ребенка часто заставляет учиться только страх пе­ред наказанием. Конечно, иногда и следует проявить строгость, но принуждение к хорошей успеваемос­ти как постоянно действующее средство нельзя счи­тать сколько-нибудь надежным и эффективным спо­собом ее достижения. Оно только усиливает отвра­щение к школе, учебе или отдельным предметам.

Детям вовсе не присуще нежелание учиться. У них имеется большое число потребностей, кото­рые вполне способны побуждать к настойчивой и прилежной учебе. Рассмотрим самые важные из этих потребностей.

Ученик хочет приобретать в школе новые зна­ния. Особенно это заметно у первоклассников. Ов­ладение чтением сразу же приближает ребят на целый шаг к взрослым. Теперь больше не нужно, например, просить прочитать сказку. Ребенок во­очию убеждается в пользе приобретения новой спо­собности.

Ученик стремится к самоутверждению, призна­нию со стороны взрослых. Только в действии ему становится ясно, что он уже может, а что еще нет, растет ли он в духовном отношении или остается на прежнем уровне.

Мы живем в обществе и, как все люди, хотим получить признание со стороны ближних. Наибо­лее естественный путь к такому признанию — это наша работа в коллективе и для коллектива. Да­вайте же будем радоваться вместе с нашими деть­ми их успехам и признанию, которые они заслу­жили.

Вы полагаете, что это и так само собой разуме­ется? К сожалению, нет! Опросы показали, что ро­дители отстающих учеников почти что не проявля­ют никакой радости, даже если их дети приносят домой отличные отметки, родители же успевающих детей радуются, если их ребенок получает просто хорошие отметки. Парадокс, не правда ли?

С возрастом наши дети начинают все больше понимать, что школа готовит их к взрослой жизни и что они тем лучше смогут решать задачи, кото­рые поставит перед ними общество, чем более осно­вательные знания они приобретут сейчас.

Нужно ли помогать ребенку учиться? Разумеет­ся, да. Но намного важнее сначала подумать об ис­пользовании имеющихся у него самого сильно и постоянно действующих мотивов к учению, с тем, чтобы он сам захотел учиться, сам заботился об устранении пробелов в своих знаниях, сам просил друзей и близких о помощи.

Попробуйте следовать следующим советам.

Совет 1

Закрепление нового навыка требует 50—200 по­вторений, с обязательными промежутками меж­ду ними для закрепления. Поэтому не требуйте от ребенка невозможного! Пусть прочитает, сде­лает что-нибудь другое, затем вернется к прочи­танному и т.д.

Совет2

Совет 3

Трудно то, что непонятно. Поэтому объясните ребенку каждое непонятное слово. Учите его пользоваться словарями, энциклопедиями, которые соот­ветствуют его возрасту.

Совет 4

Надо думать при ребенке вслух, анализировать, рассуждать. Надо думать с ребенком вместе, пла­нировать, обсуждать. Решать жизненные ситуации.

Научить собственного ребенка думать глав­ная обязанность родителя!

Читайте также: