Чтобы еще прочитать чтобы составить интересный доклад

Обновлено: 18.05.2024

1) Еще перед докладом хорошо подготовьтесь и отрепетируйте. По моему опыту, интересный доклад это, как правило, хорошо проработанный заранее доклад. Вы должны понимать, сколько у вас будет времени, какая будет публика. Если это коллеги-профессионалы, то многое можно не пояснять, если перед вами будет публика, плохо знакомая с обсуждаемой вами темой, то постарайтесь хотя бы какие-то основные понятия и положения изложить максимально подробно.

3) Теперь непосредственно о докладе. Можете сказать слушателям, как вам удобнее, чтобы они задавали вопросы - сразу в процессе выступления, или только в конце. "Правила игры" должны быть обозначены.

4) Старайтесь говорить довольно громко и чётко, не торопитесь, мысленно сдерживайте себя. Людям нужно время не только чтобы услышать, но и чтобы что-то понять из ваших слов.

5) Начните с простого - с элементарных примеров, простейших понятий, с пояснения того, зачем вообще нужно то, о чём вы хотите говорить. Эта вводная часть очень важна, она должна быть по возможности не очень долгой, но яркой и понятной. На этом этапе можно и как-нибудь ненавязчиво пошутить (но только если вы умеете - ужасно, когда выступающий пошутил, а никто не понял, и человек начинает смущаться).

6) Основные положения доклада, его суть должны быть выверены до мелочей и предельно строги. Если это какие-то логические построения (например, у вас доклад по точным наукам), то все основные этапы получения утверждения должны быть представлены без пропусков.

7) Не забывайте ссылаться на источники, которые вы использовали при получении своих утверждений. Если это предусматривает доклад, то ссылайтесь на реальные исследования, модели, статьи. В каких-то науках можно приводить примеры и из житейского опыта.

8) Обязательно посвятите некоторое время выводам и обсуждению результатов. Слушатель должен чётко понимать, что сделали лично вы, а что другие, в чём ваше достижение, какое может быть развитие у того, о чём вы говорили.

9) Поблагодарите слушателей за внимание и предложите задавать вопросы.

10) При выслушивании вопроса будьте внимательны к спрашивающему, смотрите на него, при ответе не позволяйте себе как-то высмеивать слушателя, даже если вопрос вам показался глупым. Постарайтесь вежливо ответить на вопрос, не вступайте в долгие дискуссии (если только в эту дискуссию не вступили почти все слушатели, это как раз бывает интересно). В крайнем случае, если ответ затянулся, попросите вопрошающего подойти к вам после завершения доклада и обсудить детали, если они неинтересны остальным.

11) И в заключение немного "бытовых" советов. Оденьтесь не слишком вызывающе, чисто, в том стиле, который принят у той аудитории, перед которой вы будете выступать. Маститому чудаку-профессору могут простить, если он выйдет в футболке, когда остальные в строгих костюмах, но, к примеру, на аспиранта в такой ситуации могут смотреть косо. Не настраивайте против себя публику таким образом. Про чистоту тела, опрятность, аккуратность причёски, думаю, говорить лишний раз не нужно. Возьмите с собой бутылочку с водой, если на том месте, где вы выступаете, нет воды. Часто у людей, которые делают доклады, пересыхает в горле, они могут закашляться, и нет ничего зазорного в том, чтобы аккуратно сделать пару глотков воды. Ну и не забудьте про платок в кармане - вы можете чихнуть, например, и вам может он понадобиться. Обязательно отключите телефон - лично я очень не люблю, когда у докладчика начинает во всю мощь орать телефон, он судорожно его ищет, пытается выключить (некоторые ещё предварительно надевают очки) - это неуважение к аудитории.

Ну а вообще, постарайтесь расслабиться. Никто вас не будет бить, если вы где-то ошибётесь или не сможете ответить на какой-то вопрос. Если вы любите то, чем занимаетесь, если виден ваш интерес, то слушатели всегда заметят.

Книга оказалась интересной, я согласился. Поскольку денег за обзор не платят, и в издательстве я не работаю, ниже — гарантированно честный обзор. Станете ли вы лучше или успешнее, если прочтете еще одну книгу? Решать вам: собственно, я и пишу свои впечатления для того, чтобы хабраразум в дискуссии решил – надо ли нам читать такие книги, и что они нам могут дать нового для успеха.

Вкратце мое мнение: книгу читать стоит именно потому что она помогает стать лучше. Не делать презентации лучше, а лучше понимать, зачем и как общаться с людьми, как это делать эффективнее, словом – как за то же время сделать больше хорошего себе и людям.

Книга меня поразила, и прежде чем вы решите, стоит ли читать этот обзор дальше, сразу предупреждаю: кроме бочки меда будет несколько ложек дегтя. Начнем, для бодрости, с хорошего.

  • Надо искренне верить в то, что рассказываете.
  • Рассказывать надо правду.
  • В презентации должны быть единство и борьба противоположностей.

Одно из несомненных, восхитительных, замечательных преимуществ книги – огромное количество ссылок на другие книги, статьи, исследования, полезные веб-сайты, малоизвестные полезные приложения и известные в узких кругах превосходные презентации. Такое обилие ссылок более характерно для серьезной научной работы, и именно поэтому у меня книга Алексея вызвала большее доверие, чем другие публикации на похожую тему.

Несомненно, в качестве сборника ссылок на чертовски полезную информации (причем не только по мастерству презентаций) книга хороша. Но это, конечно же, не все.

  • Заголовки слайдов, набранные трудночитаемым шрифтом, лучше запоминаются (но хуже побуждают к действиям).
  • Чтобы делать презентации так же хорошо, как Стив Джобс, автор книги советует самим повторять презентации Стива Джобса – дословно, с использованием тех же слайдов, того же текста. Это – интересное упражнение, я слышал о нем, но не пробовал сам никогда.

Алексей написал увлекательную книгу, она читается почти как роман, и к счастью в ней рассмотрено много практических примеров: как из средней презентации сделать очень хорошую, как разговаривать с аудиторией, которая не очень заинтересована в вас, как правильно построить хороший слайд, на котором надо отразить сразу много информации.
В книге – три больших раздела, три составных части презентации: история (которую вы рассказываете слушателям), слайды и подача. Про каждую подробно рассказано – зачем она нужна и как ее сделать хорошо.

Для меня самой интересной частью была третья – подача материала. В ней рассказано о драматургии собственно презентации как действия, а не как совокупности слайдов. По ходу дела в книге упоминаются многие интересные источники дополнительной информации, но из-за того, что книга – перевод с английского, в ней нет ссылки на голосовой тренинг МЦПиР. Почему-то я подумал именно о нем, когда читал раздел книги про то, как автор развивал свой голос, исполняя романсы. На этом тренинге я не был, но слышал про него много хорошего (правда, в основном от незнакомых людей).

Оформление получилось дорогим, но неудобным: глянцевая бумага отсвечивает почти всегда (нормально можно читать только на улице в пасмурную погоду, а при любом другом освещении страницы бликуют, как глянцевые фото). Я даже специально проверял, так ли это, читая книгу дома на диване, в поезде, в автобусе и на улице.

Заметки на полях не всегда воспринимаются как часть книги, а в них иногда есть что-то важное, даже что-то более интересное, чем основной текст.

Автор – фанат продукции Apple, и много (даже слегка навязчиво, на мой взгляд) рассказывает о том, как хорошо делать презентации с помощью программ под Mac OS X, время от времени рассказывает и про PowerPoint, в то время как я, например, уже 6 лет как не использую для создания слайдов ничего, кроме OpenOffice Impress. Впрочем, это все мелочи.

Настоящая ложка дегтя – это перевод. Хотя автор – русскоговорящий, оригинал книги написан по-английски. И перевод хотя и получился неплохим, в некоторых местах он вызывает грусть: можно было перевести значительно лучше.

Самый обидный просчет – неверный перевод абзаца, в котором упоминается сложность нешаблонного мышления, “thinking out of the box” (стр. 49). Переводчику не удался буквальный перевод и самого выражения, и связанного с ним каламбура.


Есть и штук пять мелких опечаток, прошедших мимо корректора, но про них я просто расскажу сотрудникам издательства – может, при переиздании исправят. На 328 страниц книги – не так уж и много.

Выводы: если вы умеете делать презентации, книга вам однозначно будет интересна, хотя некоторые ее части могут показаться банальными или скучными. Обилие ссылок на новую информацию и обсуждение интересных случаев из жизни компенсируют вам эти минуты скуки из нескольких часов увлекательного чтения.

Если вы раньше презентаций не готовили и не делали, часть книги (о чем автор честно предупреждает на первой же странице) вам не будет интересна, зато со временем вам будет проще переходить к новой ступени мастерства, держа в руках книгу Алексея Каптерева.

Выступление на конференции с докладом перед аудиторией всегда требует тщательной подготовки, потому к написанию доклада нужно подходить со всей ответственностью. Докладчик в своем выступлении должен заинтересовать слушателей, а не просто зачитывать текст, потому важно знать, как правильно выступить перед аудиторией.

Как выступать с докладом

Начать свое изложение всегда сложно, особенно перед большим количеством людей. При этом уже в самом начале выступления необходимо заинтриговать слушателей. Чтобы этого достичь существует несколько приемов, как можно начать рассказывать доклад. Именно эти подсказки рекомендуется использовать при докладе. Как показывает практика если начать свою речь с интересного повествования, то публика сразу располагается к докладчику и внимание намного легче сохранить.

Многие задумываются над тем, как начать выступление на конференции. Поэтому начините доклад с интересной истории, которая способна увлечь слушателей. К примеру, можно вспомнить какую-то интересную мудрость, которая будет касаться темы доклада или повествовать об историческом событии. Но такое вступление не стоит затягивать дольше, чем на 1-2 минуты.

Отлично располагают слушателей статистические данные. Поэтому можете начать выступление со статистики.

Чтобы слушатели смогли уже с первой минуты заинтересоваться выступлением, стоит придумать достойный и яркий заголовок. Также можно начать выступления с цитаты уважаемой личности, так изложение обретет особый стиль и станет привлекательным для аудитории. Но слова должны соответствовать тематики доклада. Также важно знать, как поприветствовать аудиторию, чтобы расположить ее к своему выступлению.

Чтобы доклад слушателям был более понятным и запомнился, продемонстрируйте слайды или другие иллюстрации. Стоит помнить, что на слайдах лучше всего будет смотреться крупный шрифт, к каждой иллюстрации прибавляйте по одной мысли, которая уложится в одно-два предложения. К тому же не стоит перегружать свое выступление различными изображениями.

Если вас еще беспокоит вопрос, как интересно рассказать доклад, то стоит прислушаться к следующей рекомендации. Небольшое видео при выступлении сможет вызвать положительную эмоциональную реакцию. Также видео позволит более детально передать суть темы. На доклад не стоит уделять много времени, рекомендуется уложиться в 20 минут.

Именно за такое время аудитория не потеряет интерес, а значит, вся информация хорошо будет восприниматься и запомниться. Во время доклада не спешите, и напротив, не растягивайте слишком слова. Будет хорошо рассказать доклад как увлекательную историю. Постарайтесь сразу же давать ответы на вопросы, это будет говорить про вашу отличную подготовку по теме.

Чтобы при выступлении аудитория была заинтересована, старайтесь постоянно поддерживать визуально контакт с аудиторией, речь должна быть разборчивой и четкой. Перед докладом составьте план, который поможет определиться со стилем изложения, не забудьте подумать над тем, как правильно представиться перед аудиторией. Также доклад будет восприниматься слушателями намного лучше, если его говорить своими словами, а не зачитывать с листа. Аудитория будет видеть, что автор прекрасно владеет темой.

Как стать более смелым: советы и рекомендации

Если возникают сомнения в своем выступлении, и не знаете, как хорошо прочитать доклад, каким должно быть приветствие, как начать выступление на конференции, то стоит прислушаться к рекомендациям тех, кто имеет опыт в этой области. Важно не бояться выступать перед публикой, поэтому стоит побороть свои страхи, взять себя в руки. Страх необходимо насколько это возможно минимизировать. И если даже хоть доля страха осталась, то постарайтесь выступать первыми, чтобы не ждать своей очереди долго и не накручивать себя еще больше. Уже после выступления через 20 минут, можно будет вздохнуть с облегчением.

Перед выступлением с докладом постарайтесь отрепетировать его перед коллегами или родными, спросите у своего руководителя как правильно выступать на конференции. Уверенность также является важным фактором, который гарантирует успех. Если в теме разбираетесь на отлично, то и не будет повода бояться. Кроме этого, для своего спокойствия всегда можно на отдельном листе записать подсказки, так вы будете знать, что говорить, в случае если растеряетесь. Подумайте о том, что главным является в процессе - получить отличную оценку.

Какие ошибки допускаются во время выступления чаще всего

Если прислушаться ко всем советам, то можно понять, как идеально рассказать доклад. А это означает, что можно рассчитывать на успешное выступление. Но при этом необходимо еще обратить внимание на то, какие ошибки могут возникать во время доклада. Как успешно подготовить доклад и не допускать ошибок, можно будет узнать дальше в нашей статье. Чтобы избежать ошибок, обратите внимание на самые распространенные, и не допускайте их:

Многие школьники, даже в старших классах, думают, что доклад – это просто пересказ, или даже копирование, какой-то сухой информации. Ничего подобного: в докладе – как в любом хорошем выступлении – должна быть своя интрига!

ВложениеРазмер
kak_delat_interesnye_doklady_i_vystupleniya.doc 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Когда вы хотите получить хорошую оценку, один из самых интересных способов – подготовить хороший доклад.

Но многие, даже в старших классах, думают, что доклад – это просто пересказ, или даже копирование, какой-то сухой информации. Ничего подобного: в докладе – как в любом хорошем выступлении – должна быть своя интрига!

Выступление должно захватить внимание слушателей и провести его по тому сценарию, который заранее определили вы – выступающий.

(Или, конечно, выступление может перерасти в беседу со своими непредсказуемыми поворотами, где и вы как выступающий получаете что-то новое. Но сейчас рассмотрим самый простой вариант: вы делаете небольшой доклад, а вопросы задают после него).

В бытность мою студентом, пришлось мне ходить на спецкурс по экологии, что вёл профессор Замолодчиков, Дмитрий Геннадьевич. Придя впервые на его лекцию, я снисходительно настроился поскучать. Ну, я же всё это знаю, не один год читал популярные журналы: "Химия и жизнь", "Природа и человек" и так далее. И Дмитрий Геннадьевич оправдал мои ожидания. Нарочито скучным тоном он начал рассказывать о круговороте углерода в природе, рисовать очевидную схему этого круговорота.

Спрашивается, зачем я вообще упомянул о нём? Затем, что – вдруг! – лектор неожиданно сменил тон и заинтриговал нас трудными вопросами, которые, оказывается, важны для всего нашего будущего, для человечества на всей Земле. Оказалось, что в атмосфере накапливается углекислый газ и другие "парниковые" газы, ведущие к потеплению климата. Из-за этого, по некоторым расчётам, через сотню-полторы лет уровень мирового океана поднимется метров на пятьдесят. Западную Сибирь затопит, и Северный Ледовитый Океан соединится с Каспийским морем. Самые плодородные, густо заселённые и богатые земли мира окажутся под водой. От нью-йоркской статуи Свободы останется торчать лишь факел над волнами.

И дальнейшая лекция превратилась в настоящий детектив, где сталкивались интересы разных стран: одни хотят ввести ограничения на выброс углекислого газа, другим это невыгодно, и, одна за другой, происходят встречи, согласования, подписываются протоколы – идёт настоящая война за атмосферу нашей планеты.

Дмитрий Геннадьевич оказался великолепным актёром и сценаристом. В конце лекции я подумал: "Ему бы детективы писать!". А потом подумал ещё и решил, что от этих детективов человечеству не стало бы ни тепло, ни холодно; а вот экология – нужная наука. И донести её до людей, доходчиво дать её понимание и философам, и политикам – очень важно. Поэтому профессор Замолодчиков – на своём месте. Делает нужную работу, и делает её вдохновенно: интересно для себя и заинтересовывая других.

То же самое можем делать и мы с вами: готовя выступление, найти в его теме какие-то интересные зацепки, придумать интересные повороты, способы захватить внимание слушателей.

Самое интересное в любой теме – как она связана с нашей жизнью. С проблемами, которые мы решаем. С выбором, который мы делаем сегодня или в целом в нашей судьбе.

Поэтому, читая любую книжку, слушая выступление, я думаю: что это может дать практически? Как может повлиять на жизнь, мою или окружающих?

И мне малоинтересны любые фонтаны эрудиции, любые красивые рассуждения, если они не касаются практических следствий, Искусства Жизни.

Так я для себя определяю актуальность темы.

Современные научные статьи – да и не только научные – обычно начинаются с "постановки проблемы". Например, говорят о том, каково сейчас состояние исследований в данной области, какие проблемы остаются нерешёнными (актуальными). И дальше говорят о том, решением какой актуальной проблемы занимаются в этой статье.

Мы можем использовать тот же подход в наших выступлениях, это беспроигрышный приём.

Я начал эту статью со слов о том, как актуально для вас уметь делать доклады и, вообще, уметь интересно выступать перед слушателями. Речь шла о том, что вместо пересказа сухой информации мы можем сделать что-то захватывающее и интересное.

Так я поставил проблему и показал её актуальность. Дальше я привёл живой пример из жизни – это всегда интересно. И немного ещё порассуждал, осмысляя этот пример и нашу тему в целом.

Что получилось в итоге? Надеюсь, что получилось довольно интересное выступление, в то же время, я постарался сделать его коротким, без лишних деталей, без особого многословия.

Пользуйтесь этим правилом: ничего лишнего. Пусть в выступлении будет основная идея, яркий пример (или несколько примеров), понятное объяснение. Можно вместо объяснений поставить вопрос – и оставить его открытым. Пусть слушатели додумывают и решают его сами.

Можно использовать в выступлении что-то ещё, или вообще строить его по-другому. То, что я сейчас рассказал – это только вариант. Маленький кусочек искусства выступлений, искусства выражения. Я не старался впихнуть всё в одну статью. Лучше изложить одну идею, чтобы её было легко усвоить, чем пытаться навалить массу неудобоваримых сведений.

Ведь наше выступление предназначено для слушателей, наша цель – что-то донести до них, верно? И поэтому, готовя выступление, мы постоянно держим это во внимании: как это будет восприниматься? Понятно ли я говорю? Интересно ли? Нужна ли вот эта фраза, или её можно опустить? Запомнят ли что-то слушатели, или просто впечатлятся моим красноречием, артистизмом, а содержание речи забудут?

Если вы хотите что-то донести, то подчеркните основные идеи. Не стесняйтесь их повторить. Ориентируйтесь на своё понимание того, как происходит восприятие и запоминание.

Например, подбрасывайте слушателям вопросы, над которыми им захочется подумать. Тогда ваше выступление вплетётся в их мыслительную деятельность и хорошо запомнится.

Не стесняйтесь сказать очевидную, банальную вещь, если ваши слушатели не умеют этой очевидной вещью пользоваться. Например, вы мне скажете: "Алексей Вячеславович, мы и сами всё это прекрасно знаем, вы говорите банальности!"

Однако покажите мне: как вы владеете этими очевидными вещами. Если типичный ваш доклад – это сухой кусок текста, списанный из интернета?

Итак, для лучшего усвоения, давайте перечтём статью и подведём итоги. (Сделать это можно по-разному – в одной и той же информации, в разное время или для разных людей, главными могут оказаться совсем разные мысли. Но вот что получилось у меня:)

1. Захватить и удержать внимание.

1.а. Красочные детали.

1.б. Интересные повороты сюжета.

2.а. Как это связано с моей (нашей) жизнью.

2.б. Постановка проблемы. Процесс её решения.

3. Примеры из жизни.

3.а. Неплохо, если из своего опыта. (Личные впечатления).

3.б. (Личное отношение).

4. Обдумывание темы.

4.а. Обобщение, выделение основных идей.

4.б. Практические выводы.

5. Ничего лишнего.

6. Следить за тем, как у слушателей происходит восприятие.

6.а. Подтолкнуть их подумать над чем-то.

(Тогда ваш рассказ не останется чем-то отдельным: слушатели постараются найти в нём инструменты для решения задач, над которыми размышляют).

6.б. Если вы, кажется, говорите банальности, спросите слушателей: владеют ли они этими банальностями?

(Например, один ученик мне сегодня сказал, что у него нет никаких беспокойств, ему не нужно учиться расслабляться. Тогда я спросил: почему же в любую паузу на уроке ты начинаешь вертеться и болтать?)

Моя статья – не идеал риторики: вы, я уверен, смогли бы написать лучше.

Но надеюсь, эти несколько мыслей пригодятся вам, чтобы сделать нашу школьную жизнь – и всю вашу дальнейшую жизнь – чуточку интереснее!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы".


ШМО "Как сделать классное дело интересным"


Как сделать классное дело интересным и увлекательным

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.


Доклад на МО классных руководителей "Как сделать классное дело интересным и содержательным"

Доклад на МО классных руководителей.


Статья "Как сделать классное дело интересным и содержательным"

Из опыта работы классного руководителя.

В презентации представлен список воспитательных мероприятий, проведенных за время дистанционного обучения.Этапы проведения. Обратная связь с обучающимися. Создание видео ролика для семейного просмотра.


В связи со сложившейся в мире и нашей стране эпидемиологической обстановкой и введением карантина, многие ранее намеченные и начатые проекты пришлось адаптировать под условия дистанционного обучения.

Читайте также: