Бизнес и государство доклад

Обновлено: 05.07.2024

В современной России бизнес тесно переплетен с политической сферой. Только форматы участия бизнеса в политике носили на различных этапах истории принципиально разный характер. Вначале бизнес играл активную роль, вытесняя государство с его позиций в ходе своей бурной экспансии, а затем уже государство стало брать реванш, укрепляя свои позиции не только в политике, но и на рынке. В настоящее время, несмотря на рост экономической турбулентности и масштабные изменения внешнеполитического позиционирования России, государство остается основным актором российской политики и экономики – и вряд ли в ближайшее время ситуация принципиально изменится.

Можно выделить несколько этапов развития бизнеса в России за период существования в стране рыночной экономики [1] .

Первый этап: бизнес вытестняет государство

С Запада в Россию ехали предприниматели, желавшие зарабатывать деньги на развивающемся рынке, некоторые из которых задержались в стране надолго (как инвестор Борис Йордан или медиа-менеджер Дерк Сауэр). Затем потянулись менеджеры, которых приглашал крупный бизнес для формирования смешанных российско-зарубежных команд. В этот период вестернизация совпадала с государственной политикой, ориентированной на максимальное сближение с Западом. И в последующем, когда отношения с Западом стали ухудшаться, привлечение западных инвестиций продолжало считаться важным фактором повышения конкурентоспособности российской экономики.

Второй этап: пир победителей

Но и в этот период бизнес не доминировал в отношениях с государством. Я.Паппэ и Я.Галухина называли следующие важнейшие характеристики взаимодействия крупного бизнеса и государства в этот период: витальная значимость для обеих сторон, паритетность, эксклюзивность, переговорный характер. Среди важнейших элементов модели присутствовали:

- прямое участие органов власти в формировании конкретных компаний и обеспечении их экспансии;

- экстраординарные способы финансирования государственных нужд частным бизнесом;

- прямые неинституционализированные консультации представителей государства и бизнеса, эпизодически проводившиеся по конкретным вопросам экономической политики вне рамок регулярного процесса принятия решений;

- периодические переходы представителей крупного бизнеса в органы государственной власти и обратный переход крупных политиков и чиновников;

- неоднократные случаи силового давления крупных предпринимателей или их коалиций на государство, далеко выходящие за рамки лоббизма в любом его определении;

- неоднократные случаи прямого силового давления правоохранительных органов и спецслужб на частные компании [6] .

Отметим также несколько факторов, которые делали эту модель крайне уязвимой и временной:

- модель носила крайне неэффективный характер для экономики – она не была способна обеспечить ни эффективное развитие, ни эффективное наполнение бюджета.

Третий этап: равноудаление

Новая схема сужала возможности бизнеса, ставя его в жесткую зависимость от государства. Но она же позволяла ему не просто сохранять свои позиции, но и развиваться при соблюдении правил игры. Компания Ходорковского была разгромлена, но другие крупные игроки уцелели. Можно привести пример Вагита Алекперова – основателя и руководителя нефтяной компании ЛУКОЙЛ. В отличие от Ходорковского, у него не было самостоятельных политических амбиций – таким образом, ЛУКОЙЛ избежал жесткого конфликта с государством, хотя в 2002 году компания добровольно компенсировала государству $103 млн, сэкономленных с помощью оффшорной схемы (хотя дела в арбитражных судах ЛУКОЙЛ и выиграл). Вскоре после ареста Ходорковского официальный представитель ЛУКОЙЛа заявил, что руководство компании намерено отказаться от любых, даже легально разрешенных, схем минимизации налогообложения.

Четвертый этап: особенности доминирования государства

После 2003 года экономическая политика государства приняла более дирижистский характер, но при сохранении либеральных тенденций в макроэкономике (например, в 2006 году была отменена обязательная продажа экспортной валютной выручки). Дирижистские методы выражались в нескольких сферах.

Союз Михельсона и Тимченко, таким образом, носит взаимовыгодный характер. Михельсону он помог получить сильную лоббистскую поддержку, позволившую ему не только удержать НОВАТЭК на плаву, но и получить мощный импульс для дальнейшего развития. Для Тимченко Михельсон – опытный бизнесмен в газовой сфере, который может профессионально управлять увеличивающимися в размерах активами.

В этой ситуации многие бизнесмены нашли свое место в представительных органах власти в качестве лояльных Кремлю депутатов (при этом они сохраняют реальный контроль над своим бизнесом). Количество предпринимателей, поддерживающих связи с оппозицией, на этом фоне крайне невелико из-за повышенных рисков. Одним из исключений был лидер партии Альянса зеленых, миллиардер Глеб Фетисов, который оказался под следствием, и в 2014-2015 годах находился под стражей. Одни наблюдатели считали, что это последствия его партийной деятельности, другие, напротив, говорили, что статус политика не стал достаточной защитой для бизнесмена [14] . В любом случае, этот пример не вызывает энтузиазма у других предпринимателей.

Пятый этап: жизнь в условиях санкций

Материал опубликован на русском и французском языках в интернет-издании Французского института международных отношений (IFRI)

[1] Подробнее о современной истории российского бизнеса см.: Бунин И.М. 20 лет спустя. Портрет отечественного бизнеса. Апрель 2015. С. 17-23.

[2] Главный враг российской власти: история Михаила Ходорковского // РБК. 20 декабря 2013 .

[4] Паппэ Я.Ш., Галухина Я.С. Российский крупный бизнес. Первые 15 лет. Экономические хроники 1993-2008. М., 2009. С. 87.

[5] См. например: КПРФ на запасном пути российского капитализма. Анализ и критика от Олега Шеина // 1998 г.

[6] Паппэ Я.Ш., Галухина Я.С. Ук. соч. С. 91-92.

[7] Бизнес несмотря ни на что: 40 историй успеха // Центр Политических Технологий, 2007, С . 37.

[9] Нефть и капитал. № 8, 2015.

[12] Нефть и капитал, № 8, 2015.

[15] Туровский Р.Ф. Власть и бизнес в регионах России: современные процессы обновления региональных элит. С. 24. >.

[16] Бунин И.М., 20 лет спустя. Портрет отечественного бизнеса, Апрель 2015, С. 169.

[17] Там же. С. 306.

[18] См. Forbes, 3 ноября 2013.

[19] Радзиховский Л. Европейцы сверху // Независимая газета, 7 марта 2006, .

[20] Дерипаска: Я готов отдать свою компанию государству .

[24] Иноземцев В. Стратегия: Вслед за Лукашенко // Ведомости, № 3898 от 19 августа 2015.

Гост

ГОСТ

Взаимодействие государства и бизнеса – это процесс обмена действиями между органами государственной власти и предпринимателями, осуществляемого в целях реализации их интересов.

Общее представление о взаимодействии государства и бизнеса

Государство и бизнес являются неотъемлемыми субъектами общественной жизни всех стран. При этом система взаимодействия между ними в каждой стране специфична. Эта специфика обусловлена действием нескольких основных факторов:

  • характер отношений, который сложился исторически между государством и бизнесом;
  • типы экономического поведения населения, которые преобладают в данной стране;
  • традиции разрешения деловых конфликтов;
  • особенности распределения экономических ресурсов между различными социальными институтами;
  • уровень политической культуры населения.

Совокупное действие этих факторов определяет модели и способы взаимодействия государства и бизнеса. В современном мире государство и бизнес могут взаимодействовать по одной из двух моделей, которые принципиально отличаются друг от друга – плюралистической и неокорпоратистской.

Стоит отметить, что в чистом виде ни одной из этих моделей в мире не существуют. Ученые говорят лишь о наличии определенных факторов, по которым можно утверждать преобладание той или иной модели. Следовательно, чаще всего в мире конкретные экономики представляют собой некие смешения и переплетения обеих моделей.

Характеристика плюралистической модели взаимодействия государства и бизнеса

Плюралистическая модель взаимодействия государства и бизнеса базируется на том, что части общественной системы координационно зависят друг от друга. Это значит, что какая-то одна часть целостной системы не может играть доминирующую роль.

Деятельность государства должна осуществляться в интересах всего капиталистического класса. Подобное мнение объясняется тем, что этот класс занимается материальным производством продукции, жизнеобеспечивающей как каждого конкретного индивида, так и все общество в целом. А другие члены общества, которые занимаются иными видами общественного производства (в том числе, государство), выступают в качестве субъектов, деятельность которых способствует оптимизации и развитию материального производства.

Готовые работы на аналогичную тему

В основе плюралистической модели взаимодействия государства и бизнеса лежит англо-американская традиция, которая сама сформировалась с учетом наличия в обществе следующих культурно-исторических особенностей:

  • преобладающим принципом социально-экономического поведения основной части населения США и Великобритании является индивидуализм, который подразумевает ориентацию людей на личный успех и их готовность принять на себя ответственность;
  • одним из главных условий и движущей силой общественного развития является конкуренция, создание условий для которой выступает в качестве основы деловой этики и системы регулирования экономических отношений;
  • основным показателем успешности, прежде всего, является прибыль;
  • государству отводится роль разработчика правил регулирования отношений в экономике, разрешителя конфликтных ситуаций и помощника отечественных производителей на мировых рынках;
  • основным методом разрешения конфликтов между участниками корпоративных отношений является проведение судебных процессов.

В результате действия этих факторов были определены основные аспекты концепции плюрализма. А именно: государство – это независимый арбитр, который принимает решения исходя как из общенациональных интересов, так и из частных интересов отдельных групп. Государство в основном ведет себя пассивно, его основной функцией остается властное распределение ограниченных ресурсов.

Частный бизнес выступает как полноценный участник политического процесса. Поэтому отношения между властью и бизнесом зачастую принимает форму сделок, заключаемых как между равноправными партнерами.

Характеристика неокорпоратистской модели взаимодействия государства и бизнеса

Неокорпоратистская модель взаимодействия государства и бизнеса также называется корпоратистской. Её фундаментальные основы были заложены на фоне развития (преимущественно в странах континентальной Европы) следующих культурно-исторических особенностей:

  • в качестве основы деловой этики рассматривалось сотрудничество и партнерство различных профессиональных и социальных групп;
  • ориентация населения, в первую очередь, на сохранение достигнутого уровня жизни и предотвращение возможных потерь для бизнеса и благосостояния;
  • главным считается обеспечение стабильности и успешного развития национальной экономики в целом, а не успех отдельной личности или компании;
  • получение прибыли зачастую рассматривалось не как конечная цель предпринимательской деятельности, а как условие ее ведения;
  • допускается ограничение конкуренции, если это является необходимым условием для реализации интересов экономики в целом;
  • государство несет большие социальные обязательства перед обществом, поэтому оно имеет право выдвигать соответствующие требования к нему, в том числе, к бизнес-сообществу;
  • конфликтные ситуации урегулируются, как правило, в досудебном порядке, посредством заключения между заинтересованными сторонами договоренностей (т.е. обращение в суд – это крайний способ).

Таким образом, неокорпоратизм предполагает наличие институциональных форм правления, в которой интересы бизнеса представляют несколько централизованных организаций (например, профсоюзы, союзы работодателей и др.), лишь содействующих государственным органам в разработке законопроектов и в выработке политических решений и принимающих в обмен на это содействие ряд обязательств. В настоящее время подобная модель взаимодействия государства и бизнеса успешно реализована в странах северной Европы (таких, как Дания, Швеция, Норвегия, Нидерланды и др.).

Введение ……………………………………………………………………..3 стр.
1 Бизнес в современном обществе …………………………………………4 стр.
2 Особенности отношений бизнеса и государства в России ……. ……..7 стр.
3 Перспективные направления диалога бизнеса и государства…..…….14 стр.
Заключение ………………………………………………………………. 22 стр.
Список литературы ………………………………………………………. 23 стр.

Файлы: 1 файл

Актуальные проблемы.doc

1 Бизнес в современном обществе …………………………………………4 стр.

2 Особенности отношений бизнеса и государства в России ……. ……..7 стр.

3 Перспективные направления диалога бизнеса и государства…..…….14 стр.

При реформировании экономики России основными механизмами формирования рыночных отношений стали приватизация и разгосуда рствление. Эта реформа дала нам новую среду хозяйствования и новые субъекты хозяйствования от предприятий мелкого и среднего бизнеса до рыночных гигантов – крупных хозяйствующих субъектов корпораций или крупных бизнес - групп, которые сыграли огромную в становлении современной политической системы России и экономики страны.

Роль бизнеса в современном обществе многогранна и многолика. Бизнес выступает главным связующим звеном, обеспечивающим полноценную интеграцию общества, существование и развитие социального партнерства. В настоящий момент российский бизнес - самая активная, мобильная часть общества, наиболее четко и внятно представляющая не только собственные интересы, но и приоритеты развития страны, свою роль и возможности в этом развитии.

В сфере отношений бизнес – групп и государства основой институциональных преобразований является регулирование в вопросах права и этики бизнеса, которое устанавливается государством, а главное выражает экономические интересы государства как главного субъекта национальной экономики.

В научной литературе, в средствах массовой информации довольно часто поднимаются вопросы взаимодействия бизнеса и государства. Все многообразие взглядов сводиться к тому, что бизнесу отводиться главная роль в развитии общества. Он выступает фактором, условием, катализатором развития.

Поэтому цель моей работы – выявить специфику российского взаимодействия бизнеса и государства как главного фактора развития, рассмотреть перспективы взаимодействия бизнеса и государства.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (10 источников).

1 Бизнес в современном обществе

Лишь преодолев этот барьер осознания можно действительно приблизиться к той роли, на которую претендует бизнес-сообщество в нашей стране: роли лидера, определяющего качество жизни, и ответственного партнера в социальной сфере и в области культуры, науки, искусства.

Ключевое место бизнеса в жизни общества обусловлено его функциями в общественном развитии. Прежде всего, это экономическая функция: вне зависимости от общественного уклада, политического режима и доминирующих религиозных взглядов, каждое общество способно существовать и успешно развиваться лишь при условии хозяйственной деятельности, обеспечивающей, как минимум, хотя бы воспроизводство его потенциала, что предполагает эффективную деловую активность и управление ею.

Не менее важна политическая функция бизнеса и менеджмента. Политическая жизнь любого общества, в конечном счете, выражает столкновение, борьбу конкретных интересов, прежде всего – экономических. Поэтому деловой мир (крупные предприниматели, топ-менеджеры, средний и мелкий бизнес, объединенный в отраслевые или региональные союзы и ассоциации) оказывает определяющее влияние на принятие политических решений; без их активного участия и поддержки не обходится ни одна избирательная кампания или формирование органов власти. Тем самым бизнес оказывается одним из решающих факторов формирования и развития гражданского общества.

В определенной степени деловой мир выполняет по отношению к обществу лидерскую функцию. Его состояние, цели, характер и способы осуществления деловой активности определяют состояние общественной жизни: общие настроения, жизненные цели и т. д.

В свете всего сказанного становится очевидным, что в современном обществе бизнес выполняет важнейшую модернизационную, а точнее – инновационную функцию, обеспечивая не только экономические условия выживания и развития социума, но и реализацию новейших достижений мировой технической, научной и гуманитарной мысли. Нельзя не признать, что переход традиционных обществ и культур к современному производству, достижениям науки, техники, медицины, гражданскому обществу, демократическим свободам, международному сотрудничеству и интеграции осуществлен именно с помощью и на основе реальной практики деловой активности.

Таким образом, можно признать, что деловой мир выступает главным связующим звеном, обеспечивающим полноценную интеграцию общества, существование и развитие социального партнерства. Не только политика, но и искусство, образование, наука, спорт в любой стране и в любом обществе не могут полноценно развиваться без поддержки со стороны делового мира. Спонсорство, патронаж, благотворительность, лоббистская деятельность – перечень форм социального сотрудничества и партнерства можно продолжать, но все они, в конечном счете, замыкаются на взаимодействие с конкретными фирмами, корпорациями, финансовыми группами и отдельными предпринимателями.

Практика и теория эффективного бизнеса, менеджмента или корпоративного управления как эффективной технологии деловой активности – одно из важнейших достижений цивилизационного опыта. Это непрерывно совершенствующийся синтез теории и практики, анализа и интуиции, функциональных знаний и управленческих компетенций, способности плодотворно вести дела с партнерами и клиентами и поддерживать заинтересованность сотрудников в достижении целей компании.

Бизнес как деловая активность в условиях рыночной экономики – одна из наиболее динамичных и креативных форм человеческой деятельности. Также как творчество в живописи или поэзии, он опирается на некое внутреннее движение. В бизнесе это – идея, заложенная в тот или иной проект, желание достичь определенных высот. В искусстве – вдохновение. Уже потом – умения, навыки, приобретенное мастерство, и это становится (или не становится) ремеслом. Однако отсутствие вдохновения мастерством не заменить. От этого возникают страдания, поиски, метания творческих натур. В бизнесе дилетантство сразу бросается в глаза. То, что в искусстве могут назвать новой формой или поисками, в бизнесе чревато гораздо более печальными последствиями, чем неприятие со стороны критиков: возможное банкротство, потеря репутации, личные трагедии людей. Знания, умения, и опыт в бизнесе чрезвычайно важны. Без них нет результата.

Сделано многое, но предстоит еще больше. Для того чтобы, с одной стороны, выйти на международный конкурентоспособный уровень ведения бизнеса, а, с другой – гармонизировать ситуацию в нашей просторной и многоликой стране, необходимы регулярные усилия по созданию реального социального партнерства и качественного менеджмента во всех сферах жизни.

Технология деловой активности (менеджмент) менялась и радикально, особенно за последнюю сотню лет. Это обстоятельство, к сожалению, не всегда учитывается в российском общественном мнении, живущем до сих пор преимущественно представлениями о бизнесе середины позапрошлого столетия, бывшего предметом марксова анализа. Но именно в последовавший за этим период бизнес проделал серьезную и радикальную эволюцию. Сегодня на наших глазах происходит эволюция культуры российского бизнеса, и деловая активность становится мотором развития общества.

Так же, как живой организм, каждый бизнес проходит все стадии развития. Все они необходимы, и результат каждого из этапов находит свое реальное место в жизнедеятельности компании. Бизнесу нужна сбалансированная жизнь, реальная основа для деятельности, импульс для движения вперед и наполненность идеями для процветания. Однако все эти этапы наблюдаются в России одновременно, и в этом состоит наша безусловная уникальность.

2 Особенности отношений бизнеса и государства в России

На протяжении всего периода после распада СССР характер взаимоотношения власти, бизнеса и общества на федеральном и региональном уровнях подвергался существенным переменам. Условно можно выделить три временных этапа:


Формирование эффективной экономической политики в современных условиях предполагает существенное повышение роли и влияния межотраслевых и отраслевых предпринимательских ассоциаций. Сегодня в экспертном сообществе практически не находит поддержки довольно распространенная в последней четверти прошлого века точка зрения, согласно которой коллективные действия предпринимателей считаются неизбежным злом для общества, а последовательное отстаивание интересов бизнес-сообщества – своего рода ловушкой, способной замедлить экономический рост.

Очевидно, следует подумать об усовершенствовании механизма оценки регулирующего воздействия нормотворчества на предпринимательскую деятельность. По-видимому, следует в законодательном порядке четко прописать саму процедуру разрешения конфликтных ситуаций, когда какое-нибудь спорное положение встречает активное отторжение со стороны бизнес-сообщества. Основываясь на опыте ряда зарубежных стран, имеет смысл предусмотреть принятие специального регламента в части образования и работы согласительных комиссий, состоящих из членов профильных комитетов Госдумы, Совета Федерации, представителей соответствующих ведомств и бизнес-ассоциаций. Разве такая мера не лежит в русле решения важной задачи, о которой было заявлено при подведении итогов работы Госдумы шестого созыва? Тогда речь шла о том, чтобы в 2014 году совершить качественный переход к новому уровню законотворческой политики.

Второе. Принятые за последний год шаги федеральной власти и новые инициативы различных депутатских групп, прежде всего Общероссийского народного фронта, создают предпосылки для налаживания эффективного гражданского контроля за осуществлением государственных программ экономической и социальной политики. Опросы по линии ТПП РФ свидетельствуют, что от 55 до 75% предпринимателей готовы участвовать в контроле закупочной деятельности в государственных структурах и компаниях с госучастием, а также в процессе формирования цен и тарифов в естественных монополиях.

Мы считаем, что в итоговой версии закона об общественном контроле необходимо отдельной строкой зафиксировать полномочия в этом деле предпринимательских ассоциаций. Важно еще раз вернуться к порядку рассмотрения инициатив граждан, собравших 100 тысяч подписей в Интернете. Все такого рода инициативы, имеющие экономическую подоплеку, обязаны, на наш взгляд, пройти экспертизу предпринимательских объединений до того, как их внесут в повестку работы законодательного органа. Нужно пересмотреть порядок формирования общественных советов при федеральных и региональных органах управления. Предпринимательским союзам и ассоциациям следует предоставить право напрямую делегировать своих представителей в такие советы, действующие при ведомствах экономического и социального блоков.

Палата разделяет озабоченность значительной части экспертного сообщества, указывающей, что федеральная контрактная система открывает новые возможности для честной конкуренции и вместе с тем не дает гарантий от появления новых лазеек, которые быстро оккупируют недобросовестные бизнесмены, поднаторевшие на коммерческом подкупе и коррупционных схемах. Одна из таких лазеек – предквалификационный отбор поставщиков. Сегодня в этой сфере безраздельно доминируют госзаказчики, тогда как мнение и доводы предпринимательских ассоциаций, как правило, игнорируются.

Не содержат каких-либо разъяснений на этот счет и опубликованные в ноябре прошлого года методические рекомендации Минэкономразвития, нацеленные на облегчение доступа малых и средних предприятий к госзаказу. Эта категория предпринимателей недвусмысленно связывает с участием палат и отраслевых бизнес-ассоциаций в предквалификационном отборе свои надежды относительно того, что новые требования закона о 15%-ной квоте малого и среднего бизнеса в выполнении госзаказа будут соблюдаться строго и неукоснительно, а доступ к госзаказу получат действительно достойные, а не аффилированные с заказчиками фирмы. Так почему бы не ввести правило, когда уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей имел бы возможность по ходатайству предпринимательских ассоциаций приостанавливать проведение конкурсов и аукционов, организаторы которых не соблюдают норму, установленную законодателем в части малых и средних компаний?

Возникает вопрос: а не будет ли лучше, если удостоверение экспертов-специалистов возложить на независимые структуры в лице ведущих предпринимательских объединений? Во всяком случае, ТПП РФ и большинство территориальных палат располагают необходимым опытом и штатом профессионалов, способных давать объективные заключения по самым сложным объектам, требующим оценки.

Сегодня в деловом сообществе предлагается принятие комплекса правовых и организационных мер, способных вернуть доверие государства и общества к саморегулируемым организациям. Кроме того, многие указывают, что пришло время ставить вопрос о модернизации закона, регулирующего деятельность торгово-промышленных палат.

Читайте также: