Человек наука общество доклад

Обновлено: 17.05.2024

Наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. На сегодняшний день можно сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.
Именно наука явилась главной причиной столь бурного развития человеческого общества, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления "новой экономики", начала переноса знаний человечества в электронную форму, удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и др.

Содержание

Введение 3
1. Развитие науки 4
2. Функции науки 6
3. Влияние науки на материальную сторону жизни общества 9
4. Наука и технология 11
5. Влияние науки на духовную сферу жизни общества 13
6. Наука и целостное развитие человека 17
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

Человек и наука исправленный.doc

С поднятием значения науки в государственной жизни неизбежно в конце концов и другое изменение в конструкции государства - усиление его демократической основы. Ибо наука по сути дела глубоко демократична. В процессе жизни человеческого общества неуклонно развивается свобода личности, идет широчайшая демократизация общества, культурный мир охватывает весь земной шар. В унисон с этими элементами будущего человечества идет научная деятельность, развивается наука и в связи с ней развивается научное мировоззрение.

Наука - это еще и то, чему можно научить, или научиться, т.е. передать знания и умения или же добыть это знание и умение самому. Образовательный процесс - это процесс передачи и получения знания и умения. Наука непрерывно требует развития и развивается, а для этого нужна передача знаний из поколения в поколение, нужно образование, обучение. Образование должно обеспечить полную передачу информации обо всех, в том числе новейших достижениях в области фундаментальных наук, передать методы научных исследований. Обучение фундаментальным наукам должно тесно соседствовать с собственными фундаментальными исследованиями.

Дальнейшее развитие науки и общества приведет к сближению естественно научного и гуманитарного познания, составляя основу для их глубокой интеграции. Соединений научных ценностей с социальными ценностями (нравственность, искусство, религиозное и философское постижение мира) в современную эпоху должно привести к возникновению нового типа научной реальности.

6. Наука и целостное развитие человека

Первичным в понимании природы науки является ее воздействие на самого человека, на систему его интересов, потребностей и возможностей к действию в организации своего бытия и его совершенствования. Наука не есть нечто внешнее по отношению к сущности человека, она связана с самой его сутью. Последняя выражается прежде всего в потребностях человека. Потребности человека весьма разнообразны. В наше время принято выделять три вида базисных потребностей: витальные (биологические), социальные (принадлежность к определенной группе) и познания. Последнюю группу исходных потребностей составляют идеальные потребности познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и за счет открытия совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям. Познавая действительность, человек стремится уяснить правила и закономерности, которым подчинен окружающий мир.

Важно отметить, что потребность познания не является производной от биологической и социальной потребностей, а ведет свое происхождение от универсальной, свойственной всему живому потребности в информации. Потребность в узнавании является атрибутом жизни. Если не признавать стремление к познанию в качестве базисной потребности человека, то ее нишу займут иные, вспомогательные потребности, среди которых особо агрессивна воля к власти.

В развитии науки воплощена прежде всего эволюция мышления человека, его интеллекта. Именно наука радикальным образом содействует становлению и обогащению абстрактно-логического мышления, делая его все более утонченным и изощренным. Вместе с тем природа человека далеко не сводится к его мыслительной деятельности. Важнейшей характеристикой жизнедеятельности человека является ее эмоционально-нравственный аспект, представления о котором воплощены главным образом в искусстве. Соответственно этому взаимодействие науки и искусства обусловливает целостное развитие человеческой личности, по меньшей мере, ее духовного мира.

Причиной зарождения науки, движущей силой развития науки есть стремление человека к улучшению условий жизни. В своем развитии наука прошла путь от эмпирического накопления фактов к теоретическому их обобщению и к предсказанию будущих изменений объектов. На начальном этапе теоретических обобщений возникает прикладное в науке, прикладные исследования, прикладные науки. Прикладные науки являются связующим звеном между фундаментальными знаниями и их воплощением в практику жизни, в технологии на благо жизни. Одновременно с развитием науки нарастали ее функции и формировалась полифункциональность науки: 1) познавательная, 2) мировоззренческая, 3) технологическая, 4) предсказательная (прогностическая), 5) образовательная, 6) социальная функции. В соответствии с этими функциями наука оказывает разнонаправленные воздействия на общество, на каждого человека. Сила науки заключена в истинности научных знаний. В основе науки, научного исследования лежит научная мысль. Развитие науки и развитие научной мысли это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Под воздействием науки, научной деятельности растет уровень интеллекта не только у тех людей, которые занимаются наукой или изучают науки, но и у всех граждан общества (государства). Рост уровня интеллекта у людей далеких от научных исследований и от изучений наук обеспечивается воздействием на них наукоемких технических систем, которые создаются на основе научных достижений и, которые используются этими людьми постоянно даже в обыденной жизни. Освоение обывателем (с целью практического использования) все новых и новых технических систем приводит неизбежно (хочет он того или нет) к росту уровня его интеллекта.

Список использованной литературы:

  1. Пенкин М. Искусство и наука, М. 1982.
  2. Дж. Д. Бернал. Социальная функция науки. М-1938;
  3. Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1990.
  4. Взаимосвязь наук. Теоретические и практические аспекты.– М. Наука, 1984г.
  5. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988.
  6. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991.

1 Взаимосвязь наук. Теоретические и практические аспекты.– М. Наука, 1984г.

2 Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988.

3 Взаимосвязь наук. Теоретические и практические аспекты.– М. Наука, 1984г.

4 Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1990.

5 Взаимосвязь наук. Теоретические и практические аспекты.– М. Наука, 1984г.

Слайды и текст этой презентации

Человек – НАУКА –

Человек – НАУКА – общество

ИИЦ – Научная библиотека представляет
виртуальную выставку

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА


НАУКА И ЖИЗНЬ Ежемесячный научно-популярный журнал. Основан в 1890 году. Издание возобновлено в октябре 1934 года.

НАУКА И ЖИЗНЬ Ежемесячный научно-популярный журнал. Основан в 1890 году. Издание возобновлено в октябре 1934 года.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Научно-методический журнал. Основные рубрики:Общая педагогика, история педагогики и образованияТеория и методика обучения и

Основные рубрики:
Общая педагогика, история педагогики и образования
Теория и методика обучения и воспитания
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической литературы
Теория и методика дошкольного образования
Теория и методика профессионального образования

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА Научно – методический журнал. Учредитель: Международная академия наук

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Научно – методический журнал. Учредитель: Международная академия наук педагогического образования (МАНПО). Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата наук. Периодичность журнала – 12 раз в год, издаётся с 2000 года.
Основные рубрики журнала:
Качество педагогического образования
Информационная среда современного вуза
Регион крупным планом

НАУКА И РЕЛИГИЯ


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Научный журнал, учредителями которого являются Московский городской психолого-педагогический университет и Психологический институт Российской академии образования. Периодичность издания 4 раза в год, издаётся с 1996 года, рекомендован ВАК Министерства образования РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований. Круг затрагиваемых тем достаточно широк и каждый найдёт в публикациях журнала для себя что-нибудь интересное.

Основные рубрики:
Педагогическая психология
Социальная психология
Общая психология
Диагностический инструментарий
Междисциплинарные исследования


НАУКА. ОБЩЕСТВО. ЧЕЛОВЕК Вестник Уральского отделения РАН – издание, в котором освещаются наиболее значимые

НАУКА. ОБЩЕСТВО. ЧЕЛОВЕК

Вестник Уральского отделения РАН – издание, в котором освещаются наиболее значимые итоги научных исследований сотрудников институтов Отделения, обсуждаются глобальные проблемы и задачи, на решение которых необходимо мобилизовать интеллектуальный потенциал уральских учёных.
Адресован научным сотрудникам, студентам вузов и всем, кто интересуется актуальными проблемами и состоянием современной науки.
Журнал основан в 2002 году. Периодичность – выпускается 4 раза в год.

Основные рубрики:
Вызовы времени
История науки
В лабораториях и институтах
Связь времени
Портрет современника
Отечество
История
Давайте обсудим
Культурный дискурс
Книжная полка


НАУКА И ШКОЛА Научно-методический журнал создан и функционирует согласно идеям и плану развития его

Научно-методический журнал создан и функционирует согласно идеям и плану развития его создателя, доктора педагогических наук, профессора, Почётного профессора МПГУ Каменецкого Самуила Ефимовича. Учредителем является Московский педагогический государственный университет. Издаётся с 1996 года, периодичность издания 6 раз в год.
Журнал входит в перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в РФ, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций, на соискание учёных степеней кандидата наук и доктора наук по педагогике, психологии, истории.

Основные рубрики:
Образовательная политика
Педагогическое образование
Педагогическое образование в национальной школе
Педагогическое образование за рубежом
Педагогические исследования
Новые информационные исследования
Вопросы истории


ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ (ОНС) - единственное в нашей стране академическое междисциплинарное издание.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

(ОНС) - единственное в нашей стране академическое междисциплинарное издание. На страницах журнала представлены статьи по политологии и праву, экономике и социологии, философии и истории, культурологии и психологии. Предпочтение отдается исследованиям на стыке различных дисциплин, в том числе гуманитарных и естественнонаучных. Среди наших авторов и читателей - те, кому тесно в рамках отраслевых изданий и "отраслевого" мышления, кого интересуют универсальные вопросы и тенденции, кто хочет ориентироваться в широком круге современных проблем, кто пытается найти новые, нетривиальные ответы на традиционные и современные вопросы российского бытия, выявить тенденции модернизационных процессов в стране и в мире. На страницах журнала обсуждаются следующие проблемы:
экономика, социум, политика, культура России;
построение общенаучной картины мира;
особенности и перспективы трансформационных процессов;
синергетика и методология обществознания;
перспективы человека и мировой цивилизации;
регионалистика и модернизационные процессы;
межнациональные отношения.
Журнал также публикует дискуссии, интервью, встречи за "круглым столом", материалы для подготовки новых курсов по обществоведческим дисциплинам в вузах и старших классах средней школы. Свое место на страницах журнала занимают статьи, посвященные состоянию культуры в современном мире, вопросам женского движения. Постоянная рубрика будет знакомить с последними работами ученых-славистов из университетов Запада и Востока.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Науки о человеке и обществе

НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ. Вопрос о сущности человека чаще всего рассматривается в четырех основных измерениях: биологическом, психическом, социальном и космическом.

Под биологическим понятием в изучении человека понимается анатомическое и физиологическое строение, особенности генетики, основные процессы организма. Эти свойства человека изучают различные отрасли биологии.

Сознательные и бессознательные процессы охватывает психическое понятие , то есть под психическим понятием рассматривается внутренний мир человека. И поэтому одной из самых основных проблем этой области знания является изучение внутреннего мира человека во всей его сложности.

Космическое – еще одно направление познания человека. Связь человека и мироздания всегда находила воплощение в мифах, религии, философии. К. И. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский высказали о влияние Ритмы Космоса на динамику изменения биополей растений, животных и человека.

Науки о человеке играют в жизни важную роль. В последние годы особенно знаменитых результатов достигла генетика . В сегодняшнее время люди, благодаря науке, могут вылечиваться от многих давне неизлечимых болезней.

НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ.

Философия. Философия изучает общество с точки зрения его сущности: структуры, идейных оснований, соотношения в нем духовных и материальных факторов. Так как именно общество порождает, развивает и передает смыслы, то философия, исследующая смыслы, уделяет обществу и его проблематике центральное внимание. Любое философское исследование обязательно затрагивает тему общества, так как мысль человеческая всегда развертывается в общественном контексте, предопределяющим ее строй.

Философский подход к обществу зависит от того, на каких позициях стоит тот или иной философ: в соответствии с этими позициями меняются и определение общества, и его типологизация, и методы его изучения.

История. История рассматривает поступательное развитие обществ, давая описание фаз их развития, структуры, устройства, особенностей и характеристик. Различные школы исторического знания ставят акценты на разных аспектах истории. В центре внимания классической исторической школы стоят религия, культура, мировоззрение, социальное и политическое устройство общества, описание периодов его развития и наиболее важных событий и действующих лиц общественной истории.

Антропологический метод исследования общества состоит в тщательном изучении мифов, легенд, обрядов, бытового поведения, привычек, жестов и даже предрассудков его членов, а также наиболее древних социальных институтов.

Социология. Социология является дисциплиной, главным объектом которой является само общество, изучаемое как целостное явление. Общество в социологии считается той инстанцией, где формируется тип рациональности, представление о человеке, мировоззрение.

В широком смысле социология стремится изучать общество как самостоятельный объект и смыкается во многом с философией.

Политология. Политология изучает общество в его политическом измерении, исследуя развитие и изменение властных систем и институтов общества, трансформацию политической системы государств, смену политических идеологий.

Культурология. Культурология рассматривает общество как культурное явление. В этой перспективе социальное содержание проявляет себя через культуру, порожденную и развиваемую обществом. Общество в культурологии выступает субъектом культуры и одновременно тем полем, на котором развертывается культурное творчество и в котором интерпретируются культурные явления. Культура, понятая в широком смысле, охватывает всю совокупность общественных ценностей, создающих коллективный портрет идентичности каждого конкретного общества.

Правоведение. Правоведение преимущественно рассматривает общественные отношения в юридическом аспекте, который они приобретают, будучи зафиксированными в законодательных актах. Правовые системы и институты отражают преобладающие тенденции общественного развития, совмещают в себе мировоззренческие, политические, исторические, культурные и ценностные установки общества. Изучение правовых норм и законов, как правило, закрепленных в документальных постановлениях, помогает полнее понять структуры обществ. От древних обществ часто сохраняются именно правовые документы, что привело к созданию распространенной практики исторической реконструкции общественных систем и институтов на основании сохранившихся правовых и законодательных актов.

Экономика . Экономика изучает хозяйственный уклад различных обществ, исследует влияние экономической деятельности на социальные институ-ты, структуры и отношения.

В научном знании выделяют естественные и общественные науки . Естественные науки (или как говорят — естествознание) представляют собой сумму знаний о законах и закономерностях бытия природы в целом, природных явлений в особенности. К ним относятся, в частности, астрономия, физика, химия, биология, математика, география. К общественным наукам относят философию, социологию, историю, политологию, логику, этику, эстетику, юриспруденцию и другие науки, так как они исследуют закономерности функционирования и развития общества в целом и его отдельных составляющих.

Обществознание как направление познавательной деятельности человека, выраженное в накоплении и систематизации научного знания об обществе в целом и его отдельных сферах, представляет собой социально-гуманитарную отрасль знания, которая выполняет интегративную (объединяющую) функцию по отношению к частным общественным наукам и обеспечивает их единство.

Диплом на заказ

Узнать стоимость написания работы -->

В своём первоначальном значении общество - это некая общность, союз, сотрудничество, объединение отдельных людей. Понятие "общество” многозначно:
- в широком смысле: общество - часть материального мира, обособившаяся от природы, но неразрывно связанная с ней, и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения (все человечество);
- в узком смысле:

Работа состоит из 1 файл

Общество.docx

Областное государственное бюджетное образовательное

учреждение среднего профессионального образования

Реферат
по дисциплине: Обществознание

Тема: Науки, изучающие общество, человека. Их система.

Студентка группы СПО/11

Исакова Евгения Олеговна

В своём первоначальном значении общество - это некая общность, союз, сотрудничество, объединение отдельных людей. Понятие "общество” многозначно:

- в широком смысле: общество - часть материального мира, обособившаяся от природы, но неразрывно связанная с ней, и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения (все человечество);

- (с социологической точки зрения) – общество – это определённая группа людей, объединённая общими интересами (целью) для совместной деятельности (например, общество защиты животных или, наоборот, общество охотников и рыболовов);

- (исторический подход к пониманию общества) – общество – это конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или всего человечества (например: первобытное общество, средневековое общество и т.д.);

- (этнографический смысл) – общество – совокупность людей, характеризующаяся общими этническими особенностями и культурными традициями (например: общество бушменов, общество американских индейцев и т.д.).

В социальной философии для того, чтобы избежать терминологической путаницы, предлагается использовать понятие социум для обозначения общества. Социум – понятие, обозначающее общество в широком смысле слова, характеризующем все аспекты социальности, противопоставленной природному началу.

Выделим общие характерные черты понятия общества:

  • общество состоит из отдельных людей, обладающих волей и сознанием;
  • людей объединяет в общество совместная деятельность, общие интересы и цели;
  • связующим звеном общества, его каркасом, являются связи, устанавливающиеся между людьми в процессе их взаимодействия – общественные отношения.

Кроме того, каждое конкретное общество можно выделить по определенным внешним и внутренним признакам.

Внешние признаки общества – это территория, на которой формируется и образуется общество, и хронология - последовательность исторических событий развития общества во времени.

К внутренним признакам общества относят:

- способность к самоорганизации и развитию;

- наличие отдельных элементов ( социальных групп и конкретных людей)

- связи, возникающие между людьми в процессе их взаимодействия.

Философия. Философия изучает общество с точки зрения его сущности: структуры, идейных оснований, соотношения в нем духовных и материальных факторов. Так как именно общество порождает, развивает и передает смыслы, то философия, исследующая смыслы, уделяет обществу и его проблематике центральное внимание. Любое философское исследование обязательно затрагивает тему общества, так как мысль человеческая всегда развертывается в общественном контексте, предопределяющим ее строй.

Философский подход к обществу зависит от того, на каких позициях стоит тот или иной философ: в соответствии с этими позициями меняются и определение общества, и его типологизация, и методы его изучения.

История. История рассматривает поступательное развитие обществ, давая описание фаз их развития, структуры, устройства, особенностей и характеристик. Различные школы исторического знания ставят акценты на разных аспектах истории. В центре внимания классической исторической школы стоят религия, культура, мировоззрение, социальное и политическое устройство общества, описание периодов его развития и наиболее важных событий и действующих лиц общественной истории.

Историки-структуралисты предлагают исследовать общество как самостоятельную систему, создающую собственные критерии для расшифровки социальных явлений, знаков и отношений.

Антропологический метод исследования общества состоит в тщательном изучении мифов, легенд, обрядов, бытового поведения, привычек, жестов и даже предрассудков его членов, а также наиболее древних социальных институтов.

Этнология описывает ценностные системы, происхождение, фазы исторического становления, языковое своеобразие, хозяйственный уклад и системы религиозных и мифологических воззрений этносов.

Для исследования обществ, находящихся на этнической стадии, этнология является необходимым инструментом. Более того, этнологические данные много говорят об обществе, перешедшем и на иные исторические стадии, так как этнические архетипы чрезвычайно устойчивы и способны влиять на психологию и социальное поведение на протяжении долгих веков существования людей во всех общественных системах.

В последние десятилетия социология стала активно пользоваться статистическими методами исследования, задействовав социальные опросы, анкетирование, анализ данных, собранных в фокус-группах, результаты голосования и другие формы изучения общественного мнения.

И хотя в рамках социологии изучение общественного мнения является лишь подсобным и второстепенным элементом, есть тенденция подменять прикладными методиками саму дисциплину. В широком смысле социология стремится изучать общество как самостоятельный объект и смыкается во многом с философией.

Политология. Политология изучает общество в его политическом измерении, исследуя развитие и изменение властных систем и институтов общества, трансформацию политической системы государств, смену политических идеологий.

Культурология. Культурология рассматривает общество как культурное явление. В этой перспективе социальное содержание проявляет себя через культуру, порожденную и развиваемую обществом. Общество в культурологии выступает субъектом культуры и одновременно тем полем, на котором развертывается культурное творчество и в котором интерпретируются культурные явления. Культура, понятая в широком смысле, охватывает всю совокупность общественных ценностей, создающих коллективный портрет идентичности каждого конкретного общества.

Правоведение. Правоведение преимущественно рассматривает общественные отношения в юридическом аспекте, который они приобретают, будучи зафиксированными в законодательных актах. Правовые системы и институты отражают преобладающие тенденции общественного развития, совмещают в себе мировоззренческие, политические, исторические, культурные и ценностные установки общества.

Изучение правовых норм и законов, как правило, закрепленных в документальных постановлениях, помогает полнее понять структуры обществ. От древних обществ часто сохраняются именно правовые документы, что привело к созданию распространенной практики исторической реконструкции общественных систем и институтов на основании сохранившихся правовых и законодательных актов.

Экономика. Экономика изучает хозяйственный уклад различных обществ, исследует влияние экономической деятельности на социальные институты, структуры и отношения. Марксистский метод политэкономии делает экономический анализ главным инструментом в исследовании общества, сводя социальные исследования к выяснению их экономической подоплеки.

Читайте также: