Человек и эвм доклад

Обновлено: 01.05.2024

Формирование единого глобального экономического, социального и культурного пространства. Использование компьютера для решения широкого круга задач. Глобальные преимущества информационной эпохи и компьютерная коммуникация. Проблема "ребенок и компьютер".

Рубрика Программирование, компьютеры и кибернетика
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 10.02.2014
Размер файла 25,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Компьютер и человек

Формирование единого глобального экономического, социального и культурного пространства -- это объективная реальность современного мира. Сегодня компьютеры, объединенные обширной сетью, берут на себя функции и всемирного банка информации и самого мобильного средства связи. Человечество вступило в новый этап развития, этап, презентующий новое информационное общество, новую информационную этику и культуру.

Жизнедеятельность современного человека теперь реализуется на путях все более активного общения с техническими устройствами; если раньше они являлись как бы продолжением человеческих рук и способствовали усилению его физических потенций, то возникновение компьютера резко изменило положение: он играет роль сотрудника, совместно выполняющего сложную интеллектуальную работу. Это ведет к формированию качественно другого отношения к компьютеру, нежели к технике.

Таким образом, проблема “Компьютер и человек” становится одной из главных проблем современного общества.

Новая информационная эпоха демонстрирует глобальные преимущества, которые определяют развитие современного общества и человека.

Во-первых, это высокий уровень взаимодействия компьютеров с человеком. Компьютер выступает в роли персонального помощника человека, отвечающего практически всем органам чувств человека. Относительно беспроблемное сращивание компьютера с различными техническими средствами (телефоном, радио, видео- и фотосредствами, диагностической аппаратурой и т. п.) обеспечивает компьютерный слух, зрение, осязание, способность речевого воспроизведения.

В-третьих, поскольку информация может быть представлена во многих различных аспектах, человеку предоставляется возможность многосторонне рассмотреть идеи или проблемы и свести воедино информацию различных источников.

В-четвертых, суть компьютерных расчетов состоит в построении динамической модели идеи посредством имитации условий. С помощью компьютера можно получить не просто статистические выкладки, а наглядные модели, которые описывают и проверяют противоречащие друг другу теории. Обеспечение возможности более ясного “видения” мира становится все более реальным сегодня и является столь же революционным продвижением вперед, как переход человека от простой житейской мудрости к овладению языком, математикой, наукой.

Пятое преимущество состоит в том, что компьютеры можно наделить мышлением. Способность компьютера к построению моделей позволяет ему соперничать с человеческим разумом.

Эти пять преимуществ представляют собой могущественную информационную среду, центральным инструментом которой является компьютер, а центральным субъектом действия -- человек. В рамках этой системы реализуется взаимодействие двух инстанций -- человека и компьютера -- противоположных по своей сущности, по способу и целям существования. Однако, как показывает опыт нескольких последних десятилетий, это взаимодействие стало органичным, взаимно обогащающим и развивающим.

Стремление постоянно использовать компьютер для решения все более широкого круга задач имеет серьезное значение, так как позволяет человеку успешно использовать огромные возможности машины. Компьютер позволяет резко увеличить эффективность и качество многих форм деятельности человека, облегчает его работу, вводит в круг новых, интересующих его событий и концептуальных представлений, что, конечно, способствует прогрессу личности, усиливает ее интеллектуальные возможности. компьютер информационный коммуникация

Человек потенциально готов жить и работать в качественно новой информационной среде, адекватно воспринимать ее реалии и, более того, успешно развивать ее. Таким образом, это изменяет не только условия жизни человека, но и его самого. Однако эти изменения носят противоречивый характер, что связано со многими весьма разноплановыми факторами, например, с необходимостью выделения значительных ресурсов общества, с неизбежной и нередко болезненной ломкой различных структур (социально-экономических, производственно-технологических, культурных, чисто информационных и др.), с трудностями культурно-психологической адаптации человека к нетрадиционным информационным средствам и технологиям. Короче говоря, этот процесс нельзя представлять как сугубо позитивное явление, без недостатков, издержек и нежелательных последствий.

Один из самых серьезных моментов, который необходимо учитывать в первую очередь, -- возможное негативное влияние новейших информационных средств и технологий на здоровье людей, особенно детей и подростков.

Кроме того, сейчас, в эпоху резкого возрастания роли компьютерной техники, проблема сохранения самобытности человеческой личности приобретает особую важность как в сфере теоретического осмысливания места человека в современном обществе, так и в связи с назревшей необходимостью новых подходов к воспитанию человека.

Существует опасение, что компьютеризация деятельности специалиста, не обладающего фундаментальной культурой решения познавательных задач, способна превратить человека в придаток машины, лишить его способности к творческой деятельности.

В то же время прогресс компьютеризации сопровождается формированием еще и такого негативного явления, как привязанность человека к компьютеру, неспособность обойтись без него при решении даже простейших задач. У многих пользователей развивается утрата интереса к окружающему, дисплей компьютера начинает восприниматься как единственное окно, через которое воспринимается окружающая реальность. Подобное состояние классифицируется как своеобразная болезнь. Лица с ее симптомами не в состоянии сколько-нибудь длительное время обходиться без компьютера, который часто воспринимается ими и как орудие труда, и как собеседник на отдыхе. Такой человек, лишенный компьютера, оказывается порой совершенно беспомощным. Особенно опасна эта болезнь для детей. Кроме того, зачастую встает проблема нравственности и гуманности детских компьютерных игр.

Проблема “ребенок и компьютер” представляет уже сегодня серьезный мировоззренческий и методологический интерес. Ведь она касается формирования человека, его умственного, физического и нравственного здоровья. Общество предпринимает особые меры, создавая глобальные программы и даже перестраивая систему образования, в результате которых компьютер становится эффективным средством обучения, полноценным инструментом детского творчества. Общество осуществляет специальные усилия в сфере гуманитарного образования, повышая уровень духовной культуры человека, в том числе уровень мыслительной культуры.

Взаимодействие человека и компьютера совершает радикальные преобразования и в человеческом сознании, оно реализуется на основе решения сложнейшей задачи развития мышления, задачи оперирования формальными понятиями и объектами. При этом человек смотрит на мир глазами компьютера. Изучая объекты и системы, человек представляет статистическую картину мира. Создавая алгоритмы и изучая и формализуя процессы, он видит динамическую картину мира. Осваивая основы искусственного интеллекта, человек вынужден оценить процесс человеческого мышления, рассуждения и логику. Строя информационно-логические модели понятий и явлений, в которых обобщаются объекты, алгоритмы и правила вывода, человек видит мир в целом.

Развитие компьютерной техники порождает новые парадигмы в научных представлениях и соответственные изменения в привычках и взглядах людей. Новые парадигмы формируют новое восприятие человеком своего места по отношению к компьютеру и соответственно новое осознание себя и своей свободы.

Уже на первых этапах, когда стало ясно, что компьютер является самым эффективным средством хранения и обработки информации, проблема соотношения техники и человека выявилась как центральная. Рефлексия еще не обнаружила важные особенности информатизации, но помогла глубже понять природу человека.

Когда компьютер превращается в настольный инструмент индивидуального использования, возникает возможность анализа взаимодействия человека и компьютера с более широких научных позиций, возможность их сравнительной характеристики. Интерес науки концентрируется вокруг исследования сознательной деятельности людей. Потребовалось формирование новых представлений, развивавшихся в процессе сравнения искусственного и естественного интеллектов. Сформировались две проблемы: проблема творческого и рутинного в деятельности человека и проблема содержательного и формального знания. Начались модельные исследования деятельности сознания как формы переработки информации.

Сейчас человечество переживает новый этап, когда в центре внимания философских исследований проблема изучения человека в информационной системе современного общества. Компьютер является одним из важнейших элементов новой среды, который изменил сохранявшиеся в течение столетий формы отношений между людьми. Средства телекоммуникаций все в большей мере становятся спутником человека. И если на первых этапах человек ощущал свою зависимость от машины, то теперь он обрел независимость и свободу.

Современный человек -- это потенциальный странник. Многие философы придавали огромное значение путешествиям для исследователя в процессе познания. Телекоммуникационные ресурсы позволяют человеку быть независимым от времени и пространства.

Большинство людей имеет локальный круг общения (семья, друзья, работа, клуб и тому подобное). В условиях подключения к разветвленным компьютерным сетям они могут общаться с людьми в любой точке земного шара, участвовать в групповых дискуссиях, телеконференциях.

Электронное общение лишено многих аспектов социального контекста, присутствующего при личном контакте. Человек, пользуясь компьютером, склонен высказываться более свободно. В рамках электронной дискуссии участники чувствуют себя более равноправными, так как здесь отсутствует информация о занимаемой должности, общественной роли, социальном положении, расовой принадлежности и тому подобное. Коллективные решения в результате носят более объективный и независимый характер.

В Университете Карнеги-Меллона был проведен ряд экспериментов 2 и обнаружено, что через электронные средства связи человек склонен выражать крайние точки зрения, доходящие до “накала страстей”. При этом снижается относительная доля высказываний и влияние обладателей более высокого ранга. И когда члены группы с более высоким статусом имеют меньшую компетенцию, то более высокий уровень демократичности содействует процессу принятия решений.

Другой возможностью рассмотрения вопроса о свободе заключается в важнейшей особенности работы с персональным компьютером. Это диалоговый характер общения. В рамках этого диалога человек чувствует себя более раскрепощенно, свободно. Исследованиями Дж. Грейста из Висконского университета установлено3, что на вопросы, заданные компьютером, а не непосредственно врачом, психологом или другим специалистом, человек отвечает наиболее честно и открыто.

В условиях электронного общения, то есть в отсутствие и при слабой выраженности признаков социальной среды, человек перестает ощущать свой собственный статус и задумываться над тем, как его оценят другие. В результате обнаруживается наиболее объективное социальное поведение, наиболее адекватные реакции индивида.

Компьютерная коммуникация (как непосредственное интервьюирование, так и общение в рамках сетевого интерфейса) является относительно безличностной, однако, как ни парадоксально, позволяет человеку чувствовать себя в процессе общения более комфортно.

Эти явления неизбежно отражаются на развитии человеческого общества, которое законодательно закрепило открытость и свободу коммуникаций, тем самым в правовом порядке обеспечив независимость и свободу человека в новом измерении.

Но время ставит этический вопрос: насколько далеко возможно распространение этой свободы. Имеется масса примеров преступных действий хакеров по вскрытию засекреченной информации. Многие публикации свидетельствуют о справедливости опасений, связанных со стремлением определенных кругов к использованию информации для манипулирования людьми.

В сегодняшнем информационном мире все элементы этики, морали и права пока не укладываются в единую модель. Это требует от человека соответствующей оценки и переосмысления, в конечном счете -- нового мышления.

Правильное представление о технике человек может иметь, если он имеет столь же верное представление о себе и своем месте в мире. Он должен приложить особые усилия, чтобы найти путь назад к самому себе, к саморефлексии. Это, по сути, исследовательский акт, направленный человеком на себя. Человек не всегда обладает достаточным умением правильно анализировать свои личностные проявления, на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний, мнением о себе и реальным положением в окружающей обстановке. Современные компьютерные технологии могут быть аналогами высших человеческих способностей, требующихся для развитого человечества, которое узнает себя в развитых процессах коммуникации.

За последнее десятилетие в центр внимания попадает приоритет человеческой личности. Конкретно на первый план выходят проблемы адаптации человека для успешной жизни в обществе, проблемы самоактуализации.

Во всех сферах человеческой деятельности компьютер выступает не только как мощное технологическое средство, но и как средство самореализации человека, как инструмент творчества, стимулирующий человека лучше познать самого себя, полнее открыть свои способности, проявить свою индивидуальность.

Таким образом, взаимодействие человека и компьютера становится явлением социальным и представляет собой не простое общение человека с техникой, а активный процесс взаимодействия человека с информационным богатством накопленного веками человеческого опыта. Компьютер -- это не только окно в мир или всемирная библиотека, но и активный партнер, соперник, помощник, учитель, судья и адвокат. Следовательно, возможно специально организованное воздействие на человека посредством компьютера и, прежде всего, воздействие в виде педагогической помощи в социализации человека. В этом -- ценность компьютера для учебно-воспитательных программ. Целенаправленное педагогическое влияние на процесс социализации может осуществляться через содержание и методику, заложенныю в специальных компьютерных программах, нацеленных на проектирование социальных отношений, корректирование социального взаимодействия, стимулирование социальной деятельности и регулирование социальной защиты детей. В этом случае взаимодействие компьютера и ребенка становится педагогическим процессом.

Рассмотрение философских и социальных аспектов, связанных с компьютером, может оказать влияние и на сам способ освоения мира человеком и помочь конкретному человеку сориентироваться в этом мире и найти все необходимое для реализации своей индивидуальности.

Список литературы

компьютер глобальный коммуникация

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.

2. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. №1.

3. Венда В.Ф. О законе взаимной адаптации человека и машины // Вестник АН СССР. 1985. № 1.

4. Глинский Б.А. Философские и социальные проблемы информатики. М.: Наука, 1990.

5. Кей Элан К. Компьютеры, сети и система образования // В мире науки. 1991. № 11.

6. Моисеев Н.Н. Компьютеризация, ее социальные последствия // Вопросы философии. 1987. № 9.

7. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989.

8. Смолян Г.Л., Шошников К.Б. Феномен персональной ЭВМ: Философско-методологический аспект // Вопросы философии. 1986. № 6.

9. Социальные и методологические проблемы информатики, вычислительной техники и средств автоматизации // Вопросы философии. 1986. № 11.

10. Теслер Лоуренс Дж. Компьютерные сети в 90-х годах // В мире науки. 1991. № 11.

11. Урсул А.Д. Проблема информации и информатизация общества. НТИ. Сер.2. 1991. № 6.

12. Rheingold Howard. Tools For Thought: The People and Ideas of the Next Computer Revolution. Simon & Schuster, 1985.

Подобные документы

Применение технических средств компьютера для решения широкого круга задач. Программы для обработки табличных данных. Пользовательский интерфейс и расширение базовых возможностей Ехсеl: формулы и функции, гиперссылки, построение диаграмм и графиков.

контрольная работа [27,5 K], добавлен 31.08.2010

Универсальный пакет программ схемотехнического анализа, предназначенный для решения широкого круга задач MicroCAP-7 (основные сведения, необходимые для начала работы, анализ электронных схем). Требования к программно-аппаратным средствам компьютера.

реферат [236,5 K], добавлен 25.12.2010

Понятие и структура информационной системы. Типы современных компьютеров. Выбор оптимальной конфигурации компьютера, ориентированного на выполнение различных задач и оценка его экономической целесообразности. Охрана труда при работе с компьютером.

дипломная работа [887,3 K], добавлен 27.07.2010

Преимущества компьютеров как средств обучения и повышения творческих способностей человека и его интеллекта. Глобальная компьютерная сеть Internet. Использование персонального компьютера в медицинской практике. Автоматизация бухгалтерского учета.

реферат [43,7 K], добавлен 15.03.2011

Становление информатики как научной дисциплины. Информатика как фундаментальная естественная наука. Методология решения задач с помощью компьютера. Основные системы счисления и арифметические операции. Математическая логика, операторные схемы алгоритмов.

Когда наш предок впервые взял палку, чтобы сбить плод с дерева, он удлинил свою руку. Когда человек придумал рычаг, чтобы сдвинуть тяжелый камень, он увеличил свою физическуую силу. Подзорная труба увеличилла зоркость человека, а велосипед увеличил его скорость. Но человек на этом не остановился. Рычаг сменил мощный подъемный кран, подзорную трубу заменил телескоп, на смену велосипеду пришел автомобиль. Появились самолеты, ракеты, телевидение.

Чтобы создавать, приходилось считать. Считать все больше и больше. Тогда человек придуумал компьютер. Правда, прежде чем его придумать, человек изобрел множество более простых устройств, облегчающих вычисление. И если все предыдущие изобретения увеличивали нашу физическую силу, быстроту, силу зрения, то компьютер увеличил наши умственные возможности. Попробуй сложить на бумаге два числа, двузначных, трехзначных, шестизначных. Засеки время. Сколько секунд прошло? Две, пять? А компьютер может за одну секунду выполнить сотни тысячь таких действий! Вот во сколько раз он увеличил умственную силу человека! Сегодня трудно, даже невозможно представить себе такую область человеческой деятельности, где бы не использовались компьютеры, или, как их еще называют, ЭВМ- электронно-вычислительные машины. Компьютер рассчитывает конструкцию космического корабля, управляет его полетом. Компьютер предсказывает погоду. Для этого ему приходится обрабатывать массу информации, получаемой как на Земле, так и из космоса- с искусственных спутников Земии. Компьютер помогает проектировать новые автомобили, самолеты, заводы. Компьютер на животноводческой ферме помогает выбрать наилучший состав корма и определить его порции, управляет температурой, влажностью и освещением теплиц. Компьютер рассчитывает заработную плату, которую получают родители. Компьютер используется даже в кино. С его помощью можно нарисовать что угодно, потом заснять, и зритель никогда не догадается о том, что этого на самом деле нет.

Конечно, возможности компьютера не безграничны. Больше того, он делает только то,чему его научил человек. А научен компьютер уже многому. Во всяком случае человек, вооруженный компьютером, может творить такие чудеса, которые и не снились Аладдину с его волшебной лампой или старику Хоттабычу с его чудесной бородой. С компьютером можно просто поиграть. Он заменяет целый зал игровых автоматов, так как позволяет играть не в одну, а во множество разных игр. Компьютер помогает историкам восстанавливать и расшифровывать древние рукописи, написанные на пергаменте, бересте или глиняных табличках.

Но он умеет не толко считать.

Компьютеры продают авиационные и железнодорожные билеты, мгновенно сообщая кассирам в разных частях города и даже в разных городах, на какой самолёт или поезд есть свободные места.

Компьютеру нашлось место и в школе. Он может заменить химическую лабораторию, наглядно показав на экране, что будет, если соединить какие-нибудь вещества. С его помощью легко продемонстрировать, как работает паровой двигатель или как взлетает ракета. Он облегчит изучение иностранного языка. Компьютер поможет составить список всех книг в библиотеке (такой список называется каталогом) и мгновенно отыскать в нём все книги любого автора или на любую тему.

Использование ЭВМ позволило в последние годы создать новый метод получения изображения внутренних частей непрозрачных тел. Этот метод называется томографией. Он позволяет получать изображение гораздо лучшего качества, чем рентгеноскопия.

Поручая компьютерам механическую, рутинную работу, мы освобождаем человека для творческой деятельноси. Для того чтобы ЭВМ могли решать нужные задачи, люди должны постоянно передавать компьютерам свои знания в виде точной информации, строгих правил, безошибочных алгоритмов и эффективных программ. Вот почему знание основ информатики и вычислителной техники, понимание их роли в жизни общества, деятельности людей становятся элементом человеческой культуры, составной частью общего образования, учебным предметом.

Когда наш предок впервые взял палку, чтобы сбить плод с дерева, он удлинил свою руку. Когда человек придумал рычаг, чтобы сдвинуть тяжелый камень, он увеличил свою физическуую силу. Подзорная труба увеличилла зоркость человека, а велосипед увеличил его скорость. Но человек на этом не остановился. Рычаг сменил мощный подъемный кран, подзорную трубу заменил телескоп, на смену велосипеду пришел автомобиль. Появились самолеты, ракеты, телевидение.

Чтобы создавать, приходилось считать. Считать все больше и больше. Тогда человек придуумал компьютер. Правда, прежде чем его придумать, человек изобрел множество более простых устройств, облегчающих вычисление. И если все предыдущие изобретения увеличивали нашу физическую силу, быстроту, силу зрения, то компьютер увеличил наши умственные возможности. Попробуй сложить на бумаге два числа, двузначных, трехзначных, шестизначных. Засеки время. Сколько секунд прошло? Две, пять? А компьютер может за одну секунду выполнить сотни тысячь таких действий! Вот во сколько раз он увеличил умственную силу человека! Сегодня трудно, даже невозможно представить себе такую область человеческой деятельности, где бы не использовались компьютеры, или, как их еще называют, ЭВМ- электронно-вычислительные машины. Компьютер рассчитывает конструкцию космического корабля, управляет его полетом. Компьютер предсказывает погоду. Для этого ему приходится обрабатывать массу информации, получаемой как на Земле, так и из космоса- с искусственных спутников Земии. Компьютер помогает проектировать новые автомобили, самолеты, заводы. Компьютер на животноводческой ферме помогает выбрать наилучший состав корма и определить его порции, управляет температурой, влажностью и освещением теплиц. Компьютер рассчитывает заработную плату, которую получают родители. Компьютер используется даже в кино. С его помощью можно нарисовать что угодно, потом заснять, и зритель никогда не догадается о том, что этого на самом деле нет.

Конечно, возможности компьютера не безграничны. Больше того, он делает только то,чему его научил человек. А научен компьютер уже многому. Во всяком случае человек, вооруженный компьютером, может творить такие чудеса, которые и не снились Аладдину с его волшебной лампой или старику Хоттабычу с его чудесной бородой. С компьютером можно просто поиграть. Он заменяет целый зал игровых автоматов, так как позволяет играть не в одну, а во множество разных игр. Компьютер помогает историкам восстанавливать и расшифровывать древние рукописи, написанные на пергаменте, бересте или глиняных табличках.

Но он умеет не толко считать.

Компьютеры продают авиационные и железнодорожные билеты, мгновенно сообщая кассирам в разных частях города и даже в разных городах, на какой самолёт или поезд есть свободные места.

Компьютеру нашлось место и в школе. Он может заменить химическую лабораторию, наглядно показав на экране, что будет, если соединить какие-нибудь вещества. С его помощью легко продемонстрировать, как работает паровой двигатель или как взлетает ракета. Он облегчит изучение иностранного языка. Компьютер поможет составить список всех книг в библиотеке (такой список называется каталогом) и мгновенно отыскать в нём все книги любого автора или на любую тему.

Использование ЭВМ позволило в последние годы создать новый метод получения изображения внутренних частей непрозрачных тел. Этот метод называется томографией. Он позволяет получать изображение гораздо лучшего качества, чем рентгеноскопия.

Поручая компьютерам механическую, рутинную работу, мы освобождаем человека для творческой деятельноси. Для того чтобы ЭВМ могли решать нужные задачи, люди должны постоянно передавать компьютерам свои знания в виде точной информации, строгих правил, безошибочных алгоритмов и эффективных программ. Вот почему знание основ информатики и вычислителной техники, понимание их роли в жизни общества, деятельности людей становятся элементом человеческой культуры, составной частью общего образования, учебным предметом.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Рытикова Анастасия Сергеевна

Вычислительная техника ярко вошла в нашу жизнь. В 60-е годы она познакомила нас с собой, 70-е годы выработала к себе определённое отношение, а в 90-е она вторглась в нашу жизнь, работу, учёбу, быт. Электронно-вычислительная техника стала привычным не только в производственных целях и научных лабораториях, но и в школьных классах.

Человек создал машину, чтобы она облегчила ему жизнь. Но он не задумывался, к каким последствиям приведет его изобретение. Во время промышленного переворота в Англии возникали различные народные движения, причиной которых были безработица и ухудшение условий жизни в связи с внедрением в производство машин.

ВложениеРазмер
gotovyy_munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie2.doc 812.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г.ИРКУТСКА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №77

Городская конференция "Шаг в будущее, Юниор"

Как повлияла вычислительная техника на жизнь человека

Емельянова Анастасия Сергеевна

1. Этапы развития вычислительной техники

2. Поколения ЭВМ

а) Первое поколение

б) Второе поколение

в) Третье поколение

г) Четвёртое поколение

д) Пятое поколение

Список использованной литературы

Вычислительная техника ярко вошла в нашу жизнь. В 60-е годы она познакомила нас с собой, 70-е годы выработала к себе определённое отношение, а в 90-е она вторглась в нашу жизнь, работу, учёбу, быт. Электронно-вычислительная техника стала привычным не только в производственных целях и научных лабораториях, но и в школьных классах.

Человек создал машину, чтобы она облегчила ему жизнь. Но он не задумывался, к каким последствиям приведет его изобретение. Во время промышленного переворота в Англии возникали различные народные движения, причиной которых были безработица и ухудшение условий жизни в связи с внедрением в производство машин.

Целью данной научной работы было выяснить влияние вычислительной техники на жизнь людей.

В данной работе рассмотрена история вычислительной техники и исследование, которое мы провели в нашей школе.

Объект : учащиеся 6 и 7 классов

В своей работе я поставила перед собой следующие задачи:

Гипотеза : если проводить много времени за вычислительной техникой, то можно стать серьёзно зависимым от неё.

1. Этапы развития вычислительной техники

Человек всегда пытался найти способы облегчить свой труд или добиться большей производительности. Ещё в доисторические времена человек понял действие рычага и начал применять его, как весло или как мотыга. В Древнем Египте люди придумали оросительные каналы. Конечно это не техника, но ведь она возникла в процессе эволюции, и без простейших приспособлений не было бы её развития.

Электромеханический этап развития ВТ явился наименее продолжительным и охватывает всего около 60 лет - от первого табулятора Германа Холлерита (1887 г.) до первой ЭВМ ЕNIАС (1945 г.). Предпосылками создания проектов данного этапа явились как необходимость проведения массовых расчетов (экономика, статистика, управление и планирование и др.), так и развитие прикладной электротехники (электропривод и электромеханические реле), позволившие создавать электромеханические вычислительные устройства. Если вернуться к предыдущим этапам развития ВТ, то можно заметить, что каждый этап характеризуется созданием технических средств нового типа, обладающих более высокой производительностью и более широкой сферой применения, чем предыдущие этапы. Классическим типом средств электромеханического этапа был счетно-аналитический комплекс, предназначенный для обработки информации на перфокарточных носителях.

2. Поколения ЭВМ

а) Первое поколение

ЭВМ первого поколения в качестве элементной базы использовали электронные лампы и реле; оперативная память выполнялась на триггерах, позднее на ферритовых сердечниках; быстродействие было, как правило, в пределах 5—30 тыс. арифметических оп/с; они отличались невысокой надежностью, требовали систем охлаждения и имели значительные габариты. Процесс программирования требовал значительного искусства, хорошего знания архитектуры ЭВМ и ее программных возможностей. На первых порах данного этапа использовалось программирование в кодах ЭВМ (машинный код), затем появились автокоды и ассемблеры.

б) Второе поколение

Общепринято, что второе поколение начинается с ЭВМ RCA-501, появившейся в 1959 г. в США и созданной на полупроводниковой элементной базе. Между тем, еще в 1955 г. была создана бортовая транзисторная ЭВМ для межконтинентальной баллистической ракеты ATLAS. Новая элементная технология позволила резко повысить надежность ВТ, снизить ее габариты и потребляемую мощность, а также значительно повысить производительность. Это позволило создавать ЭВМ с большими логическими возможностями и производительностью, что способствовало распространению сферы применения ЭВМ на решение задач планово-экономических, управления производственными процессами и др.

в) Третье поколение

Третье поколение связывается с появлением ЭВМ с элементной базой на интегральных схемах (ИС). В январе 1959 г. Джеком Килби была создана первая ИС, представляющая собой тонкую германиевую пластинку длиной в 1 см. Для демонстрации возможностей интегральной технологии фирма Texas Instruments создала для ВВС США бортовой компьютер, содержащий 587 ИС, и объемом (40см3) в 150 раз меньшим, чем у аналогичной ЭВМ старого образца. Но у ИС Килби был ряд существенных недостатков, которые были устранены с появлением в том же году планарных ИС Роберт Нойса. С этого момента ИС - технология начала свое триумфальное шествие, захватывая все новые разделы современной электроники и, в первую очередь, вычислительную технику.

г) Четвёртое поколение

Конструктивно-технологической основой ВТ 4-го поколения становятся большие (БИС) и сверхбольшие (СБИС) интегральные схемы, созданные соответственно в 70—80-х гг. Такие ИС содержат уже десятки, сотни тысяч и миллионы транзисторов на одном кристалле (чипе). При этом БИС-технология частично использовалась уже и в проектах предыдущего поколения (IВМ/360, ЕС ЭВМ ряд-2 и др.). Наиболее важный в концептуальном плане критерий, по которому ЭВМ 4-го поколения можно отделить от ЭВМ 3-го поколения, состоит в том, что первые проектировались уже в расчете на эффективное использование современных ЯВУ и упрощения процесса программирования для проблемного программиста. В аппаратном отношении для них характерно широкое использование ИС-технологии и быстродействующих запоминающих устройств.

д) Пятое поколение

Главный упор при создании компьютеров сделан на их "интеллектуальность", внимание акцентируется не столько на элементной базе, сколько на переход от архитектуры, ориентированной на обработку данных, к архитектуре, ориентированной на обработку знаний.
Обработка знаний - использование и обработка компьютером знаний, которыми владеет человек для решения проблем и принятия решений. ЭВМ и вычислительные системы пятого поколения обладают высокой производительностью, компактностью и низкой стоимостью (эти характеристики улучшаются в каждом следующем поколении ЭВМ).

3. Тенденции развития вычислительной техники

Появление ПК справедливо считают грациозной научно-технической революцией, сравнимой по масштабам с изобретением электричества, радио. К моменту рождения ПК вычислительная техника уже существовала четверть века. Старые ЭВМ были отделены от массового пользователя, с ними работали специалисты (электронщики, программисты, операторы). Рождение ПК сделало ЭВМ массовым инструментом. Облик ЭВМ кардинально изменился: она стала дружественной (т.е. способной вести культурный диалог с человеком на визуально комфортном экране). В настоящее время в мире используются сотни миллионов ПК как на производстве, так и в повседневной жизни.

Уже сейчас на смену универсальным компьютерам приходят новые устройства – смартфоны, решающие конкретный спектр задач своего владельца. Развивается система карманных компьютеров.

Главной тенденцией развития вычислительной техники в настоящее время является дальнейшее расширение сфер внедрения ЭВМ и, как следствие, переход от отдельных машин к их системам – вычислительным системам и комплексам разнообразных конфигураций с широким спектром функциональных возможностей и черт.

В последние годы, при разработке новых ЭВМ большее внимание уделялось сверхмощным компьютерам – суперЭВМ и миниатюрным, и сверхминиатюрные ПК. Ведутся поисковые работы по созданию ЭВМ 6-го поколения, базирующихся на распределенной нейронной архитектуре, нейрокомпьютеров. В частности, в нейрокомпьютерах могут употребляться уже имеющиеся специализированные сетевые МП – микропроцессоры сети со встроенными средствами связи.

Читайте также: