Церковь мученика виталия доклад

Обновлено: 05.07.2024

Равенна на северо-востоке Италии традиционно входит во все хрестоматии по византийскому искусству, ведь по количеству и значению сохранившихся памятников она в первой десятке, если не пятерке, хотя до Стамбула-Константинополя ей в этом смысле далеко. 8 памятников Равенны включены в состав всемирного наследия ЮНЕСКО, включая великолепную церковь Сан-Витале.

(Описание церкви Сан-Витале, дополненное интересными фактами из истории Равенны, Византийской империи и германских народов).

По понятным причинам, до 1917 года в России существовала развитая школа по изучению византийского наследия. Опять же по понятным причинам в советское время эту школу успешно забыли. Но в последнюю четверть века интерес к византийскому наследию снова воспрял. Хотя большинство русскоязычных туристов попадает в Равенну просто потому, что до нее удобно добираться из Римини, куда летают российские чартеры.

Значение Равенны для германских народов можно сравнить со значением Херсонеса Таврического - для восточных славян. Именно через этот город атрибуты имперской власти и религиозного культа попадали из столицы Византии - Константинополя на земли тогда еще варварских королевств. Церковь Малая София в Константинополе , построенная как малоразмерный прототип для великолепного собора Айя-София (именно на него ориентировались строители храмов Святой Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке), стала образцом для храма Сан-Витале. А последний в свою очередь послужил прототипом для капеллы при дворе первого германского императора в Ахене в Ахене- Карла Великого.

Карта Равенны в византийскую эпоху. Хорошо видно, что хотя местность заболачивалась уже тогда, море все еще было совсем рядом. Военный и торговый порт Классис в 4 км от Равенны, основанный еще Октавианом Августом, в лучшие времена вмещал до 250 кораблей. Системой каналов город был связан также с Пьяченцей, Кремоной и Аквилеей. Но в 467 году Сидоний Аполлинарий писал, что Равенна превращается в болото. В результате постепенно на первый план выдвинулась Венеция, куда с материка от нашествий варваров бежали римляне.

Карта Равенны в византийскую эпоху. Хорошо видно, что хотя местность заболачивалась уже тогда, море все еще было совсем рядом. Военный и торговый порт Классис в 4 км от Равенны, основанный еще Октавианом Августом, в лучшие времена вмещал до 250 кораблей. Системой каналов город был связан также с Пьяченцей, Кремоной и Аквилеей. Но в 467 году Сидоний Аполлинарий писал, что Равенна превращается в болото. В результате постепенно на первый план выдвинулась Венеция, куда с материка от нашествий варваров бежали римляне.

Основание населенного пункта на месте Равенны приписывалось античными авторами этрускам, фессалийцам и умбрам. Задолго до начала нашей эры сюда мигрировали народы Восточного Средиземноморья. Изначально поселение представляло собой рыбацкую деревеньку из домов на сваях посреди болот и морских песчаных лагун совсем рядом с линией морского побережья. Примерно так начиналась много позже Венеция. Именно в Равенне в 49 году до н.э. Юлий Цезарь собрал войска перед тем, как перейти Рубикон. Золотой век города наступил после 402 года, когда император Гонорий перенес сюда из Милана столицу Западной Римской империи: болота защищали город от возможного нападения варваров, а выход к морю на восток обеспечивали связь с Восточной Римской империей, ставшей затем Византией.

Несколько веков за Равенну боролись византийцы и германцы. Когда в 409 году вестготы во главе с Аларихом вторглись в Италию, они разорили Рим, но не тронули Равенну. В 413 году Августа Галла Плацидия, дочь Феодосия Великого, стала женой вестгота Атаульфа. После его смерти Галлу Плацидию передали ее брату - императору Гонорию, который отдал ее в жены военачальнику Констанцию, по смерти которого она бежала от брата (он тоже ее домогался) в Константинополь к своему дяде – императору Восточной Римской империи Феодосию. Он вернул ее в Равенну как правительницу: ее сын Валентиан стал императором Западной Римской империи. Но фактически именно она правила империей в качестве регентши при малолетнем сыне. В 450 году Галла умерла в Риме, а в 476 году Италию, включая Равенну, которая четверть века спокойно жила при Галле Плацидии, захватили герулы во главе с Одоакром. Император Восточной Римской империи Зенон убил Одоакра после того, как остготы Теодориха по наущению самих византийцев вторглись в Италию и в 493 году взяли Равенну после 3-летней осады.

Теодорих родился в 454 году в Паннонии (современная Венгрия) в семье короля остготов Теодемира и его жены Эрелеувы. (Очень характерно имя отца Теодориха, у которого первая часть – германская основа, а вторая – славянская). Как и отец, Теодорих исповедовал арианство (ветвь христианства, позже осужденная как сектантство). Пока остготы жили по правому берегу Дуная, самого Теодориха отправили в качестве заложника в Константинополь ко двору византийского императора Льва. Затем он вернулся в Паннонию, где в 474 наследовал трон.

Теодорих сделал Равенну своей столицей на 33 года – они стали периодом спокойствия и процветания. Причем византийский император Анастасий формально признал его власть. При Теодорихе был восстановлен и приведен в рабочее состояние акведук длиной 70 км, построенный в начале II века по распоряжению императора Траяна. Также при Теодорихе были построены его мавзолей и дворец, баптистерий ариан, архиепископская капелла, церковь Святого духа и базилика Сант Аполлинаре Нуово. При дворе короля остготов долгое время служили советниками римляне Альбин, Симмахий и Боэций, но они были казнены в ответ на преследование ариан со стороны византийского императора Юстиниана – тот принял эдикт против арианства в 523. Теодорих умер в 526 году, после чего Равенной еще 9 лет управляла его дочь Амаласунта, пока ее не убили.

Освятили базилику уже при власти византийцев в 547 или 548 году (Византийская империя отвоевала Равенну у германцев в 540 году). Считается, что прототипом для Сан-Витале послужила константинопольская церковь Малая София, также известная как храм святых Сергия и Вакха и ставшая маломерным образцом для собора Айя-София, построенного мастерами Исидором Милетским и Антемием Тралльским. Малая София была построена в 527-529 годах у дома в Константинополе (современный Стамбул), в котором будущий император Юстиниан жил в молодости.

Одно из самых известных произведений не только византийского, но и общеевропейского и мирового искусства. Процессия во главе с византийским императором Юстинианом, в прошлом небогатым иллирийским крестьянином. Юстиниан и Феодора представлены на мозаиках как дарители: при Юстиниане византийская церковь получила экономические и юридические льготы, он даровал ей земли и имущество. В свите Юстиниана виден и епископ Максимиан, фигура которого даже подписана. Между Юстинианом и Максимианом стоит либо спонсор строительства базилики – грек Юлиан Аргентарий, либо военачальник Велизарий, который отвоевал для Византии Равенну у готов.

Одно из самых известных произведений не только византийского, но и общеевропейского и мирового искусства. Процессия во главе с византийским императором Юстинианом, в прошлом небогатым иллирийским крестьянином. Юстиниан и Феодора представлены на мозаиках как дарители: при Юстиниане византийская церковь получила экономические и юридические льготы, он даровал ей земли и имущество. В свите Юстиниана виден и епископ Максимиан, фигура которого даже подписана. Между Юстинианом и Максимианом стоит либо спонсор строительства базилики – грек Юлиан Аргентарий, либо военачальник Велизарий, который отвоевал для Византии Равенну у готов.

Причем церковь, строившаяся как чисто имперское здание, финансировалась частным лицом – равеннским банкиром греческого происхождения по имени Юлиан Аргентарий.

Процессия во главе с императрицей Феодорой, женой Юстиниана, в прошлом дочерью циркового смотрителя, танцовщицей и куртизанкой. При этом у нее, как и у Юстиниана, изображен золотой нимб вокруг головы. Рядом с Феодорой изображена жена военачальника Велизария Антонина и их дочь Джованина.

Процессия во главе с императрицей Феодорой, женой Юстиниана, в прошлом дочерью циркового смотрителя, танцовщицей и куртизанкой. При этом у нее, как и у Юстиниана, изображен золотой нимб вокруг головы. Рядом с Феодорой изображена жена военачальника Велизария Антонина и их дочь Джованина.

Он пожертвовал 26 000 золотых солидов - конечно, взамен на определенные преференции: договоренности между властями и бизнесом существовали уже тогда. Великолепные мозаики Сан-Витале относятся именно к периоду византийского правления.

Базилика Сан-Витале, общий вид алтарной части. В конхе апсиды изображен Христос, протягивающий мученический венец Святому Виталию. С другой стороны изображен строитель церкви – Экклесий Равеннский.

Базилика Сан-Витале, общий вид алтарной части. В конхе апсиды изображен Христос, протягивающий мученический венец Святому Виталию. С другой стороны изображен строитель церкви – Экклесий Равеннский.

Хотя город наводнили купцы, мастера и придворные из Константинополя, война с германцами постоянно продолжалась. В ходе многолетних военных действий король лангобардов Лиутпранд захватил Равенну, но затем вернул ее Византии. В 741 году король лангобардов Астольф снова захватил город. Римский папа Стефан Второй призвал короля франков Пипина освободить Равенну, что тот и сделал.

Водоем внутри храма. В базилике Сан-Витале даже стоят насосы для откачки воды (многие старинные подвалы Равенны заполнены водой).

Водоем внутри храма. В базилике Сан-Витале даже стоят насосы для откачки воды (многие старинные подвалы Равенны заполнены водой).

Несмотря на то, что франки передали Равенну римским папам, последние постоянно нуждались в их военной помощи, так что в 784 папа Адриан Первый разрешил королю франков и будущему германскому императору Карлу Великому забрать из Равенны все, что он пожелает, кроме предметов христианского культа.

Из равеннского дворца Теодориха Карл перевез в свою главную резиденцию в Аквисгране (современный Ахен) мраморные колонны, мозаики, статуи и пр.

Церковь святого мученика Виталия

Эта церковь всегда вызывала величайшее восхищение своей архитектурой и мозаичными произведениями внутри базилики. Строительство ее было начато во времена готов епископом Экклезием и завершено византийцами в 547 году.

Необычайно впечатлительна внутренняя часть церкви, богато украшенная мозаичными полотнами на исторические и библейские сюжены.

Арочный свод, отделяющий алтарь от центральной части храма украшен изображениями Спасителя, двенадцати апостолов и двух святых мучеников Гервасия и Протасия.

За арочным сводом, слева над колоннами — мозаика с изображением сцен из земной жизни святого праведного Авраама: Авраам принимает у себя в доме Божественную Троицу в виде трех Ангелов; Жертвоприношение Авраама. Еще выше изображен пророк Иеремия со свитком в руке, два Ангела, которые держат крест; священник Аарон с 12 коленами Израильскими и Моисей, готовящийся принять скрижали Завета. В верхней части изображены два апостола и евангелиста Лука и Иоанн Богослов. Рядом с ними стоят столики с перьями и чернильницами — орудия написания Святого Евангелия.

На правой стороне над колоннами изображение жертвоприношений Авеля и Мельхиседека. Над ними изображены: пророк Исаия, два летящих Ангела с крестом; Моисей, стерегущий стада своего свекра; Моисей, который видит Неопалимую Купину. В верхней части изображены два апостола и евангелиста Марк и Матфей со своими символами льва и ангела, а у их ног изображены черепаха и цапля.

В центральной апсиде изображен Спаситель между Ангелами, святым мучеником Виталием и епископом Экклезием. Спаситель передает святому Виталию мученический венец. Святитель Экклезий держит в руках храм, имеющий сходство с настоящей бозиликой.

Над ними изображения двух Ангелов, держащих Крест в виде буквы Альфа; по бокам изображение двух кипарисов и двух городов, имеющих важнейшее значание в жизне Спасителя: Вифлеем и Иерусалим — в одном Он был рожден, в другом предан на распятие.

По бокам апсидной ниши, по обеим сторонам оконных проемов, присутствуют два мозаичных изображения: слева — император Юстиниан со свитой и епископом Максимианом, справа — императрица Феодора со своими приближенными двора.

Свод апсиды украшен мозаикой, изображающей Агнца Божия, с обрамляющими его четырьмя Ангелами.

В середине алтаря стоит мрамочный престол с изображением креста и двух агнцев.

Именно в эту базилику стремятся попасть все приезжающие в Равенну туристы, чтобы узреть мозаичное искусство византийских мастеров.

Базилика Сан-Витале (итал. Basilica di San Vitale) - раннехристианская базилика в Равенне (Италия), важнейший памятник византийского искусства в Западной Европе. В 1996 году в составе раннехристианских памятников Равенны была включена в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Выделяется среди восьми раннехристианских памятников Равенны совершенством своих мозаик, которые не имеют себе равных за пределами Константинополя.

Базилика Сан-Витале

Базилика была заложена в 527 году равеннским епископом Экклесием после его возвращения из Византии, где он вместе с папой Иоанном I выполнял дипломатическую миссию по поручению Теодориха Великого. Храм был освящён в честь раннехристианского мученика святого Виталия Миланского, чьё изображение помещено в конхе апсиды. Строительство велось на средства греческого ростовщика, Юлиана Аргентария (Серебренника). Освящение храма совершил 19 апреля 548 года епископ Максимиан. Все внутреннее мозаичное убранство церкви было создано одновременно в 546-547 годы, различие стиля академик В. Н. Лазарев объясняет участием в работе разных мастеров.

В XIII веке к южной стене церкви была пристроена колокольня и была проведена реконструкция деревянных перекрытий аркад. Масштабная реконструкция храма была проведена в XVI веке: в целях борьбы с поднятием грунтовых вод был поднят на 80 см уровень пола, обновлён пресбитерий, убраны деревянные хоры и перестроен внутренний дворик (1562 год) и южный портал здания. В 1688 году землетрясением была разрушена колокольня XIII века, её восстановили в 1696-1698 годы.

В 1780 году купол ротонды и подкупольные ниши, лишённые при строительстве церкви каких-либо украшений, были расписаны фресками работы болонцев Бароцци и Гандольфи и венецианца Гвараны.

Базилика построена в форме восьмиугольного мартирия византийского типа, близкого по архитектуре к церкви Сергия и Вакха в Константинополе. Наружные стены не имеют каких либо декоративных элементов и расчленены вертикальными и горизонтальными контрфорсами. Здание увенчано гранёным барабаном купола. Архитектура Сан-Витале сочетает элементы классического римского зодчества (купол, порталы, ступенчатые башни) с византийскими веяниями (трёхлопастная апсида, узкая форма кирпичей, трапециевидные капители и т. д.). Низ внутренних стен базилики облицован мрамором, наборный пол храма украшен геометрическим орнаментом.

Конструкцию здания поддерживают восемь центральных опор, на которых держится купол диаметром в 16 метров. Для уменьшения бокового давления куполу придана конусообразная форма. Купол воздвигнут из лёгкого материала - вдетых друг в друга глиняных труб, закреплённых одна над другой в становящихся всё более узкими горизонтальных кольцах. Опорные столбы образуют в центре храма ротонду, на втором ярусе которой расположены хоры. В промежутки между столбами ротонды помещены полукруглые двухэтажные аркады, расположенные по дугам, выгнутым к внешним стенам церкви. Благодаря описанному устройству храма внутренняя часть церкви кажется залитой светом, а окружающие её галереи искусственно погружены в мистическую полутемноту, что сразу же обращает внимание входящего на мозаики апсиды и пресбитерия. Использование данного архитектурного решения привело к достижению следующего пространственного эффекта:

Выступающие за кольцо подкупольных столбов высокие аркады открывают центральное пространство глазам посетителя сразу же, как только он входит в церковь. Ещё находясь во внешнем обходе, он чувствует, что высоко поднятый купол словно вбирает в себя всё внутреннее пространство храма. При взгляде же из центра храма аркады воспринимаются как ещё одно кольцо опор, находящееся между столбами и внешними стенами и зрительно увеличивающее интерьер. Наконец, пространственный эффект усиливается своеобразной формой столбов, объём которых не воспринимается зрителем.

Перед апсидой, освещаемой тремя высокими окнами круговой обход ротонды прерывается пресбитерием, окружённым двухэтажными аркадами. Алтарь вынесен за пределы апсиды в пресбитерий, а в ней установлена стационарная мраморная кафедра. Капители аркады пресбитерия выполнены в форме ажурных корзинок и украшены изображением креста, помещённого между двумя агнцами. Такое оформление однако разрушает тектоническую природу ордера.

К числу особенностей Сан-Витале следует отнести и необычное устройство нартекса, расположенного здесь под углом к основной оси здания, проходящей через пресбитерий. Причины такого устройства нартекса не установлены: по мнению различных исследователей, архитектор мог таким образом сохранить память о ранее существовавших на месте храма часовнях, теснее включить в основной объём здания две лестничных башни или просто создать, помимо основного входа по оси здания, ещё один в боковой части церкви.

Базилика в Равенне послужила чтимым образцом для архитектуры Каролингского возрождения в целом и для её центрального произведения - дворцовой капеллы в Ахене. Филиппо Брунеллески изучал конструкцию купола Сан Витале при разработке проекта первого европейского купола Нового времени(флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре). Особенно он отметил то, что для облегчения купола равеннской церкви вместо наполнителя использовались полые глиняные сосуды.

Основное пространство базилики украшено мраморной инкрустацией, а вогнутые поверхности апсиды (аркады, своды, конха) стены (вимы) пресбитерия покрыты византийской мозаикой. Мозаики Сан Витале были призваны продемонстрировать западному миру могущество и безупречный вкус византийского императора Юстиниана во время недолгого владычества византийцев в Италии.

Мозаики Сан-Витале являются редким для Европы образцом раннехристианской монументальной живописи, созданной в технике византийской мозаики. Особую значимость представляют прижизненные портреты императора Юстиниана и его супруги Феодоры.

Мастера с помощью мозаики смогли подчеркнуть архитектурные элементы базилики, сделав акценты на символическую связь элемента конструкции и нанесённого на неё изображения:

Мозаики, которые покрывают весь этот интерьер за исключением цоколя, прекрасно выявляют конструктивный смысл архитектуры. Люнеты, распалубки, стены, арки, ниши и своды эффектно выделены различными типами декора. Так, ребра крестового свода усилены растительными гирляндами, в то время как фигуры ангелов, олицетворяющих мощь несущих конструкций, поддерживают центральный медальон.

- Отто Демус. Мозаики византийских храмов

В боковых галереях находятся несколько раннехристианских саркофагов. Среди них наиболее примечателен мраморный саркофаг V века, несколько переделанный в середине VI века, в котором, как гласят греческая и латинская надписи на крышке, был погребён равеннский экзарх Исаак. На боковых сторонах саркофага можно видеть барельефы, изображающие поклонение волхвов, воскрешение Лазаря, Даниила в львином рву и крест с двумя павлинами.

Конха украшена мозаикой изображающей Иисуса Христа в образе юноши с крестчатым нимбом, сидящего на лазоревой земной сфере, в окружении двух ангелов. Христос в одной руке держит свиток, опечатанный семью печатями (Откр.5:1), а другой протягивает мученический венец славы святому Виталию, которого подводит к нему ангел. Второй ангел представляет Иисусу равеннского епископа Екклезия, подносящего в дар макет основанной им базилики Сан-Витале.

Из под ног Иисуса по каменистой почве, поросшей лилиями, вытекают четыре реки Эдема: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат. Эта деталь прославляет Иисуса как источник воды живой (Откр.21:6) и роднит равеннское изображение с мозаикой монастыря Латому (Греция), созданной в этот же период.

В. Н. Лазарев отмечает, что мозаика конхи является одной из самых тонких по исполнению, отличается подчёркнуто симметричной композицией и торжественным характером. По его мнению, над её созданием работали мозаичисты, знавшие византийское искусство в его столичных вариантах. Вместе с тем, мозаики апсиды обнаруживают и типично византийскую неподвижность фигур, все персонажи изображены анфас, стоя. Даже участники двух процессий будто остановились на мгновение, чтобы показать себя в стационарном положении, чтобы позволить зрителю полюбоваться их особами.

Нижний уровень апсиды

Император Юстиниан со свитой

Император с супругой изображены как донаторы, приносящие в дар церкви драгоценные литургические сосуды. Выполненные как фриз изображения отличаются фронтальной композицией и однообразием поз и жестов. При этом мастера смогли изобразить императорскую семью с индивидуальными чертами лиц в образе идеальных правителей, а сама композиция передаёт движение двух процессий по направлению к алтарю.

Императорица Феодора со свитой

Император Юстиниан приносит в дар церкви патену и изображён, как и все другие фигуры, в фронтальной позе. Его голова, увенчанная диадемой, окружена нимбом, что отражает византийскую традицию отмечать таким способом царствующую особу.

По сторонам от Юстиниана стоят придворные и священнослужители. Среди них выделяются: пожилой человек в одежде сенатора (единственный стоит во втором ряду, по одной из версий, это ростовщик Юлиан Аргентарий, финансировавший строительство базилики, по другой, полководец Велисарий, по третьей, praefectus praetorio (префект претория) - должностное лицо, представлявшее особу императора в день освящения храма), епископ Максимиан с крестом в руке и два диакона (один держит Евангелие, а другой - кадило). На этой мозаике Юстиниан и Максимиан изображены как авторитарные представители светской и церковной власти, поэтому их фигуры занимают доминирующее место, а над головой епископа даже помещена горделивая надпись: Maximianus. Если портрет Юстиниана является, скорее всего, копией с официальных изображений, рассылаемых по всей империи, то портреты Максимиана и персонажа, стоящего во втором ряду, выделяются характерными чертами, позволяющими предположить знакомство мозаичиста с оригиналами.

Роскошные одеяния дали возможность мозаичистам развернуть перед зрителем всё ослепительное богатство их палитры - начиная от нежных белых и пурпуровых тонов и кончая ярко-зелёными и оранжево-красными. Особой тонкости исполнения они достигли в лицах четырёх центральных фигур, набранных из более мелких кубиков. Это позволило им создать четыре великолепных по остроте характеристики портрета, в которых, несмотря на ярко выраженные индивидуальные черты, есть и нечто общее: особая строгость выражения и печать глубокой убеждённости.

И здесь роскошные византийские одеяния дали мозаичистам повод блеснуть изысканными колористическими решениями. Особенно красивы краски на трёх центральных женских фигурах. Их лица набраны из более мелких и более разнообразных по форме кубиков, что облегчило передачу портретного сходства. Лица остальных придворных дам, как и лица стражи в мозаике с Юстинианом, носят стереотипный характер и мало выразительны. В них высокое искусство уступает место ремеслу и рутине.


Сорокоуст


Молебен


Псалтырь


Свечка

Равенна — небольшой городок на севере Италии. За свою долгую историю город этот успел побывать столицей Западной Римской империи, остготского королевства, важным провинциальным центром Византийской империи, столицей королевства лангобардов. Императоры, короли, наместники — правители менялись, оставляя после себя дворцы, гробницы, мавзолеи и базилики.

Благодаря тому, что Равенна расположена в стороне от главных магистралей и стратегических объектов, войны, революции, бунты и другие потрясения пощадили город. Многое здесь сохранилось так, как было построено полторы тысячи лет назад. О городе писали великие поэты Байрон, Гессе, Уайльд и Блок. Их вдохновляла суровая атмосфера становления Европы на заре христианства.

Девушка в шляпе на вокзале

Из длинного перечня всех достопримечательностей Равенны, базилика Сан-Витале заслуженно занимает особое положение. Именно этот храм привлекает сюда основную массу туристов.

Добраться до Равенны можно из близлежащих городов на автобусе или поезде. Регулярные автобусы и поезда ходят из Болоньи (1,5 часа в пути), Римини (1 час), Феррары (50 минут). Стоимость проезда в поезде или автобусе — около 5 евро, в зависимости от уровня комфортности. Из аэропорта Форли до Равенны каждый час ходит специальный автобус.

Девушки в автобусе

Почему же туристы так активно едут в базилику святого Виталия? Что там можно осмотреть? Как дорого стоит входной билет и в какое время доступ в храм открыт для путешественников? На эти и другие вопросы мы и постараемся ответить в этой статье.

История: кто такой святой Виталий и кто построил его церковь?

Варвары сумели разрушить Римскую империю, а вот с построением новых государств поначалу возникли сложности. Быстро сообразив, что именно христианство выступает главным объединителем народов, живущих на новых территориях, варварские короли переняли религию и множество полезных традиций. Вот и остготский король Теодорих решил оставить о себе добрую память в виде многочисленных храмов в своей столице Равенне.

Свечи и распятие

К V веку Равенна уже имела столичный опыт. Последние императоры имели свои резиденции именно здесь, архитектурных образцов для подражания было предостаточно. Когда возник вопрос о том, в честь кого строить новый храм, появилась идея посвятить его святому из первых христиан, мощи которого хранились неподалеку. Это были мощи святого Виталия Миланского. Так принято считать. Дело в том, что святых с именем Виталий было несколько. Мощи какого из них находятся в базилике Сан-Витале достоверно не известно. Претендента два:

  • Виталий воин — один из первых христиан римской империи. Был замучен по приказу императора Нерона, просто на дух не переносившего христиан.
  • Виталий увещеватель — монах, делом своей жизни считал отвращение проституток от их греховного ремесла, для чего посещал бордели и притоны. Результат его деятельности — сотни благоверных жен и солидных матерей.

Саркофаг с мощами

Патрон для церкви был выбран, оставалось достроить храм. Строительство началось при Теодорихе, но закончить церковь он не успел, умер. Смерть правителя в то время означало начало войны. Желающих занять трон было предостаточно. Сильнее всех оказался византийский владыка Юстиниан, мечтавший о возрождении империи от Британии до Африки. Византия использовала новый храм не только для укрепления христианской веры, но и для пропаганды нового правления, поместив на стены базилики мозаичные панно светского содержания.

Что посмотреть в Сан-Витале?

Внешний вид самой сохранной базилики V века скромен, аскетичен и большинству будет не сильно интересен. Многоязычные гиды взахлеб рассказывают об архитектурных придумках, оригинальных решениях и революционных приёмах. Но рассказы эти изобилуют специальными терминами и понятиями, которые понятны только профессиональным строителям и архитекторам. Снаружи можно не задерживаться надолго — самое красивое и ценное находятся внутри.

Внешний вид церкви

Мозаики

Всякий входящий в базилику Сан-Витале цепенеет от нахлынувшего восхищения при виде мозаичных панно, арок, ниш и купола. Римские мастера хорошо понимали, что именно вогнутые пространства позволяют мозаичным картинам выглядеть наряднее всего. Разноцветные плитки смальты, из которых состоят картины, искрятся и блестят, создавая эффект объёмности изображения.

Мозаика на куполе

Именно мозаики базилики Сан-Витале привлекают сюда туристов со всего мира. Особого внимания достойны:

  • Панно алтарной части храма — изображают императора Юстиниана со свитой и императрицу Феодору с сопровождающими придворными. Эти работы включены во все учебники по истории искусства Европы, а копии находятся в самых известных музеях мира. Все изображенные — реальные исторические личности. Художники сумели передать характер императора-реформатора и его жены, а вся композиция удивительно гармонична и подчеркивает торжественную атмосферу базилики.

Изображение императрицы Феодоры

  • Апсида — Христос и Ангелы, агнец — росписи равеннского храма полны символов и художественных ребусов. Экскурсоводы рассказывают легенды, одна интереснее другой. Мозаичные полотна купола — впечатляют своей грандиозностью и реалистичностью, хоть и созданы по византийскому канону.
  • Возвышение у алтаря — Авраам, Иеремия и Моисей — библейская история трёх пророков.

Не мозаики

Все приходят в базилику, чтобы своими глазами увидеть знаменитые мозаичные полотна храма. Но церковь знаменита и другими сокровищами, как духовными, так и художественными:

  • Мраморные инкрустации стен храма, каменные полы.

Мраморный пол в церкви

  • Мощи святых (Виталий, Феликс, Набор, Матерн) — саркофаги с реликвиями находятся рядом со входом в крипту храма и в самой крипте.

Правила посещения

Многие посетители базилики приходят сюда, чтобы поклониться святым мощам и молиться. При посещении Сан-Витале нужно придерживаться нескольких простых правил:

  • Голова (у женщин), плечи и колени с локтями должны быть скрыты от посторонних глаз. Недопустимы шорты или майки с коротким рукавом.
  • Мобильные телефоны в режиме вибрации.

Выключаем телефон

  • В руках посетителей не может быть никакой еды или ёмкостей с напитками.
  • Свою любимую маленькую собачку лучше также оставить дома или в отеле.

Молодой человек фотографирует

Фотографировать можно свободно, но нельзя использовать штатив и вспышку.

Как найти, сколько стоит, часы работы

Турист с картой

Отдельный билет для осмотра только базилики не продается. За 9,5 евро, кроме основной церкви, вы сможете дополнительно осмотреть ещё несколько городских достопримечательностей:

  • Архиепископский музей.
  • Мавзолей Галлы Пласидии.
  • Базилику Аполинария.
  • Древний баптистерий.

Сан-Витале работает без выходных, касса музея находится рядом с храмом, найти русскоязычного гида не проблема, его посоветуют в самой кассе. Стоит это не более 15 евро за 45-минутный тур по церкви.

Веранда базилики

Время работы — с 9 до 17:30 (март и октябрь), с 9:30 до 17:00 (с ноября по февраль), с 9 до 19 часов (с апреля по сентябрь).

Отзывы туристов

Официант с мороженым

Андрей, 26 лет, Петербург:

Читайте также: