Британский парламент доклад кратко

Обновлено: 02.07.2024

Великобритания - страна традиций и ритуалов. Ими пропитано всё, от воспитания детей до чаепития. Но наибольшая концентрация непреложных правил, действующих не одно столетие - в британском Парламенте.

Парламент в этой стране был создан еще в XIII веке, так что нет ничего удивительного в том, что здесь накоплено множество разнообразных традиций. Куда удивительнее и интереснее тот факт, что многие правила и традиции соблюдаются до сих пор, без всякого видимого практического смысла. Ну какой, в самом деле, может быть смысл в том, чтобы сидеть на мешке с шерстью или запирать вице-канцлера в Букингемском дворце в качестве заложника?

Но Великобритания на то и Великобритания. Так заведено - значит так будет.

Британский Парламент занимает одно из самых заметных зданий в самом центре Лондона - Вестминстерский дворец. Это одна из самых красивых парламентских резиденций мира, здесь более 1000 помещений - от огромных публичных залов до крохотных тайных комнат.

Самые известные помещения - Центральный зал, где граждане страны могут встретиться со своими депутатами, Зал заседаний Палаты лордов и Зал заседаний Палаты общин.

Палата Общин

Деление на две палаты - исходя из сословного признака - случилось еще в XIV веке, и с тех права и обязанности каждой из палат многократно менялись.

В современном Парламенте именно Палата общин - основная рабочая лошадка, принимающая законы, место самых страстных дискуссий и место непреложных правил.

Посмотрим на Зал заседаний Палаты общин внимательнее. Он скрывает в себе массу интересного.

Начнем с маленькой детали: у входа в зал заседаний стоит табакерка с нюхательным табаком. Ей почти никто не пользуется, но ничто другое здесь курить нельзя уже не одно столетие. Пить алкоголь тоже нельзя. Но это правило может нарушить канцлер казначейства, когда делает доклад по бюджету. По закону он может пользоваться всем, что находится в коробке с документами. Если там есть бутылка - может воспользоваться и ей.

В центре Зала заседаний - стол, полный “магических символов”. На столе во время заседаний обязательно присутствует золотой Жезл Палаты общин. Он символизирует независимость палаты, а его отсутствие делает заседание нелегитимным. Жезл больше похож на старинный фонарь и весит прилично, что не мешает некоторым особо темпераментным участникам дебатов размахивать и швыряться им. За чем, конечно, неминуемо следует наказание, а если жезл поврежден - солидный штраф.

Также на столе располагаются сборники законодательных актов Палаты общин в очень красивом переплете и два ящика - с документами и с религиозными книгами, от Библии до Корана. Желающие присягнуть на них всегда могут воспользоваться такой возможностью. В остальное время эти ящики используются в качестве трибун.

Сидения для участников дебатов расположены с двух сторон Зала заседаний. По одну сторону, справа от спикера, правящая партия, по другую - оппозиция. На передних сидениях сидят “переднескамеечники” - более влиятельные депутаты. На первом ряду справа кабинет министров, напротив - так называемый “теневой кабинет”. Каждая сторона отделена красной линией на полу. Между двумя красными линиями расстояние, равное… суммарной длине двух мечей.

На втором ярусе зала заседаний - галерея. Туда пускают прессу и гостей депутатов, зрителей с билетами. Как и любом театре, в этом театре жизни есть свои проходные пьесы и хиты, на которые не достать билета. Невозможно достатить билетик, например, на выступление премьер-министра. В обычные дни зрителей меньше, и депутаты поглядывают на них с удивлением: на что тут смотреть-то? А смотреть очень даже есть на что.

Заседание в Палате общин начинается с молитвы лицом к стене (традиция молиться на коленях не прижилась из-за того, что это было неудобно делать с мечом на поясе), а заканчивается криком полицейского “Кто идет домой?” - Who goes home? Современный Лондон освещен гораздо лучше, чем в те времена, когда депутатам нужен был провожатый, но традиция есть традиция.

Множество традиций связано и с самими заседаниями - дебатами.

В Палате общин нельзя грубить (есть список запрещенных слов, в который входят, например, свинья, лжец и трус), искажать чужие слова, обвинять других во лжи или, скажем, пьянстве. За отказ взять свои слова назад могут отлучить от заседаний.

На заседании нельзя высказывать свое одобрение аплодисментами, шипеть, петь и свистеть, но можно кричать одобрительно - Hear, hear!. Нельзя (формально) перебивать выступающего - но можно кричать “Позор, позор!”. Если из-за криков плохо слышно, можно откинуться назад и прижать ухо к спинке дивана: там встроен усилитель, одна из немногих уступок современности.

Для того, чтобы дали слово, надо встать и привлечь внимание спикера. Главная задача спикера - соблюдать порядок и определять, кому предоставлять слово.

Кстати, целый список правил и традиций связан с выборами спикера Палаты общин. Упомянем лишь самое забавное: на церемонии вступления в должность нового руководителя буквально волокут на свое место, а он демонстративно сопротивляется. Традицию положил в XIV веке один действительно не желавший избираться спикер, с тех пор остальные повторяют это как ритуал.

Обращаться депутаты могут только к спикеру, имена предыдущих ораторов называть нельзя. “Выступавший до меня уважаемый член парламента из такого-то округа…” - максимум допустимого. Даже премьер-министр в идеале обращается только к спикеру, ведя через него дискуссию с оппозицией.

Отдельное зрелище - голосование. Сначала “да!” кричат те, кто за, потом “нет!”, кричат те, кто против. Спикер на слух (!) определяет, каких голосов было больше. Если это не очевидно, то автор того, за что голосовали, может потребовать более точной процедуры. И тут начинается ещё более интересное. За 2 минуты все, кто не является членами Палаты общин (главным образом, речь о журналистах), должны покинуть помещение лобби. В это же время во всех комнатах парламента, а также в ресторанах, барах и всех тех местах вне Парламента, откуда за 3-4 минуты могут добежать депутаты, звонят колокольчики.

Дальше депутаты выходят в лобби (пространство перед Залом для заседаний) через коридоры “да” и “нет”, а специально поставленные клерки их подсчитывают. На процедуру отведено восемь минут.

Вы думаете, это всё? Нет! Для того, чтобы депутаты не пропускали заседания и в нужный момент прошли через нужный коридор, каждая партия держит в своем арсенале “кнутов” или “хлыстов”. Это очень влиятельные люди, и ослушаться их при действительно важном голосовании - нереально. Известен даже случай, когда депутат после операции проехался через нужный коридор на каталке и поехал обратно в больницу. Кстати, умирать в Парламенте запрещено, и если вдруг это случается, человека отвозят в ближайшую больницу, и только там констатируют смерть.

И эти люди еще удивляются, что у них всегда есть зрители?

Палата лордов

Закон, принятый нижней палатой, отправляется на утверждение в палату верхнюю - Палату лордов.

Палата лордов, верхняя палата британского парламента - организация еще более консервативная. В нее входят лорды духовные (высшее духовенство англиканской церкви) и лорды светские (пэры). Пэры делятся также на наследственных и пожизненных.

Палатой лордов руководит Лорд-канцлер. Как правило, это министр правительства, которого назначает на должность монарх по представлению премьер-министра. Он же является главой судебной власти. Ему, в отличие от спикера Палаты общин, не нужно следить за порядком, считается, что "благородные лорды" выдержаны и спокойны, не как те, в "другом месте" (так принято называть здесь Палату общин).

У Палаты лордов тоже множество прекрасных традиций. Самая знаменитая, это, конечно же, мешок с шерстью, на котором сидит Лорд-канцлер. Мешком эта роскошная конструкция, больше похожая на диван, называется уже весьма условно, но шерсть по-прежнему там. Говорят, в 1938 году обнаружили подмену - оказалось, что Лорд-канцлер восседал на мешке, набитом конским волосом. С тех пор за этим следят неукоснительно, правда, шерсть теперь не только британская, она произведена в разных странах Содружества. Символизирующий ранее национальное достояние Великобритании, теперь этот мешок - символ единства стран Содружества.

Голосуют лорды, которые не могут не отличаться правилами от нижней палаты, словами “Согласен” и “Не согласен”. А вот способов влияния на них у “кнутов”, которые есть и тут, практически нет. Пойди сдвинь члена Палаты лордов на визит в Парламент, когда ему много лет и лень далеко тащиться, и санкций никаких за это не будет! Какое там на больничной каталке, и своими ногами многих не загнать. Последняя связанная с этим реформа случилась совсем недавно - в 1999 году было сильно сокращено количество наследственных пэров, которые - сюрприз - совсем не желали работать. Некоторые даже до самой первой стадии - присяги - не дошли. С тех пор, как число наследственных пэров сократили, дела пошли бодрее.

Если Палата лордов вносит поправки в закон, принятый Палатой общин, то его возвращают в нижнюю палату на согласование. Когда компромисс в Парламенте достигнут, закон отправляется на визирование монарху.

Кстати, с монархом связана самая знаменитая традиция Парламента. Ей мы и завершим наш рассказ.

Открытие сессии Парламента

Редкая по красоте и сложности правил церемония - торжественное открытие сессии Парламента, на которое приезжает правящий монарх.

Сам ритуал, хоть и выглядит атавизмом, на самом деле, очень важен. Уже не одно столетие он напоминает и триединстве основных ветвей власти страны: двух палат Парламента и монарха.

Начинается день визита монарха с… обыска в Парламенте. Королевские йомены тщательно обыскивают помещения, особое внимание уделяя подвалу. Да, со времен Гая Фокса это обязательно. Полагаем, нечто подобное делает любая спецслужба, но в случае с йоменами это так красиво!

После этого каждая из Палат собирается в своем зале заседаний. К лордам, одетым в специальные мантии, присоединяются дипломаты и судьи. Палата общин ждет у себя.

Тем временем, в Букингемский дворец направляется вице-канцлер. Ему предстоит стать заложником во дворце на то время, пока монарх - в “заложниках” в Парламенте. Предполагается, что это защитит монарха в случае заговора. Защита, конечно, весьма условная - что мешает пожертвовать вице-канцлером? Да и время сейчас более мирное. Но напоминалка о том, что случилось с Карлом I, который ссорился с парламентом, на всякий случай висит в той гардеробной, где монарх по традиции облачается в церемониальный костюм.

Сначала в Парламент приезжают атрибуты королевской власти, а затем и сам монарх - в конном экипаже.

Монарх заходит в Парламент через вход для Сюзерена, отправляется в гардеробную, где облачается в мантию и надевает большую императорскую корону. Затем он отправляется в Палату лордов. И только после того, как монарх садится на трон, Лорд-камергер дает команду “Черному жезлу” - герольдмейстеру, главе службе безопасности Вестминстерского дворца - пригласить представителей Палаты общин.

"Черный жезл" в сопровождении привратника и полицейского инспектора (который, по традиции, говорит всем встречным "Снимите, шляпы, незнакомцы!") отправляется к закрытым дверям Палаты общин. Точнее, двери закрываются перед самым носом прибывшей делегации. Это, конечно, не слишком вежливо, но служит напоминанием, что Палата общин независима. После трех ударов в дверь ее открывают, и “Черный жезл” получает возможность с порога пригласить членов Палаты общин присутствовать на выступлении монарха. Столетиями в этой церемонии меняется только обращение к спикеру палаты - господин или госпожа.

Правила касаются даже того, как идет Палата общин на эту встречу. Во-первых, идти надлежит сразу же, как позвали. Во-вторых, возглавлять процессию должны два лидера - премьер-министр и лидер главной оппозиционной партии. И в-третьих, самое интересное: они обязаны общаться и шутить, а не шествовать с каменными лицами.

Ну и главная составляющая этого события - речь монарха в Палате лордов. По сложившейся традиции эту речь пишут в правительстве. Для королевской особы участие в этом мероприятии - и право, и обязанность. Но, конечно, монархи тоже люди и относятся к обязанностям по-разному. Елизавета II, известная очень ответственным отношением к своим королевским обязанностям, пропустила церемонию открытия лишь дважды - оба раза из-за беременности. А Королева Виктория за свою долгую карьеру побывала на этой церемонии всего девять раз. В случае отсутствия монарха речь вместо него читает Лорд-канцлер.

На церемонию приглашаются члены Палаты лордов, судьи Верховного суда (в париках и полном облачении), дипломаты и, на правах бедных родственников, члены Палаты общин (слушают речь стоя). Зато Зал заседаний Палаты общин - единственное место в Парламенте, куда вход монарху запрещен. Что называется, квиты.

А еще в Британский парламент категорически запрещено являться в латах и нельзя проводить дуэли. Смех смехом, а за последние годы попыток пронести на заседания холодное оружие были десятки, а в гардеробе Парламента до сих пор есть крючки для шпаг. Ибо традиции, знаете ли.

До 4 июня на TheatreHD/Play можно посмотреть спектакль This House "("Парламент"). Этого спектакля давно не было в нашей афише, мы ему очень рады - в связи с чем и написали для вас этот текст :).

Довольно часто соединенное королевство Великобритании - самую известную из ныне существующих монархий - называют "старушкой Англией". И в этом есть некий смысл, ведь как государство она сформировалась достаточно давно. А ее парламент является одним из старейших в мире, по его образу формировались законодательные органы и во многих других странах. Итак, Парламент Великобритании: структура, порядок формирования, особенности, полномочия. Что из себя представляет один из старейших законодательных органов в мире?

Три ветви власти в Великобритании

Соединенное Королевство возглавляет королева, это известно практически каждому современному человеку. Формально она же руководит тремя основными системами государства: законодательной, исполнительной и судебной. На деле эти ветви власти представлены отдельными органами и фактически не подчиняются монарху, деятельность которого сводится к участию в церемониальных мероприятиях.

Функции законодательного органа несет британский двухпалатный Парламент, исполнительной - премьер-министр и его Кабинет. Третья же ветвь представлена несколькими судами, занимающимися различными по областям права делами.

парламент великобритании

История Парламента

Законодательный орган Великобритании является одним из старейших действующих в мире, хотя и несколько уступает исландскому. Он был впервые сформирован в 1265 году, а через 30 лет, в 1295, преобразован в двухпалатный. До этого существовал такой институт, как королевский совет, который серьезно ограничил власть монархии во время правления Иоанна Безземельного, подписавшего знаменитую "Великую хартию вольностей". Но главное отличие Парламента от этого органа состояло в порядке его формирования - он стал выборным.

За прошедшие столетия в структуре и функциях этого института не происходило кардинальных изменений. После объединения Англии и Шотландии был сформирован единый Парламент Великобритании, а позднее к ним присоединилась и Ирландия. Были проведены некоторые реформы, в основном касавшиеся избрания участников и способов передачи их власти. Именно по такой системе и проходит порядок формирования Парламента Великобритании до сих пор.

К слову, именно в Парламенте хранятся все документы и принятые акты, начиная с XV века. Здесь есть и оригинал "Билля о правах", закрепившего ограничение королевской власти и приведшего к современному строю конституционной монархии.

премьер министр великобритании

Структура

Как уже было упомянуто, Парламент Великобритании состоит из двух частей или палат. По-другому его можно назвать бикамеральным. По этому же подобию работают законодательные органы во многих странах мира, в том числе США, России, Германии и т. д.

Так называемую нижнюю часть именуют Палатой общин, а верхнюю - лордов. Каждая из них имеет председателя-спикера, который избирается из числа наиболее уважаемых участников. Кандидатура должна быть согласована с лидерами всех партий, представленных в Парламенте, а утверждена монархом. Согласно старой традиции, спикер сохраняет свою должность до тех пор, пока он не потеряет мандат или не уйдет в отставку по собственной инициативе. После этого он получает титул барона и место в Палате лордов.

Спикер формально не принадлежит ни к одной из партий, не выступает и не принимает участия в голосованиях, кроме определенных случаев. Его функции состоят в обеспечении взаимодействия Парламента с остальными институтами власти, а также решении общих организационных вопросов. Кроме того, у него есть три заместителя - вице-спикера, которые в его отсутствие занимаются проведением заседаний. Они также лишены права голосовать и обсуждать законопроекты, равно как и принадлежать к партиям.

соединенное королевство великобритании

В верхней палате в роли руководителя выступает лорд-спикер. Эта должность была введена около 10 лет назад, когда были проведены реформы. В их результате лорд-канцлер передал часть своих обязанностей спикеру, а сам стал одновременно со своей должностью совмещать полномочия министра юстиции.

Что очень интересно, Парламент Великобритании много значения придает различным процедурам, сопутствующим его работе. При этом они нигде письменно не закреплены, более того, они незначительно меняются в зависимости от созыва и сессии. В общем и целом работа органа регулируется лишь неписаными правилами и вековыми обычаями.

Нижняя палата

Структура Парламента Великобритании предполагает, что в этой части происходит первичное обсуждение предложенных биллей, вносятся некие правки, после чего происходит голосование. Участники Палаты общин, как она называется, попадают в нее в результате выборов и занимают свое место в течение 5 лет. Традиционно лидер победившей партии становится премьер-министром, хотя формально Парламент не имеет никакого отношения к формированию правительства. Из числа же избранных в Палату общин людей формируется Кабинет.

Члены Парламента, принадлежащие ко второй по численности партии, становятся официальной оппозицией и формируют теневое правительство. Его функции состоят в контроле исполнения решений и работы основного Кабинета Министров.

Также нижняя палата Парламента может подразделяться на различные комитеты и образования, призванные заниматься вопросами в разных отраслях. Они могут быть специальными, общими или объединенными. Также существует комитет всей палаты - режим работы, когда все члены участвуют в рассмотрении законопроектов, как правило, финансовой направленности. После одобрения в нижней части Парламента законопроект перемещается в верхнюю. Она функционирует совершенно по другим принципам.

члены парламента

Верхняя палата

Интересно то, что эта часть на современном этапе имеет гораздо меньше полномочий, чем избираемые члены Парламента. Практически все последние реформы, касающиеся ее деятельности, были направлены на ограничение власти этого органа и повышение его легитимности.

Дело в том, что верхняя палата Парламента - не избираемый напрямую орган. Здесь заседают так называемые лорды духовные и светские (или пэры). В составе находятся высшие чины духовенства (их 24), а также люди, получившие право участвовать в законодательном процессе по наследству или пожизненно. Таким образом, формирование светской части палаты происходит по достаточно сложной системе, включающей голосование всех участников, а также членов партий, представленных в Парламенте. При этом численного ограничения нет, сейчас пэрами являются 763 человека. Причем передача этой привилегии от отца к сыну, которая раньше была крайне распространена, фактически уходит в прошлое - сейчас это право даруется пожизненно и не может быть унаследовано.

Что касается полномочий, у Палаты лордов их гораздо меньше, чем у Общин. Право вето в результате нескольких последних реформ было заменено на возможность отложить рассмотрение тех или иных законопроектов. При этом некоторые из биллей не могут быть задержаны на длительные сроки. Кроме того, формально пэры не имеют возможности противодействовать политике действующего Кабинета и вносить существенные поправки в финансовые законопроекты. Впрочем, иногда Палата общин делегирует им это право.

Взаимосвязь ветвей власти

Изначально премьер-министр Великобритании, как и созданный им Кабинет, были подотчетны Парламенту. Де-факто сейчас этого не происходит из-за мажоритарной системы выборов - согласно ей, правящая партия имеет большинство голосов в Палате общин. В общем и целом законодательная власть довольно слабо контролирует правительство. Тем не менее история XX века знает три случая, когда Палата общин выражала недоверие действующему правительству, которое представлял премьер-министр Великобритании.

Однако законодательная и исполнительная власть все-таки связаны. По традиции, премьер-министра, а потом и его Кабинет собирают именно из представителей нижней палаты Парламента. Впрочем, это совершенно не обязательное условие, которое тем не менее соблюдается очень давно.

В общем и целом ветви власти в Великобритании скорее разделены, чем взаимосвязаны, чего и требует современное международное законодательство. Возможно, именно в этом и состоит немалая доля стабильности и устойчивости Соединенного Королевства как государства.

верхняя палата парламента

Законотворческая функция

Полномочия Парламента Великобритании в первую очередь касаются законотворчества. Как правило, в ходе очередной сессии участники заседаний рассматривают билли, предложенные их коллегами или министрами. Эти законопроекты могут касаться самых разных сторон жизни, именно поэтому и необходимы уже упомянутые формирования, комиссии и комитеты. Но как организовывается весь процесс?

Законотворчество - основная функция, которую выполняет вся структура Парламента Великобритании. Этот процесс начинается с предложения на рассмотрение билля, как правило, это делают королевские министры, но на это имеет право и любой член как нижней, так и верхней палаты.

Далее происходит несколько этапов обсуждения, в ходе которых может возникнуть необходимость в корректировке и дополнении документа. В процессе билль может быть отклонен, но если этого не случилось, он отправляется в комитет. Он разбирает законопроект постатейно и предлагает очередные поправки. После одобрения в третьем чтении билль отправляется в Палату лордов, где в него также могут быть внесены корректировки. Если их нет, то законопроект передается монарху на одобрение, но если одна часть Парламента не соглашается с поправками другой, то речь о принятии идти не может. В некоторых случаях Палата общин может утвердить билль без одобрения лордов. Но это, скорее, исключение из правил.

Последний этап - одобрение или отклонение сувереном. В теории монарх может наложить вето на тот или иной билль, но на практике этого уже давно не происходило. Последний случай был в 1708 году. Законотворчество, таким образом, - это сложный процесс, требующий рассмотрения и одобрения у всех трех частей Парламента. Но на этом его функции не заканчиваются.

нижняя палата парламента

Судебные полномочия

Парламент Великобритании обладает еще одной довольно любопытной особенностью. В некоторых случаях он выполняет судебные функции, пришедшие к нему со времен древнего обычая подавать прошения об исправлении несправедливости. В первую очередь это касается Палаты лордов. Например, до 1948 года именно Парламент рассматривал дела о государственной измене пэров. После 2005 года с Палаты лордов эта функция была снята. Тем не менее весь Парламент может инициировать другую судебную процедуру - начать процедуру импичмента. Несмотря на то что последняя попытка предпринималась несколько столетий назад, некоторые надеются возобновить данную традицию.

Порядок формирования

Выборы в Парламент возможны, лишь если речь идет о Палате общин. Причем избираться могут граждане, не принадлежащие к каким-либо партиям. Но есть и ограничения. Например, быть выбранным в Парламент Великобритании не может человек младше 21 года, иностранец, гражданин, отбывающий наказание за государственную измену, член Палаты лордов, госслужащие и военные, лица, страдающие психическими заболеваниями и некоторые другие категории.

Выборы могут быть как общими, так и промежуточными, связанными с освобождением одного из мест. Число депутатов определяется количеством избирательных округов, в 2010 году их было 659. Действует мажоритарная система относительного большинства, то есть выигрывает кандидат, набравший максимальное, по сравнению с конкурентами, число голосов.

выборы в парламент

Полномочия Парламента Великобритании длятся 5 лет после выборов или до момента роспуска, который бывает крайне редко. Впрочем, иногда палата может принять такое решение самостоятельно или наоборот - продлить срок своей работы, что тоже происходит нечасто. В целом формирование Парламента уже много лет проходило без серьезных проблем.

Местонахождение

Парламент Великобритании уже много столетий располагается в одном и то же здании - Вестминстерском дворце, расположенном на северном берегу Темзы. Изначально это была королевская резиденция, но в 1530 году монарх перенес ее в Уайтхолл, так что законодатели получили здание в свое пользование целиком. Самые старые его части были построены еще в XI веке, но очень многое не сохранилось из-за пожара 1834 года. Так что здание в общем было построено и реконструировано в XIX веке. Его визитной карточкой, а также символом Лондона стала башня с часами под названием Биг-Бен, которую непременно фотографируют туристы.

Внутрь Вестминстерского дворца в качестве туриста попасть довольно сложно. Во время работы Парламента количество посетителей строго ограничено, даже не все граждане могут прийти без предварительного согласования. Исключение составляет период летних каникул, когда можно попасть во дворец с организованной группой.

Традиции

Несмотря на то что подобные английскому законодательному органы структуры существуют в большинстве современных государств, британский интересен еще и своими церемониями и этикетом.

Например, перед каждым заседанием нижней палаты проводится общая молитва. Участники стоят отвернувшись к стене, они не могут стоять на коленях, поскольку традиция берет начало во временах, когда в Парламенте носили мечи. В дни, когда умирает один из членов, проводится еще и дополнительная молитва.

Еще одна особенность - запрет ношения во время заседаний медалей и других знаков благосклонности монарха. Кроме того, в процессе выступления и обсуждения можно выражать свои мысли только крайне корректно, используя специальные выражения. В ином случае спикер может попросить докладчика покинуть зал.

В процессе принятия нового закона происходит обмен биллями между палатами. При этом используются фразы на нормандском французском. Еще один интересный факт - лорд-канцлер (сейчас спикер) верхней палаты сидит на мешке с шерстью. Эта традиция берет начало во временах, когда Англия была основным поставщиком этого продукта в Европу. Сейчас мешок набивают шерстью, произведенной не только на островах, но и в других странах Содружества - это символизирует их единство.

Соединенное королевство Великобритании - удивительно консервативная страна. Здесь царят традиции и приметы, но при этом страна умудряется идти в ногу со временем и оставаться островком относительного спокойствия и стабильности в мировом хаосе.


Возникновение английского парламента относится к XIII веку, именно поэтому он считается одним из старейших в мире. Датой создания парламента следует считать 1265 год.

Предыстория

Потребность в ограничении королевской власти в Англии возникла в годы правления Иоанна Безземельного, сына короля Ричарда I Львиное Сердце.

Иоанн Безземельный

Рис. 1. Иоанн Безземельный.

Внешнеполитические неудачи короля Иоанна и его попытка собрать больше налогов с рыцарства привели к противостоянию 1214-1215 годов. За год до своей смерти он подписал Великую хартию вольностей. Она состояла из 63 статей, которые регулировали компетенцию и права дворянства в деле сбора налогов, судопроизводства и наследственного права.

Хартия получила развитие после смерти короля Иоанна. Вскоре появились три ее редакции, 1216, 1217 и 1225 годов. Престол наследовал король Генрих III из династии Плантагенетов. Он занимал его 56 лет, что является своеобразным рекордом для британской истории. Король занимал английский престол, но языком делопроизводства был французский, а часть территории современной Франции являлась частью английских владений. Например, в 1243 году Генрих III с женой Элеонорой совершил путешествие в регион Гасконь на юго-западе современной Франции. В политике Генриха III наметился курс на авторитарный стиль правления. Высокие посты в государстве достались выходцам с континента, а Вестминстерское аббатство было перестроено в готическом силе архитекторами из Франции.

По итогам Великой хартии вольностей появился “общий совет королевства”, который ведал контролем за сбором налогов. Именно этот совет постепенно эволюционировал в парламент в ходе событий XIII века.

Король Англии Генрих III

Рис. 2. Король Англии Генрих III.

Созыв парламента в 1265 году и его последствия

Первый парламент в Англии был созван в 1265 году, то есть за 7 лет до смерти Генриха III. Это событие стало следствием конфликта между королем и баронами в 1250-ые годы. Итогом первой баронской войны стали Оксфордские провизии – клятвенный договор Генриха III с баронами. Они ограничивали власть монарха и он должен был собирать парламент раз в три года. На собрании должны были присутствовать королевские советники, изначально 12 человек.

Вторая баронская война прошла в 1264-1267 годах. Король потерпел поражение в битве при Льюисе от графа Лестера – Симона де Монфора. Престарелого короля взял под опеку совет из девяти человек. Первый созыв английского парламента организовал Симон де Монфор в 1265 году. На тот момент он имел титул лорда-протектора.

Структура парламента отличалась от прежних феодальных съездов. В парламент были созваны не только бароны, епископы и аббаты, то есть представители аристократии и духовенства, но и люди рангом пониже. К последним относились по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина из каждого значительного города королевства. Местом заседания стало Вестминстерское аббатство в Лондоне. В нем парламент Англии заседал до 1707 года.

Следующим королем Англии стал Эдуард I Длинноногий из династии Плантагенетов. Он правил с 1272 по 1307 год. Он вступил в противостояние с баронами и церковью. В 1297 году он подписал “Подтверждение Хартии”, то есть тем самым подтвердил “Великую хартию вольностей” и порядок созыва парламента 1265 года.

Возникновение английского парламента

Рис. 3. Возникновение английского парламента.

Что мы узнали?

Для понимания британской истории Средних Веков и Нового времени следует знать, где и когда в Англии был создан парламент. Это произошло в 1265 году в Лондоне при короле Генрихе III и лорде-протекторе Симоне де Монфоре. Появление английского парламента связано с противостоянием короля и высшей аристократии в XIII веке.

В тринадцатом веке парламент Англии завоевал значение государственного форума, превратившись в традиционный пример представительного органа. Позже, в шестнадцатом-семнадцатом столетиях, он стал выступать сословно-представительным органом при короле. Но только после буржуазной революции семнадцатого столетия парламент получил истинное и многоплановое значение.

Стоит сказать, что система парламентаризма в западной части мира появилась как некое отрицание абсолютизма государственной власти в лице короля, всевластного первого лица в государстве.

Особенность парламента Британии состоит в сохранности различных архаических черт, которые находят собственное отражение в различных сторонах его деятельности, а также организации. Когда ведется речь о парламенте как о верховном законодательном органе страны, имеются в виду не только две палаты парламента, но также и королева, которая является неотъемлемой институцией (то есть частью) парламента.

Анализируя место парламента в системе британской власти, стоит брать в расчет то, что в ее базу были положены такие фундаментальные принципы, как парламентское верховенство, а также парламентское (то есть ответственное) правление.

Парламент Британии является очевидным примером бикамерального представительного органа, он состоит из палаты общин, а также палаты лордов. В то же время, неотъемлемой частью парламента выступает и британский монарх.

Для того чтобы билль (то есть закон) прошел и был принят, в обязательном порядке требуется согласие как парламентских палат, так и монарха.

Конституционная реформа, старт которой пришелся на 1999 год, и инициированная правительством лейбористов, важнейшим направлением определяет реформирование британского парламента, и, в первую очередь, порядок формирования и правового статуса верхней палаты. Еще в 1997 году лейбористы дали обещание вывести из состава палаты наследственных участников, а после прихода к власти начали реализацию собственных предвыборных инициатив, которые направлены на демократизацию статуса палаты.

На начальном (первом) этапе конституционной реформы, которая должна продолжаться на протяжении десяти лет, на основании статьи 1 Акта о палате лордов 1999 года был ликвидирован статус наследственных пэров, и практически в два раза (до 720 человек) сократился численный состав палаты: свои места смогли сохранить лишь 92 наследственных пэра (то есть десять процентов от всего числа) и около пятисот семидесяти трех пожизненных пэров, в том числе епископов. При этом наследственное право заседать, а также голосовать в процессе переходного периода реформы девяносто два наследственных пэра получили во время секретного голосования своих коллег по палате, а десять наследственных пэров согласились на правительственный ультиматум: изменить звание наследственного пэра на пожизненного. Право участвовать в деятельности палаты было оставлено за лордами, титул которым был дарован монархом в качестве признания их личных заслуг и по предложению правительства. Прочие лорды обладают правом баллотироваться на выборах, в том числе и в нижнюю палату – то есть палату общин.

Из-за возникших разногласий в политическом классе реформирование данной палаты на сегодняшний день отложено.

Споры о возможных моделях верхней палаты в экспертном сообществе не прекращаются и по сей день, в начале двадцать первого века. Большая часть английских экспертов и значительное число политиков склоняются к тому, что в обозримом будущем стоит ограничиться введением умеренного элемента выборности в верхней палате.

Виды членства в палате лордов

На данный момент в палате лордов действуют следующие виды членства:

  • Духовные лорды (это епископы Йоркский и Кентерберийский, а также епископы англиканской церкви).
  • Наследственные пэры.
  • Пожизненные пэры (которые получили свой титул и место в палате за значительные заслуги перед британской Короной), но они не обладают правом передать собственный титул по наследству.

Духовные лорды не причисляются к пэрам.

Стоит упомянуть, что, несмотря на настолько обширный состав палаты, кворум составляет только три человека, и обычно участие в ее деятельности принимают порядка ста человек (судебные и пожизненные лорды). Долгое время деятельность парламента возглавлял лорд-канцлер, который назначался на свою должность премьер-министром. Лорд-канцлер выступал одновременно и членом кабинета (то есть министром), и спикером верхней палаты, и верховным судьей, который самостоятельно назначает судей. Подобное соединение в руках одного единственного человека важнейших функций государственного управления и осуществления судебной власти было очевидным анахронизмом и не могло помогать упрочению статуса независимости судебной власти. Продолжая процесс реформирования палаты лордов, в 2003 году британский премьер-министр Тони Блэр предложил новые инициативы по упразднению данного поста, а также учреждению Верховного суда, который был бы призван взять на себя функциональные обязанности лордов-судей, а также по созданию независимой комиссии по назначению судей.

По итогам реформы с 2004 года руководитель верхней палаты (спикер палаты лордов) занимает эту должность на внутрипалатной выборной основе, и при этом не входит в состав правительства. Традиционно руководитель палаты лордов участвует в дебатах, а также голосовании, но, при этом, не занимается решением процедурных вопросов, как, например, спикер палаты общин. Данные полномочия осуществляются палатой самостоятельно при координации лидера данной палаты, которым выступает руководитель наиболее значимой и крупной партийной фракции. В палате есть только неспециализированные комитеты. Помимо этого в процессе реформы образовано министерство по конституционным вопросам, которое обязано было взять на себя большую часть полномочий лорда-канцлера, в том числе и в судебной области.

Компетенция палаты лордов

Компетенция палаты лордов включает такие полномочия, как:

  • Законодательные. Обеспечивают участие палаты в законодательном процессе (это рассмотрение в соответствии с установленной процедурой вносимых законопроектов, то есть биллей, за исключением особых требований к принятию биллей в финансовой сфере, которые вносятся только в палату общин, а также внесение различных правок в законопроекты, которые приняла нижняя палата и так далее).
  • Контрольные. Ненавязчивый контроль над работой всего правительства.
  • Судебные. Данные полномочия обширны, они определяются тем, что именно она выступает высшей апелляционной судебной инстанцией.

Нижняя палата или палата общин

Нижняя палата является единственным выборным центральным органом государственной власти Британии. Только депутаты данной палаты могут называться членами парламента.

Количественный состав палаты к моменту парламентских выборов, прошедших в 2010 году, уменьшился с 659 до 650 членов, которые избираются с помощью всеобщего равного тайного, а также прямого голосования на срок, составляющий пять лет. Подобное снижение количественного состава нижней палаты связано с укрупнением избирательных округов в Шотландии. Особой комиссией по границам избирательных округов было произведено уменьшение числа данных округов с 72 до 59 в связи с Актом о Шотландии, в котором установлено создание своего шотландского парламента, а также ликвидация аномальной диспропорции представителей Шотландии в парламенте Британии. По итогам новой нарезки округов число избирателей, которые живут на территории одного избирательного округа, приблизилось к среднебританскому показателю, составляющему шестьдесят восемь тысяч избирателей на один округ.

Во главе нижней палаты стоит спикер. Эта ответственная должность была введена еще в 1377 году. Палата общин может быть распущена действующим монархом. Традиционно формальное согласие монарха на роспуск парламента означает начало новой предвыборной кампании. По законам, действующим в Британии, такие выборы обязаны пройти через семнадцать рабочих дней после роспуска прежнего парламента. В то время, когда парламент распущен, политики имеют право проводить предвыборную кампанию, но при этом не имеют права заходить в здание Вестминстерского дворца, в котором размещается парламент.

Быть избранным в палату способен любой подданный Британии (а также тот, кто является гражданином и постоянно живет в Ирландии либо Содружестве), уже достигший возраста двадцати одного года, а также удовлетворяющий принятым в законодательстве цензам, среди которых стоит обозначить ценз несовместимости: запрет быть членами парламента для тех лиц, которые занимают конкретные государственные посты (например, профессиональные оплачиваемые судьи, военнослужащие, гражданские служащие и так далее).

Избирательный залог равняется пятистам фунтам стерлингов, он не подлежит возврату в том случае, когда кандидат получил менее пяти процентов голосов.

Выборы в нижнюю палату проходят по мажоритарной системе относительно большинства. При этом нет требования о получении кандидатом минимального процента голосов избирателей. Срок его полномочий составляет пять лет. Но на практике по инициативе самого правительства выборы проводятся раньше указанного срока, иногда за пять или шесть месяцев до окончания полномочий палаты общин.

На последних выборах в парламент в нижнюю палату, прошедших в мае 2010 года, победу одержали консерваторы, которые получили относительное большинство депутатских мандатов – триста шесть. Из-за этого была образована правоцентристская парламентская коалиция консерваторов и либеральных демократов, которую поддерживает и часть независимых депутатов.

К значимым полномочиям палаты причисляют: принятие законов, рассмотрение финансовых биллей, принятие бюджета, парламентский контроль над деятельностью правительства. Только данная палата способна выразить недоверие правительству.

В Великобритании, как и в прочих странах Западной Европы, провозглашаемая конституцией независимость депутатов во многом ограничивается строгой фракционной дисциплиной, которая имеет целью поддерживать единство и солидарность. В нижней палате дебаты проводятся в основном между членами, которые занимают руководящие позиции в консервативной и лейбористкой партиях, роль рядовых парламентариев в данном процессе, как удачно подчеркнули политологи, сведена только к группам поддержки, которые подбадривают лидеров.

В общем, Великобританию допустимо охарактеризовать, как страну с весьма устойчивой и значительной ролью парламента, во многом обусловленной именно непрерывностью парламентского развития, которую можно сравнить только с США.

Парламент — это высший законодательный и представительный орган, характерный для государств с разделением властей.

Этот орган традиционно наделяется правом принимать законы, участвовать в формировании исполнительной власти, контролировать ее.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

О предпосылках

Предпосылкой и основной причиной к формированию парламента в Англии стало недовольство граждан внутренней политикой Генриха III, период правления которого пришелся на середину XIII века. За ним числилось немало грехов: он был женат на француженке и покровительствовал ее соотечественникам в ущерб английской знати, ввязался в дорогостоящую борьбу за Сицилийское наследство, опирался в своих решениях на баронский совет из 15 человек, игнорируя мнение остальных.

На самым резонансным стало принятие реформ, значительно урезающих права рыцарей и горожан и повышающих налоги. Против них в 1259 году выступило огромное количество людей, включая торговцев, ремесленников, студентов Оксфорда, представителей ведущих рыцарских орденов, а также некоторых баронов.

Генрих отказался разрешать конфликт, и к 1263 году в стране разгорелась гражданская война. Восставшим удалось захватить власть в большинстве английских городов. А в мае 1264-го был схвачен и сам Генрих.

Возникновение и становление английского парламента

Поскольку главной проблемой восставшие считали управление страной небольшой кучкой людей из одного сословия, назрела необходимость в создании нового органа. Захваченный король был вынужден подписать соглашение, согласно которому теперь для принятия важных государственных решений приходилось привлекать выходцев из разных сословий.

Результатом этого соглашения стало появление межсословного органа, в состав которого входили бароны, представители высшего духовенства, избранные от каждого графства рыцари и направленные каждым большим городом горожане. Этот орган и стал первым английским парламентом.

Первое заседание вновь созданного межсословного органа состоялось в январе 1265 года в здании Вестминстерского аббатства.

Даже восстановившись во власти, Генрих III не отказался от нового органа. Сохранился он и позже: в 1322 году Эдуард II издал статут, утверждавший необходимость согласования с парламентом всех дел, касающихся состояния народа и королевства, положения короля и его прямых наследников.

В это же время в межсословном собрании зародились две группировки:

  1. Палата общин, состоящая из выбранных представителей народа.
  2. Палата лордов, представленная духовными и светскими магнатами.

Инициатором введения новых законов был король, а участники обеих палат могли выполнять функции советчиков и просителей.

Такое положение сохранялось во времена правления Тюдоров и Стюартов. Первые значительные изменения касались событий 1649 года, когда была упразднена Палата лордов, принята новая система распределения мест.

Новая система устраняла недостаток, связанный с большим количеством депутатов от мелких городов и полным отсутствием представителей новых городских образований.

Следующим переломным моментом стал роспуск парламента Кромвелем в 1656 году, созыв нового и его последующий роспуск. В 1660 году была восстановлена Палата лордов, а 1707-й стал годом объединения английского парламента с шотландским, образования Парламента Великобритании.

О версиях возникновения парламента в Англии

Помимо уже описанной версии возникновения, существует предположение о том, что первым органом с таким же значением были собрания, инициировавшиеся Альфредом Великим в конце IX века.

Альфред Великий был правителем Уэссекса в 871-901 годах. Он первым в истории стал именовать себя королем Англии.

Получается, что парламент — это место, где можно обжаловать какое-то решение, обсудить его с равными себе по статусу.

Устройство парламента в Англии

За время существования английский парламент практически не изменил свою структуру. Как и прежде, он состоит из 2 палат:

  1. Палаты лордов, в которую входят потомки средневековых баронов, епископы, титулованные дворяне.
  2. Палаты общин, состоящей из наследников богатых горожан, рыцарей.

В палату общин также могут входить депутаты от небольших городков, избранные населением для представления своих интересов в столице.

Палата лордов не выбирается. Она состоит из людей, унаследовавших свою власть. Палата общин — это демократически избираемый орган. При этом министры выбираются из обеих палат.

Состав парламента. Начало избирательного права

До XVII века английский парламент находился в процессе определения принципов организации сословного представительства. На первых порах созыв был отдан на усмотрение короля. Количество приглашенных в этот период было разным, варьировалось от 50 до 200 человек.

В составе постоянно присутствовала титулованная знать — графы, герцоги, эрлы. Бароны по большей части призывались по 1-3 раза: только треть из них принимала участие в заседаниях на постоянной основе.

Важной частью были свободные землевладельцы — рыцари, выбираемые отдельными графствами. Историки считают, что именно из регулирования порядка отправки этих рыцарей могли возникнуть зачатки законодательного избирательного права.

В 1407 году был впервые издан статут, определяющий контингент избирателей. Теперь графства и общины должны были предоставлять предварительные списки допущенных к выборам, которые можно было обжаловать. А в 1429 году вышел закон, согласно которому к выборам допускались только постоянно проживающие на территории избирательного округа.

К концу XV века в парламенте присутствовали депутаты от 100 городов. 97 человек заседало в Палате лордов и 300 человек — в Палате общин. В начале XVII столетия в Палате общин насчитывалось 467 мест, многие из которых занимали профессиональные правоведы.

Депутатскими полномочиями народные представители наделялись только на один созыв. При созыве нового собрания выборы проводились заново.

Компетенция парламента

Первый парламент стал наследником полномочий Королевского совета. За ним закрепились права на высший суд, утверждение налогов и предложенных королем законов.

Права собрания касались и финансовых полномочий. Его участники давали или не давали разрешение на введение сборов и субсидий, взимание пошлин с торговых операций.

Законодательные инициативы изначально исходили исключительно от короля. В конце XIV века было официально закреплено участие общин в обсуждении законов, а в XV-м без их согласия законы уже не издавались.

Позже парламент закрепил за собой контрольные функции над королевской администрацией, а к концу XV столетия приобрел статус самостоятельного учреждения.

Корона и парламент

Развитие отношений короны и парламента всегда основывалось на конфронтации: в XIV веке она выразилась в свержении королей Эдуарда II и Ричарда II, а в XV-м — в назначении на высшие должности людей, представленных парламентом.

Постепенно сочетание деятельности короны и парламента, их взаимодействие стало считаться признаком оптимального государственного устройства. Законодательство перестало концентрироваться вокруг личности монарха: без согласия своих подданных он больше не мог утверждать новые налоги, вводить в действие политические указы.

Концепция сотрудничества максимально точно изложена в трактате известного английского политика XV века Джона Фортескью. Примечательно, что в последующие столетия она почти не изменилась, нашла широкое распространение в юридической и политической литературе Великобритании.

Читайте также: