Бог огня вулкан доклад

Обновлено: 02.07.2024

В Древнем Риме слово “вулкан” использовали не только по отношению к извергающимся горам, несущим угрозу людям. В первую очередь, Вулкан было именем одного из самых почитаемых богов. Люди в античные времена верили, что все вулканы представляют собой гигантские кузницы, где и работает этот бог.

Образ римского Вулкана был заимствован из греческой мифологии, однако в новой интерпретации он приобрёл интересные черты, стал более яркой личностью. И если греки к своему Гефесту относились к некоторой долей снисходительности, хотя и почтительно, то его римский “коллега” сумел вызвать истинное благоговение и уважение у своего народа. Каким же был бог с таким “говорящим” именем – Вулкан?

Древний культ Вулкана

Поскольку греческая мифология является значительно старше римской, а многие колонии Греции создавались и на территории Италии, постепенно римляне стали перенимать некоторые культурные элементы эллинов. Наиболее ярко это отразилось в верованиях.

Римский поэт Квинт Энний, проживавший в III веке до нашей эры, решил произвести систематизацию основных божеств. Вышло так, что в пантеоне строго выделился так называемый Совет богов, представляющий шесть женский и столько же мужских божеств.

Именно благодаря Квинту Эннию удалось установить “родственность” образов римских и греческих богов. У Вулкана, о котором и пойдёт речь, таким “близнецом” оказался Гефест, знаменитый эллинский бог-кузнец. И внешнее описание римского его аналога, и особенности мифов имеют явное сходство с древнегреческими историями.

По мнению многих исследователей, культ Вулкана можно считать более древним, чем почитание Юпитера. Но почему этому богу удалось опередить верховного правителя? Как мне кажется, причина заключается в особенностях функций самого Вулкана.

Изначально этот бог отождествлялся с земным и небесным огнём. Как известно, почитание огненной стихии было одним из первых аспектов верований первобытного человека, а потому и божество, отождествляемое с ней, появилось раньше прочих бессмертных представителей пантеона.

По мере развития ремёсел, для которых необходимо было использование огня, преобразились и обязанности Вулкана. Теперь бог был покровителем кузнецов, своего рода художником металла, который поддерживал людей, занимающихся этим же искусством.

Конечно, подобная деятельность требовала долгого и тяжкого труда, из-за чего римский бог Вулкан стал защитником людей трудолюбивых и способных, а вот попасть под гнев этого бога мог любой нерадивый работник или лентяй.

Неказистый, но сильный

Вулкан совсем не походил на большинство божеств. В отличие от своих “коллег”, что блистали красотой, грацией и внешним великолепием, он мог показаться даже неказистым. Греки рассказывали, что Гефест прихрамывал на одну ногу и был некрасивым.

Римляне старались не обращать внимание на подобные недостатки Вулкана, “унаследовавшего” внешние черты от греческого прототипа, но к красавцам пантеона он явно не относился. Однако гордиться бог мог другим. Он считался одним из самых сильных и выносливых среди представителей бессмертных, а в мастерстве Вулкану не было равных. Увы, эти способности редко ценились.

Вулкан – обманутый муж

Одно из самых известных преданий о Вулкане рассказывает о том, что его супругой, согласно воле Юпитера, стала красавица Венера. Конечно, бог был счастлив, однако покровительница любви и молодости не отличалась высокими моральными принципами.

Когда некрасивый муж наскучил ей, Венера сделала своим любовником повелителя войны, грозного Марса. Заподозрив неладное, Вулкан сделал волшебную сеть из тончайших нитей металла – они были практически не видны, но разорвать их не могло ничто на свете. Когда влюблённая парочка оказалась на супружеском ложе в доме Вулкана и Венеры, сеть сковала любовников.

Вернувшийся из мастерской обманутый супруг созвал прочих богов, чтобы те осудили неверную Венеру и вынесли наказание для неё. Правда, из этой затеи ничего не вышло – присутствующие лишь восхитились красотой жены бога-кузнеца и ушли восвояси.

Почитание Вулкана в Древнем Риме

Несмотря на неудачи в личной жизни Вулкана, римляне чтили этого бога, воздавая почести, какими удостаивали далеко не всякого представителя пантеона. Самый известный алтарь Вулкана располагался у подножия Капитолийского холма. Вулканал, как называли это место, являлся одним из самых священным мест Рима.

Именно там первые правители Вечного города проводили собрания. Существует мнение о том, что во времена царствования Ромула, одного из основателей Рима, было принято решение вынести храм Вулкана за пределы города. Это было сделано не просто так. Поскольку Вулкан был богом огня, ритуалы, проводившиеся в честь него, нередко становились причиной пожаров, что могли охватить несколько городских кварталов.

Ежегодно 23 августа в Древнем Риме проводились Вулканалии, масштабный праздник, посвящённый огненному покровителю мастеров. Из-за жары именно в это время был наибольший риск возгорания зерна и амбаров, где оно хранилось. Чтобы задобрить сурового бога, римляне бросали в костры свои подношения ему – рыбу, мясо, цветы и испеченные лепёшки.

Вулкан был одним из самых почитаемых богов Древнего Рима. Он не жил на небесах или знаменитом Олимпе, а напротив, практически всё время находился в своих подземных кузницах. Считалось, что Вулкану по силам управлять грозной стихией “подземного огня” – лавы, что периодически вырывалась из жерл вулканов. Бог огня был не менее могущественным и грозным, чем его стихия.


Древнеримские, впрочем, как и древнегреческие олимпийские боги, изображавшиеся в человеческом теле, всегда отличались своей исключительной красотой. Их лицо и волосы сияли, а формы с идеальными пропорциями буквально очаровывали. Однако среди них был один особенный бог, не похожий на всех остальных, хотя он также имел огромную силу и бессмертие. Он пользовался большим уважением, в честь него стоили храмы. Это был бог по имени Вулкан, которого почитали древние римляне, ну а в греческой мифологии его называли Гефестом.

Как зарождалась мифология

Как известно, большинству богов римского пантеона соответствуют аналогичные греческие. Историки говорят о том, что в этом случае имело место простое заимствование. Дело в том, что греческая мифология намного древнее, чем римская. Доказательством в пользу данного утверждения может служить тот факт, что греки создавали свои колонии на территории современной Италии задолго до того, как Рим стал великим. Поэтому жившие на этих землях люди начали постепенно перенимать культуру и верования Древней Греции, но трактовать их уже по-своему, учитывая местные условия и одновременно создавая новые традиции.

Бог по имени Вулкан

Систематизация

Считается, что так называемый Совет богов был самым почитаемым и значимым в Древнем Риме. Поэт Квинт Энний, живший в 239-169 годах до нашей эры, был первым, кто систематизировал всех божеств. Именно с его подачи были введены в совет шесть женщин и такое же количество мужчин. Кроме того, это Квинт Энний определил для них соответствующие им греческие эквиваленты. Впоследствии этот список был подтвержден римским историком Титом Ливием, жившим в 59-17 годах до нашей эры. В этот перечень небожителей входил и бог Вулкан (фото), которому в греческой мифологии соответствовал Гефест. Почти все легенды, касающиеся как одного, так и другого, были во многом схожи.

Древнеримский бог Вулкан

Культ

Ежегодно 23 августа в честь бога Вулкана проводились празднества. Как правило, они сопровождались шумными играми и жертвоприношениями. Введение культа этого божества приписывают Титу Тацию. Известно, что изначально Вулкану приносились человеческие жертвы. Впоследствии их заменили на живую рыбу, которая символизировала стихию, враждебную огню. Кроме того, в честь этого божества после каждого победного сражения сжигали все оружие врага.

Фото бога Вулкана

Представление римлян

В отличие от других богов, повелитель огня и вулканов имел уродливые черты лица, длинную и густую бороду, а также очень смуглую кожу. Вулкан, постоянно занятый работой в своей мастерской, был маленьким, толстым, с косматой грудью и длинными огромными руками. Кроме того, он сильно хромал, так как одна нога была короче другой. Однако, несмотря на это, он всегда внушал к себе большое уважение.

Обычно римского бога Вулкана, так же как и греческого Гефеста, изображали в виде бородатого и мускулистого человека. Чаще всего никакой одежды на нем не было, кроме хитона или легкого передника, а также колпака – головного убора, который носили древние ремесленники. На большинстве рисунков, сохранившихся до наших дней, Вулкан занят работой, стоя возле наковальни в окружении своих подмастерьев. Его кривая нога напоминает о печальных событиях, произошедших с ним в детстве. В отличие от римского божества, Гефест на некоторых старинных греческих монетах не имеет бороды. Очень часто на древних вазах изображалась сцена, где Вулкан с кузнечными клещами и молотом восседает на осле, которого ведет под уздцы Бахус с виноградной гроздью в руке.

Древние верования и легенды

Римляне были уверены, что кузница бога Вулкана находится под землей и даже знали точное место ее нахождения: один из небольших островов, расположенных в Тирренском море, близ берегов Италии. На нем есть гора, на вершине которой имеется глубокий провал. Когда же божество начинает работать, из него вырывается дым с пламенем. Поэтому остров и саму гору назвали одинаково - Вулкано. Интересен тот факт, что из кратера действительно непрерывно вырываются серные пары.

Римский бог Вулкан

На острове Вулкано есть маленькое грязевое озеро. Согласно легенде, его выкопал сам древнеримский бог Вулкан. Как известно, он был некрасивым и вдобавок хромым, однако сумел жениться на красавице Венере. Бог ежедневно погружался в это грязевое озеро, чтобы омолодиться. Есть еще одна легенда, в которой говорится, что Вулкан смастерил приспособление, с помощью которого он мог делать из теста тонкие и длинные нити, считающиеся прообразом спагетти.

Сохранившиеся раритеты

Недалеко от арки Септимия Севера, на Форуме, можно и сейчас найти остатки Вулканаля. Однако от самого храма, возведенного в честь бога Вулкана, некогда размещавшегося на Марсовом поле, не осталось и следа. Зато неплохо сохранилось большое количество изображений этого небожителя как на амфорах, так и в виде фигурок, изготовленных из металла. Большие же античные статуи Вулкану чаще всего воздвигали те, кому посчастливилось спастись от молнии, но таких скульптур, к большому сожалению, осталось очень мало.

Бог Вулкан


Вулкано (на латыни Volcānus , Volchanus , Volkanus ) [ 1 ] - римский бог огня [ 2 ] , помимо покровителя ремесел, связанных с печами в религии Древнего Рима . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Это происходит из древнейшей фазы римской религии; на самом деле, Марко Теренсио Варрон указал, цитируя Понтификум Анналов , что король Тит Тасио посвятил алтари ряду божеств, среди которых был Вулкан. [ 7 ]

Направление его культа соответствовало Flamen Vulcanalis , и его фестиваль проходил 23 августа, в день празднования Вулканалии . [ 1 ] Его главным храмом в Риме был Вулкан , расположенный на Римском форуме . [ 8 ] Его культ в городе Остия также был особенно актуален . [ 1 ]

Со временем Вулкан подвергся процессу идентификации с греческим богом Гефестом , пока в классический период он не ассимилировал его характеристики. [ 1 ] По этой причине его генеалогия в латинской традиции сложна. Согласно различным версиям мифа , он считался отцом Секуло , Како , Сервио Тулио , [ 1 ] Юпитера [ 9 ] и Перифета ; сын Юноны и Юпитера ; и хозяйка рабыни Окрезии и богинь майя , [ 10 ] Майеста , [ 11 ] Фортуна и Ферония . [ 9 ] [ 12 ]

Этимология

До середины 20 века считалось, что это не латинское слово . Первые этимологические объяснения его названия были даны по фонетическим причинам : Артур Бернар Кук , специалист по истории религий, связал его с критским Велханосом, богом природы и подземного мира; [ 20 ] теория, которая была опровергнута индоевропейским лингвистом Вольфгангом Мейдом в 1961 году . [ 21 ] В 1994 году французский писатель Жерар Капдевиль он восстановил эту этимологическую возможность после обнаружения преемственности между Велханосом и этрусскими велханами: в этом случае минойским богом было бы молодое божество, повелитель огня и спутник Богини-Матери . [ 22 ] Другая гипотеза принадлежит лингвисту и мифографу Кристиану-Джозефу Гийонварку , который предложил связать его с ирландским антропонимом Olcán (в огамном написании, Ulccagni , в родительном падеже). [ 23 ]

Природа


Истинная природа бога точно не известна, потому что, с одной стороны, его происхождение неясно, как в случае с этимологией его имени, а с другой стороны, в классический период Вулкан ассимилировал характеристики бог греческий Гефест. В целом можно сказать, что Вулкан был богом огня [ 1 ] , но также и обработки металлов. [ 25 ] На Крите поклонялись Вельханосу, богу природы и подземного мира. Возможность того, что Вулкан прибыл с Крита, из восточного Средиземноморья через Этрурию , была поднята, поэтому его изначальная природа была бы природой Велханоса. [ 26 ]

Генеалогия


Вулкану приписывают отцовство некоторых персонажей римской и латинской традиции: Чекуло , основателя Пренеста ; Какус , архаичное и чудовищное существо, жившее в окрестностях Рима, и Сервий Тулион , предпоследний царь Рима . [ 1 ]

Исследователь римской религии Жаклин Шампо и профессор истории Рима в Университете Вероны Аттилио Мастроцинке выдвинули гипотезу, что Вулкан - это неизвестный бог, который в древнейшей латинской мифологии зачат девственницу и богиню - мать, соответствующую области греческой религии , богиню. Фортуна в городе Пренесте и богиня Ферония в городе Анксур . В таком случае Вулкан был бы отцом Юпитера . [ 37 ] [ 9 ]

Сопоставляя различные мифологические рассказы, археолог Андреа Карандини считал, что Како и Кака были детьми Вулкана и божества или местной девственницы, так же, как и Секуло. По словам Карандини, Caco и Caca представляли, соответственно, металлургический пожар и домашний пожар, проекции Вулкано и Весты . Эти мифологические истории восходят к догородскому периоду Лацио и устанавливают двойную генеалогию: на божественном плане Вулкан оплодотворил девственную богиню и породил Юпитера , божественного владыки; на человеческом уровне Вулкан зачат местную девственницу, вероятно, принцессу, и породил вождя. [ 38 ] Первое свидетельство ритуальной связи между Вулканом и Вестой восходит к лектистернию 217 г. до н.э. [ 39 ] . Другие ключи, которые, кажется, подтверждают эту связь, - это близость между двумя святилищами и заявление Диониса Галикарнасского о том, что оба культа были введены в Риме Титом Тасио , чтобы выполнить клятву, которую он дал в битве. [ 40 ]

Вулкан также связан с двумя древними женскими божествами, Stata Mater [ 12 ] , которая, вероятно, является богиней, которая останавливает огонь, и Maya , [ 10 ] имя которой, согласно эллинисту HJ Rose , произошло от корня MAG , таким образом, которое должно было можно интерпретировать как богиню, которая контролировала рост, возможно, посевов. [ 26 ] Макробио сослался на мнение Чинчо в защиту того, что компаньонкой Вулкана была Майя , оправдывая это заявление тем фактом, что фламен Вулканалис он принес жертву Майе в майские календы ; в то время как, согласно Писо, спутницей бога была не Майя, а Майеста. [ 11 ] Наконец, Гелио также связал Вулкана и Майю на основе молитвенников, которые использовались в его время. [ 10 ]

Поклонение и присутствие


Культ Вулкана был возложен на меньшего фламена , называемого Фламен Вулканалис . [ 1 ] Его присутствие и важность варьировались в зависимости от территории.

Храмы в Риме: вулкан и храм цирка Фламинио

Главным и самым старым храмом Вулкана в Риме был Вулкан , расположенный в районе вулканов , на открытой площадке у подножия Капитолийского холма , в северо-западном углу Римского форума , где был алтарь , посвященный богу и многолетний огонь. Согласно римской традиции, Ромул построил Вулканал и поместил там бронзовую колесницу для Вулкана, военный трофей, выигранный после поражения Фиден через шестнадцать лет после основания Рима - хотя, согласно Плутарху, эта война велась против Камерии. -. Ромул также поместил свою статую с надписью греческими буквами , в которой был список его успехов. [ 41 ] В этой последней статуе, согласно Плутарху , Ромула короновала богиня Виктория. [ 42 ] Кроме того, король посадил священное дерево лотоса в святилище , которое все еще существовало во времена Плиния Старшего и, как говорили, было таким же старым, как и сам город. [ 8 ] Было высказано предположение, что храм восходит к тому времени, когда Форум его все еще не было в городе. Тито Ливио дважды упоминает вулкан в связи со странными потоками крови, первый из которых произошел в 183 году до нашей эры. C. [ 43 ] и второй в 181 году а. С. [ 44 ]

Район вулканов , вероятно, locus substructus , то есть место, построенное в недрах [ 45 ] , был расположен на пять метров выше, чем Comitium , из-за морфологии местности в то время. [ 46 ] По этой причине это было место, из которого король и магистраты Первой республики разговаривали с людьми до того, как были построены ростры . [ 47 ] На вулкане была также бронзовая статуя Горацио Коклеса , [ 48 ] которая была перенесена туда из Комиций , нижний локус , то есть подземное место [ 49 ] после удара молнии. По словам Авла Гелио , тот факт, что в статую ударила молния, означал, что римляне должны были искупить недостатки перед богами с помощью жертвоприношений. По этой причине они называли некоторых этрусских авгуров чтобы проанализировать событие и знать, как действовать, но они, движимые ненавистью к римлянам, посоветовали им перенести статую на более низкое место, куда никогда не попадет солнечный свет. Очевидно, авгуры советовали римлянам противоположное тому, что они действительно считали необходимым сделать, а именно поставить статую на более высокое место. Когда римляне обнаружили обман, авгуров казнили , а статую перенесли в район вулканов, который, действительно, находится выше. [ 50 ] Еще в 304 году до нашей эры в районе вулканов Чнео Флавио построил храм Согласия . [ 51 ] Постепенно, как указал археолог Самуэле Болл Платнер , Вулкан был окружен зданиями, пока не был полностью покрыт новыми постройками. [ 52 ] Несмотря на все эти новые здания, посвящение Августа в 9 г. до н.э. показывает, что в то время Вулкан все еще был местом поклонения римлян. [ 53 ]

В начале 20 века за аркой Септимия Северо были найдены остатки фундаментов , построенных из вулканического туфа, которые, вероятно, принадлежали вулкану , а также остатки скалистой платформы длиной 3,95 метра и шириной 2,80 метра., которые были залиты цементом и покрашены в красный цвет. Его верхняя поверхность была подрезана небольшими каналами, а перед ним были обнаружены остатки дренажного канала из туфобалласта . Была выдвинута гипотеза, что это был алтарь Вулкано. На скале были обнаружены следы повреждений и ремонта, а на поверхности виднелись круглые и неквадратные полости, имевшие определенное сходство с гробницами и считавшиеся таковыми некоторыми авторами. [ 54 ] Немецкий археолог Фридрих фон Дун , после открытия древних кремационных гробниц на Форуме , утверждал, что вулкан изначально был местом, где сжигались трупы. [ 55 ]

Еще один храм Вулкана был возведен до 215 г. до н.э. на Марсовом поле , в Цирке Фламинио , где во время Вулканалии проводились игры в его честь. Витрувий заявил, что этрусские авгуры также предписывали в своих книгах строить храмы Вулкана за пределами городских стен , чтобы огонь не направлялся на дома. [ 56 ]

Поклонение в Остии


В Остии культ Вулкана был самым важным в городе [ 1 ] , как и его жрец по имени Понтифик Вулкани и Эдиум Сакрарум , который контролировал все священные здания в городе [ 57 ] , и он давал или отказывал в разрешении для возведения статуй восточных божеств. Понтифик Вулкана был назначен пожизненно, вероятно, советом декурионов , и его положение соответствовало положению высшего понтифика . из Рима. Это была также высшая должность в административной карьере города Остии. Фактически, они были выбраны из числа людей, которые уже занимали государственные должности в городе или на имперском уровне . Понтифик Вулкана был единственной властью, имевшей определенное количество помощников, точнее, трех преторов и двух или трех эдилов , религиозных должностей, которые, хотя и разделяли название с гражданскими должностями претора и эдила, выполняли разные функции. [ 58 ] На основании фрагментарной надписи, найденной в Аннабе , древнего Гиппопотама Региуса , [ 59 ] Считается, что писатель Светоний занимал пост Понтифика Вулканов . [ 60 ]

Вулкано на других территориях

Есть и другие упоминания о Вулкане за пределами Рима. Благодаря Страбону стало известно, что в Поццуоли была местность, называемая по-гречески Агора Гефеста ( Форум вулканов на латыни), равнина, характеризующаяся многочисленными выходами вулканического пара, где находится Сольфатара . [ 61 ] Кроме того, Плиний Старший указал, что в окрестностях Модены огонь исходил из земли в дни, посвященные Вулкану . [ 62 ]

Вулканалия


Праздником, посвященным богу, была Вулканалия , которую отмечали 23 августа, то есть за десятый день до сентябрьских календ. В тот день проводились Ludi Piscatorii - игры в честь Вулкана, которые проводили рыбаки Тибра на берегу реки напротив города. Во время празднеств живые рыбки, пойманные в реке , приносились в жертву огню вулкана , заменяя человеческие души. [ 63 ] [ 64 ] [ 27 ] Также кажется, что это обычная дневная традиция, когда люди вывешивают свою одежду и ткань на солнце. [ 65 ] Согласно Дюмезилу , эта ритуальная практика могла отражать теологическую связь между Вулканом и Солнца . [ 66 ] Другой распространенной практикой было начало работы при свечах, вероятно, в попытке получить пользу от огня , связанного с богом. [ 67 ]

Что касается даты 23 августа, историк Аппиано рассказал, как 23 августа 153 г. C. состоялось первое противостояние между римской армией под командованием Квинто Фульвио Нобилиором и кельтиберийской армией Сегеденсов и Нумантинцев под командованием Каро де Сегеда . Результат этой первой битвы был благоприятным для кельтиберов, и с тех пор Рим объявил этот день катастрофическим, и они решили не сражаться в этот день. [ 68 ] С 2002 года в арагонском муниципалитете Мара . , древняя Сегеда, реконструкция той исторической битвы, которая называется Вулканалия. [ 69 ] [ 70 ]

Отождествление с Гефестом


Вулкано в Алабаме

Это работа итальянского скульптора Джузеппе Моретти (1857-1935), который спроектировал ее для выставки Сен-Луи 1904 года как символ промышленной деятельности города. После мероприятия ее вернули в Бирмингем. В 1936 году он был размещен на нынешнем месте. [ 84 ] С годами статуя начала проявлять признаки разрушения и особенно образования ржавчины , поэтому в период с октября по ноябрь 1999 года она была разобрана на несколько частей и подверглась реставрации, финансируемой сообществом. [ 84 ] Операция по демонтажу была затруднена из-за наличия цемента, который был помещен на ножки статуи для стабилизации. Проект реставрации получил награду от Национального фонда сохранения исторического наследия в 2006 году. [ 85 ] После реставрации статуя была заменена на ее место в 2003 году, а в 2004 году, в год столетия, парк Вулкан был открыт для публики. [ 84 ]

Смотрите также

Библиография

Классические шрифты

Современные шрифты

Примечания и ссылки

Бог огня, которого римляне называли Вулканом, а греки Гефестом, олицетворял собой в античной мифологии силу и творчество. Огонь был его элементом подобно тому, как вода была элементом Нептуна. По древним сказаниям, земной огонь происходит от небесного огня; этот земной огонь находился главным образом внутри вулканов, выбрасывающих его часто наружу, и вот римляне, желая олицетворить эту силу природы, сложили легенды о Вулкане.

Бог Вулкан

Кузница Вулкана. Картина Тинторетто, 1576-77

Рождение Вулкана и свержение его с Олимпа. Вулкан – сын Юпитера и Юноны. Подобно пламени, которое вначале слабо и ничтожно и только потом разгорается и усиливается, он родился слабым, хилым и хромым. Красавица Юнона, стыдясь подобного сына, сбросила его с вершины Олимпа. Он упал в море и был воспитан двумя нереидами, Фетидой и Эвриномой. В продолжение девяти лет он занимался изготовлением украшений из драгоценных камней и металлов для дочерей Океана.

Прожив несколько лет на дне моря, Вулкан вернулся на Олимп, но, заступившись за мать во время одной ее ссоры с Юпитером, он навлек на себя гнев Громовержца, и тот, схватив его за ногу, сбросил обратно на землю. Целый день летел Вулкан в пустом пространстве, пока не упал почти без признаков жизни на остров Лемнос, который с тех пор стал его любимым местопребыванием. Там, на горе Мосихле устроил он свою кузницу, где работал дни и ночи вместе со своими учениками – одноглазыми циклопами.

На Лемносе же находился храм в честь этого бога, выстроенный на том месте, куда, по древним сказаниям, Вулкан упал. Там ежегодно бывал праздник в честь огня, который поддерживали на жертвеннике круглый год.

Внешность и атрибуты Вулкана. Древние поэты описывали Вулкана в виде кузнеца сильного, искусного, но неуклюжего и смешного, подвергавшегося частым насмешкам красивых олимпийских богов. Архаическое искусство изображало его в виде хромоногого карлика в остроконечной шапке, и только в эпоху расцвета греческого искусства его стали представлять сильным и мужественным, с густою бородою и со всеми принадлежностями кузнеца.

Он неутомимый работник и придумывает для богов Олимпа всевозможные вещи; им сделаны скипетр и эгида Юпитера, трон бога сна Гипноса, корона и колесница Гелиоса, корона Ариадны, медные быки, охраняющие золотое руно. Он также выковал для Аполлона стрелу, которая всегда попадала в цель и вновь возвращалась к нему. Диана также обратилась к Вулкану, когда ей понадобились колчан, лук и стрелы.

Месть Вулкана. Желая отомстить своим безжалостным родителям, Вулкан придумал выковать красивое золотое кресло, которое само приковывало к себе неосторожного, рискнувшего сесть на него, и только повинуясь воле Вулкана, отпускало свою жертву. Однажды Юнона, придя навестить сына в его кузницу и ничего не подозревая, села на золотое кресло. Вулкан, несмотря на все ее просьбы, не захотел ее освободить. Тогда бог войны Марс вступился за свою мать и принудил его отпустить Юнону.

Вулкан страшно рассердился, он не захотел более возвращаться на Олимп и ничего не стал делать для богов. Огорченные боги напрасно просили его вернуться – он был неумолим, пока наконец Вакху (Дионису) удалось напоить его вином и привести пьяным на Олимп. С тех пор дружба между Вулканом и Вакхом упрочилась, и в этом надо видеть намек на то, что виноград созревает лучше и обильнее на вулканической почве, как бы согреваемый подземным огнем.

Но Вулкана, по-видимому, мало огорчала измена Венеры; в шутливой форме повествует одно стихотворение о том, что он более всего тревожится о судьбе даров, преподнесенных им в разное время Венере, и решил не выпускать ее из сетей до тех пор, пока не получит их обратно. Античные барельефы, сохранившиеся до наших дней, изображают пленных Марса и Венеру и осмеивающих их богов.

Кузница Вулкана. Кузница Вулкана и его работники, одноглазые циклопы, служили не раз темой для разных произведений искусства; их изображали на камеях, античных барельефах и картинах.

Из художников новейшего времени Веласкес изобразил мастерскую Вулкана в тот момент, когда Гелиос пришел сообщить ему об измене Венеры: бог огня занят работой, а три циклопа, опустив свои молоты, с любопытством прислушиваются к рассказу бога солнца.

Веласкес. Кузница Вулкана

Кузница Вулкана. Картина Д. Веласкеса, 1630

В Лувре находится небольшая картина Романо: в мастерской, окруженные амурами, сидят рядом Венера и Вулкан, он показывает ей только что выкованные стрелы и колчан.

Исполняя заказ кардинала Савойского, поручившего ему написать плафон с изображением четырех элементов, Альбано написал Вулкана и его кузницу как олицетворение огня.

Существует много изображений циклопов, этих одноглазых великанов, производивших, по мнению древних, такой адский шум в недрах вулканов. Они сильно занимали народное воображение, и им приписывали в древние века, как в средние века дьяволу, все постройки и памятники неизвестного происхождения. Циклопы своим видом нагоняли на всех ужас.

В одном гимне рассказывается о том, как Диана в сопровождении нимф идёт в кузницу Вулкана просить его выковать ей колчан и стрелы. Там они видят циклопов, и нимфы, объятые ужасом, бледнея и дрожа, смотрят на великанов, единственный глаз которых зловеще сверкает посреди лба. От ударов их тяжелых молотов дрожит и колеблется вся Италия, искры сыплются во все стороны, вылетая из вулканических недр, где живут эти страшилища. Даже матери пугали ими своих непослушных детей.

Читайте также: