Беседа как метод педагогического исследования доклад

Обновлено: 07.07.2024

Содержание работы
Файлы: 1 файл

Besedy.docx

Содержание

Введение………………………………………………………… ………………. 3

1.Метод беседы: его значение и место среди других методов…… ……………4

2.Типы бесед……………………………………………… ………………………6

3.Подготовка и проведение беседы……………………………………………. 8

Заключение…………………………………………………… …………………11

Литература…………………………………………………… ………………….12

Введение

  1. Метод беседы: его значение и место среди других методов

Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа является методом сбора информации на основе словесной коммуникации. Она является разновидностью опроса и представляет собой сравнительно свободный диалог исследователя с испытуемым на определенную тему.

Беседа относится к наиболее известным методам творческого обучения. Ею мастерски пользовался еще Сократ. Поэтому беседу, с помощью которой ученик самостоятельно открывает для себя новые знания, называют сократической. Ведущая функция данного метода – побуждающая, но с неменьшим успехом он выполняет и другие функции. Нет метода столь разностороннего и эффективного во всех отношениях.

Сократическая (Эврестическая) беседа

Характерной особенностью такой беседы является выдвижение проблемы, которая требует решения. Для этого учитель задает ученикам серию взаимосвязанных вопросов, которые вытекают один из другого. Каждый из подвопросов представляет собой небольшую проблему, но в совокупности они ведут к решению основной проблемы, поставленной учителем. Вопрос здесь играет очень важную продуктивно-познавательную функцию.

Характеристики эвристической беседы.

Подытожив все это, можно выделить основные характеристикиэвристи ческой беседы:

Каждый из поставленных вопросов является логическим шагом поиска;

Вопросы взаимосвязаны;

Такой поиск ориентирован на способы получения знаний или на доказательство их истинности;

В успехе поиска большую роль играет запас уже имеющихся знаний.

Чтобы лучше понять природу эвристической беседы нужно рассмотреть ее структурно-функциональные особенности. Основнымиструктурными элементами выступают вопросы и ответы, вопрос является ведущим элементом. Цепь вопросов предполагает ответы на каждый из них, в результате они приводят к определенному общему выводу. Каждый вопрос и ответ на него формируют отдельный шаг. При эвристической беседе движение к следующему шагу возможно только когда завершен предыдущий шаг, то есть новый вопрос задают только после ответа на предыдущий.

Вопрос и ответ.

В ходе анализа структуры эвристической беседы и установления, что вопрос это ее основной элемент, необходимо уточнить его специфику в такой беседе. Вопрос представляет собой сложное взаимодействие различных отношений: предметного, психологического, логического и синтаксического характера, он является обязательным компонентом беседы, выступающей в роли общепедагогической категории.

В эвристической беседе назначение вопроса следующее: он выступает в качестве несущего противоречивое отношение между двумя видами знаний (знание о незнании и знание сущности), при этом вопрос выполняет функцию побуждения к тому, чтобы знания о незнании превратились в знание сущности. В эвристической беседе вопрос является тем первым шагом выхода за пределы знаний, которые уже имеются, без которых неосуществимо познавательное и направленное движение мышления, поскольку форма вопроса свидетельствует о наличии проблемы и устанавливает ее. Вопрос выступает мыслительной задачей, после решения которой ученикам открывается путь к последующему поиску истины. Вопрос позволяет мысли ученика найти выход, когда ему казалось что найти новое решение уже невозможно. Поэтому в эвристической беседе каждый вопрос является шагом по направлению мысли к достижению определенной цели. Каждый раз постановка нового вопроса побуждает учеников искать выход, а это побуждает актуализировать прежние знания материала, который необходим для ответа на вопрос.

Вопросы и ответы имеют несколько точек соприкосновения и органически связанны между собой, и это несмотря на их совершенно противоположные функции: вопросы определяют предмет искомого, а ответы определяют найденное содержание предмета. Ответ в эвристической беседе является не только представлением результата знаний, но и процессом овладения ими. Каждый вопрос указывает на то, что знания ученика имеют некоторую незаконченность, поэтому он выражает побуждение их пополнить. Ответ в качестве структурного элемента эвристической беседы является собственным ответом ученика, поскольку он не видел их в учебнике, не слышал их в рассказе педагога. Его ответ выработался при мыслительной деятельности, на основе тех фактов и обобщений, которые имеются у ученика и при помощи своих усилий.

Специфика структуры эвристической беседы.

В результате, анализ структуры эвристической беседы позволяет понять и полнее выявить природу ее сущности. Но поскольку вопрос и ответ являются присущими элементами любой беседы, следует обозначитьспецифику структуры эвристической беседы. Первым этапом в ней является искомое, а в реализации эвристической беседы первым этапом становится подведение к искомому, его постановка, выраженная в проблеме. Что касается понятия проблема, то она является осознанием того, что еще не познано и должно быть познано. При этом учебная проблема является осознанием учениками познавательного вопроса, решение которого невозможно на базе уже имеющихся знаний, но решить его необходимо, чтобы преодолеть возникшее затруднение (учебное или практическое). Но отождествить проблему с вопросом нельзя, несмотря на существующую между ними связь (проблемы часто ставят в форме вопроса и нередко они совпадают с ним). Таким образом, проблему можно представить в качестве некой разновидности вопроса.

Искомое основано на противоречии материала, который имеется у учеников и материала, который предстоит найти. Противоречивость данных порождает процесс мышления, который направлен на их устранение. При этом тот запас знаний, который заложен в противоречии, не указывает само решение, а побуждает ученика к его поиску, направляет на путь нахождения новых знаний. В эвристической беседе такой путь поиска, началом которого является постановка искомого, а окончанием нахождение ответа, существует. Сами по себе имеющиеся знания не указывают такой путь, поэтому единственным выходом является пройти путь решения или найти его самостоятельно. Из этого следует, что второй структурный элемент эвристической беседы – способ решения. Ответ, найденный на вопрос, часто оказывается недостаточным, поэтому появляется необходимость проводить проверку решения каждый раз, чтобы установить, удовлетворяет ли полученный ответ. Из этого следует что проверка значимости ответа является последним элементом структуры эвристической беседы. Таким образом, структуру эвристической беседы можно представить так:

самое решение и выстраивание учителем шагов поиска и выполнение учениками этих шагов;

Функции и типы эвристической беседы.

Проявляется структура такой беседы в ее функциях: побудительной, образовательной, воспитательной, развивающей и контрольно-коррекционной. Эти функции относятся к общепедагогическим, а специфическими функциями эвристической беседы являются:

Обучение различным способам решения проблемы и руководство познавательной деятельности учеников, которое осуществляется через раскрытие и показ пути поиска, его стимулирование и доказательство его истинности, формирование умения выстроить систему доказательств.

формирование познавательной самостоятельности;

формирование диалектического мышления.

Достичь этих целей помогает выявление типов, роли и места в учебном процессе эвристической беседы. Так, основными типами такой беседы можно назвать эвристическую беседу, которая направлена на поиск ответа, когда ученики знают способ; эвристическую беседу, которая направлена на поиск способа, когда ученики знают ответ и эвристическую беседу, которая направлена на поиск ответа и способа.

При беседах первого типа воедино сливается и определение пути поиска, и его прохождение. Познавательная деятельность в этом случае сводится к следующему: система вопросов, поставленных учителем указывает на этапы поиска, а поиск ответа на подвопросы ученики осуществляют самостоятельно, а значит, ученики привлекаются к участию в поиске по элементам.

Второй тип эвристической беседы предполагает раскрытие пути поиска решений, доказательство истинности знаний, другими словами выявление способа. Структура познавательной деятельности в этом случае заключается в следующем: учитель упорядочивает воспроизведение знаний учеников в необходимой для построения знаний при поиске ответа последовательности. Система вопросов позволяет учителю актуализировать знания учеников, а поиск при этом не осуществляется.

Третий тип эвристической беседы характеризует направленность деятельности учеников на поиск ответа, обоснование этапов поиска, которое позволяет найти способ решения. Этот тип является промежуточным между первым и вторым типом.

Понятие методологии педагогической науки, классификация методов. Практический метод педагогического исследования - беседа, как один из самых распространённых методов получения информации об исследуемом. Его разновидности и специфика использования.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 04.05.2015
Размер файла 20,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Понятие метода, методологии педагогики, педагогического исследования

2. Беседа: понятие, разновидность эмпирического метода

Актуальность метода беседы достаточно высока. Его можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации об исследуемом. Актуальность данной тематики обусловлена тем, что педагогика пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Для каждого случая используется своя методика. Проблема состоит в том, что эти методы не всегда дают точные результаты, и из-за этого часто подвергаются критике. Существует множество видов этих методов, некоторые из которых дают более точные результаты.

Объектом изучения в моей контрольной работе является методология педагогики, а предметом исследования в моей работе является метод беседы.

Цель данной контрольной работы состоит в проведении анализа исследовательского метода - беседы.

Для того чтоб достигнуть этой цели я:

- раскрою понятие методологии педагогической науки, классификацию методов;

- рассмотрю специфику такого практического метода педагогического исследования, как беседа.

1. Понятия методологии, метода педагогики, педагогического исследования

Наука может развиваться, если она пополняется новыми знаниями, в связи с чем для познания объективной педагогической реальности, возможности предсказать ее развитие проводятся педагогические исследования. Наиглавнейшей составляющей педагогической науки является методологическое знание. Выделяют следующие задачи методологии педагогики: помощь педагогу в организации научного исследования, формирование у него специальных знаний, умений в области конкретной исследовательской работы и помощь педагогу-практику в осмыслении его профессионально-личностной позиции [4 с. 86].

Методология педагогической науки дает характеристику компонентов исследования: объекта и предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских методов и средств, необходимых для их решения, а также формирует представление об этапах в процессе решения исследовательских задач.

Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах. При проведении педагогического исследования используются определенные научные методы. В педагогике применяются как собственно педагогические методы, так и методы, привлекаемые из других наук: философии, социологии, психологии и др. При проведении педагогического исследования используются общетеоретические методы (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и др.), социологические методы (анкетирование, интервьюирование), социально-психологические (тестирование, тренинг) и др. С помощью методов добывается информация об изучаемом предмете, анализируются и обрабатываются полученные данные, включаются в систему уже известных знаний. В связи с чем педагогические исследования должны быть спланированы, организованы и проведены без малейшего вреда здоровью испытуемого, ведь в педагогических исследованиях принимают участие люди всех возрастов, начиная с грудных младенцев. Конечно, необходимо, чтобы они давали положительный учебно-воспитательный процесс. Хотя по понятным причинам, выводы формулируются исключительно в обобщенной форме. К таким причинам можно отнести опытность исследователя при использовании различных ухищрений для извлечения правдивой информации от испытуемого, невозможность проведения многократного повтора исследования и другие.

Итак, методология педагогической науки - это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности, для познания которой проводятся педагогические исследования [3 с. 49].

В общенаучном плане, метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; обобщенность приемов или операций практического и теоретического освоения (познания) действительности, что сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Метод есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности [3 с. 49].

Под исследованием в области педагогики понимаются процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях [6 с. 154].

При проведении педагогического исследования используются определенные научные методы. Что касается методов педагогического исследования, то это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Их можно разделить на теоретические и практические [3 с. 54].

Теоретические методы позволяют уточнить, расширить и обобщить научные факты, объяснить и предсказать явления, выделить более существенные взаимоотношения между различными понятиями. К ним можно отнести: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, моделирование, индукция и дедукция.

Практические методы исследования или по-другому их называют эмпирическими, т.е. основанные на опыте, позволяют получить функциональное представление об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, а также формулируют научную проблему. К ним относятся: методы сбора и накопления информации (наблюдение, беседа, анкетирование); методы контроля и измерения (шкалирование, тесты); методы обработки данных (математические, статистические) и др. [3 с. 55].

педагогический исследование беседа информация

2. Беседа: понятие, разновидность эмпирического метода

Как было выше сказано, беседа относится к практическим методам педагогического исследования, а именно к методам сбора и накопления информации.

Согласно энциклопедическому словарю педагога, беседа - (ст.-слав. - слово, речь) - это педагогический метод и одновременно форма организации педагогического процесса [5 с. 23].

Она предусматривает выявление интересующих исследователя связей на основе эмпирических данных, полученных в реальном двухстороннем общении с испытуемым. Однако при проведении беседы перед исследователем встает ряд трудноразрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемых, их отношения к исследователю.

Кроме того, в педагогической практике беседу целесообразно использовать в качестве вспомогательного метода при изучении индивидуальных особенностей формирования личности ребенка. Беседа с учащимися как метод их изучения проводится для получения субъективных суждений (заключений, характеристик, оценок) школьников (воспитанников) по существу исследуемого педагогического явления, что порой крайне важно в целях глубокого проникновения в его сущность и результативность. Зачастую беседы с детьми и подростками позволяют получить данные об изменениях в уровне их развития, воспитанности и образованности, происшедших в ходе изучаемого педагогического процесса.

Разновидность беседы, ее новая модификация - интервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Вопросы и ответы готовятся заранее и последние не всегда бывают правдивыми. Результаты интервью обычно дополняют данными полученных с помощью других методов. Данный вид метода используется редко и не находит широкой поддержки среди исследователей [1 с. 13].

Применительно к моей будущей специальности, можно сказать, что метод беседы при исследовании проблем нуждающегося в логопедической помощи, будет использоваться часто, т.к. при помощи него можно установить, пусть даже изначально на подсознательном уровне педагога-логопеда, а затем при совокупности общих фактов - насколько сообщенная информация правдива и необходима при исследовании возникшей проблемы. Так, при проведении беседы с родителями или одним из родителей, можно выяснить достаточно фактов, которые помогут при решении каких-либо вопросов об исследуемом ребенке. К тому же беседу как исследование можно проводить и с самим ребенком, тем самым выясняя его уровень сознания, восприятия окружающего и впоследствии, установив благодаря данному методу, особые доверительные отношения, налаживая дальнейший контакт с исследуемым.

Таким образом, цель моей курсовой работы проанализировать метод беседы была достигнута, путем выполнения поставленных задач.

В ходе изучения данной темы стало понятно, что беседа относится к традиционным методам педагогических исследований. В беседах выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. Но беседа - очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применятся как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании других методов. Кроме того, данный метод, как и его разновидность интервьюирование не могут применяться в ходе массового изучения каких-либо вопросов. Это говорит о том, что метод беседы выполняет свою специфическую роль, но помогает изучению лишь отдельных сторон педагогического исследования. Для получения необходимого результата, которого стремился добиться исследователь, необходимо использовать несколько методов.

1. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. - 208 с.

2. Зимняя В.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., исправ. и перераб. - М.: Логос, 2002. - 384 с.

3. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко [и др.] / под ред. Л.П. Крившенко. - Москва: Проспект, 2012. - 432 с.

5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Ред.кол. М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

6. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 480 с.

Подобные документы

Классификация (группировка) специфических методов исследования в физическом воспитании. Разновидности методов организации учебно-воспитательной работы в опытных группах. Сбор текущей и ретроспективной информации. Сущность педагогического наблюдения.

реферат [26,3 K], добавлен 12.11.2009

Наиболее распространенные методы обучения биологии в VI—VII классе, их эффективность и характеристика. Эксперимент как один из сложных и трудоемких методов обучения. Беседа, ее виды и роль в преподавании биологии. Организация работы с учебником.

реферат [83,6 K], добавлен 14.07.2010

Характеристика методов устного изложения, их роли в обучении географии. Особенности рассказа, как основы эмоционального изложения, формирующего географическое представление. Беседа, как метод активизации мышления учащихся. Функции лекции, чтения вслух.

реферат [29,5 K], добавлен 12.03.2010

Специфика психолого-педагогического развития дошкольников. Классификация методов, применяемых в детской психологии. Методические рекомендации исследования уровня развития ребенка в ДОУ, их педагогическое значение для учебно-воспитательной работы.

дипломная работа [332,2 K], добавлен 17.08.2015

Содержание понятий метода, техники и процедуры исследования. Уровни методологии и типология методов научного исследования. Характеристика методов эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, измерение. Теоретический метод постановки проблем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования

Институт педагогики и психологии детства

студентка группы НО-1932 z

Сычева Анна Александровна

Екатеринбург, 2021 г.

Под исследованием в области педагогики понимаются процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

При проведении педагогического исследования используются определенные научные методы. Что касается методов педагогического исследования, то это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Их можно разделить на теоретические и практические

Актуальность метода беседы достаточно высока. Его можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации об исследуемом.

По уровню познавательной самостоятельности учеников выделяются беседы репродуктивные и эвристические.

В психологии выделяют следующие основные типы бесед:

- стандартизованная беседа – стойкие программа, стратегия и тактика;

- частично стандартизированная – стойкие программа и стратегия, тактика значительно более свободная;

- свободная – программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа)

В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения учащихся, учителей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно.

Психолого-педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир субъектов учебного процесса, выявить причины тех или иных поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед. Но беседы — очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный — для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использованных методов.

Для повышения надежности результатов беседы и снятия неизбежного оттенка субъективизма должны использоваться специальные меры. К ним относятся:

- наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности учащегося и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы;

- обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях школьной жизни;

- варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;

умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру психолого-педагогического эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об ученике, учителе, дает им инструкцию, мотивирует и т. д., и на последнем этапе — в форме постэкспериментального интервью.

Кроме того, в педагогической практике беседу целесообразно использовать в качестве вспомогательного метода при изучении индивидуальных особенностей формирования личности ребенка. Беседа с учащимися как метод их изучения проводится для получения субъективных суждений (заключений, характеристик, оценок) школьников (воспитанников) по существу исследуемого педагогического явления, что порой крайне важно в целях глубокого проникновения в его сущность и результативность. Зачастую беседы с детьми и подростками позволяют получить данные об изменениях в уровне их развития, воспитанности и образованности, происшедших в ходе изучаемого педагогического процесса.

Разновидность беседы, ее новая модификация - интервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Вопросы и ответы готовятся заранее и последние не всегда бывают правдивыми. Результаты интервью обычно дополняют данными полученных с помощью других методов. Данный вид метода используется редко и не находит широкой поддержки среди исследователей.

Беседа сочетается с другими методами психолого-педагогического исследования: с наблюдением, анкетированием, экспериментом и пр. Беседа применяется на разных стадиях исследования, как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных с помощью других методов, особенно, наблюдения. С помощью беседы можно получить весьма ценную информацию, которую порой нельзя добыть другими методами.

. стране есть свои особенности в содержании и организации профессионального образования. Вместе с тем, есть и общие черты. Профессиональное образование за рубежом нацелено на . регулируют инструкции, которые разрабатываются федеральным институтом профессионального образования и утверждаются соответствующим отраслевым министерством. Учебным процессом на предприятии руководят мастера-наставники, которые .

5.1 определение анкетирования………………………………………………с.14

5.1 определение анкетирования………………………………………………с.14

5.4 Правила подготовки анкеты и способы обработки анкетных данных…………………………………………………………………………………….с.16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………..с.20

Выбор данной темы обусловлен проблемой, которая рассматривается в ее рамках, а именно являются ли беседа и анкетирования методами педагогического исследования и какие особенности им присущи. Данная проблема актуальна в рамках современных педагогических исследований, так как беседа и анкетирования часто применяются студентами на практике.

Объектом данного исследования являются социологические методы педагогического исследования. Предметом данной работы являются беседа и анкетирование как методы педагогического исследования.

Целью работы является анализ беседы и анкетирования как методов педагогического исследования. Для достижения поставленной цели в ходе работы нами были поставлены следующие задачи:

— изучить особенности методов педагогических исследований;

— определить особенности социологических методов исследования и раскрыть основные этапы его проведения;

— раскрыть особенности проведения и подготовки опроса как основного метода социологического исследования;

— подробно изучить основные виды опроса (беседу и анкетирование): раскрыть особенности их подготовки и проведения; раскрыть их положительные и отрицательные стороны; выявить виды беседы и анкетирования.

Исследование строилось на предположении, что беседа и анкетирование занимают важное место в системе методов педагогического исследования.

Методы исследования: изучение научных источников, публикаций и статей, аналитический метод.

. Проанализировать историю и предпосылки возникновения спартанской системы воспитания. 3. Проанализировать особенности педагогического взаимодействия в спартанской системе воспитания. Методы исследования – теоретический анализ исторических первоисточников и научной психолого-педагогической и исторической .

Теоретической основой данного исследования служили работы в области педагогических исследования разных авторов. Среди наиболее значимых для исследования можно назвать С.И. Брызгалову, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, И.П. Подласого, В.И. Загвязинского.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в обобщении и систематизации данных в целом о социологических методах педагогического исследования и о беседе и анкетировании как основных методах социологического исследования.

Практическая значимость. Данная работа может быть полезна для студентов при подготовке и проведении таких методов педагогического исследования как беседа, интервью и анкетирование.

Глава 1. Методы педагогических исследований:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

Для того чтобы перейти к анализу таких методов педагогического исследования как беседа и анкетирование, необходимо сначала выяснить что же собственно такое методы научного исследования и какие особенности присущи методам педагогического исследования.

Рассмотрим принципы выбора методов педагогического исследования для решения конкретных исследовательских задач, предложенные И.П. Пидкасистым:

— принцип совокупности методов исследования – этот принцип утверждает, что для решения исследовательских задач эффективно применять не один, а несколько методов;

— принцип адекватности метода сущности изучаемого предмета — предусматривает результативность метода и соответствие его при решении необходимых исследовательских задач.

Методы научного исследования всегда тесно связаны с объектами познания. Каждая наука должна разработать и использовать свои методы исследования, которые могли бы отражать определенные особенности изучаемого явления, методы исследования напрямую зависят от особенностей науки.

Рассмотрим, какими особенностями науки обусловлены методы педагогических исследований. И.П. Подласый предлагает положить в основу следующие характерные черты педагогики как науки:

Таким образом, выбор и использование различных методов педагогического исследования обусловлены не только и не столько теми или иными исследовательскими задачами, но и в большей мере особенностями протекания педагогических процессов.

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 3

. объекта обучения и воспитания подбирается оптимальный комплекс методов исследования. Методы педагогических исследований можно классифицировать по цели исследования, источникам накопления информации, способам обработки и анализа . метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических .

Остановимся более подробно на социологических методах педагогического исследования.

Глава 2. Особенности социологических методов

Любое социологическое исследование состоит из нескольких этапов. Условно можно выделить 5 этапов:

Остановимся на таком социологическом методе как опрос и его видах.

Глава 3. Опрос как социологический метод

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

. на целенаправленные вопросы. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных .

  1. непосредственный опрос, к которому относятся беседа и интервью (как вид беседы);
  2. опосредованный опрос, к которому, прежде всего, относится анкетирование.

Очевидно, что непосредственный опрос выражается в устной форме, в то время, как опосредованный – в письменной.

Опросу присущ субъективизм, поэтому его следует рассматривать как первичный метод (что и отмечено в определении С.И. Брызгаловой), требующий перепроверки. Чтобы уменьшить вероятность субъективного отношения, исследователю очень важно во время опроса обращать внимание на характер поведения, мимику, жестикуляцию, эмоциональные реакции респондента, так как эти косвенные психологические признаки помогают исследователю определить ложность или истинность его выводов.

Чтобы провести опрос правильно и результативно, следует придерживаться нескольких рекомендаций. Во-первых, прежде чем приступить к проведению опроса, необходимо тщательно продумать и заранее подготовить вопросы. В.А. Сластенин предлагает следующий алгоритм составления вопросника:

В.И. Загвязинский отмечает, что при составлении вопросника следует придерживаться правил правильной постановки вопросов [3, c.120 – 121]:

Внимательно изучив эти правила, можно сделать вывод, что исследовательская цель и тема опроса могут не совпадать.

Характеристика метода беседы

. закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом. 2. ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА БЕСЕДЫ В ПСИХОЛОГИИ. Очень часто, когда в профессиональном кругу психологов заговаривают о . а может быть, и не двух. Если про­должить экскурс в методы эмпирического психологического исследования, то окажется, что ни один из них не существу­ет без .

Далее более подробно рассмотрим виды опроса: беседу, интервью, анкетирование.

Глава 4. Беседа

Беседа как метод педагогического исследования рассматривается в работах таких авторов, как С.И. Брызгалова, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.А. Сластенин. Проанализировав работы этих авторов, становится очевидным, что беседа – это социологический метод исследования, который основан на словесной коммуникации исследователя с испытуемым (респондентом) и может использоваться как основной и/или дополнительный метод.

Иначе говоря, беседа представляет собой довольно свободный диалог на определенную тему с целью получения основной информации, либо для подтверждения выводов, сделанных на основе других методов педагогического исследования.

Таким образом, предварительная подготовка к проведению беседы поможет исследователю избежать субъективного отношения и субъективной оценки того, или иного вопроса.

В-третьих, во время проведения беседы не принято записывать ответы собеседника, а саму беседу более эффективно проводить в неофициальной обстановке.

1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

. проводятся в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана концепция . они придают интерес жизни, способствуют проявлению интенсивных эмоций, а также стимулирует исследование неизвестного и познание всего нового”. 5. Эдвин Шнейдман. Типология индивидов, играющих .

Таким образом, беседа и интервью (как разновидность беседы) как методы педагогического исследования имеют свои преимущества и недостатки. С одной стороны, в ходе беседы можно выявить непосредственное отношение людей, их чувства, взгляды и оценку какого-либо политического, социального события, узнать отношение к исследуемому объекту. С другой стороны, беседа – очень сложный и не всегда надежный метод исследования, так как требует тщательной подготовки и определенных личностных качеств исследователя, а также предельной искренности респондента.

Глава 5. Анкетирование

5.1 Определение анкетирования

Теперь рассмотрим другой, не менее важный социологический метод педагогического исследования, анкетирование. Вопросу анкетирования посвящены работы многих авторов психологов и педагогов. Особое внимание этому вопросу уделяют П.И. Подласый и С.И. Брызгалова. Проанализировав работы этих и некоторых других авторов, становится очевидным, что в последнее время метод анкетирования является одним из наиболее актуальных методов педагогического исследования. Прежде всего это обуславливается небольшими материальными затратами на проведение анкетирования, а также возможностью автоматизированной обработки данных.

5.2 Виды вопросов в анкете

— закрытый вопрос анкеты предлагает респонденту один или несколько вариантов ответа, тем самым ограничивая его свободу в выборе ответа. Закрытый вопрос требует лишь согласия или несогласия с тем или иным предлагаемым суждением;

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

. Схемы педагогического эксперимента. •Основные способы обработки исследовательских данных. Особенности обработки исследовательских данных. Обработка и интерпретация полученных результатов конкретного эмпирического исследования. •Оформление результатов и содержательных выводов исследования. •Основные требования к содержанию, логике .

— открытый вопрос анкеты не предполагает наличия вариантов ответа. При выборе ответа на такие вопросы респонденту представляется полная свобода;

— при ответе на полузакрытый вопрос анкеты респонденту представляется возможность либо выбрать ответ из предложенных позиций, либо сформулировать свой собственный ответ.

5.3 Виды и типы анкет

В зависимости от того, какие виды вопросов используются при анкетировании, различают следующие виды анкет: закрытая, открытая, смешанная. И.П. Подласый выделяет и некоторые другие виды анкет: именные (с указанием фамилии и имени респондента), анонимные, урезанные, контрольные.

Необходимо также обратить внимание и на классификацию анкетирования, данную П.И. Пидкасистым. Согласно классификации ученого выделяют следующие виды анкетирования:

  1. контактное – во время такого анкетирования раздача, проведение и сбор анкет осуществляются при непосредственном присутствии исследователя и при его общении с респондентами;
  2. заочное – анкетирование, которое проводится посредством почты;
  3. прессовое – анкетирование, которое реализуется через анкету в газете, либо любом другом периодическом издании.

5.4 Правила подготовки анкеты и способы обработки анкетных данных

Очевидно, что подготовка и организация анкетирования, так же, как и подготовка беседы, является довольно емким процессом и включает в себя:

В случае же обработки смешанных и открытых анкет целесообразнее использовать ручную технику обработки. При использовании этой техники подсчет типов ответа производится чаще всего по категориям, а сами ответы анализируются качественно, то есть все вопросы анкеты рассматриваются во взаимодействии.

Обработка полученных данных. Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки

На основе вышесказанного можно утверждать, что анкетирование является наиболее удобным методом педагогического исследования на сегодняшний день, так как позволяет за короткий промежуток времени опросить большое количество респондентов разных социальных групп при небольших затратах на проведение. Но при этом следует помнить, что результаты анкетирования могут оказаться необъективными, так как ответы респондентов могут быть неправдивыми.

В заключении проведенного нами исследования целесообразно привести следующие итоговые положения:

  1. Методы педагогического исследования напрямую зависят от особенностей педагогики как науки, поэтому им присущи такие свойства, как неоднозначность, неповторимость и широкий интервал возрастов участников педагогического эксперимента.
  2. Социологические методы исследования наиболее часто применяются в педагогическом исследовании. Они позволяют собрать объективную информацию о том, насколько эффективно и успешно в соответствии с планом реализуются задачи педагогики. Все социологические исследования проводятся по схожей схеме: определение целей исследования, проведение пилотажного исследования, доработка плана исследования, обработка и анализ полученных данных.
  3. Основным методом социологического исследования является опрос. Опрос требует тщательной подготовки, важнейшим этапом которой становится составление вопросника. Опросу присущ субъективизм, поэтому этот метод часто требует перепроверки. Основными видами опроса являются беседа и анкетирование.
  4. Беседа и анкетирования – социологические методы и особенности, присущие этим методам исследования, подтверждают их принадлежность к методам педагогического исследования. В ходе нашего исследования было выяснено, что существует два вида беседы – непосредственно беседа и интервью. Виды анкет определяются типом вопросов, которые используются исследователем. Различают открытую, смешанную и закрытую анкеты. Беседа и анкетирование целесообразно использовать в ходе педагогических исследований, так как они позволяют выяснить быстро и довольно точно выявить отношение людей, принадлежащих к разным социальным группам, к исследуемой проблеме при незначительной затрате материальных средств. Но при анализе и обработки данных, полученных при использовании данных методов, все же необходимо учитывать субъективное отношение к изучаемой проблеме, как со стороны исследователя, так и со стороны респондента.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Примеры похожих учебных работ

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

. вопросы. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ .

7.Экспериментальный и корреляционный подходы к социально-психологическому исследованию. .

. обсуждаются. Корреляционным называется исследование, проводимое для подтверждения или . и педагогических исследованиях: O1 X О2. В этом . тестирования – увеличение чувствительности респондентов к экспериментальному воздействию в .

Методы исследования педагогической психологии

. проникновения обучения , воспитания, развития и образования в ходе педагогического процесса. Она представляет собой совокупность методов, способов и методик исследования различных явлений, которые составляют предмет и объект её .

Методы психологического исследования. Основными методами психологического исследования .

. с закрытыми вопросами. Анкетирование – это метод сбора данных, основанный на опросе с помощью анкет. Анкета представляет собой систему вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования, которые дают .

Экспериментальное исследование использования методов психологического консультирования .

. подросткового возраста . Гипотеза исследования : методы психологического консультирования эффективны в переживании возрастного кризиса ребенка, если созданы необходимые психолого- педагогические условия. Задачи исследования: 1) Уточнить понятие .

Этапы исследования и методы, применяемые на каждом этапе:

. гипотезы исследования (педагогическая, психологическая, статистическая). 4. Проверка достоверности гипотез, и здесь уже необходимо ввести в действие количественные методы эксперимента и опытной проверки (методы тестирования, анкетирования, рейтинга, .

Физическая техника речи — результат правильного дыхания, чёткой дикции, нормального голосоведения.

Мы прежде всего должны позаботиться, чтобы нас могли легко и без напряжения слышать. Для этого необходима внешняя организация речи, отвечающая следующим требованиям.

Старайтесь быть тактичными и следите за тем, чтобы словами и их смысл не обидеть других людей. Так, в широком обществе, которого вы не знаете, не стоит рассказывать истории, например, о то.

-->Детская психология -->

-->Магазин детских колготок -->

Беседа – метод словесного обсуждения изучаемого материала, – самая распространенная в обучении. Ее задача заключается в том, чтобы, во-первых, с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов актуализировать известные учащимся знания, во-вторых, добиться усвоения ими новых знаний путем самостоятельных обдумываний, обобщения и других мыслительных операций.

Основные разновидности учебной беседы:

вступительная (как правило, проводится перед началом учебной работы с целью выяснить понимание учащимися запланированных учебных мероприятий и проверить их готовность к определенных учебно-познавательных действий);

беседа-повторение (проводится для закрепления учебного материала);

контрольная (используется для проверки усвоенных знаний);

репродуктивная (используется для воспроизведения материала, который был усвоен ранее);

эвристическая (педагог с помощью умело поставленных вопросов направляет учащихся на формирование новых знаний, выводов, правил, законов, логических обоснований на основе имеющихся знаний и опыта).

Метод беседы используется, когда проблемы, которые следует обсудить, является чрезмерно сложными и учащиеся не в состоянии их понять самостоятельно и во время занятий другими методами. Беседу можно применять как отдельный прием обучения во время лекции для более доходчивого объяснения или после лекции для углубления знаний, которые требуют дополнительной самостоятельной работы, а также с целью обсуждения и контроля уровня освоения материала.

Независимо от цели методика беседы состоит из таких частей:

вступительная (напоминания и изложение основной информации, которая касается методики и содержания проведения беседы);

основная (ознакомление с новыми проблемами, их связь с предыдущими знаниями, соответствующее их обсуждение и анализ, совместное обоснование);

активное участие в ней учеников обеспечивают четкое выяснение последними ее цели и содержания, акцентирование и повторение ее узловых проблем и способов их решения, связь с предыдущими знаниями и практикой, применение

специальных приемов активизации учебно-познавательной деятельности.

С дидактической точки зрения наиболее эффективной является педагогическая ситуация, в которой учащиеся сами формулируют вопросы, определяют свое отношение к ним и принимают активное участие в их решении. Такие вопросы имеют ряд преимуществ над вопросами педагога:

– они являются результатом мыслительной деятельности учащихся во время беседы;

– за такими вопросами внимательно следят другие ученики и, соответственно, активно их обсуждают;

– они гораздо эффективнее воздействуют на чувственную сферу личности и имеют существенное воспитательное значение;

– помогают педагогу лучше понять уровень владения учениками проблемой, что изучается;

– способствуют познанию педагогами индивидуально-психических особенностей учащихся и, соответственно, более целенаправленной индивидуализации учебной деятельности.

Итак, эффективность беседы в дидактическом процессе обусловлена ее всесторонней подготовленностью, умением учителя творчески управлять ее ходом, активно привлекать учащихся к обсуждению ее проблем.

Читайте также: