Бюджетный процесс в кировской области доклад

Обновлено: 17.05.2024

При оценке изменения структуры и объемов расходов местного бюджета следует исходить из существующего порядка закрепления вопросов местного значения городских округов и основных направлений реформ бюджетного сектора экономики в Российской Федерации. Задача прогноза в этой сфере - предусмотреть мероприятия по оптимизации использования средств местного бюджета и организации бюджетного процесса на территории города Кирова.

Первостепенную значимость и актуальность для муниципальных финансов города приобретают сегодня вопросы перехода к программно-целевым методам бюджетного планирования, направленного на повышение эффективности бюджетных расходов. Здесь могут быть выделены следующие направления:

1). Введение новых методов управления расходами и исполнения расходных обязательств города . Для этого необходимо разработать и утвердить нормативы финансовых затрат и объемы оказания муниципальных услуг с учетом стандартов качества предоставления муниципальных услуг (для гарантирования минимально допустимого уровня оказания муниципальных услуг физическим и юридическим лицам). Они самостоятельно устанавливаются органами местного самоуправления, зависят от местной специфики и могут меняться с учетом имеющихся финансовых возможностей, что предопределяет гибкость финансовой политики муниципалитета.

Дальнейшее развитие муниципальных финансов города во многом будет определяться как формированием межбюджетных отношений на федеральном и региональном уровнях в части финансовой поддержки местных бюджетов, так и принимаемыми органами местного самоуправления мерами по повышению эффективности управления финансами.

Эффективное социально-экономическое развитие муниципалитета является затруднительным при отсутствии одновременного изменения на уровне правового регулирования методологии и практики бюджетирования, модернизации финансово-бюджетной системы. Ограниченность собственных доходных источников и дефицитность бюджета округа при всевозрастающей социальной нагрузке на бюджет порождает необходимость поиска внутренних резервов для оптимального использования бюджетных ресурсов, выявления источников внутренней экономии, сокращения финансовой зависимости бюджета муниципального образования от бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы.

Принципиальные основы целеполагания :

Р еформирование муниципальных финансов города Кирова должно базировать ся на новой правовой и методологической основе, определяемой :

- Проектом бюджетной стратегии Российской Федерации до 2023 года (разработанным Министерством финансов Российской Федерации);

– построение комплексной и сбалансированной системы результативного бюджетного планирования и администрирования муниципальным образованием, распространения лучшей практики муниципального управления, направленной на оптимальное использование финансовых, кадровых, организационных и иных ресурсов при одновременном существенном повышении качества жизни населения городского округа; параметров социально-экономического территориального развития.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Каждое заявленное к реализации стратегическое направление реформирования раскрывается через систему стоящих перед ним тактических задач .

Основой бюджетного планирования, и тем результатом, на который будет ориентирована деятельность отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Кирова и бюджетных учреждений будет являться муниципальная услуга. Нормативное закрепление выявленных муниципальных услуг и юридическое оформление реестра муниципальных услуг будет являться первым необходимым шагом к переходу на систему бюджетирования, ориентированного на результат.

Количественные характеристики муниципального задания в разрезе видов муниципальных услуг, безусловно, должны быть дополнены качественными характеристиками каждой конкретной услуги, что должно быть отражено и закреплено в рамках стандартов качества предоставления муниципальных услуг . Разработка стандартов качества муниципальных услуг, в свою очередь, предопределяет необходимость разработки и утверждения порядка оценки соответствия качества фактически предоставляемых муниципальных услуг стандартам.

Основными целями разработки, утверждения и применения стандартов качества муниципальных услуг будут являться:

- обеспечение всем получателям муниципальных услуг доступа к муниципальным услугам равного качества;

- повышение степени удовлетворенности получателей муниципальных услуг за счет повышения качества предоставления муниципальных услуг;

- определение объемов финансового обеспечения органа, предоставляющего муниципальную услугу, необходимых для соблюдения стандарта качества соответствующей муниципальной услуги;

- повышение эффективности деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, за счет создания системы контроля за непосредственными результатами их деятельности со стороны получателей муниципальных услуг;

- привлечение коммерческих и некоммерческих организаций для выполнения функций по предоставлению муниципальных услуг в соответствии с разрабатываемым на основе стандартов качества услуг муниципальным заданием.

В рамках реализации Программы реформирования предполагается усилить работу по оптимизации сети учреждений, предоставляющих муниципальные услуги, в том числе посредством реализации процедур перевода части бюджетных учреждений в форму муниципальных автономных учреждений .

В течение срока действия Программы в экспериментальном режиме будет проведена апробация финансово-экономических взаимоотношений в сфере оказания муниципальных услуг между их заказчиком – администрацией города Кирова и организациями немуниципальной формы собственности – исполнителями услуг, что позволит выработать типовую модель таких взаимоотношений для их построения в будущем.

В рамках реализации Программы реформирования муниципальных финансов необходимо провести переоценку функциональных задач, стоящих перед отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации города Кирова, ответственными за организацию предоставления соответствующих муниципальных услуг на территории города. Здесь необходимо повысить роль планирования, ввести обязательность установления плановых заданий (в соответствии с функциональными задачами ведомств), а также системы отчетов по их выполнению.

Для решения данной задачи необходимо усовершенствовать структуру и статус принимаемых целевых программ , использовать их как полноценный инструмент бюджетного планирования, а также обеспечить его увязку с целями и задачами, территориального социально-экономического развития.

Применение ведомственных целевых программ позволит более точно планировать потребность в бюджетных средствах на среднесрочную перспективу, улучшить качество межведомственного взаимодействия, а также увязать финансирование субъектов бюджетного планирования в соответствии с достигнутыми ими результатами. Увязывание ведомственных целевых программ с целевыми областными (региональными) программами развития позволит выстроить четкую иерархию целей, задач и результатов деятельности органов местного самоуправления.

В результате должна быть детально отработана система принятия и реализации ведомственных (отраслевых) целевых программ расходов на среднесрочную перспективу, индикаторов оценки их результативности, а также система корректировки предоставляемых ведомствам бюджетных средств исходя из уровня достижения запланированных результатов; внедрена широкая практика формирования и использования в бюджетном процессе докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (далее - ДРОНД).

Практика формирования долгосрочных муниципальных целевых программ должна быть ориентирована на интеграцию целей и задач, системы мероприятий таких программ с целями и задачами социально-экономического развития города Кирова и комплексных Программ социально-экономического развития города, принимаемых на среднесрочную перспективу.

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, который определяет право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, в том числе определять формы и направления расходования средств местных бюджетов (за исключением расходов, финансируемых за счет бюджетов других уровней бюджетной системы).

Также органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий только в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Важная новация состоит в том, чтобы по-разному планировать и исполнять разные типы бюджетных ассигнований (расходных обязательств) .

Реестр расходных обязательств, с одной стороны, позволяет четко привязать бюджетные ассигнования к действующей нормативной правой базе, определяющей полномочия и функции органов местного самоуправления. С другой стороны, каждое бюджетное ассигнование на оказание муниципальных услуг физическим и юридическим лицам должно характеризоваться объемом и качеством оказываемых услуг. Новая система классификации расходов бюджетов позволяет при составлении и рассмотрении проектов бюджетов корректировать состав бюджетных ассигнований (отражаемых уникальными кодами целевых статей и (или) видов расходов) исходя из состава расходных обязательств (в том числе – принимаемых обязательств) и планируемых результатов деятельности органов местного самоуправления по оказанию муниципальных услуг.

Одновременно, с введением классификации операций сектора государственного управления, существенно расширены возможности по более детальному отражению расходных обязательств, исполняемых теми или иными главными распорядителями бюджетных средств, реализуемых ими долгосрочных или ведомственных целевых программ, развитию управленческого учета и внутреннего контроля за эффективностью использования бюджетных средств.

Основным принципом бюджетного планирования должно являться гарантированное обеспечение в полном объеме действующих расходных обязательств в соответствии с целями и ожидаемыми результатами социально-экономической и финансовой политики города.

от 24 октября 2013 года N 336-ЗО

О бюджетном процессе в Кировской области

(с изменениями на 9 ноября 2021 года)

Принят
Законодательным Собранием
Кировской области
15 октября 2013 года

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон определяет организацию и функционирование бюджетной системы Кировской области, порядок организации и осуществления бюджетного процесса в Кировской области, регламентирует деятельность участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов областного бюджета и бюджета Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования, утверждению и исполнению областного бюджета и бюджета Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования, контролю за их исполнением, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Статья 2. Правовая основа настоящего Закона

Бюджетный процесс в Кировской области регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, иными законами Кировской области.

Статья 3. Понятия и термины, применяемые в настоящем Законе

Понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Глава 2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Статья 4. Структура бюджетной системы Кировской области

К бюджетам бюджетной системы Кировской области относятся:

бюджет Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования;

местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов;

бюджеты муниципальных округов;

бюджеты городских округов;

бюджеты городских и сельских поселений.

Статья 5. Правовая форма бюджетов бюджетной системы Кировской области

1. Областной бюджет и бюджет Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования разрабатываются и утверждаются в форме законов области, которые вступают в силу с 1 января и действуют по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) законом области об областном бюджете, законом области о бюджете Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Проект областного бюджета и проект бюджета Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

2. Местный бюджет разрабатывается и утверждается в форме муниципального правового акта представительного органа муниципального образования.

Проект бюджета муниципального района, проект бюджета муниципального округа, проект бюджета городского округа составляются и утверждаются сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период).

Проект бюджета городского поселения, проект бюджета сельского поселения составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа соответствующего поселения.

Решением представительного органа муниципального района (муниципального округа, городского округа) о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период утверждается распределение бюджетных ассигнований:

по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов бюджетов (ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования);

по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов бюджетов;

по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов в случаях, установленных муниципальным правовым актом представительного органа муниципального района (муниципального округа, городского округа).

Статья 6. Консолидированный бюджет Кировской области и консолидированный бюджет муниципального района

1. Консолидированный бюджет Кировской области - областной бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав Кировской области (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).

2. Консолидированный бюджет муниципального района - бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).

Глава 3. ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Статья 7. Формирование доходов

Доходы бюджетов бюджетной системы Кировской области формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Статья 8. Прогнозирование доходов

Доходы бюджетов бюджетной системы Кировской области прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития Кировской области (прогноза социально-экономического развития соответствующего муниципального образования), действующего на день внесения проекта закона области об областном бюджете в Законодательное Собрание Кировской области (проекта решения о бюджете в представительный орган муниципального образования), а также принятого на указанную дату и вступающего в силу в очередном финансовом году и плановом периоде законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, законов Кировской области и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований Кировской области, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Статья 9. Доходы областного бюджета

1. В доходы областного бюджета подлежат зачислению:

1) налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, а также пеней и штрафов по ним в соответствии с нормативами, установленными статьей 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральным законом о федеральном бюджете, законом области о межбюджетных отношениях и законом области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

2) неналоговые доходы в соответствии с нормативами, установленными статьями 46 и 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

3) безвозмездные поступления.

2. Налоговые доходы, подлежащие зачислению в областной бюджет, могут быть переданы полностью или частично в соответствующие местные бюджеты.

Единые для всех поселений, для всех муниципальных районов, для всех муниципальных округов, для всех городских округов Кировской области нормативы отчислений в соответствующие местные бюджеты от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в областной бюджет, устанавливаются законом области о межбюджетных отношениях.

Дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в областной бюджет, устанавливаются законом области об областном бюджете.

В случае наделения законом области представительных органов (органов местного самоуправления) муниципальных районов Кировской области полномочиями органов государственной власти Кировской области по установлению дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в областной бюджет, в бюджеты поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов Кировской области, указанные дополнительные нормативы отчислений устанавливаются решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района.

Статья 10. Внесение изменений в законы области в части изменения доходов бюджетов бюджетной системы Кировской области

1. Законы области о внесении изменений в законодательство области о налогах и сборах, закон области о межбюджетных отношениях, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Кировской области, вступающие в силу в очередном финансовом году и плановом периоде, должны быть приняты на дату внесения проекта закона области об областном бюджете в Законодательное Собрание Кировской области.

2. Положения законов области, приводящих к изменению общего объема доходов бюджетов бюджетной системы Кировской области и принятых после внесения проекта закона области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Законодательное Собрание Кировской области, учитываются в очередном финансовом году при внесении изменений в бюджет на текущий финансовый год и плановый период в части показателей текущего финансового года.

Читайте также: