Балльно рейтинговая система доклад

Обновлено: 30.06.2024

Целью данной работы является подробное изучение и применение на практике балльно-рейтинговой системы оценивания достижений учащихся, выявление плюсов и минусов ее использования. Исходя из цели, следует выделить следующие задачи исследования:
Раскрыть необходимость педагогического контроля;
Выявить недостатки пятибалльной системы оценивания;
Раскрыть понятие бально-рейтинговой системы оценки знаний.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1. Педагогический контроль как необходимое условие оценки качества образовательных достижений обучающихся…………………. ………………………………..……….5

Глава 2. Теоретические основы балльно-рейтинговой системы оценивания достижений учащихся……………10
Несостоятельность пятибалльной системы оценивания……. 10
Бально-рейтинговая система оценивания результатов обучения……………………………………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….…………………………………23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

бально-рейтинговая система курсовая.docx

1. Бально-рейтинговая технология оценки знаний используется с целью личностно – ориентированного обучения, стимулирования систематической работы студентов, раскрытия их творческих способностей, дифференциации оценки знаний.

2. Бально-рейтинговая технология оценки знаний предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки студентов и используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом в вузе.

3. Бально-рейтинговая технология позволяет студентам:

- понимать систему формирования оценок по дисциплинам и другим видам занятости с целью получения итоговых оценок;

- осознать необходимость систематической работы по выполнению учебного плана на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по каждой дисциплине и ее изменение из-за несвоевременного освоение материала;

- своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала экзаменационной сессии;

- в течении семестра вносить коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

4. Бально-рейтинговая технология дает возможность преподавателям:

- планировать (подробно) учебный процесс по конкретной дисциплине и стимулировать работу студентов за систематическую работу;

- своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля;

- объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом систематической работы;

- обеспечить градацию оценки уровня знаний по сравнению с традиционной системой.

5. Бально-рейтинговая технология дает возможность определить ранг студентов (т.е. их номера в списке в порядке убывания рейтинга) в пределах академической группы, курса, факультета, специальности, вуза и д.р.

6. Бально-рейтинговая технология позволяет обеспечить непрерывность контроля и оценки качества знаний, как по отдельной дисциплине, так и на протяжении семестра, на текущий этап обучения (все прошедшие семестры) и период обучения на данной ступени высшего профессионального образования (ВПО).

При разработке балльной системы оценки успеваемости кафедры и отдельные преподаватели учитывают следующие моменты:

- кафедры в зависимости от специфики преподаваемых дисциплин устанавливают виды текущего контроля и их стоимость в баллах;

- стоимость посещения каждого занятия рассчитывается как частное от деления установленной за посещение занятий суммы баллов на количество планируемых учебных занятий;

- при неудовлетворительной оценке за выполнение какого-либо вида текущего контроля баллы не начисляются;

- кафедра вправе объявить выполнение каких-либо заданий обязательными. В случае невыполнения или получении неудовлетворительной оценки за выполнение таких обязательных заданий итоговая оценка будет неудовлетворительной независимо от суммы баллов, набранных на других видах текущего контроля.

Набранная сумма баллов используется для определения итоговой оценки. В качестве шкалы итоговых оценок предлагается использовать принятую в России пятибалльную шкалу и несколько модифицированную систему ECTS, принятую в большинстве стран Европы.

Рейтинг по дисциплине и другим видам учебной работы студента служит оценкой академической успеваемости, используемой для расчета рейтинга за соответствующий семестр.

Рейтинг за семестр является оценкой успеваемости студента по всем видам учебной работы, предусмотренной учебным планом.

Методика внедрения бально-рейтинговой технологиия оценки знаний студентов:

1. Бально-рейтинговая технология включает все виды учебной нагрузки (занятости) студента:

-теоретического материала - посещение лекций;

-практические навыки - выполнение и защита лабораторных работ, семинарские занятия;

-выполнение самостоятельных работ ( рефераты, творческие задания, расчетно- графические работы, курсовые работы и проекты) и их защита;

-учебная, производственная и др. практики.

2. Бально - рейтинговая технология должна быть четко расписана по каждой дисциплине и доведена до сведения каждого студента в начале занятий, как составляющая программы изучения дисциплины, которая входит в учебно-методический комплекс (УМК).

3. При изучении одной дисциплины студент может получить не более 100 баллов. При этом большую часть баллов студент получает в течение семестра, около 1/3 - итоговая аттестация.

4. В рейтинг идут баллы, полученные с первого раза и в установленный срок.

Занятия, пропущенные по уважительной причине, отрабатываются по инициативе студента по направлению деканата; Баллы, полученные на отработке, идут в рейтинг.

6. Трудоемкость изучения дисциплины (количество часов или зачетных единиц согласно учебного плана) учитывается коэффициентом в оценке по среднему показателю успеваемости (ОСПУ):

  • где О1, О 2, Оn - числовые эквиваленты оценок по дисциплине;
  • К1, К2, Кn - учетные зачетные единицы соответствующей дисциплины.

Балльная система оценки контроля успеваемости предусматривает не только дифференцированную оценку различных видов учебной работы, но и соблюдение сроков их выполнения. Устанавливаются следующие сроки представлений кафедрами (преподавателями) отчетов по текущей успеваемости студентов:

1 полугодие – 15 октября 1 декабря;

2 полугодие – 15 марта и 1 мая.

К этим срокам каждый преподаватель представляет в деканаты отчеты о текущей успеваемости студентов в группах, где он проводит учебные занятия.

При наличии у студента, не набравшего, или набравшего мало баллов к моменту представления отчета, документально подтвержденной уважительной причины (болезнь, отъезд на сборы, соревнования) деканат продлевает ему сроки сдачи контрольных распоряжений по деканату с обязательным оповещением об этом студента и соответствующего преподавателя (кафедру).

Студент, без уважительной причины не выполнивший контрольные задания и не набравший минимальное количество баллов, требуемых для получения зачета или экзаменационной оценки по окончании изучения дисциплины, только на компенсационной основе может быть допущен к повторному ее изучению. При его отказе от этого или при повторном получении неудовлетворительной оценки его отчисляют из университета.

Таким образом, использование рейтингового контроля и оценки можно повысить уровень мотивации к изучению предмета. Результаты могут быть засчитаны в качестве итоговой оценки по семестровому зачету и как следствие – в качестве итоговой экзаменационной оценки. И при использовании бально- рейтинговой системы можно следить за динамикой успеваемости и группы в целом и каждого студента, озвучивание результатов рейтинга позволит повысить активность студентов и внести в процесс обучения момент соревнования, выявляя лучших и отстающих студентов.

Данная работа посвящена балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений старшеклассников. Перед ее выполнением была поставлена цель: подробное изучение и применение на практике балльно-рейтинговой системы оценивания достижений учащихся, выявление плюсов и минусов ее использования, как для педагогов, так и для учеников.

Первая глава работы посвящена педагогического контроля. Педагогический контроль является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. До сих пор результатом педагогического контроля безоговорочно считается оценка успеваемости учащихся. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования.

Вторая глава работы посвящена теоретическим основам балльно-рейтинговой системы оценивания достижений учащихся. В ней показывается несостоятельность традиционной пятибалльной системы оценивания. В результате анализа различной литературы по теме ее недостатки удалось свести к следующим:

  1. общепринятая система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя, не предполагая оценки учеником собственных действий;
  2. затрудняет индивидуализацию обучения;
  3. является малоинформативной;
  4. часто имеет травмирующий характер.

Далее как одно из альтернативных направлений совершенствования оценки знаний была рассмотрена рейтинговая система оценивания, которая в самом общем виде основана на учете накапливаемых оценок учащимися в баллах за выполнение текущих работ или регулярно проводимых контрольных мероприятий.

В отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство профессионального образования,

подготовки и расстановки кадров РС (Я)

Республиканская научно-методическая конференция

Государственное бюджетное образовательное учреждение РС (Я)

Направление: Современная методика и технология обучения

«Использование балльно-рейтинговой системы оценок

Атласова Дарья Александровна

Должность: преподаватель истории и обществознания

Республика Саха (Якутия) г. Якутск

г. Якутск, 2015 г.

Атласова Дарья Александровна,

преподаватель истории и обществознания

ГБОУ РС (Я) Профессиональный лицей №7

Цель работы заключается в том, чтобы показать использование балльно-рейтинговой системы оценок в процессе обучения студентов, как гибкое и эффективное средство ранжирования студентов по результатам их учебной деятельности, мотивирующее студентов на достижение высоких результатов.

Актуальность заключается в следующем: традиционная организация обучения страдает слабостью индивидуальной работы со студентами, она не обеспечивает достаточную мотивацию непрерывной аудиторной и самостоятельной работы студентов. Контроль получения и усвоения знаний недостаточно эффективен, критерии оценки труда учащихся размыты. Для компенсации отмеченных недостатков я в своей преподавательской деятельности использую балльно-рейтинговую систему оценок в процессе обучения студентов. Использование балльно-рейтинговой системы оценок так же улучшает мониторинг посещаемости студентов, которая требует отдельного контроля со стороны преподавателей.

Атласова Дарья Александровна,

преподаватель истории и обществознания

ГБОУ РС (Я) Профессиональный лицей №7

План исследования

1. Задачи и роль использования балльно-рейтинговой системы оценок

2. Показатели балльно-рейтинговой системы оценок

2.1. посещаемость занятий

2.2. активность на занятиях

2.3. рубежный контроль

2.4. аттестация самостоятельной работы

2.5. штрафные баллы

Атласова Дарья Александровна,

преподаватель истории и обществознания

ГБОУ РС (Я) Профессиональный лицей №7

Цель данной работы заключается в том, чтобы показать использование балльно-рейтинговой системы оценок в процессе обучения студентов, как гибкое и эффективное средство ранжирования студентов по результатам их учебной деятельности, мотивирующее студентов на достижение высоких результатов.

Задачи работы заключаются в следующем:

1. Выявить роль и задачи использования балльно-рейтинговой системы оценок в процессе обучения студентов

2. Установить показатели балльно-рейтинговой системы оценок

Задачи и роль использования балльно-рейтинговой системы оценок

Реализация рейтинговых систем способствует решению следующих задач:

стимулирование самостоятельной работы студентов по усвоению знаний;

обучение студентов умению работать ритмично и планомерно со снижением стрессовых нагрузок во время сессий;

равномерное распределение нагрузок на студентов и преподавателей на протяжении всего периода изучения дисциплин.

Рейтинговая система с применением учета положительных и отрицательных "баллов" ориентирует преподавателя на методические и организационные решения, усиливающие роль самостоятельной работы студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. Следует отметить, что в процессе такой работы происходит изменение качества (но не облегчение) труда педагога.

Организация учебного процесса с использованием балльно-рейтинговой системы предоставляет возможность студенту:

- четко понимать систему формирования оценок по дисциплинам и другим видам учебной работы;

- осознавать необходимость систематической работы по усвоению материала на основе информированности о текущих результатах по каждой дисциплине;

- своевременно оценивать уровень (качество) освоения дисциплины, выполнение всех видов учебной работы до начала экзаменационной сессии;

- получить навыки самостоятельного планирования работы.

Организация обучения с использованием балльно-рейтинговой системы позволяет преподавателю:

- рационально планировать учебный процесс и стимулировать работу студентов по освоению дисциплины;

- управлять процессом усвоения изучаемого материала каждым студентом и учебной группой в целом;

- своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля;

- более объективно и полно определять итоговый результат с учетом промежуточных результатов;

- обеспечить более точную градацию оценки уровня знаний по сравнению с традиционной 5-бальной системой.

Использование БРС в оценке качества освоения учебной программы позволяет:

- повысить уровень организации образовательного процесса

- получить четкую и дифференцированную оценку знаний, умений и навыков студентов;

- обеспечить объективность оценки знаний, умений и навыков студентов;

- повысить конкурентность, состязательность студентов в процессе обучения.

Показатели балльно-рейтинговой системы оценок

БРС включает оценку по следующим показателям:

1. посещаемость занятий

2. активность на занятиях

3. рубежный контроль

4. аттестация самостоятельной работы

5. штрафные баллы

Посещаемость отмечается в ведомости балльно-рейтинговой системы оценки учебной работы студентов - символом "+" обозначается присутствие студента, символом "Н" - отсутствие.

Проверка посещаемости осуществляется преподавателем в начале занятия.

Опоздание студента более чем на 10 минут считается пропуском занятия. Преподаватель имеет право не допускать к занятию студента, опоздавшего более чем на 10 минут. В случае если студент посетил менее 50% от общего числа академических часов по данной дисциплине без уважительной причины, такой студент не допускается до промежуточной аттестации. В случае если студент посетил менее 50% от общего числа академических часов по данной дисциплине по уважительной причине (болезни), студенту предоставляется право прохождения промежуточной аттестации по дисциплине. Баллы БРС за посещаемость такому студенту начисляются в случае отработки пропущенных часов (виды и формы оговариваются между студентом и преподавателем).

В случае если студент отсутствовал на всех занятия по дисциплине, то прохождение промежуточной аттестации возможно только после углубленного изучения дисциплины.

Баллы за активность студента на занятии.

Активность студента на занятии предполагает выполнение студентом сверх предусмотренных учебно-методическим комплексом обязательных заданий по дисциплине следующих видов работ: активное обсуждение на лекциях вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем, групповая работа по заданиям преподавателя в рамках лекционных или семинарских занятий и т.п.

Баллы за рубежный контроль

Рубежный контроль проводится в соответствии с порядком, установленным в учебном заведении. По результатам рубежного контроля преподаватель может присвоить от 3 до 5 баллов соответствующим студентам за результаты рубежного контроля в соответствии с классической пятибалльной шкалой оценки.

Баллы за аттестацию самостоятельной работы студентов

Оценка самостоятельной работы осуществляется в соответствии с порядком, установленным в учебном заведении.

Баллы БРС присваиваются следующим образом:

- 25 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки;

- 20 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки;

- 15 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки;

- 10 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей;

- 0 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны неудовлетворительной оценки.

БРС предусматривает штрафные баллы за нарушение сроков сдачи самостоятельных работ и за низкую дисциплину на занятии. Штрафные баллы суммируются, и вычитаются из баллов за самостоятельную работу. Штрафные баллы за низкую дисциплину на занятии могут быть начислены студенту преподавателем за опоздание более чем на 10 минут, посторонние разговоры во время занятий, за использование мобильных устройств, неэтичное поведение при общении с другими студентами или преподавателем, использование нецензурных выражений, нарушения требований, установленных преподавателем к поведению на занятии.

Штрафные баллы за низкую дисциплину на занятии начисляются по усмотрению преподавателя.

Результаты оценки учебной работы в рамках БРС могут использоваться преподавателем для аттестации учебной работы по дисциплине.

Контроль знаний является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителям ежедневно приходится контролировать учебную деятельность своих учеников путем устных опросов во время занятий и путем оценки различных письменных работ.

Таким образом, проблема измерения и оценивания результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике. Её решение необходимо для оценки эффективности педагогических инноваций и технологий. Важно, чтобы оценка была адекватной, справедливой и объективной.

ВложениеРазмер
reytingovaya_sistema_otsenki_kachestva_znaniy.doc 65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Традиционные и новые средства оценки результатов обучения

Балльно-рейтинговая система и преимущества ее использования на ступени основного общего образования

. мы. разработаем и введем новые требования к качеству образования. введем мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей.

Из послания Президента

Российской Федерации Д.А.Медведева

Федеральному собранию 2009 году

Контроль знаний является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителям ежедневно приходится контролировать учебную деятельность своих учеников путем устных опросов во время занятий и путем оценки различных письменных работ.

Таким образом, проблема измерения и оценивания результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике. Её решение необходимо для оценки эффективности педагогических инноваций и технологий. Важно, чтобы оценка была адекватной, справедливой и объективной.

Для разработки системы оценки качества основного общего образования необходимо сформулировать ряд важных принципов, на котором и будет построена базовая модель мониторинга системы оценивания в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Система оценки качества образования должна быть напрямую связана с современными образовательными технологиями и быть сбалансированной системой. Необходимо найти разумное соотношение между внешней и внутренней оценкой качества образования.

Именно педагогический субъективизм является главной причиной, по которой учащиеся отдают предпочтение компьютерным и тестовым формам контроля с минимальным участием педагогов.
В связи с этим встает вопрос о поиске принципиально иного подхода к оцениванию, который способствовал бы гуманизации образования, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и самостоятельности в обучении. Современная система образования выдвигает требование: каждый педагог должен стремиться к повышению объективности оценивания, использованию наряду с традиционными средствами контроля и инновационные достижения педагогической науки.

Сегодня в качестве инновационных средств используют тестирование, мониторинг качества, учебные портфолио, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний.

Балльно-рейтинговая система оценивания предусматривает переход от констатирующего к накопительному статусу баллов. Она основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности учащихся, предусмотренных образовательной программой.

Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки формирует новые реалии в учебной деятельности обучающихся и системе преподавания, в основе которых лежит компетентностная модель формирования знаний, умений и навыков. Поэтому объектом оценивания в балльно-рейтинговой системе являются формируемые компетенции или результаты обучения, что приводит к возникновению связи между преподаванием, оцениванием и результатами обучения. С точки зрения преподавания и обучения имеется динамическое равновесие между стратегиями преподавания, с одной стороны, и результатами обучения и оцениванием, с другой.

В вузовской практике рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и уровень знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения.

Рейтинговая система может быть применимой и эффективной в процессе школьного образования благодаря тому, что
1) учитывает текущую успеваемость и тем самым значительно активизирует самостоятельную и равномерную работу обучающихся в течение определенного периода обучения;
2) более объективно и точно оценивает знания за счет использования дробной 100-

бальной шкалы оценок;
3) создает основу для дифференциации обучающихся, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;
4) позволяет получать подробную информацию о ходе усвоения знаний каждым обучающимся.
Данная система дает возможность
1) определить уровень подготовки каждого обучающегося на определенном этапе учебного процесса;
2) отслеживать объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;
3) дифференцировать значимость отметок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая и др. работы);
4) отражать текущей и итоговой отметкой количество и качество вложенного школьником труда;
5) повысить объективность оценки знаний.

Таким образом, целью введения балльно-рейтинговой технологии оценки успеваемости являются:

·комплексная оценка качества учебной работы обучающихся при освоении ими учебной программы;

·стимулирование познавательной деятельности обучающихся и повышение качества образовательных результатов в целом;

·повышение уровня организации образовательного процесса.

Рейтинговая система позволяет также администрации учебного заведения осуществлять регулярный контроль и оценку качества учебного процесса, осуществлять дифференциацию и другие возможности организации и управления.

Рассмотрим педагогические возможности рейтинговой системы. Что дает она обучающемуся, какие новые возможности предоставляет преподавателю?

Основные преимущества данной системы оценивания и для обучающихся, и для преподавателей представим для наглядности в виде таблицы.

Преимущества рейтинговой системы оценивания

Преимущества для обучающихся

Преимущества для преподавателей

Возможность распоряжаться своим временем самому

Рациональное планирование учебного процесса, организации индивидуальной и творческой работы учащихся

Проведение постоянной самодиагностики и самоконтроля учебных достижений

Стимулирование эффективного обучения старшеклассников

Возможность выбора порядка выполнения учебных заданий, самостоятельное планирование их выполнения

Возможность своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса

Сравнение уровня своих знаний с уровнем знаний других учащихся

Объективная оценка выполнения каждым учащимся каждого учебного задания

Наличие соответствующих прав (освобождение от зачета, экзамена и т.д.)

Возможность точно и объективно определять итоговую оценку по предмету

Основные принципы рейтинговой системы сформулируем следующим образом:

·оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика;

·критерии оценивания обговариваются и утверждаются заранее;

·ученик сам выбирает стратегию деятельности;

·незнание не наказывается, стимулируется прогресс познания.

В зависимости от педагогической цели различают различные виды рейтинга:

·рейтинг по предмету или по ряду предметов;

·рейтинг по предмету общий или отдельно по теоретическим вопросам, отдельно по решению задач и по дополнительным баллам;

·временной рейтинг – это рейтинг за некоторый промежуток времени (четверть, полугодие, год),

·тематический рейтинг – это рейтинг по отдельным разделам (темам).

Центральным принципом рейтинга выступает стимулирование. Необходимо использовать стимулирующую роль дополнительных баллов. Все указанные дополнительные баллы примерные (гибкие) и могут изменяться в зависимости от активности учеников. По уровневому подходу к оценке знаний одни и те же действия, выполненные на разных уровнях, оцениваются различным числом баллов.

Использование балльно-рейтинговой системы оценивания качества знаний, реализующей принцип системности и компетентностного подхода в обучении, будет способствовать

1) Повышению качества образовательного процесса в школе посредством внедрения прогрессивных педагогических технологий.

2) Повышению качества школьного образования, осуществляющегося путем создания и соблюдения комплекса педагогических условий, к которым, прежде всего, относятся: дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения, система средств и методов осуществления проверки знаний и умений учащихся, подготовленность учителей к реализации балльно-рейтинговой системы оценивания.

3) Активизации личностного фактора в школьной среде, повышению роли самооценки обучающихся за счет внедрения принципа состязательности в учебный процесс.

4) Повышению объективности и достоверности оценки уровня подготовки учащихся.

5) Формированию мотивации учения.

Как можно подводить итоги рейтинга? Можно разделить все действия учеников на основные (оценочные) и дополнительные. Тогда при подведении итогов возможны следующие варианты:

·в равной мере учитывать и оценочные баллы, и дополнительные (но в этом случае есть возможность за счет неучебных действий получать завышенные отметки, не соответствующие действительным знаниям и умениям ученика);

·можно учитывать только оценочные баллы, а дополнительные – только при спорной отметке (но в этом случае у учеников нет никакого стимула получать дополнительные баллы в большом количестве);

·учитывать оценочные баллы и дополнительные, но ограничить максимум последних баллов;

·учитывать оценочные баллы и дополнительные, но ввести при этом коэффициент соответствия. Например, при выставлении итоговой отметки добавлять к оценочным баллам 10% дополнительных баллов, т.е. коэффициент соответствия равен 0,9.

Необходимо отметить, что при всех своих плюсах внедрение рейтинговой системы сопряжено с рядом рисков психологического и организационного характера.

Во-первых, сама идея ранжирования детей является достаточно спорной в педагогике – не получится ли так, что от введения рейтинга выиграют только те, кто занимает в нем верхние строчки, а остальным рейтинг нанесет психологическую травму? Однако практика и опросы участников образовательного процесса показывают, что в большинстве случаев это не так. Различные рейтинги стали неотъемлемой частью нашей жизни и не вызывают резкого отторжения. Кроме того, рейтинг – инструмент не наказания, а поощрения и стимулирования, как уже указывалось выше. Тем не менее, вводить рейтинговую систему имеет смысл только для старшеклассников, которые уже способны к адекватной самооценке и к целенаправленной работе по саморазвитию.

Во-вторых, существует риск необъективной оценки. Но он оказывается гораздо меньшим, чем в обычной пятибалльной системе, т.к. рейтинг учитывает различные виды достижений. Как правило, рейтинговая таблица отражает реальный статус учащегося в коллективе.

Научные и организационные задачи, встающие при создании балльно-рейтинговой системы контроля и оценки знаний учащихся, весьма сложны, а их решение требует существенных затрат и усилий. Однако результаты, которые можно получить от ее применения, еще более важны для педагогики и дальнейшего развития учебного заведения, и модульно-рейтинговая система является качественно новым уровнем организации преподавания в школе, в основе которой лежит непрерывная индивидуальная работа с каждым учеником не только в течение всей четверти, но и на протяжении всего периода обучения.

Таким образом, балльно-рейтинговая система оценивания учащихся в общеобразовательной школе будет эффективна при соблюдении комплекса педагогических условий:

·качественное выполнение государственных учебных программ и стандартов; достижение определенного уровня овладения знаниями и умениями, степени самостоятельности учащихся;

·дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения, обеспечивающий оптимальное умственное развитие и развитие творческого потенциала учащихся;

·наличие системы средств и методов осуществления проверки знаний и умений учащихся, достижения в учебном процессе таких качеств знаний, как полнота, гибкость, осознанность, прочность, осуществление разных видов контроля: текущего, тематического, заключительного, персонального, группового, предупредительного и др.;

·подготовка учителей к осуществлению разных видов контроля, повышение познавательной активности в учебном процессе.

Образовательное оценивание должно опираться на современные и эффективные модели обучения.

Оценка качества образования должна носить комплексный характер, быть прозрачной, открытой, объективной и оперативной, носить накопительный характер.

Отметка должна стать механизмом диалога и саморазвития всех субъектов образования через децентрализацию системы оценивания и ориентироваться на принцип индивидуализации в основном общем образовании. Это не кнут и не пряник, а просто показатель интеллектуального роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна. Нельзя ругать человека за низкий или высокий рост, как нельзя ругать инструмент, с помощью которого он измерен. Оценочная шкала - это измерительный инструмент, точность которого играет немаловажную роль.


Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения по специальностям среднего профессионального образования (СПО) построен на овладении студентом профессиональных (ПК) и общих компетенций (ОК). Компетенции — это совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств студента.

Компетенции реализуются благодаря изучению различных дисциплин, прохождению практик, участию в семинарах, конференциях, в ходе самостоятельной работы студента, при индивидуальной работе студента с преподавателями.

В реализации задачи овладения компетенциями свою положительную роль может сыграть балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов. Традиционная система оценивания знаний не вполне соответствует требованиям современного учебно-воспитательного процесса. Педагоги и психологи считают, что оценка должна отражать не только уровень освоенности компетенций, но и личностные качества студента, а именно: умение планировать свою работу, работать в коллективе и в команде, рационально использовать свое и чужое время, работать со справочной и дополнительной литературой, писать конспекты, тезисы, рефераты, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Традиционная система оценивания знаний часто содержит противоречие между самооценкой студента и оценкой преподавателя, она не позволяет проследить динамику роста студента, в результате чего наблюдается снижение эффективности учебно-воспитательного процесса и качества образования. Кроме того, студенты особенно первого курса часто обнаруживают недостаток самоорганизованности, и самостоятельности, отсутствие опыта поисковой деятельности и навыков работы с литературой.

Основными целями введения балльно-рейтинговой системы оценивания являются:

1. Мотивация студентов к постоянной добросовестной работе на протяжении всего семестра.

2. Повышение объективности итоговой оценки.

3. Повышение качества обучения за счёт поэтапной оценки различных видов работ.

Таким образом, введение балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов предполагает проявление следующих положительных моментов:

1. Повышение дисциплинированности студентов. Не выполнив вовремя то или иное задание, студент лишается определенного количества баллов.

3. Повышение ощущения психологического комфорта в процессе обучения. Накопительная система баллов у добросовестного студента снижает волнение, связанное с ожиданием предстоящей итоговой аттестацией.

4. Повышение объективности оценки. Преподаватель оценивает все достижения студента по определенным критериям, не сводя их к среднему баллу. Система оценивания открыта для каждого студента.

5. Усиление элемента конкуренции среди студентов. Рейтинговая система предоставляет возможность проявить себя, выделиться.

6. Активизация работы преподавательского состава. Для каждой дисциплины должен быть составлен весь пакет заданий с указанием баллов и перечислены случаи дополнительного поощрения.

7. Повышение управляемости образовательной среды со стороны преподавателей. Варьируя начислением баллов для конкретной группы, дисциплины, специальности, преподаватель добивается качественного овладения студентами профессиональных и общих компетенций.

Студенты отмечают следующие преимущества балльно-рейтинговой системы:

1. Включение 60 % текущих баллов в итоговую оценку.

2. Стимуляция активности студентов на занятиях.

3. Улучшение посещаемости занятий.

4. Возможность постоянного контроля своих баллов.

Согласно рекомендациям методического совета СПб ТКУиК (Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции) балльно-рейтинговое оценивание результатов обучения студентов осуществляется в ходе текущего, рубежного и итогового контроля (промежуточной аттестации) освоения дисциплин и междисциплинарных курсов.

Текущий контроль — это непрерывно осуществляемый в ходе аудиторных и самостоятельных занятий по учебному курсу контроль уровня знаний, умений, навыков и опыта деятельности студента в течение семестра.

Рубежный контроль — это форма текущего контроля, направленная на проверку освоения тематически завершенной части рабочей программы дисциплины, МДК (раздела МДК) или промежуточные срезы знаний.

Промежуточная аттестация — это итоговый контроль по дисциплине, МДК или практике, осуществляемый в форме дифференцированного зачета, зачета или экзамена, направленный на определение уровня знаний, умений, сформированности общих и профессиональных компетенций.

Баллы, характеризующие индивидуальный рейтинг студента, набираются им в течение всего периода обучения за выполнение отдельных видов учебных работ и проявленные при этом личностные качества.

Для оценивания личностных качеств студентов (дисциплина, ответственность, инициатива и др.) предусматривается выделение определенного числа баллов (в пределе до 10 % от общего числа).

Общие интервалы градаций баллов, связанные со шкалами оценок успеваемости, и распределение их по дисциплинам и МДК, устанавливаются едиными по колледжу.

Максимальная сумма баллов, которую студент может набрать за семестр по каждой дисциплине, МДК (разделу МДК) или отдельно по практике составляет 100 баллов.

Итоговая оценка по результатам освоения дисциплины, МДК (разделу МДК) или практике выставляется по 5-балльной шкале или в зачетном формате (в соответствии с формой промежуточной аттестации, установленной учебным планом). Итоговая оценка заносится в экзаменационную (зачетную) ведомость и зачетную книжку студента.

Для перевода накопительной рейтинговой оценки в формат 5-балльной шкалы или итогового зачета используется шкала, представленная в таблице 1.

Перевод рейтинговой оценки в 5-балльную шкалу

Наименование оценки

Сумма рейтинговых баллов

Эквивалент по пятибалльной шкале

Зачет/незачет

Студенты, не набравшие установленной минимальной суммы баллов в ходе текущего контроля, могут добирать баллы до завершения рубежного контроля.

Студенты, набравшие к началу промежуточной аттестации сумму баллов в интервале от 40 до 59 включительно, допускаются к промежуточной аттестации, в период которой они могут получить баллы, необходимые для выставления им зачета и (или) оценки по дисциплине (экзамену).

Студенты, набравшие меньше 60 баллов по результатам текущего и рубежного контроля, считаются не аттестованными и имеющими по ним академическую задолженность, т. е. они не могут быть допущены к промежуточной аттестации.

Студенты, набравшие в ходе текущего и рубежного контроля сумму баллов более 59 баллов, автоматически получают зачет. Для получения более высокой оценки студенты должны проходить промежуточную аттестацию.

Внедряемая балльно-рейтинговая система предполагает разработку технологической карты дисциплины (МДК и. т.п.), где указываются виды обязательных работ и количество баллов, которые могут получить студенты за выполнение каждого задания.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МДК 03.02

Наименование раздела/ модуля/ темы и № п/п

Наименование, обязательных для выполнения студентами работ/вид работы студента по дисциплине

Количество занятий, на которых студент может выполнить тот или иной вид работы

Максимальное количество баллов за выполнение одного вида работы

Сумма максимального накопления баллов по виду работы

Сумма баллов по разделу/ модулю/теме

Тема 2.1. Основные понятия и классификация инструментария технологии программирования

Тема 2.2. Логическое проектирование

Лабораторные работы № 1-№ 5.

Тема 2.3. Физическое проектирование

Лабораторная работа № 6 -№ 15.

Рубежный контроль 1

Тестирование по темам 2.1

Рубежный контроль 2

Тестирование по темам 2.2, 2.3

Личностные качества студента

Критерии: Выполнение заданий вовремя, посещение занятий, активность на занятиях, ведение конспекта, аккуратность.

Тестирование по всем темам курса

Итого, студент максимально, может набрать

Изучение нового материала и его закрепление оценивается в рамках баллов за личные качества.

Для видов работ предусмотрены следующие критерии оценивания:

1. Критерии оценивания работы на семинаре (максимально 3 балла).

Студент выступил с докладом, отражающим полностью тему, выступление сопровождалось презентацией и комментариями студента. Выступление было ярким, интересным, студент не обращался к записям, наладил контакт с группой, отвечал на вопросы группы и задавал свои вопросы студентам — 3 балла. Студент выступил с докладом без презентации — 1 балл. Для того чтобы задание было зачтено и были выставлены баллы, студенту необходимо набрать не менее 1 балла.

2. Выполнение лабораторной работы (максимально 3–4 баллов).

Выполнение ЛР и ее защита без ошибок — максимальное количество баллов, назначенное конкретной лабораторной работе. Выполнение ЛР с защитой, но с ошибками — 70 % от максимального количества баллов. Выполнение ЛР без защиты — 50 % от максимального количества баллов.

3. Критерии оценивания рубежного контроля 1 (минимум 20 вопросов).

Если 90–100 % тестовых вопросов верны — 7 баллов, 80 % — 6 баллов, 70 % — 5 баллов и т. д.

Если 20 % — 1 балл, 10 % — 1 балл, 5 % — 0 баллов. Для того чтобы рубежный контроль был зачтен и были выставлены баллы, студенту необходимо набрать не менее 4 балла.

4. Критерии оценивания рубежного контроля 2 (минимум 30 вопросов).

Если 90–100 % тестовых вопросов верны — 10 баллов, 80 % — 9 баллов и т. д. 5 % — 1 балл. Для того чтобы рубежный контроль был зачтен и были выставлены баллы, студенту необходимо набрать не менее 7 баллов.

5. Личностные качества студента (максимально — 10 баллов).

Студент посетил более 60 % занятий и выполнил все виды обязательных работ, которые сдавал вовремя — от 5 до 7 баллов. Студент посетил 40 % занятий и выполнил все обязательные работы, но некоторые сдал не вовремя — от 3 до 5 баллов. Студент посещал занятия, но не выполнил все обязательные виды работ — от 1 до 3 баллов. К указанным баллам преподаватель может прибавить дополнительно от 1 до 3 баллов за активность на занятиях, ведение конспекта, аккуратность, а также за участие в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях. Для того чтобы были выставлены баллы за личностные качества, студенту необходимо набрать не менее 5 баллов.

6. Критерии оценивания дифференцированного зачета (минимум 40 вопросов теста — 20 баллов).

Для того чтобы выполнение итогового тестирования было зачтено и были выставлены баллы, студенту необходимо набрать не менее 12 баллов за тест.

К недостаткам балльно-рейтинговой системы можно отнести:

1. Увеличивающийся документооборот преподавателей. Преподаватели регулярно должны заполнять журнал накопления баллов студентами для всех групп и преподаваемых дисциплин.

2. Неадекватное оценивание способных студентов. Студенты, вынужденные пропускать занятия по разным причинам (работа, болезнь), не могут в полной мере использовать накопительную систему баллов.

3. Неполноценное овладение учебным материалом студентами. Студенты могут накопить баллы, пропуская некоторые разделы дисциплины. Соответственно это влияет на качество усвоения материала.

Однако трудоёмкая работа преподавателя по учету баллов студентов значительно упрощается при работе в системе MOODLE, которая создает и хранит портфолио каждого студента: оценки и комментарии преподавателя, все сданные работы, контроль над посещаемостью и активностью студентов. В этом случае преподавателю нет необходимости составлять отдельно ведомость учета баллов по всем видам учебной деятельности студентов, т. к. в системе MOODLE она создается автоматически. Рейтинг студентов можно выстраивать в соответствии с заданным критерием. Имеется возможность настроить список заработанных оценок (баллов), видимый студенту. Преподаватель может просматривать списки по всем студентам, по одному студенту или по одной группе.

В любом случае, использование балльно-рейтинговой системы при организации учебного процесса способствует активизации образовательной деятельности студентов, развитию у них чувства ответственности и самостоятельности, повышает объективность оценки и оказывает положительное влияние на ритмичность работы при овладении ими профессиональными и общими компетенциями.

Литература:

1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: 2006

2. Новые методы и подходы к организации образовательного процесса. / Под ред. В. И. Байденко. — М.: 2007

3. Сазонов, Б. А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса // Высшее образование в России. — 2012. — № 6

Основные термины (генерируются автоматически): балл, студент, рубежный контроль, промежуточная аттестация, MOODLE, итоговая оценка, Критерий оценивания, Личностное качество студента, работа, балльно-рейтинговая система.

Похожие статьи

Балльно-рейтинговая система оценки компетентности.

балл, студент, рубежный контроль, промежуточная аттестация, работа, Личностное качество студента, Критерий оценивания, итоговая оценка, MOODLE, балльно-рейтинговая система.

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов.

- внутрисеместровые аттестации (рубежные аттестации, контрольные работы и т. д.) — 3–5 баллов

Балльно-рейтинговая система оценки учебной работы студентов вводится как гибкое и эффективное средство разбиения студентов по результатам их учебной деятельности.

Критерии контроля знаний при модульном обучении

балл, студент, рубежный контроль, промежуточная аттестация, работа, Личностное качество студента, Критерий оценивания, итоговая оценка, MOODLE, балльно-рейтинговая система.

Практические аспекты реализации текущего контроля на примере.

балл, студент, рубежный контроль, промежуточная аттестация, работа, Личностное качество студента, Критерий оценивания, итоговая оценка, MOODLE, балльно-рейтинговая система.

О проведении текущего контроля успеваемости курсантов.

балл, студент, рубежный контроль, промежуточная аттестация, работа, Личностное качество студента, Критерий оценивания, итоговая оценка, MOODLE, балльно-рейтинговая система.

Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов в вузе.

Например, балльно-рейтинговая система оценки в Беларуси практикуется только на дневном отделении. А при оценивании знаний обучающихся в ходе текущего

Успеваемость студента Российского ВУЗа отражается в сумме баллов за текущий и рубежный контроль в семестре.

Рейтинговая система оценки успеваемости студентов вуза как.

Современный этап развития высшего образования характеризуется повышением требований к ее качеству, что предопределило необходимость поиска новых технологий обучения, а также соответствующих им форм контроля и оценки учебных достижений.

В качестве критериев для оценки выступают сами требования к освоению образовательных программ или требования к результатам образования.

Так как за каждый урок по критериям можно набрать более 10 баллов, то десяти бальная система оценивания нам не подошла.

Балльно-рейтинговая система как средство мотивации.

Похожие статьи

Балльно-рейтинговая система оценки компетентности.

балл, студент, рубежный контроль, промежуточная аттестация, работа, Личностное качество студента, Критерий оценивания, итоговая оценка, MOODLE, балльно-рейтинговая система.

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов.

- внутрисеместровые аттестации (рубежные аттестации, контрольные работы и т. д.) — 3–5 баллов

Балльно-рейтинговая система оценки учебной работы студентов вводится как гибкое и эффективное средство разбиения студентов по результатам их учебной деятельности.

Критерии контроля знаний при модульном обучении

балл, студент, рубежный контроль, промежуточная аттестация, работа, Личностное качество студента, Критерий оценивания, итоговая оценка, MOODLE, балльно-рейтинговая система.

Практические аспекты реализации текущего контроля на примере.

балл, студент, рубежный контроль, промежуточная аттестация, работа, Личностное качество студента, Критерий оценивания, итоговая оценка, MOODLE, балльно-рейтинговая система.

О проведении текущего контроля успеваемости курсантов.

балл, студент, рубежный контроль, промежуточная аттестация, работа, Личностное качество студента, Критерий оценивания, итоговая оценка, MOODLE, балльно-рейтинговая система.

Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов в вузе.

Например, балльно-рейтинговая система оценки в Беларуси практикуется только на дневном отделении. А при оценивании знаний обучающихся в ходе текущего

Успеваемость студента Российского ВУЗа отражается в сумме баллов за текущий и рубежный контроль в семестре.

Рейтинговая система оценки успеваемости студентов вуза как.

Современный этап развития высшего образования характеризуется повышением требований к ее качеству, что предопределило необходимость поиска новых технологий обучения, а также соответствующих им форм контроля и оценки учебных достижений.

В качестве критериев для оценки выступают сами требования к освоению образовательных программ или требования к результатам образования.

Так как за каждый урок по критериям можно набрать более 10 баллов, то десяти бальная система оценивания нам не подошла.

Балльно-рейтинговая система как средство мотивации.

Читайте также: