Битва за британию доклад

Обновлено: 05.07.2024

Прикрепленные файлы: 1 файл

Битва за Британию.docx

Битва за Британию

Доклад ученика класса 9-1 Журавского Максима

После блицкрига по малым европейским странам, эвакуации британских и французских войск из Дюнкерка и капитуляции Франции, объявленной 22 июня 1940 г, единственным противником Германии на западе оставалась Великобритания, а Гитлер поверил в то, что Вторая мировая война фактически подошла к концу; он верил также в то, что британцы, поражение на континенте и потерявшие союзников, вскоре заговорят о переговорах. Но Уинстон Черчилль, только что занявший потерпевшие премьерское кресло, и большая часть его кабинета отказались идти к мирному соглашению с Гитлером. Вместо этого Черчилль задействовал весь свой талант оратора для того, чтобы отвратить общественное мнение от мыслей о капитуляции и приготовить Британию к продолжительной войне.

Несмотря на то, что Гитлер согласился тогда с мнением Редера, генерала Кригсмарине, о том, что до полномасштабной высадки десанта на Британские острова необходимо завоевать превосходство в воздухе, уже 16 июля был отдан приказ о подготовке плана вторжения в Великобританию. Гитлер верил в то, что уже одно известие о немецких военных приготовлениях испугает британцев и склонит их к мирным переговорам, но Англия отклонила официальное предложение Германии от 19 июля о заключении перемирия, и Гитлер отдал приказ о вторжении в Англию.

Стратегической целью операции была подготовка к наземному вторжению на Британские острова, операции под условным названием "Морской лев". За шесть недель до вторжения немецкие ВВС должны были начать крупное воздушное наступление на Англию, против английских ВВС. Первые две недели этого наступления должны были определить, можно ли практически осуществить переброску немецкой армии через Ла-Манш.

К началу битвы в распоряжении британского командования находилось 704 исправных самолёта, немецкое же командование имело в распоряжении примерно 3,500 бомбардировщиков и истребителей. Расчет немецкого командования в этой операции строился именно на громадном численном перевесе Люфтваффе. Однако, Люфтваффе столкнулись с куда более способным противником, чем авиации тех стран, с которыми Германии уже довелось воевать: лётчикам Третьего Рейха противостояли многочисленные, хорошо скоординированные и прекрасно снабжаемые воздушные силы.

Первые налеты немецкой авиации на Англию были произведены в ночь на 6 июня, когда около 30 самолетов атаковали аэродромы и другие объекты, расположенные на восточном побережье Англии, затем до 17 июня наступило затишье. В это время Франция начала переговоры о перемирии. Но с момента капитуляции Франции (22 июня 1940 года) и до начала дневного воздушного наступления немецкая авиация производила налеты на Англию почти каждую ночь.

С июля 1940 и до начала августа самолеты Люфтваффе еще перебрасывались на аэродромы во Франции, Бельгии и Нидерландах, и потому основными целями немецких бомбардировок являлись прибрежные конвои и морские базы, такие как Портсмут, но уже через месяц люфтваффе переключились на английские аэродромы. В ходе битвы люфтваффе также подвергали бомбардировке авиационные заводы и объекты наземной инфраструктуры.

В ходе ожесточённых воздушных боёв Королевские ВВС Великобритании отразили попытки люфтваффе завоевать господство в воздухе, уничтожить британские ВВС, разрушить промышленность и инфраструктуру страны, деморализовать население и тем самым принудить Великобританию к капитуляции или заключению мира.

Битва за Британию явилась первой военной кампанией, в которой участвовали исключительно ВВС и силы противовоздушной обороны. С июля 1940 основными целями немецких бомбардировок являлись прибрежные конвои и морские базы, такие как Портсмут, но уже через месяц люфтваффе переключились на английские аэродромы. В ходе битвы люфтваффе также подвергали бомбардировке авиационные заводы и объекты наземной инфраструктуры. В конечном счёте, ВВС Третьего рейха прибегли к тактике устрашающего бомбометания и атакам на объекты, имеющие большое политическое значение.

Содержание

Предыстория

После блицкрига по малым европейским странам, эвакуации британских и французских войск из Дюнкерка и капитуляции Франции, объявленной 22 июня 1940 г, единственным противником Германии на западе оставалась Великобритания, а Гитлер поверил в то, что Вторая мировая война фактически подошла к концу; он верил также в то, что британцы, потерпевшие поражение на континенте и потерявшие союзников, вскоре заговорят о переговорах. Хотя Министр иностранных дел Великобритании лорд Галифакс вместе с определённой частью общества и политического истеблишмента предпочёл бы достигнуть мирного соглашения с Германией, Уинстон Черчилль, только что занявший премьерское кресло, и большая часть его кабинета отказались идти к мирному соглашению с Гитлером. Вместо этого Черчилль, задействовал весь свой талант оратора для того, чтобы отвратить общественное мнение от мыслей о капитуляции и приготовить Британию к продолжительной войне.

Так как Англия, несмотря на её безнадёжную с военной точки зрения ситуацию, ещё не дала никаких знаков готовности к переговорам, я решил приготовить десантную операцию против Англии и, в случае необходимости, привести её в исполнение. Задача этой операции состоит в том, чтобы уничтожить английское государство как базу для продолжения войны против Германии.

2) В приготовлениях должно быть учтено выполнение всех предварительных условий, при которых высадка будет возможной;

а) Английские ВВС должны быть разбиты до такого фактического и морального состояния, при котором они будут не в состоянии собрать силы для сколь-нибудь значительной атаки на переправляющиеся немецкие войска.

Все приготовления следовало завершить до середины августа.

Силы сторон

Люфтваффе столкнулись с куда более способным противником, чем авиации тех стран, с которыми Германии уже довелось воевать: лётчикам Третьего Рейха противостояли многочисленные, хорошо скоординированные и прекрасно снабжаемые воздушные силы.

Истребительная авиация



Соединения истребителей

В отличие от англичан, Люфтваффе применяла свободные пары истребителей (их называли Rotte), в которой принимал решения ведущий (Rottenführer), а расстояния между его самолётом и самолётом ведомого (Rottenhund или Katschmareks) составляли около 183 метров [8] , при этом ведомый летел несколько выше и должен был всё время оставаться вместе с ведущим. В то время как ведущий занимался поиском вражеской авиации, ведомый мог прикрыть его со стороны мёртвой точки, а также должен был следить за самолётами противника в воздушном пространстве в мертвой зоне ведущего (сзади и ниже). Любой атакующий самолёт мог быть зажат между двумя Ме-109. [9]

Такой порядок был основан на принципах, сформулированных асом Первой мировой войны Освальдом Бёльке в 1916. ВВС Финляндии в 1934 году применял подобные порядки под названием partio (патруль; два самолёта) и parvi (два патруля; четыре самолёта) [10] со схожими идеями, однако пилоты Люфтваффе во время Гражданской войны в Испании (среди которых были Гюнтер Лютцов и Вернер Мёльдерс) довели эту тактику до совершенства.

В порядках Люфтваффе в паре Rottenführer мог сосредоточиться на поиске и атаке самолётов противника. Этот аспект, тем не менее, вызывал недовольство у низших чинов, потому что многочисленные победы некоторых Rottenführer происходили за счёт Katschmareks. Во время Битвы за Британию пилот, который уничтожил 20 самолётов, автоматически награждался рыцарским крестом, к которому добавлялись дубовые ветви, мечи и бриллианты за каждые последующие 20 самолётов. По этому поводу шутили, что те пилоты, которые имеют хроническое желание получать эти награды, страдают от больного горла [11] . Некоторые ведомые в порядках истребителей Luftwaffe могли расстреливать самолёты противника сверху, в то время как ведущие с трудом увеличивали свой счёт [12] .

Две из таких пар обычно объединилось в Schwarm, где все пилоты могли наблюдать, что происходит вокруг них. Все Schwarm в Staffel летели на различных высотах, соблюдая расстояние 183 метра, что позволяло совершать дальние перелёты и допускало большую степень гибкости. [13] . Имея форму креста, Schwarm мог быстро изменить курс. [9]

Бомбардировочная авиация

Четырьмя основными бомбардировщиками Luftwaffe' были Heinkel He 111, Dornier Do 17, Junkers Ju 88 и пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87 Stuka. Наиболее многочисленными из них были Heinkel He 111, обладавшие характерной формой крыла. В каждом из первых трёх типов существовалии модификации разведчиков, которые также активно применялись во время Битвы за Британию. [18]

Несмотря на успехи Luftwaffe на ранней стадии Битвы за Британию, пикирующие бомбардировщики Stuka понесли тяжёлые потери, что было связано с их низкой скоростью и уязвимостью перед истребителями во время выхода из пикирования. В связи с этим была ограничена полезная нагрузка и выбирались по возможности более близкие цели; в конце концов Stuka практически прекратили использовать против Англии, и в 1941 они были переведены на Восточный фронт. Тем не менее, иногда они все-таки применялись, например, 13 сентября при атаке на аэродром Тангмере. [19] [20] [21]

Другие три типа бомбардировщиков отличались по своим характеристикам: Heinkel 111 был самым медленным, Ju 88 был самым быстрым, а Do 17 мог нести наименьшую бомбовую нагрузку. [18] Все три типа бомбардировщиков несли большие потери от британских истребителей, однако потери Ju 88 были непропорционально больше. Позднее все три типа использовались во время ночных бомбардировок, однако Do 17 для этих целей использовался меньше, чем He 111 и Ju 88 из-за меньшей бомбовой нагрузки.

В Королевских ВВС тремя основными типами бомбардировщиков, в основном использовавшихся в ночных операциях по таким целям как фабрики, порты и железнодорожные узлы, были Armstrong Whitworth Whitley, Handley-Page Hampden и Vickers Wellington, которые классифицировались как тяжёлые бомбардировщики, однако фактически Hampden был средним бомбардировщиком, сравнимым с He 111. Двухмоторный Bristol Blenheim и выходящий из использования одномоторный Fairey Battle были лёгкими бомбардировщиками; Blenheim был наиболее многочисленным бомбардировщиком Королевских ВВС, он использовался против кораблей, портов, аэродромов, промышленных объектов на континенте днём и ночью, в то время как Battle использовался редко.

Стратегия люфтваффе

Стратегия Королевских ВВС

Чтобы переломить ситуацию, британские ВВС разделили своих летчиков— приблизительно 900 человек — на эскадрильи класса А, B и C. В эскадрильи класса А вошли лучшие летчики, умевшие обучать начинающих пилотов и способные приводить свое боевое соединение домой в целости и сохранности. Этих летчиков обучали приспосабливаться к стремительно меняющейся тактике врага и разрешали им атаковать самые отдаленные цели.

Эскадрильи класса В были хуже подготовлены, но командование британских ВВС постоянно поощряло и обучало их. Несмотря на недостаток летчиков класса А, их всегда включали в эскадрильи класса В как лидеров и примеры для подражания.

А эскадрильи класса С как можно больше держали на земле. Хотя летчиков нужно было больше, командование понимало, что участие класса С в яростных атаках может привести к таким же потерям среди британских летчиков, как среди немецких.

Продолжение кампании

Несмотря на неспособность Люфтваффе завоевать превосходство в воздухе над британскими ВВС, руководство Третьего рейха надеялось продолжить бомбардировки Лондона с помощью крылатых и баллистических ракет; 13 июня 1944 началось первое боевое применение германских крылатых ракет Фау-1. В конце декабря 1944 года генерал Клейтон Биссел (Clayton Bissell) представил отчет, указывающий на значительные преимущества V1 по сравнению с традиционными воздушными бомбардировками. Позднее статистика, относящаяся к потерям германских самолетов, несколько изменилась в сторону уменьшения, а к потерям британских самолетов в сторону увеличения. [22]

Еще 1 сентября 1939 года английское командование ВВС приняло решение бомбить промышленные центры Германии, если люфтваффе нанесет массированный удар по городам Великобритании. Однако, Геринг воздерживался от налетев на Альбион вплоть до окончания французской компании. Поэтому до 10 мая 40-го года британские бомбардировщики либо разбрасывали листовки над немецкими позициями, либо рыскали над Атлантикой в поисках кораблей кригсмарине.

Иногда их удавалось обнаружить, но английские ВВС, не имея опыта борьбы с надводным флотом, несли тяжелые потери. Более удачно бомбардировщики боролись с германскими субмаринами, но несколько раз самолеты Королевских ВВС по ошибке чуть было не отправили на дно собственные подводные лодки. Вторжение вермахта во Францию круто изменило положение.

10 и 11 мая немецкие самолеты атаковали все девять аэродромов, на которых Королевские ВВС базировалась на французской территории. Англичане имели сильную и хорошо отлаженную систему ПВО, и налеты закончились потерей всего нескольких машин. 11 мая, на следующий день после того как Черчилль сформировал свой кабинет, английские бомбардировщики атаковали город Фрайбург.

После варварской бомбардировки немецкой авиацией Роттердама, английское командование решило бомбить Рурский район, где были сосредоточены основные сталелитейные, оборонные и угледобывающие предприятия Германии. Целью этой операции было отвлечь внимание люфтваффе о погибающей французской армии, переключив его на Лондон и промышленные районы Англии. Однако, пока союзники во Франции не были окончательно разгромлены, в британском небе не появился ни один германский самолет.

21 мая 1940 года британские экспедиционные ВВС перебазировались в Южную Англию. При эвакуации Дюнкерка люфрваффе не без трудностей, но все же смогло добиться полного господства в небе. Но, причиной этого была отнюдь не слабость английской авиации. Дело в том, что британские солдаты и матросы, имеющие горький опыт боев в северной Франции автоматически принимали любой летящий самолет за немецкий. Это привело к тому, что артиллерийские расчеты кораблей при приближении любого самолета, не выясняя его принадлежность, сразу же открывали огонь. Потом эта история повторилась и при высадке на Сицилии и в Нормандии.

Люфтваффе, действовавшие в течении последних двух месяцев только в районе Ла-Манша, перенесли силу своего удара на британские аэродромы и радиолокационные станции. Однако немцы повредили всего пять радаров, которые в течении следующего дня были полностью восстановлены, и, потеряв 36 самолетов, вернулись на свои базы. Потери англичан составили 22 истребителя. На следующий день немцы продолжили прощупывать британскую систему ПВО, пытаясь найти в ней слабое место. Но на этот раз Истребительное командование Королевских ВВС смогло уничтожить уже 47 самолетов противника. Немцы же смогли сбить только 13 машин. Со следующей ночи германские ВВС переключили свое внимание на авиационные заводы, но и здесь не смогли добиться каких-либо значительных успехов. Английские летчики уничтожили 19 немецких бомбардировщиков, потеряв всего 7 самолетов.

После этого Геринг отдал приказ, согласно которому в составе экипажа каждого самолета, действующего над Англией, должно было быть не более одного офицера. 16 августа немцы повторили массированный налет. Пользуясь низкой облачностью, они смогли довольно далеко проникнуть в британское воздушное пространство, но по этой же причине ущерб от бомбардировок был минимальным. На этот раз Геринг потерял 45 самолетов, тогда как англичане – только 21.

Главной задачей люфтваффе было уничтожение английской истребительной авиации, которая стойко защищала Альбион от немецких бомб. Однако, первая неделя боев показала, что германские ВВС не способны ослабить Истребительное командование налетами на объекты в прибрежных районах Англии. Тогда Геринг обрушил всю мощь удара на Юго-Восточную Англию, которую защищала 11-я авиагруппа Королевских ВВС. Немецкое командование надеялось, что атаковав аэродромы, расположенные во внутренних районах страны, оно сможет втянуть в бой как можно большее количество британских истребителей.

В ночь на 25 августа 1940 года немецкие бомбардировщики случайно сбросили несколько бомб на Лондон. В течении последующей недели англичане каждую ночь устраивали показательные бомбардировки Берлина. В субботу, 7 сентября 1940 года, германские ВВС прекратили налеты на аэродромы и переключили свое внимание на Лондон. Это была роковая ошибка фюрера.

В ходе этой операции люфтваффе наносила серьезный урон Англии, однако, несмотря на победные фанфары Геббельса, и сама несла очень тяжелые потери. Система ПВО Берлина находилась в зачаточном состоянии и в первый налет ни одного британского самолета сбить не удалось. Через несколько дней налет повторился. Гитлер устроил Герингу истерику и приказал перенести основной удар с английской авиации населенные пункты. Фюрер считал, что таким образом ему удастся деморализовать англичан и заставить правительство Великобритании пойти на переговоры.

В апреле-мае 1941 года налеты на Англию значительно активизировались. Германское командование развернуло широкомасштабную компанию по дезинформации Сталина, в результате которой его удалось таки убедить, что следующей жертвой вермахта станет Великобритания. Когда эта цель была достигнута, большинство авиосоединений были тайно переброшены на Восток.

Впрочем, ещё за месяц до этого рейхсканцлер сохранял надежду на то, что ему удастся договориться с британцами. После июньского триумфа немецкие войска вышли к берегам Ла-Манша и ждали новых приказов. Однако их не последовало. Фюрер не желал войны с Англией. Он был уверен, что как только она лишится своего самого надёжного союзника на континенте — Франции, непременно будет просить мира.


Наблюдение за немецкими самолетами на крыше в Лондоне

Тем не менее этого не произошло, занявший пост премьер-министра Великобритании Уинстон Черчилль, несмотря на возражения сторонников заключения мира с Германией, оставался непреклонен. Войну решено было продолжить. Как писал позже в своих мемуарах глава британского Кабинета министров, он был уверен, что его стране недолго придётся быть в одиночестве. На Востоке вермахт и Красная армия уже почти год стояли лицом к лицу. Вопрос о начале между Берлином и Москвой полномасштабной войны был лишь делом времени. Кроме того, сильно надеялся Черчилль и на помощь Штатов.

Впрочем, сам Гитлер также не особо стремился к завоеванию Британии. Для него важно было заключить мир, а не воевать. Ведь пади Лондон, правительство укрылось бы в Канаде. Война всё равно бы продолжилась.

В конце июля Гитлер провёл совещание с представителями трёх видов вооружённых сил. На нём было принято решение о вторжении в Великобританию. Дата высадки была намечена на 15 сентября. Впрочем, для того чтобы она была реально осуществимой, необходимо было разбить её военно-воздушные силы и ослабить флот, который мог серьёзно помешать десанту. Решение этой задачи было возложено на плечи командующего люфтваффе Германа Геринга. Сам же немецкий вождь был поглощён планами похода в Россию, после захвата которой Британия, по его убеждению, должна была бы капитулировать. Поэтому вторжение на остров стало для него второстепенной операцией, в разработке которой он даже не стал принимать участия.

Для воздушного наступления у немцев было готово несколько тысяч самолётов, которые своей численностью превышали британские ВВС чуть ли не в два раза. Тем не менее это преимущество было кажущимся. Истребителей, необходимых для сопровождения бомбардировщиков, у противников было примерно поровну. К тому же британская промышленность ежемесячно увеличивала производство самолётов, а военные лётчики из стран, оккупированных рейхом, находившиеся в Англии в изгнании, пополнили ряды защитников империи.

Наиболее же значимый вклад в борьбу с противником, по признанию самих участников битвы, внесли радарные установки, только что появившиеся у британцев. Благодаря им англичане каждый раз знали, куда направляется их противник и что он собирается предпринять. Немцы же действовали вслепую.

Впрочем, атака столицы рейха развязала руки командующему немецкой авиации. В сентябре начались активные налёты на британские города. Со дня на день англичане ожидали вторжения, однако его так и не произошло. Потери немцев в самолётах неуклонно росли. Лишь за один день они потеряли 60 машин против 26 английских. Достичь господства в воздухе никак не удавалось. Первый этап операции по вторжению терпел крах.

Немцы так и не смогли заставить британцев пойти на заключение мира. Несмотря на гибель под бомбами 30 тыс. жителей и разрушение более миллиона домов, остров, с которого в конце войны началось англо-американо-канадское вторжение на континент, отчаянно защищался.

Гитлер, мнивший себя великим стратегом, учесть этого не смог. Он не заметил наиболее уязвимую точку империи и попытался пойти напролом. Этим шагом он совершил свою самую серьёзную ошибку. Внимание на Египет он обратил только тогда, когда вермахт был уже втянут в войну с Советской Россией. Для того чтобы покончить с Британией, было уже слишком поздно. Бывший ефрейтор кайзеровской армии так и не сумел стать великим завоевателем. В мировую историю он вошёл как жестокий тиран и убийца.

Читайте также: