Чарли и шоколадная фабрика доклад

Обновлено: 17.05.2024

Содержание

Сюжет

Маленький мальчик Чарли Бакет (англ. Charlie Bucket ) живёт в очень бедной семье. Семь человек (мальчик, его родители, два дедушки и две бабушки) ютятся в маленьком домике на окраине города, из всей семьи только отец Чарли имеет работу: он закручивает пробки на тюбиках с зубной пастой. Семья не может позволить себе самого необходимого: в доме только одна кровать, на которой лежат четыре старика, семья живёт впроголодь, питается картошкой и капустой. Чарли очень любит шоколад, но получает его только раз в год, одну плитку на свой день рождения, в качестве подарка.

Эксцентричный шоколадный магнат мистер Вилли Вонка (англ. Willy Wonka ), проведший в затворничестве десять лет на своей фабрике, объявляет, что хочет устроить розыгрыш пяти золотых билетов, которые позволят пяти детям побывать на его фабрике. После экскурсии каждый из них получит пожизненное обеспечение шоколадом, а один — будет награжден неким особенным призом.

Счастливчиками, нашедшими пять билетов, спрятанных под обёрткой шоколада, стали:

В экскурсии по фабрике кроме детей участвуют их родители: каждый ребёнок пришёл с матерью и отцом, кроме Чарли, которого сопровождает его дедушка Джо. В процессе посещения фабрики все дети, исключая Чарли, игнорируют предупреждения Вонки и оказываются жертвами своих пороков, попадая по очереди в различные ситуации, которые заставляют их покинуть фабрику.

В конце остается один Чарли, которому и достаётся главный приз — он становится помощником и наследником мистера Вилли Вонки. Остальные дети получают обещанное пожизненное обеспечение шоколадом.

Помещения фабрики

Шоколадный цех (англ. The Chocolate Room )

Умпа-лумпы (англ. Oompa-Loompas )

В шоколадном цеху герои впервые встречают умпа-лумпов: маленьких человечков, ростом не выше колена, которые работают на фабрике. Мистер Вонка привёз их из некой страны Умпландии, где они жили в домиках на деревьях, в чрезвычайно тяжёлых условиях, преследуемые хищниками, вынужденные питаться отвратительными зелёными гусеницами, в то время как их любимая еда — какао-бобы, которые они теперь получают в неограниченном количестве на фабрике Вонки.

Умпа-лумпы очень любят петь и танцевать, после каждого происшествия они поют песенки, в которых высмеивают недостатки ребёнка, получившего неприятности по своей же вине.

Цех изобретений (англ. The Inventing Room )

Исследовательская лаборатория и экспериментальное производство — любимое детище мистера Вонки. Здесь разрабатываются новые сладости: вечные леденцы (англ. Everlasting Gobstoppers , леденцы, который можно сосать год и больше, и они не исчезнут), волосатые ириски (англ. Hair Toffee , у того, кто съест такую ириску, начинает расти густые волосы на голове, усы и борода) и гордость Вонки — жвачка-обед (англ. Three-Course Dinner Chewing Gum ). Жующий это жвачку ощущает, что он ест обед из трёх блюд, при этом он насыщается, так, как если бы он действительно съел обед.

Перед тем как начать осматривать Цех изобретений Вонка предупредил детей и родителей о том, что в лаборатории надо соблюдать осторожность и ничего не трогать. Однако Виолетта Боригард, несмотря на предупреждающие крики кондитера, хватает экспериментальную жвачку-обед и начинает жевать её. К несчастью для Виолетты жвачка ещё не доработана, и десертная часть жвачки, черничный пирог со сливками, вызывает побочный эффект: Виоллета раздувается и становится похожей на огромную ягоду черники. Умпа-лумпы укатывают её в другой цех, чтобы там отжать из неё черничный сок.

Улыбающиеся конфеты (квадратные конфеты-гляделки)

Ореховый цех (англ. The Nut Sorting Room)

В этом цехе обученные белки сортируют орехи: хорошие идут в производство, плохие — в мусоропровод.

Верука Солт начинает требовать, чтобы одна из учёных белок была немедленно куплена для неё, но это невозможно — мистер Вонка не продаёт своих белок. Верука, несмотря на запрет Вонки, пытается собственноручно поймать одну из белок, и это заканчивается для неё плачевно: белки наваливаются на неё и сбрасывают в мусоропровод, а затем белки сталкивают в мусоропровод и родителей Веруки, мистера и миссис Солт.

Телешоколадный цех (англ. The Television Room )

Другие цеха фабрики

Конец путешествия

Для Чарли путешествие по фабрике заканчивается благополучно. Он становится помощником и наследником мистера Вонки, а все его родные, шесть человек, переселяются из бедного домика на шоколадную фабрику.

Прочие дети получают обещанное обеспечение шоколадом. Но многие из них сильно пострадали в результате происшествий, случившихся с ними на фабрике. Из Виолетты Бьюгард удалось выдавить сок, но её лицо осталось фиолетовым, Майка Тиви чрезмерно растянули и теперь он худой как спичка, а его рост после растяжки — не меньше трёх метров. Толстяк Август Глуп и семья Солт пострадали меньше: первый всего лишь похудел, а Солты перепачкались во время путешествия по мусоропроводу. Характерно, что мистер Вонка не выказывает не малейшего сожаления по поводу происшедшего с непослушными детьми, судя по всему, это даже забавляет его.

История создания

Рабочие варианты повести

Опубликованное произведение достаточно сильно отличается от первоначального замысла, оставшегося в черновиках. Рукописи, хранящиеся в британском музее Роальда Даля позволяют проследить, как изменялось содержание повести во время работы над ней [6] .

Идеи не имеющего заголовка варианта 1962 года близки к окончательному варианту повести. Вонка распространяет только семь билетов единожды (а не еженедельно), что делает поиски билета более напряжёнными. Участники экскурсии и их характеристики перечислены на первой странице рукописи, помимо Чарли Бакета в число детей, посетивших фабрику, входят:

  • Август Глуп — прожорливый мальчик;
  • Марвин Прун (англ.Marvin Prune ) — тщеславный мальчик, упомянут, но его приключение на фабрике не описано ни в этом, ни в последующих вариантах повести;
  • Хепиз Траут (англ.Herpes Trout ) — мальчик, проводящий всё своё время перед телевизором, в опубликованной повести мальчик, страдающий телеманией, получит имя Майк Тиви;
  • Миранда Мери Паркер (англ.Miranda Mary Parker ) — девочка, которой позволено делать всё, что ей хочется.
  • Верука Солт — избалованная девочка, получающая всё, что она пожелает;
  • Виолетта Бьюгард — девочка, которая постоянно жует жевательную резинку.

Таким образом, состав действующих лиц близок к окончательному.

Изменения во втором английском издании

Критика произведения

Однако при том, что книга заслужила детскую любовь, отношение к ней взрослых читателей достаточно настороженным, после выхода повести в свет прозвучали негативные отзывы о сказке.

Как уже упоминалось выше, книга подвергалась критике за некорректное изображение чернокожих персонажей, что послужило причиной внесения изменений в повесть при её переиздании.

Награды произведения [17]

  • 1972 — New England Round Table of Children’s Librarians Award.
  • 1973 — Surrey School Award.
  • 2000 — Millennium Children’s Book Award
  • 2000 — Blue Peter Book Award

Экранизации

Пародии и аллюзии на произведение

Использование сюжета и персонажей

Кондитерские изделия

С выходом в 2005 г. экранизации Тима Бёртона был произведена широкомасштабная рекламная компания с тем, чтобы связать марку с новым фильмом. В настоящее время продукты под маркой The Willy Wonka Candy Company (англ.) русск. продаются в США, Канаде, Великобритании, Ирландии, Австралии и Новой Зеландии.

Аттракционы

Издания

Книга выдержала ряд изданий как на английском, так и в переводах на другие языки (русский, испанский, французский польский и пр.).

o-o.jpg

Автор статьи - Joy Lanzendorfer.

1. РЕБЕНКОМ ДАЛЬ УЧАСТВОВАЛ В ДЕГУСТАЦИЯХ ПРОДУКЦИИ ШОКОЛАДНОЙ ФАБРИКИ
При написании книги Чарли и шоколадная фабрика Роальд Даль опирался на свой детский опыт в качестве дегустатора продукции Кэдбери. Когда Роальду было 13 лет, компания Кэдбери делала регулярную рассылку коробок с шоколадом для тестирования в школу для мальчиков, где учился Даль – что-то типа первоначальной фокус группы. В коробке находилось 12 плиток шоколада, обернутых в фольгу - одна “контрольная” плитка и 11 плиток с новым вкусом. Ребенком Даль представлял себе, что работает в отделе разработок шоколада, и он вспомнил об этой идее, когда писал свою вторую детскую книгу.

2. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ШПИОНАЖ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА ШОКОЛАДА
Шпионы, которые пытались выкрасть производственные секреты Вилли Вонка для конкурентов, не были плодом воображения Даля. В 1920е годы конкуренция в сфере производства шоколада была настолько сильна, что конкуренты действительно нанимали шпионов для того, чтобы выведать секреты производства друг друга. Торговые секреты охранялись, и работники постоянно проверялись на предмет подозрительной деятельности. В детстве Даля такими злейшими конкурентами были две британские компании, Кэдбери и Раунтри, шпионские истории, связанные с их соперничеством и легли в основу книги.

5. ПЕРСОНАЖ ПО ИМЕНИ МИРАНДА ПАЙКЕР ПРЕВРАЩАЕТСЯ В КАРАМЕЛЬ С АРАХИСОМ
“Была маленькая девочка, которую звали Миранда Мэри Пайкер, потом я этот персонаж вычеркнул из книги”, вспоминал Даль. “Это было самое отвратительное, самое грубое и самое непослушное создание, какое вы только можете себе представить.” В ранних черновиках Миранда падает в шоколадный водопад и заканчивает в цехе карамели с арахисом, где как поется в песне Умпа-Лумпа, она превратилась в карамель с арахисом. ("И ее родители бы точно поняли / Что вместо того, чтобы сказать, Миранда, / Безобразница, ты невыносима!' / Они сказали бы, Ой, как вкусна и хороша!'")
И хотя персонаж Миранды был исключен из числа героев, в 1973 году Даль опубликовал короткий рассказ с участием Миранды, названный “Порошок для прыщей” в журнале Puffin Post. В рассказе Миранда с родителями пытается уничтожить Машину для производства порошка для прыщей и узнает, из чего на самом деле сделаны конфеты.

6. УМПА-ЛУМПЫ ЧУТЬ НЕ СТАЛИ ВИПЛ-СКРАМПЕТАМИ.
Даль изменил имена практически всех персонажей, за исключением Чарли. Помимо Випл-Скрампетов, Виолета Бьюргард изначально звалась Виолетой Глокенберри, Верука Солт звалась Эльвирой Энтвисл, Майка Тиви звали Герпес Траут, а Августа Глупа изначально звали Август Поттл. Вилли Вонка был мистером Ричи до того, как Даль переименовал его по названию бумеранга, который изобрел его брат Луис, когда они были детьми. Бумеранг назывался Скилли Вонка.

7. УМПА-ЛУМПА СНАЧАЛА БЫЛИ ИЗОБРАЖЕНЫ В ВИДЕ ПИГМЕЕВ ИЗ АФРИКИ
Когда повесть Чарли и шоколадная фабрика была опубликована в 1964 году, Умпа-Лумпа были изображены там в виде африканских пигмеев, которых Вилли Вонка “открыл” и вывез в Англию “в больших упаковочных коробках с дырками.” В 1970е годы NAACP (Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения) и другие общественные организации раскритиковали такое изображение, назвав этот подход расистским. Даль переписал образ Умпа-Лумпа, изобразил их в виде маленьких человечков белокожих и с длинными золотисто-коричневыми волосами, родом из страны Лумпландия. (Оранжевый цвет кожи и зеленые волосы были добавлены для фильма 1971 года).

8. ДАЛЬ ПЕРЕЖИЛ ДВЕ БОЛЬШИЕ ТРАГЕДИИ СВОЕЙ ЖИЗНИ ВО ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ КНИГИ
В процессе написания книги Даль пережил две огромные трагедии своей жизни: первая произошла в 1960 году, когда такси сбило коляску, в которой находился его четырехлетний сын Тео. Малыш заработал гидроцефалию - болезнь, при которой скапливается избыточное количество жидкости в желудочковой системе головного мозга, что приводит к лихорадкам, временному снижению зрения. Сыну сделали серию операций. Даль не хотел сидеть и безучастно наблюдать, как его ребенок страдает, поэтому принял активное участие в его выздоровлении. При участии инженера-гидротехника Stanley Wade (Стэнли Уэйда), нейрохирурга Kenneth Till (Кеннета Тилла) и Даля был разработан специальный клапан для облегчения состояния больного. Он стал известен, как WDT-клапан (Wade – Dahl-Till).
Впоследствии, когда Тео пошел на поправку, дочь Даля, Оливия, заболевает корью, которая переходит в коревой энцефалит, и девочка умирает. Даль был просто раздавлен. Его жена, актриса Патриция Нил, позже сказала, он “едва не сошел с ума.”

9. ФИЛЬМ ПРОВАЛИЛСЯ В ПРОКАТЕ
Фильм 1971 года Вилли Вонка и Шоколадная фабрика, главную роль в котором сыграл Джин Уайлдер, собрал только $4 million в прокате. Даль, по свидетельствам, также ненавидел этот фильм. И фильм обрел популярность только после того, как компания Warner Bros. начала показывать его по телевидению. (С другой стороны фильм 2005 года, в котором главную роль сыграл Джонни Депп, имел большой успех.)

10. ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПРИЧИНА, ПОЧЕМУ ГЛАВНЫМ ГЕРОЕМ ПЕРВОГО ФИЛЬМА СТАЛ ВИЛЛИ ВОНКА
Хотя книга и называется Чарли и шоколадная фабрика, в названии фильма 1971 года фигурирует Вилли Вонка. На это было две причины: когда NACCP заявила протест против изображения умпа-лумпов, они также потребовали смены названия фильма, чтобы не рекламировать книгу. Второй причиной для смещения фокуса с одного центрального персонажа на другого послужило то, что съемки фильма финансировались компанией Quaker Oats, которая рассматривала эти финансовые вложения, как способ рекламы практически готовой к запуску новой линии шоколадных плиток. В итоге они остановились на названии Wonka Bar (Вонка плитка) для своего шоколада, поэтому было решено переименовать фильм по имени персонажа Вилли Вонки, чтобы воспользоваться этой связью для продвижения на рынке. (В самом деле, что может быть лучше для рекламы шоколада, как не намек на легкий каннибализм?)

11. ПЛАНИРОВАЛАСЬ ТРЕТЬЯ КНИГА О ЧАРЛИ
Сиквел книги, Чарли и большой стеклянный фуникулер, был выпущен в 1972 году. Даль работал над третьей книгой под названием Чарли в белом доме, когда умер в 1990 году. Книга так и не была закончена.

12. ЧАРЛИ И ШОКОЛАДНАЯ ФАБРИКА ПРОДОЛЖАЕТ ВДОХНОВЛЯТЬ СОЗДАТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНОГО РОДА РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Помимо двух фильмов, сюжет повести Чарли и шоколадная фабрика был адаптирован для постановки мюзикла, оперы и двух видеоигр (включая игру 1985 года от ZX Spectrum). В Великобритании в парке развлечений Alton Towers есть даже аттракцион под названием Чарли и шоколадная фабрика. Также стоит упомянуть рок-группу “Верука Солт”, названную по имени героини повести, которую обозвали “пустым орехом” и скинули в мусоропровод тренированные белки Вилли Вонки.

Смысл фильма

Смысл фильма

Внешне — это фильм о судьбе мальчика, которому крупно повезло в жизни. Однако это лишь внешняя оболочка, которая позволяет в удобной, интересной форме вскрыть, показать и донести до зрителя главную идею.

О чём фильм

В центре сюжета школьник Чарли Бакет, из бедной семьи, живущей в убогом, покосившемся доме на отшибе города. Семья Бакетов — это Мистер и Миссис Бакет, их сын Чарли, две бабушки и двое дедушек. Мистер Бакет работает на фабрике зубной пасты. В результате оптимизации производства, его увольняют, что лишает семью единственного источника средств.

Экскурсию по фабрике проводил сам Вонка. Не имевший никаких шансов Чарли Бакет, в сопровождении дедушки Джо, стал единственным, кто к концу экскурсии остался в компании чудака-кондитера и получил право на Особый Приз. Однако условие для его получения огорчило Чарли. Он вернулся домой, а жизнь Бакетов вскоре начала налаживаться.

В чём смысл фильма

Фильм собой представляет набор советов, уроков и подсказок как правильно поступать в жизни. Что-то доводятся до абсурда. Но в том-то и смысл такого посыла — зритель должен его заметить и благодаря способу подачи запомнить. Яркий образ, запомнившись, способен формировать мышление на подсознательном уровне. Это может позволить оценить со стороны себя и наше окружение; увидеть руководство к действию. Это первый шаг к моральной и нравственной трансформации общества в лучшую сторону.

В семье главное – любовь

Деньги – не главное

Воспитание, а не потакание

Четверо детей из пяти – крайне испорченные, избалованные. Виолетта Борегард, Верука Соль, Майк Тиви и Август Глуп – собирательный образ большинства пороков человеческого общества. Самоуверенность и высокомерие Виолетты, требовательность и капризность Веруки, дерзость Майка и, тем более, глупость Августа (результат отсутствия настоящего воспитания) не привели к победе. Лишь правильные моральные и нравственные установки – залог здорового общества.

Чем заканчивается фильм

То, что Чарли не поспешил принять Приз на неприемлемых для него условиях, заставило Вонку задуматься о мотивациях и жизненных приоритетах. В конце концов Чарли всё же получил Тот Приз – унаследовал фабрику Вилли Вонки. Но на своих условиях.

Конец фильма резюмирует – внутренняя моральная чистота и преданность ей, простота и искренность вознаграждается. Качества, которые продемонстрировали четверо других детей, в итоге принесли лишь позор и унижение.


Первая — о детских травмах и их последствиях

Эту линию отождествляет сам хозяин фабрики Вилли Вонка. Он был сыном дантиста. Его отец — лучший в своей области специалист, но абсолютно черствый родитель. И хотя он заботится о здоровье ребенка, делает это с маниакальной жестокостью. Это видно из того, как он заставляет мальчика носить уродливое железное приспособление для исправления прикуса. Запрещает есть любые сладости. И даже в праздник сжигает заветный шоколад в камине. Этими действиями отец напрочь отбивает любовь ребенка к себе и желание любых отношений с людьми. Психологически нехватка любви требует компенсации. Вилли Вонка делает это с помощью исполнения мечты о сладостях. Став взрослым, он открывает фабрику по производству шоколада. Теперь в его жизни столько конфет, сколько захочется. А шоколад, производимый фабрикой, самый вкусный и самый известный в мире.

Другая субличность — маленький мальчик, который так и не вырос и до сих пор живет в сказочном мире. Он создал его сам. На фабрике работают волшебные эльфы. Они танцуют и поют веселые песни. Все, что есть в цехе, — съедобное. Трава из патоки. Цветы из карамели. Вокруг горы зефира и леденцов.


Вторая линия — воспитание детей

Вилли приглашает на свою фабрику 5 детей и 5 родителей. Каждый из них отождествляет личностные качества и стили воспитания.

Избалованная Верука Соль. Стиль воспитания — либеральный. Он близок к анархии. Ребенку можно все — он растет в атмосфере вседозволенности. Это позволяет ребенку капризничать, требовать немедленного исполнения своих желаний, манипулировать родителями.

Чарли Бакет. Стиль воспитания — демократический. Самый конструктивный стиль воспитания. У ребенка формируется правильное, ответственное социальное поведение. Понятия справедливости, заботы, твердости и соблюдения дисциплины.


Третья линия — философская и вытекает из второй.

Это пороки, олицетворяющие грехи. Они гипертрофированно представлены в персонажах. Это можно объяснить тем, что фильм для детей. А детям присущ максимализм. Веруку Соль можно отнести к алчности, Майка Тиви — к праздности, Августа Глупа — к чревоугодию и, наконец, Виолетту Борегард — к гордыне. И каждый будет наказан по заслугам.


Четвертую линию отождествляет Чарли.

Фильм противоречивый и нетривиальный. Красивый и удивительный. Он поднимает много вопросов о семье, об отношениях детей и родителей, о мечтах и несбывшихся надеждах, о маленьких детских радостях и потерянном детстве. Он таит в себе большой смысл: неважно, сколько у тебя денег и амбиций, сколько побед и заслуг, важны человеческие отношения, доброта, честность, любовь к близким и семейные ценности. Семью не сможет заменить никакое богатство, даже горы шоколада.

Вопросы для обсуждения:

  • Был ли счастлив Вилли Вонка, владея своей фабрикой?
  • Чего не хватало Вилли Вонке для счастья?
  • Можно ли заменить любовь к семье и близким деньгами, успехом, богатством?
  • С кем из персонажей ты бы хотел дружить, а с кем нет. Почему?
  • Почему Чарли не принял предложение хозяина фабрики отказаться от семьи в обмен на общение с семьей?
  • Можно ли назвать отца Вилли Вонки плохим человеком?
  • Почему отец не разрешает Вилли есть сладости? Правильно ли он делает?

А еще наш партнер — сервис Забота.Дети, который и подготовил этот текст, придумали игру по мотивам фильма. Автор игровой части — психолог Анатолий Волчек.

В чем суть игры:

Мы предлагаем использовать мир и сюжет фильма для того, чтобы поиграть с ребенком и чтобы помочь ему усвоить социальные нормы и правила.

Играть нужно, потому что: доктор психологии Д. Б. Эльконин выделяет ролевую игру в качестве ведущей развивающей деятельности для детей в возрасте 4-7 лет. В младшем школьном возрасте игра формирует в меньшей степени, но всё же формирует, вплоть до 9 лет.

Играть можно, если вашему ребенку понравился фильм.

Ну и ещё, играть — весело!

Мы предлагаем вариант групповой игры. Вы можете организовать родителей-друзей и собрать на игру нескольких детей. Пусть они проживут это приключение вместе.

Время игры может варьироваться, так как важно учитывать групповую и индивидуальную динамику. Попытайтесь сделать так, чтобы дети не устали.

И главное. Ведущий. Вы — ведущий. Или кто-то из близких родственников, или друг семьи. Он важен. Он тот, кто проводит игру. Тот, кто готов побыть ребенком вместе с ребенком.

Правила и этапы игры:




Подготовьте заранее пару десятков карточек с разными правилами. В том числе шуточными: не бегать, не прыгать, не дышать, уважать друг друга, драться с умпа-лумпами, поджигать хозяина фабрики, жонглировать котами и так далее. Серьезные правила перемешайте со смешными. Дайте детям задание — выбрать правила поведения, важные на Шоколадной фабрике, и наклеить их на какую-нибудь доску/стену/ватман. Обсудите правила вместе.


Третья локация. О семье.

Дети тянут жребий (это бумажки с указанием членов семьи: папа, мама, бабушка, дедушка, дядя, тетя, брат, сестра, кот и так далее). Задача: каждый должен изобразить ту роль, которую вытянул. Задача остальных детей — угадать, кого показывают.

Это задание — хороший способ поговорить про семью, посмеяться над своей взрослостью и показать детям, что вы с ними на равных и не чужды самоиронии.


Финал. Обязательно завершите игру эпично и помните, что победить должны все.

Это образовательная игра, ее цель не в победе, а в обсуждении важных понятий. Если вы все же предусмотрели приз, то пусть это будет огромный торт. Его и поделите на всех — шоколад полезен для работы мозга.

Для погружения в атмосферу нужны:

Вообще, чем больше ярких деталей из мира фильма вы возьмете, тем интереснее получится игра, и тем ярче будут впечатления вашего ребенка.

Над сказочными декорациями создатели фильма потрудились на славу, причем многие из них были действительно съедобными

Над сказочными декорациями создатели фильма потрудились на славу, причем многие из них были действительно съедобными

Первую версию экранизации своей книги Даль раскритиковал из-за чрезмерного внимания к Вилли Вонке

Первую версию экранизации своей книги Даль раскритиковал из-за чрезмерного внимания к Вилли Вонке

Вилли Вонка: то ли пожалеть, то ли возненавидеть

Вилли Вонка, как минимум, не жалеет наказанных детей, как максимум - наслаждается их мучениями

Вилли Вонка, как минимум, не жалеет наказанных детей, как максимум — наслаждается их мучениями

В конце фильма впечатление немного смягчается: не желавший ничего слышать о семейных узах, Вилли Вонка мирится с отцом и приглашает на свою фабрику и Чарли, и всех его родственников. Хотя, возможно, если бы он не утратил способность выдумывать новые сладости, расстроившись из-за отказа Чарли, он бы ничего из этого не сделал. Словом, вот такой он: не слишком хороший, не слишком плохой. Не злодей, но и уж точно не герой. Возможно, вызывающий сострадание, возможно – скорее провоцирующий раздражение. И чудоковатая внешность персонажа, представляющая собой собирательный образ, над которым поработали и Бёртон, и Депп, идеально дополняет его неоднозначное поведение.

Условно плохие дети

Справедливости ради стоит отметить, что развитию пороков у

Серьезные наказания за детские пороки

Нам так и не дают понять, оправятся ли

Чарли Бакет – нейтральный герой

Чарли и его семья - классические добропорядочные бедняки из детских сказок

Чарли и его семья — классические добропорядочные бедняки из детских сказок

Тем не менее, такие персонажи в сказках тоже встречаются сплошь и рядом, так что вряд ли стоит винить Даля, а затем и Бёртона, в построении образа положительного героя на такой основе. Суть тут, скорее, не в том, что бедняк должен оказаться невероятно выдающейся личностью. Вполне вероятно, что автор изначально хотел показать его таким вот нейтральным. Дескать, скромность украшает, и порой самый неприметный и ничем не выделяющийся человек может оказаться самым надежным и по-настоящему заслуживающим доверия. Но проявлять свой характер, ставить перед собой конкретные цели и добиваться их, быть своеобразным и нравиться далеко не всем – это тоже нормально, и это еще одна тема для дискуссии с представителями младшего поколения, если вы захотите устроить семейный просмотр картины.

Словом, смотреть этот фильм самостоятельно или вместе с детьми – решать вам. Удовольствие от просмотра этой красочной картины вы в любом случае получите, а вот по поводу смысла и извлеченных из нее уроков все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд.

Читайте также: