Церковь успения пресвятой богородицы доклад

Обновлено: 17.05.2024

Успенский Собор – главный собор столичного Кремля. Именно в нем проходили коронации на царство, здесь крестили и венчали русских царей и императоров. В этой церкви молились перед военными походами, здесь выбирали Патриархов Всея Руси. В Храме происходил земский собор 1613 года, когда на царство был выбран Михаил Романов.

История

Еще в двенадцатом столетии на месте современного собора располагалась деревянная церковь. При Иване Калите эту постройку снесли и возвели первый собор, который освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. А при Иване III было решено построить новый Храм, так как здание сильно обветшало.

Сначала строительством занимались русские зодчие, но они ошиблись в расчетах, и только что возведенное здание рухнуло. Тогда жена Ивана III, византийская принцесса София, посоветовала своему монаршему супругу обратиться к итальянским мастерам, и был приглашен знаменитый болонский архитектор Аристотель Фиорованти. Мастер не был знаком с особенностями русской архитектуры, но подошел к делу очень ответственно. Для начала он изучил Успенский Собор во Владимире (именно в этом Храме происходило Венчание на Царство до строительства Московского Собора). Только после этого Фиорованти приступил к работе.

Успенский собор Московского Кремля старое фото

Строительство производилось за рекордные для того времени сроки: уже через четыре года Храм освятили и начали первые Богослужения.

Венчания на Царство и Коронации Императоров Российских

С Успенским Собором Кремля связано множество важных моментов в истории России. Здесь Иван III разорвал в клочки Ханскую грамоту, тем самым освободив Русь от многолетнего ига. Здесь же стали проводиться Венчания на Царство, первое произошло в 1547 году, когда на престол взошел Иван Iv (Грозный).

Из важных вех истории Успенского Собора можно выделить:

  • 1547 год – Венчание на Царство Иоанна IV;
  • 1613 год – Венчание на Царство Михаила Федоровича, первого представителя династии Романовых;
  • 1682 год – последнее Венчание на Царство (Петр I и Иван V);
  • 1724 год – первая Коронация женщины-императрицы (Екатерина Первая);
  • 1728 год – первая Коронация Императора (Петр II);
  • 1896 год – последняя Коронация Императора.

Царские Венчания в Успенском Соборе проходили торжественно и пышно. Главным элементом была Шапка Мономаха, которая считалась символом власти и мудрости. При императорских коронациях также использовали корону, мантию, императорскую цепь, меч и прочие атрибуты, некоторые из которых изготавливали специально для коронации конкретного монарха. К примеру, в музее Успенского Собора можно увидеть трон, который новгородские резчики изготовили для Ивана Грозного.

Захоронения Патриархов

Успенский Собор также является местом захоронения Российских Патриархов и Митрополитов. Самое древнее захоронение – мощи Святителя Петра. Это первый житель Москвы, причисленный к Лику Святых. Именно Петр был инициатором строительства первого Успенского Собора, который возвели при Иване Калите. Там и покоились его мощи. Когда шло строительство нового Храма, мощи покоились в церкви Иоанна Богослова, а после освещения были перенесены в новый Собор.

Успенский Собор стал усыпальницей для Митрополитов, а затем, с конца шестнадцатого столетия, для русских Патриархов вплоть до учреждения Священного Синода. Последний раз захоронение произвели в 1700, когда умер последний русский Патриарх Адриан. В храме похоронены 19 патриархов и митрополитов, кроме лишенного сана Никона, могила которого находится в Новом Иерусалиме.

Митрополиты захоронены в алтаре вдоль северной стены. Могилы патриархов располагаются вдоль западной и южной стен. На могилах помещены небольшие надгробия с эпитафиями.

Война 1812 года

Во время нашествия Наполеона Успенский Собор сильно пострадал. Ворвавшись в Кремль, французские солдаты превратили Храм в конюшню. При отступлении Собор был полностью разграблен, оттуда вывезли все золото и серебро, был разорен иконостас, сняты драгоценные оклады с икон. Предания гласят, что Бонапарт велел взорвать Храм, но начавшийся дождь постоянно гасил фитиль.

Революция и Советская власть

Во время волнений 1917 года Собор пострадал от обстрела. Но повреждения были незначительные, и в течение года все было восстановлено.

В 1922 большевики превратили Собор в музей. При этом из него изъяли ценности: старинные иконы, серебро. Храмовыми ценностями была заплачена контрибуция по условиям Брестского договора. Бесценные святыни отдавали на вес. Некоторые экспонаты попали в Оружейную Палату и в Третьяковскую галерею.

Существует еще одна легенда, связанная с советским периодом Успенского Собора. Говорят, что когда фашисты вплотную подступили к Москве, Сталин приказал отслужить молебен о даровании Спасения от врагов.

Богослужения в Соборе были возобновлены в 1990 году.

Архитектура Собора

Храм строился итальянцем, и хотя считалось, что Фиораванти копирует Успенский Собор города Владимира, в творении мастера явно прослеживаются византийские и готические элементы. Особенно это заметно во внутреннем строении: классические русские квадратные столпы заменены круглыми, высокие своды, много воздуха и пространства.

Внутреннее убранство

В Успенском Соборе Московского Кремля содержится богатейшая коллекция икон. Изначально главной Святыней Храма была икона, написанная Святителем Петром, сейчас она храниться в Третьяковской галерее. А особо почитаемой Святыней стала Божья Матерь Владимирская. Этот образ помог уберечь Россию при вторжении Тамерлана, и теперь Владимирская Богоматерь считается покровительницей Руси.

Иконостас занимает всю ширину Собора. Рядом с иконостасом находится царское молитвенное место, примечательно, что место это использовал только Цесаревич Павел Петрович. В Храме также храниться посох Святителя Петра и Мономахов престол, украшенный пластинами с изображением получения князем Владимиром Шапки Мономаха.

Расписание Богослужений

Богослужения начали проводить в Соборе Успения Богоматери в Кремле с 1990 года. Однако Службы проводятся только по большим праздникам, а вход возможен лишь по специальным приглашениям. В обычное время в Соборе работает музей.

Как добраться до Успенского собора

Контактные данные

  • Точный адрес Храма: город Москва, Кремль, Соборная площадь.
  • Телефон: 8 (495) 695-37-76.

Фотографии

Успенский Собор – главный Храм Москвы. В нем происходили важнейшие государственные события. Поэтому можно увидеть фотографии, а также живописные изображения Храма в книгах по истории Москвы, путеводителях по Москве и Кремлю, в исторических изданиях.

На снимках и картинах представлен как внешний облик Храма, так и его внутреннее убранство: роспись, иконостас, важные достопримечательности и реликвии.

Ольшанское кладбище, одно из крупнейших в Праге. Его кладбища напоминает о старом поселении Олышаны, известном с XIV века. В 1697 г. владельцы имения продали городу часть своих земель, чтобы хоронить здесь умерших от чумы. Когда в 1787 г. император Иосиф II запретил захоронения при костелах в черте города, пригородное Ольшанское кладбище, по решению городских властей, стало центральным для всей правобережной части Праги.

Благодаря хлопотам настоятеля церкви свт. Николая на Староместской площади прот. Николая Рыжкова в 1905 г. городские власти выделили на кладбище участок под нужды православных. В следующем году с упраздненного Карлинского военного кладбища сюда были перенесены останки 45-ти русских офицеров, умерших в Праге “от полученных ими ран в сражении под Дрезденом и Кульмом в августе месяце 1813 года”. 7 мая 1906 года сюда был также перенесен и торжественно открыт отреставрированный памятник павшим. В следую-щем году на кладбище была “проектирована постройка часовни-церкви, на каковую настоятелем о. Рыжковым собираются средства, а пражская городская дума предложила бесплатно свои архитектурные силы”. Однако этот замысел осуществить не удалось.

После образования независимой Чехословацкой республики в Прагу хлынул поток эмигрантов из охваченной гражданской войной России. Далеко не всем приехавшим была уготована долгая жизнь на чужбине. Старый участок быстро заполнился. В 1923 и 1927 го-дах были отведены новые земли. Выходцы из России создали “Братство для погребения православных русских граждан и для охраны и содержания в порядке их могил в Чехослова-кии”, более известное под названием “Успенское братство”. Православная часовня стала особенно необходима после того, как в 1921 г. помещение, в котором отпевали православных, было переоборудовано в зал для гражданских панихид.

Инициативу взяло на себя “Успенское братство”. Огромную помощь оказали премьер-министр первого чехословацкого правительства Карел Крамарж и его русская супруга Надежда Николаевна, урожденная Хлудова. Помимо крупного личного дара, Крамарж организовал сбор почти четырех пятых всех необходимых средств. В результате вместо скромной кладбищенской часовни Прага украсилась небольшим, но монументальным и выразитель-ным православным храмом. Значительный вклад от имени братского сербского народа внес протоиерей М. Црвчанин, королевский инспектор воинских могил, который обеспечил де-нежную помощь своего правительства.

11 сентября 1924 года епископом Сергием (Королевым) была произведена закладка храма. Проект безвозмездно составил профессор В.А.Брандт при помощи студентов-архитекторов Н П.Пашковского и барона С. Г. Клодта. По замыслу авторов, храм должен был стать памятником русской благодарности и славянской взаимности на чешской земле, а также мемориалом всем русским людям, скончавшимся на чужбине. Стройное, квадратное в плане (8,2 х 8,2 м) здание с полукруглой апсидой имеет высоту около 22 метров. При разработке проекта авторы опирались на образцы новгородской и псковской древнерусской архитектуры.

Административно-техническую часть строительства безвозмездно приняли на себя инженеры А.М.Миркович, С.А.Величкин и П.П.Находкин. Строительная фирма чешского ар-хитектора Я.Воднярука выполнила все работы по себестоимости, отказавшись от прибыли. Все земляные и другие работы, не требовавшие квалификации, выполнили многочисленные добровольцы из числа русских эмигрантов. На строительстве храма с большим воодушевле-нием работала студенческая молодежь. Пять колоколов для церкви были пожертвованы королем Югославии Александром I Карагеоргиевичем, четою Крамарж, русскими эмигрантами в Чехословакии, митрополитом Евлогием и епископом Сергием.

9/22 ноября 1925 года Успенская церковь была освящена прибывшим из Парижа митрополитом Евлогием (Георгиевским) в сослужении с сербским архиереем епископом Ша-бацким Михаилом, епископом Пражским Сергием (Королевым), архимандритом Алексием (Кабалюком) и многочисленным русским духовенством из Чехословакии, Франции, Югосла-вии и Прикарпатской Руси. На освящении присутствовали представители чехословацкого правительства, дипломатического корпуса и многочисленные гости. Храм был передан в бесплатное пользование пражскому Николаевскому приходу. В этот день П. Б. Струве писал в парижской газете “Возрождение”: “Новая церковь с ее чисто русскими линиями, с ее иконами, созерцание которых волнует и восхищает русскую душу, осеняет самое крупное Campo Sancto — “священное поле” зарубежной России”.

Над входом в храм помещена большая мозаика с изображением Богоматери Оранты, а на алтарной апсиде — небольшое мозаичное изображение архангела Михаила. Мозаики исполнены фирмой М. В. Ферстрова по эскизам замечательного русского художника И. Я. Би-либина. Под его же руководством молодой художник К.М.Катков написал 64 иконы для многоярусного иконостаса и клиросных преград. И.Я.Билибин, по заказу американского мецената Ч. Крейна, создал эскизы росписи стен и сводов храма, однако, выполнены они были значительно позже — в 1941-1946 гг. В этой работе принимали участие художники: Т.В.Косинская (позже монахиня Серафима), К.П.Пясковский, М.Б.Ромберг, А.Н.Рязанов, В.Гартман, Р.Д.Карякин, И.Шапов.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Под храмом, в подвальном этаже, находится крипта мученицы Софии, где покоятся ос-танки создателей храма и многих известных людей. Среди них — Карел Крамарж с супругой, крупнейший знаток византийского и древнерусского искусства академик Н.П.Кондаков, директор Донского кадетского корпуса генерал Т.А.Семернинов, генералы С.А.Воронин, Н. Н. Шиллинг, профессора: С.С.Груздьев, Ф.А.Щербина и другие. Здесь же погребен инженер Н.Н.Ипатьев, в доме которого в Екатеринбурге расстреляли последнего российского императора и его семью. С особой торжественностью в 1920-е гг. в крипту перенесли останки серб-ских воинов, погибших в Первую мировую войну. Их могилы находятся с двух сторон у входа в крипту. В 1935 г. в память о погибшем в Марселе от рук усташей короле Югославии Александре I в крипте была установлена мемориальная плита в виде белого креста.

Со всех сторон храм окружен православным участком Ольшанского кладбища, благоустройство которого было одной из задач Успенского братства. Проект планировки и озеленения территории безвозмездно выполнил чешский профессор К. Машек. При этом использовались породы деревьев, характерные для северо-западных областей России. Начало посадкам было положено в праздник древонасаждения 21 ноября 1926 г. В начале Второй мировой войны гестапо закрыло Успенское братство, но по ее окончании оно возобновило работу. Последним его секретарем был протоиерей Михаил (Васнецов), сын знаменитого живописца, физик по образованию. В 1951 г. чехословацкие органы госбезопасности окончательно закрыли Успенское братство, которое разделило судьбу других эмигрантских организаций.

Последний приют на Ольшанском кладбище нашли многие выдающиеся люди, вынужденно покинувшие Россию после революции. Здесь похоронены писатели А.Т.Аверченко, В.И.Немирович-Данченко, Е.Н.Чириков, П.А.Кречевский; поэт Д.М.Ратгауз и драматург Л.Н.Урванцев; композитор С.А.Траилин и певец В.Левицкий; историки А.А.Кизеветтер, Е.Ф.Максимович и С.П.Постников; профессор-правовед П.И.Новгородцев; философы И.И.Лапшин, Н.И.Садовский, П.Н.Савицкий; геолог академик Н.И.Андрусов; биолог В.С.Ильин; филологи академик В.А.Францев, профессора Е.А.Ляцкий и Н.В.Ястребов; про-фессора-инженеры А.С.Ломшаков и К.П.Федоров; генерал Н.В.Львов, адмирал Г.Пальчиков, донской атаман В.Ю.Налетов; политические и общественные деятели И.И.Петрункевич, В.А.Мякотин, Н.И.Астров, а также мать и сестра писателя В.В.Набокова, графиня С.Н.Толстая, Т.Н.Родзянко и многие другие.

4 января 2000 г. рядом с церковью Успения Пресвятой Богородицы был похоронен архиепископ Пражский, митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей (1913-1999), возглавлявший Православную церковь в Чехии и Словакии в 1964-1999 гг.

С 1951 г. храм подчиняется Православной церкви Чехии и Словакии, но здесь со-храняются русские церковные традиции. Богослужения совершаются по старому стилю на церковнославянском языке, язык проповеди — русский.

Еженедельно в пятницу в 9.00 и в воскресенье в 10.00 в храме совершается божественная литургия. Богослужения проводятся также по большим праздникам, согласно расписанию.

Ольшанское кладбище, одно из крупнейших в Праге, находится в районе Жижков, у станции метро “Желивскего” (трасса А).

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Владимир Бурега. Храм Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище (по книге: К.И.Иляшевский, Д.В.Быстров. “Православные Русские храмы в Праге”, Прага., 2000)


Каменный храм Успения Пресвятой Богородицы в поселке Истомино был построен на средства графа Толстого Ивана Петровича в 1725 году.

Истомино расположено в 9 км от Тарусы, на правом берегу Таруски. Впервые Истомино упоминается в 1720 году в Тарусских писцовых книгах. В 1681 году селом владел род бояр Хитрово. В 1802 -1822 годах имением владела мать генерала Н.З. Хитрово – Александра Николаевна, супругой же Н.З. Хитрово являлась дочь Кутузова М.И. – Анна Михайловна. Поэтому история усадьбы Истомино связана с этими известными именами. Также усадьбой владели Толстые, Быховцы, Масловы.

По своей архитектуре храм представляет собой восьмерик на четверике, типичный для храмового зодчества 18 века. Стены храма украшала роспись, фрагменты которой сохранились и до нашего времени. В 19 веке храм перестраивался и поэтому вобрал в себя стили двух веков.

В 1815 году приходская жизнь храма возобновилась на пожертвования Хитрово Н.З. Архитектура храма и внутреннее его убранство изменились, иконостас был переписан. В это время Успенская церковь приобрела новый, типично классицистический образ, для которого характерны боковые портики с треугольными фронтонами и четырьмя колоннами. Были прорезаны световые люнеты, а рядом были выполнены круглые медальоны. Трехъярусная колокольня после реконструкции зрительно придала храма высоты и стройности. Резной миниатюрный иконостас заменили на белую золоченую алтарную преграду, которая напоминала триумфальную арку с коринфскими сдвоенными колоннами, которые несли аттик с фигурами ангелов и высокую арку. Храм Успения всегда щедро украшался, поскольку все владельцы села делали крупные пожертвования на его содержание.

После революции храм в Истомино длительное время продолжал действовать. Он стал в Тарусском районе последним действующим храмом – его закрыли лишь в 1975 году. Формально причиной закрытия храма стало отсутствие постоянного священника. В последующие три десятилетия храм был разграблен и пришел в ветхое состояние. Погост рядом с ним был осквернен. От здания остались лишь стены. Трапезная превратилась в руины. От иконостаса ничего не осталось.

13 апреля 2008 года на новый шатер колокольни храма установили новый шпиль с крестом. Сегодня высота колокольни составляет 37 м вместе с крестом. 19 апреля того же года освятили и подняли на колокольню новых колокола. Набор из 9 колоколов, специально подобранный по звуку, был отлит на заводе ЗИЛ. Самый крупный колокол имеет вес 650 кг. После поднятия колоколов присутствующие сделали там несколько пробных звонов. Внутри храма были проведены штукатурные работы, проведено отопление, установлены новые окна и выполнены полы, проведены работы на прихрамовой территории.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Храм Успения Пресвятой Богородицы. Презентация на заданную тему содержит 55 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

История храма Эта запись, датируемая 1552—1553 гг., — древнейший из дошедших до нас документов такого рода. Напомним вкратце содержание порядной записи. Заказчиками в ней выступают прихожане во главе с церковным причтом, исполнение работ берут на себя мастера Горяин Григорьев Царев и Третьяк Борисов Ростовка. Царский мастер Горяин Григорьев также, вероятно, был ростовцем, так как ростовцем назван его сын Пахомий Горяйнов, закладывавший Успенскую церковь с трапезной в Спасо-Каменном монастыре1. 1 Леонид, архимандрит. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1878. № 658. С. 236—237.

История храма Исходя из текста документа, естественным было ожидать, что Успенская церковь если не в деталях, то уж во всяком случае в общей композиции должна следовать предписанному образцу — Успенскому собору Кирилло-Белозерского монастыря. Между тем архитектура обоих памятников настолько различна, что трудно усмотреть в них какие-либо общие черты, кроме совпадения размеров в плане (18 х 22,5 м). Мало похожа Успенская церковь и на другие белозерские постройки конца X V — XVI в. Это четырехстолпный, пятиглавый храм без подклета, перекрытый коробовыми сводами. Повышенные подпружные арки чрезвычайно узки, они занимают только около трети ширины столбов. Угловые барабаны имеют в своем основании небольшие ступенчатые арочки. В юго-западном углу храма вверху (как бы на уровне хоров) устроен придел, к которому ведет внутристенная лестница в южной и западной стенах.

История храма Внешние формы храма довольно просты. Фасады членятся необычными для Белозерья широкими плоскими лопатками. Северо-западному углу четверика, где помещались часы и звонница, строители придали характер мощной гипертрофированной лопатки, расширяющейся вверху напусками кирпичей. Поле закомар сливается с плоскостью прясел. Оконные проемы без наличников. Перспективные порталы завершены архивольтами, имеющими рисунок очень плоской кривой с небольшим килевидным подвышением.

История храма Барабаны имеют по четыре узких окна, утопленных в прямоугольных впадинах, и завершаются поясом пятиугольных ниш, несколько усложненных у среднего барабана. Юго-западный барабан имеет только ниши без световых проемов. Пропорции барабанов довольно приземисты. В основании всех барабанов, кроме северо-западного, наполовину закрывавшегося звонницей, сохранились остатки расставленных по кругу кокошников. Обычная для Белозерья орнаментальная кирпичная кладка применена только в поясе, венчающем низкие алтарные апсиды.

Читайте также: