Бронзовый век на северном кавказе доклад 5 класс

Обновлено: 16.05.2024

Куро-араксская культура ранней бронзы в Закавказье (III тысячелетие до н. э.).

В это время увеличивается плотность населения, отразившаяся в большом количестве поселков. Область их распространения примерно та же, что и в энеолите, но кроме низинных мест заселяются предгорья и даже горы. При этом люди стремятся селиться в местах, защищенных природой: на узких мысах, на холмах и горах, в местах, примыкающих к обрывам. Центральная часть домов остается круглой, но около нее возникают прямоугольные помещения. Площадь дома иногда достигает 40 кв. м. Очаг располагается уже не у стены, а в центре дома.

В низинах господствовало земледелие, что земледельцы уже использовали тягловый скот. Появляются новые злаки, новые сорта пшеницы, сеют просо, лен. Встречаются металлические серпы. Многочисленные зерновые ямы на поселениях говорят о значительных запасах зерна. В предгорных и горных районах ведущее положение в хозяйстве начинает занимать скотоводство, в котором постепенно преобладает отгонная система.

Медь выплавляли из руд. Для этого нужны были печи, где высокая температура достигалась нагнетанием воздуха мехами сквозь отверстия в нижней части печи, в которые вставлялись глиняные трубки — сопла. Такие сопла найдены. Без этого изобретения в дальнейшем была бы невозможна металлургия железа.

Металлических предметов становится больше, встречаются крупные орудия — серпы, топоры, есть кинжалы и копья, по-прежнему много украшений крупных и мелких. Именно в III тысячелетии до н. э. Кавказ становится мощным металлургическим центром, и в этом принципиальное отличие куро-араксской культуры от культуры энео-литической.

Основным признаком куро-араксской культуры является лощеная керамика, черная в южных районах, красноватая в северных. При формовке сосудов, судя по отпечаткам на них, использовалась льняная ткань, производство которой, равно как и шерстяной, уже было развитым.

Конструкции могильных сооружений куро-араксской культуры усложняются, и к концу существования этой культуры появляются большие погребальные камеры, иногда со срубом внутри, перекрытые грандиозными курганными насыпями. Нередко в погребениях находят золотые и серебряные предметы — остатки жертвоприношений. Выдвинувшихся военачальников хоронят с особой пышностью — в доспехах и с оружием.

Зачатки имущественной и социальной дифференциации проистекают из процесса быстрого становления скотоводческого хозяйства, которое теперь, в отличие от его старой придомной формы, дает значительное количество прибавочного продукта. Явственно проявляется главенствующая роль мужчины.

Самым крупным поселением куро-араксской культуры является своеобразная крепость Шенгавитна территории Еревана. Шенгавит расположен на обрыве высокого речного берега, с трех незащищенных сторон поселение (площадью 6 га) укреплено каменной стеной толщиной до 4 м, имеющей башни, а также рвом. С наружной стороны стен расположен могильник. На поселении найдены остатки металлургического производства. Дома круглые, из сырцового кирпича, на каменном цоколе. Вокруг домов ямы различного назначения. Керамика здесь типичная, чернолощеная.

Триалетская культура, расцвет которой относят к середине II тысячелетия до н. э. В 110 км от Тбилиси в Триалети находятся курганы XVII в. до н. э., в которых прослеживается несколько обрядов погребения. В одних случаях покойников хоронили на глиняных площадках, затем над ними возводили курганы из многопудовых камней. В других случаях для покойников вырывали глубокую яму, достигающую глубины 7—9 м. Эти ямы также закладывали огромными камнями, а затем насыпали высокий курган. Встречаются трупоположения и трупосожжения.

Инвентарь погребений представлен кремневыми стрелами, каменными булавами, прекрасной выделки расписными сосудами. Важны металлические находки: медные котлы, бронзовое оружие, много предметов из серебра и золота, украшенных вставными камнями. Одно из погребений в Триалети особенно интересно. Там найдены кости коровы и овцы, 24 глиняных орнаментированных сосуда, медный котел, серебряный кинжал, серебряная булавка, золотой кубок, инкрустированный сердоликом, покрытый золотыми узорами из зерни (мельчайших припаянных шариков) и скани (тонких припаянных проволок). На дне этого кубка снизу вставлен янтарь — древнейший янтарь из найденных в Закавказье. Линии узоров сходны с орнаментом глиняных сосудов, что позволяет предполагать местное производство этих ювелирных изделий. На серебряном ведерке изображены сцены охоты. Замечателен серебряный кубок с чеканными узорами; в нижнем поясе — вереница бегущих оленей, в верхнем — процессия людей в звериных масках, с подвевешенными хвостами; они идут к трону, на котором сидит, видимо, божество такого же обличия. Эти находки свидетельствуют об освоении местными мастерами хеттских ювелирных традиций и о местном развитии ювелирного искусства.

В одном из триалетских погребений была обнаружена четырехколесная повозка, запрягавшаяся волами. Она напоминает повозки из Ура (Месопотамия), но имеет характерные местные особенности конструкции колес. Там тоже найдены могилы с большим количеством бронзового оружия — топоров и кинжалов, найдены золотой кубок, серебряная чаша. Расписные сосуды тождественны триалетским.

С середины II тысячелетия до н. э. вследствие дальнейшего усиления межродовых столкновений в Закавказье появляются циклопические сооружения из огромных каменных глыб. (Термин возник в Греции, где сооружения из больших камней приписывались сказочным одноглазым великанам — циклопам.) Жилища были расположены как внутри этих крепостей, так и вне их стен. При приближении неприятеля жители поселка собирались с семьями и скотом внутри укреплений. В конце бронзового века вокруг таких крепостей появляются новые линии укреплений, а циклопические сооружения оказываются цитаделями. Их занимает родовая знать. Постепенно внутренняя крепость меняет свой характер, будучи направлена не столько против внешних врагов, сколько против соплеменников. Этот процесс происходит на заре классового общества.

На Южном Кавказе всюду распространены бронзовые топоры и копья. Появляются бронзовые мечи, иногда с загнутой рукоятью. Стрелы чаще обсидиановые.

Племена ранней бронзы, жившие на Северном Кавказе, оставили поселения и курганы майкопской культуры III тысячелетия до н. э., начало которой относится к энеолиту (названа по первому раскопанному кургану, находившемуся в г. Майкопе). Насыпь имела высоту 11 м, под ней оказалась широкая могильная яма, разделенная перегородкой пополам, а одна из этих половин, в свою очередь, была разделена на две части. Во всех камерах обнаружено по одному скорченному и окрашенному костяку. Главное погребение находилось в большой камере. Покойник был усыпан золотыми бляшками с дырочками для пришивания к ткани или к коже. Можно думать, что этими бляшками украшался балдахин, который поддерживали шесть серебряных трубок, найденных там же. Четыре из них украшены литыми изображениями быков: две — золотыми, две — серебряными. На черепе были две золотые диадемы с розетками. В могиле стояли золотые и серебряные сосуды. Два сосуда замечательны по имеющимся на них чеканным изображениям. На одном из них изображен пейзаж, причем некоторые сравнивают его с видом Кавказского хребта из Майкопа. На втором сосуде изображены животные. В малых камерах лежали скелеты, вероятно, убитых жен, при них были золотые серьги и бусы.

На высокой равнине над р. Белой (Северный Кавказ) расположено также относящееся к майкопской культуре поселение Мешоко, окруженное каменной стеной. Дома были глинобитные. В культурном слое много костей; почти все из них принадлежат домашним животным — свинье, корове, овце. Скот составлял главное богатство жителей поселка. Земледельческие орудия представлены зернотерками, пестами ступок, вкладышами серпов. По материалам Мешоко можно судить и о домашних занятиях, достигавших значительного развития. Сосуды, хотя еще и лепленые от руки, сформованы хорошо, тщательно отделаны стрелы, красивы каменные браслеты.

Майкопскую культуру на рубеже III и II тысячелетий до н. э. сменила северокавказская. Она представлена в основном погребальными памятниками и занимала территорию от Черного моря до Дагестана, выходя в Кубанскую степь. Северокавказская культура еще более, чем майкопская, насыщала восточноевропейские степи закавказским металлом. Особенно тесными были связи с племенами катакомбной культуры (см. ниже). Несомненно, что северокавказские племена развивали собственную металлургию. Древние рудные разработки известны в Теберде, Хабезе и др.

В горных районах Северного Кавказа — Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии и Северной Осетии — в конце бронзового века появляется кобанская культура, возникшая здесь при участии племен северокавказской культуры. Кобанскими племена называются по могильнику у аула Кобан. Изучены главным образом погребения. Они скорчены, лежат в могильных ямах, обложенных каменными плитами и перекрытыми такой же плитой. На умершего мужчину надевали широкий бронзовый пояс, иногда с гравировкой, а на ноги — спиральные браслеты. С умершим клали кинжалы с причудливыми рукоятками, изящные дважды изогнутые боевые топоры. На женских скелетах тоже обнаружены бронзовые пояса и спиральные браслеты на руках и ногах, а также большие булавки для застегивания одежды и ожерелья из бронзовых и сердоликовых бус. Иногда в горах Северного Кавказа находят закавказские мечи и шлемы. Могильники этой культуры считают родовыми кладбищами; классов еще нет.

Металлургия кобанской бронзы — одна из лучших на территории СССР, но уже близок век железа, в который заходит основная часть существования этой культуры. Некоторые бронзовые предметы инкрустированы новым металлом — железом. Главным занятием было овцеводство; лошадь широко использовалась для верховой езды. Дата кобанских погребений — XI—VII вв. до н э.

Заселение Северного Кавказа шло с юга, и этот процесс начался 500-200 тыс. лет назад. Точкой отсчета истории человечества является первобытно-общинный строй.

История человеческого общества делится на три этапа или века:

1. Каменный век: 3 млн — III тыс. до н. э.

2. Бронзовый век: III тыс. до н. э.— нач. I тыс. до н. э.

3. Железный век: начало I тыс. до н. э

Самым древним, продолжительным и трудным периодом истории человечества является каменный век. По технике изготовления каменных орудий труда и другим признакам этот период, в свою очередь, подразделяется на три этапа: 1.Палеолит (древнекаменный век). Он начался 2,5-3 млн лет до н. э. и закончился в XII-X тыс. до н. э.

2. Мезолит (среднекаменный век). Он охватывает период с X до VI тыс. до н. э.

Бронзовый век на Центральном и Северо-Западном Кавказе (майкопская, дольменная и северокавказская культуры).

Племена Майкопской культуры занимались земледелием и животноводством. Лошадь широко использовалась в их хозяйстве. У майкопских племен высокого уровня развития достигли металлургия, в том числе цветная; гончарное производство, ткачество из шерсти и льна. Они широко использовали золото и серебро.У создателей Майкопской культуры широкое развитие получил культ небесных светил - Солнца и Луны.

Дольмены - монументальные погребальные сооружения в виде каменных домиков с плоской или двухскатной крышей, сложенные из тесаных массивных плит или высеченные в скальном массиве. Длина их достигала 4 м, высота - более 2,5 м; составляющие плиты весили более 20 т. Дольмены были настоящим произведением архитектуры. В передней стенке дольменов имелись входные отверстия в виде круглого или прямоугольного проема размером до 40 см; через эти отверстия покойника помещали в камеру, которую закрывали каменной пробкой. Дольменная культура занимала значительную территорию от Таманского полуострова до Абхазии и верховьев реки Кубани. Она сложилась на Западном Кавказе к 2400 г. до н. э. и просуществовала целое тысячелетие до 1400-1300 гг. до н. э.

В конце III тыс. до н. э. на Северном Кавказе происходят важные социально-политические и культурные события. Контакты предков адыгов с переднеазиатски-ми цивилизациями значительно ослабевают. С другой стороны, усиливаются связи со степными племенами (которые начинают проникать сюда), стоявшими на бо лее низком уровне развития, чем предки адыгских племен. Таким образом, постепенно меняется этническая карта Северного Кавказа, который становится объектом агрессии степных кочевых племен. И на этом фоне смешения культур и народов постепенно угасает в прошлом яркая и оригинальная Майкопская культура и вместо нее развиваются Дольменная и Северо-Кавказская культуры. Северо-Кавказская культура занимала огромную территорию. На западе она граничила с Дольменной культурой Прикубанья, а на востоке доходила до предгорий Дагестана.Памятники Северо-Кавказской культуры обнаружены во многих районах нынешней территории Кабардино-Балкарии: в селениях Заюково, Каменномостском, Малке, Этоко, Чегеме, Шалушке, Верхний Акбаш, Кашхатау, гор. Нальчике и т. д.Люди Северо-Кавказской культуры занимались скотоводством и земледелием. Они добывали и обрабатывали цветные металлы. Носители Северо-Кавказской культуры поддерживали тесные связи с соседними племенами - представителями других культур.

На последнем этапе развития Северо-Кавказской культуры внутри нее создаются предпосылки формирования двух других культур - Прикубанской и Кобанской.

Особенно ярко характеризуют своеобразное развитие культуры племен Закавказья памятники, обнаруженные в Центральной Грузии (район Триалети), Армении и Азербайджане. Формой поселения в этих местах в бронзовом веке были поселки, которые иногда окружались стенами, возводимыми в виде циклопической кладки, то есть из огромных камней. Некоторое время такие поселки сохраняли прежний вид общинных поселений с домами, выстроенными при помощи камней и каменных плит. Немногим позже стали появляться внутренние укрепления, за стенами которых скрывались жилища местной племенной знати, большие дома родовых старейшин и племенных вождей. По примеру стран древнего Востока знать отгораживалась стенами не только от внешних врагов, но и от соплеменников. Изменения именно такого характера, то есть изменения в планировке поселений Закавказья в бронзовом веке, очень выразительно говорят о процессе разложения устаревших первобытнообщинных порядков.

Подобную же картину рисуют и материалы археологических раскопок множества погребений означенного периода. В долине реки Цалки (район Триалети) исследовано много курганов первой половины и середины II тысячелетия до н. э. Многие из них сохранили погребения рядовых общинников со скромным ритуальным инвентарем. Рядом с обычными курганами возвышаются огромные насыпи, в которых содержатся большие погребальные камеры из камня, глубокие подземные усыпальницы. Сохранились следы похоронных церемониалов, во время которых умершего вождя везли на колеснице древневосточного типа. Слуги несли его оружие и драгоценности. О богатстве похороненных говорят находящиеся при них серебряные кинжалы, золотая и серебряная посуда, ожерелья и тонкие украшения из серебра, золота и драгоценных камней. Замечательны орнаменты на посуде и украшениях. В качестве примера можно привести золотой кубок, украшенный изящными спиралями из золотых жгутов, усыпанных полудрагоценными камнями, серебряный кубок с изображением идущих к алтарю и священному дереву людей в звериных масках и одеждах с хвостами. О прочном усвоении мастерами Закавказья навыков ювелиров Двуречья говорят нам найденные статуэтки животных, в частности золотые статуэтки барана, глаза которого сделаны из перламутра и разноцветных камней, закрепленных горной смолой. Найденные в богатых курганах Триалети образцы посуды эларского типа сохраняют особенно выразительные черты сходства с керамикой Передней Азии.

Множество расписных сосудов найдено в одном из погребений Армении, а бронзовое оружие оказалось идентично триалетскому. Грандиозная золотая чаша была украшена изображенными в древневосточном стиле фигурами львов. Рядом с ней лежали серебряные сосуды, также аналогичные триалетским. Сделанные в различных районах Закавказья случайные находки позволяют ученым считать, что те изменения в общественной жизни, о которых говорят нам находки Триалети, в это же точно время имели место и в Грузии, Армении и Западном Азербайджане.

Именно дальнейшее развитие производства как такового вызывало эти изменения. Уже во второй половине II тысячелетия до н. э. в Закавказье была развита оросительная система полей, соответственно развивались садоводство и виноградарство; разраставшиеся стада требовали новых огромных пастбищ. Важным элементом хозяйствования явилось распространение коневодства и использование лошади для верховой и колесничной езды. С этого времени в могильниках Закавказья ученые начинают находить бронзовые удила разнообразных видов, с помощью которых древние жители региона управляли полудикими животными. О военных столкновениях племен за лучшие земли и добычу свидетельствует развитие оружейного дела, которое прогрессировало от малых (кинжал) к большим (длинный бронзовый меч) видам оружия. Военные походы стали источником новых рабочих рук — военнопленных-рабов. В это время рабство развивается настолько, что знать не представляет без рабов даже загробной жизни. Теперь их умерщвляют с целью захоронения со знатным хозяином. Об этих кровавых обрядах говорят нам погребения, найденные в курганном склепе юго-западного побережья озера Севан, где рядом с пышно украшенной погребальной колесницей племенного вождя ученые обнаружили останки 13 рабов, погонщика и быков, тянувших колесницу. Эти факты позволяют сделать заключение, что в то время ценность раба как производителя продукции еще была невелика.

Сейчас только что указанные погребения известны во многих областях Закавказья и свидетельствуют о начавшемся еще в ранний период бронзового века процессе внутриплеменной дифференциации, приведшей к появлению новых форм общественных отношений, в основание которых было положено рабство, эксплуатация рабского труда. С включением некоторых областей Южного Закавказья в IX–VIII вв. до н. э. в состав рабовладельческого государства Урарту процесс общественного расслоения племен особенно усилился.

Мощный очаг культуры бронзы во II тысячелетии развился на Северном Кавказе, оказав сильное влияние на области степной зоны, территории Поволжья, Прикамья и Волго-Окского междуречья, привнеся сюда передовые достижения древневосточной техники.

В конце II-начале I тысячелетия до н. э. племена Северного Кавказа имели высокоразвитое бронзолитейное производство и уже начинали овладевать техникой обработки железа. В этом деле особенно отличился район Северной Осетии, где находятся наиболее характерные памятники так называемой кобанской культуры. Имеются в виду главным образом могильники, при раскопках которых находили высокого качества топоры, кинжалы, мечи, бронзовые боевые пояса и множество самых разных украшений с рельефными и гравированными изображениями, что свидетельствует о бесспорно высоком уровне мастерства. Использование лошади для езды верхом подтверждают находимые во множестве бронзовые удила. Анализ форм оружия не позволяет усомниться в том, что племена Северного Кавказа в описываемый период были знакомы как с древневосточными, так и с южноевропейскими технологиями производства бронзовых изделий. Аналогичная культура бронзы была распространена на восточном и юго-восточном побережье Черного моря (легендарная Колхида).

БРОНЗОВЫЙ СОЛДАТ

Бронзовый век

Бронзовый век В период 1750-750 гг. до н. э. в Британии получила значительное развитие добыча металлов, в частности меди и особенно золота (Ирландия). Начинается производство бронзового оружия: топоров и мечей. Развивается характерная для этого времени керамика. Около 1000 г.

Глава 5 БРОНЗОВЫЙ ВЕК

Глава 5 БРОНЗОВЫЙ ВЕК РУМЫНСКИЙ БРОНЗОВЫЙ ВЕК НА ОБЩЕМ ФОНЕ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ В целом культуры бронзового века Румынии представляют собой неотъемлемую часть общей картины юго-восток^ и центра Европы; это единство неоспоримо и находит подтверждение как

Глава 7 Бронзовый век

Глава 7 Бронзовый век Как мы уже знаем, люди верхнего палеолита освоили новый материал — кость и мамонтовые бивни, и вследствие этого у человека появился целый ряд новых занятий. Люди научились делать костяные гарпуны с шипами, которые невозможно было изготовить из

Бронзовый век, 2500-700 лет до н. э

Бронзовый век, 2500-700 лет до н. э В бронзовом веке началось расслоение общины, появились бедные и богатые. Традиция коллективных погребений в длинных курганах была забыта, вместо них появились индивидуальные захоронения в виде круглых курганов для особо важных членов

Бронзовый век в Грузии

Бронзовый век в Грузии На определенном этапе развития человеческого общества для изготовления орудий труда наряду с камнем использовали и металл. Первым таким металлом была медь. Месторождений меди было сравнительно много на территории Грузии. Этот мягкий металл легко

Бронзовый век на Пиренеях

Бронзовый век на Пиренеях Важной областью бронзолитейного дела с начала II тысячелетия до н. э. был юго-восток Пиренейского полуострова. Здесь сформировалась оригинальная эль-аргарская культура, оставившая свои следы в виде памятников по всему восточному побережью

Бронзовый век (1900—900 гг. до н. э.)

Бронзовый век (1900—900 гг. до н. э.) Некоторые культуры бронзового века представляют собой дальнейшее развитие предшествующих энеолитических культур. В них прослеживается также анатолийское влияние. Считается, что знание бронзы принесли с собой народы, появившиеся в

За поворотом — бронзовый век

За поворотом — бронзовый век Говорят, что отправляться в дорогу во время дождя — примета счастливая. Он льет как из ведра, хотя еще совсем недавно небо было чистым. До места, где нам предстоит разбить лагерь, почти двести километров. А свинцовая туча накрыла, похоже, не

БРОНЗОВЫЙ ВЕК. БЕЗ БРОНЗЫ

БРОНЗОВЫЙ ВЕК. БЕЗ БРОНЗЫ Современная история изучения фатьяновской культуры связана с полевыми работами и научными трудами Дмитрия Александровича Крайнова. А названа культура так по деревне Фатьяново Ярославской области, где в 1873 году открыт первый могильник этой

В середине IV тысячелетия до н. э. люди, жившие на нынешней территории Краснодарского края и Республики Адыгея, научились изготавливать бронзу - сплав меди и олова. Как металл бронза обладает рядом преимуществ перед медью. Она плавится при более низкой температуре, бронзовые орудия твёрже и прочнее медных.
Медь и необходимые для изготовления бронзовых изделий добавки к ней в природе встречаются нечасто. В более выгодном положении находились человеческие коллективы, которые проживали на территории, богатой запасами медных руд, и сумели наладить литьё изделий из меди и бронзы. Потребность в металле способствовала развитию обмена между отдельными племенами.
На Кубани образовался один из центров металлургии бронзы. В простейшую металлургическую печь - горн, чтобы повысить температуру, специальными мехами подавали воздух. Использование горна позволило ускорить выплавку и улучшить качество металла.
В период бронзового века (середина IV - конец II тысячелетия до н. э.) на Северо-Западном Кавказе произошло первое общественное разделение труда: одни племена преимущественно стали заниматься земледелием, а другие - скотоводством. Большое значение имело и заимствование достижений восточной цивилизации: колёсного транспорта, ткачества, гончарного круга. В эпоху бронзы на территории Северо-Западного Кавказа получили распространение археологические культуры, которые представлены различными памятниками: курганами, каменными гробницами, поселениями.

Срубная культура

Своё название она получила благодаря отличительной особенности погребального сооружения, в котором могильная яма укреплялась деревянным срубом с бревенчатым перекрытием. Время существования этой культуры относят к завершающему этапу бронзового века.

Катакомбная культура

История этой культуры прослеживается от III тысячелетия до н. э. до XIII в. до н. э. Её название также связано с особенностями погребального обряда: для погребения умершего в одной из стенок глубокой под курганной ямы (глубина иногда достигала 10-15 метров) вырубали особую камеру - катакомбу.

Северокавказская культура

Во Втором тысячелетии до нашей эры по соседству с племенами дольменной культуры, по мнению археологов, появились северокавказские племена. Их территория простиралась от реки Лабы до среднего течения Терека, где ранее обитали племена майкопской культуры.

Как строили древние дольмены

Стройка начиналась с подготовки строительного материала - камня-песчаника. Необходимо было найти залегание относительно мягких пород песчаника или известняка, выломать камень и доставить на место работ. Доставка осуществлялась с помощью верёвок и катков.

Погребальные сооружения древних

Дольменов, или, как считают ученые погребальных сооружений древних, в Прикубанье и Причерноморье обнаружено довольно много - более 2300. Они растянулись узкой полосой вдоль восточного (Кавказского) побережья Чёрного моря, от Таманского полуострова до Абхазии.

Дольменная культура

Культура с монументальными (мегалитическими) сооружениями - дольменами, была распространена на территории Причерноморья - от Таманского полуострова до бассейна реки Кубань, занимая в основном предгорные и лесные районы.

Ямная культура

Племена, относящиеся к ямной культуре, появились на правобережной Кубани в начале III тысячелетия до н. э. Кроме прикубанских степей они занимали огромную территорию от междуречья Урала и Нижней Волги на востоке до Среднего Дуная на западе и юго-востоке.

Майкопская археологическая культура

Памятники майкопской археологической культуры оставлены племенами, населявшими в конце IV - первой половине III тысячелетия до н. э. Прикубанье и другие территории Северного Кавказа.

Завершающий этап эпохи бронзы характеризовался активным передвижением племён. Есть предположение, что племена срубной культуры сыграли значительную роль в формировании крупных племенных объединений: киммерийцев и скифов.

Читайте также: