Современные подходы к психологии общения доклад

Обновлено: 05.07.2024

Для того чтобы рассмотреть и понять современные подходы структуры общения, необходимо знать предпосылки.

Советский и российский психолог Леонтьев А.А. говорил о том, что на Западе этот вопрос представлен моделью коммуникации Тайера Л. Он ввел три основных параметра общения:

  • коммуникативные способности;
  • базовые процессы;
  • уровень анализа.

Тайер классифицировал способности на:

  • стратегические (особенность, которая позволяет говорящему понять ситуацию коммуникативного взаимодействия);
  • тактические (то, что обеспечивает говорящему вступить в успешное коммуникативное взаимодействие).

Также ученый разделил и базовые процессы на:

  • производство коммуникативного процесса;
  • распространение/передачу;
  • условие;
  • обработку.

И то же самое Тайер сделал с уровнем анализа:

  • коммуникационная система;
  • организационный уровень;
  • межличностный;
  • внутриличностный.
  • связь (выполняет такую функцию, как передача осведомительной, регулятивной, аффективной информации);
  • взаимодействие (процесс совместной деятельности людей для выполнения общих задач);
  • познание (отвечает за восприятие и интерпретацию поведения человека, а также за понимание личностной сущности);
  • взаимоотношение.

Панферов выделил две формы общения:

  • опосредованное (данный вид общения используется любым человеком, СМИ, искусством и т.д.);
  • непосредственное.

Изучая проблемы общения, ученый рассматривал четыре метода исследования:

Леонтьев А.А. говорил, что данная модель структуры общения выстроена на логистическом анализе общения. Важно идти от частного к общему, от общающегося человека в обусловленности психологических свойств.

  • совпадение системы социальных и индивидуальных значений в общении, несовпадение взаимных оценок;
  • совпадение систем значений и уровня взаимных оценок.

Ученый отмечал, что при общении взаимопонимание может как устанавливаться, так и нет. Парыгин определил параметры коммуникации:

  • психический контакт;
  • обмен информацией при помощи вербального и невербального общения;
  • взаимодействия, -влияние партнеров друг на друга.

Также ученый выделил две стороны коммуникационного процесса:

  • внутренняя, или перцептуально-коммуникативная (связана с психикой и взаимопониманием людей во время общения);
  • внешняя, или интеракциональная (связана с поведением и взаимодействием).

Леонтьев считал, что минус предложенной теории в индивидуально-психологической трактовке процессов коммуникации как межличностных, как установление контакта между изолированными сознаниями. Интерактив является внешним поведением людей, который представляет основу общения.

На Первом ленинградском симпозиуме по психологии общения в выступлении Парыгин Б.Д. говорил о другой системе, которая включала три компонента коммуникации:

  • содержание и направленность (коммуникация может быть идентифицирующей/обособляющей, содействующей/противодействующей);
  • форма (вербальная/невербальная, непосредственная, межличностная, опосредованная);
  • методы связи содержания и формы (подражание, заражение, внушение, убеждение).

Современный подход к структуре общения психологии

Современная структура общения в психологии включает в себя три взаимосвязанные стороны:

  • коммуникативная;
  • интерактивная;
  • перцептивная.

Современный подход к структуре общения психологии

Рисунок 1. Психологическая структура общения

Коммуникативный компонент

Содержит обмен сведениями между людьми. Общение как процесс обмена информацией включает в себя обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.п.

Куницына В.П. и ее коллеги говорили о коммуникативной стороне как о применении вербальных и невербальных средств общения. Хорошим коммуникатором является субъект с богатым владением техник общения, которые он использует на разных уровнях.

Интерактивный компонент

Отвечает за организацию взаимодействия. Т.е. к вербальному общению добавляются действия. Следует отметить, что интерактивное общение является условным термином.

Куницына В.П. и ее коллеги рассматривали данную сторону как взаимодействие людей, которое организовывает совместную их деятельность согласие, конфликт и т.п.) Позиции собеседников во время коммуникации:

  • пристройка свысока;
  • пристройка на равных;
  • пристройка снизу;
  • отстраненная позиция.

Продуктивность позиции определяется в процессе определенной ситуации. Например, пристройку снизу используют при необходимости привнести свои извинения. Данные действия в какой-то момент могут измениться в угодливость или в отчуждение.

Применение широкой палитры коммуникативных позиций говорит о психологической зрелости человека.

Перцептивная сторона

Куницына В.П. и ее коллеги отметили, что признаки данной стороны проявляются в:

  • умении понять контекст встречи;
  • понимании настроения собеседника;
  • понимании психологических аффектов.

Общение понимается в рассматриваемом подходе как связь между коммуникаторами, которые стремятся к взаимопониманию. Но при этом есть несводимость понятия общения и трех компонентов.

Другие классификации

Если рассматривать структуру общения как комплекс устойчивых связей между множеством элементов, которые обеспечивают целостность и тождество себе, то может содержать следующие компоненты:

  • динамику (состоит из фаз и стадий);
  • функции;
  • предметное содержание;
  • операции.

Куницына В.П. и ее коллеги определили следующие фазы общения:

  • появление нужды в коммуникации и понимании целей (т.е. потребность рассказать или получить сведения, оказать влияние на оппонента, определить цель общения и т.п. );
  • включение человека в процесс коммуникации;
  • ориентирование в общении и личности собеседника;
  • составление плана содержания и средств коммуникации (подбор фраз, слов, поведения и т.д.);
  • определение позиции;
  • обмен вербальным и невербальным;
  • восприятие и оценка реакции оппонента, контроль над успешностью коммуникации, т.е. установление обратной связи;
  • при необходимости корректирование стиля, метода, темы коммуникации;
  • завершение диалога.

Также структура коммуникации рассматривается, с точки зрения, анализа элементов общения. Оно всегда связано с ситуацией, поэтому имеет следующие компоненты:

  • взаимодействие людей;
  • мотивы и нужды для достижения цели;
  • средства коммуникации.

Структура общения состоит из:

Помимо этого у коммуникации есть две стороны:

  • внешняя, или экспрессивная (содержит средства и методы необходимые для удовлетворения потребностей и достижения цели. Выражается в действиях, которые бывают двух видов: инициативные, ответные);
  • внутренняя, или импрессивная (отвечает за восприятие взаимодействия, реакции. Главное – нужды, мотивы, которые воплощают в общении: побуждение, направление, личностный смысл).

Характеристика структуры межличностного общения

В данном общении происходит взаимодействие между, вступившими в диалог, людьми. Во время коммуникации образуется причинная связь. При общении собеседники адаптируются к определенной ситуации коммуникации, при обмене информацией каждый ее перерабатывает и структурирует. Основные проблемы межличностного общения:

  • анализ условий (отвечает за возможную и важную встречу);
  • описание процессов при взаимодействии;
  • описание методов для достижения уровня взаимности или препятствий этому;
  • способы, которые помогают семье реализовать связь с социальными институтами, или социальными связями.

Сатир Вирджидлия изучала межличностное взаимодействие внутри семьи и выделила четыре главных аспекта:

  • чувства, мысли обращенные на себя, или самооценка;
  • методы передачи информации;
  • совокупность правил.

Куницына В.П. и ее коллеги рассмотрели межличностное общение с точки зрения предмета, содержащее:

На рисунке 2 представлена схема структуры общения. На ней отражена динамическая сторона порождающая взаимодействие.


Одной из важнейших сторон человеческой жизни является то, что с самого момента рождения до самой смерти человек находится в окружении других людей, в непосредственном или опосредованном контакте с ними. Даже находясь в одиночестве, человек не перестает ощущать себя частью социума, действовать и думать с учетом правил и норм социального сообщества, в котором он рос, воспитывался и обучался.

ОБЩЕНИЕ – это результат развития общественной истории, отражающий уровень культуры и являющийся ее глубинным основанием и одновременно средством развития общества. В процессе общения обеспечивается единство действия той или иной группы людей, достигается взаимопонимание и согласованность поведения, формируются качества человека как субъекта труда и познания, поскольку оно формирует убеждения, обеспечивает практическую регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми. На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому.

Общение является важной духовной потребностью личности, обусловленной общественным способом его бытия и необходимостью взаимодействия в процессе деятельности. Любая совместная деятельность, и в первую очередь трудовая, не может осуществляться успешно, если между участниками взаимодействий не будут налажены соответствующие контакты и взаимопонимание.


Таким образом, общение следует рассматривать как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.

Процесс общения является многомерным, многоуровневым феноменом, поэтому интерес к нему проявляют представители различных наук: философии, социологии, психологии и др.

Теоретические подходы к исследованию общения

В настоящее время изучением психологии общения занимаются многие ученые разных сфер научного знания, и каждая наука выдвигает свою концепцию в рассмотрении данного вопроса.

Общефилософская концепция рассматривает процесс общения личности

Общефилософская концепция определила формирование и других

научных концепций. И прежде всего - социологической.

Социологическая концепция обосновывает общение как способ

Психологическая концепция определяет общение как специфическую

форму деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его существования. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, вне реализации которой замедляются, тормозятся, а иногда и деформируются социальное бытие личности, ее взаимоотношения с обществом. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших факторов, определяющих личностный смысл в формировании личности. В связи с этим психология рассматривает потребности в общении как процесс взаимодействия личности и социокультурной среды. Причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

В историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы общения в зарубежной психологии:

· информационный - ориентированный на передачу и прием информации;

· интеракциональный - ориентированный на взаимодействие;

· реляционный- ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения.

Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и предполагает, хотя и взаимодополняющие, но разные аспекты анализа проблемы общения.

Теоретические основания подхода базируются на трех основных

• содержание информации может преобразовываться в различные символы (кодироваться/декодироваться в слова, жесты, образы, предметы и т. п.);

• принятие аристотелевской и ньютоновской картины мира: существует нейтральное пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема.

В рамках информационного подхода существуют два основных направления исследований.

Первоначальная модель состояла из 5 элементов:

- передатчик информации (шифратор);

- канал для передачи сигналов;

- приемник информации (дешифратор);

- получатель информации (место получения информации).

Данная теоретическая модель обладала рядом положительных качеств – простотой и наглядностью, возможностью быстрой квантификации, универсальностью. Но, эти же обстоятельства привели к игнорированию, недооценке исследователями потенциальной полезности, или даже возможности существования других подходов в изучении проблемы общения.

Второе направление исследований возникло в 60-х годах XX века. Основным предметом этого направления явился анализ социально организованных условий для циркулирования информации между членами конкретной социальной группы или в межличностных взаимодействиях, включая диадические. Основные исследования в этой области были выполнены И. Гофманом (1975 г.).

В своих исследованиях И. Гофман разработал и использовал для анализа общения модель коммуникационного обмена, состоящую из 4 элементов:

• коммуникационное поведение или стратегия общения, которые используют участники общения во взаимоотношениях друг с другом;

• коммуникационные ограничения, включающие экономические, технические, интеллектуальные и эмоциональные факторы, ограничивающие выбор участниками общения той или иной стратегии;

• основы или критерии интерпретации, определяющие и направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.

Именно разработка и использование этой модели в анализе межличностного общения помогла наиболее полно сблизить и навести мосты между информационными и интеракционисткими подходами к изучению проблемы общения.

Интеракциональные подходы были развиты главным образом в 60-70-е годы прошлого столетия. В отличие от информационного подхода, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в рамках интеракционизма общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т.п.). И это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерения участвующих индивидов. Хотя они обладают действительным контролем за входом или выходом из ситуации в соответствии со своими намерениями, до тех пор, пока участники воспринимают присутствие и поведение друг друга в ситуации, они не могут избежать постоянной координации поведения по отношению друг к другу. Таким образом, главный исследовательский интерес больше направлен на организацию поведения.

Теоретические основания этого подхода:

• ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения во множестве жизненных условий и обстоятельств (в различных социальных контекстах);
• поведение является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных или личностных факторов, а больше функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция ситуационного подхода в социальной психологии);

Условно можно выделить пять наиболее важных моделей.

· Лингвистическая модель, предложенная в начале 60-х годов

(Р. Бедвистел, 1965 г.) для невербального общения. Одно из основных положений модели: несмотря на многообразие взаимодействий, все они образуются и комбинируются из одного и того же ограниченного репертуара или набора, состоящего из 50–60 элементарных движений и поз тела человека. Делается предположение, что следующие друг за другом поведенческие акты, сформированные из элементарных единиц, организуются таким образом, каким организуется последовательность звуков как элементарных единиц языка в словах, предложениях и фразах.

· Модель социального навыка (М. Аргайл, А. Кендон, 1967 г.). Эта

модель опирается на положение о том, что межличностные трансакции (коммуникационные акты), подобно другим видам социальных умений и навыков (например, вождение автомобиля, танцы, игра в карты и т. п.), иерархично организуются и формируются посредством серии простых, целенаправленных, но часто пробных и допускающих двоякое толкование шагов, т.е. высказывается идея научения общению в самом общении.

· Равновесная модель (М. Аргайл, Дж. Дин, 1965 г.). Модель

· Программная модель социального взаимодействия (А. Шефлен,

1968 г.). В этой модели постулируется, что общая структура межличностной встречи или ситуации взаимодействия (и синхронная, и диахронная) порождается благодаря действию, по крайней мере, трех видов программ:

- первый вид программы имеет дело с простой координацией движений;

- второй – контролирует изменение видов активности индивидов в ситуации, когда возникают помехи или неопределенности;

- третья программа модифицирует сами процедуры изменений, т.е. управляет комплексной задачей метаобщения.

· Системная модель (А. Кендон, 1977 г.) рассматривает

взаимодействие как конфигурацию систем поведения, каждая из которых управляет отдельным аспектом межличностной трансакции. До настоящего времени идентифицированы и проанализированы две такие системы; первая – это система поведения, управляющая обменом речевых высказываний; вторая – это система поведения, управляющая главным образом использованием пространства и территории взаимодействия.

Согласно этому подходу, нельзя сказать, что люди, животные или другие организмы вступают в общение (информационный подход) или участвуют в нем (интеракциональный подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса независимо от того, хотят они этого или нет, частью как локальной, так и глобальной экосистемы взаимоотношений. Они включаются в эту систему с момента рождения и не покидают до момента смерти.

С развитием реляционного подхода укрепилась тенденция делать акцент на изучение таких параметров процесса общения, которые характеризуют отношения между людьми в реальных видах человеческих взаимоотношений. Основная посылка состоит в том, что любой акт общения – это акт участия во взаимоотношениях.

Три направления теоретических исследований оказались инструментальными и способствовали появлению реляционной теории коммуникаций:

· кибернетика и теория общих систем;

· теория логических типов, которая идентифицирует разрывы

· биологические исследования экосистем и динамики

взаимоотношений между организмами и средой обитания.

Признается, что эта теория представляет один из самых перспективных подходов к изучению социальных явлений, к изучению общения, взаимодействия и поведения, которые до сих пор были известны социальным и поведенческим наукам.

В отечественной психологии проблеме общения посвящено большое количество исследований таких выдающихся ученых как Б. Г. Ананьев,

Г. М. Андреева, В. М. Бехтерев, А. А. Бодалев, Л.С. Выготский, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев и другие.

Анализируя научную литературу, можно выделить следующие аспекты изучения общения в отечественной науке:

1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в процессе которой осуществляется обмен информацией);

2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);

3) гносеологический (человек выступает как субъект и объект социального познания);

4) аксиологический (изучение общения как процесса обмена ценностями);

5) нормативный (выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании, реального функционирования стереотипов поведения);

6) семиотический (общение выступает как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем с другой);

7) социально-практический (праксиологический) аспект общения, где процесс рассматривается в качестве обмена деятельностью, способностью, умениями и навыками.

По мнению Б.Г. Ананьева, в общении всегда есть момент познания человека человеком и, одновременно, познание самого себя. Общение – сильнейший инструмент формирования у человека отношения к другим людям, а также к самому себе.

В.Н. Мясищев в своих работах уделял большое внимание вопросам влияния общения на психику, в особенности зависимости между общением и психическими процессами, участвующими в общении. Он определял общение как взаимодействие людей, в котором выделяется три компонента: психическое отражение участниками общения друг друга, отношение их друг к другу и обращение их друг с другом.

А.А. Бодалев определял общение как один из основных видов деятельности людей, в котором проявляются сущностные характеристики личности как объекта и субъекта общения. Оно, по мнению ученого, влияет на само формирование личности, в особенности, на базисные ее свойства, проявляющиеся в отношении к себе, другим, труду и собственности.

Б. Д. Парыгин отмечал, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Определение Б. Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу.

А. А. Леонтьев обосновывает общение как социальный феномен и как условие любой деятельности человека.

Общение является сложнейшим видом человеческих отношений. При кажущейся простоте любой вид общения с любым человеком подчиняется довольно сложным закономерностям объективного и субъективного ха­рактера. Знание людьми глубинных оснований различных видов общения - непременное условие их эффективной деятельности.


Статья посвящена рассмотрению основных видов общения. Показаны особенности психологии общения с точки зрения её актуальных проблем. Представлены подходы к определению сути общения и его основные элементы. Автором отмечается тесная связь общения с ценностями и смыслами, практически не изученная в отечественной психологии. Рассматриваются психологические основы получения интересующей информации, приемы для реализации получения информации и методика получения интересующей информации.

Ключевые слова: общение, взаимодействие, виды общения, структура общения стороны общения, барьеры общения, способы преодоления барьеров общения.

Общение имеет свои функции, средства, виды и типы, каналы, фазы. По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно (непосредственное, опосредованное общение; межличностное и массовое общение; межперсональное и ролевое общение и др.).

Особое внимание исследователи уделяют двум аспектам (видам, языкам) общения — вербальному (речевому) и невербальному (неречевому) [9].

Современные средства массовой коммуникации способствовали возникновению новых направлений исследования специфических форм общения разного типа (телефон, телевидение, радио, Интернет и т. п.).

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения. Но особенно важно умение общаться для деловых людей: предпринимателей, менеджеров, людей, занятых в сфере управления [10].

В настоящее время ни для кого не будет открытием то, что межличностные отношения между людьми — это абсолютно необходимое условие в жизни. Без данного вида общения невозможно полноценное формирование у человека высших психических функций, а также развития личности в целом. Факт общения свойственен всем высшим живым существам, однако на уровне человека оно включает в себя самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. У человека содержание общения намного шире, чем у животных. В процессе общения, люди обмениваются друг с другом различной информацией, передают свой богатый жизненный опыт, знания, умения, навыки, их способности, представления о том или ином событии, ситуации.

Целью общения считается то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Количество целей может увеличиваться. Помимо вышеперечисленных целей, сюда можно включить: обучение, воспитание, согласование людей в их совместной деятельности, установление тех или иных межличностных отношений и прочее [5].

Любое личностно либо социально ориентированное общение будет отражаться на социологическом уровне, если в этом общение актуализируются общественно значимые отношения между людьми. Общение представляет собой разные формы активною воздействия человека на природу и тем самым выступает как целый пучок разнонаправленных факторов социальной жизни индивида и группы [6].

Исследователи в области психологии считают, что потребность в общении необходимо отнести к ряду важнейших условий для полноценного формирования и развития личности. Как известно, человек — это существо социальное, которому постоянно требуется общение с другими индивидами; в связи с этим, можно отметить, что общение — главное условие жизнедеятельности [1].

Как принято, в общении выделяют три взаимосвязанные характеристики: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Коммуникативная сторона проявляется в обмене какой-либо информацией между людьми, которые вступили в общение. Интерактивная состоит в обмене между индивидами не только знаниями и представлениями, но и действиями, приемами. Перцептивная сторона в общении содержит в себе процесс восприятия и познания друг друга индивидами, а также установления взаимопонимания между ними [2].

Огромный вклад в развитие проблемы общения внес основоположник отечественной культурно-исторической психологии — Л. С. Выготский. При тщательном исследовании проблем мышления и речи он открывает понимание механизмов преобразования общения в сознание личности [3].

В общем смысле язык выступает как система знаков, которая служит средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Язык выступает специфическим социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением. Язык — средство передачи социального опыта, культурных норм и традиции. Через язык осуществляется преемственность различных поколений и исторических эпох.

‒ формах обращения, которые ведут к объединению, сотрудничеству и пр. (похвала, комплименты, поощрение);

‒ формах обращения, которые ведут к непродуктивному общению (повышение громкости голоса, оскорбления, жесты, используемые в конфликтных ситуациях).

‒ оценку сложившейся ситуации, выявление направленности и дальнейших возможных последствий;

‒ нахождение причин сложившейся ситуации;

‒ предположение путей выхода из данной ситуации, с учетом причин;

Одну из главных задач в преодолении психологических барьеров берет на себя мотивационное состояние личности. Мотивационное состояние индивида несет в себе психическое отражение условий, которые необходимы для эффективного взаимодействия человека как организма, индивида, личности. Это отражение необходимых условий проявляется в виде определенных установок. Установка — стереотипная готовность к действию в определенной ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению проявляется на основе прошлого опыта человека.

Таким образом, установки выступают как наиболее важные внутренние факторы для появления или наоборот, преодоления тех или иных барьеров. В современное время каждый человек имеет различные психологические барьеры, и даже если человек справляется и преодолевает одни барьеры, на их черед приходят другие [4].

В заключение отмечу, что общение — это взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом.

Основные термины (генерируются автоматически): общение, ситуация, вид общения, полноценное формирование, процесс общения, психологическая наука, развитие личности, сложившаяся ситуация, совместная деятельность, человеческое общение.

Ключевые слова

взаимодействие, общение, виды общения, структура общения стороны общения, барьеры общения, способы преодоления барьеров общения

общение, взаимодействие, виды общения, структура общения стороны общения, барьеры общения, способы преодоления барьеров общения

Похожие статьи

Общение как важнейшее условие развития личности в социуме

Процесс общения непрерывен: с развитием ребенка изменяются его формы и содержание.

Этот уровень является полноценным человеческим общением [1]. В данном уровне присутствует фаза взаимонаправленности: 1. Человек испытывает потребность в контакте, возникает установка на внешнюю коммуникацию.

В психологии различают следующие стили общения: авторитарно-диктаторский, презрительно-унижающий, диктатно-отстраненный, непоследовательно-предвзятый, скандальный, общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, общение на основе дружеского.

Возможности оптимизации межличностного общения подростков.

Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. В то же время актуальным является другая сторона рассмотрения проблемы общения — формирования личности в нем.

Проблема общения у дошкольников | Статья в сборнике.

Но полноценное общение не может быть без коммуникативных умений, которые необходимо

По сути, воспитатель вводит ребенка в жизнь, в человеческое общество.

Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности.

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

- уметь ориентироваться в ситуации общения; - уметь договариваться, планировать совместные действия

Модели педагогического общения.

Модели педагогического общения. Общение — это процесс развития и становления отношений между субъектами, которые активно участвуют в диалоге.

Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор.

М. И. Лисина говорила, что «общение — основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через других людей.

Для того чтобы рассмотреть и понять современные подходы структуры общения, необходимо знать предпосылки.

Советский и российский психолог Леонтьев А.А. говорил о том, что на Западе этот вопрос представлен моделью коммуникации Тайера Л. Он ввел три основных параметра общения:

  • коммуникативные способности;
  • базовые процессы;
  • уровень анализа.

Тайер классифицировал способности на:

  • стратегические (особенность, которая позволяет говорящему понять ситуацию коммуникативного взаимодействия);
  • тактические (то, что обеспечивает говорящему вступить в успешное коммуникативное взаимодействие).

Также ученый разделил и базовые процессы на:

  • производство коммуникативного процесса;
  • распространение/передачу;
  • условие;
  • обработку.

И то же самое Тайер сделал с уровнем анализа:

  • коммуникационная система;
  • организационный уровень;
  • межличностный;
  • внутриличностный.
  • связь (выполняет такую функцию, как передача осведомительной, регулятивной, аффективной информации);
  • взаимодействие (процесс совместной деятельности людей для выполнения общих задач);
  • познание (отвечает за восприятие и интерпретацию поведения человека, а также за понимание личностной сущности);
  • взаимоотношение.

Панферов выделил две формы общения:

  • опосредованное (данный вид общения используется любым человеком, СМИ, искусством и т.д.);
  • непосредственное.

Изучая проблемы общения, ученый рассматривал четыре метода исследования:

Леонтьев А.А. говорил, что данная модель структуры общения выстроена на логистическом анализе общения. Важно идти от частного к общему, от общающегося человека в обусловленности психологических свойств.

  • совпадение системы социальных и индивидуальных значений в общении, несовпадение взаимных оценок;
  • совпадение систем значений и уровня взаимных оценок.

Ученый отмечал, что при общении взаимопонимание может как устанавливаться, так и нет. Парыгин определил параметры коммуникации:

  • психический контакт;
  • обмен информацией при помощи вербального и невербального общения;
  • взаимодействия, -влияние партнеров друг на друга.

Также ученый выделил две стороны коммуникационного процесса:

  • внутренняя, или перцептуально-коммуникативная (связана с психикой и взаимопониманием людей во время общения);
  • внешняя, или интеракциональная (связана с поведением и взаимодействием).

Леонтьев считал, что минус предложенной теории в индивидуально-психологической трактовке процессов коммуникации как межличностных, как установление контакта между изолированными сознаниями. Интерактив является внешним поведением людей, который представляет основу общения.

На Первом ленинградском симпозиуме по психологии общения в выступлении Парыгин Б.Д. говорил о другой системе, которая включала три компонента коммуникации:

  • содержание и направленность (коммуникация может быть идентифицирующей/обособляющей, содействующей/противодействующей);
  • форма (вербальная/невербальная, непосредственная, межличностная, опосредованная);
  • методы связи содержания и формы (подражание, заражение, внушение, убеждение).

Современный подход к структуре общения психологии

Современная структура общения в психологии включает в себя три взаимосвязанные стороны:

  • коммуникативная;
  • интерактивная;
  • перцептивная.

Современный подход к структуре общения психологии

Рисунок 1. Психологическая структура общения

Коммуникативный компонент

Содержит обмен сведениями между людьми. Общение как процесс обмена информацией включает в себя обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.п.

Куницына В.П. и ее коллеги говорили о коммуникативной стороне как о применении вербальных и невербальных средств общения. Хорошим коммуникатором является субъект с богатым владением техник общения, которые он использует на разных уровнях.

Интерактивный компонент

Отвечает за организацию взаимодействия. Т.е. к вербальному общению добавляются действия. Следует отметить, что интерактивное общение является условным термином.

Куницына В.П. и ее коллеги рассматривали данную сторону как взаимодействие людей, которое организовывает совместную их деятельность согласие, конфликт и т.п.) Позиции собеседников во время коммуникации:

  • пристройка свысока;
  • пристройка на равных;
  • пристройка снизу;
  • отстраненная позиция.

Продуктивность позиции определяется в процессе определенной ситуации. Например, пристройку снизу используют при необходимости привнести свои извинения. Данные действия в какой-то момент могут измениться в угодливость или в отчуждение.

Применение широкой палитры коммуникативных позиций говорит о психологической зрелости человека.

Перцептивная сторона

Куницына В.П. и ее коллеги отметили, что признаки данной стороны проявляются в:

  • умении понять контекст встречи;
  • понимании настроения собеседника;
  • понимании психологических аффектов.

Общение понимается в рассматриваемом подходе как связь между коммуникаторами, которые стремятся к взаимопониманию. Но при этом есть несводимость понятия общения и трех компонентов.

Другие классификации

Если рассматривать структуру общения как комплекс устойчивых связей между множеством элементов, которые обеспечивают целостность и тождество себе, то может содержать следующие компоненты:

  • динамику (состоит из фаз и стадий);
  • функции;
  • предметное содержание;
  • операции.

Куницына В.П. и ее коллеги определили следующие фазы общения:

  • появление нужды в коммуникации и понимании целей (т.е. потребность рассказать или получить сведения, оказать влияние на оппонента, определить цель общения и т.п. );
  • включение человека в процесс коммуникации;
  • ориентирование в общении и личности собеседника;
  • составление плана содержания и средств коммуникации (подбор фраз, слов, поведения и т.д.);
  • определение позиции;
  • обмен вербальным и невербальным;
  • восприятие и оценка реакции оппонента, контроль над успешностью коммуникации, т.е. установление обратной связи;
  • при необходимости корректирование стиля, метода, темы коммуникации;
  • завершение диалога.

Также структура коммуникации рассматривается, с точки зрения, анализа элементов общения. Оно всегда связано с ситуацией, поэтому имеет следующие компоненты:

  • взаимодействие людей;
  • мотивы и нужды для достижения цели;
  • средства коммуникации.

Структура общения состоит из:

Помимо этого у коммуникации есть две стороны:

  • внешняя, или экспрессивная (содержит средства и методы необходимые для удовлетворения потребностей и достижения цели. Выражается в действиях, которые бывают двух видов: инициативные, ответные);
  • внутренняя, или импрессивная (отвечает за восприятие взаимодействия, реакции. Главное – нужды, мотивы, которые воплощают в общении: побуждение, направление, личностный смысл).

Характеристика структуры межличностного общения

В данном общении происходит взаимодействие между, вступившими в диалог, людьми. Во время коммуникации образуется причинная связь. При общении собеседники адаптируются к определенной ситуации коммуникации, при обмене информацией каждый ее перерабатывает и структурирует. Основные проблемы межличностного общения:

  • анализ условий (отвечает за возможную и важную встречу);
  • описание процессов при взаимодействии;
  • описание методов для достижения уровня взаимности или препятствий этому;
  • способы, которые помогают семье реализовать связь с социальными институтами, или социальными связями.

Сатир Вирджидлия изучала межличностное взаимодействие внутри семьи и выделила четыре главных аспекта:

  • чувства, мысли обращенные на себя, или самооценка;
  • методы передачи информации;
  • совокупность правил.

Куницына В.П. и ее коллеги рассмотрели межличностное общение с точки зрения предмета, содержащее:

На рисунке 2 представлена схема структуры общения. На ней отражена динамическая сторона порождающая взаимодействие.

Читайте также: