Борисов камень в полоцке доклад

Обновлено: 03.05.2024

Полоцк — самый древний город Белоруссии. Первые упоминание о Полоцке в "Повести временных лет" относится к 862 году. Проверьте себя, какие ещё города упоминались в этой летописи? Правильно — Муром, Смоленск, Ростов, Белозерск и Изборск. Для сравнения: первое упоминание о Минске — 1067 год, а о Москве ещё позже — 1147 год. Вот и представьте, какой Полоцк древний!

Все основные вехи развития Белоруссии связаны с Полоцком. Здесь родились самые значимые исторические личности Белоруссии — просветительница Евфросиния Полоцкая и белорусский первопечатник Франциск Скорина. Невозможно познакомиться с историей и культурой республики, не побывав в Полоцке.

Небольшой совет на тему, сколько дней закладывать на знакомство с Полоцком. Не менее двух дней, если хотите посетить хотя бы два музея (а их здесь не меньше 15-ти!). Суток хватит лишь прогулки по городу и на главные, можно сказать краеугольные достопримечательности Полоцка. О них и не только пойдёт речь в этой статье.

Итак, чудеса Полоцка. Оглашаю весь список!

7 чудес Полоцка

  1. Софийский собор
  2. Спасо-Евфросиниевский монастырь и Спасо-Преображенская церковь
  3. Крест Евфросинии Полоцкой
  4. Борисов камень
  5. Памятник букве "Ў"
  6. Географический центр Европы
  7. Иезуитский Коллегиум

А теперь подробности о каждом из них, а также фотографии.

1. Софийский собор

Это первый каменный храм на территории Белоруссии и и один из самых ранних на территории Древней Руси. Построенный в ХI веке, несколько раз горевший, до наших дней он дошёл в том виде, каким его сделали в XVIII веке — пышный, праздничный, в стиле виленского барокко.

Однако части старого собора можно увидеть. Достаточно спуститься по лестнице на "нулевой этаж". До наших дней дошли фрагменты кладки, древний фундамент, части апсиды, столбов и стен. Что ещё удивительнее — сохранились части фресок ХI в. — изображение Спаса Нерукотворного и копия знаменитой работы Леонардо да Винчи "Тайная вечеря".

Сейчас Софийский собор - часть Полоцкого музея-заповедника, а также концертный зал, где проводятся концерты и фестивали камерной и органной музыки.

То, что Софийский собор Полоцка здание уникальное, подтверждает и тот факт, что он включён в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Абы что туда, сами понимаете, не включат.

Витебск.


Наверное, самой лучшей отправной точкой для этого похода станет Витебск. Этот старинный город Полоцкого княжества сохранил ряд архитектурных памятников, которые, безусловно, стоят того, что бы их осмотреть. Несколько церквей XIX века дадут хорошее представление о ретроспективно-русском архитектурном стиле. Небольшой, но очень изящный католический собор Святой Варвары конца XVII века расскажет Вам о неороманской архитектурной традиции. Покровский собор изначально был построен католическим орденом тринитариев в стиле классицизма, но впоследствии был передан православной церкви и после перестройки несколько подрастерял строгость классических форм. Главной жемчужиной Витебска является, конечно же, Успенский собор – яркий образец виленского барокко, построенный одним из представителей известной итальянской архитектурной семьи Фонтана.



Дальше нас ждёт Полоцк. Спускаясь вниз по течению Двины, на выходе из Витебска можно полюбоваться архитектурным ансамблем Троицкого Маркова монастыря, основанного в XIV веке. Идя на байдарке далее, обращайте внимание на крупные валуны находящиеся ближе к середине реки. По сведениям Алексея Парфёновича Сапунова, в XIX веке в пяти верстах от Витебска и в двух верстах от Маркова монастыря находился довольно большой камень с глубоко вырезанным на нём шестиконечным крестом. Других сведений об этом камне нет, но Алексей Парфёнович был серьёзным учёным и если он писал, что камень был, значит, он точно существовал (как и в случае с Борисовым камнем в Друе, о котором см. ниже).

О камнях

Полоцк


Полоцк – древняя столица этих земель, и посмотреть в нём, безусловно, есть на что. В городе сохранились постройки нескольких православных и католических монастырей (в том числе, древнейшего Спасо-Ефросиньевского, основанного в 1128 году) церкви и костелы различных веков постройки, комплекс зданий иезуитского коллегиума. Но, конечно, главная достопримечательность Полоцка – это знаменитый Софийский собор, построенный Всеславом Чародеем, отцом Бориса Всеславича, заказчика Борисовых камней. К сожалению, в начале XVIII века собор был полностью разрушен и восстановлен уже в архитектурном стиле виленского барокко.
Напротив собора установлена одна из достопримечательностей города – полоцкий Борисов камень. Первоначально он находился в Двине, километрах в пяти ниже по течению, напротив деревни Подкостельцы, поглощенной современным Новополоцком. Первая попытка вытащить камень состоялась на волне роста интереса к собственной истории в далёком 1889 году и закончилась неудачей. Почти сто лет спустя, в 1981 году, с помощью современной техники камень всё-таки подняли из реки и установили напротив Софийского собора. На камне изображены четырёхконечный крест и традиционная для Борисовых камней надпись. Наверное, древний резчик не очень задумывался о свойстве материала, на котором он делал надпись, а тот оказался полевым шпатом, склонным к сильному выветриванию. В итоге сейчас, по прошествии веков, надпись разобрать можно, но с большим трудом.
Двигаемся дальше. Следующая остановка в Дисне – бывшей столице Двинских камней.

О камнях

Версия первая. Благодарственная

Дисна

Дисна официально считается городом, но с населением в полторы тысячи человек столь серьезный статус может вызывать только улыбку. Тем не менее, как поселение она известна с XI века и сохранила ряд достопримечательностей, многие из которых, к сожалению, находятся в плачевном состоянии. Стоит осмотреть древнее замчище, от которого остались оборонительные валы, две православные церкви конца XIX и начала XX века, скромную но изящную католическую церковь францисканцев, которая сейчас восстанавливается, ряд жилых и административных зданий конца XIX – начала XX века.
В XIX веке Дисна обладала сразу тремя Борисовыми камнями, но… ни одного не сохранила.



О камнях

И всё-таки, с какой целью были созданы надписи на камнях? Наверное, каждый исследователь, изучавший их, задавался этим вопросом. И почти каждый предлагал свой вариант ответа на него.

Версия вторая. Пограничная

Камни были пограничными знаками Полоцкого княжества. Эта версия также не выдерживает критической проверки. Дело в том, что хотя границы Полоцкого княжества и менялись довольно часто, в результате войн с соседями или дробления его на уделы, но, всё же, камни в основном лежат внутри страны, а не на границе. Сойти за пограничные знаки могут только камень в Друе на западе и, возможно, оршанский Рогволодов камень на востоке. Тем не менее, некоторые из Двинских камней, как говорилось ранее, вполне могут быть межевыми знаками отдельных владений внутри княжества.

Друя


Краслава

О камнях

Наверное, естественным было бы предположить, что камни с высеченными на них двухметровыми христианскими крестами имеют какое-то отношение к религиозным вопросам.

Версия третья. Религиозная

Камено


О камнях

До следующего нашего пункта назначения – села Высокий Городец еще далеко. Есть время поговорить о камнях и о князе, приказавшем выбить на них своё имя.

Версия четвёртая. Властная

Высокий Городец


О камнях

Последняя известная мне версия о причинах появления Борисовых камней связана с летописными сведениями о голоде, охватившем в это время Полоцк и другие земли северо-западной Руси.

Версия пятая. Бедственная.

Орша


Благодарности.

Автор искренне благодарен многим людям, без вклада которых эта статья никогда не была бы написана:


История камней начинается в 12 веке. В то далёкое время в Полоцком княжестве правил князь Борис, он и основал город Борисов. Первое дошедшее до нас упоминание о камнях относится к 16 веку.

Борисовы камни имеют огромные размеры, на них нанесены надписи и кресты. Названы камни в честь князя Бориса, его имя выбито почти на всех найденных камнях. Учёные по сей день ведут спор по поводу этих камней.

Существует несколько версий:
1. камни служили своеобразной границей владений князя Бориса;
2. некоторые учёные считают, что так князь хотел распространить христианство;
3. выбитые кресты служили ориентиром путникам, которые направлялись к святым местам;
4. многие полагают, что возводя камни, князь Борис просил помощи от голода.

Первые валуны были найдены в 1773 году академиком Лепехиным, который совершал поездку по Двине. Затем, благодаря исследованиям графа Румянцева, они получили известность и в газетах стали появляться заметки о загадочных камнях, что вызвало интерес у многих людей.

В 1981 году один из камней установили в Полоцке рядом с собором. Вес его 70 тонн, а диаметр 8 метров.

В 2002 году вода в реке Друйка понизилась, и был обнаружен Спасский камень. Его очень долго пытались вынуть из воды, но камень будто сопротивлялся. Но в итоге, при помощи рабочих, оказался на суше и был отправлен в город Друй.

Существовал ещё один камень – Рогволодов. Рогволод был сыном Бориса и тоже наносил на камни различные надписи. Вокруг этого камня ходит множество легенд. Есть версия, что после очередной битвы Рогволод встретил отца и в честь этого сделал надпись на валуне. Другое предание гласит, что камень – это могила Рогволода.

До наших дней камень не сохранился. Он был взорван в 30-х годах 20-го столетия, а его обломки пошли на строительство шоссе.
Художники приложили немало усилий и сделали точную копию этого камня, и в 1998 году в Орше состоялось открытие памятник Рогволодову камню.

Борисовы камни. Рисунок из дореволюционной книги.

Высказывались также мнения, что Борисовы камни связаны каким-то образом с судоходством, торговыми путями. Кто-то видел в них памятные знаки князя, пограничные отметки или путевые знаки [9]. Существовала также версия, что таким образом Борис и его дружина просили Божьей помощи во время военных походов на балтов [5].

№ 1. Камень около деревни Падкасцельцы в окрестностях Полоцка

Это валун розовато-красного цвета размером 3,5 х 2, 6 х 2,25 м, который в народе прозвали не иначе как Борис-Глеб или коротко – Борис. На нем высечены четырехконечный крест и надпись: "Иисус Христос. Господи помози рабу своему Борису".

Прорисовка изображений на Борисовом камне в Полоцке.

Борисов камень в Полоцке.

Второй Борисов камень лежал на отмели, почти посредине Двины, немного ближе к правому берегу, километрах в пяти ниже Дисны, у деревни Наковники. Это серый гранитный валун, в высоту он имел около 2 м, а по периметру около 11 м. Надпись была такой же, как и на первом валуне. В народе этот камень называли Писаник или Борисоглебский.

Первый раз его попытались взорвать в 1918 г, когда чистили русло. Повреждена была лишь вершина с изображением верхней части креста. Окончательно этот камень уничтожили при советской власти [6].

Уничтоженный камень около деревни Наковники (дореволюционное фото).

№3. Камень около деревни Балотки (Балоткі)

Этот камень, сведений о названии которого нигде не сохранилось, был самым большим в роду своих собратьев, имея в длину 5 метров. На поверхности отчетливо выделялся шестиконечный крест и надпись. Валун также находился посредине Двины в двух километрах вниз по течению от второго камня, рядом с деревней Балотки. Данный камень уничтожили при советской власти [6, 8].

№ 4. Камень в окрестностях Дисны, в месте впадения в Двину реки Павянушки (Павянушкі)

Борисов камень в Коломенском.

Друйский камень (прорисовка XIX века).

№ 5. Друйский камень

Друйский Борисов камень, лежавший на мелководье при впадении реки Друйки в Западную Двину в Браславском районе, был обнаружен еще в 1896 году. Валун перетащили в более глубокое место и перевернули – засыпанный песком камень вскоре был позабыт. В 80-е годы XX столетия Борисов камень около Друи пыталась отыскать археолог Людмила Дучиц. Валун нашли, но чтобы убедиться, что это именно Борисов камень, его нужно было вытащить из воды. Эту работу закончили только в октябре 2002 года. Из-за сильной жары, которая стояла летом, и Друйка, и Западная Двина сильно обмелели. Часть валуна оказалась на поверхности. Идея организации работ по поднятию уникального камня принадлежит председателю Друйского поселкового Совета Людмиле Шумчик. Были предприняты пять попыток вытащить камень на берег. Задача осложнялась тем, что валун распался на три фрагмента, самый большой из которых весил 15-20 тонн. 23 октября, когда камень подтащили к берегу, на нём обнаружили фрагменты креста и буквы. 24 октября работы были завершены: три фрагмента установлены на всеобщее обозрение на высоком берегу на безопасном расстоянии от воды [6, 7, 8].

Друйский камень вытаскивают из реки.

№6. Камень Рогволода

Камень взорван в 1930-х гг. на волне борьбы с религией и обломки его были использованы для строительства шоссе Москва–Минск.

Рогволодов камень.

Рогволодов камень, вмонтированный в пол церкви (дореволюционное фото).

№ 7. Камень около деревни Высокий Городец (Высокі Гарадзец) Толочинского района

№8. Воротишин крест у д. Камено (Вилейский район, Минская обл.)

Воротишин крест.

Таким образом, исходя из вышеприведенных сведений, мы можем сказать, что из восьми известных Борисовых камней до наших дней сохранились только четыре: в Полоцке, Минской области, Друе и Москве.

«О пятом двинском камне мы находить сведения у А. Сементовскаго (Памятники, стр. 67), который пишет, что «в 1865 году, в самом городе Витебске, насупротивъ древней Успенской церкви, шагах въ 25 от подошвы круто подымающагося берега Двины, найден пятый камень, с глубоко высеченным на нем шестиконечным крестом, размер верхней перекладины коего, а также часть от вершины до большой перекладины имеют по одному футу длины. Наибольшая видимая величина камня равна двум аршинам четырем вершкам, а наибольшая ширина – одинъ аршин два вершка. Кусокъ камня, на котором была высечена остальная часть креста, отломлен, и мы никак не могли отыскать его между множеством гранитных обломков, лежащих вокруг крестоваго камня. В весеннее и осеннее полноводие он постоянно покрыт водою: мы видели его 15 июня 1866 года при высоте уровня воды 2 арш. 13 вершк., и нашли его таким.

Зарисовка креста предположительно витебского камня.

Исходя из вышеприведённых описаний камней (в большинстве случаев отмечено отсутствие надписей и крестов), мы не можем однозначно отождествить их с Борисовыми. Однако ареал местонахождения этих камней даёт основания привязать по времени установки к уже изученным Борисовым.

1. Загорульский Э. М. Археология Белоруссии // Минск: Высшая школа, 1965. - 221 с. ;

10. Кеппен П.И. О рогволодовом камне и двинских надписях // Ученые записки Императорской Академии Наук по первому и третьему отделениям. – СПб., 1855. – Т. 3. – С. 59-70.

Читайте также: