Что такое самоуправление доклад

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тишина Татьяна Анатольевна

Развитие школьного ученического самоуправления.

Самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и его самореализации в интересах своей организации.

Цели ученического самоуправления - воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества .

Ученическое самоуправление - одно из направлений педагогической деятельности, которое занимает ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы.

Сегодня школьное самоуправление - это способ осуществления права на участие в управлении образовательным учреждением. Самоуправление не может подчиняться школьной администрации, наоборот, оно, в определенной степени, влияет на её работу. Мы говорим о правах человека и самоуправлении в школе не из-за того, что это записано в неких документах, и потому должно выполняться. Мы считаем, что школа сама заинтересована в том, чтобы как можно скорее перестроить свою работу на основе ценностей прав человека.

Школа, в центре внимания которой - ценность человеческой личности, будет более востребованной учениками и родителями. В условиях конкуренции на рынке образования, родители и дети будут отдавать предпочтение тем школам, в которых они чувствуют себя более комфортно. Это означает, что каждая конкретная школа сможет сохранить свои позиции только в том случае, если она будет отвечать потребностям детей и родителей. Права человека и самоуправление - необходимые слагаемые успеха школы на этом пути.

Таким образом, ученическое самоуправление — это форма участия обучающихся в соуправлении (самоуправлении) в общеобразовательном учреждении, предполагающее участие детей в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения.

Прежде чем задумываться о создании школьного самоуправления, необходимо ответить на вопрос о необходимости вовлечения детей в процесс школьного самоуправления.

Рассмотрим ответ на этот вопрос с двух позиций – подростка и педагога с учетом социально-психологических особенностей развития ребенка.

С точки зрения возрастных психологических особенностей для подросткового возраста характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям; для него необходимо признание, должно быть наличие мотивации на взаимодействие в группе; ребенок готов к изменениям, испытывает потребность в своих достижениях и своем самоопределении.

С точки зрения педагогов, участие в школьном самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет учащимся повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций.

Из педагогики мы знаем, что в условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения.

У обучающихся возникает желание действовать в соответствии с теми ожиданиями, которые они имеют по отношению друг к другу, что впоследствии проявляется в их поведении.

На поведение подростков влияют также требования социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения и моральных норм.

Подростки стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. При этом очень важно обеспечить осознание своих потребностей, целей и получения практического результата деятельности.

Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.

Так же, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, воспитанники приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как: личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.

Сделать учащихся активными участниками воспитательного процесса - это важная и ответственная задача. Привлечение школьников к общественной жизни школы расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, к Родине, к окружающим, способствует пониманию того, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, в сопереживании. Общие дела и интересы сплачивают детей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско-патриотического и духовно-нравственного становления личности ребенка. Формы школьного самоуправления можно разделить на четыре группы:

1. К ученическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные учениками. Это означает, что такие органы формируют ученики из числа учеников. Соответственно, ученическое самоуправление выражает интересы учеников. Формами ученического самоуправления могут быть ученическая конференция, ученический совет, ученическое собрание класса, правозащитная приёмная и многие другие.

2. К педагогическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные педагогами. Как правило, наиболее распространённым органом педагогического самоуправления является педсовет.

3. К родительскому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные родителями. Наиболее распространены такие формы родительского самоуправления, как родительские комитеты. Но в школе могут работать и иные формы родительского самоуправления.

4. К общешкольному самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные совместно учениками, педагогами и родителями. Эти органы самоуправления должны согласовывать интересы всех участников школьной жизни и поэтому, как правило, имеют полномочия принимать решения, имеющие общешкольное значение. Наиболее распространённой формой общешкольного самоуправления является Совет школы. Также в школе могут существовать формы самоуправления, созданные совместно не тремя, а двумя сторонами: например, учениками и родителями.

В каждой школе самоуправление может быть представлено различными формами. Например, в одной школе может работать только ученическое самоуправление, а в другой школе - формы самоуправления всех четырех групп.

Условия развития ученического самоуправления

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-педагогического и психологического характера.

1. Организационные условия состоят в том, чтобы самоуправление функционировало на всех 4 уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы). Для этого, прежде всего, необходимо проанализировать социально-педагогическую ситуацию, в которой работает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей. Важно так же учесть особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые она признана решать, а так же сложившиеся традиции, материальные и кадровые возможности.

2. Кадровые условия – возможность профессионального роста педагогов в сфере самоуправления, а так же активистов ученического самоуправления.

3. Социально-педагогические условия:

- Опора в работе с учащимися на ведущие принципы деятельности, теорию воспитательного коллектива и педагогической диагностики; учет психологических и возрастных особенностей и возможностей учащихся, их индивидуальных качеств; направленность деятельности на реализацию потребностей и интересов учащихся в школе.

- Включение в работу с органами ученического самоуправления по возможности большего числа педагогов.

- Формирование положительного отношения родителей к работе органов ученического самоуправления и привлечение их к участию в их деятельности.

- Использование в работе органов ученического самоуправления традиций, ритуалов, соревнований, игры, форм коллективного, группового и индивидуального поощрения общественной активности школьников.

- Позиция сотрудничества педагогов и учащихся в совместной деятельности.

4. Психологические условия:

- Сплоченность школьных и первичных коллективов учащихся.

- Благоприятный психологический климат в школе, преобладающее мажорное настроение в нем.

- Предоставление каждому учащемуся такой роли в органах ученического самоуправления, которая соответствует его склонностям и интересам, дает возможность для самореализации.

- Сближение формальной и неформальной структур первичных и школьного коллективов за счет расширения системы поручений в соответствии с интересами.

- Развитие делового сотрудничества, психологической совместимости, взаимного доверия, уважения, взаимопомощи и взаимопонимания между участниками самоуправления.

- Выработка целей, ценностей, определение единых норм и принципов совместной деятельности и взаимоотношений всех участников самоуправленческой деятельности.

- Психологически обоснованная позиция и заинтересованность педагогов в развитии ученического самоуправления.

- Желательно моральное и материальное поощрение педагогов, детей, активно участвующих в самоуправлении. Об их вкладе в общее дело коллектива должны знать все участники образовательного процесса.

5. Программно-методические условия.

- Развитие ученического самоуправления невозможно без серьезного программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях.

- Цели и задачи программно-методических документов должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы по развитию ученического самоуправления.

- Программы обучения навыкам организации самоуправления должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой активистов или с отдельным ребенком. Ученическое самоуправление в школе может развиваться не только за счет расширения его границ, включения в самоуправленческую деятельность новых и новых участников, но и за счет усложнения его задач.

Таким образом, успешно функционирующая система ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении, служит развитию личности школьников, так как в процессе самоуправленческой деятельности у подростков развиваются способности, коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социально значимые качества (активность, ответственность, отзывчивость), они осваивают социальные роли, приобретают определённые знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность. Школьная жизнь становится интересной, насыщенной и увлекательной. В связи с этим в современной школе необходимо создание и развитие ученического самоуправления, эффективное функционирование которого даёт положительные результаты.

Структура имеет иерархический принцип построения. Это значит, что более низкие звенья системы подчиняются более высоким (по принципу детской пирамидки).

Местное самоуправление

Власть в РФ подразделяется на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Сегодня мы рассмотрим, что такое местное самоуправление (МСУ), проанализируем его место в структуре власти и выясним, какие функции возлагаются на органы местного самоуправления.

Местное самоуправление — это …

Следовательно, местное самоуправление – это деятельность граждан по управлению определенной территорией и имуществом, на ней расположенном, в интересах жителей этой территории.

Территория, на которой осуществляется МСУ (т.е. административно-территориальная единица), называется муниципальным образованием (муниципалитетом). А имущество, расположенное на этой административно-территориальной единице, называется муниципальным имуществом.

Человечки

В чем заключается суть местного самоуправления:

  1. решение вопросов местного значения;
  2. управление муниципальным имуществом.

При этом главное в МСУ – соблюдение интересов граждан, проживающих на территории муниципалитета.

Воля граждан конкретного муниципального образования выражается через выборные органы МСУ, посредством референдума (это как?) или другими способами (о них – в статье далее). Структуру выборных органов определяет население этого муниципалитета.

А теперь все сказанное выше – на примере. Допустим, живете вы в селе или городе. Территория этого населенного пункта и прилегающие к нему земли называются муниципальным образованием (МО).

Управляет муниципалитетом (что это?) и, соответственно, муниципальной собственностью, специально созданный орган управления – городской или сельский совет. Он и является главным органом местного самоуправления, который выбирается населением соответствующего МО.

Местное самоуправление как субъект структуры власти

Проанализируем схему структуры власти в РФ (на рисунке ниже). Власть в государстве разделяется на 2 ветви – государственную власть и местное самоуправление.

Власть


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

На этой схеме выделены только 2 основных вида муниципального образования. На самом деле принято различать 8 видов МО. Наглядно они изображены на следующем рисунке:

Типы

Прочитать подробно о каждом из указанных МО можно по этой ссылке.

Законодательное обоснование — Федеральный Закон (ФЗ) 131

Самоуправление на местах осуществляется в строгом соответствии с законодательством РФ. В ст. 12 Конституции РФ сказано:

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 130 Конституции закрепляет за МСУ право на решение местных вопросов и управление муниципальной собственностью. Ст. 132 говорит о возможности передачи органам МСУ некоторых государственных полномочий и, соответственно, материальных (в т.ч. финансовых) средств на их исполнение.

Для того, чтобы права и обязанности МСУ были четко регламентированы (это как?), законодателем создан и утвержден Федеральный Закон (ФЗ) № 131 — ФЗ о местном самоуправлении.

Органы

Формы местного самоуправления

Далее выясним формы осуществления местного самоуправления и кратко остановимся на каждой из них.

    Местный референдум. Если кратко, то это голосование всех граждан данного МО, имеющих избирательное право, по поводу какого-либо вопроса, требующего решения. Проводится тайное голосование, решение принимается большинством голосов.

Референдум имеют право инициировать жители данного МО (посредством сбора подписей) или же представительный орган МСУ + глава местной администрации (посредством специального правового акта).

Референдум назначается не позже 30 дней с момента поступления документов в представительный орган МСУ. Решение референдума подлежит обязательному выполнению.

Выборы

Сход правомочен решать какие-либо вопросы, если половина людей на сходе имеет избирательное право. Инициатором схода может выступать глава МО или его жители (не меньше 10 человек).

Решение схода считается принятым, если за него проголосовало больше 50 % человек, присутствующих на сходе. Принятое решение схода обязательно к исполнению.

Поясню на примере: допустим, гр.Иванов, проживающий в вашем подъезде, решил, что пора навести образцовый порядок на лестничных клетках. Он приглашает всех жителей вашего подъезда на собрание, посвященное этому вопросу.

Соседи обсуждают проблему, принимают решение и утверждают меры для наведения порядка, а потом, может быть, даже его наводят. Этот процесс и называется общественным самоуправлением.

Праздник

Краткое резюме

Местное самоуправление – это эффективный способ управления муниципальными образованиями. От того, насколько активно участвуют жители в жизни своего города, села (и т.д.), зависит эффективность развития муниципальных образований и, следовательно – благополучие граждан, в них проживающих.

Читайте наш блог, получайте новую информацию!

Автор статьи: Елена Копейкина

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Органы местного самоуправления имеют какой-то смысл только в условиях децентрализации власти. В противном случае этот правовой институт имеет скорей номинальное значение и символический характер.

Помогите меня Карпову Наталью Викторовну и моего сына выселяют из единственного жилья г.Бийск ул.Иркутская 90

Мы не рождены с инструкциями, но если это было бы правдой, я уверен, что первая глава объяснила бы искусство самоуправления.

В этой статье предлагается общий обзор того, что такое самоуправление и его научные основы.

Эта статья содержит:

Объяснение самоуправления

Самолидирование - это практика понимания того, кто вы есть, определения желаемого опыта. Она охватывает определение что мы делаем, почему мы это делаем, и как мы это делаем.

Эта концепция была основана на (тогда еще новаторском) понимании того, что самостоятельное лидерство является предпосылкой эффективного и подлинного командного лидерства (Manz & Sims, 1991). Фактически, более автономные, самостоятельные работники более производительны, независимо от их рабочей роли (Birdi et al., 2008).

С момента первого упоминания, обсуждение и изучение концепции самоуправления оставались преимущественно в контексте организационного лидерства и управления. Совсем недавно Мариета Дю Плесси (2019) признала возможность дополнить концепцию выводами из исследований позитивной психологии, предложив следующее определение:

Позитивное самоуправление относится к способности определять и применять свои сильные стороны, чтобы инициировать, поддерживать самовлияние.

Дю Плесси подчеркивает важность основанного на ценностях самовнушения и постановки собственных целей на пути к самоуправлению.

При рассмотрении этого определения становится очевидным более широкое применение самоуправления. Фактически, концепция самоуправления опирается на несколько междисциплинарных теоретических моделей и структур, в том числе многие из области позитивной психологии.

8 основных компетенций и навыков

Учитывая широкое поле деятельности по самоуправлению и отсутствие на сегодняшний день всеобъемлющих и эмпирически проверенных моделей самоуправления, может быть более полезным сосредоточиться на различных связанных с ним компетенциях.

Вот несколько когнитивных и поведенческих стратегий, на которых основано эффективное самоуправление.

1. Самосознание и самопознание

Самосознание - это способность ясно воспринимать себя через внутренний анализ. Это акт практики внимательности, когда внимание направлено на себя.

Самосознание позволяет нам воспринимать нашу текущую внутреннюю реальность или состояние и, как таковое, является предпосылкой самоконтроля и саморегуляции (Carver & Scheier, 1981; Silvia & O'Brien, 2004).

Базовое самопознание жизненно важно для понимания своих потребностей, мотивов и побуждений. Как минимум, это включает следующие четыре элемента:

Черты характера

Наши черты личности предсказывают и объясняют наши мысли, чувства и поведение, в частности спонтанные действия. Интересно, что люди с более высоким показателем сознательности (одна из черт характера Большой пятерки) оказались более эффективными в плане самоуправления (Stewart, Carson, & Cardy, 1996).

Лица с более низким уровнем сознательности и стремлением улучшить свои навыки самоуправления могут приложить особые усилия для воспитания сознательности.

Личные сильные и слабые стороны

Это дает представление о том, к чему мы чувствуем тягу, как мы можем преодолевать проблемы и работать исключительно хорошо, что нас истощает и где мы склонны откладывать дела на потом.

Ценности

Наши ценности - это то, что для нас наиболее важно в жизни, и, сознательно или нет, мы принимаем решения на их основе. Они являются причиной того, почему мы делаем то, что делаем.

Таланты и интересы

Наши таланты и интересы позволяют понять, как мы можем использовать свои сильные стороны в работе, получать удовольствие от процесса и максимально увеличивать наши шансы на успех и служить цели, большей, чем мы сами.

2. Определение желаемого опыта

Возможно, все мы стремимся к счастью, и наши цели - средство для достижения этого. Однако исследования показывают, что наша способность предсказывать, что сделает нас счастливыми, хуже, чем мы думаем (Gilbert & Wilson, 2006). Поэтому важно понимать идеи, полученные в результате исследований счастья, а также то, как согласовать наши цели или желаемый опыт с нашими ценностями.

Таким образом, у нас будет больше мотивации для достижения наших целей, и, как только мы их достигнем, они станут средством достижения счастья, на которое мы изначально надеялись. Эта компетенция также включает в себя определение возможностей жить в соответствии со своими ценностями в различных сферах жизни.

3. Конструктивное мышление и принятие решений

Как люди, нам нравится думать о себе как о когнитивном и рациональном виде, который делает осознанный выбор на жизненном пути. К сожалению, многие процессы, происходящие в нашем сознании, далеко не рациональны (Kahneman, 2012).

К сожалению, мы в некоторой степени неврологически настроены на восприятие угроз и поэтому должны активно практиковать позитив, если мы хотим использовать весь свой потенциал для принятия рациональных решений (Fredrickson, 2001). Когда мы расслаблены и в положительном эмоциональном состоянии, мы можем мыслить творчески и новаторски (Fredrickson & Losada, 2005).

Наконец, это включает в себя формирование установки на рост - веры в нашу способность развиваться и изменять себя или самих себя (Dweck, 2016). Это подразумевает понимание того, что, хотя мы не можем контролировать весь свой опыт, мы можем контролировать то, как мы решаем на него реагировать.

Таким образом, понимание основ конструктивного мышления и процессов принятия решений, а также практика внимательности и позитивного мышления для их развития являются важными элементами самоуправления.

4. Планирование и постановка целей

Компетенции по планированию и постановке целей включают разбиение больших мечтаний на управляемые вехи, а затем оптимизацию каждой вехи в цель.

Процесс постановки целей включает в себя формулирование целей SMART, определение планов действий в чрезвычайных ситуациях, упреждающее принятие обязательств путем документирования всего этого, а также установление ответственности и использование положительного вознаграждения за достижение цели.

5. Оптимизация мотивации

Оптимизация мотивации включает в себя умение изменять свою цель, чтобы она стала более привлекательной. Это может быть достигнуто путем определения внутренне мотивирующего целевого поведения и согласования цели с ценностями и самооценкой (Ryan & Deci, 2000).

Оптимизация мотивации также означает понимание роли силы воли - ресурса ограниченного, но который можно развивать. Наконец, эта компетенция включает осознание того, что мы можем чувствовать себя не готовыми или неуверенными, пытаясь достичь новой цели. Вместо этого самоэффективность развивается путем небольших непрерывных шагов к цели (Bandura, 1977).

6. Использование экосистемы

Споры между природой и воспитанием вызывают постоянное любопытство по поводу того, какое влияние на наше поведение оказывает окружающая среда и наша генетика. Узнаем ли мы свое поведение в основном через жизненные обстоятельства, опыт и людей вокруг нас? Или это врожденное и в основном унаследованное?

В наши дни ученые сходятся во мнении, что ответ обычно не находится ни на одном из крайних пределов шкалы. Напротив, мы знаем, что обычно они оба взаимодействуют и вместе влияют на то, как мы действуем.

Использование экосистемы подразумевает проактивный поиск поддержки нашего целевого поведения в социальной, организационной, общественной, политической и физической среде, в которой мы живем. Это включает в себя мобилизацию социальной поддержки, определение нового целевого поведения с помощью небольших изменений в нашей физической среде и определение цели согласованные ресурсы в нашем сообществе.

7. Повышение производительности

Есть три метода, которые стоит изучить для повышения эффективности самоуправления:

  1. Планирование высокой эффективности подразумевает, что задайте себе ряд вопросов о том, как вы можете работать оптимально в течение заранее определенного периода, и проанализируйте свои амбиции в конце. По сути, это особая форма планирования, постановки целей и формирования намерений.
  2. Само-коучинг - это стратегия конструктивного мышления, включающая поиск решения путем мысленного перехода к системе коучинга, такой как модель РОСТА.
  3. Методы функциональной визуализации (также называемые тренировкой функциональных образов) включают детальную мысленную репетицию желаемого поведения цели, что, как было показано, значительно увеличивает вероятность достижения цели (Solbrig et al., 2018).

8. Принять неудачи и взращивать стойкость

Таль Бен-Шахар сказал:

Большинство людей на каком-то этапе потерпят неудачу на пути к своим целям. Часто, когда люди не придерживаются своих планов, они настолько разочаровываются в самих себе в таких ситуациях, что вообще не думают обо всей теме (когнитивный диссонанс в лучшем случае).

Они сдаются, потому что они не достигнут цели так быстро или в той степени, в которой они планировали, и поэтому считают, что меньшая победа не заслуживает. Оба фатальны для достижения нашей цели.

Важно скорректировать свои ожидания относительно того, что вы столкнетесь с какой-либо формой неудач на пути к цели. Другие важные качества, которые нужно развивать, - это сострадание к себе и стойкость.

Сострадание к себе - это отношение к себе с той же заботой, любовью и уважением, что и к близкому другу, испытывающему трудности. Исследования показывают, что вопреки распространенному мнению о том, что самосострадание приводит к самоуспокоенности, на самом деле оно повышает мотивацию (Neff, 2003).

Упорство - это сочетание страсти и упорства в достижении долгосрочных целей (Duckworth & Gross, 2014). Упорство - это то, что может надежнее, чем любая другая характеристика, отличить успешное от неудачного.

Вы можете развить его, приложив целенаправленные усилия для превращения своих талантов в навыки; И когда вы возьмете свое умение и приложите усилия к его совершенствованию, вы добьетесь успеха.

Пример из реальной жизни

Более того, на протяжении всего своего опыта он продемонстрировал множество важных навыков самоуправления. У него было глубокое понимание того, что он не может изменить то, что происходит с ним и его сокамерниками, но он может выбирать, как на это реагировать.

Он понимал важность ценностей в жизни, хорошо осознавал свои собственные и жил в соответствии с ними, и в этом он нашел смысл и цель. Он продемонстрировал конструктивные стратегии мышления и постоянно искал возможности внести свой вклад в благополучие своих сокамерников.

8 вдохновляющих цитат

Самолидерство… означает влияние на самих себя, создание самомотивации и самоуправления, которые необходимы нам для достижения того, чего мы хотим достичь.

Все люди являются самоуправляемыми; однако не все самоуправляющиеся лидеры способны эффективно руководить собой.

Быть лидером - значит быть начальником, капитаном, президентом или генеральным директором своей собственной жизни.

Первая заповедь лидерства: познай себя… Ни один инструмент не может помочь лидеру, которому не хватает самопознания.

Относительно новая концепция, самостоятельное лидерство, требует дополнительных исследований. В частности, имеющаяся в настоящее время база данных о самоуправлении значительно выиграет от междисциплинарного исследования, дополненного литературой по организационному лидерству с выводами из позитивной психологии.

Кроме того, компетенции самоуправления в настоящее время все чаще привлекают внимание профессионалов в области образования, которые подчеркивают важность адаптации школьных программ к быстро меняющейся рабочей среде в связи с достижениями в области технологий.

Здесь подчеркивается, что выпускники должны быть осведомленными, целеустремленными, гибкими и адаптируемыми к постоянно меняющейся рабочей среде (Freeman, 2020).

Обучение искусству самоуправления, которое теперь называют ключевым навыком 21 века, действительно станет частью фундаментального буклета с жизненными инструкциями, возможно, раньше, чем позже.

Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Оно составляет одну из основ конституционного строя и является важной формой народовластия в РФ. В Конституции РФ особо оговаривается, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством представляет собой одну из важнейших гарантий его самостоятельности. Фактически государство признает местное самоуправление в качестве особого уровня управления, особой формы осуществления народом принадлежащей ему власти.

Населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление, именуется муниципальным образованием. Им может быть город, поселок, станица, район, сельский округ, часть поселения (например, городской район или территориально отдаленная часть города). Учредительным актом муниципального обра­зования является устав, принимаемый представительным органом местного самоуправления или населением на местном референдуме.

В уставе указываются:

- границы и состав территории муниципального образования;

- вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;

- формы осуществления местного самоуправления;

- структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их наименование и полномочия, а также сроки осуществления полномочий органами и должностными лицами местного самоуправления;

- экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок управления муниципальной собственностью;

- условия и по­рядок организации муниципальной службы;

- взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти и другие вопросы.

Принятый устав муниципального образования подлежит обязательной регистрации в государственном органе субъекта РФ и вступает в силу после его официального опубликования.

Местное самоуправление осуществляется гражданами в самых разнообразных формах. Но основным звеном системы местного самоуправления являются органы местного самоуправления.

К ним относятся:

а) представительные органы местного самоуправления;

в) иные органы и должностные лица.

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых населением муниципального образования. Его численный состав и срок полномочий депутатов определяются уставом муниципального образования или законом субъекта РФ о местном самоуправлении. В отличие от депутатов Государственной Думы РФ и депутатов законодательных органов субъектов РФ депутаты представительных органов местного самоуправления не обладают депутатской неприкосновенностью и осуществляют свою депутатскую деятельность без отрыва от основного места работы.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Главы муниципальных образований избираются гражданами на срок от двух до четырех лет.

Органы местного самоуправления, не входя в систему органов государственной власти, наделены правом осуществлять властные действия нормоустановительного и распорядительного характера в решении вопросов местного значения.

Полномочия органов местного самоуправления включают:

- собственные полномочия, т.е. полномочия, закрепленные за органами местного самоуправления Конституцией РФ, федеральным законодательством и законами субъектов РФ;

- отдельные государственные полномочия, которые в соответствии с законом могут передаваться органами государственной власти органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в самых разнообразных сферах хозяйственной деятельности, социально-культурного строительства и в области охраны об­щественного порядка.

Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Оно составляет одну из основ конституционного строя и является важной формой народовластия в РФ. В Конституции РФ особо оговаривается, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством представляет собой одну из важнейших гарантий его самостоятельности. Фактически государство признает местное самоуправление в качестве особого уровня управления, особой формы осуществления народом принадлежащей ему власти.



Населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление, именуется муниципальным образованием. Им может быть город, поселок, станица, район, сельский округ, часть поселения (например, городской район или территориально отдаленная часть города). Учредительным актом муниципального обра­зования является устав, принимаемый представительным органом местного самоуправления или населением на местном референдуме.

В уставе указываются:

- границы и состав территории муниципального образования;

- вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;

- формы осуществления местного самоуправления;

- структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их наименование и полномочия, а также сроки осуществления полномочий органами и должностными лицами местного самоуправления;

- экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок управления муниципальной собственностью;

- условия и по­рядок организации муниципальной службы;

- взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти и другие вопросы.

Принятый устав муниципального образования подлежит обязательной регистрации в государственном органе субъекта РФ и вступает в силу после его официального опубликования.

Местное самоуправление осуществляется гражданами в самых разнообразных формах. Но основным звеном системы местного самоуправления являются органы местного самоуправления.

К ним относятся:

а) представительные органы местного самоуправления;

в) иные органы и должностные лица.

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых населением муниципального образования. Его численный состав и срок полномочий депутатов определяются уставом муниципального образования или законом субъекта РФ о местном самоуправлении. В отличие от депутатов Государственной Думы РФ и депутатов законодательных органов субъектов РФ депутаты представительных органов местного самоуправления не обладают депутатской неприкосновенностью и осуществляют свою депутатскую деятельность без отрыва от основного места работы.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Главы муниципальных образований избираются гражданами на срок от двух до четырех лет.

Органы местного самоуправления, не входя в систему органов государственной власти, наделены правом осуществлять властные действия нормоустановительного и распорядительного характера в решении вопросов местного значения.

Полномочия органов местного самоуправления включают:

- собственные полномочия, т.е. полномочия, закрепленные за органами местного самоуправления Конституцией РФ, федеральным законодательством и законами субъектов РФ;

- отдельные государственные полномочия, которые в соответствии с законом могут передаваться органами государственной власти органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в самых разнообразных сферах хозяйственной деятельности, социально-культурного строительства и в области охраны об­щественного порядка.

Цели ученического самоуправления - воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

ВложениеРазмер
doklad_k_pedsovetu_o_samoupravlenii_microsoft_word.docx 31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:

Жбанова Елена Вениаминовна

Зам.директора по ВР

МБОУ Кочуновской ООШ

«Только там, где есть общественная жизнь,

Есть потребность и возможность САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Где ее нет, всякое САМОУПРАВЛЕНИЕ

Самоуправление в современной школе.

Самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и его самореализации в интересах своей организации

Цели ученического самоуправления - воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Проблемы развития школьного самоуправления.

Системный подход к гражданскому образованию предполагает широкое использование внеурочных форм деятельности, воспитательной работы в школе, которые обладают большим потенциалом для формирования гражданских качеств личности. Максимальное использование возможностей этих форм работы позволяют учащимся получать реальное, практическое освоение навыков, направленных на овладение социальными отношениями между людьми.

Ученическое самоуправление - одно из направлений педагогической деятельности, которое занимает ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы.

В обществе и в школах происходят определенные перемены. В связи с этим меняются функции, принципы и методы организации ученического самоуправления, а также позиция педагогов и учеников.

В нашей школе ученическое самоуправление находится на стадии функционирования, движения к развитию за последние годы не наблюдается, что снижает влияние ученического самоуправления на жизнедеятельность школы. Незаметно ослабевает единство педагогического и ученического коллективов в решении вопросов школьной жизни. Это волнует и взрослых и детей . Поэтому возникла необходимость проведения данного педсовета, который поможет решить следующие задачи:

1. Выявить степень педагогической поддержки и влияния ученического самоуправления на жизнедеятельность школы.

2. Наметить пути, формы и методы дальнейшего развития ученического самоуправления в школе.

Проблемы и сложности эффективного функционирования школьного самоуправления.

Опыт последних лет показывает, что идея школьного самоуправления порой не срабатывает, где-то дает сбой, не выполняет тех функций, которые на нее возложены. Так, требования Закона "Об образовании” о создании школьных советов, где полноправными членами являются учащиеся, практически не работают. Падает заинтересованность учащихся в работе органов школьного самоуправления. Почему?

Скорее всего, проблема заключается в следующем:

1. Идея создания школьного самоуправления для России не нова, поэтому иногда слепо переносятся в настоящее время все ценности, виды деятельности с учащимися, подходы к организации школьного самоуправления без учета изменившихся социально-экономических условий в обществе.

2. Иногда педагоги,оказывались не готовы, к сотрудничеству, взаимодействию с учащимися при решении вопросов, связанных с управлением.

3. Декларирование прав учащихся на школьное самоуправление сверху и в то же время отсутствие механизма реализации этих прав на самом деле не позволяют детям в полной мере использовать эти права на практике, отсюда, как следствие, фиктивная деятельность, не вызывающая интереса у школьников.

4. К организации школьного самоуправления оказались не готовы и дети. Ведь участие в школьном самоуправлении предполагает наделение учащихся определенными правами, а значит, и определенной ответственностью, которую учащиеся не спешат брать. Последние исследования по вопросам школьного самоуправления, показали, что дети настаивают на введении контроля со стороны школьной администрации за своей деятельностью, а классному руководителю отводят роль "связного” с администрацией.

5. Дети, как и все взрослые, поддерживают лишь то, что сами создают.

6. Еще одним фактором, влияющим на эффективное функционирование, является игнорирование создания "духа школы”, учет реалий скрытого содержания образованием.

· Может быть, не имеет смысла в нынешних условиях заниматься проблемой школьного самоуправления?

· Если организация школьного самоуправления актуальна для педагогов и учащихся, то, как избежать перечисленных выше проблем?

· Как создать школьное самоуправление?

· Как сделать работу школьного самоуправления эффективной?

Актуальность создания школьного самоуправления в современных условиях.

Прежде чем задумываться о создании школьного самоуправления, необходимо ответить на вопрос о необходимости вовлечения детей в процесс школьного самоуправления.

Рассмотрим ответ на этот вопрос с двух позиций – подростка и педагога с учетом социально-психологических особенностей развития ребенка.

С точки зрения возрастных психологических особенностей для подросткового возраста характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям; для него необходимо признание, должно быть наличие мотивации на взаимодействие в группе; ребенок готов к изменениям, испытывает потребность в своих достижениях и своем самоопределении.

С точки зрения педагогов, участие в школьном самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет учащимся повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций.

Из педагогики мы знаем, что в условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения.

У ,обучающихся, возникает желание действовать в соответствии с теми ожиданиями, которые они имеют по отношению друг к другу, что впоследствии проявляется в их поведении.

На поведение подростков влияют также требования социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения и моральных норм.

Подростки стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. При этом очень важно обеспечить осознание своих потребностей, целей и получения практического результата деятельности.

Роль ученического самоуправления в развитии конкурентноспособной личности

Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.

Так же, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, воспитанники приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как:

прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.

Сделать учащихся активными участниками воспитательного процесса – это важная и ответственная задача. Привлечение школьников к общественной жизни школы расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, к Родине, к окружающим, способствует пониманию того, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, в сопереживании. Общие дела и интересы сплачивают детей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско – патриотического и духовно – нравственного становления личности ребенка.

Самоуправление нашей школы

Особое место в планировании отведено коллективно-творческим делам. В ходе подготовки и проведения коллективно-творческих дел его участники осуществляют все этапы самоуправления:
– совместно определяют цель своей деятельности;
– договариваются о средствах и способах ее реализации;
– управляют процессом ее осуществления;

Заседания школьного самоуправления проходят 1 раз в месяц, ведутся протоколы. На заседаниях рассматриваются вопросы подготовки учащихся к проведению мероприятий, анализ мероприятий, подводятся итоги за четвертьУчёба актива проходит 1 раз вчетверть, но план заседаний стихийный.

В школе проводятся традиционные праздники, спортивные соревнования. В начале октября был проведен концерт, посвященный Дню Учителя. В это день проводился День самоуправления, когда роль педагогов исполняли обучающиеся. Со временем День самоуправления получил статус отдельного школьного мероприятия. Все ученики ждали этот день с нетерпением, ведь у многих был шанс стать, пусть даже и на один день, учителем или, почувствовать себя взрослым, самостоятельным. Успешной формой в формировании конкурентноспособной личности является активное участие детей в районных, областных конкурсах и участие детей в КТД.

Важное преимущество коллективно-творческих дел общешкольного масштаба состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Несколько обучающихся с удовольствием участвуют в общественных делах школы, что благотворно влияет на стремление их к самоуправлению, самореализации в различных сферах общественной жизни.

С целью проверки уровня развития ученического самоуправления было проведено анкетирование, беседа с классными руководителями.

Проведенная диагностика показала, что ученическое самоуправление не работает на должном уровне, нужно продолжать работу по развитию ученического самоуправления класса и школы в целом. Действенность органов самоуправления минимальна, отсутствие инициативы, резко сократилось количество ребят, владеющих организационными навыками.

Что надо сделать, чтобы активизировать работу ученического самоуправления:

Основными задачами для активизации ученического самоуправления являются:

- Активное вовлечение каждого школьника в разнообразную деятельность. Что является основным механизмом формирования личности;

- Обучение школьников управленческой деятельности, что воспитывает ответственность и самостоятельность обучающихся;

- Повышение интеллектуального уровня школьников, воспитание в детях добра и милосердия;

- Развитие творческой индивидуальности ребёнка;

- активизировать учёбу актива ученического самоуправления;

- привлечь педагогов для участия в ученическом самоуправление (обучение актива)

Читайте также: