Часы павлин эрмитаж доклад

Обновлено: 18.05.2024

И снова всем процветать и здравствовать!
Вы и мы все В Санкт Петербурге!
Время позволяет посетить Эрмитаж. Весь не осмотрим. Но все равно — ВПЕРЕД.

Всем известно, что подобного масштаба музей не обойти целиком даже за несколько дней: это десятки километров, где каждая дверная ручка, каждая люстра на потолке — настоящий шедевр.

Остановимся на ПАВЛИНЕ.

… Сова взор дикий обращает
Вокруг себя; павлин, густой
И длинный хвост раскинув свой,
Однажды быстро повернется;
Петух кричит; но лишь прервется
Волшебных звуков сладкий стон,
На них находит прежний сон
И прежнее окамененье;
Совы опять в одно мгновенье
Недвижим взор; петух молчит;
Павлин безжизненный сидит;
Опять все мертво, тихо стало,
Как ничего и не бывало.
Волшебный сад. Александр Глебов. 1-я половина XIX в.

Вот Вам в качестве разминки хороший тест на внимательность для юных и взрослых посетителей Эрмитажа: сосчитайте-ка, сколько в этой композиции животных и насекомых?
Только вглядывайтесь внимательно-внимательно!
Вот вы обошли часы, увидели вроде бы все, потом вернулись — а что это такое маленькое на шляпке гриба? Понятное дело, крупные фигуры привлекли внимание сходу, но есть еще и мелкие букашки-таракашки… Птичьи перья так тонки и изящны, так нежны ажурные дубовые листочки, словно стоит подуть легкому сквозняку, и они закачаются.
Даже если кто-то ничего не понимает в искусстве, а музейная тишина и торжественность наводят на него скуку, все равно он не сможет пройти мимо этого чуда равнодушно.
Загадка истории

Чьи же руки создали этот прекрасный шедевр, вдохновение какого мастера побудило его создать такую замечательную композицию? Кому через века надо сказать спасибо за эту красоту, за фантастическое зрелище, которым мы можем насладиться и сегодня?

Удивительно, но на часах нигде нет подписи мастера-изготовителя. Лишь в одном месте, на пружинном барабане фигуры петуха выгравирована буква J.
Есть доказательства, что эта монограмма принадлежит английскому мастеру-часовщику Фредерику Юри (Jury). Но был ли он автором всей композиции или же только принимал участие в ее изготовлении — точно сказать нельзя. Именно Юри доставил этот шедевр в Петербург, а по традиции того времени царственным особам и их приближенным подарки преподносил сам мастер, сделавший изящную вещь.

Мастер принялся за работу — он рассортировал все детали, понял общие принципы работы механизма. Долгое время ему никак не удавалось разобрать фигуру павлина. Наконец, Кулибин заметил на павлиньей спинке одно отличающееся от других перышко — именно нажатие на него помогло открыть корпус механизма. Взору мастера предстало жалкое зрелище: поломанные шестеренки, разорванные пружины, болтающиеся, незакрепленные детали.

И вот однажды ночью сын мастера проснулся от яркого света, шума и криков. Под окнами на набережной полыхало зарево — загорелись стоящие на причале недалеко от дома баржи с сеном. Кулибин-младший в панике начал раскидывать детали по корзинам и собираться выскочить с ними на улицу.

Механизм совы работает дольше остальных фигур — ее движения и мелодичное позвякивание колокольчиков сопровождают все действие. Но вот настала пора пробуждения солнечного веселого утра — очередь уже за павлином. Он грациозно кланяется маленькой изящной головкой и распускает свой прекрасный хвост. Золотым блеском сверкают роскошные перья — символ солнца. В восточных верованиях павлин ассоциировался с небом, непостижимым, загадочным космосом, сверканием жаркого солнца и таинственным, холодноватым сиянием далеких звезд.

Зал оглашается хрипловатым, но жизнерадостным кукареканьем, и все замирает. В различных религиях его наделяли то божественными, то дьявольскими качествами. Но все мифы и легенды сходились в одном: крик петуха возвещает начало нового дня, прощание с ночью, время радостных надежд, пробуждение к чему-то хорошему. И этот маленький механический спектаклик тоже выстроен по тому же принципу: помни о недолговечности и изменчивости жизни, где за днем приходит ночь, за радостью — печаль, но надейся на лучшее.

— Специально статистику посещений мы не вели. Раз на раз не приходится: то собирается такая толпа, что не протолкнуться, а бывает, что в зале вообще два человека. Но с уверенностью могу сказать одно: это зрелище никого не оставляет равнодушным. Всегда бывают аплодисменты, радость, улыбки, удивление на лицах. Наши взрослые посетители более сдержанны, а вот дети и иностранные туристы реагируют гораздо эмоциональнее: кричат, смеются, беспрестанно хлопают. И обязательно кто-нибудь подходит ко мне с благодарностью, задает вопросы. И все это — несмотря на то, что все это маленькое шоу занимает каких-то три минуты.

— А были ли смешные случаи? Наверное, маленькие дети говорят много забавных вещей…

— Михаил Петрович, какие часы в Эрмитаже у Вас самые любимые?

— Сложно сказать. Практически все. Часы — это живой организм. Они в муках рождаются под руками мастера, живут, пульсируют и дышат. Когда механизм остановился — часы засыпают, но затем их пробуждает хозяин — и вот отдых закончен, и снова пора приниматься за работу. Бывает, часы заболевают, и тогда их надо лечить, а бывает, к сожалению, что они умирают. Насовсем…

Между механиками, мастерскими, гильдиями разных стран существовала нешуточная конкуренция. У всех были свои профессиональные секреты.

А теперь давайте заглянем в Эрмитажные часовые мастерские. Этой информации Вы не найдете нигде — ни в художественных альбомах, ни в туристических путеводителях.

«Я работаю здесь достаточно давно. Мне очень нравится заниматься часовыми механизмами: немножечко даже чувствуешь себя творцом, когда в твоих руках оживают, казалось бы, навсегда замолчавшие души часов. Помню, был забавный случай. Как-то я заводил часы „Павлин“. И вот одна маленькая девочка тычет в меня пальчиком и кричит: „Папа, папа, посмотри — это волшебник! Он НАСТОЯЩИЙ волшебник — у него борода!“. Да, в моей работе бывает много разных приключений. И сама работа такая трудная, но интересная: то эрмитажные часы проверить-починить, то подготовить экспонат к выставке, то вдохнуть жизнь в часы или музыкальный механизм по заказу другого музея…

Перед тем, как Вы хотите услышать „пение“ ПАВЛИНА — узнайте, когда это происходит. Увы, сейчас это происходит все реже и реже. Да и купола раньше не было. Грибок гладила собственноручно — сорок лет назад.

Писать далее — это уже будет книга. Спасибо, что были „участны“ в этом топике.
Если интересно — буду продолжать. С уважением ninamaster (Нина)

Вспоминая своё детство, могу выразить низкий поклон своему отцу, который показал мне красоту неизведанного.

часы павлин в эрмитаже

Столь необычные для обывателя часы были созданы в недалеком XVIII веке в Англии. По предварительной информации, их под заказ изготовил известный часовой матер Джеймс Кокс, славившийся своей тонкой ювелирной работой с механизмами. При этом истинное предназначение данного шедевра вызывает ряд вопросов. Так, по одной из версий, тайным заказчиком мастера был князь Потемкин. Этот некогда фаворит императрицы Екатерины II в один прекрасный момент решил порадовать свою даму сердца нестандартным подарком. К слову сказать, императрица была известна своей любовью к разного рода механизмам и диковинным вещам ручной работы.

Этот креативный аксессуар должен был стать прекрасным подарком для супруги заказчика. Однако имена этих личностей по непонятной причине не разглашаются либо были забыты.

часы павлин в эрмитаже когда заводят

Вторая версия создания часов

По другой версии, при создании часов мастер опирался на опыт и знания другого известного немецкого специалиста – Фредерика Юри, проживавшего на тот момент в Лондоне. Кстати, есть предположение, что Фредерик сам сделал автомат. В частности после сборки часов на одной из деталей была отмечена буква J. Считается, что именно так подписывал вои работы Юри (Jury).

часы павлин в эрмитаже история

Третья версия создания экспоната

В подтверждение данной версии специалисты указывают на использование разных техник чеканки, в которых выполнены фигуры, а также различных материалов. К тому же каждая из фигур обладает индивидуальным механизмом, не зависящим от других. Также стоит обратить внимание на петуха, который не охватывает лапами ствол, и просто стоит. Предположительно, эта фигура ранее находилась на ровной плоскости и крепилась отдельно.

часы павлин эрмитаж фото

Из каких фигур состоит композиция?

Говорят, что ранее перья этой птицы были разноцветными, но со временем их сделали золотистыми. Его туловище покрыто специальным лаком, придающим блеск, а хвост эффектно выкрашен в золотисто-изумрудные оттенки. С другой стороны пня находится подвешенная в фигурной клетке сова.

Она сделана из чистого серебра. С противоположной стороны импровизированного деревца расположена крупная ветка, где важно восседает петух. Место, где прочно засел пень, представлено в виде диковинной поляны, на которой растут грибы, лежат листья и покорно сидят насекомые.

эрмитаж золотые часы павлин

Принцип работы механизмов

Если говорить о технической стороне огромного аксессуара, то стоит упомянуть о наличии в нем четырех автономных механизмов. Один из них находится недалеко от звенящих колокольчиков. Он отвечает за отбивание часов и четвертей. Три других приводятся в движение благодаря подвижным фигурам птиц, стоящих внутри композиции. Причем часть механизмов спрятана под ними, а другая – находится непосредственно в ногах и животе птиц.

Часовой механизм, как мы уже говорили, размещен под шляпкой одного из самых крупных грибов. В нем есть сразу два вращающихся циферблата: один из них содержит арабские цифры и "занимается" подсчетом минут, а второй – римские и показывает часы.

Все механизмы связаны между собой особой системой рычагов, позволяющей запускать фигуры в определенной последовательности.

Сбор часов по винтикам и шпунтикам

Интересно, что прибыли часы в Россию в разобранном состоянии. По некоторым сведениям, их привезли в пяти или шести корзинах, где и находились детали. Вызвался собрать этот необычный "конструктор" один из российских изобретателей Иван Петрович Кулибин.

Вот только работа усложнялась еще и тем, что мастеру так и не удавалось открыть корпус павлина. Позднее он нашел на теле птички перо, отличающееся от остальных размером и цветом. При нажатии на него срабатывал особый секретный механизм, и фигурка открывалась.

эрмитаж санкт петербург часы павлин

Существующие проблемы с восстановлением устройства

Экспозиция часов в Эрмитаже

Каждую среду в 13 часов в павильонном зале Эрмитажа начинается невероятное шоу, посмотреть которое приходит очень много людей. Часовщик открывает огромную прозрачную клетку, заходит в нее. Затем он заводит и сами часы, словно оживляя все позолоченные и серебряные фигурки на площадке.

когда работают часы павлин в эрмитаже

Что означают выбранные для часов персонажи?

В его задачи входит отсчет времени согласно движению небесных тел. При этом каждое из них связано с определенной птичкой в часах. К примеру, павлин является символом солнца. Чаще всего он ассоциируется с бессмертием, теплом и светом. Его же раскрытый, а затем и закрытый хвост символизирует смену дня и ночи.

Сова – это многовековое значение тишины и мудрости. Она всегда являлась посланницей ночи и одновременно вестником судьбы. В часах эта величественная птица представлена в серебре, так как именно этот материал вполне может ассоциироваться с лунным светом или серебряным месяцем.

Петух – символ, связанный с ранним утром и восходом солнца. Некоторые народы ассоциировали его с символом зарождения жизни, появлением чистого света и победы добра над злом. В данном случае происходит триумф утреннего света над темнотой ночи.

Сами часы напоминают нам о быстротечности времени, символизируют продолжение и возрождение жизни, бесконечную борьбу добра и зла.

Последовательность действий при работе часов

Часы Павлин - Эрмитаж.jpg

Часы "Павлин" - часовой автомат работы мастерской английского механика Джеймса Кокса и мастера Фредерика Юри, которые постоянно экспонируются в Павильонном зале Малого Эрмитажа.

Часы изготовлены в Великобритании, в Лондоне в 1770-е годы. Материал: бронза, серебро, стразы, золочение. Уникальность этих часов заключается в том, что они до сих пор находятся в рабочем состоянии (часы работают, а сам Павлин заводится каждую среду в 20:00), и это единственный во всем мире крупный автомат XVIII века, дошедший до нашего времени без изменений



Фигуры павлина, петуха и совы, входящие в композицию автомата с часами, снабжены механизмами, приводящими этих птиц в движение.

Создание механических птиц издавна привлекало изобретателей - еще в античные времена фигуры "поющих" птиц украшали клепсидры - водяные часы. В XVIII веке создатели автоматов стремились сконструировать такую систему, чтобы птицы не только пели, но и вели себя как живые и были изготовлены в натуральную величину. Так, в середине века вся Европа восхищалась механической уткой французского мастера Жака Вокансона, которая умела пить, есть, двигаться и вести себя самым естественным образом.

Самым известным творцом подобных механизмов во второй половине XVIII в. был лондонский ювелир и золотых дел мастер Джеймс Кокс. Богатая фантазия мастера рождала идеи, которые воплощались в жизнь мастерами и механиками его фирмы. Большое количество сложных автоматов, отличавшихся роскошью и разнообразием декора, было создано фирмой Кокса для европейских и восточных заказчиков. Настоящая слава пришла к Джеймсу Коксу в 1772 году, когда он открыл свой музей в Лондоне (Spring Gardens), где были выставлены многочисленные автоматы с фигурами экзотических животных, птиц, людей. Для реализации дорогих автоматов Кокс организовал лотерею: в 1773 году - в Лондоне, в 1774 году - в Дублине. В сохранившемся каталоге дублинской лотереи под номерами шесть и восемь значатся два павлина. Из описания экспонатов становится понятным, что эти парные автоматы отличались от эрмитажной композиции: павлин помещался на пне дуба, ствол которого обвивали две змеи. Отсутствовали фигуры петуха, совы и гриба с циферблатом часов.

История эрмитажных часов Павлин началась в 1777 году, когда в Петербург с визитом прибыла герцогиня Кингстон. В честь богатой и знатной гостьи в русской столице давались балы. Князь Григорий Потемкин, встречаясь в свете с герцогиней, узнал о роскошных механизмах Джеймса Кокса. Отдавая дань страсти Екатерины II к собирательству, князь заказал знаменитому мастеру монументальный автомат с часами для Эрмитажа императрицы.



Неизвестный художник - Князь Потёмкин Григорий Александрович (1739-1791).jpg

Неизвестный художник - Князь Потёмкин Григорий Александрович (1739-1791)



Для быстрейшего исполнения дорогого русского заказа Кокс, финансовые дела которого шли не лучшим образом, решил использовать уже готовый автомат дублинской лотереи с фигурой павлина. В композицию были включены петух, сова и часовой механизм, циферблат которого был помещен в шляпку гриба; и убраны змеи. В создании этого нового автомата Кокс использовал труд немецкого мастера, обосновавшегося в Лондоне - Фридриха Юри.

Часы Павлин прибыли в Санкт-Петербург в 1781 году. В бумагах канцелярии Зимнего дворца, где перечислены ценности, приобретенные императрицей Екатериной II в 1781 году, встречается упоминание о двух выплатах - от 30 сентября и 14 декабря - часовых дел мастеру Юри, за часы, доставленные из Англии. Сумма выплаты составила 11 тыс. рублей (около 1800 фунтов стерлингов) и была произведена из личных средств императрицы по письму князя Потемкина.

Часы были привезены в Россию в разобранном виде. Русский механик Иван Петрович Кулибин по просьбе Потёмкина отреставрировал часы.



Павел Петрович Веденецкий (Веденцов) (1766-1847) - Портрет Ивана Петровича Кулибина (1735-1818).jpg

Павел Петрович Веденецкий (Веденцов) (1766-1847) - Портрет Ивана Петровича Кулибина (1735-1818)



С 1797 года и по сегодняшний день часы "Павлин" являются одним из самых знаменитых экспонатов Эрмитажа. К тому же - это единственный в мире крупный автомат XVIII века, дошедший до нашего времени без изменений и в действующем состоянии.


Традиционно считается, что часы изготовил английский мастер Джеймс Кокс. На деталях автомата нет ни клейм, ни подписей мастеров, ни имена автора идеи композиции. Научные сотрудники Эрмитажа провели колоссальную исследовательскую работу, чтобы доказать, что эти часы сделаны действительно Коксом. Д. Кокс родился в Лондоне в 1723 году в семье портного. Самостоятельно начал работать в 1745 году. В 1765 году Кокс обратился в городское управление с просьбой разрешить ему занять в своем производстве тридцать два мастера-иностранца. Среди них были и механики, самый видный из которых Джон Джозеф Мерлин (1735-1803). Фантазия Кокса и инженерная мысль Мерлина позволили создать редчайшие автоматы.







Фигурки совы и белки:






Конструкция часов имеет модульную структуру, то есть каждый из механизмов полностью автономен и мог быть использован как самостоятельный экспонат.






Удивительная история этих уникальных часов достаточно противоречива.

Началом послужило то, одна из герцогинь, прибывшая из Англии рассказала о зрелищных спектаклях механических птиц князю Григорию Потемкину. Фаворит Екатерины II решил не упускать возможность сделать подарок своей императрице. Тогда он предложил известному в то время часовщику Джеймсу Коксу изготовить сие произведение искусства. По тем временам стоимость драгоценных часов была аж целых 11 000 рублей. Но, когда заказ привезли в Россию, Потемкин был огорчен. Дело в том, что в Петербург подарок прибыл в виде отдельных деталей. Расстроенному князю оставалось лицезреть несколько корзин с грудой золотых частей.

Будучи человеком смекалистым, Потемкин попросил помощи у русского изобретателя Ивана Кулибина, имя которого сейчас стало нарицательным. Русский гений оказался в непростой ситуации, ведь как выглядят часы в сборе, он никогда не видел. Поэтому решил представить изделие Кокса своими глазами. Когда Кулибин уже продвинулся в сборке Павлина, в доме произошел пожар. Детали были снова брошены в корзину в хаотичном порядке. В итоге работа заняла у заняла еще несколько лет. В итоге князь Потемкин умер в 1791 году, так и не увидев работающих часов.

В каком зале они находятся в настоящее время?

Часы выставлены в Павильонном зале, одном из красивейших дворцовых интерьеров Европы. Зал спроектирован таким образом, что его окна выходят на четыре стороны света.

Определенный порядок функционирования обладает глубоким смыслом. В первую очередь, оживает сова в клетке. Это символ ночи. Зрители слышат звон колокольчиков, птица вращает глазами и головой, а лапкой постукивает в такт мелодии.

Потом просыпается сам павлин. Он кланяется несколько раз, раскрывает свой огромный хвост и демонстрирует изумленным посетителям золотые перья. Это символ солнца. Затем павлин разворачивается на 180 градусов и показывает внутреннюю сторону хвоста - посеребренную поверхность, символизирующую ночь.

Затем петух кукарекает, сообщая точное время. Эффект достигается миниатюрным оргáном, а специальное устройство внутри быстро меняет тональность. Стоит отметить циферблат в виде гриба с прорезями для часового и минутного дисков, а также секундную стрелку в виде стрекозы.

Читайте также: