Брестская церковная уния доклад

Обновлено: 19.05.2024

Окончательное решение церковных соборов Киевской митрополии, проходивших в разных городах Речи Посполитой и утвержденным в октябре 1596 г. в Бресте. Можно выделить две основные составляющие содержания решений: подчинение Киевской митрополии верховной власти папы римского и принятие католического вероучения, а также сохранение восточнохристианской византийской обрядности. Брестская уния стала причиной острого кризиса межэтнических и межконфессиональных взаимоотношений в Речи Посполитой.

Среди основных причин можно выделить следующие: активная прозелитская деятельность католического духовенства Речи Посполитой и внутренний кризис Киевской митрополии.

Причины и предпосылки: В XV в. происходит кризис Константинопольского патриархата, формальной частью которого была Киевская митрополия. В 1439 г. византийский император Иоанн VIII утвердил решения Флорентийского собора, объединившего под властью папы римского все восточные церкви (кроме московской митрополии, грузинской церкви и некоторых других). Несмотря на то, что к 1470-м гг. Флорентийская уния была фактически денонсирована со стороны восточных церквей, тем не менее, это сильно отразилось на взаимоотношениях восточнохристианских церквей, а также стало воплощением идеи унии как таковой. Взятие Константинополя турками в 1453 г. также сильно ослабило позиции Вселенского патриархата.

С другой стороны, Московская митрополия (с 1589 г. – патриархат) не поддерживала активных отношений с православными Речи Посполитой и придерживалась изоляционистской политики. Все это ослабляло позиции Киевской митрополии. В этих условиях уже начиная с XV в. наблюдается процесс прозелитской деятельности католиков Речи Посполитой, направленной на обращение православных. Так во второй половине XV в. в западнорусских землях был основан ряд бернардинских монастырей.

Прозелитской деятельности католиков способствовала соответствующая политика польских властей, желавших сплотить поликонфессиональное сочинение. Во многом это достигалось за счет того, что у католической аристократии и духовенства был во многом более высокий статус, чем у православных.

Первое крупное проявление кризиса было во многом спровоцировано появлением в Киевской митрополии константинопольского патриарха Иеремии II, возвращавшегося в Константинополь из Москвы, где он поставил первого московского патриарха Иова. По просьбе крупного православного магната Константина Острожского Иеремия стал заниматься упорядочиванием дел в митрополии и вмешался в уже возникший конфликт между киевскими архиереями и православными братствами, желавшими поставить под свой контроль предстоятелей и финансы митрополии. Особой статьей обвинений со стороны братств был моральный облик некоторых архиереев, поставленных из светских лиц и обвиняемых в двое- и троеженстве. Иеремия лишил наиболее одиозных епископов хиротонии, снял с митрополичье кафедры митрополита Онисифора (Девочку) и поставил вместо него Михаила Рогозу. Отдельно он поддержал львовских братчиков в споре с епископом Гедеоном Балабаном.

Заключение унии. В 1593 г. на соборе в Сокале епископ Гедеон, отказавшийся туда приехать, был отлучен от церкви. Одновременно с этим шла агитация среди прочих епископов, теперь к сторонникам унии примкнул епископ перемышльский Михаил Копыстенский. Крайне двузначно вел себя сам митрополит Михаил Рогоза, который, оставаясь формально ярым защитником православия, одновременно вел активную переписку с владимирским епископом Ипатием Потеем, ставшим новым главным идеологом унии.

Окончательно сформулированные условия унии были изданы 1 июня 1595 г. в обстановке тайны от всей остальной паствы и представляли из себя следующее: неприкосновенность православных догматов и обрядов, признание верховной церковной власти папы, охрана прав иерархов от притязаний панов и братств, сохранение церковных имений, приобретение для высшего духовенства сенаторских званий. Киевский митрополит должен был сохранить право ставить епископов западнорусской митрополии без вмешательства Рима, а польский король должен был способствовать утверждению власти епископов над паствой: подчинить им приходское духовенство, школы, типографии и братства, монастыри, назначать епископов по рекомендации Собора епископов митрополии и добиться уравнения в правах католического и униатского духовенства. Таким образом, западнорусские епископы стремились заручиться поддержкой Римско-католической церкви в своих конфликтах с паствой, надеясь, однако, получить автономию как по отношению к Риму, так и по отношению к светским властям.

Результаты пребывания епископов в Риме оттолкнули от них часть сторонников унии, которые соглашались на объединие с Римом на условиях, выработанных летом 1595 г., но, однако обеспечили полную поддержку короля. Сигизмунд III предписал подавлять выступления противников унии. На Собор, созванный митрополитом Михаилом (Рогозой) в Бресте 6 окт. 1596 г., король направил своих представителей во главе с троцким воеводой Михаилом Радзивиллом, которого сопровождал военный отряд, таким образом, собор в Бресте происходил в атмосфере жесткого давления со стороны королевской власти. 9 окт. 1596 г. Собор, созванный митрополитом, провозгласил присоединение Киевской митрополии к Римской Церкви. В этот же день на православном соборе экзарх Никифор объявил о низложении заключивших унию епископов (через год Никифора арестовали по обвинению в шпионаже в пользу Москвы и заключили в тюрьму, где он и умер). Таким образом, состоялся раскол Киевской митрополии.

Последствия. По приказу короля оставшихся два православных епископа Гедеон Балабан и Михаил Копыстенский были поставлены вне закона, пастве запрещалось им подчиняться. Таким образом православная иерархия в Речи Посполитой была фактически запрещена. Униатская церковь при поддержке польских властей часто прибегала к захватам православных церквей и монастырей, чем принуждало местное население переходить в унию. Зачастую мещане, исповедовавшие православие не могли участвовать в городском самоуправлении, православные вельможи вытеснялись из сената, а ремесленники – из цехов.

Такая жесткая религиозная политика во многом оттолкнула православное население Речи Посполитой от польского государства. Очень показательно, что Гедеон Балабан практически сразу после Брестского собора помирился с львовским братством. Он и Михаил Капыстенский долгое время тайно ставили священников и сумели сохранить преемственность православной Киевской митрополии до 1620 г., когда иерусалимский патриарх Феофан поставил киевского митрополита Иова Борецкого и восстановил иерархию в полной мере.

Уния рассматривалась православным населением как грубое нарушение прав, полученных в предыдущие столетия и во многом стала идеей, объединявшей вокруг себя сторонников борьбы с Речь Посполитой и в т.ч. перехода под власть российских царей, что от части стало причиной трагических событий в Речи Посполитой в середине – второй половине XVII в. и изменению структуры международных отношений в Восточной Европе в последующее время.

Брестская уния – соглашение о присоединении Киевской митрополии к Римско-католической церкви, утвержденное на соборе в Бресте в 1596 году. Привело к созданию униатства и обострению религиозных противоречий на западнорусских землях. Решения Брестского собора были официально аннулированы только в 1946 году, фактически же униатство утратило свое влияние после включения белорусских и украинских территорий в состав Российской империи.

Предыстория

В период феодальной раздробленности Древняя Русь распалась на ряд княжеств. В середине XIII века образовалось Великое княжество Литовское, которое постепенно включило в свой состав многие восточнославянские земли. В XIV-XVI веках происходили интеграционные процессы между Литвой и Польшей. Их объединение началось с подписания Кревской унии в 1385 году, а завершилось созданием Речи Посполитой в 1569. Площадь этого государства в период расцвета достигала 990 тысяч квадратных километров.

Правящая элита Речи Посполитой исповедовала католическую веру, в то время как жители восточнославянских земель были приверженцами православия. В результате сближения Литвы и Польши неизбежно на территории современной Беларуси и Украины начались процессы полонизации и обращения в католичество.

Причины и предпосылки

Заключение Брестской церковной унии было не случайным явлением, а закономерным историческим процессом, обусловленным условиями существования православной церкви в рамках католического государства.

Предпосылки Брестскйой унии 1596 года

Основные предпосылки унии 1596 года:

  • Подписание Флорентийской унии в 1439 году – стало первой серьезной попыткой объединения католической и православной церквей.
  • Падение столицы православия Константинополя в 1453 году – привело к переориентации восточных церквей в сторону Москвы.
  • Люблинская уния 1569 – зафиксировала создание Речи Посполитой, что способствовало полонизации населения Великого княжества Литовского.
  • Процессы Реформации – вызывали серьезную обеспокоенность верхушки католической церкви, которые теряли контроль над верующими и желали обрести новую паству.

Причины подписания Брестской унии 1596 года:

  • Стремление католической церкви распространить свое влияние на восточнославянские земли.
  • Кризис православной церкви в Речи Посполитой.
  • Желание иерархов Киевской митрополии усилить свои позиции и добиться мест в Сенате.
  • Намерение польского короля укрепить единство в стране.

Время и место подписания

Акт, провозгласивший присоединение православной Киевской митрополии к Римско-католической церкви был подписан 23 декабря 1595. Это состоялось в Риме в присутствии православных иерархов, поддержавших унию.

В октябре 1596 в белорусском городе Бресте проходил церковный собор. На него своих представителей отправил король Сигизмунд III, заинтересованный в скорейшем объединении. Поскольку текст соглашения вызывал ожесточенные споры, делегацию короля сопровождала усиленная военная охрана.

Свято-Николаявский храм в Бресте - место подписания церковной унии 1596 года

Собор проходил в старинном храме, построенном в честь Николая Чудотворца. До наших дней это сооружение не дошло, поскольку оно было разрушено властями в XIX веке при строительстве Брестской крепости.

Окончательно акт был утвержден 9 октября 1596 по старому стилю. Это соответствует 19 октября по григорианскому календарю.

Содержание унии

Подписанию союза предшествовал конфликт между верхушкой западнорусской церкви и православными братствами.

Православные братства – это добровольные объединения верующих мирян и клира, создававшиеся с целью защиты православия. При них действовали школы, благотворительные учреждения, просветительские общества.

Представители православных братств упрекали иерархов в неправедном образе жизни, злоупотреблениях, отступлении от основ христианства. Те в ответ обратились за покровительством к римскому папе и выступили инициаторами унии с католической церковью.

Летом 1595 года епископы Киевской митрополии разработали свои условия соглашения об объединении.

Предложения православных иерархов:

  • прямое подчинение западнорусской православной церкви римскому папе;
  • неприкосновенность существующих в православии обрядов и догматов;
  • сохранность церковных землевладений;
  • предоставление высшему духовенству мест в Сенате;
  • охрана епископов от притязаний, как со стороны польского духовенства и шляхты, так и православных братств.

Все эти предложения были категорически отвергнуты. Папа Климент VIII в одностороннем порядке утвердил свою конституцию будущего союза.

Содержание унии 1596 года:

  • Православные Киевской митрополии должны были подчиниться католическому вероучению.
  • Если существующие обряды не противоречили основам католицизма, то их разрешалось оставить.
  • Сохранялись все бывшие православные епархии, но они переходили под власть римского папы.

Сторонники и противники унии

Еще до момента подписания соглашения об объединении четко обозначились 3 позиции:

  • Ярые лоббисты союза с католической церковью.
  • Сторонники подписания соглашения на условиях, обозначенных епископами летом 1595.
  • Категорические противники союза.

После того как Рим отверг все предложения иерархов западнорусской церкви, количество противников унии увеличилось.

Одним из главных лоббистов объединения церквей был епископ Владимирский и Берестейский Ипатий Потей. В 1599 году он был назначен главой униатской церкви.

Еще одним активным сторонником унии был епископ Луцкий и Острожский Кирилл Терлецкий. В 1595 году вместе с Ипатием Потеем он ездил в Рим, где присягал на верность папе.

митрополит Михаил Рогоза

Глава Киевской митрополии Михаил Рогоза занимал более сдержанную позицию. Но он был вынужден подчиниться воле польского короля Сигизмунда III. В 1596 Рогоза подписал акт Брестской унии и стал первым главой униатской церкви. Этот пост он занимал до своей смерти в 1599.

Сопротивление унии возглавил литовский магнат, киевский воевода Константин Острожский. От перехода в униатство отказались также два православных епископа. Это были глава Львовской епархии Гидеон и перемышльский епископ Михаил. Основу протестной базы униатству составили простые священники и миряне.

Борьба униатов и православных

На протяжении почти 40 лет после подписания Брестской унии шла ожесточенная борьба между ее сторонниками и противниками.

У православной церкви отбирались земли, храмы, церковные сооружения. На их защиту становились братства во главе с активными мирянами и клиром. Особенно сильно сопротивлялось Виленское братство, располагавшееся в Свято-Духовском храме. После 1609 года это был единственный православный храм Вильны (сейчас это столица Литвы город Вильнюс).

Противостояние было настолько ожесточенным, что дело доходило до кровавых столкновений. В 1618 году началось мощное восстание в Могилеве, направленное против политики насаждения униатства. А в 1623 году жители Витебска буквально растерзали приехавшего к ним в город униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, который активно преследовал православных.

Восстание в Могилеве 1618 года

Несмотря на жестокое подавление восстаний, сопротивление не прекращалось. Католическая церковь была вынуждена пойти на уступки. В 1633 году король Владислав IV издал привилей, разрешающий православным строить храмы и исповедовать свою веру.

Итоги и последствия

Брестская церковная уния не достигла своей главной цели – объединения церквей не произошло. При этом образовалась новая христианская конфессия – униатство. Религиозная картина в Речи Посполитой стала еще более сложной. Теперь здесь сосуществовали 4 основных конфессии:

  • католичество;
  • православие;
  • протестантизм;
  • униатство.

Не смогли добиться своих целей и православные иерархи, инициировавшие унию – им не удалось сохранить автономию своей церкви в рамках католичества.

Главным итогом унии стало создание грекокатолической (униатской) церкви. В ней сохранялось богослужение на церковнославянском и западнорусском языке, а также традиционные обряды. При этом она находилась в прямом подчинении римским папам.

Последствия Брестской унии:

  • насильственный перевод простого населения в униатство привел к тому, что к концу XVIII века две трети крестьян и мещан западнорусских земель были униатами;
  • учреждение униатства сопровождалось мощным сопротивлением со стороны народа, которое порой выливалось в целые восстания;
  • православие сохранило свое существование с помощью поддержки братств.

Собор, состоявшийся в 1839 году в Полоцке, постановил присоединить униатов к Русской православной церкви.

В 1946 году на соборе в Львове была провозглашена окончательная отмена Брестской унии.

Проект унии предложили в 1595 году Михаил Рагоза (митрополит Киевско-Галицкий и всея Руси) и семь епископов. Это Гедеон Балабан (епископ Львовский, Галицкий и Каменецкий), Дионисий Збируйский (епископ Холмский и Белзский), Михаил Копыстенский (епископ Перемышльский и Самборский), Ипат Потей (епископ Владимирский и Брестский), Леонтий Пелчицкий (епископ Туровский и Пинский), Константин Терлецкий (епископ Луцкий и Острожский), Герман Хрептович (епископ Полоцкий и Витебский).

Князь Константин-Василь Острожский (1527-1608) поначалу поддержал идею унии, но накануне Собора изменил свою позицию. Таким же образом поступили двое ее инициаторов — Г. Балабан и М. Копыстенский. Их поддержали часть православной шляхты, духовенства и горожан.

С ноября 1595 по февраль 1596 года епископы И. Потей и К. Терлецкий находились в Риме. Они представили проект соглашения Папе римскому Клименту VIII и получили его одобрение.

И вот 6 октября 1596 года в Бресте начался Собор православных церквей Речи Посполитой, который должен был окончательно утвердить союз православных с католиками. С первого дня участники собора разделились на сторонников и противников унии (последних возглавили К. В. Острожский, Г. Балабан и М. Копыстенский). Обе группы заседали отдельно. Яростную агитацию против унии вели Никифор, экзарх патриарха Константинопольского, и Кирилл Лукарис, экзарх патриарха Александрийского. Их поддерживали бывший архимандрит Киево-Печерского монастыря Никифор Тур, его преемник Елисей Плетенецкий, ректор Острожской академии Герасим Смотрицкий.

Однако сторонников унии было намного больше.

На четвертый день Собора, 9 октября, в церкви Св. Николая состоялось торжественное провозглашение единой греко-католической церкви. Одновременно было оглашено пастырское послание о лишении сана Балабана, Копыстенского, Плетенецкого, Тура и Смотрицкого.

Король Жигимонт III Ваза горячо поддержал унию, призванную укрепить идейное единство духовенства и феодалов Речи Посполитой. Он утвердил ее своим универсалом от 15 декабря 1596 года.

Унию приняло большинство православного населения ВКЛ, увидевшее в ней реальный путь к единству в стране. Однако в отдельных регионах ВКЛ (Слуцк, Пинск, Могилёв, Орша) уния утверждалась с трудом. Сопротивление ей иногда принимало активные формы. Пиком такого сопротивления явился бунт в Витебске в ноябре 1623 года, где бунтовщики убили Полоцкого униатского епископа Иосафата Кунцевича[115].

Переход православных в новую веру растянулся на много лет. Социальную базу униатства составляли крестьяне, мелкая шляхта и часть горожан. К концу XVII века количество униатов превзошло количество православных. А к 1772 году униатство исповедало 3/4 населения беларуских земель, в том числе 80-82 % крестьян.

Историки-патриоты считают униатскую церковь национальной беларуской.

Глава 10. СИГИЗМУНД ІІІ И БРЕСТСКАЯ УНИЯ

Глава 10. СИГИЗМУНД ІІІ И БРЕСТСКАЯ УНИЯ 2 (12) декабря[77]1586 г. умер Стефан Баторий. 20 декабря об этом стало известно в Москве. Недавний опыт показал, как важно было для Москвы избрание короля в Польше. Поэтому Борис Годунов и другие бояре решили выставить кандидатуру царя

Глава 23 Шведский король и Брестская уния

Глава 23 Шведский король и Брестская уния 2 (12) декабря 1586 г. умер Стефан Баторий. 20 декабря об этом стало известно в Москве. Недавний опыт показал, как важно было для Москвы избрание короля в Польше. Поэтому Борис Годунов и другие бояре решили выставить кандидатуру царя

Глава VIII. БРЕСТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНИЯ

Глава VIII. БРЕСТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНИЯ 1. Введение Объединение римско-католической и греко-православной церквей представлялось естественным и величественным каждому верующему в единство Вселенской Христианской Церкви. В Восточной Европе XVI века этот идеал был извращен

Глава 3 Сигизмунд III и Брестская уния

Глава 3 Сигизмунд III и Брестская уния 2 (12) декабря 1586 г.[26] умер Стефан Баторий. 20 декабря об этом стало известно в Москве. Недавний опыт показал, как важно было для Москвы избрание короля в Польше. Поэтому Борис Годунов и другие бояре решили выставить кандидатуру царя

§ 92. Брестская уния 1596. Религиозная борьба и деятельность братств

§ 92. Брестская уния 1596. Религиозная борьба и деятельность братств Что касается до церковной унии православия с католичеством, то, как мы знаем (§ 45), такая уния была провозглашена еще в XV в., но на деле не удалась. После же Люблинской унии мысль о подчинении Риму

После Люблинской унии, Брестская Уния

После Люблинской унии, Брестская Уния Бывшей унией чисто политической, руководители политики Речи Посполитой начали подготовку и к унии религиозной, которая по их замыслам должна была сначала приблизить православие к католицизму, а потом и окончательно поглотить

Брестская уния 1596 года

Брестская уния 1596 года Идея воссоединения католической и православной церквей в принципе не отвергалась ни той, ни другой с самого момента их раскола в 1054 г. В Украине первые попытки объединения церквей имели место еще в XIII в., а после Флорентийского собора 1439 г. идея эта

БРЕСТСКАЯ УНИЯ

БРЕСТСКАЯ УНИЯ Устанавливая свою власть в западнорусских, западноукраинских землях, поляки постоянно сталкивались с проблемами религиозного характера. Будучи истовыми католиками, они стремились распространить свою религию и на покоренные территории. Однако сделать

1596 Брестская уния

1596 Брестская уния Создание Речи Посполитой привело к распространению католицизма на восточные территории, заселенные православными. Епископат православной церкви на Украине и в Белоруссии был обеспокоен своим положением в католическом государстве. В начале 1590-х гг.

Брестская церковная уния

Брестская церковная уния На протяжении XVI–XVII веков в Европе окончательно сформировались основные национально-религиозные идеологии. В результате католицизм победил в Испании, Италии, Польше, Франции, протестантизм — в Голландии, англиканство — в Британии,

Брестская церковная уния 1596 г. и религиозное противостояние на Руси

Брестская церковная уния 1596 г. и религиозное противостояние на Руси Вторая половина XVI в. в истории Европы обозначилась мощным развитием контрреформационного движения. Его начало было положено постановлениями Тридентского собора 1545–1563 гг., участники которого

После Люблинской Унии. Брестская Уния

После Люблинской Унии. Брестская Уния Бывшей унией чисто политической, руководители политики Речи Посполитой начали подготовку и к унии религиозной, которая, по их замыслам, должна была сначала приблизить православие к католицизму, а потом и окончательно поглотить

Церковная уния

Церковная уния Для подчинения восточных областей польские власти использовали старую идею объединения христианских церквей, существовавшую с момента их раскола в 1054 г. Покровительство Константинопольского патриарха братствам, раздававшим грамоты на ставропигию,

Брестская уния

Брестская уния Подавление казацкого восстания открыло путь для провозглашения церковной унии. В октябре 1596 г. в Бресте для торжественного объявления про объединение церквей был созван собор. В нем участвовали экзархи константинопольского и александрийского

Церковная уния

Церковная уния Приезд патриарха вскрыл страшные язвы, которыми страдала Западнорусская церковь, обнаружил их во всей их неприглядности. Меры, принятые патриархом, оказались бессильными помочь беде. Все это послужило только на пользу врагам православия. Многие ревнители

5.7. Наступление католицизма. Берестейская (Брестская) церковная уния

5.7. Наступление католицизма. Берестейская (Брестская) церковная уния После Люблинской унии резко усиливается польско-католическая экспансия на украинские земли. Против католической пропаганды решительно выступали православные церковные братства, которые впоследствии

Великое Княжество Литовское геополитически находилось на границе двух конфессий, представители которых доминировали в государстве. Это давало повод Москве и Риму вмешиваться во внутренние дела княжества. Чтобы защитить независимость ВКЛ, требовалось что-то иное — и не католичество, и не православие.


2. Берестейский церковный собор и его итоги

3 декабря 1595 г. И. Потей и К. Терлецкий встретились в Риме с Климентом VIII, который согласился с условиями и подписал папскую буллу об унии. Затем 6–9 октября 1596 г. в Берестье на церковном соборе, куда съехались сторонники унии, униатство было окончательно оформлено как религиозное направление. Однако собор сразу раскололся на два отдельных собора — православный и униатский. Первый отклонил унию, второй объявил ее, признал верховенство для униатов папы римского и основных догматов католической церкви. Вместе с тем сохранялись православные обряды и церковнославянский язык в богослужениях. Униатское духовенство, как и католическое, освобождалось от налогов. Униатская шляхта получила возможность занимать государственные должности наравне с католической шляхтой, а униаты-мещане уравнивались в правах с католиками-мещанами.


15 октября 1596 г. королевским универсалом акт унии был утвержден на государственном уровне. Официально православная церковь в ВКЛ перестала существовать, вместо нее была создана униатская церковь.

3. Создание униатской церкви на белорусских землях

В процессе становления униатской церкви в ВКЛ выделяют несколько основных пе­риодов. Первый — ​конец XVI — ​начало XVII в. — ​период жестокого и насильст­венного навязывания унии, что вызывало острое противостояние православного населения. Наблюдалось сопротивление со стороны крестьян, мещан, членов православных братств. Не приняли унию многие шляхтичи православного вероисповедания и протестанты. Дело доходило до открытых выступлений. В 1623 г. в Витебске во время волнений православного населения был убит полоцкий униатский архиепископ Иосафат Кунцевич.


Принудительное насаждение униатства не привело к консолидации общества. Результат оказался обратным. Противоречия на религиозной почве приобрели опасный для государства характер.

Второй период в становлении униатской церкви в ВКЛ относится к 30-м гг. XVII в. Поскольку уния вызвала раскол среди населения, король Речи Посполитой Владислав IV Ваза в 1632 г. восстановил православную церковь в Княжестве. В это время началась реформа униатской церкви — ​появился монашеский орден базилиан. Были организованы братские и базилианские школы.




После войн второй половины XVII в. в религиозной политике Речи Посполитой начали прослеживаться проявления нетерпимости, ограничения прав православных. Верующие стали переходить в униатство. Так, в конце XVIII в. на территории Беларуси осталась только одна православная епархия — ​Могилевская. В это же время униатская церковь на белорусских землях охватывала более 1000 приходов, а по всей Речи Посполитой — ​более 9 тысяч.

Таким образом, к концу XVII в. население Беларуси почти полностью стало придерживаться униатства.


Вопросы и задания


1. Определите причины осуществления церковной унии в ВКЛ. Представьте ответ в виде схемы.
2. Перечислите решения Берестейского собора. К каким последствиям они привели?
3. Определите основные периоды в процессе распространения униатской церкви в ВКЛ и дайте им характеристику. Результаты работы оформите в виде таблицы.
4. Прочитайте документ и выполните задания к нему.

Свободному пользованию конституционным правом общественного и религиозного самоопределения приходил конец. Уния стала государственной программой. Борьба с ней превращалась в политический бунт. Виленское братство было наказано в этом порядке в первую очередь. Универсалом короля от 22-го мая митрополиту приказано судить виленских братчиков, как бунтовщиков, и изгнать их из Троицкого монастыря. А так как митрополит уведомил короля, что Стефан Зизаний и братские попы Василий и Герасим были им еще ранее анафематствованы, то от короля последовал приказ всех троих арестовать.

Православная сторона под водительством кн. Острожского, вместе с большинством православного дворянства Острожского и Виленского округов, не могла принять не только неравноправного униженного положения православия на соборе, объявленном в королевском универсале, но опасалась даже, чтобы самый этот собор, игнорируя православную сторону, не произошел совсем в секрете от нее. И потому поторопилась обратиться к королю с ходатайством об исправлении и расширении плана самого собора. Православная шляхта, во-первых, благодарила короля за принципиальное собирание собора. Во-вторых, просила, чтобы никто не приезжал на собор с вооружением и жолнерами для своей охраны. В-третьих, чтобы вольно было приехать на этот собор и каждому шляхтичу и других христианских исповеданий. В-четвертых, чтобы патриарший экзарх Никифор был приглашен на собор. В-пятых, чтобы собор не имел компетенции решать вопрос об унии окончательно и суверенно, а чтобы вопрос об унии мог быть перенесен в ревизионном порядке на коронный генеральный сейм. От королевской канцелярии последовал ответ, в котором принято было только первое ходатайство о приезде на собор без всякого вооружения. Другие пункты отклонены с мотивировкой. Подлежащий соборному суждению вопрос об унии касается только взаимоотношений римской и греческой церквей. Другим исповеданиям до этого нет дела. Никифор – враг Польши. Он настраивал против Польши венгерского воеводу Рогана и в войне в Молдавии (декабрь 1595 г.) был сторонником турок. Генеральному сейму нет дела до церковных вопросов.

Православные, в том числе и кн. Острожский, писали о ходе дел восточным патриархам. Александрийский патриарх Мелетий Пиг прислал письмо кн. Острожскому и в нем уполномочил своего протосинкела, знаменитого Кирилла Лукариса, который здесь учительствовал в Львовской братской школе с 1594 г., быть на соборе его представителем. Никифор, хотя по сану и архидиакон, но занимал пост протосинкелла вселенского патриарха и в течение трех лет поездки Иеремии II в Москву состоял в Царьграде местоблюстителем патриаршего престола. Теперь он был назначен с 1592 г. патриаршим экзархом на Молдавию и Польшу. Церковно-административные полномочия патриаршего протосинкелла, хотя бы в архидиаконском сане, аналогичны латинским достоинствам кардиналов – диаконов. В Молдавии в 1595 г. Никифор уже председательствовал на соборе против унии. По приезде в Польшу он сначала был арестован в пограничном Хотине. Но, по ходатайству православных, был освобожден. Проводя Никифора на собор, православные думали провести его в председатели, как старейшего по званию патриаршего экзарха над местным митрополитом М. Рогозой. Но собор был организован властью короля так, чтобы быть только парадом объявления (а не обсуждения) унии.

Однако православные, не обольщаясь надеждами на полную формальную победу, сделали все усилия, чтобы их соборное представительство могло быть канонически безупречным и максимально солидным. Под соборное право мирян постарались подвести прочную и широкую базу. Использовали процедуру сеймиковых выборов депутатов на генеральный сейм. Уездные сеймики для выборов на генеральный сейм 1597 г. происходили осенью 1596 г. Православные дворяне на этих съездах выбрали депутатов на церковный собор и снабдили их надлежащими инструкциями. Мещане (депутаты от городов) явились представителями от магистратов. Таким образом, тут было правильное представительство от всех слоев организованного русского православного общества.

Открытие собора

наличные русские епископы – самочинные изменники вере, отступники. За это они подлежат патриаршему и соборному наказанию лишением сана.

Без воли собора восточных патриархов один местный собор в Бресте не в праве решать вопроса об унии. Такое решение противозаконно, не канонично и необязательно.

Поднятый вопрос о перемене календаря также вопрос общецерковный и также недопустимо его изменение только местными силами.

Заседание было прервано в виду прихода послов от короля. В числе их был и сам Петр Скарга. Их принял в отдельной комнате кн. К.К. Острожский вместе с сыном своим Александром, и от каждого кола собора были командированы по 4 депутата. Сверх сего сюда же вошли и два епископа, Гедеон и Михаил, оставшиеся с православными. Королевские послы предъявили православным целый ряд обвинений:

упрекали за нелояльность, за привод вооруженной охраны;

за допущение в соборное дело еретиков протестантов и даже за собрание в их еретическом доме;

экзарх Никифор, союзник турок и враг Польши;

мирян – русских шляхтичей убеждали во имя Бога и отечества не вступать на путь измены и патриотически принять унию.

Депутаты православной стороны условились не ввязываться в подобные споры и, терпеливо заслушав упреки и обвинения, сказали: что они все это доложат собору. Депутаты вернулись в собор, и в тот же день собор, обсудив положение дел, изготовил и послал королевским послам нижеследующий ответ: «Мы принимаем с великой признательностью и благодарностью отеческое попечение короля о водворении нерушимого согласия между его подданными и очень рады присоединиться к этому согласию, как по долгу христиан, так и по желанию исполнить волю его королевской милости.

Но мы видим из истории, что св. соединение церквей уже несколько раз было устанавливаемо и столько же раз расторгалось, потому что не устранялись все препятствия. Не желая впредь понапрасну воздвигать такое непрочное здание, мы желаем, чтобы к соединению церквей подошли с возможной осмотрительностью и избрали бы надлежащие пути и средства, так, чтобы уния, созданная на прочном основании, могла существовать долго и, дай Боже, вечно.

Не зная, какие люди в настоящее время дали повод к переговорам о соединении церквей, но хорошо зная, что нет на это согласия всей восточной церкви и особенно патриархов, что переговоры об унии поручено вести владыкам, большей частью подозрительным, и что разности в членах веры между обоими исповеданиями не могут быть примирены здесь, мы не видим сейчас прочного основания для соединения церквей.

В этих последних дезидератах явно отражается идеалистическая мечта кн. Острожского, которую он и сам еще прежде искренне исповедывал и столь же добросовестно и теперь не мог исказить во имя унии карикатурной. Так безнадежно разошлись пути и устремления двух соборов, что собор православных перешел к своим злободневным делам. Нужно было успокоить бурю, поднятую прещениями митр. Рогозы против Виленского братства. Собор заслушал это дело и вынес оправдание братству и снял запрещение, наложенное на Стефана Зизания и священников Василия и Герасима.

Из этого вытекает, но в прикровенной форме, что собор принял все, что приняли в Риме Кирилл и Ипатий, т. е. всю латинскую догматику. Но для народа так и осталось неясным на долгое время: что именно было принято в области веры? Часть карпатороссов так и осталась при наивном убеждениичто в унии сохранилась неприкосновенной вся русская киевская вера со дня св. Владимира.

По прочтении данного акта, латинские бискупы облобызали русских, ставших униатами, епископов, и уже вместе с ними отправились в латинский храм для пения Те Деум. После молебна было произнесено отлучение на возглавителей православной стороны: на Гедеона Болобана еп. Львовского, Михаила Копыстенского еп. Перемышльского, на Киево-Печерского архимандрита Никифора Тура, всего на 9 архимандритов к 16 протопопов поименно и в общей форме на все духовенство, не принявшее унии. На следующий день это отлучение было обнародовано с заключительной просьбой к королю: на место отлученных лиц назначить всюду лиц, принявших унию.

Православные 9-го октября заседали с раннего утра. Духовное коло под председательством Никифора открыло суд над митрополитом и епископами-отступниками за то, что:

они нарушили архиерейскую клятву верности патриарху и православной вере;

пренебрегли правами КПльского патриарха в его пределах по постановлению древних соборов;

самовольно, без участия и патриарха и вселенского собора, дерзнули решить вопрос о соединении церквей и, наконец,

пренебрегли троекратным вызовом их на объяснение пред патриаршими экзархами и собором.

Конечно, православные не питали надежды на исполнение их обращения к королю. Поэтому постановили: в случае безуспешности их ходатайства перед королем, перенести дело об унии на Генеральный Сейм 1597 г. О происшествиях в Бресте собор издал окружное послание к православным.

После Брестского собора

Православные в предвидении этого еще на сеймиках, выбиравших делегатов на Варшавский сейм 1597 г., дали им инструкцию выдвинуть, при поддержке протестантов, обратное требование о лишении мест архиереев, принявших унию. Так началась двухвековая сеймовая конституционная борьба православных, в союзе с другими диссидентами Польши, за свободу своего исповедания. Борьба эта была очень трудной и малоуспешной. Конституционный закон требовал единогласия от всего корпуса депутатов в 300 человек. Он назывался Посольской Избой. В вероисповедных вопросах этот корпус и не мог дать единогласия, ибо он отражал пропорционально всю вероисповедную пестроту Польши. Опыты голосовки всегда давали математически наперед известное разногласие, и потому все оставалось по-старому, но была и обратная сторона медали. На том же основании единогласия диссиденты часто срывали и предложения партии католиков.

Правительство отомстило православным еще и тем, что обвинило экзарха Никифора в шпионаже в пользу Турции и в пользу Москвы, судило его политическим сенатским судом, заключило его в Мариенбургскую крепость, куда в недалеком будущем был заключен и митрополит Филарет Романов. Там Никифор и умер вскоре, как узник.

Начался новый мученический период православной церкви в Польском государстве, как гонимого меньшинства, с протекционным насаждением унии, с борьбой православного населения, переходившей часто в гражданскую войну, в виде казацких восстаний. А все это повело через полстолетия к отпадению русской Украины к Москве. А в дальнейшем эта близорукая борьба за покорение Руси под унию ускорила конец и самой Польши и ее детища – унии, исчезнувшей в XIX в. в пределах уже России.

Читайте также: