Цепочка однокоренных слов как словообразовательная единица доклад

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Долгова Марина Константиновна ,

учитель русского языка

МБОУ «Петрохерсонецкая СОШ

Русский язык 6 класс

М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И., Капинос, 2016

Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 2

Место урока в системе уроков по теме: первый урок по теме(35), четвертый урок по существительному

Цель урока: создание условий для тренировки умения учащихся составлять словообразовательные цепочки слов.

Задачи урока:

Обучающие: 1) повторение сведений о словообразовательной паре и словообразовательной цепочке слов, обучение работе со словообразовательным словарем.

Развивающие: развитие орфографической зоркости, логического мышления учащихся, связной речи; обогащение и активизация словарного запаса, творческого воображения; формирование приёма умственных действий при составлении цепочки; развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать;

Воспитывающие: воспитание уважения друг к другу, чувства взаимопомощи, культуры, стремления к здоровому образу жизни.

Планируемые результаты:

Предметные умения

Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры

Универсальные учебные действия (УУД)

Формирование умения составлять словообразовательные цепочки. Расширение словарного запаса учащихся при использовании словообразовательного словаря.

Личностные:

Осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.

Познавательные: освоение умения различать словообразовательные пары и цепочки; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; обучение наблюдению за действиями партнёра, нахождению неточностей и корректированию ошибок.

Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Организационный момент

Психологический настрой обучающихся на урок

Анаграмма. ЫРС (Сыр)

- Ребята, подберите рифму к слову урок с помощью слова сыр.

(Учащиеся отвечают. Один из учеников на доске пишет слово сыр, ставит стрелку и пишет слово сырок, затем образует с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса слово сырочек.)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка проблемной ситуации

- На прошлом уроке мы занимались словообразованием имен существительных . Догадайтесь, чем мы сегодня будем заниматься? (Ответы учащихся)

- Что это? (Цепочка) Обратите внимание на ударение в слове!

- Мы с вами будем составлять цепочки. Золотые? Верно, словообразовательные. Составление цепочек – занятие не только увлекательное, но и очень полезное. Какое изобразительно-выразительное средство вы использовали в этой работе? (Сравнение)

Проверка домашнего задания

2.Выпишите один пример из домашнего упражнения, докажите правильность вашего решения, используя тип речи – рассуждение.

3. Расскажите об уменьшительно-ласкательных суффиксах, приводя примеры.

Актуализация знаний учащихся

Подготовленный ученик № 1 объясняет одноклассникам тему. Словообразовательная цепочка - это последовательность однокоренных слов. При этом каждый новый элемент вытекает из предыдущего, как звенья цепочки. Каждая новая единица в словообразовательной цепочке образует с предыдущей речевую пару и является для нее производной. Другое слово, в свою очередь, является мотивирующим. Рассмотрим пример. В цепочке сыр

Он задает вопрос классу:

-Чем отличается словообразовательная пара от словообразовательной цепочки?

Приводит примеры: дом-домик, лес

Подготовленный ученик № 2 знакомит одноклассников со словообразовательным словарем, выбрав понравившиеся примеры.

Подготовленный ученик № 3 представляет материал о производной и производящей основе, взяв примеры из словообразовательного словаря.

Освоение нового материала - Для чего нужна словообразовательная цепочка? Словообразовательная цепочка слова – последовательность возникновения новых речевых единиц. Язык – живой механизм, который постоянно обновляется и пополняется. Поскольку большинство новых речевых единиц в русском языке – производные, словообразование является важным ключом к пониманию значения лексики и возможности ее усвоения.

Работа в парах или группах . § 12, упр. 112. Рассмотрите запись.

1 группа Добрый → добряк → добрячка

2 группа Гитара → гитарист → гитаристка

3 группа Вода → водяной → водянистый → водянистость

При ответе используйте алгоритм составления словообразовательной цепочки. Представители групп, объясните, где производная, а где производящая основа.

Физминутка. Построимся цепочкой и пройдемся по классу, изменяя движение влево и вправо.

Применение новых знаний 1.Тест Найдите ВЕРНО выстроенную словообразовательную цепочку А)друг→дружочек-дружок Б)слово→словесный→словеса В)небеса→небо→небесный Г)дело→деловой→деловитый Приложение № 2

2. Работа с текстом. Прочитайте текст, озаглавьте его, определите основную мысль, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки, найдите однокоренные слова и составьте словообразовательную цепочку. Сделайте вывод по употреблению слов с данным способом образования.

Рыбы лещ и треска о своих детях (не)заботятся. Выметали икру и ушли. А ребятишки пускай сами, как знают, выводятся, живут и кормятся. Коне…но, беспризорным (не)легко живется… Сколько гибнет рыбёшек, сколько опас…ностей им грозит, пока они (не)выр…стут в б…льших рыб, - прямо подумать страшно! Так жалко рыбёшечек!

- Каким объявлен 2017 год? Почему?(Ответы учеников) Приложение № 3

hello_html_m33600375.jpg

Рефлексия

Цель: самооценка результатов своей деятельности и всех учеников.

-Что нового открыли на уроке?

-Что удалось сделать легче всего?

-Какие трудности возникли?

-Чего вы добились?

Домашнее задание: § 12, упр. 115.

Дополнительное задание по желанию: составьте тест со словообразовательными цепочками.

Приложение № 1 Алгоритм

При ответе используйте алгоритм составления словообразовательной цепочки. Представители групп, объясните, где производная, а где производящая основа.

Приложение № 2

Тест Найдите ВЕРНО выстроенную словообразовательную цепочку А)друг→дружочек-дружок Б)слово→словесный→словеса В)небеса→небо→небесный Г)дело→деловой→деловитый

Приложение № 3

Работа с текстом. Прочитайте текст, озаглавьте его, определите основную мысль, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки, найдите однокоренные слова и составьте словообразовательную цепочку. Сделайте вывод по употреблению слов с данным способом образования.

Рыбы лещ и треска о своих детях (не)заботятся. Выметали икру и ушли. А ребятишки пускай сами, как знают, выводятся, живут и кормятся. Коне…но, беспризорным (не)легко живется… Сколько гибнет рыбёшек, сколько опас…ностей им грозит, пока они (не)выр…стут в б…льших рыб, - прямо подумать страшно! Так жалко рыбёшечек!


Вы здесь: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Основные единицы словообразования: морфемы, участвующие в построении новых слов, производные слова, словообразовательные пары, цепочки, парадигмы, гнезда; способы и типы словообразования - взаимосвязаны и образуют систему словообразования.

Главным объектом изучения в словообразовании является производное слово. В отличие от лексикологии, грамматики, словообразование изучает слово с точки зрения его построения, производности: от какого слова произведено, какие слова может произвести, какие смысловые связи возникнут между этими словами.

Такие единицы словообразования, как пары, парадигмы, гнезда являются комплексными, представляют собой объединение нескольких слов, связанных отношением словообразователь­ной мотивации.

Минимальная единица - производное слово - входит в состав более сложной единицы -словообразовательной пары, словообразовательные пары образуют словообразовательные це­почки, парадигмы, гнезда, словообразовательные типы и категории.

Характеристика единиц словообразования

1. Производное слово - слово, образованное от другого слова, является центральной едини­цей словообразования, т.к. именно оно позволяет определять способы и средства образования слов. Производные слова вторичны, их можно объяснить путем ссылки на значение другого слова.

Признаки производного слова:

1) производное слово, как правило, имеет более сложную структуру, чем производящее, т.е. содержит большее количество морфем: пол под-поль-й-э;

2) производное слово более сложное по семантике: плотный уплотнить 'сделать плотным';

3) в паре нейтральное и стилистически окрашенное слово производное будет стилистичес­ки окрашенным: умный умнющий;

4) в парах глагол - существительное, обозначающих действие, исходным, производящим словом будет глагол, так как значение действия характерно для глаголов: писать писарь, ходить l ходьба.

5) в парах прилагательное - существительное, обозначающих признак, исходным, произ­водящим словом будет прилагательное, так как значение признака характерно для прилага­тельных: способный способность, глухой глушь

Следует обратить внимание на то, что слова, на первый взгляд кажущиеся однотипными по структуре, могут быть как производными, так и непроизводными:

ложка, дорожка, пряжка, бумажка, фишка, мышка, кружка, подружка.

Более точно производность слова можно установить на основании формальной (внешней) и семантической связи производного и производящего слова. Отношения словообразователь­ной мотивации (производности) устанавливаются между двумя однокоренными словами, когда значение одного определяется через значение другого:

Рыбак, рыба, рыбачий. Рыбак - 'тот, кто ловит рыбу', рыбачий - 'имеющий отношение к рыбаку'.

Только когда одно слово связано с другим формально и семантически, возникают отноше­ния словообразовательной производности, и мы можем говорить о том, что данное слово про-изводно. Слово председатель в синхронном словообразовании непроизводно, так как нет мо­тивирующего слова.

Если связь слов только формальная или только семантическая, отношения производности отсутствуют, т.е. нельзя сказать, что это слова, в которых одно образовано от другого:

Направление словообразовательной производности всегда от производного (мотивирован­ного) к производящему (мотивирующему). Это золотое правило синхронного словообразова­ния: производное ищет свое производящее, а не наоборот.

Словообразовательная мотивация - это мотивированность производного слова произ­водящим.

Критерий Винокура широко используется в словообразовании, потому что:

1) позволяет легко определить производное перед нами слово или нет;

2) позволяет установить связи между производным и производящим словом.

2. Словообразовательная пара - это комплексная единица словообразования, состоящая из производного и производящего слова. Производное и производящее слова связаны смысло выми отношениями, или, как говорят, отношениями словообразовательной мотивации, то есть производное слово можно объяснить через производящее.

Большинство русских слов в современном языке имеет ясные мотивационные отношения, к ним легко подбираются мотивирующие слова.

Слова производные связаны с производящим мотивирующим значением. Учитель - лицо, профессия которого учить. Читатель - тот, кто читает. Светить - излучать свет. При­землиться - опуститься на землю.

Если слово непроизводное, оно толкуется описательно: Земля - 1) планета Солнечной систе­мы, 2) почва.

Производные слова в современном языке по словообразовательной мотивации можно раз­делить на две группы:

1) производные слова, значение которых полностью мотивируется входящими в него мор­фемами: приморский - признак находящегося у моря, волчий - принадлежащий волку, перезва­ниваться - звонить друг другу в течение какого-то времени;

2) производные слова, значение которых сложнее, чем сумма значений входящих в них морфем: журналист - тот, кто профессионально пишет для газет и журналов.

Мотивированность может быть прямой, метафорической и периферийной.

Прямая мотивация непосредственно связывает производное слово с основным значени­ем производящего. Рыбак - тот, кто ловит рыбу. Солить - посыпать солью.

Метафорической называется мотивация производящим словом в переносном значении. Например, слово прошляпить мотивируется словом шляпа: поступать, как шляпа, где слово шляпа употребляется в переносном значении. Слова обезьянничать, ишачить и т.п. имеют ме­тафорическую мотивацию.

Периферийной называется мотивация, при которой значение производного слова опи­рается на значение производящего слова, но связано с ним лишь частично. Букварь - книга, для обучения чтению, в которой помещены рисунки, схемы, ребусы, слоги, слова и в том числе буквы. Белье - одежда белого и других цветов.

Используя критерий Винокура, мы получаем простейшую комплексную единицу словооб­разования - словообразовательную пару и можем выделить средство словообразования - сло­вообразовательный формант.

Словообразовательный формант - это аффикс (аффиксы), который различает производ­ное и производящее слово. Формант - это словообразовательное средство (префикс, суффикс, интерфикс, постфикс и т.п.), с помощью которого образуется новое слово.

3. Словообразовательная цепочка - это однокоренные слова, находящиеся в отношени ях последовательной производности.

Побелка - сущ. от глагола побелить Побелить - закончить белить Белить - сделать белым \белый

Можно сказать также, что словообразовательная цепочка - это последовательно выстроенные словообразовательные пары. Например, побелка побелить; побелить белить; белить белый.

Нельзя назвать словообразовательной цепочкой ряд слов, в которых одна из ступеней мо­тивации пропущена: пуховичок пуховик (пуховой) пух.

4. Словообразовательная парадигма - это совокупность нескольких производных слов,
связанных мотивацией с одним и тем же производящим словом.

Производящее слово не входит в словообразовательную парадигму. В парадигму входят слова одной и той же ступени словопроизводства. Члены словообразовательной парадигмы могут быть разными частями речи.

5. Словообразовательное гнездо (СГ) - это сложная комплексная единица словообразо­вательной системы, образованная совокупностью словообразовательных цепочек и парадигм с одним исходным словом. Другими словами, это совокупность однокоренных слов, располо­женных в соответствии с отношениями последовательной производности, с учетом синтагма­тических и парадигматических связей производных слов.

. -> вершина СГ (исходи, слово)

Например, словообразовательное гнездо по исходному слову греть:

Существенное свойство СГ - упорядоченный характер всей совокупности слов. Любое гнездо имеет строго определенную структуру, и каждый элемент занимает в нем предусмотрен­ное системой языка место. В основе строения СГ лежит принцип иерархии, принцип последо­вательного подчинения одних единиц другим (Ср.: семантическое поле).

цар-ствова-ть царствова-ний-э по-царствовать

Границы гнезда подвижны. Гнезда могут пополняться новыми словами, и, наоборот, мно­гие слова в гнезде часто перемещаются из центра на периферию или совсем выходят из него. Слова, утратившие смысловую общность, образуют разные гнезда. Ср. белый и белье, дать и продать, чернила и черный.

6. Словообразовательный тип (СТ) - это формально-семантическая модель построения слов определенной части речи. Этой модели свойственны три признака: 1) производность от одной части речи, 2) одинаковость словообразовательного форманта и способа словообразова ния, 3) общность словообразовательного (мотивирующего) значения.

Например: дружба, служба, пальба. глагол + б = существительное Болотный, мясной, степной . существительное + v = прилагательное Темно, ярко, тепло. прилагательное + о = наречие

Аффикс может иметь несколько словообразовательных значений. Например: суффикс -тель-в словах учитель, писатель, родитель, выключатель, нагреватель. Эти слова не принадлежат к одному словообразовательному типу (обозначение лица, обозначение предмета).

На базе близости словообразовательных значений СТ вступают в синонимические отно­шения. Ср.: ленинградец, москвич, харьковчанин. У этих слов отличаются словообразователь­ные форманты (суффиксы), но совпадают часть речи производящих слов и словообразователь­ные значения, что дает им возможность выступать в качестве синонимов (компьютерщик, ре­гулировщик, финансист, программист; псевдогерой, псевдопатриотизм, квазиавторитет, ква­зирынок).

В словообразовательные типы объединяются производные слова одной части речи. Каждая часть речи обладает определенным набором словообразовательных типов.

7. Способ словообразования - самая крупная единица словообразования, объединяющая различные словообразовательные типы со сходными словообразовательными формантами. Например, суффиксальный способ словообразования объединяет все приведенные выше сло вообразовательные типы:

Именно словообразовательная цепочка является одной из самых сложных, но интересных тем в русском языке. Каждый человек обязательно должен обладать соответствующими навыками, чтобы понимать схему связи слов в синтагматическом отношении. Полученные умения позволяют разбираться в последовательности создания новой единицы речи, чтобы в дальнейшем можно было избежать серьёзных ошибок.

  • Краткое описание
  • Техническая сторона
  • Предназначение словообразовательной цепи
  • Особенности выбора однокоренных слов
  • Алгоритм действий
  • Важные нюансы
  • Поиск недостающей информации в словарях

Словообразовательная цепочка русский язык

Краткое описание

Чтобы понять, как составить словообразовательную цепочку, нужно первым делом разобраться в теории. Эту тему подробно разбирают в 10 классе. Если ученик решит пропустить этот раздел, то он не сможет самостоятельно формировать новые речевые конструкции.

Словообразовательная цепочка определение

Производная форма представляет собой первичную ветвь словообразования. На основании конкретного слова базируются все связанные между собой элементы. Слова для словообразовательной цепочки отвечают за последовательность речевых форм, имеющих одинаковый корень.

Непроизводные слова — это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. А вот производными принято называть образованные с помощью морфемных включений все последующие ответвления.

Техническая сторона

Используемые в русском языке новообразованные элементы речи имеют производную форму. На базе простой производящей единицы каждый человек может сформировать новую словообразовательную цепочку. Все образованные единицы речи относятся к производной категории. Это важное правило, благодаря чему оно сохраняется во всех случаях формирования новых единиц речи.

 слова для словообразовательной цепочки

Более сложной структурой обладает мотивирующее слово. Этот нюанс находит отражение в морфологических, семантических, а также стилистических аспектах. Основные примеры словообразовательной цепочки позволяют разобраться во всех нюансах использования производящих и производных элементов: бить > выбить. Первое слово выступает в роли производящего, а второе является мотивирующим. Очень важно разобраться во всех этих нюансах, так как эта тема является одной из самых важных.

Величественный русский язык содержит такие речевые единицы, которые не произошли от других слов, имеющих аналогичный корень. Специалисты утверждают, что все эти формы имеют непроизводную основу. Если конкретный словообразовательный ряд имеет немотивированную основу, то она может быть сформирована следующим образом: непроизводная форма в качестве производящей > мотивирующая форма. А это значит, что за основу берётся то слово, которое является элементарным по своему составу.

Чаще всего немотивированные речевые единицы включают в себя один корень: окно, ночь, дочь.

Предназначение словообразовательной цепи

Это направление в русском языке отвечает за последовательность образования новых единиц речи. Словообразование является ключевым механизмом в понимании значения лексики и возможности её усвоения учащимися. Специалистами были разработаны различные задачи, которые призваны закрепить навыки построения логических цепочек:

Как построить словообразовательную цепочку

  • Необходимо выяснить, в какой именно цепи была нарушена важная для этого направления последовательность.
  • Найти производящую форму.
  • Опираясь на основные правила построить словообразовательную цепочку.
  • Определить характерную мотивирующую основу.
  • Установить, какое именно количество словообразовательных конструкций присутствует в конкретном гнезде.

Для избежания распространённых ошибок крайне важно учитывать не только общий корень, но и сам факт семантической схожести. Своеобразной основой словообразовательного ряда является простая, но неизменённая речевая единица.

 словообразовательная цепочка правила

Эксперты рекомендуют первым делом правильно выделять основное слово в ряду всех представленных однокоренных речевых элементов, чтобы в итоге можно было определить, сколько именно уместных последовательностей может быть построено.

Гнездо — это своеобразная совокупность всех однокоренных (родственных) слов. Словообразовательное гнездо включает в себя цепочки. Все слова, входящие в гнездо, обязательно имеют общий корень, но они должны объединяться смысловым значением. Например: череп > черепок > черепной. Это только одно словообразовательное гнездо, а черепица > черепичный > черепитчатый — уже совсем другое словообразовательное гнездо, хотя у них и одинаковый корень. Но смысл остаётся разным. Поэтому считается, что это два разных словообразовательных гнёзда.

Особенности выбора однокоренных слов

Составление словообразовательной конструкции имеет свои нюансы, так как в русском языке действует несколько важных правил, которые тоже надо учитывать.

Специалисты выделяют несколько доступных способов построения речевых конструкций:

Как составить словообразовательную цепочку

  1. Когда речь касается морфологического словообразования, то приставки и суффиксы могут выполнять сразу две важные функции: играть ключевую роль в образовании отдельных слов, а также выражать важные грамматические значения. Многие специалисты практикуют совмещение этих функций.
  2. Сложение. Конкретная речевая единица может быть сформирована благодаря соединению двух слов. Специалисты допускают комбинирование производящей основы и ещё одной производящей основы. Сложение позволяет добавить к существующей схеме ещё и суффикс. Производящая основа в комбинации с соединительной гласной буквой (в некоторых случаях этот фрагмент может отсутствовать), а также мотивирующее слово. Наглядный пример слова без соединительной гласной — Калининград. Образование сложных по типу слов может происходить благодаря своеобразному сложению частично сокращённых основ.
  3. Универсальный лексико-семантический вариант. Взятое в качестве основы слово не меняет своей морфологической структуры, но может приобретать совершенно другой смысл.
  4. Классический морфолого-синтаксический вариант. Основное слово не подвержено каким-либо корректировкам, так как формирование новой единицы происходит благодаря переходу между разными частями речи. Для этого способа характерна адъективация (морфолого-синтаксический подспособ неморфологического способа словообразования). Для субстантивации свойственно формирование имени существительного из другого речевого направления. В эту категорию также можно отнести адвербиализацию, прономинализацию, а также переход в предлоги.
  5. Не менее значимым является лексико-синтаксический способ, когда происходит слияние двух и даже более единиц в одно слово.

Для каждого способа свойственные свои правила и исключения, которые нельзя оставлять без внимания.

Алгоритм действий

Чтобы максимально разобраться в том, как правильно составить словообразовательную цепочку, необходимо не только выучить, но и понять последовательность действий. Только тщательное соблюдение всех пунктов позволяет существенно упростить поставленную задачу. Правильно сформировать словообразовательную цепь поможет только комплексный подход:

Словообразовательная цепочка примеры

  1. Первым делом нужно поставить конкретное слово в исходную форму.
  2. Следует выделить все присутствующие аффиксы.
  3. Нужно определить способ формирования цепочки.
  4. Крайне важно найти семантическое значение речевого элемента (в этом случае может пригодиться словарь).
  5. На финальном этапе в ряду однокоренных единиц нужно подобрать производящее слово с похожим значением.

Важные нюансы

При составлении словообразовательных цепочек обязательно нужно обращать внимание на ряд нюансов. Только тщательное их соблюдение поможет добиться желаемых результатов:

  • Чаще всего основная часть нового элемента включает в себя множество различных аффиксов, чего нельзя сказать о мотивирующем слове.
  • Нужно уметь различать классический формообразовательный и словообразовательный типы разборов. Основной целью последнего является максимально точный анализ предварительно составленной цепи новых лексических единиц. А вот формообразовательный разбор полностью направлен на определение всех форм слова.
  • В тех речевых парах, которые призваны обозначать конкретных людей либо животных разного пола, производящим словом является существительное мужского рода (бывают исключения).
  • Базовая часть возвратных глаголов формируется от невозвратных слов.

Поиск недостающей информации в словарях

Даже если разобраться во всех нюансах и максимально соблюдать алгоритм формирования словообразовательных цепей, трудности неизбежны. В такой ситуации можно воспользоваться словарями. Специальные издания позволяют выбрать наиболее подходящие однокоренные формы абсолютно к любому речевому элементу. Словарные записи позволяют разобраться в методах построения языковых форм. В некоторых изданиях можно найти эффективные подсказки, как составить цепочку к определённому речевому элементу.

 словообразовательная цепочка

В конечном счёте словообразовательная цепь примет следующий вид: весёлый > веселить > развеселить > развеселиться. На просторах интернета много ресурсов, благодаря которым можно онлайн выполнить разбор слова, а также отыскать недостающую промежуточную речевую единицу. Проверить свои знания можно в том случае, если записать или назвать зашифрованные в схемах словообразовательные элементы.

Синхронная словообразовательная система языка представляет собой совокупность мотивированных слов, объединенных в словообразовательные типы и гнезда. Основная, главная единица словообразовательной системы языка – мотивированное слово. Остальные единицы словообразовательной системы функционируют либо в составе мотивированных слов (мотивирующая основа и словообразовательное средство), либо определяются через мотивированные слова (словообразовательная пара слов, словообразовательная цепочка, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо, словообразовательная категория).

Если процесс на том не остановится и будут образованы новые производные слова на базе того же производящего или на базе первого производного, то словообразовательные пары объединяются в словообразовательные цепи (цепочки) слов (последовательное словообразование) или в словообразовательные веера (пучки) слов (параллельное словообразование): арфа – арфист – арфистка, баян – баянист, баянный. Веера и пучки слов могут объединяться в более сложные комплексы: рыба – рыбка, рыбный, рыбак – рыбачий, рыбацкий.

В этом проявляются степени производности, от этого зависят типы словообразовательных гнезд.

Каждое простое производное слово имеет свое производящее, и только одно, образуя с ним словообразовательную пару. Словообразовательных пар поэтому столько, сколько производных слов. Сложные слова в соответствии со своими корневыми частями входят в разные словообразовательные пары (и гнезда), поэтому словообразовательных пар у сложных слов больше их собственного количества в 2–3 раза – в зависимости от количества корневых частей в их составе. Здесь следует говорить о тройках и четверках слов.

Словообразовательная цепочка – это ряд однокорневых слов, связанных отношениями, где каждое предыдущее слово мотивирует последующее. Данная единица выявляет ступенчатый характер словообразования и демонстрирует синтагматические отношения между однокоренными словами. Словообразовательная цепочка в современном русском языке может состоять из двух и более однокоренных слов.

Например: греть – грелка, греть – греться – согреться, греть – нагреть – перенагреть, перенагревать – перенагревание и т.д.

Словообразовательная парадигма – совокупность однокоренных мотивированных слов, имеющих одну и ту же мотивирующую основу (слова). Данная единица, как и словообразовательная цепочка, выявляет ступенчатый характер словообразования, но демонстрирует парадигматические отношения между однокорневыми словами.

Все слова, входящие в словообразовательную парадигму, по отношению к мотивирующему слову равномотивированы. Словообразовательная парадигма в современном русском языке может насчитывать от 2 до 20 и более членов.

зоркий – зорко – зоркость;

кочегар – кочегарка – кочегарный – кочегарить.

Словообразовательное гнездо – это совокупность однокорневых слов, упорядоченная отношениями мотивированности (непосредственной, опосредованной, равномотивированности, разномотивированности). Составными частями словообразовательного гнезда являются словообразовательные цепочки и словообразовательные парадигмы. Данная единица выявляет ступенчатый характер словообразования и демонстрирует синтагматические и парадигматические отношения между однокорневыми словами для данного состояния языка.

В составе словообразовательного гнезда могут быть 2 и более однокорневых слов, например: лекарство – лекарственный; лента – ленточка, ленточный; лето – летний – по-летнему, летом.

Таким образом, в результате словообразовательного анализа, например, слова освободитель устанавливается, что:

1) в качестве мотивирующего выступает слово освободить;

2) словообразовательная структура слова включает основу мотивирующего слова освободи и словообразовательное средство – суффикс -тель;

3) словообразовательное значение слова выражено с помощью суффикса, способ образования – суффиксация;

4) слово принадлежит к словообразовательному типу «основа мотивирующего глагола – суффикс -тель со словообразовательным значением лицо, производящее действие, названное мотивирующим словом;

5) слово входит в состав:

а) словообразовательной цепочки свобода – освободить – освободитель – освободительница;

б) словообразовательной парадигмы освободитель, освободиться, освобождать, освобождение, освободительный, мотивированных словом освободить;

в) словообразовательного гнезда со словами, имеющими корень свобод-.

Корневые гнезда – одна из форм организации словообразовательного материала. Словообразовательный материал может быть организован также по способам словообразования, по словообразовательным типам и т.п.

Обращение к гнездам при характеристике словообразования совершенно необходимо и целесообразно. Первый словообразовательный словарь русского языка построен по гнездам, хотя он не обязательно должен быть гнездовым.

Типология словообразовательных гнезд может быть построена на разных основаниях:

1) по частям речи исходных, вершинных слов;

2) по объему и количеству слов в гнезде;

3) по структуре, строению гнезда. Гнезда имеют объемное и структурное развитие.

Словообразовательная категория формируется совокупностью словообразовательных типов, объединяемых общностью словообразовательного значения в отвлечении от формальных средств выражения данного значения.

В эту категорию входят существительные с суффиксами -тель (получатель), -ец (братец), -ун (бегун), -щик (нормировщик).

Словообразование каждой части речи целесообразно описывать исходя из того, какие словообразовательные категории в ней действуют в пределах одного и разных способов словообразования.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Парадигма

ПАРАДИГМА

ПАРАДИГМА (греч. paradeigma - пример, образец) - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических,

Глава 6 Новая парадигма менеджмента

Глава 6 Новая парадигма менеджмента Парадигма любой общественной науки, в частности менеджмента, основывается на представлениях о реальности. Их формируют ученые, писатели, преподаватели и практики, и эти представления составляют основу дисциплины. Но и сами

1.49. Словообразовательные словари

5.12. Основные способы словообразования в русском языке

5.12. Основные способы словообразования в русском языке Способы словообразования – это определение того, как образованы и образуются новые слова. Ими классифицируются ряды слов с одним и тем же видом словообразовательного средства (например, суффикса – суффиксальный

5.18. Ограничения, налагаемые на сочетаемость морфем (семантические, словообразовательные и стилистические)

5.18. Ограничения, налагаемые на сочетаемость морфем (семантические, словообразовательные и стилистические) Для полного уяснения механизма словообразования важно определить, какие закономерности регулируют сочетаемость морфем в слове, другими словами, изучить

Остановимся более подробно на комплексных единицах словообразовательной подсистемы русского языка.

Словообразовательная пара — это совокупность двух единиц, находящихся в отношениях словообразовательной мотивированности: слушать → слушатель, звезда → созвездие, заведующий лабораторией → завлаб. Словообразовательная пара представляет собой мотивирующее и мотивированное слова, связанные отношениями словообразовательной мотивированности и способом словообразования.

К этому словообразовательному типу не относятся слова зарубина, отметина, царапина, мотивированные глаголом и имеющие другое словообразовательное значение, слова ворсинка, дождинка, икринка, которые хотя и мотивированы существительным, имеют то же словообразовательное значение, относятся к суффиксальному способу словообразования, но в их составе другой суффикс — -инк-.

Таким образом, словообразовательный тип выступает как основная ячейка словообразовательной системы языка, в его пределах происходит образование новых слов.

В каждую эпоху развития языка новые слова создаются по образцу продуктивных словообразовательных типов, ряды слов непродуктивных типов являются уже закрытыми (например, в настоящее время из рассмотренных выше словообразовательных типов первые два активно функционируют в области медицинской, геологической, химической и физической терминологии — аортит, артериит, асбестит, вольфрамит и т.д., третий является непродуктивным — наймит, таборит).

Отдельные словообразовательные типы могут иметь семантические и морфонологические разновидности.

1) существительные со значением лица (офицерь(ј)е, дурачь(ј)е, мужичь(ј)е — все прост.);

2) названия животных (зверь(ј) е, воронь(ј)е); 3) названия конкретных предметов (дубь(ј)е, сучь(ј)е.

Кроме того, в рамках словообразовательных типов могут выделяться и морфонологические модели.

Так, рассматриваемый тип представлен вариантами:

1) с чередованием заднеязычных перед суффиксом с шипящими (батог — батожье, кулак — кулачье),

2) усечением финалей -ик/-к(жулик — жулье, тряпка — тряпье).

Словообразовательная модель — структурно-семантическая схема построения производных слов.

Она имеет характер формулы и содержит следующую информацию:

1) указание на производящую базу с обозначением части речи мотивирующего слова;

3) словообразовательное значение.

Например, принадлежащие к одному словообразовательному типу существительные с собирательным значением образуются по двум моделям:

1) основа существительного + суффикс -н-(я) ('группа лиц, названных мотивирующим словом'): малышня, ребятня, солдатня, шоферня;

В качестве дополнительной информации словообразовательная модель может также включать указание на морфонологические явления, сопровождающие деривацию, стилистический характер образований и некоторые другие сведения.

Словообразовательная категория — связывает несколько словообразовательных типов на базе единства деривационного значения (способы его выражения при этом являются формально различными). Например, категорию названий лиц по месту жительства образуют существительные с суффиксами -ак (кимряк, туляк), -ец (волгоградец, петербуржец), -ич (москвич, тверич), -чан-ин (амурчанин, кировчанин).

Словообразовательная цепочкаимеет следующее строение:

1) ее исходное звено (вершина) является немотивированным словом;

3) компоненты цепи находятся, таким образом, на разных ступенях словообразования и выступают в качестве мотивированного к предшествующему звену и в качестве мотивирующего к последующему.

Например:

белый → белить → побелить → побелка → побелочный.

Количество компонентов словообразовательной цепочки зависит от деривационного потенциала ее вершины; минимальный состав равен одной словообразовательной паре (бинарная цепь), максимальный — включает в себя 7 членов (полинарная цепь), представляющих разные части речи. По данным А.Н. Тихонова, «цепи из 7 звеньев встречаются редко.

земля → земляной → земляника → земляничный → земляничник;

мысль → мыслить → смыслить → смысл → осмыслить → переосмыслить → переосмыслять → переосмысляться.

Кроме того, словообразовательные цепи бывают полными, включающими в себя все необходимые звенья, и неполными, характеризующимися чересступенчатым словообразованием: мода → (модист)2 → модистка.

Деривационный шаг – это такт порождения слова в паре или в цепи.

Все слова, входящие в словообразовательную парадигму, по отношению к мотивирующему их слову равномотивированны.

Словообразовательная парадигма в современном русском языке может насчитывать от 2 до 20 и более членов. Например,

1) зоркий → зорко2) кочегар → кочегарка

→ зоркость→ кочегарный

→ кочегарить

3) греть → греться

→ грелка

→ взгреть

→ выгреть

→ догреть

→ нагреть

→ недогреть

→ огреть

→ обогреть

→ отогреть

→ перегреть

→ погреть ит.д.

Самой ёмкой, самой сложной и многомерной комплексной единицей словообразования является словообразовательное гнездо.

рыб-к-а

рыб-оньк-а

рыб-иц-а

рыб-ёшк-а

рыб-чонк-а

рыб-ищ-а

рыб-ин-а

рыб (а) рыбач-к-а (черед. к – ч)

рыбач-ий(черед. к – ч) по-рыбач[ј-и] [по-рыбачьи]

рыб-ак рыбац-к(ий) (черед. к – ц) по-рыбацк-и[по-рыбацки]

рыбач-и-ть (черед. к – ч) по-рыбачить

рыб-ий по-ры [б ј-и][по-рыбьи]

рыб-н-ый

без-рыб-н-ый

рыб-о-лов рыболов-ств-о1

рыб-о-лов-н-ый

рыб-о-лов-ств-о2

По мнению А.Г. Лыкова, словообразовательному гнезду свойственно три типа отношений – синтагматические, парадигматические и иерархические.

Читайте также: