Что вышло у купцов делавших доклад
Обновлено: 02.07.2024
Купеческий клуб
Прежде всего русский купец славился как любитель хорошо покушать. В Москве отличительным признаком Купеческого клуба было стремление всячески подчеркнуть превосходство денежных тузов над теряющей былое значение в государстве столбовой дворянской аристократией.
Купеческий клуб в Москве
Интерьеры Купеческого клуба
Француженка за двести тысяч
Ну а после можно было отведать и других земных радостей:
Впрочем, довольствовались закабаленными певицами по большей части купчишки помельче. Финансовые тузы предпочитали женщин более высокого полета, требовавших огромных расходов. Рекордсменом в этом отношении являлся Николай Рябушинский, которому француженка Фажетт обошлась в двести тысяч рублей, потраченных за два месяца.
За одно только колье с жемчугом и бриллиантами от Фаберже Рябушинский заплатил десять тысяч двести рублей. Стоит напомнить, что тогда плата в пятьдесят копеек за рабочий день считалась хорошей ценой для рабочего.
Но одной француженкой Николай Павлович ограничиваться отнюдь не собирался. Родственники, напуганные безумным размахом трат молодого повесы, добились установления над ним опеки, снять которую ему удалось лишь через несколько лет. И уж теперь-то он развернулся вовсю.
Несколько раз его привлекали к ответственности за нарушение правил новомодной автомобильной езды, а однажды ему пришлось выплатить солидные отступные сбитому пешеходу.
Видимо, для того, чтобы эти самые ночи проходили более весело, Рябушинский украсил виллу коллекцией отравленных стрел из Новой Гвинеи.
Н. П. Рябушинский. Фото 1940-х.
Тигрица и ученая свинья
Особняк Арсения Абрамовича Морозова, построенный в 1895-1899 годах архитектором В. А. Мазыриным в испано-мавританском стиле с элементами модерна. С 1959 года — Дом дружбы с народами зарубежным стран.
На вопрос архитектора о том, в каком стиле следует строить дом, Морозов ответил — во всех, денег хватит. Архитектор выполнил указание, всласть повеселив горожан.
Михаил Алексеевич Хлудов — русский купец и предприниматель
Александр Иванович Манташев — крупнейший российский нефтяной магнат и филантроп. Был одним из самых богатых людей своего времени.
Его сыновья — Левон и Иосиф, уже прочно обосновавшиеся в Москве, поражали москвичей своими обедами и зваными банкетами. Достаточно сказать, что из Ниццы зимой к этим обедам специально завозились вагоны живых цветов. Но главной страстью братьев были лошади. И для своих любимцев они не жалели буквально ничего, построив настоящие дворцы вместо конюшен — с горячей водой, вентиляцией и душами.
Не желая отставать от моды, Левон стал коллекционировать работы известных художников. Вот только обращался он с ними своеобразно — любил пострелять по полотнам из карманного пистолета. Горячий человек…
От причуд к созданию музеев
К счастью для искусства, другие богатые коллекционеры обращались со своими коллекциями не в пример бережнее. О заслугах в создании отечественных музеев, в развитии наук и искусства, купеческих династий Третьяковых, Морозовых, Щукиных, тех же Рябушинских, Мамонтовых и многих других можно говорить бесконечно.
Алексей Александрович Бахрушин — русский купец, меценат, собиратель театральной старины, создатель частного литературно-театрального музея.
Зачастую увлечение коллекционированием начиналось как обычная купеческая причуда. Создатель знаменитого театрального музея Алексей Бахрушин, например, начал свою деятельность с пари. Поспорил с двоюродным братом, что всего за месяц соберет коллекцию большую и лучшую, чем та, что брат собирал несколько лет.
Пари то он выиграл, но увлекся настолько, что со временем для его жены стало тяжелейшей проблемой получить у него денег для домашнего хозяйства. Рубль, потраченный не на музей, Бахрушин считал потерянным.
Но купеческий темперамент превращал коллекционирование в своего рода состязание, азартную игру, заставляя его обладателей совершать, с точки зрения постороннего, совершенно бессмысленные поступки.
Михаил Абрамович Морозов — купец, предприниматель, коллекционер западноевропейской и русской живописи, скульптуры. Старший сын известного московского купца Абрама Абрамовича Морозова.
Купил, скажем, Михаил Абрамович Морозов 4 картины Гогена всего по 500 франков за каждую. А через несколько лет ему предложили за них уже 30000 франков. Перед такой ценой купец устоять не смог и продал картины. Но на следующий день , посетив картинную галерею, он обнаружил, что картины продаются уже за 50 тысяч.
Увидев, в какую сумму теперь оценена его бывшая собственность, Морозов решился на вторичную покупку. Купить за пятьсот, продать за тридцать тысяч и вновь купить за пятьдесят тысяч — в этом что-то есть.
Так что все было в истории русского купечества — и безумные загулы, и пьяное самодурство,и бесценный вклад в развитие отечественной культуры.
Обязанности и особенности.
В 19 веке купеческое сословие оставалось достаточно закрытым, сохранявшего свои правила, а также обязанности, особенности и права. Туда не особо пускали посторонних. Правда, бывали случаи, когда в эту среду вливались люди из других сословий, обычней всего из разбогатевших крестьян или не желавшие или не могущие идти по духовному пути.
Частная жизнь купцов в 19 веке оставалась островком старинной старозаветной жизни, где все новое воспринималось, минимум подозрительно, а традиции исполнялись и считались незыблемым, что должно выполняться из поколения в поколение неукоснительно. Конечно, для развития бизнеса купцы не чурались светских развлечений и посещали театры, выставки, рестораны, где завязывались новые нужные для развития дела знакомства. Но вернувшись с такого мероприятия, купец менял модный смокинг на рубаху и полосатые штаны и в окружение своего многочисленного семейства садился пить чай около огромного медного начищенного самовара.
Отличительной чертой купечества была набожность. Церковь была обязательной для посещения, пропускать службы считалось грехом. Также важно было и молиться дома. Конечно же, религиозность тесно переплеталась с благотворительностью – помощь различным монастырям, соборам и церквям больше всего оказывали именно купцы.
Бережливость в быту, доходящая иногда до крайней скупости – одна из отличительных черт в жизни купцов. Расходы на торговлю были обыденными, а вот тратить лишнее на собственные нужды считалось совсем лишним и даже греховным. Было вполне нормальным, когда младшие члены семьи донашивали одежду за старшими. И такую экономию мы можем наблюдать во всем – и в содержании дома, и в скромности стола.
Купеческим районом Москвы считался Замоскворецкий. Именно здесь были почти все дома купцов в городе. Строили здания, как правило, используя камень, а каждый купеческий дом окружал участок с садом и более мелкими постройками, к ним относились бани, конюшня и хозяйственные строения. Изначально на участке обязательно должна была находиться баня, но позже ее часто упраздняли, а мылись в специально построенных общественных заведениях. Сараи же служили для хранения утвари и вообще всего, что было необходимо для лошадей и ведения хозяйства.
Конюшни всегда строились прочными теплыми и обязательно так, чтобы не было сквозняков. Коней берегли из-за дороговизны, и так заботились о здоровье лошадей. Их в то время держали двух видов: выносливых и крепких для дальних поездок и породистых, изящных для городских выездов.
Непосредственно сам купеческий дом состоял из двух частей – жилой и парадной. Парадная часть могла состоять из нескольких гостиных роскошно оформленных и обставленных, хотя и не всегда со вкусом. В этих комнатах купцы, для пользы дела устраивали светские приемы.
В комнатах обязательно ставили по несколько диванов и диванчиков обитые тканью неярких цветов – коричневой, синей, бордовой. На стенах парадных комнат вешались портреты хозяев и их предков, а в нарядных горках глаз радовала красивая посуда (часто составляющая приданое хозяйских дочерей) и всякие дорогие безделушки. У богатых купцов был странный обычай: все подоконники в парадных комнатах были уставлены бутылками разной формы и размерами с домашними медами, наливками и тому подобным. Из-за невозможности часто проветривать комнаты, а форточки давали плохой результат, воздух освежали различными доморощенными методами.
Расположенные в задней части дома жилые комнаты были намного более скромно обставленные и окна их выходили на задний двор. Для освежения воздуха в них вешали пучки душистых трав, часто привозимых из монастырей и перед тем как их повесить, окропляли святой водой.
С так называемыми удобствами дело обстояло еще хуже, находились туалеты во дворе, строились плохо, ремонтировались редко.
Еда вообще является важным показателем национальной культуры и как раз купечество являлось хранителем кулинарной культуры.
В купеческой среде есть было принято 4 раза в день: в девять утра – утренний чай, обед – около 2-х часов, вечерний чай – в пять вечера, ужин в девять вечера.
Купечество кушало плотно, к чаю подавалось множество видов выпечки с десятками начинок, различные сорта варенья и меда, покупной мармелад.
Обед всегда содержал первое (уха, борщ, щи и т.д.), затем несколько видов горячих блюд, а после этого несколько закусок и сладкое. В пост готовились только постные блюда, а в разрешенные дни – рыбное.
небывалый шторм -7 января в ялте 23.02.2012 --> Смотрели: 315 (2)
-Музыка
-Поиск по дневнику
-Статистика
Купеческий клуб
Прежде всего русский купец славился как любитель хорошо покушать. В Москве отличительным признаком Купеческого клуба было стремление всячески подчеркнуть превосходство денежных тузов над теряющей былое значение в государстве столбовой дворянской аристократией.
Купеческий клуб в Москве
Интерьеры Купеческого клуба
Француженка за двести тысяч
Ну а после можно было отведать и других земных радостей:
Впрочем, довольствовались закабаленными певицами по большей части купчишки помельче. Финансовые тузы предпочитали женщин более высокого полета, требовавших огромных расходов. Рекордсменом в этом отношении являлся Николай Рябушинский, которому француженка Фажетт обошлась в двести тысяч рублей, потраченных за два месяца.
За одно только колье с жемчугом и бриллиантами от Фаберже Рябушинский заплатил десять тысяч двести рублей. Стоит напомнить, что тогда плата в пятьдесят копеек за рабочий день считалась хорошей ценой для рабочего.
Но одной француженкой Николай Павлович ограничиваться отнюдь не собирался. Родственники, напуганные безумным размахом трат молодого повесы, добились установления над ним опеки, снять которую ему удалось лишь через несколько лет. И уж теперь-то он развернулся вовсю.
Рябушинский Николай Павлович (1877-1951)
Несколько раз его привлекали к ответственности за нарушение правил новомодной автомобильной езды, а однажды ему пришлось выплатить солидные отступные сбитому пешеходу.
Вилла "Черный лебедь" в Петровском парке в Москве, где Николай Рябушинский устраивал вечера для богемы. Фото начала XX века.
Интерьеры виллы "Черный лебедь" до пожара 1915 года. На стенах картины из коллекции Рябушинского, в которой были работы Брейгеля и Пуссена.
Видимо, для того, чтобы эти самые ночи проходили более весело, Рябушинский украсил виллу коллекцией отравленных стрел из Новой Гвинеи.
Н. П. Рябушинский. Фото 1940-х.
Тигрица и ученая свинья
Особняк Арсения Абрамовича Морозова, построенный в 1895-1899 годах архитектором В. А. Мазыриным в испано-мавританском стиле с элементами модерна. С 1959 года — Дом дружбы с народами зарубежным стран.
На вопрос архитектора о том, в каком стиле следует строить дом, Морозов ответил - во всех, денег хватит. Архитектор выполнил указание, всласть повеселив горожан.
Михаил Алексеевич Хлудов - русский купец и предприниматель
Александр Иванович Манташев — крупнейший российский нефтяной магнат ифилантроп. Был одним из самых богатых людей своего времени.
Его сыновья - Левон и Иосиф, уже прочно обосновавшиеся в Москве, поражали москвичей своими обедами и зваными банкетами. Достаточно сказать, что из Ниццы зимой к этим обедам специально завозились вагоны живых цветов. Но главной страстью братьев были лошади. И для своих любимцев они не жалели буквально ничего, построив настоящие дворцы вместо конюшен - с горячей водой, вентиляцией и душами.
Не желая отставать от моды, Левон стал коллекционировать работы известных художников. Вот только обращался он с ними своеобразно - любил пострелять по полотнам из карманного пистолета. Горячий человек.
От причуд к созданию музеев
К счастью для искусства, другие богатые коллекционеры обращались со своими коллекциями не в пример бережнее. О заслугах в создании отечественных музеев, в развитии наук и искусства, купеческих династий Третьяковых, Морозовых, Щукиных, тех же Рябушинских, Мамонтовых и многих других можно говорить бесконечно.
Алексей Александрович Бахрушин - русский купец, меценат, собиратель театральной старины, создатель частного литературно-театрального музея.
Зачастую увлечение коллекционированием начиналось как обычная купеческая причуда. Создатель знаменитого театрального музея Алексей Бахрушин, например, начал свою деятельность с пари. Поспорил с двоюродным братом, что всего за месяц соберет коллекцию большую и лучшую, чем та, что брат собирал несколько лет.
Пари то он выиграл, но увлекся настолько, что со временем для его жены стало тяжелейшей проблемой получить у него денег для домашнего хозяйства. Рубль, потраченный не на музей, Бахрушин считал потерянным.
Но купеческий темперамент превращал коллекционирование в своего рода состязание, азартную игру, заставляя его обладателей совершать, с точки зрения постороннего, совершенно бессмысленные поступки.
Михаил Абрамович Морозов - купец, предприниматель, коллекционер западноевропейской и русской живописи, скульптуры. Старший сын известного московского купца Абрама Абрамовича Морозова.
Купил, скажем, Михаил Абрамович Морозов 4 картины Гогена всего по 500 франков за каждую. А через несколько лет ему предложили за них уже 30000 франков. Перед такой ценой купец устоять не смог и продал картины. Но на следующий день , посетив картинную галерею, он обнаружил, что картины продаются уже за 50 тысяч.
Увидев, в какую сумму теперь оценена его бывшая собственность, Морозов решился на вторичную покупку. Купить за пятьсот, продать за тридцать тысяч и вновь купить за пятьдесят тысяч - в этом что-то есть.
Так что все было в истории русского купечества - и безумные загулы, и пьяное самодурство,и бесценный вклад в развитие отечественной культуры.
Образует сословия, корпорации, землячества и другие социальные и профессиональные группы. Хотя обмен вещами практиковался ещё при господстве родо-племенных отношений, торговля, как купля-продажа товаров, появилась в эпоху неолитической революции, когда возникла производящая экономика, обеспечивающая создание устойчивого прибавочного продукта. Процесс стратификации древнего общества и появление городских поселений сопровождались формированием купечества, так же, как крестьян и ремесленников, власти с её бюрократией, воинства и жрецов. Торговля выступила экономической альтернативой неэкономическому (военному) способу овладения прибавочным продуктом, произведённым в другом обществе, при этом на заре цивилизации и в отдельной исторической эпохи, например в раннем Средневековье, оба способа могли осуществляться одними и теми же людьми.
Купечество в Древнем мире.
В греко-романском мире, где выше всего ставились земельная собственность, воинская доблесть и принадлежность к числу граждан, купцы не пользовались большим авторитетом. В Древней Индии с её жёсткой кастовой системой представители купечества не принадлежали к брахманам и кшатриям и долгое время составляли часть низшей варны шудр, а впоследствии распределились в варне вайшью. Напротив, у семитских народов, особенно у финикийцев, занятие торговлей считалось необходимым и почётным делом. Финикийцы вели продуманную торговлю с записями и использованием точных мер веса. И именно финикийцы, освоив Средиземноморье, стали продвигаться со своими товарами вдоль океанского побережья. Но не только финикийцы занимались в древности торговлей на большие расстояния. Вслед за ними средиземноморское пространство стали осваивать купцы Крита, Египта и других стран. С конца 3-го тысячелетия до нашей эры начал формироваться Великий шёлковый путь, вполне сложившийся во II веке до нашей эры. Этот путь протянулся от Китая до Рима и был разбит на несколько этапов, на каждом из которых караваны с товарами формировали купцы-посредники из разных народов. Параллельно существовала и морская международная торговля, связывавшая Китай с побережьем Индийского океана. Ещё до появления денег купечество Древнего мира стало использовать в своих расчётах слитки серебра (смотри также в статье Деньги).
Купечество в средние века.
Купечество сталкивалось в средние века с немалыми трудностями. Интернационализации торговли мешало сложное административно-территориальное устройство средневекового мира, раздробленного на многие сотни государств. Затруднения для купечества создавало не только существование многочисленных мытных дворов, но и различные меры веса, длины, объёма, а главное - многообразие денежных систем, с которыми купцам приходилось иметь дело. Им пришлось устраивать повсюду меняльные конторы или способствовать их учреждению. Так купеческий капитал стимулировал развитие особой сферы предпринимательства, ставшей затем одним из элементов кредитно-финансовой системы европейских стран. Этому же способствовало и изобретение купцами переводных векселей (смотри в статье Вексель), избавивших коммерсантов от рискованной необходимости возить с собой на большие расстояния значительные суммы денег. Использование переводных векселей открывало купцам простор для манёвра: затруднения с обычным товаром преодолевались вложением средств в иные торговые операции и даже в другие области применения капитала (кредит, организация гостиничного дела, приобретение недвижимости и так далее). Накопленный в торговых операциях капитал стал источником для создания банковской системы. Так, купеческая семья Фуггеров из Аугсбурга в конце XV века главные свои доходы получала уже за счёт ростовщического процента, а затем и организации медных и серебряных рудников в Центральной Европе. Правда, такого рода превращения торгового капитала сталкивались с ещё одним препятствием - осуждением Римско-католической церковью ростовщичества: им занимались евреи, которым был закрыт путь в купеческие гильдии.
В средние века купцы широко использовали ярмарки, проходившие несколько недель, чаще всего в приграничных городах. В ярмарочной торговле были особенно заинтересованы купцы среднего достатка, у которых не было больших капиталов и навыков для торговли с дальними странами. Ярмарки служили местом не только товарообмена, но и источником коммерческой информации об изменении цен на товары, динамике спроса и предложения и являли тем самым прообраз торговых бирж.
С ростом богатства менялся уклад жизни купечества, рос его престиж. В позднем Средневековье самые богатые купцы, составлявшие городской патрициат, образом жизни, роскошью дворцов, изысканностью кухни, многочисленностью челяди не отличались от аристократов, которых даже превосходили в сфере меценатства и пожертвований в пользу Церкви.
Купечество в Новое время.
В раннее Новое время для европейского купечества характерны те же противоречия, которые были свойственны самой эпохе, когда сохранялись родовые черты Средневековья и в то же время неумолимо пробивались к жизни новые формы социального поведения, связанные с возникновением и становлением капитализма. С начала XVI века находят своё выражение и политические амбиции купечества. Их появлению способствовала Реформация, но проявляли они себя по-разному. В одних странах (Нидерланды, Северная Европа, часть германских княжеств) купечество увидело в лютеранстве, особенно в кальвинизме, идеологию, наилучшим образом отвечавшую его политическим и идеологическим запросам, в других (Франция) - оно поддержало оставшуюся верной католицизму королевскую власть в её борьбе с той частью аристократии, которая решила отстаивать свои древние привилегии под флагом протестантизма.
В раннее Новое время (конец XV - середина XVII веков) сложно складывались отношения купечества с королевско-княжеской властью, которая проводила в отношении этого сословия политику протекционизма и меркантилизма. Купцов, вывозивших свои товары за рубеж и возвращавшихся с золотом и серебром, поощряли (это было особенно характерно для стран, где не добывались благородные металлы), а тех, кто тратил золотые и серебряные монеты на иностранные товары, преследовали. С появлением колоний расширился ассортимент товаров, но колониальная торговля находилась под особым контролем власти. Королевская власть отдавала себе отчёт, что купечество, платившее немалые налоги в казну и предоставлявшее займы правителям, фактически вкладывало инвестиции в государство. Именно союз монархии и купечества стал важнейшим фактором возникновения и укрепления национальных государств. В подчинённом положении в отношении государственной власти находилось и купечество в восточных странах, например в Китае XVI-XVII веков, где государственное казённое производство в значительной степени питалось денежными средствами от прибылей купцов.
Купечество лучше, чем остальные слои средневекового общества, справилось с последствиями изменения экономической ситуации, порождённого открытием Америки и притоком в Старый Свет огромного количества драгоценных металлов. Революция цен больно ударила по дворянству и крестьянству, светской и духовной власти, но принесла определённые выгоды купечеству, научившемуся создавать товарные запасы, что позволяло выбрасывать их на рынок по более высоким ценам. Сама торговля превратилась в занятие, требовавшее образования и специальных знаний. Это стало особенно очевидным после того, как итальянский математик, монах-францисканец Лука Пачоли заложил ещё на рубеже XV-XVI веков основы современного бухгалтерского учёта. С выгодой для себя купечество находило и новые формы организации торговли. Усиление позиций голландского купечества в XVII веке в значительной степени связано с развитием акционерных обществ. Голландцы отошли от практики организации торговых рейдов отдельными купцами и стали формировать на базе акционерного капитала целые торговые флотилии, подавлявшие в конкурентной борьбе за азиатские рынки разрозненные силы купцов из других европейских стран.
Европейское купечество являлось носителем двух исторических тенденций. Первая из них вырастала из норм и узаконений Средневековья, ограничивавших свободу предпринимательства. Она особенно очевидно проявляла себя в торговых монополиях и патентах, выдаваемых королями привилегированным купеческим корпорациям на торговлю отдельными видами товаров или на торговлю в определённых странах. Эта система порождала недовольство купцов, не допущенных к прибыльной торговле, и коррупцию в среде чиновников, выступавших посредниками между верховной властью и купцами. Втораяя тенденция заключалась в стремлении к максимальному высвобождению торговли и ремесла от тенёт средневековых узаконений.
Наиболее полное развитие этих двух тенденций проявилось в Англии. С одной стороны, в ней процветала очень прибыльная заморская торговля, где монопольно господствовали опекаемые королевской властью торговые компании. С другой стороны, к тем купцам, которые занимались местной торговлей, двор с презрением относился лишь как к податным людям. К тому же элита и торговый люд принадлежали к разным религиозным течениям (двор насаждал англиканство, торговцы главным товаром - сукном в массе своей были пуританами). Английская революция XVII века высветила это противоречие: двор нашёл поддержку торговцев-монополистов, наживавшихся на операциях с Востоком и Русским государством, парламент же, вступивший в борьбу с королевским абсолютизмом, опирался на союз джентри и торговцев-мануфактуристов, из среды которых в первую очередь и стал уверенно формироваться класс буржуазии. В отличие от Англии и Голландии, где феодально-абсолютистские порядки подорвала революция, весь уклад общественной жизни в Европе сдерживал процесс укрепления купеческого сословия. Стремясь влиться в дворянское сословие, самые богатые купцы (Фуггеры и другие) приобретали земельную собственность, строили величественные замки, заключали брачные союзы с представителями аристократии, искали способы оказаться при дворе, в конечном счёте их капиталы омертвлялись, а сами купцы причислялись к аристократии. Средние и мелкие торговцы были недовольны ограничениями и притеснениями, но будучи ещё не в состоянии выработать собственные политические идеи, как правило, оспаривали не саму систему власти, а только те её проявления, которые ущемляли их корыстные интересы (например, Фронда во Франции).
Купечество явилось и одной из движущих сил буржуазных революций XVIII века. Торговцы Франции, выступая вместе со всем народом, внесли немалую лепту в сокрушение абсолютизма. Ещё более важную роль сыграло американское купечество в Войне за независимость английских колоний в Америке.
В XVIII веке выросло самосознание купечество, питавшегося идеями Просвещения. Особенно восприимчивым оно оказалось к тезису о естественном праве, несовместимому с практикой торговых монополий и вторжением власти в дела предпринимателей и в конце концов ставшему исходным моментом для борьбы за превращение средневекового сословного общества в общество полноправных граждан. Тогда же купечество и другие элементы буржуазии обрели и научный фундамент обеспечения своих интересов - теорию А. Смита, который увидел в рыночной конкуренции универсальный регулятор стихии экономической жизни.
Купечество в России.
В быту зажиточное купечество подражало дворянству, приобретая дорогую одежду и предметы роскоши, в конце XVII века гости Панкратьевы даже получили фамильный герб. Купцы возводили каменные палаты (сохранились в Гороховце, Пскове, Калуге, Нижнем Новгороде и других городах). Уникальным явлением стала постройка крепости в 1640 году в устье река Яик (Урал) купцом-рыбопромышленником М. Гурьевым на свои средства (в его честь в 1734 году возникший здесь населённый пункт назван Гурьев, ныне город Атырау в Казахстане).
Численность гильдейского купечества в Европейской России составляла 68,9 тысяч человек в 1827 году и 176,5 тысяч человек в 1854 году; в целом по Рос. империи в 1897 году (с семьями) - свыше 281,2 тысяч человек, или около 2% всего населения. Основная часть купечества концентрировалась в Московской губернии (свыше 23,4 тысяч человек в 1897 году), Москве (около 19,5 тысяч человек), Санкт-Петербуржской губернии (около 2 тысяч человек), Санкт-Петербурге (свыше 17,4 тысяч человек), Херсонской (свыше 12,3 тысяч человек) и Киевской (около 12 тысяч человек) губерниях, Одессе (около 5 тысяч человек).
В конце XVIII - начале XIX веков сложились многие купечечкие династии (Абрикосовы, Бахрушины, Елисеевы, Карзинкины, Каретниковы, Крестовниковы, Морозовы, Рябушинские и другие). Некоторые представители купечества известны своей активной общественной деятельностью (П. А. Бурышкин, А. С. Вишняков, А. И. Коновалов, Н. А. Найдёнов и другие), деятельностью в издательско-просветительной области (М. П. Беляев, братьяГранат, Н. П. Поляков, М. В. и С. В. Сабашниковы, К. Т. Солдатёнков, И. Д. Сытин и другие), в деле благотворительности и меценатства (Бахрушины, Боткины, Ф. Я. Ермаков, Куманины, Лепёшкины, С. И. Мамонтов, С. Т. Морозов, П. М. Третьяков и С. М. Третьяков, Щукины, Хлудовы и другие). Из купеческой среды вышли многие деятели отечественной культуры и науки: историки И. И. Голиков, В. В. Крестинин, Н. А. Полевой, М. Д. Чулков, физики С. И. Вавилов, А. Ф. Иоффе, П. Н. Лебедев, химик А. М. Зайцев, агрохимик Д. Н. Прянишников, биолог Н. И. Вавилов, клиницист С. П. Боткин и мн. др., литераторы В. Я.Брюсов, Г. П. Каменев, А. В. Кольцов, И. С. Шмелёв, театральные деятели Ф. Г. Волков, К. С. Станиславский, музыканты А. Г. Рубинштейн и Н. Г. Рубинштейн и другие.
Дополнительная литература:
Кизеветтер А. А. Посадская община в России XVIII столетия. М., 1903 год
Сыроечковский В. Е. Гости-сурожане. М.; Л., 1935 год
Яковцевский В. Н. Купеческий капитал в феодально-крепостнической России. М., 1953 год
Рындзюнский П. Г. Городское гражданство дореформенной России. М., 1958 год
Массон В. М. Экономика и социальный строй древних обществ. Л., 1976 год
Боханов А. Н. Российское купечество в конце XIX – начале XX в. // История СССР. 1985 год. № 4
Варенцов В. А. Привилегированное купечество Новгорода XVI–XVII вв. Вологда, 1989 год
Бурышкин П. А. Москва купеческая. М., 1990 год
Гуревич А. Я. Средневековый купец // Одиссей - 1990 год. М., 1990 год
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992 год
Российское купечество от средних веков к новому времени. М., 1993 год
Менталитет и культура предпринимателей России XVII-XIX вв. М., 1996 год
Купечество в России. XV - 1-я пол. XIX в. М., 1997 год
Преображенский А. А., Перхавко В. Б. Купечество Руси. IX-XVII вв. Екатеринбург, 1997 год
Голикова Н. Б. Привилегированные купеческие корпорации России XVI - первой четверти XVIII в. М., 1998 год. Т. 1
Варенцов Н.А. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое. М., 1999 год
Демкин А.В. Купечество и городской рынок в России во второй четверти XVIII в. М., 1999 год
он же. Городское предпринимательство в России на рубеже XVII-XVIII вв. М., 2001 год
Козлова Н.В. Российский абсолютизм и купечество в XVIII в. (20-е - начало 60-х гг.). М., 1999 год
Кулаев И.В. Под счастливой звездой: Воспоминания. М., 1999 год
Разгон В.Н. Сибирское купечество в XVIII - первой половине XIX в. Барнаул, 1999 год
Ульянова Г.Н. Благотворительность московских предпринимателей, 1860-1914 годы. М., 1999 год
История предпринимательства в России: В 2 кн. М., 2000 год
Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI-XVIII вв. СПб., 2001 год
Нилова О.Е. Московское купечество конца XVIII - первой четверти XIX в. М., 2002 год
Читайте также: