Цели и задачи методической работы в образовательной организации доклад

Обновлено: 28.06.2024

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы, является методическая служба. Роль методической службы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

Цель методической работы МОУ “СОШ № 13”— оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей и администрации школы.

Тема работы методической службы: Пути повышения эффективности образовательного процесса через внедрение инновационных форм, средств и методов педагогического воздействия.

  • изучение нормативно-правовых документов органов образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
  • изучение новых педагогических технологий;
  • изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания, проблем управления образовательным процессом;
  • диагностику профессиональных запросов учителей;
  • подготовку учителей к аттестации;
  • курсовую переподготовку;
  • работу в городских и школьных творческих группах;
  • подготовку к участию в научно-практических конференциях;
  • организацию и проведение теоретических семинаров и методических дней;
  • мониторинг учебных достижений;
  • программа методическое обеспечение образовательного процесса;
  • работу по оснащению кабинетов программными, методическими, диагностическими материалами;
  • внеклассную работу по предметам;
  • организацию исследовательской деятельности учителей и учащихся;
  • изучение передового педагогического опыта коллег.

При планировании методической работы мы стремимся отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

  • тематические педагогические советы (4 раза в год);
  • методические совещания (1 раз в полугодие);
  • школьное методическое объединение (1 раз в четверть);
  • работа учителей по самообразованию;
  • методические дни (два раза в год в течение двух недель);
  • предметные недели (1 раз в месяц);
  • творческие группы по внедрению инновационных технологий;
  • “круглые столы”;
  • творческие отчеты школьных методических объединений (1 раз в год);
  • открытые заседания методических объединений;
  • теоретические семинары, семинары-практикумы;
  • “Школа молодого учителя” (руководитель Голубенко Е.Ю. – 1 раз в месяц);
  • методические выставки (1 раз в четверть в библиотеке школы или на школьном стенде);
  • разработка методических рекомендаций в помощь учителю (1раз в год – заместители директора по УВР, НМР, ВР);
  • конкурс “Учитель года”, “Ученик года”, “Портфолио”, “Предметных методических объединений”;
  • научное общество учащихся, Научно-практическая конференция “Юный исследователь”;
  • аттестация учителей;
  • курсовая подготовка;
  • педагогический мониторинг.

Во главе методической службы стоит научно-методический совет школы, который существует в течение двух лет

  • создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей;
  • координация работы методических объединений учителей-предметников;
  • организация психолого-педагогических семинаров;
  • реализация задач методической работы, поставленных на конкретный учебный год;
  • анализ качества обученности учащихся, определение пути коррекции;
  • определение деятельности педагогического коллектива по повышению квалификации и аттестации педагогических кадров;
  • проведение внутришкольных семинаров, педагогических чтений, конкурсов, творческих отчетов;
  • утверждение адаптированных программ спецкурсов, факультативов;
  • изучение образовательных стандартов по предметам;
  • новые подходы к методической службе школы;
  • изучение особенностей базисного учебного плана с учетом построения многопрофильной адаптивной школы;
  • организация подготовки к экзаменам;
  • организация работы в рамках эксперимента.

В структуру методической службы входит педагогический совет, который осуществляет руководство методической и практической деятельностью педагогического коллектива и реализует поставленные задачи. Его целью является совершенствование форм, методов и содержания образования. Педагогический совет организуют директор школы, заместители директора по УВР, НМР и ВР, руководители ШМО, опытные учителя школы. Ежегодно проводятся по 4 заседания с различной тематикой.

Исходя из анализа работы школы, данных мониторинга качества образования и социального заказа была сформулирована единая методическая тема, над которая связана с экспериментальной работой школы: "Пути повышения эффективности образовательного процесса через инновационные формы, средства и методы педагогического процесса".

Работа над методической темой четко просматривалась как в деятельности педагогического совета, так и в работе научно-методического совета. Научно-методический совет осуществляет свою работу через работу школьных методических объединений, которых в школе семь:

1. МО учителей гуманитарного цикла — руководитель Копыткова В.Л.

2. МО учителей информационно-математического цикла — руководитель Семенова С.К.

3. МО учителей общественных наук и естественно-научного цикла — руководитель Фаустова О.С.

4. МО учителей иностранных и родных языков — руководитель Крикун С.Н.

5. МО учителей начальных классов — руководитель Овчарук В.К.

6. Творческая группа “Технолог” - руководитель Николаева С.А.

  • работа с образовательными стандартами и их выполнение;
  • изучение нормативных документов;
  • вопросы методики преподавания предмета;
  • анализ ЗУН учащихся по итогам проведенных срезов и контрольных работ;
  • отчеты учителей по самообразованию;
  • вопросы преемственности в обучении и воспитании учащихся;
  • работа с сильными и слабыми учащимися;
  • подготовка учащихся к школьным и городским олимпиадам;
  • исследовательская деятельность учителей и учащихся;
  • вопросы по теме МО и др.

Основное внимание в методической работе уделяется оказанию действенной помощи каждому учителю. Для того, чтобы эта помощь была реальной, работа строится на диагностической основе с учетом результатов анализа работы за прошедшие годы и выявленных недостатков.

Диагностика систематизирует методическую работу. Каждый учитель в течение 5 лет самостоятельно работает над своей проблемной темой, которая созвучна теме МО и школы, оформляет все материалы в папке по самообразованию, где сосредотачивается теоретический и практический материал по теме, разработки уроков и внеклассных мероприятий, творческие работы учащихся.

Результаты работы учителя периодически заслушиваются на заседаниях МО, семинарах-практикумах, педагогических советах. Итог этой работы — это творческие отчеты учителей, обобщение ППО во время аттестации.

  • весь коллектив принимал участие в проведении теоретических семинаров и практикумов (их готовили зам. директора по УВР);
  • семинары по проблемным темам МО (руководители ШМО);
  • творческие отчеты МО;
  • открытые заседания МО.

При этом коллектив разбивался на 3 группы:

1. Группа высокого педагогического мастерства;

2. Группа совершенствования мастерства;

3. Группа становления педагогического мастерства;

Учителя, входящие в группу высокого педагогического мастерства, работают на доверии и самоконтроле. Это учителя высшей и первой квалификационной категорий. Они главные помощники зам. директора в организации методической работы в школе. Педагоги этого уровня — главные проводники новых методик, технологий. Они дают “мастер-классы” для учителей школы.

Группу совершенствования педагогического мастерства составляют педагоги, на которых школа возлагает большие надежды. Это преемники старшего поколения, учителя первой, второй квалификационных категорий:

Особое внимание уделяется группе становления педагогического мастерства, молодым педагогам. Для них каждый год работает “Школа молодого учителя” (руководитель Голубенко Е.Ю.)

Последний подход нам представляется более эффективным, т.к. в данном случае осуществляется адресная помощь каждому учителю.

Ежегодно в школе организуются творческие группы учителей. Проблемы, над которыми они работают, выбираются исходя из задач педагогического коллектива.

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Был выработан основной подход к выбору педагогических технологий для использования в педагогической деятельности каждого учителя: выбираемые технологии должны иметь качественную характеристику, совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения и воспитания.

  • 100% учителей владеют информацией о современных педагогических технологиях;
  • 74% учителей используют в своей работе инновационные технологии;
  • Проблемное обучение используют в своей работе учителя истории, иностранного языка, русского языка и литературы.
  • Развивающее обучение – учителя истории, начальных классов.
  • Опорные конспекты – учителя истории, химии.
  • Модульно-блочные технологии – учителя химии, истории.
  • Проектная методика – учителя истории, иностранного языка, технологии. Интегральная технология – учителя истории, начальных классов.
  • Технология УДЕ – учителя истории, математики.
  • КСО – учителя истории, русского языка и литературы, учителя иностранных языков.
  • Деятельностный подход – учителя истории, начальных классов,
  • Информационные технологии – все учителя.

Достичь успехов в организации методической службы школы помогла организация ее на диагностической основе. Начиная эту работу с создания диагностических карт, сегодня мы имеем мониторинг всего учебно-воспитательного процесса, стопроцентный опрос всех учащихся и учителей, который дает возможность управлять качеством образования. Администрация имеет банк данных - рейтинг учителя, предмета, получает информацию от родителей и имеет возможность выполнять социальный заказ и создавать локальный социум в школе. В результате подобной работы методическая служба школы выходит на новый профессиональный уровень в системе “учитель-ученик-родитель”.

Педагогический коллектив активно включён в экспериментальную работу по модернизации образовательного процесса. Огромный творческий потенциал педагогического коллектива позволил организовать экспериментальную работу по двум направлениям: безотметочное обучение в начальной школе и создание модели подростковой школы

Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 13” является методическим центром для других образовательных учреждений; экспериментальной, инновационной; социокультурным центром микрорайона.

Опыт работы педагогического коллектива и отдельных учителей распространяется на муниципальном, областном и федеральном уровнях и представлен следующими формами методической работы.

  • административная работа – 1 мероприятие;
  • открытые уроки – 12 уроков
  • внеклассные мероприятия – 6 мероприятий
  • педагогические технологии – 2 мероприятия
  • “Портфолио” - 3 человека

Повышают свой научно-методический уровень на дистанционных курсах – 6 человек;

Дистанционные олимпиады для учителей – 18 человек;

Участие в конкурсе общеобразовательных учреждений Иркутской области, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках реализации Приоритетного Национального проекта “Образование”

Участие в конкурсе общеобразовательных учреждений Иркутской области, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках реализации Приоритетного Национального проекта “Образование” в номинации “Учитель, внедряющий инновационные технологии”

Участие в IV областной конференции “Образование и здоровье” - 1 человек

  • “Интернет-технологии для учителя-предметника и администраторов” - 3 человека;
  • “Информационные технологии в обучении” - 1 человек;

Учащиеся под руководством педагогов занимаются научно-исследовательской работой

и представили свои работы на Евразийском Форуме в городе Слюдянка и “Байкальское кольцо”.

  • “Школа успеха”;
  • “Опыт работы классного руководителя по созданию воспитательной системы в классе”;
  • “Лучший учитель, внедряющий инновационные технологии”;
  • “Лучшая организация методической работы в образовательном учреждении”.
  • “Безотметочное обучение в начальной школе”;
  • “Разновозрастное обучение учащихся второй ступени в общеобразовательной школе”;

Ежегодно учителя школы являются активными участниками городских педагогических чтений – 10 человек;

На городском конкурсе методических разработок педагогами представлено 10 работ;

Педагоги являются участниками круглого стола, проводимого на базе городского педагогического колледжа № 1. Семь тезисов выступлений представлены в научно-методических сборниках;

На базе БГУ приняли участие в конференции “Экология и здоровье человека” - 1 человек;

Члены школьного научно-исследовательского общества “Юный исследователь” под руководством педагогов школы представили 18 работ на конференциях: “Шаг в будущее”, “Аксиомы биологии”, “Проблемы современного подростка”, “Отчизны верные сыны”, “Природа: проблемы, поиски, решения”;

Повысили квалификационный уровень на базе ИПКРО, БГУ, базовых школ города Братска все педагоги, а многие по нескольким темам;

Педагоги школы ежегодно принимают участие в городском конкурсе “Учитель года”;

Педагоги успешно обобщают свой опыт работы. Дано тринадцать “Мастер – классов”, 7 семинаров-практикумов для заместителей директоров и учителей школ округа.

На утверждение в ГИМНЦ представлено 16 авторских экспериментальных программ в рамках городского эксперимента по следующим учебным дисциплинам: Математика; Русский язык; Литература; География; Биология; Химия; Физика; Иностранный язык(углубленное изучение, общеобразовательная школа); История; Обществознание; Физическая культура; Черчение; Музыка; Основы безопасности жизнедеятельности; Трудовое обучение;

Работа школьной методической службы направлена на повышение образовательного уровня педагогов, через внедрения новых информационных технологий и совершенствовании педагогического мастерства учителей с использованием теоретических и практических форм работы.

  • Культуроведение;
  • Страноведение;
  • Историко-культурное наследие Иркутской области;
  • Решение задач по физике;
  • Решение задач по химии;
  • Юный эколог;
  • Учимся писать сочинение;
  • Обработка древесины;
  • Диалог с друзьями на английском языке;
  • Единый государственный экзамен: физика;
  • Единый государственный экзамен: химия;
  • Единый государственный экзамен: русский язык;
  • Единый государственный экзамен: математика;
  • По итогам учебного года выпускаются методические сборники разработок открытых уроков по всем учебным дисциплинам.

В рамках эксперимента внедряются индивидуальные рабочие тетради по темам погружения - 9 тетрадей

Каждый год создается банк педагогических идей (мастер-класс, обобщение опыта, выступления на районных методических объединениях, круглый стол).

Проходит школьный конкурс “Учитель года”, “Портфолио”, “Конкурс Предметных МО”;

Результативность работы педагогического коллектива можно представить в обобщенном виде в форме банка:

Методическая работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.

Методическая работа – это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального мастерства.

Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности инновационной среды.

Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации.

Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание ясно представляют себе учителя.

Задачи методической работы в школе можно сформулировать следующим образом:

1.формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы.

2.повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей.

3.организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах.

4.организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов.

5.обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.

6.оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе.

7.оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования.

8.повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.

Цель методической работы, функции.

- обогащение знаний педагогов;

- развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, убеждений;

- развитие мотивов творческой деятельности;

- развитие устойчивых нравственных качеств личностей;

- развитие современного стиля педагогического мышления;

- развитие педагогической техники;

- развитие умений эмоционально-волевой саморегуляции.

- сплочение педколлектива как коллектива единомышленников;

- выработка единой позиции, общих ценностей, традиций;

- организацию диагностики реальных учебных возможностей учащихся;

- контроль и анализ качества знаний, умений и навыков, воспитанности и развития школьников;

- выявление, обобщение, распространение внутришкольного педагогического опыта;

- стимулирование группового творчества и инициативы членов педагогического коллектива;

- приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе, к целенаправленному созданию нового опыта своей школы.

- творчество осмысления социального заказа, новых нормативных актов и документов, доведение их смысла до сознания каждого педагога;

- внедрение достижений передового и педагогического, и новаторского педагогического опыта;

- внедрение и использование достижений психолого-педагогической науки, других научных дисциплин;

- распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного внутри данного коллектива.

Содержание методической работы учителя целесообразно определять через составные части профессионально-педагогической культуры:

Способствует формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности, позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности учителя, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей.

Организация методической работы может существенно различаться в зависимости от типа школы, ее местоположения (городская или сельская), количества в ней учащихся и учителей.

Итоги аттестации учителей являются важной основой для определения стратегии и практики научно-методической работы в школе.

Организация методической работы

Формы организации методической работы.

Методическая работа – целостная, взаимосвязанная система мер, направленных на повышение квалификации учителей, необходимых для данных конкретных условий той или иной деятельности.

Разнообразие форм методической работы определяется сложностью и многообразием стоящих перед ней целей, разнообразных конкретных условий, в которых находится школа.

Коллективная форма методической работы.

1.Семинары и практикумы: (один раз в полугодие, связь с ИУУ):

- взаимосвязь теории и практики (практические упражнения с учителями);

- обеспечить обстановку творчества неформального общения;

- организовать дискуссию, диспут;

- коллективное решение специальных учебно-педагогических задач;

- приобщение к научно-исследовательской работе.

2.Научно-практическая конференция и педчтения.

- это сфера проведения итогов работы коллектива школы, отдельных педагогов над актуальными проблемами;

- необходима предварительная работа с авторами докладов и выступлений;

- используется демонстрация наглядных пособий, фотографий, слайдов, ученических работ и др.;

- очень краткое выступление;

3.Читательские и зрительские конференции.

- обсуждение художественных произведений, публикаций, литературы, педагогический крик статей с помощью вызвать интерес;

- на зрительские конференции проводятся коллективное обсуждение просмотренных кинофильмов, спектаклей, телевизионных передач, программ, посвященных школе;

- иногда такое обсуждение может проводиться на заседании методкомиссии неформальных общений учителей.

4.Школа передового опыта группы наставников.

- знакомство с уроками и внеклассными мероприятиями своего наставника, с планом его работы и др. методическими документами;

- приглашение наставника на свои уроки;

- совместно с ним планирование урока, классных часов, получение консультации.

5.Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования.

- обсуждение обучения самоанализа собственной деятельности;

- совместное обдумывание планов, проведение и анализ;

- иметь программу выращивания творческого учителя.

6.Методические выставки, бюллетени, стенгазеты.

В этих формах находит отражение единая методическая тема, в бюллетенях дается материал о ценных методических приемах, находках с насыщенных уроков.

7.Методический уголок и кабинет в школе.

Помещают текущую методическую работу; в кабинете собирают материал, наглядные средства, оформляют стенды, выставляют с целью активного обучения методической работе учителей.

8.Ролевые игры, мозговые атаки, творческие микрогруппы, обучающий семинар на основе открытых уроков и внеурочных мероприятий.

В форме ролевой игры может быть проведен урок или фрагмент урока. Работа в микрогруппах – 3-6 человек, объединяются на основе личной дружбы, психологической совместимости, интереса к проблемам. Цель – желание освоить какую-либо педагогическую идею, методику.

Неформальные группы учителей – это может быть микрогруппа, которая стремится:

- освоить концепцию, теорию, методику, идею;

- каждый член группы изучает самостоятельную новую разработку или часть ее;

- излагает своим коллегам – они ее дополняют, спорят, углубляют, обмениваются мнениями;

- реализация изучаемой идеи в своей практике;

- потом эта идея осваивается и группа распадается.

Мозговая атака. Цель – овладеть конкретной методической идеей. Максимально концентрировать внимание участников по избранной проблеме. Короткие сроки ее решения. Активное участие всех педагогов.

9.Окрытые уроки и внеурочные мероприятия.

( обязательно и показ нового).

- учитель рассказывает о проекте урока;

- знакомит с творческой лабораторией;

- проводит открытый урок;

- самоанализ урока (реализация намеченного). Что удалось, почему;

- задаются уточняющие вопросы;

II. Направленность работы методического объединения.

- изучение вопросов теории преподавания предмета, овладение его научной методологией;

- ознакомление с новыми программами и учебниками, уяснение их особенностей и требований;

- изучение новых сложных программных тем с использованием дополнительного материала;

- углубленное изучение методики преподавания данного предмета;

- опережающее рассмотрение вопросов методики наиболее сложных разделов программ с демонстрацией открытых уроков;

- изучение положений дидактики теории воспитания, практического применения;

- изучение возрастных и педагогической психологии, психологических особенностей детей разных возрастных групп;

- информация о новых книгах по предмету, статьях, методических рекомендациях, статьях в педагогической печати по содержанию и методике учебно-воспитательной работе по предмету;

- изучение состояния знаний, умений, навыков;

- внеклассная и внешкольная работа с учащимися по предмету.

III. Работа над единой методической темой (проблемой).

Требования к теме:

1.Актуальность темы для данного коллектива.

2.Соответствие уровню педагогического развития коллектива.

3.Созвучие современных педагогических идей.

4.Выбор темы должен проводиться коллективно, с учетом мнения наиболее авторитетных членов коллектива.

5.Желательна связь единой методической темы с имеющимися передовыми педагогическими опытами, с конкретными научно-педагогическими исследованиями, проводимыми отдельными лицами или целым коллективом.

6.Методическая тема должна охватывать как учебную, так и воспитательную работу.

7.Выбранная тема не должна быть слишком мелкой, частной.

8.Тема может быть распределена по годам.

Единая методическая тема должна организовывать все формы методической работы. В основе оптимизации любой деятельности лежат три методических принципа:

Начать выбор оптимального содержания методической работы:

1.с изучением процесса результатов деятельности учителей и постановки (выбора) задач (в ЗБР) коллектива.

2.формулировка комплексной задачи, обязательное выделение доминирующей в данный момент задачи.

3.ориентировка на опытно-экспериментальную работу.

4.выявление того, что слабее развито, чего более не хватает, то, что ликвидирует доминирующие причины затруднений и неумений учителей.

IV. Программа изучения личности и профессиональных умений учителя.

Следует учитывать следующие показатели:

1.Систематичность работы по повышению профессиональных знаний и умений. Участие в методической работе.

2.Уровень общей культуры. Расширение культурного кругозора.

4.Умение конструировать оптимальный вариант деятельности:

- как классный руководитель;

5.Умение реализовать намеченный план:

- как классного руководителя;

6.Умение активно оценить результат деятельности:

- как классный руководитель;

7.Педагогическая наблюдательность, системность психолого-педагогического изучения личности школьника.

8.Сформированность творческой деятельности. Овладение педагогической техникой.

9.Взаимодействие с родителями и общественностью.

10.Общая оценка результатов работы:

- как классного руководителя;

V. Основные элементы исследовательской деятельности.

1.Выделение интересующей педагога проблемы, установление ее актуальности, научной новизны, практической значимости.

2.Выбор темы исследования.

3.Определение объекта и предмета исследования.

4.Продумывание ведущей идеи и замысла.

5.Формирование гипотезы исследования.

6.Постановка цели и рабочих задачи.

7.Выбор методов исследования и т.д.

VI. Этапы работы по самосовершенствованию.

1.Анализ новых требований к школе, деятельности и личности учителя.

2.Анализ своих достижений и затруднений, уровня своих возможностей.

3.Принятия принципиального решения о необходимости специальной работы над собой.

4.Целеполагание, постановка конкретных целей и задач, профессионального самосовершенствования.

5.Выбор средств реализации этих задач, а также последовательности и срок их применения с использованием работы планирования.

6.Осуществление плана, программы самоизменения – центральный этап работы над собой.

7.Самоконтроль над ходом реализации программ, творческого роста.

8.Корректировка хода работы над собой, сопоставление их с намеченными целями, оценки достигнутого и принятие решения о дальнейшем совершенствовании.

Критерии оценки опыта (показатели).

2.Устойчивость результатов. Определенная деятельность финансирования данного опыта.

3.Сбалансированность и коллективность результатов.

4.Рациональность затрат времени, усилий, средств.

5.Соответствие реальными возможностями основной массы учителей, материальной базы.

1.Общекультурная подготовка учителя, расширение его кругозора, развитие интеллекта.

2.Методическая, мировоззренческая подготовка.

6.Этическая и правовая подготовка.

Например, суть дидактической подготовки учителя – в рамках внутришкольной методической работы каждый учитель за то или иное время изучает как минимум восемь ведущих дидактических концепций, теорий, являющихся призванными во всем мире достижениями педагогов-психологов. Это:

1.Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).

2.Развивающее обучение (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

3.Содержательного обобщения (В.В. Давыдов).

4.Проблемного обучения (М.Н. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин).

5.Программированного обучения (Т.А. Ильина, Н.Ф. Талызина).

6.Развитие познавательного интереса (Г.И, Щукина).

7.Оптимизация обучения (Ю.К. Бабанский)

8.Активизация учебной деятельности учащихся (Т.И. Шамова, И.Ф. Харламов).

Знания этих теорий (все они снабжены технологиями) позволяет учителям научно обосновать и развить любые свои авторские методики.

Формы методической работы

1.Работа над единой методической темой.

2.Предметные методические объединения.

5.Теоретические, научно-практические конференции и педагогическое чтение.

7.Педагогические фестивали (открытые уроки, воспитательные мероприятия).

8.Читательские и зрительские конференции.

9.Школы передового опыта.

12.Создание в школе методических уголков и методических кабинетов, организация их деятельности.


В данной статье рассматриваются проблемы организации методической работы в образовательном учреждении. В этой связи автором проанализированыосновные задачи и тенденции институтов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в развитии методической работы в школе.

Ключевые слова:методическая работа, образование, педагог, повышение квалификации, компетентность

Основной целью образования в этой связи становится формирование у педагога постоянного стремления к самосовершенствованию и, как следствие, развития у него качеств конкурентоспособной личности. Это, в свою очередь ставит проблему организации учебно-воспитательной деятельности на основе системного, комплексного подхода к обучению специалистов.

Одним из направлений повышения квалификации является работа по совершенствованию деятельности методической службы. Изучение данного вопроса в образовательных учреждениях позволяет выделить причины недостатков и проблемы, мешающие позитивным изменениям в повышении ее качества.

Это: большая учебная нагрузка у учителей; излишняя уверенность некоторых учителей; недостаточное внимание в процессе организации методической работы к потребностям учителей; ослабленный контроль со стороны администрации за организацией методической работы. Поэтому было бы целесообразным обосновать систему мер по оптимизации методической работы на основе анализа информации, полученной по результатам ее самоэкспертизы и изучения педагогической деятельности учителя и коллектива.

Успешное развитие системы школьного образования, повышение учебно-воспитательного процесса в значительной степени зависят от профессиональной компетентности учителя, его педагогического и методического мастерства. С целью систематического совершенствования мастерства педагогических кадров организуется методическая работа. Методическая работа — это целостная система мер и мероприятий, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, направленных на повышение профессиональной компетентности, квалификации, мастерства и творческого потенциала каждого учителя и педагогического коллектива в целом. Исходя из этого, главная ее цель — непрерывное совершенствование квалификации преподавателя, содействие его эрудиции и компетентности в области отдельной науки или учебного предмета и методики его преподавания.

Основными задачами и тенденциями институтами переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в развитии методической работы являются:

- повышение профессиональной компетентности и культурного уровня преподавателя;

- стимулирование его служебной и общественной активности;

- обновление и совершенствование знаний в области преподаваемой учебной дисциплины;

- совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов-новаторов;

- совершенствование методов и стиля взаимодействия с учащимися на принципах гуманизации, демократизации и гласности;

- совершенствование деятельности по организации и содействию творческой, активной, самостоятельной работы учащихся как на занятиях, так и во вне учебное время;

- формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности в частности;

- вооружение учителя методиками диагностирования реальных достижений и затруднений в организации учебно-воспитательного процесса;

- выявление, обобщение и внедрение передового педагогического опыта;

- приобщение преподавателей к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик;

- создание условий для самообразования.

Современная система методической работы отражает в себе общие особенности переходного периода, находится в промежуточной стадии своего движения от прежнего способа деятельности к качественно новому. В ней сложно переплетаются два процесса:

1. Традиционное функционирование с низкой целенаправленностью, запаздывающим характером удовлетворения информационных потребностей, консервативной структурой методической службы, недостаточно эффективным механизмом управления развитием данной системы.

2. Другой процесс, как бы внутренний, препятствующий консерватизму данной системы, процесс самодвижения, саморазвития методической службы, основанной на инициативе, творческом подходе к инновационному движению, экспериментальной работе, к поиску нетрадиционных форм работы, удовлетворяющие образовательные запросы учителей.

В развитии системы методической работы просматриваются положительные тенденции: стремление методических служб к разнообразию различных видов деятельности с руководящими и педагогическими кадрами; тяготение к контактам с наукой.

Принципы организации методической работы.

Принцип нацеленности на конечный результат в методической работе сегодня стал одним из ведущих принципов управления. В организации методической работы реализации этого принципа имеет свою специфику. Она обусловлена множественностью и много вариантностью результатов, способов их достижения, характера и взаимодействия субъектов и групп, участвующих в методической работе.

Конечные результаты методической работы можно рассматривать в трех плоскостях. Первая — те положительные приращения в уровне педагогического мастерства, которые получены в педагогическом коллективе. Вторая плоскость — результаты, отраженные в знаниях и умениях учащихся, их отношение к учебе, учебному предмету, общественным явлениям и отношениям, прирост их интеллекта и формирование положительных личностных качеств. Третья плоскость — совершенствование навыков управления и организации, положительные приращения управленческого мастерства руководителей школы, методической и психологической служб посредством институтов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Системный, целостный подход к организации методической работы предполагает за действенность всех участников учебно-воспитательного процесса в деятельности школы, их подчиненность единой теме, тесную связь и взаимодействие всех звеньев процесса обучения, воспитание и развитие школьников с содержанием и направленностью работы с педагогическим коллективом.

Правильно организованная методическая работа приобщает преподавателя к креативному процессу, который активизируется в новом результате. Этот результат выражается не только в материальных, духовных ценностях, но и в личностном преобразовании. Они формируют у педагога такие свойства как открытость к инновациям в педагогической деятельности, которая проявляется в гибком применении проблемных, имитационных, исследовательских, игровых, компьютерных, проектных, контекстных моделей обучения.

Принцип единства формы и содержания методической работы должен опираться на соответствие методики ее проведения, характеру тех педагогических умений, которые обрабатываются с ее помощью. Системообразующим фактором, обуславливающим такое единство является цель конкретного методического мероприятия. Если целью методического мероприятия является ознакомление с понятием творческие способности, то содержанием этой работы будет являться рассмотрение сущности понятия этих способностей.

Если целью методического занятия является обучение методике диагностики уровня сформированности этих составляющих, то более целесообразным будет практическое занятие, направленное на отработку этих умений путем самодиагностики.

При индивидуальной проработке идеи сравнительно обедняются их выбор и разнообразие, за то идея может быть проработана до конца в приемлемом для каждого исследователя темпе.

На базе вышеизложенных принципов, основная стратегия методической работы должна быть ориентирована на создание возможности для развития способности креативного решения педагогических задач, готовности к дальнейшему собственному личностному и профессиональному росту.

Цель методической работы должна базироваться на моделирование учебных проблемных ситуаций, комбинирования, реконструкции, универсализации и систематизации. Эти средства реализовываются посредством таких методов, форм и приемов как: проектирование, работа в команде, тестирование, групповые дискуссии, метод рефлексии, активного слушания, беседы, интерактивные методы, мини-лекции, деловые игры, создание мини-проектов, выполнение творческих заданий и т. д.

Таким образом, сегодняшняя реальность признаёт необходимость внедрения изменений в образовательный процесс посредством методической работы обуславливающей в себе все современные технологии обучения.

1. Каримов И. А. Наука должна служить прогрессу страны. Ташкент: Узбекистон, 1996. Т.2.-С.248

4. Давыдов В. В. Новый подход к пониманию структуры и содержания педагогической деятельности \\ Вопросы психологии. -2003.-№ 2

Основные термины (генерируются автоматически): методическая работа, повышение квалификации, методическая служба, педагогический коллектив, учебно-воспитательный процесс, активная личность, методическое мастерство, методическое мероприятие, народное образование, образовательное учреждение.

Ключевые слова

Похожие статьи

Эффективные формы методической работы с педагогами.

В связи с этим одной из актуальных задач в дошкольном образовательном учреждении является правильная, грамотная работа с коллективом педагогов, направленная на повышение творческого педагогического мастерства, проявление ими индивидуальности.

Роль методической службы школы в самореализации и развитии.

методическая работа, школа, учитель, педагогический коллектив, учитель школы, работа, педагогическое мастерство, педагог, методический совет, Казахстан.

методическая работа, повышение квалификации.

методическая работа, повышение квалификации, учебно-воспитательный процесс, методическая служба, педагогический коллектив, образовательное учреждение, народное образование, методическое мероприятие.

Особенности информационно-методической поддержки педагогов.

дошкольное образование, методическая поддержка, образовательный процесс, педагогический коллектив, педагогическое мастерство, старший воспитатель, педагог, информационная поддержка.

Инновационные формы работы школьного методического.

Методическая работа в школе –это целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя.

Организация методической работы в дошкольной.

Методическая работа в ДОО — это целостная система, основанная на достижениях передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса.

Управление и инновации в методической деятельности ДОУ

методическая работа, дошкольное образование, управление качеством, воспитательно-образовательный процесс, педагогический процесс, качество образования, дошкольное образовательное учреждение.

Методическое сопровождение педагогов дошкольных.

При осуществлении такого процесса методическая работа приобретает все большее значение. Под методической работой понимают систему взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и.

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством.

методическая работа, дошкольное образование, управление качеством, воспитательно-образовательный процесс, педагогический процесс, качество образования, дошкольное образовательное учреждение.

Методическая деятельность полноценным образом не исследовалась в качестве самостоятельного вида профессиональной работы педагога. В литературе педагогического типа существует три мнения касательно методических активностей. В любом случае основной их целью выступает обслуживание практики обучения. В данной статье разберем понятие, назначение, основные принципы, функции и методы методической деятельности. Помимо этого, отметим наиболее важные рекомендации, связанные с ее организацией.

Понятие и сущность методической работы

Вам будет интересно: Сумасбродство — это черта характера

виды методической деятельности

Под методической деятельностью следует понимать часть системы непрерывного образования воспитателей и преподавателей в соответствующих учреждениях. Среди основных целей этой работы целесообразно отметить:

  • Освоение наиболее рациональных приемов и методик касательно воспитания и обучения детей и подростков.
  • Повышение уровня собственной подготовленности к организации и последующему проведению работы учебно-воспитательной направленности.
  • Обмен опытом между участниками педагогического коллектива, а также определение и пропаганда лучшего опыта в области образования.

Вам будет интересно: Что это образующая конуса? Формулы ее вычисления для обычного и усеченного круглого конуса

Методическая деятельность педагогов и воспитателей, главным образом, ориентирована на достижение и дальнейшее поддержание высокого уровня учебно-воспитательного процесса в плане качества. Она содействует расширению навыков, связанных с развитием педагогического анализа, а также количества экспериментальных исследований теоретического типа. Методическая работа органичным образом соединяется с повседневной практикой воспитателя или преподавателя.

Следует знать, что методическая деятельность педагога рассматривается как единая система взаимосвязанных действий, мероприятий и мер, которые направлены в первую очередь на всестороннее повышение профессионального мастерства и квалификации каждого преподавателя. Сюда целесообразно отнести и меры, связанные с самовоспитанием, управлением профессиональным самообразованием и самосовершенствованием учителей. Помимо этого, методическая работа направлена на повышение и полноценное развитие творческих возможностей педагогического коллектива, а в конечном счете – на достижение оптимальных показателей образования и воспитания, на совершенствование учебно-воспитательной работы, а также на развитие некоторых школьников.

Принципы методической деятельности

Вам будет интересно: Чат "Тет-а-Тет" - что это такое?

методическая деятельность педагога

Существующие сегодня принципы методической работы классифицируются на следующие категории:

  • Методические принципы, которые включают в себя правило социальной обусловленности развития педагогических качеств в профессиональном плане, системности, научности, целостности единства, а также непрерывности.
  • Педагогические принципы, куда входит единство воспитания, развития и обучения; перспективность и целенаправленность развития в профессиональном ключе; сбалансированность практики и теории; наглядность методической деятельности преподавателей и воспитателей; оптимизация; активность коллектива, осуществляющего свою деятельность в рассматриваемой сфере; единство индивидуальных и коллективных методик работы.
  • Организационным принципам соответствуют следующие правила: всеобщность и обязательность, преемственность, комплексность, плановость, управляемость, координация и регулируемость, контроль и мониторинг, рациональность применения материальных средств, а также стимулирование методической работы.

Методики работы

организация методической деятельности

Все виды методической деятельности, существующие на сегодняшний день, составляют целостную систему действий, мероприятий и мер, связанных между собой. Самыми эффективными методами на современном этапе развития образовательных и воспитательных активностей принято считать следующие:

  • Теоретический семинар.
  • Научно-практическая конференция.
  • Семинар-практикум.
  • Методическая декада.
  • Дни науки.
  • Методический мост.
  • Методический фестиваль.
  • Деловая игра.
  • Методический ринг.
  • Дискуссия.
  • Мозговой Штурм.
  • Педагогический клуб.
  • Тренинг и видеотренинг.
  • Лекторий.
  • Педагогические чтения.
  • Защита проекта.
  • Профессиональная выставка.
  • Открытый урок.
  • Педагогический совет на определенную тему.

Стоит отметить, что к новейшим методикам организации методической деятельности относят деловые, инновационные, организационно-активные и иные игры, способствующие созданию культуры саморазвития и интеллектуальной культуры воспитателей и учителей.

Назначение и задачи методической работы

образование методическая деятельность

Как выяснилось, основным направлением методических активностей выступает формирование инновационной образовательной среды, а также грамотное создание планов, связанных с методической работой. Среди приоритетных задач методической работы современных образовательных учреждений важно отметить следующие:

  • Повышение общей степени профессионально-педагогической культуры воспитателей и преподавателей.
  • Повышение уровня предметно-методической, психолого-педагогической, философской и методологической подготовки воспитателей и учителей.
  • Создание инновационной направленности в методической деятельности учителей, которая проявляется в систематическом рассмотрении, обобщении и дальнейшем распространении передового опыта в педагогической сфере, а также в работе, связанной с внедрением достижений соответствующей науки.
  • Обогащение принципиально новыми технологиями воспитания и обучения в педагогической сфере.
  • Организация деятельности, относящейся к изучению новых программ в области образования, других вариантов учебных планов, а также изменений в соответствующих государственных стандартах.
  • Методическое сопровождение формирования учебных программ авторского типа, учебно-методических рекомендаций и комплексов.
  • Организация работы, связанной с изучением инструктивно-методических материалов, новых нормативных актов.
  • Предметно-методическая подготовка учителей к деятельности в условиях школы профильного типа, иными словами, на уровне преподавания непрофильных и профильных предметов.
  • Оказание помощи воспитателям и преподавателям в их профессиональном развитии. Важно дополнить, что в данном случае уместны диагностическая индивидуализированная и дифференцированная основы для реализации задачи, а также консультативная помощь в организации самообразования педагогов.
  • Проведение работы экспериментально-исследовательского плана.

Функции методической работы

Вам будет интересно: "Чикос", "ниньос" и "мучачос" - это слова для обозначения детей

внеурочная деятельность методический

Ключевыми относительно методической работы и деятельности воспитателей и учителей выступают следующие функции:

  • Аналитическая предполагает анализ существующих разработок методического плана, опыта коллег, а также актуальных материалов.
  • Проектировочная, относящаяся к перспективному планированию и разработке содержательной составляющей обучения, подготовке и планированию обучающей работы.
  • Конструктивная, в которую входит система действий по планированию предстоящего занятия (посредством отбора и композиционного планирования учебных сведений), а также представление форм предъявления материала учебного плана. Все это ведет к взаимодействию учителя и учеников в процессе создания профессиональных навыков, умений, а также новых знаний.
  • Нормативная, которая в полной мере способствует исполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, а также условий реализации образовательного процесса в конкретном типа учреждений.
  • Исследовательская, связанная с поиском новых методик и форм работы.

Виды методической деятельности

методическая педагогическая деятельность

Стоит отметить, что в основе определения разновидности деятельности лежит содержание функциональной составляющей педагогической работы. В нашем случае речь идет об устойчивых процедурах реализации конструирования, планирования, выбора и применения обучающих средств к конкретному предмету. Все это приводит к развитию и совершенствованию непосредственно системы обучения. К видам методической педагогической деятельности целесообразно отнести следующие пункты:

  • Анализ документов учебно-программного типа, а также методических комплексов.
  • Планирование системы уроков практического и теоретического обучения.
  • Методический анализ материала, который используется в процессе обучения.
  • Моделирование и последующее конструирование методик предъявления учебных сведений на уроках.
  • Конструирование работы учащихся, связанной с формированием практических умений и технических понятий.
  • Формирование методики обучения по тому или иному предмету.
  • Конструирование работы учащихся, связанной с созданием практических умений и технических понятий.
  • Разработка методов контроля профессиональных навыков, знаний и умений.
  • Управление и оценка работы учеников.
  • Рефлексия собственной деятельности в процессе подготовки к уроку, а также при анализе его итогов.

Стоит отметить, что представленные разновидности учебно-методической деятельности в любом случае не охватывают всего многообразия практики профессионально-педагогических сотрудников в методическом плане. При методической подготовке студенты вузов овладевают определенными базовыми видами, которые обеспечивают полноценную подготовку к занятиям.

Рекомендации по организации методической работы

Далее целесообразно рассмотреть актуальные на сегодняшний день рекомендации по организации образования, методической деятельности. Так, методическая работа фиксируется (оформляется) документальным образом в форме:

Направления методической работы

Вам будет интересно: Милосердный - это что за слово? Разбираем сообща

Основными направлениями урочной и внеурочной методической деятельности являются следующие:

  • Учебно-методическая.
  • Организационно-методическая.
  • Научно-методическая.
  • Инновационно-методическая.

Целесообразно разобрать представленные направления методической деятельности в отдельной главе.

Направления работы: содержание

Необходимо знать, что организационно-методическая деятельность, главным образом, направлена на реализацию непрерывного взаимодействия руководства образовательного учреждения с участниками педагогического коллектива для формирования оптимальных условия для развития и совершенствования их профессиональной подготовки, раскрытия способностей, интересов и возможностей каждого преподавателя. В организационно-методическую работу входят следующие составляющие:

  • Организация системы методической работы для развития педагогического творчества и мастерства, а также для самореализации инициативы учителей.
  • Обеспечение процесса, связанного с повышением квалификации, в плане материально-технического обеспечения.
  • Планирование и дальнейшая организация методической работы с сотрудниками на основе диагностики.
  • Вовлечение участников коллектива в рабочий процесс научно-педагогических объединений, а также в деятельность экспериментально-исследовательского характера.
  • Организация обеспечения коллективной и индивидуальной работы в методическом плане.
  • Организация рефлексивных активностей преподавателей, а также выявление способов решения проблем педагогической природы.
  • Формирование в образовательном учреждении системы профессионального развития педагогов и, таким образом, совершенствование воспитательного и учебного процессов.

Научно-методическая работа подразумевает полноценное обеспечение научно-исследовательского подхода к вопросу организации процесса образования, повышения профессионального уровня и совершенствования учителей на базе достижений психолого-педагогической науки, а также прямого научно-практического опыта. Среди основных направлений данного вида деятельности важно отметить постоянное изучение достижений рассматриваемой науки, практики обучения и теории; усвоение научных методик, связанных с диагностикой учебно-воспитательного процесса и созданием у преподавателей умения производить анализ собственной работы на базе научно-исследовательских методов; совершенствование планирования и анализа методической работы, используя при этом современные научные подходы и приоритеты в развитии образовательных структур; совершенствование разновидностей и форм контроля и диагностики уровня развития коллектива педагогов и так далее.

Заключение

учебно методическая деятельность

Итак, мы в полной мере рассмотрели понятие, определение, ключевые особенности, назначение, основные принципы, разновидности, функции и методики, формирующие основу методической деятельности. Помимо этого, указали некоторые рекомендации, связанные с ее организацией. Мы разобрали ключевые направления методической работы. Важно отметить, что среди них особую роль занимает инновационно-методическая деятельность. Дело в том, что именно она позволяет двигать вперед прогресс и процессы, разражающиеся в сфере воспитания и образования как на территории Российской Федерации, так и в других не менее развитых странах.

Таким образом, под инновационно-методической работой необходимо понимать в первую очередь одно из самых актуальных направлений деятельности современных учреждений образовательного плана. В соответствии с многочисленными мнениями экспертов, ей необходимо придать большую степень самостоятельности. Ключевыми направлениями названного вида деятельности являются следующие: введение в практику прогрессивных образовательных и управленческих технологий; разработка и последующая защита инновационных проектов педагогического плана, формирование индивидуальной траектории развития коллектива педагогов в профессиональной плане; формирование собственных традиций в коллективе; организация деятельности в качественно новых структурах методического типа, среди которых лаборатория, кафедра, педагогическая мастерская и так далее; защита методик авторского характера; формирование инновационного педагогического поля, а также инновационных карт учебного заведения; разработка программ комплексно-целевого характера, связанных с управлением инновационными процессами; формирование банка педагогических инноваций и прочее.

Читайте также: