Человек в открытом космосе доклад

Обновлено: 30.06.2024

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Северо-западный учебный округ

Экзаменационная презентация по астрономии

Москва 2005год

Что происходило во время полёта космического корабля----------------------- 17

В настоящее время космонавтика стоит на передовых рубежах научно-технической революции. Электроника, микроэлектроника, современная промышленность, наука работают над изучением космоса. А в то время, когда космонавтика делала первые шаги, выход человека в открытый космос стал огромным рывком в развитии науки, и это сделали именно советские учёные и советские космонавты.

Американцы тоже планировали осуществить выход человека в открытый космос и надеялись сделать это первыми. На Земле для решения этой задачи в барокамере тренировался Эдвард Уайт, летчик-испытатель ВВС США. Он вступил в отряд астронавтов в 1962 году, к этому времени имел самый большой опыт пребывания в невесомости, поскольку летал на транспортном самолете КС-13В, где имитировалась невесомость при тренировках астронавтов.

Выход советского космонавта в открытый космос был расценен в США как очередной вызов - в те годы шло соревнование в космосе двух сверхдержав, и американские специалисты вынуждены были активизировать свои усилия. По первоначальному плану Уайту предстояло лишь выглянуть из открытого на орбите люка. Но - программу предстоящего полета пришлось менять на ходу.

Готовившийся к выходу в открытый космос Уайт не ожидал, что его час пробьет так быстро. О предстоящем полете с выходом астронавта в открытый космос NASA объявило 25 мая 1965 года, а уже 3 июня в космос стартовал аппарат "Джемини-4" с астронавтами Д. Макдивиттом и Э. Уайтом на борту.

И как бы ни старались Американцы, но первым осуществить эту беспрецедентную по тем временам задачу удалось советским ученым, сделав огромный шаг в развитии отечественной космонавтики.

Исследование космоса объединенными усилиями землян продолжается.

Летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации. Член КПСС с 1957 года.

Родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Кемеровской области.

Павел Иванович Беляев

( 26.06.1925 года [Челищево, Рослятинского района Вологодской области] - 10.01.1970 года [Москва])

Запуск космического корабля “Восход-2”

18 марта 1965 г. с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Союз", на
борту которой был космический корабль "Восход-2". Его экипаж стоял из двух
человек: командир корабля Павел Беляев и второй пилот Алексей Леонов. Весь
полет продолжался немногим более суток, но это был исторический полет. Во время
него Алексей Леонов совершил первый в истории выход человека в открытый космос.

Для обеспечения выхода человека в открытый космос в НПО "Энергия" был создан
специальный переходной шлюз под кодовым названием "Волга". Он имел
цилиндрическую конструкцию и состоял из 36 надувных секций, разделенных на 3
изолированных друг от друга группы. Шлюз сохранял свою форму даже в случае
выхода из строя двух из них. Космонавт, выходящий в открытый космос, соединялся
с кораблем фалом, по которому обеспечивалась связь с бортом корабля, и
подавался кислород, тем не менее, на скафандре космонавта крепился
дополнительный аварийный баллон с кислородом.

Перед выходом Алексея Леонова в космос скафандр одел и Павел Беляев. В случае
какой бы то ни было аварии, он должен был помочь Леонову вернуться на корабль.

Сразу же после выхода на заданную орбиту космонавты начали подготовку к выходу
в космос. Беляев помог Леонову облачиться в скафандр и укрепить аварийный
баллон с кислородом. Затем Леонов вышел в открытый космос. Через 10 минут он
заметил, что скафандр в условиях космического вакуума ведет себя совсем не так
как на земле. Он раздулся и стал ограничивать движения космонавта. Стало
невозможно что-либо делать руками, так как перчатки раздулись и не слушались
движений пальцев. Тогда Леонов решил без консультаций с центром управления
полетом использовать специальный клапан для снижения давления внутри скафандра
почти втрое.
Из-за увеличения размеров скафандра возникли проблемы и с возвращением на
корабль.

Для выхода в открытый космос был разработан скафандр Беркут. Он использовался только при полете корабля Восход-2, в этом полете 18 марта 1965 года космонавт Алексей Леонов впервые в мире вышел в открытый космос.

Скафандры Беркут были рассчитаны прежде всего для обеспечения выхода в открытый космос, поэтому в отличие от ранее применявшихся они были снабжены экранно-вакуумной теплоизоляцией и светофильтром. Оболочка скафандра представляла собой пакет, состоящий из силовой и двух герметичных (основной и резервной) оболочек. Шлем съемный пространственный. Каска шлема изготовлена из алюминиевого сплава. Иллюминатор шлема открывающийся, остекление его двойное, выполнено из органического стекла. Внутренняя полость шлема отделена от остальной части скафандра герметичной шторкой. Эти же скафандры должны были защитить экипаж в случае разгерметизации кабины. Система вентиляции и аварийного наддува скафандров в кабине была аналогична системе, применявшейся на кораблях "Восток", но рассчитана была на одновременную работу двух скафандров.

В связи с ограниченностью задач, решаемых при первом выходе человека из корабля "Восход-2" в открытый космос, обеспечение жизнедеятельности осуществлялось наиболее простой и надежной системой вентиляционного типа, размещенной в наспинном ранце, с дублированием подачи кислорода от запаса газа, имевшегося в шлюзовой камере. Ранец крепился на скафандре с помощью специальной подвесной системы. Габариты ранца 520/320/120 мм.

Расход кислорода от ранца был рассчитан на обеспечение наддува скафандра, кислородное питание космонавта и удаление С02. Величина расхода регулировалась автоматически в зависимости от абсолютного давления в скафандре. При рабочем давлении 40 кПа она составляла 16. 20 л/мин (приведенных к нормальным условиям). Весь кислород из АСОЖ подавался в шлем, после чего попадал под оболочку скафандра и далее выбрасывался через регулятор абсолютного давления в окружающую среду

Запас кислорода хранился в трех восьмилитровых баллонах под давлением 22 МПа. Включение его осуществлялось запорно-пусковым устройством перед одеванием ранца. Подача кислорода в скафандр включалась дистанционно. Расчетная продолжительность работы АСОЖ составляла 45 мин. Фактически продолжительность выхода А. А. Леонова в открытый космос равнялась, как известно, 12 мин. Страховка космонавта в открытом космосе обеспечивалась специальным фалом длиной 7 м, в состав которого входили амортизирующее устройство, стальной трос, шланг аварийной подачи кислорода и электрические провода, по которым на борт корабля передавались данные медицинских и технических измерений, а также осуществлялась телефонная связь с командиром корабля.

Наземные тренировки

Составляющие успеха

Человек за бортом

Алексей Леонов мягко оттолкнулся от корабля, осторожно подвигал руками и ногами. Движения выполнялись сравнительно легко, и он, раскинув руки, как крылья, стал свободно парить в безвоздушном пространстве высоко над Землей, при этом 5-метровый фал надежно связывал его с кораблем. С борта корабля за Леоновым постоянно следили две телевизионные камеры (и хотя их разрешающая способность была невысока, потом на Земле был смонтирован вполне приличный фильм о первом выходе землянина в открытый космос).

9 марта экспедиция Центра подготовки космонавтов вместе с экипажами вылетела на полигон. В тот же день на второй площадке состоялось совещание ВВС и технического руководства пуска, на котором вновь обсуждался состав экипажей. Н.П. Каманин рассказал об итогах подготовки и расставил космонавтов по степени готовности: Леонов, Хрунов, Беляев, Заикин. Кандидатура Павла Беляева вызывала сильное сомнение, так как месяц назад во время тренировки в барокамере он начал задыхаться, но быстро обнаружил неисправность оборудования и устранил ее. Однако же эксперимент был сорван. Несмотря на это, Каманин рекомендовал не менять основной экипаж, поскольку Леонов и Беляев вместе давно готовились и хорошо сработались. Он предложил утвердить Хрунова дублером одновременно и командира, и второго пилота, обосновывая это тем, что он значительно лучше Заикина подготовлен для обеих должностей. В результате дискуссии решили экипажи не менять. Тем не менее на следующий день приняли решение: в день старта в скафандры одевать только трех космонавтов.

11 марта первый экипаж произвел "отсидку" в корабле. Второму экипажу поработать в летном корабле не дали - не осталось времени.

12 марта состоялся пуск станции "Луна" для посадки на Луну, и - неудачно. Не сработала 4-я ступень ракеты, и АМС осталась на орбите Земли под именем "Космос-60".

13 марта прошли последние контрольные занятия с экипажем. Когда они закончились, Сергей Павлович сказал: "Ну что ж, друзья, наверное, я в последний раз с вами на пуске. "Востоки" и "Восходы" слишком дорого мне обошлись. " Эти слова оказались пророческими. Пилотируемый пуск "Восхода-2" оказался для С. П. Королева последним. Через 10 месяцев его не стало.

16 марта на Госкомиссии было принято решение: вывезти ракетно-космический комплекс "Восход" на старт 17 марта и произвести его запуск 18 марта. Вечером того же дня Госкомиссия утвердила экипажи: основной - командир подполковник П. И. Беляев с выходящим в космос майором А. А. Леоновым; запасной - командир майор Д. А. Заикин и выходящий майор Е. В. Хрунов.

18 марта 1965 г. был запущен космический корабль ЗКД N 4, получивший название "Восход-2", с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым на борту. Масса корабля составила 5 682 кг - на 362 кг больше массы "Восхода". Через 1 час 35 минут после старта (в начале 2-го витка) Алексей Леонов первым в мире покинул космический корабль, о чем на весь мир объявил Павел Беляев: "Внимание! Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство!" Телевизионное изображение парящего на фоне Земли Алексея Леонова транслировалось по всем телеканалам.

Леонов находился в условиях космического пространства 23 мин. 41 сек., а вне шлюза в открытом космосе - 12 мин. 09 сек. В это время он удалялся от корабля на расстояние до 5.35 м. Во время выхода его скафандр был связан с бортом корабля специальным электрическим кабелем, так как не был полностью автономным.

На самом деле в полете был ряд серьезных нештатных ситуаций, неоднократно угрожавших жизни космонавтов. Вот как об этом рассказал Алексей Архипович Леонов: "Серьезных нештатных ситуаций в моем полете на "Восходе-2" было семь, из них три или четыре были смертельными.

Когда создавали корабль для выхода в открытый космос, то приходилось решать множество проблем, одна из которых была связана с размером люка. Чтобы крышка открывалась внутрь полностью, пришлось бы урезать ложемент. Тогда бы я в него не поместился в плечах. И я дал согласие на уменьшение диаметра люка. Таким образом, между скафандром и обрезом люка оставался зазор по 20 мм с каждого плеча.

На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км. В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре - около 600 мм, а снаружи - 10-9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно. В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни ребра жесткости, ни плотная ткань. Я, конечно, предполагал, что это случится, но не думал, что настолько сильно. Я затянул все ремни, но скафандр так раздулся, что руки вышли из перчаток, когда я брался за поручни, а ноги - из сапог. В таком состоянии я, разумеется, не мог втиснуться в люк шлюза. Возникла критическая ситуация, а советоваться с Землей было некогда. Пока бы я им доложил. пока бы они совещались. И кто бы взял на себя ответственность? Только Паша Беляев это видел, но ничем не мог помочь. И тут я, нарушая все инструкции и не сообщая на Землю, перехожу на давление 0,27 атмосфер. Это второй режим работы скафандра. Если бы к этому времени у меня не произошло вымывание азота из крови, то закипел бы азот - и все. гибель. Я прикинул, что уже час нахожусь под чистым кислородом и кипения быть не должно. После того, как я перешел на второй режим, все "село" на свои места. На нервах сунул в шлюз кинокамеру и сам, нарушая инструкцию, пошел в шлюз не ногами, а головой вперед. Взявшись за леера, я протиснул себя вперед. Потом я закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно ногами. Иначе я бы не смог, ведь крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30% объема кабины. Поэтому мне пришлось разворачиваться (внутренний диаметр шлюза -1 метр, ширина скафандра в плечах - 68 см). Вот здесь была самая большая нагрузка, у меня пульс дошел до 190. Мне все же удалось перевернуться и войти в корабль ногами, как положено, но у меня был такой тепловой удар, что я, нарушая инструкции и не проверив герметичность, открыл шлем, не закрыв за собой люк. Вытираю перчаткой глаза, а вытереть не удается, как будто на голову кто-то льет. Тогда у меня было всего 60 литров кислорода на дыхание и вентиляцию, а сейчас у "Орлана" - 360 литров. Я первый в истории вышел и отошел сразу на 5 метров. Больше этого никто не делал. А ведь с этим фалом надо было работать, собрать на крючки, чтобы не болтался. Была громадная физическая нагрузка. Единственное, что я не сделал на выходе, - не смог сфотографировать корабль со стороны. У меня была миниатюрная камера "Аякс", способная снимать через пуговицу. Ее нам дали с личного разрешения председателя КГБ. Управлялась эта камера дистанционно тросиком; из-за деформации скафандра я не смог до него дотянуться. А вот киносъемку я сделал (3 минуты камерой С-97), и за мной с корабля постоянно следили две телевизионные камеры, но у них была невысокая разрешающая способность. По этим материалам потом сделали очень интересный фильм.

Но самое страшное было, когда я вернулся в корабль, - начало расти парциальное давление кислорода (в кабине), которое дошло до 460 мм и продолжало расти. Это при норме 160 мм! Но ведь 460 мм - это гремучий газ, ведь Бондаренко сгорел на этом. Вначале мы в оцепенении сидели. Все понимали, но сделать почти ничего не могли: до конца убрали влажность, убрали температуру (стало 10-12 ). А давление растет. Малейшая искра - и все превратилось бы в молекулярное состояние, и мы это понимали. Семь часов в таком состоянии, а потом заснули. видимо, от стресса. Потом мы разобрались, что я шлангом от скафандра задел за тумблер надува. Что произошло фактически? Поскольку корабль был долгое время стабилизирован относительно Солнца, то, естественно, возникла деформация; ведь с одной стороны охлаждение до -140 С, с другой - нагрев до +150 С. Датчики закрытия люка сработали, но осталась щель. Система регенерации начала нагнетать давление, и кислород стал расти, мы его не успевали потреблять. Общее давление достигло 920 мм. Эти несколько тонн давления придавили люк и рост давления прекратился. Потом давление стало падать на глазах".

А. Леонов рассказывает: "Мы шли над Москвой, наклонение 65 . Надо было садиться именно на этом витке, и мы сами выбрали район для посадки - в 150 км от Соликамска с курсовым углом 270 , потому что там была тайга. Никаких предприятий, никаких линий электропередач. Могли сесть в Харькове, в Казани, в Москве, но это было опасно. Версия, что мы туда попали из-за нарушения балансировки, - полная ерунда. Мы сами выбрали место посадки, так как это было безопаснее и возможные отклонения в работе двигателя смещали точку посадки тоже в безопасные районы. Только в Китай нельзя было садиться - тогда отношения были очень напряженными. В результате при скорости 28 000 км/ч мы сели всего в 80 км от нами же рассчитанной точки. Это хороший результат. А резервных мест посадки тогда не было. И нас там не ждали. "

"Когда мы приземлились, - вспоминает А. Леонов, - нас нашли не сразу. Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: "Ну все, я замерз". Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт ЦКБЭМ) и другие. Они привезли нам теплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали - и жизнь стала веселее. Костер развели, котел поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была".

21 марта была вырублена посадочная площадка для вертолетов, и Павел Беляев и Алексей Леонов с сопровождающими на лыжах добрались до вертолета Ми-4. Вскоре они были в Перми, откуда доложили о завершении полета Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу. Эвакуацией космонавтов руководил подполковник Владимир Беляев, однофамилец командира экипажа. В тот же день космонавты вернулись в Ленинск.

После того, как космонавты отдохнули, 23 марта их встречала Москва. С мавзолея Леонов произнес очень яркие слова: "Я хочу вам сказать, что картина космической бездны, которую я увидел, своей грандиозностью, необъятностью, яркостью красок и резкостью контрастов чистой темноты с ослепительным сиянием звезд просто поразила и очаровала меня. В довершение картины представьте себе - на этом фоне я вижу наш советский корабль, озаренный ярким светом солнечных лучей. Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной было черное небо и яркие немигающие звезды. Солнце представлялось мне как раскаленный огненный диск. "

РОСКОСМОС-СПОРТ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА. ВЫХОД В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС АЛЕКСЕЯ ЛЕОНОВА

Шлюзовая камера корабля сообщалась с кабиной люком с герметизирующей крышкой, которая открывалась внутрь гермокабины как автоматически (с помощью специального механизма с электроприводом), так и вручную. Управление приводом осуществлялось с пульта.

В шлюзовой камере были размещены две кинокамеры для съемки процесса входа космонавта в камеру и выхода из нее, система освещения, агрегаты системы шлюзовой камеры. Снаружи был установлен киноаппарат для съемки находящегося в космическом пространстве космонавта, баллоны с запасом воздуха для наддува шлюзовой камеры и баллоны с аварийным запасом кислорода.

Управление шлюзованием осуществлял командир корабля Павел БЕЛЯЕВ с пульта, установленного в кабине. При необходимости управление основными операциями шлюзования могло осуществляться ЛЕОНОВЫМ с пульта, установленного в шлюзовой камере.

В 11 часов 28 минут 13 секунд в начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры корабля. В 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся люк шлюзовой камеры, а в 11 часов 34 минуты 51 секунду Алексей ЛЕОНОВ вышел из шлюзовой камеры в космическое пространство.

Космонавта с кораблем связывал фал длиной 5,35 метра, в составе которого был стальной трос и электрические провода для передачи на борт корабля данных медицинских наблюдений и технических измерений, а также осуществления телефонной связи с командиром корабля.

После выполнения ряда экспериментов Алексею Архиповичу была дана команда возвращаться, но сделать это оказалось непросто. Из-за разности давлений в космосе скафандр сильно раздулся, потерял свою гибкость, и ЛЕОНОВ не мог втиснуться в люк шлюза. Он сделал несколько безрезультатных попыток. Запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20 минут, которые заканчивались. Тогда космонавт сбросил давление в скафандре до аварийного.

Скафандр уменьшился, и вопреки инструкции, предписывающей заходить в шлюз ногами, он протиснулся в него головой вперед. ЛЕОНОВ стал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно было ногами из-за того, что крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30% объема кабины. Разворачиваться было сложно, так как внутренний диаметр шлюза — один метр, а ширина скафандра в плечах — 68 сантиметров. С большим трудом ЛЕОНОВУ удалось это сделать, и он смог войти в корабль ногами вперед, как положено.

Алексей Архипович находился вне корабля в условиях космического пространства 23 минуты 41 секунду. По положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру. Поэтому время нахождения Алексея ЛЕОНОВА в открытом космическом пространстве вне космического корабля считается равным 12 минут 9 секунд.

С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода Алексея ЛЕОНОВА в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов.

После возвращения в кабину Алексея ЛЕОНОВА космонавты продолжили выполнять эксперименты, запланированные программой полета.

В полете было еще несколько нештатных ситуаций, которые, к счастью, не привели к трагедии. Одна из таких ситуаций возникла при возвращении: не сработала система автоматической ориентации на Солнце, и поэтому не включилась вовремя тормозная двигательная установка.

Нашли их не сразу, посадке вертолетов помешали высокие деревья. Поэтому ночь космонавтам пришлось провести около костра, используя для утепления парашюты и скафандры. На следующий день в мелколесье, в нескольких километрах от места приземления экипажа, спустился десант спасателей для расчистки площадки для небольшого вертолета. Группа спасателей на лыжах добралась до космонавтов. Спасатели построили бревенчатую избушку-шалаш, где оборудовали спальные места для ночлега. 21 марта площадка для приема вертолета была подготовлена, и в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда и сделали официальный доклад о завершении полета.

Первый выход в открытый космос, совершенный Алексеем Архиповичем ЛЕОНОВЫМ, стал очередной точкой отсчета для мировой космонавтики. Во многом благодаря опыту, полученному в этом первом полёте, сегодня выход в открытый космос является уже стандартной частью экспедиций на Международную космическую станцию.

В наши дни во время выходов в космос проводятся научные исследования, ремонтные работы, установка нового оборудования на внешнюю поверхность станции, запуск малых спутников и целый ряд других операций.

Человек в открытом космосе

18 марта 1965 года

В СКАФАНДРЕ НАД ПЛАНЕТОЙ

В случае какой бы то ни было аварии, он должен был помочь Леонову вернуться на корабль. Вся процедура выхода в открытый космос была проверена во время наземных тренировок и смоделирована в невесомости на борту летящего по параболической траектории самолета. Сразу же после выхода на заданную орбиту космонавты начали подготовку к выходу в космос. Беляев помог Леонову облачиться в скафандр и укрепить аварийный баллон с кислородом. Затем Леонов вышел в открытый космос. Алексей Леонов мягко оттолкнулся от корабля, осторожно подвигал руками и ногами.

Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. Задержка команды на включение тормозных двигателей составила 45 секунд. В результате приземлились космонавты далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 км северо-западнее Перми в заснеженном лесу. Первую помощь они получили только спустя сутки от местных лесорубов. Вертолеты за ними прилетели только на третий день.

ЧЕЛОВЕК ВЫШЕЛ В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО!

В 11:32:54 Беляев со своего пульта в корабле открыл наружный люк шлюзовой камеры. В 11:34:51 Алексей Леонов покинул шлюз и оказался в открытом космосе.

Леонов мягко оттолкнулся и почувствовал, что корабль дрогнул от его толчка. Первое, что он увидел, было черное небо. Тут же послышался голос Беляева:

Беляев передал на Землю:

-Внимание! Человек вышел в космическое пространство!

Телевизионное изображение парящего на фоне Земли Леонова транслировалась по всем телеканалам.

ВОСПОМИНАНИЯ КОМАНДИРА ПОИСКОВОЙ ГРУППЫ

Мы сели втроем - Артемьев, Волков и я, не разобрав за шумом двигателя, чтобы одного высадили - Ми-1 больше двух человек не берет. Погрузили лыжи, топоры, пилы и полетели. В пути, увидев, что нас трое, летчик сказал, что не сможет зависнуть, а высадит нас в двух километрах от космонавтов. Дальше нужно идти на лыжах. Он завис над березовой рощицей; высота деревьев - 20 метров. Выбросил веревочную лестницу и сказал, чтобы мы спускались. Мы побросали груз и спустились все трое.

Неприятные были ощущения, когда прыгали с лестницы. Он показал нам направление и улетел. Поставили компас в этом направлении и хотели двигаться. Но оказалось, что лыжные крепления хорошо подошли к моим сапогам, а Волков и Артемьев были в унтах, и поэтому возникли трудности с их креплениями. Пройдя метров 100, я вынужден был дать команду вернуться и готовить место для посадки вертолета, а сам двинулся к искомому месту один.

Через некоторое время я услышал выстрелы и по ним продолжал идти. В 9:00 мы высадились, а к ним я пришел в 2:00 дня. Идти 2 км пять часов, имея первый разряд по лыжам, – это стыдно, конечно… но очень сложно: рыхлый снег глубиной 1.5 м.

К концу дня пришла группа, которая была предназначена для эвакуации от ВВС. Пришел доктор Туманов. Развели еще один костер. У Туманова оказались таблетки мясного бульона. Мы их вскипятили, и надо было видеть, с каким удовольствием Беляев с Леоновым залпом пили горячий бульон. Я, например, не мог до этой кружки дотронуться.


Гигантская работа ради маленького шага

Тот, кто первым почувствовал космос. Каким весь мир запомнил Алексея Леонова

Тот, кто первым почувствовал космос. Каким весь мир запомнил Алексея Леонова

Чтобы Алексей Архипович Леонов смог впервые выйти в открытый космос 18 марта 1965 года, советские ученые проделали гигантскую работу. Причем велась эта работа в условиях напряженной "космической гонки" между СССР и США. Советской стороне было известно, что американцы тоже готовятся выпустить своего космонавта в открытый космос. И действительно, отстали они ненамного – 3 июня 1965 года в космос вышел первопроходец от США Эдвард Уайт. Но за два с половиной месяца до этого там уже побывал Алексей Леонов.

Полет ракеты-носителя с экипажем "Восход-2" начался 18 марта 1965 года с космодрома Байконур в 10 часов утра по московскому времени.

В специальном отсеке космического корабля находилась гибкая (надувная) шлюзовая камера. Она была нужна для того, чтобы космонавт мог выйти в открытый космос, не подвергая опасности ни жизни остальных членов экипажа, ни сам корабль. Камера обеспечивала безопасность, когда требовалась некоторая разгерметизация отдельных участков космического корабля перед выходом в открытый космос, и была передовой разработкой наших ученых. Например, у американцев при выходе членов экипажа в космос происходила разгерметизация практически всего корабля, и это было чревато опасными неожиданностями.

Как только "Восход-2" вышел на орбиту, камера была надута. Помимо прочих агрегатов, в шлюзе размещались две кинокамеры для съемки процесса выхода Леонова в открытое космическое пространство и системы освещения.

Почти катастрофа и нарушение инструкции

Командир экипажа Павел Беляев наполнил шлюз воздухом и открыл люк, соединявший кабину пилота с камерой, чтобы туда "вплыл" Леонов. Беляев закрыл люк, начал разгерметизацию. После этого открыли люк шлюзовой камеры, и Леонов вышел в открытое пространство. Побывав в открытом космосе, он вернулся. Вне корабля в условиях космического пространства он провел 23 минуты 41 секунду, в условиях открытого космического пространства – 12 минут 9 секунд. Думаете, все просто? Ничуть.

Умер Алексей Леонов, первый космонавт, который вышел в открытый космос

Умер Алексей Леонов, первый космонавт, который вышел в открытый космос

Во время полета на Леонове был космический скафандр "Беркут" с многослойной герметичной оболочкой. Его разрабатывали ученые научно-производственного объединения "Звезда" в 1964-1965 годах специально для выполнения этой важнейшей задачи. Скафандр тоже являлся передовой разработкой для своего времени: он не имел жесткого каркаса. Снаружи скафандр был покрыт специальным веществом белого цвета для защиты космонавта от теплового воздействия солнечных лучей.

"Космический наряд" прошел множество испытаний на Земле, однако все предусмотреть не смогли. Из-за разности давлений во время пребывания внутри корабля и в космическом пространстве скафандр раздулся. Мало того, что это просто мешало двигаться Леонову, но стало препятствием для его возвращения на корабль. Космонавту пришлось приложить серьезные физические усилия, чтобы вернуться назад (это было особо отмечено в его представлении к награде). Чтобы войти в люк, он был вынужден ослабить давление в скафандре почти до критического уровня – с 0,4 до 0,27 атмосферы, а также нарушить инструкцию – входить в шлюзовую камеру головой вперед. А после этого еще и умудриться перевернуться в тесном пространстве, чтобы закрыть люк. Но в результате все завершилось удачно.

Негативный опыт "Беркута" был учтен, и уже следующие космические экипажи получили усовершенствованные скафандры "мягкого типа" – "Ястреб", разработанные также на "Звезде". Кроме того, при проектировании космических кораблей учли и размеры люков, через которые проходят космонавты.

Об истории, которая едва не привела к катастрофе, Леонов умалчивал во время многочисленных встреч с общественностью и коллегами-космонавтами из других стран. Широкая публика узнала об этом только в 1990-е годы, а подробно – в сборнике "Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди", вышедшем в 2005 году.

Не менее важно, чем полет Гагарина

Руководитель Института космической политики Иван Моисеев убежден, что "первый выход человека в открытый космос сопоставим по важности с первым полетом Гагарина: "Первый выход был очень сложным, операция была рискованной".

Моисеев напоминает, что в 1965 году "было очень много аварийных ситуаций, на грани катастрофы": "Вот две из них. Первая – Алексею Леонову не удалось спокойно вернуться на корабль из-за того, что скафандр раздулся непредвиденно. Он затратил много сил и очень рисковал при возвращении обратно. Ему пришлось отходить от инструкции: если ничего не путаю, пришлось входить не ногами вперед, а головой. Вторая – проблема при посадке корабля на Землю. Их корабль исчез далеко от намеченной точки, в тайге, двое суток до него не могли добраться спасатели. Вот такое приключение под конец полета. Там много было аварий. Эти две – самые серьезные".

Что принес первый выход человека в открытый космос

"Первый выход состоялся бы в любом случае. Но полет в космос – это сложная рискованная операция. А то, что называется внекорабельная деятельность (ВКД), которой очень много сейчас, выход в открытый космос – неотъемлемая часть почти всех работ. Построить космические станции вроде МКС или "Мир" без выхода в открытый космос практически невозможно", – подытоживает Моисеев.

Подвиг Леонова (а это все-таки можно назвать подвигом, так как был очень большой риск не вернуться) позволил усовершенствовать скафандры, а работа в этом направлении продвинула исследования в области изменения свойств материалов.

Сложности, возникшие в процессе посадки космического корабля, были использованы для улучшения его технических характеристик. И это только минимум, который принес выход в космос.

Но главное – человечество получило бесценный опыт и уверенность, что космосом можно не только любоваться и наблюдать за ним с помощью технических устройств, но в нем еще можно и работы вести. Таков главный итог фантастических 12 минут 9 секунд пребывания Алексея Леонова наедине с космосом.

Читайте также: