Автоматизация юридической деятельности доклад

Обновлено: 02.07.2024

Как повлияли информационные технологии на юридическую деятельность

Применение инструментов из информационной среды помогло юристам быстрее получать необходимые для работы данные. Доступными стали узкопрофильные обучающие материалы. Больше не надо тратить время на поиск последней редакции нужного нормативно-правового акта, иметь его перед глазами в печатном варианте до следующей редакции.

Благодаря информационным разработкам юристы смогли уделять основным задачам больше времени. Технологии позволили автоматизировать многие процессы, связанные с документооборотом.

Применение информационных технологий в юриспруденции

Работу юристов максимально оптимизировали справочные и автоматизированные системы.

Справочные правовые системы – это компьютерная база данных, созданная для информационного сопровождение работы юристов и специалистов смежных профессий. База включает:

  • нормативные правовые акты,
  • судебную практику,
  • постатейные комментарии,
  • профессиональные юридические журналы,
  • юридическую литературу.

Элементы связаны между собой перекрёстными ссылками, историями версий и поиска. Внедрение этого информационного продукта позволило сделать доступными актуальные редакции нормативно-правовых актов круглосуточно из любого места.

Более ранняя систематизация документов отнимала много времени на поиск источников в уже отсортированном массиве данных. Часто это приводило к потере информации, ложным выводам и ошибкам.

Автоматизированные информационные системы для юристов отвечают за хранение, обеспечение эффективного поиска и передачу информации по соответствующим запросам. Доступ к АИС, в отличие от справочных систем, ограничен. Система содержит закрытую информацию о розыскных мероприятиях, специальных экспертизах и используется исключительно в служебных целях. Внедрение АИС позволило сотрудникам сократить время на взаимодействие с разными структурными подразделениями и вовремя получать необходимую информацию.

Как используются информационные технологии в деятельности юриста

Информационная индустрия внедрила в жизнь человека различные электронные устройства. Их использование рассчитано на широкий круг потребителей и не зависит от их профессии. В юридической сфере некоторые устройства стали незаменимыми. Активно применяются:

  • фото- и видеокамеры,
  • видеорегистраторы,
  • микрофоны,
  • диктофоны.

С помощью этих устройств на электронные носители фиксируются сведения, которые имеют доказательный характер.

Видеоконференцсвязь позволяет не вызывать участников процесса в зал суда на судебных стадиях рассмотрения дел, когда физическое присутствие необязательно. Также не всегда обязательна личная встреча юриста с клиентом. Мессенджеры помогают давать консультации в удобное время. В социальных сетях есть целые сообщества, где профессионалы отвечают на правовые вопросы аудитории.

Благодаря информационным технологиям юридические аспекты стали доступны широкой массе населения – студентам профильных специальностей, простым гражданам, сотрудникам смежных профессий. Работники юридического профиля оптимизировали выполнение каждодневных задач и смогли сконцентрироваться не на рутинном поиске нужных документов, а на важных и срочных делах.

Компьютеризацию человеческой деятельности в целом можно считать наиболее значимой особенностью, характеризующей научно-технический прогресс всего человечества второй половины ХХ века. Под термином компьютеризация скрываются множество различных определений. Но если взять из них из них самое основное, то можно сделать вывод, что под этим термином понимается широкое внедрение в нашу повседневную жизнь компьютерной техники, специального программного обеспечения и математических методов.

Содержание работы

Введение. 3
1. Понятие автоматизированной информационной системы. 5
2. Классификация автоматизированных информационных систем. 8
3. Автоматизированные информационные системы в юридической деятельности. 12
Список используемой литературы 18

Файлы: 1 файл

автоматизированные информационные системы в юридической деят1.doc

Кафедра математики и информационных технологий

по дисциплине: Информационные технологии в юридической деятельности

Введение

Распространение компьютеров стимулировало очень большое количество новых идей, ведь компьютерный мир – это новое, пока еще мало изученное и освоенное творческое пространство. Однако зачастую оказывается, что для воплощения всех творческих идей не хватает вычислительной мощности компьютера, и ее приходится увеличивать, внедрять новые технологии, ускоряющие скорость работы. Чем выше скорость работы компьютера, тем шире творческое пространство, позволяющее человеку реализовывать свои фантазии в электронном виде. Однако человеческая психология такова, что его потребности безграничны, чем больше будет усиливаться мощь компьютеров, тем больше он будет от них требовать. Происходящая сейчас модернизация и компьютеризация представляет собой двуединый процесс: человек совершенствует компьютерные системы, а они, в свою очередь, совершенствуют его. Происходящие в настоящее время процессы развития и модернизации компьютеров чрезвычайно быстры, и прогнозировать их даже на ближайшие 5 лет практически невозможно.

1. Понятие автоматизированной информационной системы

Полностью автоматизированная информационная система или АИС — это совокупность различных программно-аппаратных средств, которые предназначены для автоматизации какой-либо деятельности, связанной с передачей, хранением и обработкой различной информации.

Автоматизированные информационные системы представляют, с одной стороны, разновидность информационной системы или ИС, а с другой стороны, являются автоматизированной системой АС, вследствие этого их часто называют АС или ИС.

В автоматизированных информационных системах за хранение любой информации отвечают:

1. На физическом уровне:

a. внешние накопители;

b. встроенные устройства памяти (RAM);

c. массивы дисков;

2. на программном уровне:

b. файловая система ОС;

c. Системы хранения мультимедиа, документов и т. д.

На сегодняшний день достаточно широко применяются разнообразные программные средства при работе с компьютером. В их числе находятся и автоматизированные информационные системы. Информационная система или ИС – это система обработки, хранения и передачи какой-либо информации, которая представлена в определенной форме.

В современной вычислительной технике ИС представляет собой целый программный комплекс, который дает возможность надежно хранить данные в памяти, выполнять преобразования информации и производить вычисления с помощью удобного и легкого для пользователя интерфейса.

Исходя из вышесказанного, использование современных информационных систем позволяет нам:

1. Работать с огромными объемами данных;

2. Хранить какие-либо данные в течение довольно длительного временного периода;

3. Связать несколько компонентов, которые имеют сво и определенные локальные цели, задачи и разнообразные приемы функционирования, в одну систему для работы с информацией;

4. Существенно снизить затраты на доступ и хранение к любым необходимым нам данным;

5. Довольно-таки быстро найти всю необходимую нам информацию и т. д.

В качестве классического примера современной информационной системы, стоит упомянуть банковские системы, АС управления предприятиями, системы резервирования железнодорожных или авиационных билетов и т. д.

На сегодняшний день современные СУБД обладают очень широкими возможностями архивации данных и резервного копирования, параллельной обработки различной информации, особенно, если в качестве сервера базы данных используется многопроцессорный компьютер.

Автоматизированная информационная система или АИС – это информационная система, которая использует ЭВМ на этапах ввода информации, ее подготовки и выдачи, то есть является неким развитием ИС, которые занимаются поиском, используя прикладные программные средства. Автоматизированные информационные системы можно смело отнести к классу очень сложных систем и, как правило, не столько с большой физической размерностью, а в связи с многозначностью различных структурных отношений между компонентами системы.

Автоматизированная информационная система может быть легко определена как целый комплекс современных автоматизированных информационных технологий, которые предназначены для какого-либо информационного обслуживания. Без внедрения самых современных методов управления, которые базируются на АИС, невозможно и повышение эффективности функционирования предприятий.

Современные АИС позволяют:

1. Повысить производительность работы всего персонала;

2. Улучшить качество обслуживания клиентской базы;

3. Снизить напряженность и трудоемкость труда персонала , а также минимизировать количество ошибок в его действиях;

На сегодняшний день, автоматизированная информационная система, является совокупностью технических (аппаратных), математических, телекоммуникационных, алгоритмических средств, методов описания и поиска объектов программирования и сбора и хранения информации.

2. Классификация автоматизированных информационных систем

Классифицировать информационны е системы достаточно сложно из-за их разнообразия и постоянного развития структур и функций. В качестве признаков классификации используются: область применения, охватываемая территория, организация информационных процессов, направление деятельности, структура и др.

По территориальному признаку АИС классифицируются на международные, общегосударственные, геоинформационные, области, республики, округа, города, района и т.д.

По сфере применения различают АИС в экономике, в промышленности, в торговле, на транспорте, в правовой сфере, в медицине, в учебных заведениях и т.п.

В рамках одной сферы АИС можно классифицировать по видам деятельности. Так, например, все правовые информационные системы можно условно разбить на АИС, используемые в правотворчестве, правоприменительной практике, правоохранительной деятельности, правовом образовании и воспитании. Конечно, следует понимать, что подобного рода классификация достаточно условна, так как одни и те же АИС могут использоваться в различных видах правовой деятельности.

Можно классифицировать правовые информационные системы с точки зрения правового образования, в рамках которого они сложились и задачи которого решают в процессе своего функционирования, - автоматизированные системы органов прокуратуры, юстиции, судов и др.

Один из основных подходов к классификации автоматизированных систем правовой информации (АСПИ) связан с видами обрабатываемой социально-правовой информации.

При классификации автоматизированных систем правовой информации можно выделить АСПИ, основанные на системе нормативных правовых актов (например, информационно-поисковые по законодательству). Для этих систем проблемы систематизации информации связаны с вопросами классификации и систематизации нормативных правовых актов.

С другой стороны, можно выделить системы, аккумулирующие и обрабатывающие разнообразную социально-правовую информацию ненормативного характера: криминологическую, криминалистическую, судебно-экспертную, оперативно-розыскную, научную правовую и др.

С точки зрения разработки автоматизированных систем в области права выделяются классификации на документированную и иную правовую информацию.

Документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Указанные реквизиты являются основными основаниями для классификации обрабатываемой информации.

Фактографическая информация - это описание выбранных характеристик, свойств объектов, информация о которых собирается, систематизируется и обрабатывается в данной информационной системе. Для каждой характеристики должна быть точно определена форма ее представления в системе (текстовая, графическая, звуковая и т.д.). Вид хранимой и обрабатываемой автоматизированной системой информации во многом определяет ее программно-техническое решение.

Всю документированную правовую информацию можно разбить на официальную и неофициальную. К официальной правовой информации относятся сведения и данные о праве или о законодательстве в широком смысле слова, то есть обо всех действующих и уже прекративших действие нормативных актах. В автоматизированных системах, основанных на официальной правовой информации, большую роль играет ее классификация по источникам права: законы Российской Федерации, нормативные акты правительства страны и правительств республик, министерств и ведомств страны и республик и местных органов государственной власти и государственного управления, общественных организаций и др.

В качестве неофициальной правовой информации, лежащей в основе функционирования АСПИ, рассматриваются все сведения и данные о праве и связанных с ним явлениях, которые отражены в юридической научной литературе, не являющейся официальной (юридических монографиях, учебниках, статьях, обзорах, докладах, справочниках и других материалах), и сведения, содержащиеся в материалах, полученных от предприятий, учреждений, общественных организаций, граждан и других источников.

Здесь следует заметить, что информация, полученная в результате работы автоматизированной системы, хранящей и обрабатывающей официальную правовую информацию, не будет являться официальной. Исключение составляет система "Собрание законодательства РФ", разработанная Центром новых компьютерных технологий научно-технического центра Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ). Согласно указам Президента РФ от 5 апреля 1994 г. N662 (53) и от 9 августа 1994 г. N1664 тексты правовых актов в машиночитаемом виде в этой системе являются официальными.

Большое значение, с точки зрения создания и функционирования АИС, имеет классификация информации по степени доступа на открытую и ограниченного доступа. Использование подобного рода информации в автоматизированных системах требует организации технической и программной защиты ее от несанкционированного доступа.

Существуют классификации АСПИ по виду используемых технических (на каком классе вычислительных машин функционируют), программных (под управлением какой операционной системы работают, с помощью каких программных средств созданы), лингвистических средств, а также логико-математических методов, лежащих в основе процесса обработки информации. Кроме того, автоматизированные системы правовой информации можно классифицировать по требованию к уровню подготовки пользователей (для специалистов, для широкого круга пользователей).

Опыт практического применения АИС показал, что наиболее точной, соответствующей самому назначению АИС следует считать классификацию по степени сложности технической, вычислительной, аналитической и логической обработки используемой информации. При таком подходе к классификации можно наиболее тесно связать АИС и соответствующие информационные технологии.

Работа юридического департамента крупной компании сопряжена не только с анализом и обработкой больших массивов информации, но и с необходимостью внедрения комплексных систем автоматизации учета, контроля и управления. Большинство бизнес-процессов юридического департамента можно автоматизировать, и в решении этой задачи есть два основных пути.

Автоматизация юридической деятельности: способы и пути

Первый способ — разработка и внедрение собственных автоматизированных информационных систем и сервисов, способных до мелочей учесть специфику деятельности и задачи юридического департамента конкретной компании.

Второй путь — внедрение систем и сервисов сторонних разработчиков, оптимально отвечающих фактическим потребностям департамента.

Учитывая, что юридическое обеспечение не является профильным видом деятельности для компаний, в структуре которых имеется юридический департамент, а разработка индивидуальных программных продуктов — дорогое удовольствие даже для крупного бизнеса, в подавляющем большинстве случаев и за рубежом, и в России используются готовые отраслевые решения сферы Legal IT. Однако, в отличие от России, юридические департаменты зарубежных компаний могут себе позволить выбирать необходимые программные продукты и сервисы из очень большого количества представленных на рынке решений.

Как правило, распространенные за рубежом системы автоматизации учета и управления, ориентированные на достаточно крупные юридические отделы, имеющие разветвленную сеть и сложную структуру, представляют собой комплексные и системные решения, поддерживающие возможность удаленного взаимодействия, а нередко и интеграции с внутрикорпоративной информационной системой компании.

Зарубежные системы автоматизации

Среди западных систем можно выделить, например, LexisNexis и AbacusLaw. Пользователям LexisNexis предлагает решения, которые включают доступные в режиме онлайн интегрированные базы данных в области экономической безопасности и управления рисками, международного права и защиты интеллектуальной собственности, а также предоставляют инструменты для подготовки юридических документов на базе шаблонов, судебных, аналитических и иных материалов. Специальные решения и продукты для юридических департаментов и отделов предусматривают инструменты для исследовательской и аналитической деятельности, направленные на построение эффективных юридических и бизнес-стратегий, специальные сервисы для эффективной судебной практики, а также решения для учета и управления в юридическом департаменте.

AbacusLaw предлагает интегрируемые сервисы и решения для упрощения, автоматизации и повышения эффективности выполнения множества задач. Среди возможностей системы биллинг и выставление счетов, многозадачный календарь, ведение истории дел и клиентов, управление делами, ведение контрактной работы, автоматизация документооборота, мониторинг и управление временем, конфликт-менеджмент и многие другие функции.

В целом же основными задачами юридической и управленческой деятельности на уровне юридических департаментов, которые можно успешно решить с использованием зарубежных правовых ИТ-систем и сервисов, являются:

  • общие организационные и управленческие вопросы;
  • аналитика, формирование стратегий;
  • мониторинг и управление всей совокупностью проектов, дел;
  • проверка контрагентов, управление рисками;
  • подготовка документов, отчетов, автоматизация документооборота;
  • доступ и использование материалов судебных дел;
  • взаимодействие с коллегами, партнерами;
  • календарь, управление временем, учет затрат времени, биллинг, выставление счетов;
  • ведение баз данных, знаний, истории;
  • отслеживание эффективности работы всего департамента, отдельных подразделений, территориальных структур;
  • конфликт-менеджмент.

Автоматизация юридической деятельности в России

Несмотря на то, что в России на рынке Legal IT выбор не так велик, есть сервисы, которые перекрывают даже зарубежный опыт. Например, система Case.one была специально разработана для ведения дел в юридических департаментах. Среди ключевых особенностей данного сервиса одновременное ведение множества дел, которые группируются по проектам. Сотрудники юрдепа ведут учет работы по каждому делу, где вся информация удобно распределена по блокам — события, задачи, документы, участники. Важные события и заседания добавляются в календарь, любая внесенная информация может быть использована для формирования отчетов. Постановка задач и контроль их выполнения упрощает командную работу.

Универсальность Case.one обеспечивает гибкая настройка системы — каждая компания создает свои шаблоны карточек дел, шаблоны документов и отчетов, добавляет в справочники нужные значения, настраивает уровень доступа как для отдельных пользователей, так и для целых филиалов.

Высокая стоимость индивидуальных разработок не порождает у бизнеса желания сформировать собственную ИТ-инфраструктуру для своего юридического департамента, что на данный момент действительно выглядит экономически неоправданным подходом. Одни довольствуются обычными офисными приложениями, другие — подбирают инструментарий на основе продуктов разных разработчиков, каждый из которых способен решать какие-то узкие задачи, либо используют внутрикорпоративные информационные системы общего назначения. Исходя из этого, путь автоматизации работы юрдепа с использованием готовых комплексных IT-решений выглядит наиболее приемлемым, в том числе и для российского бизнеса.

В современном мире, благодаря научно-техническому прогрессу, процесс автоматизации охватил практически все сферы человеческой деятельности. Автоматизация применяется в таких сферах индустрии, как: автомобильная и пищевая промышленность, медицина и фармацевтика, электроника и энергетика. Юридическая профессия также не осталась в стороне.

Для того чтобы оценить опыт и проанализировать ближайшие перспективы автоматизации в юридическом бизнесе, необходимо понимать суть самого процесса автоматизации. В самом широком смысле автоматизация представляет собой не что иное, как организация или управление каким-либо процессом при помощи заранее запрограммированных устройств, более или менее, исключая человеческий фактор. Говоря простым языком, автоматизация – это полное или частичное устранение физического, а применительно к юридической деятельности, и умственного труда. Но как заменяется этот труд в юридическом бизнесе? Обратимся к практике. Так, совсем недавно немецкий разработчик придумал софт, который не просто читает, но и уясняет и разъясняет сложные правовые тексты. То есть фактически данное программное обеспечение осуществляет толкование, благодаря которому инхаус-юристы компаний могут разрешать кейсы за считанные минуты, хотя раньше им пришлось бы потратить на это несколько часов, а то и дней. Также данная программа способна выявлять ошибки и противоречия, готовить объемные отчёты обо всех условиях соглашений. [1] На самом деле существует множество подобных софтов, наиболее известные из них – Aflatum, ProjectMate, Jeffit. Применение этих программ позволяет юристу решать задачи более быстро и качественно. Безусловно, все это повышает эффективность его деятельности.

Как мы видим, применение инновационных технологий, ведущих к автоматизации в юридическом бизнесе, является основным фактором, меняющим профессию юриста. Но эти изменения несут в себе противоречивый характер. Несомненно, к достоинствам процесса автоматизации можно отнести следующее:

1. Повышение производительности труда в компании, поскольку сводится к минимуму фактор человеческой ошибки (например, при составлении договора, написании отчета)

2. Возможность освобождения юристов от рутинной работы и сосредоточение их внимания на более важных проектах (например, программное обеспечение или робот могут готовить обязательные отчеты)

3. Экономия времени, а главное средств, поскольку себестоимость того или иного процесса снижается в связи с тем, что для простой юридической работы человеческий труд не нужен

Но у данного процесса есть и свои издержки. К таковым можно отнести:

1. Рост уровня безработицы по юридической специальности. Особенно с этим могут столкнуться выпускники юридических вузов, которым, как правило, дается та самая рутинная работа (юристу, у которого есть система искусственного интеллекта, вовсе не нужен помощник);

2. Возможность использования роботов злоумышленниками, например, посредством хакерских атак, что может принести большой урон компании.

По нашему мнению, процесс полного внедрения искусственного интеллекта в деятельность юристов невозможен. Искусственный интеллект меняет рабочий процесс, но вовсе не заменяет человеческий разум, и что более важно, реальный опыт. Его невозможно запрограммировать, поскольку он формируется в процессе взаимодействия человека с миром и с другими людьми. И на основе этого опыта мы принимаем зачастую важные решения.

Большая часть задач, особенно связанных с человеческим общением и личным взаимодействием, слишком сложна и неоднозначна для машин, даже самых совершенных. И поэтому, на наш взгляд, необходимо найти баланс между профессиональной деятельностью юристов и применением процесса автоматизации в юридическом бизнесе.

Начало 21-го века ознаменовало собой бурное развитие индустрии современных информационных технологий. И сегодня продукцию этой отрасли можно встретить практически во всех сферах общественной жизни.

развитие информационных технологий

Примеры информационных технологий разнообразны. Возьмем гаджеты. Эти достижения современных технологий прочно обосновались в повседневной жизни любого человека. Сложно сегодня представить себе служащего или бизнесмена, не использующего компьютер или мобильный телефон для осуществления своей деятельности.

Определение понятия

Так что же такое информационные технологии? В современных публикациях можно найти несколько различных подходов к определению данного понятия. Одно из них, по мнению большинства ученых самое верное, дано в трудах Е.В. Надыгиной. По утверждению этого автора, информационные компьютерные технологии являются технологиями, основанными на достижениях компьютерной техники, а также средств коммуникации. При этом они представляют собой совокупность процессов, воздействующих на информацию, и являются инструментарием для ее получения. Такие технологии позволяют осуществлять взаимодействие между людьми и являются способом создания законодательства, принятия совместных решений и развития государственной правовой системы.

Задачи информационных технологий в юриспруденции

Последние достижения науки и техники применяются в различных сферах общественной жизни. Также широкое использование нашли информационные технологии в юридической деятельности. Здесь они позволяют решать определенные задачи, возникающие при исполнении профессиональных обязанностей.

В первую очередь, информационные технологии в юридической деятельности помогают значительно ускорить поиск, обработку и последующий анализ необходимой информации. Кроме того, их используют для оперативного обмена различными сведениями, а также для предоставления данных, востребованных государственными органами, в том числе и в границах судебных процедур.

информационные технологии в юридической деятельности

Информационные технологии в юридической деятельности призваны помочь в получении сотрудником не только правовых сведений. Они позволяют найти различные аналитические и статистические данные, необходимые для решения того или иного вопроса. Юристу также становится доступной и информация в любой из смежных сфер общественной деятельности. Такие данные можно получить из специализированных баз предоставления данных, справочных правовых программ или сети Интернет.

Развитие информационных технологий позволяет юристу значительно снизить время на анализ многочисленных вариантов, которые допускаются обстоятельствами дела, чтобы из их числа выбрать единственный верный. Это способствует более обоснованному принятию решения в рамках конкретного правового случая.

Сегодня каждое рабочее место корпоративного юриста, юрисконсульта или адвоката оснащено компьютерной техникой, позволяющей производить оперативный поиск в той или иной правовой системе. Для обеспечения бесперебойного доступа к таким системам создается отдел информационных технологий. Его сотрудники сопровождают правовые программы, обеспечивая реализацию единой технической политики учреждения.

Самым первым и наиболее значимым достижением информационных технологий, облегчившим жизнь каждого юриста, является создание справочно-правовой системы. К 60–70-м годам прошлого столетия был накоплен значительный по своим объемам бумажный массив информации, касающийся документов внутреннего, а также международного права и многих других. С течением времени все сложнее и сложнее становилась систематизация этих бумажных носителей.

примеры информационных технологий

В этот же период началось развитие информационных технологий, что и побудило юристов обратиться к специалистам в компьютерной области, которые успешно выполнили свою задачу. Уже в 1967 г. программа по компьютерному поиску юридической информации появилась в Европе. В нашей стране первую СПС внедрили в 1975 г., но на начальном этапе доступ к ее информации был ограничен. Лишь в 80–90-х годах прошлого столетия ситуация коренным образом изменилась. Появились многочисленные правовые системы, предназначенные для широкого круга пользователей. С 2011 г. стали внедрять и мобильные СПС. Работа с ними возможна с КПК и мобильных устройств.

Информационные технологии в юридической деятельности получили свое дальнейшее развитие с внедрением автоматизированных информационных систем. На сегодняшний день АИС успешно применяются в сфере государственного управления, судопроизводстве, экспертной, правоохранительной и иной деятельности. Примеры информационных технологий данного плана различны. Так, существуют АИС:

информационные компьютерные технологии

Для удобства использования АИС с 2005 года в правоохранительных органах широко стали распространяться автоматизированные рабочие места (АРМ). Это позволило уже к концу 2006 г. далеко продвинуться в создании Единой информационно-телекоммуникационной системы МВД РФ. С ее помощью стала возможной комплексная автоматизация деятельности следователей и руководителей следственных органов.

Внедренное программное обеспечение, используемое в качестве средства информационных технологий, призвано оказать поддержку сотрудников любого уровня при расследовании преступлений.

Электронный документооборот

На сегодняшний день ЭДО постоянно совершенствуется, трансформируясь в электронные доказательства и систему их оценки. Это допускается такими нормативными документами, как ГПК, УПК, а также АПК России.

Электронный документооборот в юридической сфере выступает в форме:

  • электронных доказательств;
  • электронной системы, оценивающей эти доказательства.

Безопасность электронных документов

ЭДО и ЭП представляют собой элементы, создающие защитное обеспечение информационных технологий. Это позволяют сделать кодовые замки и антивирусные программы, система логинов и паролей и т. д.

Технические устройства

Некоторые средства информационных технологий оказали сильное влияние на юридическую сферу, предоставив возможность фиксации, добывания, а также исследования доказательств. В их перечне находится техника, позволяющая делать аудио- и видеозаписи и т. п. Органами госбезопасности такие средства используются с момента их изобретения. Добывать доказательства помогают мобильные устройства информационных коммуникаций. В их числе планшетные ПК и мультимедийные смартфоны.

средства информационных технологий

Новейшими техническими возможностями обладает мобильное средство для защиты свидетелей. Оно является целым комплексом технических устройств, в который входят:

  • web-камера;
  • плазменная панель;
  • колонки;
  • микрофон;
  • прибор, изменяющий голос свидетеля.

Видеоконференцсвязь

ВКС относится к тем информационным технологиям, которыми юристы пользуются уже давно. На сегодняшний день видеоконференцсвязь способна обеспечить рассмотрение дел в суде в случае удаленного нахождения свидетелей, осужденных или потерпевших. Эффективность таких технологий очевидна.

обеспечение информационных технологий

Они экономят время, средства и силы. ВКС позволяет отказаться от этапирования подсудимого, находящегося в другом городе, ради уточнения лишь некоторых открывшихся обстоятельств дела.

Правовые порталы

На сегодняшний день насчитывается несколько наиболее востребованных интернет-сайтов, содержащих информацию юридического плана. Ценность таких порталов заключена в наличии на них автоматизированных систем оперативной информации (сводок), судебных актов и т. д. В западноевропейских странах реализуется специальная программа, находящаяся на правовых государственных порталах. Она позволяет подавать документы в арбитражный суд юридическим и физическим лицам.

Использование цифровой информации

В качестве доказательств совершенного правонарушения нередко берутся данные регистрирующих приборов, установленных на работу в автоматическом режиме. Это могут быть:

  • авторегистараторы, находящиеся в транспортных средствах;
  • видеокамеры, установленные на дорогах, возле банкоматов, в подъездах и т. д.

Вся информация, полученная из таких банков данных, принимается в качестве доказательств.

роль информационных технологий

Бурное развитие научно-технического прогресса позволяет постоянно совершенствовать методы и средства борьбы с преступностью. Так, соединение абонентных устройств уже может быть принято во внимание для открытия уголовного дела. Получение же конкретных доказательств возможно только после принятия соответствующего решения судом. Такие следственные действия стали возможны после принятия Федерального закона № 143-ФЗ от 01.07.2010 г.

Развитие информационных технологий позволяет органам внутренних дел производить регистрацию поступившей первичной информации о преступлениях и совершивших их лицах. Такая система позволяет охватить 95% криминальных эпизодов, что, в свою очередь, характеризует оперативную обстановку в регионах и в стране.

Информация, содержащаяся в таком учете, за последние годы позволила раскрыть от 19 до 23 процентов преступлений. Этот каждое четвертое из тех правонарушений, которыми занимался уголовный розыск.

Читайте также: