Челпанов георгий иванович доклад

Обновлено: 17.05.2024

Челпанов, Георгий Иванович (1862-1936), русский философ, логик, психолог. Родился 16 (28) апреля 1862 в мещанской семье в Мариуполе, здесь же в 1883 с золотой медалью окончил Александровскую гимназию. Поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе (с прикомандированием к Московскому университету, окончил в 1887). Учился у Н.Я.Грота . С 1890 - приват-доцент Московского университета, затем, в 1897 стал штатным профессором Киевского университета, где защитил диссертацию Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности (оппонентами на защите выступали Н.Я.Грот и Л.М.Лопатин ).

В 1893-1894 и 1897-1898 в Германии Челпанов слушал лекции по физиологии у Э.Дюбуа-Реймона, Э.Геринга и Э.Кёнига, психологии - у К.Штумпфа и В.Вундта , занимался экспериментальной психологией в Психологическом институте Вундта в Лейпциге и в Институте физиологической оптики в Берлине.

В 1907 стал профессором Московского университета, где возглавил кафедру философии.

Замыслив создание Психологического института, в 1910-1911 вместе со своим учеником Г.Г.Шпетом ознакомился с устройством психологических лабораторий и институтов при германских и американских университетах. В 1914 организовал Психологический институт при Московском университете и журнал 'Психологическое обозрение'.

Им написаны многократно переиздававшиеся учебники и руководства по логике, философии и психологии, например Учебник психологии выдержал 15 изданий, Учебник логики - 10. Магистерская и докторская диссертации Челпанова представлены в его фундаментальном труде Проблема восприятия пространства (ч. 1, 1896; ч. 2, 1904). Основные работы: Введение в философию (1905); Психология (ч. 1-2, 1909); Введение в экспериментальную психологию (1915); Объективная психология в России и Америке (1925); Спинозизм и материализм ( итоги полемики о марксизме в психологии ) (1927); Социальная психология или условные рефлексы (1928). О наиболее известном сочинении Челпанова Мозг и душа (1900) В.В.Зеньковский в сочинении История русской философии говорил как о лучшей в мировой литературе книге по критике метафизического материализма.

В творчестве Челпанова заметны идеи Д.Беркли , Д.Юма , Б.Спинозы , но особое влияние на него оказали теории Н.Я.Грота, Л.М.Лопатина, В.Вундта и К.Штумпфа. Вундтовский принцип 'эмпирического параллелизма' лег в основу критики Челпановым монизма (теории, согласно которой различные виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу) в психологии и философии.

Психическое и физическое, по Челпанову, принципиально не могут быть отождествлены и не детерминируют друг друга. Тезис о независимости (параллельности) физических и психических процессов означал для него и признание особого предмета исследования: 'психическое объясняется только из психического'. Утверждаемый 'дуализм' имел свои границы: самостоятельность психических и физических явлений не исключает их онтологического единства, поскольку они могут быть выражением единого целого, единой субстанции ('неоспинозизм'). Гносеологические воззрения Челпанова ('трансцендентальный реализм') в целом соответствовали принципам неокантианской теории познания. Он стоял на принципах априоризма в общефилософских построениях и в обосновании основоположений психологической науки. В центре его гносеологии - проблема 'вещи в себе' ('нечто'). Можно лишь утверждать, что 'нечто' трансцендетно ('транссубъективно' по Челпанову) существует и обладает функцией воздействия. Ощущения сигнализируют нам о наличии 'нечто' вне сознания, являясь его символами. Сознание связано с трансцендентным, познание возможно благодаря наличию априорных форм (время, пространство, причинность). 'Мы творим наше познание при помощи форм нашей мысли и верим, что ему в действительности соответствует мир, который нами создан'.

Выделял различные типы и уровни психологического знания: экспериментальную психологию, изучающую простейшие психофизиологические функции (в духе метода 'физиологической психологии' Вундта); эмпирическую психологию, предмет которой - психические явления; теоретическую психологию, изучающую общие законы духа. Проводил эксперименты по восприятию пространства и времени, развивал методы лабораторных исследований ( Введение в экспериментальную психологию , 1915).

Логические законы Челпанов понимает как результат наблюдения над мыслительными процессами, который человек получает, вскрывая механизм собственного мышления (абстрагируясь при этом от содержания мыслей). Законы формальны и всеобщи; они - идеальные нормы мышления, приложимые к нашим понятиям о вещах (но не к ним самим). Основной закон - закон противоречия.

Челпанов признает возможность закона и закономерности в истории (в отличие от большинства неокантианцев), но понимает их как проявление закономерностей человеческой воли, как выражение общих психологических законов.

Челпанову была близка идея союза психологии и философии (идея 'философской' психологии), однако когда подобный 'союз' обернулся диктатом марксистской идеологии, он подчеркивал преимущественно эмпирическо-экспериментальный характер психологии как науки, делая уступку идеям марксизма только в сфере социальной психологии.

Умер Челпанов в Москве 13 февраля 1936.

Несмотря на то, что паркетные полы считаются бессмертной классикой, всё же срок из полезной эксплуатации ограничен

Ортопедический матрас несет в себе две основные функции: Возможность комфортного отдыха, после рабочего дня для восстановления сил и бодрости

В наше время развитие кинематографа и аудиобизнеса способствует постоянному появлению и раскрутке уже существующих звезд кино и эстрады

Образование на историко-филологическом факультете Новороссийского университета (ныне Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова) в Одессе (1882-1887). С 1891 г. был частным преподавателем кафедры истории философии Московского университета, а с 1892 г. — преподавателем Киевского университета (ныне Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко), где в 1897 г. получил профессорскую степень по психологии и философии и организовал психологическую лабораторию (1897-1906 гг.). В 1907 году был назначен профессором Московского университета, где также создал психологическую лабораторию. В 1910-11 гг. он посетил Германию и США, чтобы ознакомиться с работой психологических институтов и лабораторий. В 1912 г. он основал первый Московский психологический институт Л.Г. Щукиной (ныне Психологический институт Российской академии наук) (официально открыт в 1914 г. при финансовой поддержке Щукина). Он был ее директором до 1923 года.

Челпанов Георгий Иванович ‒ русский психолог - Научный вклад

Научный вклад

Библиография

Биография Г.И. Челпанова

Челпанов Георгий Иванович родился в Мариуполе 16 (28) апреля 1862 года в мелкобуржуазной семье. Он получил среднее образование в Мариупольской гимназии. В 1882-1887 гг. учился в Одессе на историко-филологическом факультете Новороссийского университета.

В 1890 г. Г.И. Челпанов переехал в Москву и начал работать на философском факультете Московского университета (1890-1892).

В 1892 году Г. И. Челпанова в Киевский университет, где в 1897 году был назначен профессором, а позже заведующим философским факультетом (1897-1906). В этот период он защитил кандидатскую (1894) и докторскую (1906) диссертации. Киевский период занимает решающее место в жизни и творчестве Георгия Ивановича: В этот период он развивался как ученый, учитель и организатор.

В 1907 году Георгий Иванович Челипанов начал работать в Московском университете заведующим философским факультетом.

Уже в первые дни учебы в Московском университете Г. И. Челпанов начал активную работу психологического семинара. Значительное расширение сферы деятельности семинара привело к тому, что Дж. И. Челпанов близок к пониманию необходимости новых форм организации деятельности психологов. Это понимание привело к организации Психологического института Московского университета. В 1910-1911 гг. посетил Германию и США для ознакомления с деятельностью психологических институтов.

На московском этапе своей жизни Г.И. Челпанов еще больше развил свой талант организатора и учителя. За этот период он опубликовал не менее 50 статей, записок, обзоров по проблемам психологии, педагогики, философии. Работы Г.И. Челпанова стали широко известны.

Научная деятельность Г.И. Челпанова

Г. И. Челпанов (1862-1936) не создал нового направления в психологической науке, но внес в него большой вклад. Он уделил большое внимание предмету психологии и сущности экстрасенса.

В своих работах Челпанов выдвинул следующие идеи психологии:

  • Установление психологии как науки о законах психической жизни и психических феноменах;
  • Психические явления — это чувства, восприятия, желания и мысли;
  • Из этого вытекает задача эмпирической психологии, которая заключается в нахождении законов психических явлений, психических состояний и психической жизни в целом;
  • Истоком и методом психологии кажется самонаблюдение как метод восприятия чувствами, ибо каждое психическое явление рассматривается индивидом исключительно на языке его личного опыта, и это может быть проявлено только посредством самонаблюдения. Наблюдение за объектом, однако, должно также использоваться в качестве метода, который становится очевидным для человека, когда он переходит на уровень самонаблюдения;
  • Описания, систематизация и анализ явлений могут служить инструментами для изучения психологических законов;
  • Предмет психологии — состояния сознания;
  • Психологию следует разделить на чистую психологию, в которой психика и закономерности ее формирования анализируются независимо от практики, и прикладную психологию, которая связана с решением проблем практического характера;
  • Отличие психических явлений от физических заключается в том, что они не могут быть известны и восприняты через внешние органы чувств, а только через внутренний опыт или интроспекцию; более того, они могут быть доступны только тем, кто их переживает, в то время как физические явления могут быть одновременно доступны значительному количеству людей для непосредственного наблюдения.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

ЧЕЛПАНОВ, ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ (1862–1936), русский философ, логик, психолог. Родился 16 (28) апреля 1862 в мещанской семье в Мариуполе, здесь же в 1883 с золотой медалью окончил Александровскую гимназию. Поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе (с прикомандированием к Московскому университету, окончил в 1887). Учился у Н.Я.Грота. С 1890 – приват-доцент Московского университета, затем, в 1897 стал штатным профессором Киевского университета, где защитил диссертацию Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности (оппонентами на защите выступали Н.Я.Грот и Л.М.Лопатин).

В 1893–1894 и 1897–1898 в Германии Челпанов слушал лекции по физиологии у Э.Дюбуа-Реймона, Э.Геринга и Э.Кёнига, психологии – у К.Штумпфа и В.Вундта, занимался экспериментальной психологией в Психологическом институте Вундта в Лейпциге и в Институте физиологической оптики в Берлине.

В 1907 стал профессором Московского университета, где возглавил кафедру философии.

Им написаны многократно переиздававшиеся учебники и руководства по логике, философии и психологии, например Учебник психологии выдержал 15 изданий, Учебник логики – 10. Магистерская и докторская диссертации Челпанова представлены в его фундаментальном труде Проблема восприятия пространства (ч. 1, 1896; ч. 2, 1904). Основные работы: Введение в философию (1905); Психология (ч. 1–2, 1909); Введение в экспериментальную психологию (1915); Объективная психология в России и Америке (1925); Спинозизм и материализм (итоги полемики о марксизме в психологии) (1927); Социальная психология или условные рефлексы (1928). О наиболее известном сочинении Челпанова Мозг и душа (1900) В.В.Зеньковский в сочинении История русской философии говорил как о лучшей в мировой литературе книге по критике метафизического материализма.

Логические законы Челпанов понимает как результат наблюдения над мыслительными процессами, который человек получает, вскрывая механизм собственного мышления (абстрагируясь при этом от содержания мыслей). Законы формальны и всеобщи; они – идеальные нормы мышления, приложимые к нашим понятиям о вещах (но не к ним самим). Основной закон – закон противоречия.

Челпанов признает возможность закона и закономерности в истории (в отличие от большинства неокантианцев), но понимает их как проявление закономерностей человеческой воли, как выражение общих психологических законов.

Умер Челпанов в Москве 13 февраля 1936.

1. Curriculum vitae. Георгий Иванович Челпанов родился 16(28) апреля 1862 года в городе Мариуполе (Российская империя, ныне – Украина) в многочисленной, дружной греческой семье. Простые переселенцы из Крыма, прибывшие в Приазовье в конце XVIII века, они поняли значение образования для детей и поощряли их к этому. Юный Георгий отличался большими способностями (в том числе художественными) и в 1883 г. окончил Александровскую мужскую гимназию с золотой медалью. В этом же году он поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета (Одесса) и в 1887 г. окончил его, получив золотую медаль за выпускное сочинение о философии Платона и Аристотеля. Здесь произошла его судьбоносная встреча с Николаем Яковлевичем Гротом, профессором кафедры философии. Тот оценил талант молодого мариупольца и способствовал его развитию. Н.Я. Грот принадлежал к известной семье Гротов, входившую и интеллектуальную элиту России XIX века. Отец – Я.К. Грот, академик, крупный филолог, издавший 9-томное полное собрание сочинений Г.Р. Державина, брат – К.Я. Грот, также филолог, член-корреспондент Императорской Петербургской академии наук.

Философия образования и науки 2

В эти годы он бывал в научных командировках за границей, в основном в германских университетах, откуда черпал много нового. Эти стажировки были в высшей степени продуктивными, поскольку Георгий Иванович в совершенстве владел немецким языком, а эллинского трудолюбия ему было не занимать. Неожиданная смерть жены Ольги Епифановны Иващенко в 1906 году нарушила нормальный ход киевской жизни, и Челпанов в этой ситуации принял приглашение занять кафедру философии в Московском университете. Москва придала новое качество его научной и организационной деятельности. Он был уже профессором с авторитетным именем, и его слово много значило для учеников, коллег и общественных деятелей. Главным делом данного периода стало создание Психологического института при Московском университете. Средства для строительства и оборудования здания выделил меценат С.И. Щукин. Он же субсидировал поездку Челпанова в Германию и США в 1910–1911 гг. для ознакомления с ведущими психологическими лабораториями и институтами мира. В 1912 году Московский Психологический институт им. Л.Г. Щукиной был построен и начал функционировать, а в марте 1914 г. состоялось его торжественное открытие.

Была намечена обширная, хорошо продуманная программа исследований, открывались перспективы быстрого развития отечественной психологии. Однако Первая мировая война, революция, гражданская война и послереволюционное неустроение практически все перечеркнули. Особенно неблагоприятной оказалась политика новой власти, направленная на уничтожение свободомыслия в гуманитарной сфере, провозглашение марксизма высшей, не подлежащей критике истине. В такой обстановке профессору с ярко выраженной идеалистической позицией не оставалось места, и в конце 1923 года он был отстранен от работы в университете и созданном им институте. Челпанову дал приют его ученик Г.Г. Шпет в Государственной академии художественных наук (ГАХН), бывший ее вице-президентом. Но в 1930 г. Челпанов был уволен и оттуда (академию попросту закрыли).

Последние годы жизни он провел, подверженный болезням, изоляции от активной научной деятельности и фактически покинутый бывшими друзьями и коллегами. Скончался Георгий Иванович 13 февраля 1936 г., похоронен на Ваганьковском кладбище (к сожалению, могила ученого утрачена).

Философия образования и науки 2

Педагогика. И в этой области заметен след, оставленный Челпановым. Его дореволюционные учебники для гимназий по психологии и логике были сами по себе беспрецедентным явлением в русской педагогике, тем более в контексте элементарного курса философии для общеобразовательной школы. Велик вклад Челпанова в борьбу с упрощенческими тенденциями при внедрении психологических исследований в среднюю школу, а ведь он вел ее с петербургской школой В.М. Бехтерева и его сторонниками. Здесь часто он оставался один против многих, но в исторической перспективе оказался прав. Все отмечали его педагогический талант и доброжелательность к ученикам, однако широко известно и то, что он был строг в отношении последовательности накопления знаний и не пропускал нерадивых учащихся на следующие этапы (это были незыблемые принципы его киевских и московских семинаров).

3. Основные труды. Об ученом принято судить по его трудам. Главные произведения Г.И. Челпанова:

Это – прижизненные издания. Большая часть из них переиздается начиная с 1990-х годов, когда произошло возвращение научного имени Челпанова.

ПСИХОЛОГИЯ В КЛИНИКЕ

. процессам. Клинические психологи не скрывали скепсиса: “Уже несколько лет как некоторые ученые пытаются основать во Франции экспериментальную психологию (и ее охотно противопоставляют классической) . Но для . с блеском защищена в 1889 г. – году Всемирной выставки в Париже и приуроченных к ней конгрессов по физиологической психологии, психиатрии и экспериментальному и терапевтическому гипнотизму. .

4. Награды и звания:

  • орден Св. Станислава 3-й степени (1900);
  • орден Св. Анны 3-й степени (1904);
  • Большая Премия императора Петра Великого (1907);
  • Малая Премия императора Петра Великого (1909);
  • Премия Преосвященного Макария, Митрополита Московского;
  • ординарный профессор по кафедре философии Университета св. Владимира (Киев, 1904);
  • ординарный профессор по кафедре философии Московского университета (1907).

5. События личной жизни. Г.И. Челпанов в 1889 году женился в Мариуполе на Ольге Епифановне Иващенко (венчание в церкви Марии Магдалины).

В 1895 г. в Киеве у них родился сын Александр, в 1897 г. – дочь Наталья, в 1898 г. – дочь Татьяна. В 1906 году жена скончалась в Киеве в возрасте 43 лет. В 1915 г. у Челпанова в Петрограде родилась дочь Елена от второй жены – Нины Леонидовны Занаревской, двоюродной сестры покойной жены. Судьба некоторых членов семьи Челпанова сложилась трагично: дочь Татьяна умерла в родах в 1933 году, сын Александр расстрелян в 1935 г. по сфабрикованному делу о немецко-русском словаре (в этом же году умерла внучка Марина, дочь сына Александра).

6. Библиография. Первые библиографические изыскания выявили список из более 100 оригинальных работ ученого (книг, статей, рецензий и др.).

7. Общая ретроспективная оценка. При оценке дел и личности Г.И. Челпанова важно видеть историческую динамику, поскольку в советский период произошла целенаправленная трансформация и искажение заслуг и достижений ученого, констатированных его современниками на рубеже реальной жизни. Ныне происходит постепенное восстановление истинной оценки Челпанова вместе с процессом переиздания его классических трудов, проведением мемориальных мероприятий и осуществлением объективных биографических исследований.

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

. аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. . губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В . как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ки, .

Примеры похожих учебных работ

Вклад В.М. Бехтерева и Г.И. Челпанова в становление отечественной психологии

. Грот, который в это время заведовал кафедрой философии. Грота и Вундта Челпанов считал своими учителями, и именно их принципы психологии, их подходы к исследованию душевной жизни он исповедовал в .

ПСИХОЛОГИЯ В КЛИНИКЕ

. гг. объектом психологического изучения были также медиумические явления – ясновидение, чтение мыслей и др., впоследствии исключенные из пределов научной психологии [40]. В этих исследованиях . умы исследователей. Г.И. Челпанов осторожно предупреждал, .

. явления действительности методология психология метод исследования методика Заочный опрос . логика; наука; методология; философия. Психология в переводе с . Псх. Н., доцент кафедры теоретической и практической психологии е.И. Алферова ___________ .

Психология ФЕПО -14 2011-12

. педагогической психологии. Школьный и пубертатный периоды по Л.С. Выготскому разделяет кризис 13 лет. ВЮРЦБУРГСКАЯ . человека. ВОЛЮНТАРИЗМ – направление в идеалистической философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную .

Психология 69

. Понятие души в мифологии и философии. Особенности античной психологии, ее периодизация. Протофилософский этап развития античной . с тем психология представляет собой единую научную дисциплину, основанную на едином предмете исследования и едином .

Методы психолого-педагогических исследований 2

. вопросы. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя . невозможно. Психолого-педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть .

Читайте также: